Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации ЯМР
от 10 июля 2013 г. N 2724
Муниципальная адресная программа
по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Ярославского муниципального района на 2013 год
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Ярославского муниципального района на 2013 год (далее - Программа) |
|||
Основание разработки Программы |
1. Конституция Российской Федерации |
|||
2. Гражданский кодекс Российской Федерации | ||||
3. Жилищный кодекс Российской Федерации | ||||
4. Федеральный закон РФ от 21 июля.2007 г N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" | ||||
5. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" | ||||
Куратор Программы |
Заместитель Главы Администрации ЯМР по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительства В.А. Малышев |
|||
Координатор Программы |
МКУ "МФЦР" ЯМР |
|||
Разработчик Программы |
МКУ "МФЦР" ЯМР |
|||
Перечень разделов Программы |
1. Паспорт Программы. |
|||
2. Сведения об общей потребности в ресурсах. | ||||
3. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами | ||||
4. Цель и задачи Программы. | ||||
5. Перечень и описание программных мероприятий. | ||||
6. Условия предоставления и методика расчета средств на софинансирование программных мероприятий; | ||||
7. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам | ||||
8. Методика расчета значений показателей эффективности реализации Программы. | ||||
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | ||||
Цель Программы |
Улучшение эксплуатационных характеристик жилищного фонда Ярославского муниципального района в соответствии со стандартами качества, обеспечивающее, гражданам безопасные и комфортные условия проживания, увеличение сроков эксплуатации и обеспечение сохранности жилищного фонда, а также снижение физического износа и риска возникновения аварийных ситуаций. |
|||
Задачи Программы |
- приведение состояния многоквартирных домов в Ярославском муниципальном районе в соответствие с действующими требованиями нормативно-технических документов; |
|||
- создание условий для развития инициативы собственников помещений в многоквартирных домах к выбору способа управления данными домами; | ||||
- создание условий для формирования эффективных форм управления. (ТСЖ) собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. | ||||
Важнейшие показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
- доля капитально отремонтированного жилья в общей площади жилищного фонда Ярославской области; |
|||
- доля многоквартирных домов, собственники помещений в которых выбрали и реализуют способ управления многоквартирным домом; | ||||
- доля товариществ собственников жилья в общем количестве многоквартирных домов Ярославской области | ||||
Срок реализации Программы |
2013 год |
|||
Объемы и источники финансирования Программы |
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Всего |
2013 год |
Финансовые ресурсы, в т.н.: |
тыс. руб. |
28995,42731 |
28995,42731 |
|
- бюджет Регионального Фонда |
тыс. руб. |
14181,000 |
14181,000 |
|
- бюджет ЯМР |
тыс. руб. |
10465,000 |
10465,000 |
|
- муниципальная собственность |
тыс. руб. |
2640,10238 |
2640,10238 |
|
- частная собственность |
тыс. руб. |
1709,32493 |
1709,32493 |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Увеличение доли многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт в рамках Программы, на 5,54%. |
|||
Доля многоквартирных домов, в которых проведен комплексный капитальный ремонт согласно установленному перечню работ по капитальному ремонту, 41,54%. | ||||
Реализация объема финансирования проведения капитального ремонта - 28 995,42731 тыс. рублей. | ||||
В том числе за счет средств Регионального фонда: 14 181,000 тыс. рублей | ||||
За счет средств бюджета Ярославского муниципального района, предусмотренных на долевое финансирование Программы, 10 465,000 тыс. рублей | ||||
Доля средств лимита финансовой поддержки Ярославского муниципального района, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. 35,4975%.; | ||||
Ответственные лица |
Заместитель директора МКУ "МФЦР" ЯМР Е.Е. Грачева т. 42-93-58 |
II. Сведения об общей потребности в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Всего |
2013 год |
Финансовые ресурсы, в т.ч.: |
тыс. руб. |
28995,42731 |
28995,42731 |
- бюджет Регионального Фонда |
тыс. руб. |
14181,000 |
14181,000 |
- бюджет ЯМР |
тыс. руб. |
10465,000 |
10465,000 |
- муниципальная собственность |
тыс. руб. |
2640,10238 |
2640,10238 |
- частная собственность |
тыс. руб. |
1709,32493 |
1709,32493 |
З.Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
3.1. Негативные тенденции в экономике России, связанные с перестроечным периодом, коснулись всех отраслей хозяйственного комплекса Ярославского муниципального района. Особенно это отразилось на жилищно-коммунальном хозяйстве. Значительная часть жилищного фонда ЯМР ЯО находится в неудовлетворительном. состоянии. Особенно пагубно на состоянии фонда сказывается отсутствие своевременного капитального ремонта жилья.
Городские и сельские поселения ЯМР не имеют возможности и достаточных ресурсов, чтобы достичь создания условий для приведения жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные и безопасные условия проживания граждан, собственными силами.
Разработка Программы обусловлена необходимостью принятия координальных мер для эффективного и бесперебойного функционирования сложной системы, которую представляет жилищно-коммунальное хозяйство, включающее в себя жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения, сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения) и другие объекты, непосредственно осуществляющие жилищно-коммунальное обслуживание потребителей.
3.2. Основными нерешенными проблемами является то, что многоквартирные дома введены в эксплуатацию в основном 1960 - 1980 годах. Общая площадь многоквартирных домов на территории ЯМР составляет более 639,768 тыс. кв.м. За весь период эксплуатации по настоящее время комплексный капитальный ремонт не производился. В результате длительной эксплуатации материал кровли разрушается, трубопроводы горячего, холодного водоснабжения, и системы отопления изношены. Проведение частичных ремонтов не дает ощутимых результатов.
Сложившееся положение обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера, накапливающихся десятилетиями и не получавших своего разрешения. Основную часть жителей в ЯМР составляют пенсионеры. В настоящее время у граждан-собственников помещений в большей степени сохраняется сознание потребителя, чем собственника общего имущества многоквартирного дома. Инвентаризация жилищного фонда в 2010 г. показала необходимость проведения капитального ремонта в том или ином объеме. Износ жилищного фонда составляет более 50%. Темпы старения превышают темпы обновления. Многие годы в неполной мере проводился текущий ремонт жилищного фонда. Комплексный капитальный ремонт не проводился.
Для преодоления отмеченных негативных тенденций в проведении капитального ремонта жилищного фонда необходимы целенаправленные скоординированные действия Администрации Ярославского муниципального района, руководителей предприятий, собственников помещений, а также поддержка государства.
- для предотвращения ветшания жилищного фонда необходимо ежегодно капитально ремонтировать порядка 30% от общей площади жилых помещений,
- ежегодная потребность в средствах на капитальный ремонт жилищного фонда составляет более 100 млн. рублей.
3.3. Финансовое состояние организаций ЖКХ, обслуживающих жилищный фонд в Ярославском муниципальном районе продолжает оставаться неустойчивым.
3.4. Из-за не созданных условий, отсутствуют внебюджетные инвестиции объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию жилищно-коммунального комплекса определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения вышеизложенных проблем, поскольку они носят межотраслевой и комплексный характер и не могут быть решены в течение одного финансового года.
4. Цели и задачи Программы
4.1. Основная цель Программы - это улучшение эксплуатационных характеристик жилищного фонда Ярославского муниципального района в соответствии со стандартами качества, обеспечивающее гражданам безопасные и комфортные условия проживания, увеличение сроков эксплуатации и обеспечение сохранности жилищного фонда, а также снижение физического износа и риска возникновения аварийных ситуаций.
4.2. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- приведение состояния многоквартирных домов в Ярославской области в соответствие с действующими требованиями нормативно-технических документов;
- создание условий для развития инициативы собственников помещений в многоквартирных домах к выбору способа управления данными домами;
- создание условий для формирования эффективных форм управления (ТСЖ) собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.
5. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия (в установленном порядке) |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители (в установленном порядке) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Подготовка заявки от Ярославского района на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда |
до 10.04.2013 |
управляющие организации, товарищество собственников жилья, МКУ "МФЦР" ЯМР |
2. |
Заключение договора о долевом финансировании в 2013 году адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов |
по итогам рассмотрения заявки Ярославского района в сроки, установленные Фондом |
Региональный Фонд содействия; МКУ "МФЦР" ЯМР; Городское и сельские поселения; Управляющие организации; Товарищество собственников жилья. |
3. |
Заключение договоров с муниципальными образованиями области о совместном финансировании Программы |
в течение десяти рабочих дней после заключения договора с Фондом |
МКУ "МФЦР" ЯМР; Управляющие организации; Товарищество собственников жилья. |
4. |
Заключение договоров о совместном финансировании расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в Программу |
до 30.05.2013 |
МКУ "МФЦР" ЯМР; Управляющие организации; Товарищество собственников жилья. |
5. |
Отбор подрядных организаций и заключение договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в Программу |
до 15.06.2013 |
Управляющие организации; Товарищество собственников жилья. |
6. |
Разработка и утверждение порядка выплаты собственниками средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Программу |
до 30.05.2013 |
Управляющие организации; Товарищество собственников жилья. |
7. |
Реализация мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в Программу |
в течение 2013 года |
Управляющие организации; Товарищество собственников жилья. |
8. |
Разработка методической документации и оказание консультативной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований области в процессе реализации мероприятий Программы |
в течение 2013 года |
МКУ "МФЦР" ЯМР |
9. |
Проведение мониторинга реализации Программы и выполнения условий для получения финансовой поддержки за счет средств Фонда |
ежемесячно |
Управляющие организации; Товарищество собственников жилья. |
10. |
Подготовка отчетности о ходе реализации Программы, выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и расходовании средств областного бюджета, предусмотренных в 2013 году на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов. |
в установленные Фондом сроки |
Управляющие организации; Товарищество собственников жилья. |
11. |
Размещение на официальном сайте органов государственной власти Ярославской области в сети Интернет отчетов о ходе реализации Программы, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчетов о расходовании средств Фонда |
в установленные Фондом сроки |
управление коммуникаций и общественных связей Правительства Ярославской области |
12. |
Проведение в установленном порядке корректировки Программы и оценочных индикаторов ее реализации |
в течение 2013 года |
МКУ "МФЦР" ЯМР |
6. Условия предоставления и методика расчета средств на софинансирование программных мероприятий
Система программных мероприятий определяется задачами Программы, услсзиями Предоставления финансовой поддержки за счет средств Регионального Фонда.
Ярославский муниципальный район в срок до 10 февраля 2013 года направляет в Фонд выписку из муниципального правового акта ЯМР о бюджете на 2013 год о наличии расходных обязательств и бюджетных ассигнований на реализацию и долевое финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов с участием средств Фонда.
Размер средств Фонда для соответствующего муниципального образования рассчитывается
Sрф = Smб х Кст.дот. х Кпл. х Кпоправ, где
Sрф - сумма софинансирования муниципального образования из Фонда,
Smб - сумма софинансирования, предусмотренная в бюджете муниципального образования на 2013 год,
Кст.дот. - коэффициент степени дотационности муниципального образования Кпл. - коэффициент площади жилищного фонда муниципального образования Кпоправ. - поправочный коэффициент, рассчитываемый как отношение фактического лимита средств, выделенного Фонду на капитальный ремонт многоквартирных домов, и расчетной суммы софинансирования всех муниципальных образования с учетом степени дотационности и площади жилищного фонда.
Расчет размера долевого финансирования для проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда, местного бюджета, а также внебюджетных источников (средств ТСЖ и собственников помещений в многоквартирных домах) приведен в таблице 1.
Таблица 1
Расчет размера долевого финансирования на проведения капитального ремонта многоквартирных домов с участием средств Фонда, местного бюджета и средств
7. Ресурсное обеспечение Программы
В основу механизма реализации Программы заложен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в сохранении и обновлении жилищного фонда Ярославского района.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств Фонда, долевого участия бюджета ЯМР, бюджетов городского и сельских поселений (участников Программы), долевого участия товариществ собственников жилья, жилищных, жилищностроительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Общий объем финансирования Программы - 28 995 427,31 рублей.
От общего объема средств на реализацию Программы средства Регионального Фонда составляют 14 181 000 рублей; средства Ярославского муниципального района - 10 465 ООО рублей; средства собственников помещений в многоквартирных домах - 4 349 427,31 рублей.
Обоснование объема долевого финансирования областного и (или) местных бюджетов для проведения капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением средств Фонда осуществляется исходя из удельной стоимости проведения капитального ремонта, перечня и объема работ, определяемых на основании данных в отношении многоквартирных домов, включенных в Программу.
Доля финансирования за счет средств бюджетов городских и сельских поселений, установлена в среднем в размере 35,4975%.
Средства Фонда и местного бюджета для проведения капитального ремонта многоквартирных домов предоставляются на условиях софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией или товариществом собственников жилья.
Размер софинансирования должен быть определен собственниками жилья не менее чем 15% от общего объема средств на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на основании решения общего собрания членов ТСЖ или собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией.
Сведения о распределении объемов и источников
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Всего |
2013 год |
Финансовые ресурсы, в т.ч.: |
тыс. руб. |
28995,42731 |
28995,42731 |
- бюджет Регионального Фонда |
тыс. руб. |
14181,000 |
14181,000 |
- бюджет ЯМР |
тыс. руб. |
10465,000 |
10465,000 |
- муниципальная собственность |
тыс .руб. |
2640,10238 |
2640,10238 |
- частная собственность |
тыс. руб. |
1709,32493 |
1709,32493 |
Обоснование объема средств на проведение капитального ремонта многоквартирных Одомов осуществляется на основании сметной документации. Указанная сумма средств не должна превышать произведения предельной стоимости проведения капитального ремонта на общую площадь помещений многоквартирных домов, включенных в Программу. Размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирных домах для муниципальных "образований, включенных в Программу на 2013 год, приведен в таблице 2 с учетом прогнозных показателей согласно письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.08.2012 г. N 8600-АК/Д14 "О разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Таблица 2
Норматив предельной стоимости затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов (далее - норматив) предназначен для планирования затрат и обоснования объемов финансирования на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования многоквартирных домов в Ярославской области.
Норматив используется для определения предварительной стоимости капитального ремонта многоквартирных жилых домов на основе технического заключения о состоянии его конструктивных элементов, инженерного обеспечения и проектных предложений, подготовленных для оценки вероятных затрат на необходимый объем ремонта.
Стоимость ремонта зданий выборочного капитального ремонта уточняется по итогам проведения экспертизы сметной документации государственным автономным учреждением Ярославской области "Государственная экспертиза в строительстве".
Основанием для включения в Программу является заявка ЯМР, оформленная в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, утвержденными правлением Фонда.
Приложения к Программе оформляются в соответствии с методическими рекомендациями по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденными правлением Фонда.
Формирование перечня многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту и которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджета Ярославского муниципального района и бюджетов городского и сельских поселений на проведение капитального ремонта участвующих в Программе на 2013 год, по видам ремонта (приложение N 2 к настоящей Программе), осуществляется на основании представленных заявок управляющих компаний и городского и сельских поселений ЯМР.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приложение N 2 к настоящей Программе" имеется в виду "приложение N 2 к постановлению"
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирного дома относятся:
- ремонт и установка внутридомовых инженерных систем электро-. тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения (при наличии проектного решения), в том числе установкой коллективных (общедомовых) приборов учета потребления и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа):
- ремонт и замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
- ремонт крыш, в т.ч. с улучшением характеристик (при наличии проектного решения)
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
- утепление и ремонт фасадов, в том числе балконов, отмостков, смена входных дверей, окон подъездов, ремонт и реконструкция встроено-пристроенных помещений лестничных клеток;
- ремонт фундаментов многоквартирных домов;
- ремонт и утепление внутренних водостоков;
- ремонт мусоропроводов.
Органам местного самоуправления рекомендуется включать многоквартирные дома в муниципальные программы с учетом следующих критериев:
1. Технические критерии:
- время проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома или время ввода такого дома в эксплуатацию - в порядке возрастания среднего значения;
- состояние ремонтируемого элемента общего имущества многоквартирного дома - наличие экспертного заключения специализированной организации о невозможности его дальнейшей эксплуатации;
- качественное улучшение технических характеристик многоквартирного дома в результате планируемого капитального ремонта (приоритет повышению энергоэффективности и ресурсосбережению).
2. Организационные критерии:
- уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме в отношении управления многоквартирным домом;
3. Финансовые критерии:
- доля финансирования из внебюджетных источников в общей стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (доля прямых инвестиций собственников помещений в многоквартирном доме и заемных средств, привлекаемых собственниками) в порядке убывания значения;
- финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме (уровень суммарной задолженности по плате за содержание и ремонт жилого помещения) - в порядке возрастания удельного значения.
Со дня вступления в силу требований энергетической эффективности, виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов должны проводиться с соблюдением требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Капитальному ремонту не подлежат дома со степенью износа свыше 70 процентов, а также многоквартирные дома, относящиеся к категории непригодных для проживания (аварийные, подлежащие сносу и реконструкции).
8. Методика расчета значений показателей эффективности реализации Программы
Оценка результативности и эффективности Программы осуществляется МКУ "МФЦР" ЯМР по формам согласно приложению к Программе (не приводится).
Оценка результативности реализации Программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями.
Результативность реализации Программы () рассчитывается по формуле:
%, где:
Хп тек. |
- текущее значение показателя; |
Хп план. |
- плановое значение показателя; |
Кп |
- весовой коэффициент. |
Результативность реализации Программы признается: при значении < 70 процентов - низкой; при значении 70 процентов < < 85 процентов - средней; при значении > 85 процентов - высокой.
Эффективность реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности реализации Программы (R) рассчитывается по формуле:
, где:
F план |
- плановая сумма финансирования по Программе; |
Fmeк |
- сумма финансирования на текущую дату; |
Эффективность реализации Программы признается: при значении R < 90 процентов - низкой; при значении 90 процентов < R < 100 процентов - средней; при значении R > = 100 процентов - высокой.
При расчете комплексного показателя эффективности и результативности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование показателя |
Значение весового коэффициента |
Базовое значение показателя на 01.01.13 |
Показатель на 01.01.14 |
1. |
Доля капитально отремонтированного жилья соразмерно обшей площади жилищного фонда ЯМР (%) |
0, 5 |
36 |
41,54 |
2. |
- доля многоквартирных домов, собственники помещений в которых выбрали и реализуют способ управления многоквартирным домом (%) |
0,2 |
98,5 |
100 |
3. |
Доля товариществ собственников жилья в общем количестве многоквартирных домов Ярославского муниципального района. (%) |
0,3 |
2 |
17 |
|
Итого |
1 |
|
|
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
п/п |
Показатель выполнения Программы |
Планируемые значения показателя |
1 |
Многоквартирный жилищный фонд, в котором проведен капитальный ремонт |
|
1.1. |
Количество многоквартирных домов, (единиц) |
всего: 1010 |
1.2. |
Общая площадь жилищного фонда, (тыс. кв. м) |
всего: 639,768 |
2. |
Доля многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт в рамках Программы, (процентов) |
всего: 41,54 |
3. |
Доля многоквартирных домов, в которых проведен комплексный капитальный ремонт согласно установленному перечню работ по капитальному ремонту, (проценты) |
всего: 5,54 |
4. |
Общий обьем финансирования проведения капитального ремонта, (рублей) |
всего: 28 995 427,31 |
4.1. |
В том числе за счет средств Регионального фонда, (рублей) |
всего: 14 181000 |
4.2. |
За счет средств бюджета Ярославского муниципального района, предусмотренных на долевое финансирование Программы, (рублей) |
всего: 1 565000 |
4.3. |
За счет средств собственников помещений в многоквартирных домах, (рублей) |
всего: 4 349 427,31 |
5. |
Доля средств лимита финансовой поддержки Ярославского муниципального района, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, (процентов) |
всего: 35,4975 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.