В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", постановлением Правительства области от 03.05.2011 N 340-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.
2. Признать утратившими силу:
- приказ департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 26.06.2012 N 39-12 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда и признании утратившим силу приказа департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.06.2010 N 27";
- пункт 1 приказа департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 31.08.2012 N 109-12 "О внесении изменений в отдельные приказы департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области".
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора департамента Аминова Д.В.
4. Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Директор департамента |
Л.М. Андреева |
Административный регламент
предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда
(утв. приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области
от 11 июля 2014 г. N 43-14)
1. Общие положения
1.1. Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда (далее - Административный регламент) разработан с целью повышения качества предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда на территории Ярославской области (далее - государственная услуга). Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - департамент) при осуществлении государственной экспертизы условий труда (далее - государственная экспертиза).
Государственная услуга включает в себя осуществление экспертизы в целях оценки:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- фактических условий труда работников.
Для проведения отдельных оценок и измерений производственных факторов, необходимых для предоставления государственной услуги, департамент привлекает аккредитованную измерительную лабораторию автономного учреждения Ярославской области "Ярославский центр охраны труда и социального партнерства" в рамках государственного задания.
1.2. Государственная услуга осуществляется по запросам заявителей.
Заявителями на предоставление государственной услуги являются работодатели, объединения работодателей, работники, профессиональные союзы и их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы (далее - заявители).
Экспертизе подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.
1.3. Порядок информирования о предоставлении государственной услуги.
1.3.1. Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется в отделе социально-трудовых отношений и охраны труда департамента по адресу: 150054, г. Ярославль, ул. Чехова, д. 5.
Режим работы департамента:
- понедельник - четверг: с 8.30 до 17.30;
пятница: с 8.30 до 16.30, обеденный перерыв: с 12.00 до 12.48.
Контактные телефоны департамента:
- приёмная директора департамента: (4852) 40-04-04; факс: (4852) 3249-14;
- начальник отдела социально-трудовых отношений и охраны труда департамента (далее - начальник отдела): (4852) 40-03-65;
- заместитель начальника отдела: (4852) 40-03-64;
- специалисты отдела социально-трудовых отношений и охраны труда (далее - специалисты отдела): (4852) 40-03-69, 40-03-70, 40-03-74, 40-03-75.
Адрес страницы департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области: http://www.yarregion.ru/depts/ dtspn/default.aspx.
Адрес электронной почты департамента: dtspn@soc.adm.yar.ru.
1.3.2. Информирование и консультирование заявителей по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется при их личном обращении к сотруднику департамента, за которым соответствующая обязанность закреплена должностным регламентом, а также с использованием почтовой, телефонной связи, электронной почты, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" по адресу: http://76.gosuslugi.ru/pgu/ (далее - Единый портал).
На Едином портале размещаются информация о государственной услуге и форма заявления, необходимого для получения государственной услуги, доступная для копирования и заполнения в электронном виде.
1.3.3. Информация о порядке предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно.
1.3.4. Время ожидания при личном обращении заявителя для получения информации о порядке предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.
1.3.5. При ответах на телефонные звонки и устные обращения заявителей сотрудник департамента подробно и в вежливой форме информирует обратившегося по интересующим его вопросам. Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании органа, в который позвонил заявитель, фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии) и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок.
Время разговора не должно превышать 20 минут.
1.3.6. Письменные запросы заявителей о порядке предоставления государственной услуги, направленные почтой, а также запросы, направленные по электронной почте или с использованием средств факсимильной связи, рассматриваются с учетом времени подготовки ответа в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента регистрации запроса заявителя.
1.3.7. На информационных стендах, размещенных в помещении департамента, на странице департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области размещается информация о:
- порядке предоставления государственной услуги;
- порядке проведения личного приема заявителей;
- сроках предоставления государственной услуги;
- перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, с образцом заполнения бланка заявления.
2. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги - государственная услуга по осуществлению государственной экспертизы условий труда.
2.2. Государственную услугу предоставляет департамент.
Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления муниципальных образований области, организации, подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления муниципальных образований области, за исключением получения услуг, включенных в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Ярославской области и оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг органами исполнительной власти области, утвержденный постановлением Правительства области от 06.06.2011 N 422-п "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти области".
2.3. Возможные формы предоставления государственной услуги:
- очная форма - при личном присутствии;
- заочная форма - без личного присутствия (по почте).
2.4. Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю заключения экспертизы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - заключение) или направление заявителю сообщения о невозможности проведения экспертизы и возврат представленных документов и материалов.
Формы заключений в зависимости от вида экспертизы:
- заключение экспертизы о качестве проведения специальной оценки условий труда по форме согласно приложению 1 к Административному регламенту;
- заключение экспертизы о правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту;
- заключение экспертизы о фактических условиях труда работников по форме согласно приложению 3 к Административному регламенту.
2.5. Срок предоставления государственной услуги.
Срок предоставления государственной услуги определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объёма представленных на экспертизу материалов, но не должен превышать одного месяца со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению 4 к Административному регламенту (далее - заявление).
В исключительных случаях (при необходимости проведения дополнительных исследований, привлечения внештатных специалистов) срок предоставления государственной услуги может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае представления на экспертизу документов, не соответствующих требованиям, указанным в подпункте 2.7.5 пункта 2.7 данного раздела Административного регламента, департамент в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заявителя.
В уведомлении о несоответствии представленных материалов установленным требованиям указываются перечень выявленных недостатков представленной документации, препятствующих достижению целей экспертизы, и рекомендации по их устранению, в том числе:
- перечень дополнительных документов, необходимых для исследования;
- перечень измерений и оценок факторов производственной среды, необходимых для проведения экспертизы;
- максимальный срок для устранения выявленных недостатков.
Форма уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям приведена в приложении 5 к Административному регламенту.
Максимальный срок для устранения заявителем выявленных недостатков - 1 месяц со дня регистрации заявления в департаменте. В случае устранения заявителем выявленных недостатков в течение указанного периода исчисление срока предоставления государственной услуги продолжается с момента регистрации дополнительно представленной документации.
Если заявитель не устраняет указанные недостатки, департамент по истечении одного месяца со дня регистрации документации и материалов сообщает заявителю о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.
2.6. Перечень нормативных правовых актов, содержащих правовые основания для предоставления государственной услуги:
- Трудовой кодекс Российской Федерации (Российская газета, 2009, 21 января, N 7);
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Российская газета, 2010, 30 июля, N 168);
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (Российская газета, 2013, 31 декабря, N 296);
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Российская газета, 2013, 30 декабря, N 295);
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 23 октября, N 43);
- постановление Администрации области от 17.10.2006 N 277 "О создании департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области" (Губернские вести, 2006, 26 октября, N 66).
2.7. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Для предоставления государственной услуги заявитель обращается в департамент с письменным заявлением лично либо направляет его по почте с приложением необходимых документов. Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, являются:
2.7.1. Для всех видов экспертизы - заявление, в котором указываются объект и цели экспертизы, вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, перечень прилагаемой для исследования документации.
В зависимости от вида экспертизы заявитель представляет следующие документы:
2.7.2. Для оценки качества проведения специальной оценки условий труда:
- отчет о проведении специальной оценки условий труда по форме согласно приложению 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
В процессе проведения данного вида экспертизы для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда департамент вправе дополнительно запрашивать документы, содержащие информацию о характере и условиях труда на рабочих(ем) местах(е);
- штатное расписание организации (копия либо подлинник);
- перечни профессий и должностей работников, для которых установлены гарантии и компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, досрочное назначение трудовых пенсий, бесплатная выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами (копии либо подлинники);
- списки профессий и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (копии либо подлинники);
- сведения о профессиональной подготовке и об обучении работников безопасным методам и приемам выполнения работ;
- инструкции по охране труда для работников по профессиям и (или) видам работ (копии либо подлинники);
- утвержденные перечни инструкций по охране труда, действующие в организации (копии либо подлинники);
- технологические документы, содержащие сведения о содержании, последовательности и времени выполняемых операций, применяемом оборудовании, используемых в работе приспособлениях и инструментах, квалификации работников (копии либо подлинники);
- характеристики сырья и исходных материалов, применяющихся в организации (гигиенические сертификаты, паспорта).
2.7.3. Для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
- сведения об организации, условия труда в которой заявитель просит оценить (полное наименование организации, юридический и фактический адреса, сведения об отраслевой принадлежности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты);
- копия трудовой книжки работника;
- копия трудового договора с работником;
- копия должностных (для руководителей и специалистов) либо служебных (производственных, рабочих - для работников массовых профессий) инструкций;
- выписки из соответствующего выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих;
- характеристики видов работ, фактически выполнявшихся работником (составляется в произвольной форме руководителем подразделения);
- распорядительные документы о приеме на работу, переводах, увольнении, закреплении за работником конкретных единиц оборудования для эксплуатации и обслуживания (копии либо подлинники);
- сведения о профессиональной подготовке и об обучении работника безопасным методам и приемам выполнения работ;
- инструкции по охране труда по профессиям и (или) видам работ, выполнявшихся работником (копии либо подлинники);
- карта аттестации рабочего места по условиям труда (специальной оценки условий труда) с приложением соответствующих протоколов (подлинник);
- протоколы измерений и оценок факторов производственной среды, выполнявшихся в исследуемый период (копии либо подлинники);
- выписки из перечней профессий и должностей работников, для которых по условиям труда установлены гарантии и компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, досрочное назначение трудовых пенсий;
- технологические документы, содержащие сведения о содержании, последовательности и времени выполняемых операций, применяемом оборудовании, используемых в работе приспособлениях и инструментах, квалификации работников;
- характеристики сырья и исходных материалов, применяющихся в организации (гигиенические сертификаты, паспорта);
- технические паспорта, инструкции по эксплуатации оборудования, машин и механизмов (копии либо подлинники);
- планы расстановки технологического и вспомогательного оборудования в производственных помещениях (копии либо подлинники);
- инвентаризационные ведомости технологического и вспомогательного оборудования подразделения, цеха, участка (копии либо подлинники);
- акты приемки в эксплуатацию, испытаний, списания оборудования (копии либо подлинники);
- характеристики сырья и исходных материалов, применяющихся в организации (копии либо подлинники);
- сведения о планировании и выполнении мероприятий, связанных с улучшением условий труда (выписки из коллективных договоров, соглашений, планов реконструкции и технического перевооружения, проектов, планов производства работ, отчетов о внедрении оборудования);
- копии документов, подтверждающих выдачу работнику специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами (выписки из личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, сертификаты соответствия на средства индивидуальной защиты);
- выписки из ранее выданных предписаний органов государственного надзора и контроля, технической инспекции труда профсоюзов, содержащие сведения о выявленных нарушениях, а также официальная информация об их устранении.
2.7.4. Для оценки фактических условий труда работников:
- сведения об организации (организациях), условия труда в которой (которых) заявитель просит оценить (полное наименование организации, юридический и фактический адреса, сведения об отраслевой принадлежности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты);
- копия трудовой книжки работника;
- копия акта о несчастном случае на производстве по форме 3 согласно приложению 1 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
- копия акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по форме 4 согласно приложению к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
- копия медицинского заключения о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего по форме согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве";
- копия должностных (для руководителей и специалистов) либо служебных (производственных, рабочих - для работников массовых профессий) инструкций;
- выписки из соответствующего выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих;
- характеристика видов работ, фактически выполнявшихся работником (составляется в произвольной форме руководителем подразделения);
- распорядительные документы о приеме на работу, переводах, увольнении, закреплении за работником конкретных единиц оборудования для эксплуатации и обслуживания (копии либо подлинники);
- копии инструкций по охране труда для работников по профессиям и (или) видам работ, выполнявшихся ими;
- карты аттестации (специальной оценки условий труда) с приложением соответствующих протоколов (копии либо подлинники);
- копии документов, подтверждающие выдачу работнику специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами (выписки из личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, сертификаты соответствия на средства индивидуальной защиты);
- протоколы измерений и оценок факторов производственной среды, выполнявшихся в исследуемый период (копии либо подлинники).
Копии документов должны быть заверены работодателем.
Подлинники документов подлежат обязательному возврату заявителю по завершении предоставления государственной услуги одновременно с выдачей заключения.
Заявитель по своему усмотрению может дополнительно представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для предоставления государственной услуги.
2.7.5. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, должны быть оформлены в машинописном виде на русском языке и должны соответствовать следующим требованиям:
- представленные документы по форме, составу и содержанию должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- в документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
- в документах должны быть подписи и расшифровки подписей должностных лиц;
- документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
- в представленных документах не должно быть недостоверной или искаженной информации;
- копии документов должны быть заверены работодателем.
Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявлении, возлагается на заявителя.
Департамент не вправе требовать от заявителя:
- представления документов, информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органа, предоставляющего государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований области либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления муниципальных образований области, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в перечень, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Если документация и материалы для проведения экспертизы не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении экспертизы, департамент самостоятельно запрашивает указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится экспертиза, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами.
2.8. Основания для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
2.9. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.
2.10. Государственная услуга предоставляется бесплатно.
2.11. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем заявления и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 15 минут.
2.12. Срок регистрации заявления.
Заявление и документы, указанные в пункте 2.7 данного раздела Административного регламента, подлежат регистрации:
- при личном обращении в департамент - в течение 15 минут;
- при подаче заявления посредством почтового отправления - в течение 1 рабочего дня со дня его поступления в департамент.
2.13. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к местам ожидания и приёма заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой информации о порядке предоставления государственной услуги:
- прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях;
- места приёма и ожидания заявителей оборудованы стульями и столами для возможности оформления документов, канцелярскими принадлежностями, материалами, содержащими информацию о порядке предоставления государственной услуги;
- в помещениях для приема заявителей предусматривается оборудование мест общего пользования, в том числе для инвалидов, а также лиц с ограниченными физическими возможностями, и мест хранения верхней одежды посетителей;
- места предоставления государственной услуги обеспечиваются необходимой мебелью, компьютерным оборудованием, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями, информационными и справочными материалами;
- на территории, прилегающей к департаменту, имеются места для парковки автотранспортных средств;
- центральный вход в здание департамента оборудован пандусом, расширенным проходом, перилами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ гражданам с ограниченными возможностями;
- вход и выход из помещения департамента оборудован соответствующими указателями;
- здание департамента оборудовано средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
2.14. Показатели доступности и качества государственной услуги.
Показатели доступности и качества предоставления государственной услуги определяются на основе ежегодного мониторинга динамики роста (снижения) потребности в проведении всех видов экспертизы с учетом соблюдения сроков проведения экспертизы и количества обращений по обжалованию экспертных заключений.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
3.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- приём, регистрация, проверка представленных на экспертизу документов (как при личном обращении заявителя, так и при направлении документов по почте), принятие решения о проведении экспертизы либо принятие решения о необходимости направления уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям;
- направление уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям;
- проведение экспертизы;
- принятие решения об отказе в проведении экспертизы и направление заявителю сообщения об отказе в проведении экспертизы, возврат представленных документов заявителю.
3.2. Максимально допустимые сроки исполнения административных процедур, предусмотренные данным разделом, указаны в календарных днях. Максимально допустимые сроки исполнения административных действий, указанные в часах, исчисляются с учетом графика работы департамента.
Последовательность административных процедур (административных действий) представлена в блок-схеме предоставления государственной услуги (приложение 6 к Административному регламенту).
3.3. Приём, регистрация, проверка представленных на экспертизу документов (как при личном обращении заявителя, так и при направлении документов по почте), принятие решения о необходимости направления уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям либо о проведении экспертизы.
Основанием для начала административной процедуры является поступление (как при личном обращении заявителя, так и при направлении документов по почте) в департамент заявления и комплекта документов, указанных в пункте 2.7 раздела 2 Административного регламента.
Специалист общего отдела департамента (далее - специалист общего отдела) в день поступления заявления и прилагаемых документов регистрирует заявление и документы в порядке, установленном для входящей корреспонденции, и передаёт их директору (заместителю директора) департамента.
Директор (заместитель директора) департамента в течение 1 календарного дня со дня поступления документов от специалиста общего отдела передаёт заявление и документы с резолюцией для исполнения в отдел социально-трудовых отношений и охраны труда департамента.
Начальник отдела в течение 1 календарного дня со дня поступления заявления и документов от директора (заместителя директора) департамента проводит первичный анализ представленных документов и передает их специалисту отдела.
Специалист отдела в течение 2 календарных дней:
- проверяет комплектность, содержание и оформление документов, а также соответствие представленных документов требованиям, установленным подпунктом 2.7.5 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента;
- в случае представления документов, не соответствующих требованиям, установленным подпунктом 2.7.5 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента, принимает решение о необходимости направления заявителю уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям;
- в случае представления документов, соответствующих требованиям, установленным подпунктом 2.7.5 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента, принимает решение о проведении экспертизы.
Максимальный срок выполнения административной процедуры - не более 5 календарных дней.
Результатом административной процедуры является приём, регистрация, проверка представленных на экспертизу документов и принятие решения о необходимости направления заявителю уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям либо о проведении экспертизы.
3.4. Направление уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям.
Основанием для принятия решения о направлении уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям является несоответствие представленных документов требованиям, установленным подпунктом 2.7.5 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента.
Специалист отдела в течение 1 календарного дня готовит проект уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям с предложениями о представлении дополнительных документов и передает его начальнику отдела.
Начальник отдела визирует проект уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям и передает его на подпись директору (заместителю директора) департамента.
Директор (заместитель директора) департамента подписывает уведомление о несоответствии представленных материалов установленным требованиям.
Специалист отдела передает подписанное уведомление о несоответствии представленных материалов установленным требованиям специалисту общего отдела.
Специалист общего отдела в течение 1 часа регистрирует уведомление о несоответствии представленных материалов установленным требованиям и направляет его заявителю.
Максимальный срок выполнения административной процедуры - не более 7 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Результатом административной процедуры является направление уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям.
3.5. Проведение экспертизы.
Основанием для начала административной процедуры является принятие решения о проведении экспертизы.
Специалист отдела в течение 21 календарного дня в случае представления заявителем полного комплекта документов проводит экспертизу, готовит проект заключения и вместе с сопроводительным письмом передает его на согласование начальнику отдела.
Начальник отдела в течение 3 календарных дней подписывает проект заключения и вместе с сопроводительным письмом передает его на утверждение директору (заместителю директора) департамента.
Директор (заместитель директора) департамента в течение 1 календарного дня утверждает заключение в 2 экземплярах и подписывает сопроводительное письмо.
Специалист отдела передает сопроводительное письмо вместе с 1 экземпляром заключения специалисту общего отдела.
Специалист общего отдела в течение 1 часа регистрирует сопроводительное письмо и вместе с экспертным заключением направляет его заявителю. Вместе с сопроводительным письмом и заключением заявителю возвращаются подлинники документов, представленных на экспертизу, с указанием их перечня.
Максимальный срок выполнения административной процедуры - не более 1 месяца со дня регистрации заявления. В исключительных случаях допускается продление срока, но не более чем на 1 месяц.
Результатом административной процедуры является выдача заявителю заключения экспертизы.
3.6. Принятие решения об отказе в проведении экспертизы и направление заявителю сообщения об отказе в проведении экспертизы, возврат представленных документов заявителю.
Основанием для принятия решения об отказе в проведении экспертизы является неустранение заявителем несоответствий представленной документации.
Специалист отдела в случае, если заявитель в течение 1 месяца со дня регистрации заявления не устраняет выявленные несоответствия, явившиеся основанием для принятия решения о направлении уведомления о несоответствии представленных материалов установленным требованиям, в течение 1 календарного дня готовит проект письма об отказе в проведении экспертизы (далее - письмо).
Начальник отдела в течение 1 календарного дня визирует письмо и передает его на подпись директору (заместителю директора) департамента.
Директор (заместитель директора) департамента в течение 1 часа подписывает письмо.
Специалист отдела передает подписанное письмо специалисту общего отдела.
Специалист общего отдела в течение 1 часа регистрирует письмо и направляет его заявителю.
Максимальный срок выполнения административной процедуры - не более 3 календарных дней.
Результатом административной процедуры является направление заявителю сообщения о невозможности проведения экспертизы и возврат представленных материалов.
4. Формы контроля за исполнением Административного регламента
4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определённых административными процедурами предоставления государственной услуги, принятием решений специалистами департамента, исполнением требований Административного регламента осуществляется начальником отдела.
4.2. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение обращений заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц отдела, принятие решений по ним и подготовку ответов.
Плановые проверки полноты и качества предоставления государственной услуги проводятся не реже двух раз в год заместителем директора департамента, а внеплановые проверки проводятся при поступлении в департамент обращения в устной или письменной форме.
Для проведения проверки полноты и качества предоставления государственной услуги формируется комиссия, в состав которой включаются специалисты департамента. Результаты деятельности комиссии оформляются протоколом, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
4.3. В должностных регламентах специалистов департамента, отвечающих за предоставление государственной услуги, предусмотрена ответственность за соблюдение требований Административного регламента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По результатам проведённых проверок в случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. Контроль за предоставлением государственной услуги со стороны граждан, их объединений и организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) в ходе предоставления государственной услуги
5.1. Заявитель имеет право на судебное и досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе предоставления государственной услуги, и конечного результата её предоставления в отношении конкретного должностного лица либо департамента.
5.2. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Должностное лицо, уполномоченное директором департамента, обязано представить заинтересованным лицам информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, в течение 3 рабочих дней.
5.3. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является жалоба, поступившая в департамент в письменной форме, в форме электронного документа либо в ходе устного обращения.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования могут быть в том числе:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;
- отказ департамента, должностного лица департамента в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги, либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.4. Заявитель вправе обратиться устно или в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в департамент с жалобой на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги, на основании Административного регламента.
Жалоба должна содержать:
- наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) департамента, должностного лица департамента либо государственного служащего;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) департамента, должностного лица департамента либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя либо их копии.
5.5. Приём жалоб (обращений) осуществляется с понедельника по четверг: с 8.30 до 17.30, в пятницу: с 8.30 до 16.30, обед: с 12.00 до 12.48, в здании департамента по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, д. 5, каб. 106, телефон: 40-03-82, адрес электронной почты: dtspn@soc.adm.yar.ru.
Личный прием граждан проводится директором департамента и заместителями директора департамента. График личного приема граждан утверждается директором департамента, размещается на информационном стенде департамента и странице департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность.
5.6. Жалоба, поступившая в департамент, подлежит рассмотрению директором департамента или заместителем директора департамента в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа департамента, должностного лица департамента в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.7. Должностное лицо, уполномоченное директором департамента, обязано запросить, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления муниципальных образований области и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, кроме документов, включенных в перечень, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
5.8. По результатам рассмотрения жалобы департамент принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных департаментом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, а также в иных формах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
5.9. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 5.8 данного раздела Административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.10. За неисполнение Административного регламента должностные лица департамента, отвечающие за предоставление государственной услуги, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5.11. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) и решения должностных лиц, принятые в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 1
к Административному регламенту
Форма
Герб Ярославской области
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
Утверждаю
Директор
(заместитель директора)
департамента труда и
социальной поддержки
населения Ярославской области
________ ____________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___" _________ 20__ г.
Заключение
государственной экспертизы условий труда о качестве проведения специальной оценки условий труда
____________________________________________________________________ ________
(наименование предприятия (организации)
1. Заказчик государственной экспертизы условий труда (далее - экспертиза):
____________________________________________________________________ ________
____________________________________________________________________ ________
(сведения о заявителе: наименование организации, юридический адрес, телефон)
2. Организация-исполнитель (соисполнитель): ____________________________________
(наименование _______________________________________________________________
организации-исполнителя (соисполнителя) специальной оценки условий труда)
3. Сведения об аккредитации: __________________________________________________
____________________________________________________________________ ________
(регистрационный номер в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги
____________________________________________________________________ ________
по проведению специальной оценки условий труда; сведения об аккредитации
____________________________________________________________________ ________
испытательной лаборатории организации-исполнителя (соисполнителя))
4. Перечень материалов, представленных на экспертизу: __________________________
____________________________________________________________________ ________
____________________________________________________________________ ________
5. Перечень вопросов, решаемых в ходе экспертизы: _____________________________
____________________________________________________________________ ________
____________________________________________________________________ ________
6. Анализ представленных материалов: _________________________________________
____________________________________________________________________ ________
(сведения о рабочих местах, прошедших специальную оценку условий труда,
____________________________________________________________________ ________
выявленные на рабочих местах соответствия (несоответствия) государственным
____________________________________________________________________ ________
нормативным требованиям охраны труда, рекомендации по их устранению)
7. Выводы: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(выводы о соответствии (несоответствии) материалов специальной оценки условий
____________________________________________________________________ ________
труда государственным нормативным требованиям охраны труда)
Руководитель экспертизы:
начальник отдела социально-трудовых
отношений и охраны труда департамента
труда и социальной поддержки населения
Ярославской области _________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Исполнитель экспертизы:
главный (ведущий) специалист отдела
социально-трудовых отношений
и охраны труда департамента
труда и социальной поддержки населения
Ярославской области _________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Внештатный специалист (эксперт):
_____________________________________ _________ _____________
(наименование должности и организации) (подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Приложение 2
к Административному регламенту
Форма
Герб Ярославской области
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
Утверждаю
Директор
(заместитель директора)
департамента труда и
социальной поддержки
населения Ярославской области
_________ ______________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___" ____________ 20__ г.
Заключение
государственной экспертизы условий труда о правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
____________________________________________________________________ ________
(наименование предприятия (организации), структурного подразделения
____________________________________________________________________ ________
предприятия (организации), наименование профессии (должности)
____________________________________________________________________ ________
работников, Ф.И.О. работников)
1. Заказчик государственной экспертизы условий труда (далее - экспертиза):
____________________________________________________________________ ________
____________________________________________________________________ ________
(сведения о заявителе: наименование организации, юридический адрес, телефоны;
____________________________________________________________________ _________
при обращении физического лица - Ф.И.О., домашний адрес)
2. Перечень материалов, представленных на экспертизу: __________________________
____________________________________________________________________ ________
3. Перечень вопросов, решаемых в ходе экспертизы: _____________________________
____________________________________________________________________ ________
4. Анализ представленных материалов: _________________________________________
____________________________________________________________________ ________
(характеристика (описание) работ по профессии (должности) работника в соответствии с
____________________________________________________________________ ________
Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих или
____________________________________________________________________ ________
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов,
____________________________________________________________________ ________
служащих; характеристика работ, фактически выполнявшихся работником
____________________________________________________________________ ________
в исследуемый период; перечень применявшегося оборудования, инструментов,
____________________________________________________________________ ________
приспособлений, сырья и материалов и их характеристики; характеристика условий труда
____________________________________________________________________ ________
работника (наличие и оценка опасных и вредных производственных факторов,
____________________________________________________________________ ________
формирующих условия труда при выполнении соответствующего вида работы на данном
____________________________________________________________________ ________
рабочем месте); соответствие (несоответствие) условий труда на рабочем месте
____________________________________________________________________ ________
государственным нормативным требованиям охраны труда; перечень гарантий и
____________________________________________________________________ ________
компенсаций, установленных работнику за работу с вредными и (или) опасными
____________________________________________________________________ ________
условиями труда, оценка их соответствия фактическим условиям труда работника
____________________________________________________________________ ________
и нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок их
____________________________________________________________________ ________
предоставления; иные положения, необходимые для проведения экспертизы)
5. Выводы: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ________
(выводы о соответствии (несоответствии) условий труда на рабочем месте
____________________________________________________________________ ________
государственным нормативным требованиям охраны труда, о правильности
____________________________________________________________________ ________
предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и
____________________________________________________________________ ________
(или) опасными условиями труда)
Руководитель экспертизы:
начальник отдела социально-трудовых
отношений и охраны труда департамента
труда и социальной поддержки населения
Ярославской области
_________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Исполнитель экспертизы:
главный (ведущий) специалист отдела
социально-трудовых отношений
и охраны труда департамента
труда и социальной поддержки населения
Ярославской области
_________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Внештатный специалист (эксперт)
_____________________________________ __________ _______________
(наименование должности и организации) (подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Приложение 3
к Административному регламенту
Форма
Герб Ярославской области
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
Утверждаю
Директор
(заместитель директора)
департамента труда и
социальной поддержки
населения
Ярославской области
_________ ______________
(подпись) (Ф.И.О.)
"____" ___________ 20__ г.
Заключение
государственной экспертизы условий труда о фактических условиях труда работников
____________________________________________________________________ _______
(наименование предприятия (организации), структурного подразделения
____________________________________________________________________ _______
предприятия (организации), наименование профессии (должности) работника,
____________________________________________________________________ _______
Ф.И.О. работника)
1. Заказчик государственной экспертизы:
____________________________________________________________________ ________
(сведения о заявителе: наименование организации, юридический адрес, телефон,
__________________________________________________________________
при обращении физического лица - Ф.И.О., домашний адрес)
2. Перечень материалов, представленных на экспертизу:
____________________________________________________________________ ________
____________________________________________________________________ ________
3. Перечень вопросов, решаемых в ходе экспертизы: _____________________________
____________________________________________________________________ ________
____________________________________________________________________ ________
4. Анализ представленных материалов: _________________________________________
____________________________________________________________________ ________
(характеристика, описание работ по профессии (должности) работника в соответствии
____________________________________________________________________ ________
с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих или
____________________________________________________________________ ________
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов,
____________________________________________________________________ ________
служащих; характеристика работ, фактически выполнявшихся работником, в
____________________________________________________________________ ________
том числе в период, предшествовавший несчастному случаю на производстве; перечень
____________________________________________________________________ ________
применявшегося оборудования, инструментов, приспособлений, сырья и материалов и их
____________________________________________________________________ ________
характеристики; условия труда работника (наличие и оценка опасных и вредных
____________________________________________________________________ ________
производственных факторов, формирующих условия труда при выполнении
____________________________________________________________________ ________
соответствующего вида работы на данном рабочем месте); соответствие (несоответствие)
____________________________________________________________________ ________
условий труда на рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны
____________________________________________________________________ ________
труда; иные положения, необходимые для достижения целей экспертизы)
5. Выводы: _________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ________
(выводы о фактических условиях труда, в том числе предшествовавших несчастному
____________________________________________________________________ ________
случаю на производстве, соответствии (несоответствии) условий труда на рабочем месте
____________________________________________________________________ ________
государственным нормативным требованиям охраны труда, о возможных ограничениях
____________________________________________________________________ ________
при выполнении работ по данной профессии или должности)
Руководитель экспертизы:
начальник отдела социально-трудовых
отношений и охраны труда департамента
труда и социальной поддержки населения
Ярославской области
_________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Исполнитель экспертизы:
главный (ведущий) специалист отдела
социально-трудовых отношений
и охраны труда департамента
труда и социальной поддержки населения
Ярославской области
_________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Внештатный специалист (эксперт):
______________________________________ ___________ _____________
(наименование должности и организации) (подпись) (Ф.И.О.)
Тел.: ______________
Приложение 4
к Административному регламенту
Форма
(на бланке организации (при обращении юридического лица))
Директор
департамента труда
и социальной поддержки
населения Ярославской области
_____________________
(Ф.И.О.)
от ____________________,
(Ф.И.О. заявителя,
_______________________
его полный домашний адрес,
_______________________
телефон (при обращении ________________________
физического лица))
Заявление
о предоставлении государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда
Прошу провести государственную экспертизу условий труда (далее - экспертиза) в целях оценки
____________________________________________________________________ ___
(вид экспертизы, объект экспертизы, цели ее проведения)
При проведении экспертизы необходимо решить следующие вопросы:
1. _____________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________
Перечень представленных на экспертизу документов:
1. _____________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________
"____" ________________ 20___ г.
Руководитель организации
(при обращении юридического лица)
________________ _________
(Ф.И.О.) (телефон)
Исполнитель
(при обращении юридического лица)
_______________ _________
(Ф.И.О.) (телефон)
(при обращении физического лица)
__________ __________________ __________
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Приложение 5
к Административному регламенту
Форма
Уведомление
о несоответствии представленных материалов установленным требованиям
В ходе предварительной проверки документов, представленных Вами на государственную экспертизу условий труда (далее - экспертиза) в целях оценки ___________________________________________________________,
(указывается вид экспертизы)
выявлены следующие недостатки и несоответствия установленным требованиям:
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
Для проведения экспертизы необходимо представить в департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области дополнительную информацию, а именно: ______________________________
_________________________________________________________________,
а также (при необходимости) провести измерения и оценки следующих факторов производственной среды: ___________________________________
__________________________________________________________________
Проведение указанных измерений и оценок поручено (в рамках государственного задания) аккредитованной в установленном порядке измерительной лаборатории автономного учреждения Ярославской области "Ярославский центр охраны труда и социального партнерства". Просим обеспечить возможность проведения специалистами данной лаборатории необходимых измерений и оценок.
Указанные документы следует представить в срок до ______________.
Срок проведения экспертизы приостанавливается до предоставления дополнительной информации.
В случае устранения выявленных недостатков в течение указанного периода исчисление срока проведения экспертизы продолжается с момента регистрации дополнительно представленной документации.
В случае неустранения выявленных недостатков в указанный срок Вам будет направлено письменное извещение об отказе в проведении экспертизы и будут возвращены представленные документы.
"____" ______________ 20___ г.
Директор (заместитель директора)
департамента труда и социальной
поддержки населения Ярославской области
_________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение 6
к Административному регламенту
Блок-схема
предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11 июля 2014 г. N 43-14 "Об утверждении Административного регламента, признании утратившим силу приказа департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 26.06.2012 N 39-12 и частично утратившим силу приказа департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 31 августа 2012 г. N 109-12"
Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 22 июля 2014 г. N 58
Настоящий приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 16 июля 2014 г. с присвоением регистрационного номера 09-4024
Приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 14 августа 2015 г. N 47-15 настоящий приказ признан утратившим силу с 5 сентября 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 28 октября 2014 г. N 58-14
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа