Постановление Правительства Ярославской области от 27 февраля 2015 г. N 194-п
"О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2011 N 216-п"
Во исполнение Закона Ярославской области от 25 декабря 2014 г. N 85-з "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области", правительство области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 31.03.2011 N 216-п "О региональной программе "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы" следующие изменения:
1.2. В пункте 3 слова "заместителя Губернатора области" заменить словами "заместителя Председателя Правительства области".
1.3. Региональную программу "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства области |
А.Л. Князьков |
Региональная программа
"Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области" на 2011 - 2016 годы
(утв. постановлением Правительства области от 31 марта 2011 г. N 216-п
(в редакции постановления Правительства области от 27 февраля 2015 г. N 194-п)
Паспорт программы
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования |
Плановый объем финансирования (тыс. руб.) |
||||||
всего |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Областной бюджет - всего в том числе на софинансирование мероприятий с Пенсионным фондом Российской Федерации |
597369,076 154394,3 |
36177,9 11414,3 |
88639,526 16970,1 |
163671,93 120408,9 |
57057,6 5601,0 |
76979,941* |
174842,179 |
Субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области |
78811,5 |
11089,6 |
15299,0 |
49821,9 |
2601,0 |
* |
* |
Итого по Программе |
676180,576 |
47267,5 |
103938,526 |
213493,83 |
59658,6 |
76979,941 |
174842,179 |
*Объем субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области определяется ежегодно во II квартале.
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Программы
В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В целом в экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет 12 - 22 процента общей численности населения.
В России в последнее десятилетие также наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и инвалидов. Удельный вес пенсионеров в структуре населения составляет более 23 процентов. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении наиболее социально уязвимой категории общества. Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда важнейшей задачей системы социальной защиты является поддержка пожилых людей и инвалидов в трудной жизненной ситуации, содействие их адаптации к условиям экономики нового рыночного типа.
Приоритетным направлением в условиях модернизации российского общества является решение социально-экономических проблем пожилых людей, проблем информационного и психологического характера, вопросов занятости пожилых граждан, которые необходимо решать при формировании новых подходов к оказанию помощи данной категории населения. В свою очередь формирование таких инновационных подходов к организации социального обслуживания и обеспечения пожилых людей требует разработки и принятия комплекса программ и мероприятий в интересах старшего поколения.
Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N АЖ-П12- 8307.
Анализ ситуации в сфере социальной поддержки пожилого населения в Ярославской области позволяет выделить проблемы, которые в настоящее время негативно влияют на возможности организации социальной поддержки данной категории граждан. В первую очередь к ним относятся сложившиеся негативные тенденции в демографической ситуации.
Для Ярославской области характерна регрессивная возрастная структура населения, характеризующаяся преобладанием доли лиц старше трудоспособного возраста над долей лиц моложе трудоспособного возраста. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в регионе на 01 января 2010 года проживало 1306320 человек. Число жителей старше трудоспособного возраста превышает численность населения моложе трудоспособного возраста и ежегодно наблюдается увеличение разрыва между числом проживающих на территории области детей и лиц старших возрастных групп. Доля населения моложе трудоспособного возраста в 2010 году составила 14,3 процента, старше трудоспособного - 25,2 процента (в России - 16,1 процента и 21,6 процента соответственно).
Данная тенденция характерна для Российской Федерации в целом, однако в Ярославской области процесс постарения населения протекает более выражено. Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в области за последние 10 лет составляет четвертую часть от общей численности населения. С 2007 года прослеживается устойчивый рост численности населения пожилого возраста. На основании анализа статистических данных возрастной структуры населения можно предположить, что в течение ближайших 30 лет число лиц, достигших пенсионного возраста, будет оставаться высоким.
С 2008 года наблюдается снижение численности трудоспособного населения в связи с тем, что поколение родившихся в 90-е годы относительно малочисленно. Данная ситуация отразится на показателе демографической нагрузки населения.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, на территории Ярославской области в 2010 году проживало 328593 человека старше трудоспособного возраста, из них пожилого населения в возрасте от 60 до 74 лет - 185418 человек, от 75 до 90 лет - 83594 человека и старше 90 лет - 3073 человека.
В области существуют различия в демографических характеристиках городского и сельского населения старшего возраста. Большинство пожилых граждан проживает в городской местности - 79,4 процента, однако доля пожилого населения выше в сельской местности.
Число женщин пожилого возраста в 2,2 раза превышает число мужчин пожилого возраста (женщин - 187183, мужчин - 84902).
При относительном росте численности пожилого населения депопуляция (естественная убыль населения за счет превышения уровня смертности над уровнем рождаемости) носит в Ярославской области долговременный и устойчивый характер. При этом сокращение населения обуславливает постоянный рост коэффициента демографической нагрузки (количество нетрудоспособных, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста).
Ввиду наличия негативных тенденций социально-демографического развития региона требуется принятие срочных и масштабных мер экономического, социального, организационного характера для организации социальной поддержки и социальной защиты лиц пожилого возраста в Ярославской области.
В настоящее время в области выплачиваются ежемесячные денежные выплаты 100195 ветеранам труда, 60065 ветеранам Ярославской области, 18190 труженикам тыла, 1280 реабилитированным гражданам.
Ветеранам труда и реабилитированным гражданам за счет средств областного бюджета производятся выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В целом такие выплаты произведены 181500 гражданам.
Компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета в 2010 году были выплачены 132701 инвалиду, получающему пенсию.
Пожилым гражданам (женщинам старше 55, мужчинам старше 60 лет) было предоставлено 32705 субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в среднем в размере 686 рублей в месяц.
Инфраструктура сети социального обслуживания пожилых граждан региона включает в себя 17 государственных стационарных учреждений социального обслуживания (4 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 1 областной геронтологический центр, 1 геронтопсихиатрический центр, 1 пансионат для ветеранов войны и труда, 1 дом-интернат для ветеранов войны и труда, 3 специальных дома-интерната для престарелых и инвалидов и 6 психоневрологических интернатов), 25 муниципальных учреждений - комплексных центров социального обслуживания населения.
В 17 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Ярославской области проживают 3770 пожилых граждан.
В Ярославской области для оказания неотложных социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах, действует социальная мобильная служба в 14 муниципальных районах области, благодаря которой граждане имеют возможность получать комплекс социальных, социально-медицинских, юридических, психологических и других услуг по месту жительства.
Основная цель работы учреждений социального обслуживания - создание условий для продления активного долголетия и улучшения качества жизни проживающих, обеспечение им достойного образа жизни. Для всех типов социальных учреждений утверждены 22 государственных стандарта по социальному обслуживанию пожилых людей.
В области сформирована единая геронтологическая служба, где в тесном взаимодействии с научными работниками высших учебных заведений области разрабатываются и внедряются в практику новые социальные технологии, проводится организационно-методическая работа и планомерное обучение специалистов медико-социального обслуживания.
Действуют совместные нормативные правовые акты департамента здравоохранения и фармации Ярославской области и департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области по вопросам организации медицинского обслуживания граждан, проживающих в домах-интернатах области, организации дополнительного лекарственного обеспечения в учреждениях социального обслуживания и домах ребенка на территории Ярославской области. Беспрепятственно оказывается консультативная помощь врачами-специалистами, неотложная скорая помощь, экстренная и плановая госпитализация в профильные стационары.
В домах-интернатах ежегодно проводится общая и специализированная диспансеризация в соответствии с графиком, согласованным с медицинскими организациями. По итогам диспансеризации составляется план лечебно-оздоровительных мероприятий.
Дальнейшее развитие организации социального обслуживания пожилых людей в Ярославской области требует разработки и принятия комплекса программ и мероприятий в интересах старшего поколения, в рамках которых должны быть реализованы мероприятия, направленные на укрепление социальной защищенности пожилых людей, сохранение здоровья, оптимизацию среды жизнедеятельности пожилых граждан и повышение уровня их материального обеспечения, развитие форм работы для поддержания активного долголетия. Работа по решению данных проблем должна проводиться интенсивными методами в различных направлениях.
В рамках проведения мероприятий по укреплению социальной защищенности пожилых людей необходимо:
- сформировать систему мониторинга и оценки качества жизни пожилых людей, что позволит получить объективные данные для разработки и реализации согласованной региональной политики по вопросам социальной защиты пожилых граждан, ветеранов и инвалидов;
- совершенствовать систему мер социальной поддержки и социальной помощи на адресной основе гражданам пожилого возраста;
- сформировать эффективную, клиентоориентированную систему предоставления услуг социального обслуживания;
- продолжить работу по внедрению систем качества в учреждениях социального обслуживания;
- совершенствовать систему информирования населения, создать единую социальную информационную службу.
Для решения задач по укреплению здоровья пожилых людей планируется:
- совершенствовать систему эффективного взаимодействия органов здравоохранения и социальной защиты, учреждений социальной защиты населения и медицинских организаций;
- совершенствовать медико-социальное обслуживание пожилых людей, комплексный подход к предоставлению социально-медицинских, социально-реабилитационных услуг населению;
- продолжить развитие практик специальных форм деятельности пожилых людей, развитие социальных пунктов проката средств реабилитации;
- совершенствовать геронтологическую службу в регионе.
Мероприятия по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей включают в себя:
- реализацию плана мероприятий по оптимизации сети учреждений социального обслуживания. Паспорта объектов капитального строительства/реконструкции (инвестиционных проектов) приведены в приложении к Программе;
- реализацию мероприятий комплексного паспорта безопасности социозащитных учреждений;
- развитие надомного обслуживания, создание института приемных семей для лиц пожилого возраста, открытие "социальных столовых".
В связи с тем, что доля пожилых людей от общего количества населения в сельской местности выше, возрастают требования к содержанию социального обслуживания этой категории населения. В этой связи мероприятия для пожилых жителей сельской местности должны быть направлены на:
- расширение спектра предоставляемых услуг практики использования социальных мобильных служб и службы социального такси;
- расширение возможностей информационно-коммуникационных связей.
В рамках мероприятий по сохранению и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей планируется:
- создание клубов по интересам, школ компьютерной грамотности, обучение и переподготовка по новым профессиям;
- поддержка деятельности общественных объединений пожилых людей, организация свободного времени и культурного досуга;
- развитие социального туризма.
Важнейшим аспектом обеспечения эффективного и качественного обслуживания пожилых людей является решение вопросов по формированию кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания путем:
- организации и проведения ежегодных курсов повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста;
- организации и проведения тематических семинаров для специалистов учреждений социального обслуживания по вопросам новых технологий работы с гражданами пожилого возраста.
II. Цель Программы
III. Задачи Программы
IV. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы организуется и координируется ответственным исполнителем - департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области, который размещает на своей странице на официальном портале органов государственной власти информацию о ходе и результатах реализации Программы, ее финансировании и другие материалы.
Куратор Программы осуществляет контроль исполнения Программы.
Ответственный исполнитель осуществляет подготовку сводного отчета о реализации Программы на основе отчетов исполнителей Программы.
Исполнители Программы осуществляют:
- реализацию закрепленных за ними мероприятий Программы;
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации закрепленных за ними мероприятий Программы;
- финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета;
- контроль целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию закрепленных за ними мероприятий Программы;
- заключение с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области соглашений, определяющих порядок участия органов местного самоуправления в реализации закрепленных за исполнителем Программы мероприятий;
- подготовку перечней государственных и муниципальных учреждений, задействованных в реализации закрепленных за исполнителем Программы мероприятий;
- заключение с организациями, претендующими на участие в Программе, соглашений, определяющих порядок участия организаций в реализации закрепленных за исполнителем Программы мероприятий.
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета и субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области. При финансировании из средств областного бюджета функции главных распорядителей бюджетных средств выполняют исполнители Программы в рамках закрепленных за ними мероприятий.
Порядок проведения совместных торгов при реализации Программы определяется действующим законодательством Российской Федерации. По результатам проведения совместных торгов каждый исполнитель Программы заключает государственные контракты для реализации проводимых им мероприятий Программы.
Контроль целевого использования средств, направленных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В 2011 году финансирование мероприятий Программы, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, осуществляется за счет средств областного бюджета на 2011 год и субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем финансирования составляет 22503,9 тысячи рублей, в том числе:
- 11089,6 тысячи рублей - за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области, из них 6501,6 тысячи рублей - на проведение ремонтных работ и приобретение оборудования и предметов длительного пользования учреждениями социального обслуживания населения области, 2922,8 тысячи рублей - на приобретение автотранспорта для мобильных бригад учреждений социального обслуживания, 1665,2 тысячи рублей - на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам;
- 11414,3 тысячи рублей за счет областного бюджета, из них 6502,1 тысячи рублей - на проведение ремонтных работ и приобретение оборудования и предметов длительного пользования учреждениями социального обслуживания населения области, 2922,8 тысячи рублей - на приобретение автотранспорта для мобильных бригад учреждений социального обслуживания, 1989,4 тысячи рублей - на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
В 2012 году финансирование мероприятий Программы, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, осуществляется за счет средств областного бюджета на 2012 год и субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем финансирования составляет 32269,1 тысячи рублей, в том числе:
- 15299,0 тысячи рублей за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области, из них 6841,8 тысячи рублей - на проведение ремонтных работ и приобретение оборудования и предметов длительного пользования учреждениями социального обслуживания населения области, 3328,3 тысячи рублей - на приобретение автотранспорта для мобильных бригад учреждений социального обслуживания, 5128,9 тысячи рублей - на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам;
- 16970,1 тысячи рублей за счет областного бюджета, из них 6841,8 тысячи рублей - на проведение ремонтных работ и приобретение оборудования и предметов длительного пользования учреждениями социального обслуживания населения области, 3328,3 тысячи рублей - на приобретение автотранспорта для мобильных бригад учреждений социального обслуживания, 6800,0 тысячи рублей - на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
Субсидия бюджету Ярославской области предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании соглашения между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Ярославской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 456 "О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров".
В 2013 году финансирование мероприятий Программы, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, осуществляется за счет средств областного бюджета на 2013 год и субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области. Плановый объем финансирования составляет 213493,83 тысячи рублей, в том числе:
- 49821,9 тысячи рублей - за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области, из них 38813,2 тысячи рублей - на строительство объектов учреждений социального обслуживания, 10308,9 тысячи рублей - на приобретение автотранспорта для мобильных бригад учреждений социального обслуживания, 699,8 тысячи рублей - на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам;
- 120408,9 тысячи рублей за счет областного бюджета, из них 108700,0 тысячи рублей - на строительство объектов учреждений социального обслуживания, 10308,9 тысячи рублей - на приобретение автотранспорта для мобильных бригад учреждений социального обслуживания, 1400,0 тысячи рублей - на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
В 2014 году финансирование мероприятий Программы, связанных с оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, осуществляется за счет средств областного бюджета на 2014 год и субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области. Объем финансирования составляет 55856,356 тысячи рублей, в том числе:
- 2601,0 тысячи рублей - за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области;
- 5601,0 тысячи рублей - за счет областного бюджета.
Адресная помощь оказывается в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством области.
Финансирование мероприятий Программы за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в соответствии с планом-графиком на соответствующий финансовый год.
V. Перечень мероприятий Программы
Список сокращений, используемых в таблице
АДМ ЯО - агентство по делам молодежи Ярославской области
АФКиС ЯО - агентство по физической культуре и спорту Ярославской области
ГАУК ЯО - государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
ГБУ СО ЯО - государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Ярославской области
ГУК ЯО - государственные учреждения культуры Ярославской области
ДГСЗН ЯО - департамент государственной службы занятости населения Ярославской области
ДЗиФ ЯО - департамент здравоохранения и фармации Ярославской области
ДК ЯО - департамент культуры Ярославской области
ДО ЯО - департамент образования Ярославской области
ДС ЯО - департамент строительства Ярославской области
ДТиСПН ЯО - департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
МР - муниципальный район
МТБ - материально-техническая база
МУ КЦСОН - муниципальные учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения"
ОС - средства областного бюджета
ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований области
ОСЗН ЯО - органы социальной защиты населения Ярославской области
ПНИ - психоневрологический интернат
ФС - средства федерального бюджета, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
СДИ - специальный дом-интернат
СМИ - средства массовой информации
ЯОГЦ - Ярославский областной геронтологический центр
VI. План-график финансирования мероприятий Программы за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области
Наименование мероприятия |
Срок реализации, годы |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
||||
всего |
в том числе по кварталам |
|||||
I |
II |
III |
IV |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Финансирование мероприятий Программы за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области - всего в том числе: |
всего |
52422,9 |
- |
- |
- |
52422,9 |
2013 |
49821,9 |
- |
- |
- |
49821,9 |
|
2014 |
2601,0 |
- |
- |
- |
2601,0 |
|
Оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности |
всего |
3300,8 |
- |
- |
- |
3300,8 |
2013 |
699,8 |
- |
- |
- |
699,8 |
|
2014 |
2601,0 |
- |
- |
- |
2601,0 |
|
Строительство объектов учреждений социального обслуживания населения |
всего |
38813,2 |
- |
- |
- |
38813,2 |
2013 |
38813,2 |
- |
- |
- |
38813,2 |
|
Расширение практики использования социальных мобильных служб для оказания комплекса услуг пожилым людям и инвалидам |
всего |
10308,9 |
- |
- |
- |
10308,9 |
2013 |
10308,9 |
- |
- |
- |
10308,9 |
Приложение
к Программе
Паспорта
объектов капитального строительства/реконструкции
(Инвестиционных проектов)
Паспорт 1
Паспорт 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 27 февраля 2015 г. N 194-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2011 N 216-п"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 2 марта 2015 г., в газете "Документ-Регион" от 6 марта 2015 г. N 18
Постановлением Правительства Ярославской области от 10 апреля 2020 г. N 320-п настоящее постановление признано утратившим силу с 10 апреля 2020 г.