Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации Ярославской области
от 24 мая 2006 г. N 99-а
Информация
о работе по развитию в Ярославской области форм
семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время в области проживает более 5800 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В семьях опекунов (попечителей) проживает 3263 ребенка, 173 ребенка - в приемных семьях, в государственных учреждениях области воспитывается 2121 ребенок, 50 отказных детей находятся в детских лечебных учреждениях.
В течение 2005 года усыновлено 219 детей, из них 109 - гражданами Российской Федерации.
В настоящее время активизировалось развитие такой формы устройства детей, как приемная семья. По состоянию на 23.05.2006 в 15 муниципальных районах и городских округах области создано 98 приемных семей, в которых воспитывается 173 приемных ребенка.
Муниципальный район, городской округ |
Количество приемных семей |
Количество приемных детей, в т.ч. | ||
дошкольников | школьников | всего | ||
1. Рыбинский | 11 | 4 | 42 | 46 |
2. Ростовский | 5 | 8 | 5 | 13 |
3. Любимский | 7 | 3 | 6 | 9 |
4. Первомайский | 1 | 1 | 2 | 3 |
5. Некрасовский | 3 | - | 5 | 5 |
6. Угличский | 14 | 5 | 15 | 20 |
7. Даниловский | 19 | 8 | 15 | 23 |
8. Переславский | 5 | 2 | 5 | 7 |
9. г. Переславль-Залесский | 5 | 2 | 3 | 5 |
10. Тутаевский | 2 | 2 | 3 | 5 |
11. Пошехонский | 4 | 5 | - | 5 |
12. Некоузский | 7 | 3 | 10 | 13 |
13. Мышкинский | 2 | 2 | 1 | 3 |
14. Ярославский | 3 | 3 | - | 3 |
15. г. Ярославль | 10 | 10 | 3 | 13 |
ВСЕГО | 98 | 58 | 115 | 173 |
Наиболее активно работа по передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан ведется в Даниловском, Угличском, Ростовском, Любимском муниципальных районах. Большой опыт работы с приемными семьями накоплен в Рыбинском муниципальном образовании. Нет приемных семей в Большесельском, Борисоглебском, Брейтовском, Гаврилов-Ямском муниципальных районах.
Среди недостатков, сдерживающих работу по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить кадровые проблемы, в частности, большая нагрузка ложится на специалистов органов опеки и попечительства.
В области приняты необходимые меры по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Принятые законодательные акты обеспечили дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- выплату губернаторской надбавки к заработной плате приемных родителей в размере 80%;
- выплату приемной семье единовременного пособия в размере 10,0 тысяч рублей на каждого принятого в семью ребенка;
- выплату денежных средств опекунам, попечителям, приемным родителям на питание, приобретение детям одежды, обуви, мягкого инвентаря (с 01.07.2005 размер выплачиваемых средств составляет 2747 рублей на дошкольника и 3602 рубля на школьника);
- для приемных семей, в которых воспитывается трое и более детей (включая родных), меры социальной поддержки, установленные в регионе для многодетных семей;
- финансирование с января 2006 года расходов на оплату труда приемных родителей полностью за счет средств областного бюджета;
- скидку в размере 30 процентов при оплате коммунальных услуг - приемным семьям, воспитывающим менее трех детей;
- выплату единовременного денежного пособия в размере 10,0 тысяч рублей семьям, усыновившим (удочерившим) ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на компенсацию первичных расходов семьи на ребенка.
В областном бюджете на 2006 год предусмотрено 5,0 млн. рублей на улучшение жилищных условий приемных семей.
Кроме того, на детей, воспитывающихся в приемных семьях, распространяются все меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- обеспечение бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси) на территории области;
- обеспечение бесплатного обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
- полное государственное обеспечение в период получения начального, среднего, высшего профессионального образования;
- обеспечение бесплатного отдыха (в соответствии с выделенными на эти цели средствами) на базах отдыха или в оздоровительных лагерях Ярославской области;
- обеспечение воспитанников при выпуске из образовательных учреждений денежной компенсацией, одеждой, обувью, мягким инвентарем по установленным нормам и фактическим ценам региона;
- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Администрации области от 27.03.2002 N 43-а "Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области" (за период 2002-2005 годов обеспечено жилыми помещениями 164 человека, приобретено жилья на общую сумму 39 млн. рублей).
Семейным кодексом Российской Федерации установлены такие формы семейного устройства, как усыновление, опека, создание приемных семей.
В настоящее время Государственной Думой Ярославской области в первом чтении принят проект закона Ярославской области "О формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области", в котором предусмотрены дополнительные формы устройства детей: патронат и семейно-воспитательная группа.
В целях активизации развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, уделяется большое внимание формированию позитивного общественного мнения. Проблемы социального сиротства и устройства детей постоянно освещаются на страницах областных газет "Северный край", "Юность". В областной газете "Здоровье" ежеквартально публикуются материалы, содержащие сведения регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которых можно взять в семью.
С 2005 года в рамках вещания государственной телерадиокомпании "Ярославия" выходят передачи цикла "Я жду тебя, мама", по областному радио и телевидению идет блок социальной рекламы по устройству осиротевших детей в семью.
Подготовлены и направлены в муниципальные районы и городские округа агитационные материалы: листовки с пропагандой принятия ребенка в приемную семью, информационные плакаты, разъясняющие, что такое приемная семья, какие формы материальной поддержки со стороны государства существуют.
В мае 2006 года в области объявлен смотр приемных семей "Приемная семья - теплый дом".
В связи с увеличением числа приемных семей необходимо предусмотреть увеличение финансирования подраздела "Мероприятия по развитию института приемной семьи" раздела VI областной целевой программы "Семья". В 2007 году планируется разработать комплексную целевую программу "Семья и дети", в которой будет предусмотрена подпрограмма "Приемная семья".
Работа воспитателем в приемной, патронатной семье, семейно-воспитательной группе рассматривается сегодня как форма трудоустройства граждан.
С точки зрения экономической целесообразности, не говоря уже о социальных, психологических и прочих факторах, преимущества семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, очевидны. Содержание ребенка в детском учреждении составляет 19,0 тысяч рублей в месяц, в приемной семье - 11 тысяч рублей. В области 173 ребенка воспитывается в приемных семьях. На это количество детей экономический эффект составляет около 17,0 млн. рублей в год.
В области имеется 45 специализированных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:
30 детских домов;
2 школы-интерната для детей-сирот;
2 дома ребенка;
9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
2 социальных приюта для детей и подростков.
На их содержание ежегодно из областного бюджета тратится более 312,0 млн. рублей.
Для улучшения качества работы по устройству детей, оставшихся без попечения родителей необходимо:
укрепить кадровый состав органов опеки и попечительства;
внести изменения (на федеральном и региональном уровне) в норматив детского населения до 18 лет на одного специалиста органов опеки и попечительства: 1 специалист на 2 тысячи детского населения (а не на 5 тысяч);
разработать и внести предложения о дополнении норм Трудового Кодекса Российской Федерации, на основании которого работа в качестве приемного родителя вносится в трудовую книжку;
внести в установленном порядке предложения об изменении федерального законодательства в части дополнения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" положениями о гарантиях по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также в случае, если за ними закреплялось жилое помещение, но оно не может быть им возвращено или они не могут быть в него вселены по разным обстоятельствам; внести соответствующие изменения в законодательство Ярославской области;
внести изменения в Закон Ярославской области от 6 июня 1997 г. N 12-з "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье", касающиеся продления выплаты заработной платы приемным родителям после исполнения детям 18 лет (но не старше 23 лет) при обучении их на дневных отделениях вузов и техникумов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.