Постановление Администрации Ярославской области
от 16 января 2006 г. N 13
"Об областной целевой программе "Трезвое поколение" на 2006-2007 годы"
В соответствии с законами Ярославской области от 5 мая 1999 г. N 6-з "Об основных гарантиях прав ребенка в Ярославской области", от 30 июня 2003 г. N 31-з "О закупках (поставках) продукции для государственных нужд Ярославской области" и в целях формирования сознательного отказа от употребления алкоголя, табака у детей, подростков и молодежи Ярославской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Трезвое поколение" на 2006-2007 годы и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) ежегодно в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту образования Администрации области (Степанова Т.А.):
3.1. Внести предложения при уточнении областного бюджета на 2006 год по разделу "Образование" о выделении дополнительных средств на реализацию Программы.
3.2. При формировании областного бюджета на 2007 год предусмотреть расходы по разделу "Образование", подразделу "Другие вопросы в области образования" на реализацию Программы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора области Скороходову И.И.
Губернатор области |
А.И. Лисицын |
Областная целевая программа
"Трезвое поколение" на 2006-2007 годы
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 16 января 2006 г. N 13)
Паспорт Программы
Наименование Программы | областная целевая программа "Трезвое поколение" на 2006-2007 годы (далее - Программа) |
Основание разработки Программы |
Закон Ярославской области от 5 мая 1999 г. N 6-з "Об основных гарантиях прав ребенка в Ярославской области" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Ярославской области в лице департамента образования Администрации области |
Основной разработчик Программы | департамент образования Администрации области |
Основная цель Программы | формирование сознательного отказа от употребления алкоголя, табака у детей, подростков и молодежи Ярославской области |
Основные задачи Программы | - снижение уровня потребления алкоголя, табака детьми, подростками и молодежью Ярославской области; - снижение негативных социальных последствий, обусловленных алкоголизацией детей, молодежи и подростков; - формирование у детей, подростков и молодежи Ярославской области установки на здоровый образ жизни; - создание у детей, подростков и молодежи Ярославской области психологической устойчивости к воздействию информации, рекламирующей употребление алкоголя, табака |
Основные мероприятия и этапы реализации Программы |
- разработка дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и учебно-методических комплексов для ее реализации - 2006 г.; - экспертиза дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и учебно-методических комплексов для ее реализации - 2 полугодие 2006 г.; - апробация учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни" - 2 полугодие 2006 г.; - издание учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни", приобретение учебных пособий и информационных материалов - 2006-2007 гг.; - подготовка специалистов для реализации дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" - IV кв. 2006 г. - 2007 г.; - реализация дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" в образовательных учреждениях области - 2007 г. |
Перечень разделов Программы | I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами II. Основные цели и задачи Программы III. Сроки и этапы реализации Программы IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы V. Порядок контроля за ходом реализации Программы VI. Общая потребность в ресурсах VII. Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования |
Общая стоимость Программы | 5000 тыс.рублей, в том числе: средства областного бюджета - 5000 тыс.рублей, в том числе: 2006 г. - 2600 тыс. рублей; 2007 г. - 2400 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- снижение уровня потребления алкоголя, табака детьми, подростками и молодежью Ярославской области; - снижение негативных социальных последствий, обусловленных алкоголизацией детей, подростков и молодежи |
Ответственные лица для контактов |
первый заместитель директора департамента образования Администрации области Груздев М.В., т.72-83-33; депутат Государственной Думы Ярославской области Губочкин П.И., т.30-48-68 |
Куратор Программы | вице-губернатор области Скороходова И.И., т.72-83-61 |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В последние годы в Российской Федерации в целом и в Ярославской области в частности отмечается значительный рост потребления психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи. Только официально в 2002 г. было зарегистрировано 98 114 несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем и табаком. Из них 60 процентов составляют подростки, имеющие алкогольные проблемы, 40 процентов - с проблемами наркотической и токсической зависимости. Наблюдается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи и более раннему началу регулярного курения. В старших классах курят 50 процентов мальчиков и 40 процентов девочек. По данным Роспотребнадзора, распространение табакокурения в России одно из самых высоких в мире. 42 процента случаев преждевременной смерти мужчин в возрасте 35-69 лет связано с курением.
По ряду показателей ситуация в Ярославской области хуже чем в Центральном федеральном округе и в целом по Российской Федерации. Число больных с алкогольными психозами в Ярославской области больше на 82 процента, чем в среднем по Центральному федеральному округу. Число больных с алкогольными психозами, установленными впервые в жизни, в 2002 г. на 64 процента, а в 2003 г. на 36 процентов было выше среднероссийского показателя (данные Национального научного центра наркологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за 2004 г.).
Особую тревогу вызывает резкий рост популярности у детей и молодежи употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, пива. Количество подростков, употребляющих психоактивные вещества, прогрессирует с каждым годом. По данным социологических исследований, проведенных в г.Ярославле, 85 процентов подростков в возрасте 15-16 лет уже употребляют алкоголь, причем первое место принадлежит пиву, 60 процентов подростков начали его пить с 13 лет. Возникли такие явления как пивной алкоголизм, подростковый алкоголизм и даже детский алкоголизм.
Важным фактором, способствующим увеличению масштабов потребления алкоголя, табака и других психоактивных веществ, является придание им в молодежной среде статуса субкультуры. Алкоголь, сигареты, наркотические средства и психоактивные вещества становятся непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных молодежных групп.
Следствием высокой алкоголизации населения и распространенности табакокурения является очень низкая средняя продолжительность жизни мужчин, которая составляет 56 лет. По этому показателю Ярославская область занимает последнее место в Центральном федеральном округе.
Анализ психологической, педагогической, медицинской литературы по проблеме злоупотребления психоактивными веществами детьми и подростками позволил выявить недостатки, существующие в теории и практике общественного противостояния угрозе здоровью нации.
Во-первых, существует противоречие между реальной опасностью нарастающего процесса алкоголизации в обществе и недостаточной готовностью общеобразовательных институтов скоординировать свою деятельность, направленную на противостояние этому процессу.
Во-вторых, имеет место недостаточная эффективность традиционных способов воздействия на подростков при быстром росте числа злоупотребляющих психоактивными веществами.
В-третьих, изолированные попытки педагогов, психологов, медиков противодействовать алкоголизации подростков не обеспечивают целенаправленного и скоординированного взаимодействия в этом направлении.
На разрешение данных противоречий и направлены меры, предусмотренные программой "Трезвое поколение".
II. Основные цели и задачи Программы
Главной целью Программы является формирование сознательного отказа от употребления алкоголя, табака у детей, подростков и молодежи Ярославской области.
Программа направлена на решение следующих задач:
- снижение уровня потребления алкоголя, табака детьми, подростками и молодежью Ярославской области;
- снижение негативных социальных последствий, обусловленных алкоголизацией детей, подростков и молодежи;
- формирование у детей, подростков и молодежи Ярославской области установки на трезвый, здоровый образ жизни;
- создание у детей, подростков и молодежи Ярославской области психологической устойчивости к воздействию информации, рекламирующей употребление алкоголя, табака.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются в течение 2006 - 2007 годов.
IV. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений области дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" позволит:
- препятствовать развитию негативных явлений в подростковой среде;
- способствовать снижению уровня потребления алкоголя, табака детьми, подростками и молодежью Ярославской области;
- обеспечить высококвалифицированное педагогическое сопровождение данного направления работы.
V. Порядок контроля за ходом реализации Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляют департамент образования Администрации области и управление по социальной политике Администрации области.
Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
VI. Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность, тыс.руб. | ||
всего | в том числе по годам | |||
2006 | 2007 | |||
Материально-технические ресурсы: |
- | - | - | |
Трудовые ресурсы | - | - | - | - |
Финансовые ресурсы: | тыс. руб. | 5000 | 2600 | 2400 |
- областной бюджет | тыс. руб. | 5000 | 2600 | 2400 |
- внебюджетные источники | - | - | - | - |
VII. Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования
N п/п |
Наименование мероприятия (в установленном порядке) |
Исполнители (в установленном порядке) |
Источник финансирования |
Срок исполнения |
Сумма финансирования по годам в тыс. руб. (в установленном порядке) |
|
2006 | 2007 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Разработка дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, СПО и учебно-методических комплексов для ее реализации |
ДО | областной бюджет |
2006 г. | 525 | |
2. | Экспертиза дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, СПО и учебно-методических комплексов для ее реализации |
ДО | областной бюджет | 2 полугодие 2006 г. | 75 | |
3. | Апробация учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни" в образовательных учреждениях области |
ДО муниципальные образования области ОУ |
областной бюджет |
2 полугодие 2006 г. | 500 | |
4. | Издание учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни", приобретение учебных пособий и информационных материалов |
ДО | областной бюджет |
2006 г. | 1200 | |
5. | Подготовка специалистов для реализации дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" |
ДО | областной бюджет |
2 полугодие 2006 г., 2007 г. |
300 | 300 |
6. | Реализация дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" в образовательных учреждениях области |
ДО муниципальные образования области ОУ |
областной бюджет |
2007 г. | 2100 | |
ИТОГО по годам | 2600 | 2400 | ||||
ВСЕГО | 5000 |
Используемые сокращения:
ДО - департамент образования Администрации области
ОУ - образовательные учреждения
НПО - начальное профессиональное образование
СПО - среднее профессиональное образование
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.