Постановление Администрации Ярославской области
от 5 сентября 2007 г. N 370-а
"Об областной целевой программе "Государственная поддержка граждан,
проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного
жилищного кредитования" на 2008-2009 годы"
В целях повышения эффективности реализации на территории Ярославской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2008 - 2009 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета;
3. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) в течение периода действия Программы осуществлять ее финансирование в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие годы.
4. В целях реализации Программы и на основании постановления Губернатора области от 29.05.2006 N 427 "О мерах по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" поручить заместителю Губернатора области Блатову В.Ю. подписание от имени Администрации Ярославской области соглашений и необходимых документов, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять необходимые нормативные правовые акты (муниципальные программы) по вопросам поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования на 2008 - 2009 годы, обеспечить их финансирование и реализацию.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Блатова В.Ю.
7. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства -
первый заместитель Губернатора области |
И.И.Скороходова |
Областная целевая программа "Государственная поддержка граждан,
проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного
жилищного кредитования" на 2008 - 2009 годы
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 5 сентября 2007 г. N 370-а)
Паспорт программы
/------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование |областная целевая программа "Государственная поддержка граждан, |
|Программы |проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного |
| |жилищного кредитования" (далее - Программа) |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Основание разработки |- приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье -|
|Программы |гражданам России"; |
| |- постановление Администрации области от 25.04.2007 N 125-а "Об |
| |итогах работы строительного комплекса области в 2006 году и |
| |перспективах его развития до 2010 года" |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Администрации Ярославской области от 27 апреля 2007 г. N 125-а "Об итогах работы строительного комплекса области в 2006 году и перспективах его развития до 2010 года"
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Государственный заказчик |Администрация области в лице департамента экономического развития,|
|Программы |инвестиций и международного сотрудничества |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Основной разработчик |департамент экономического развития, инвестиций и международного |
|Программы |сотрудничества Администрации области |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Цель Программы |государственная поддержка граждан, проживающих на территории |
| |Ярославской области, в приобретении (строительстве) жилья с |
| |использованием ипотечных жилищных кредитов |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Задачи Программы |- определение категорий граждан, нуждающихся в государственной |
| |поддержке; |
| |- определение форм и условий государственной поддержки граждан; |
| |- реализация эффективного механизма государственной поддержки |
| |граждан |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Важнейшие индикаторы и |- количество семей, улучшивших жилищные условия при поддержке |
|показатели, позволяющие |областного бюджета; |
|оценить ход реализации |- количество и объем ипотечных кредитов, выданных с использованием|
|Программы |средств областного бюджета; |
| |- площадь жилья, приобретенного (построенного) при использовании |
| |средств областного бюджета; |
| |- количество муниципальных образований области, привлеченных к |
| |реализации Программы; |
| |- объем привлеченных средств местных бюджетов; |
| |- объем привлеченных внебюджетных средств (кредиты банков и |
| |собственные средства граждан) |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Сроки и этапы реализации |2008-2009 годы |
|Программы | |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Объемы и источники |общая потребность в финансовых средствах - 300 млн. рублей, в т.ч:|
|финансирования Программы |2008 год - 150 млн. рублей, |
| |2009 год - 150 млн. рублей; |
| |из них средства: |
| |- областного бюджета - 60 млн. руб., в т.ч.: |
| |2008 год - 30 млн. рублей, |
| |2009 год - 30 млн. рублей; |
| |- внебюджетных источников (кредиты банков и собственные средства |
| |граждан) - |
| |200 млн. руб., в т.ч.: |
| |2008 год - 100 млн. рублей, |
| |2009 год - 100 млн. рублей; |
| |- местных бюджетов (привлекаются на условиях софинансирования) - |
| |около 40 млн. руб., в т.ч.: |
| |2008 год - около 20 млн. рублей, |
| |2009 год - около 20 млн. рублей |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные результаты|- решение жилищной проблемы 300 семей, нуждающихся в улучшении |
|реализации Программы |жилищных условий; |
| |- стимулирование жилищного строительства, доведение общего |
| |количества приобретенного (построенного) в рамках Программы жилья |
| |до 15000 квадратных метров; |
| |- привлечение внебюджетных средств (кредиты банков и собственные |
| |средства граждан) для реализации Программы |
|-----------------------------+------------------------------------------------------------------|
|Ответственные лица для |- Ананьева Наталия Дмитриевна - первый заместитель директора |
|контактов |департамента экономического развития, инвестиций и международного |
| |сотрудничества Администрации области, тел. 32-88-05; |
| |- Гордеева Ирина Анатольевна - начальник юридического отдела |
| |департамента экономического развития, инвестиций и международного |
| |сотрудничества Администрации области, тел. 72-85-07 |
\------------------------------------------------------------------------------------------------/
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица измерения |
Потребность | ||
всего | 2008 г. | 2009 г. | ||
Материально-технические ресурсы | ||||
Трудовые ресурсы | ||||
Финансовые ресурсы: (с учетом софинансирования из местных бюджетов*) |
млн. рублей | 300 | 150 | 150 |
- областной бюджет | млн. рублей | 60 | 30 | 30 |
- внебюджетные источники (кредиты банков и собственные средства граждан) |
млн. рублей | 200 | 100 | 100 |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей Программы) |
* Предполагается привлечение средств местных бюджетов на условиях софинансирования в сумме около 40 млн. рублей, из них в 2008 году - около 20 млн. рублей, в 2009 году - около 20 млн. рублей.
I. Содержание проблемы
Проблема улучшения жилищных условий населения решается медленно, более половины очередников (14,5 тысячи семей) ожидают получения жилья 10 лет и более. Кроме того, большое количество семей, в т.ч. с детьми, по тем или иным причинам не состоят на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления), хотя тоже нуждаются в улучшении жилищных условий. Значительный спрос на жилье и ограниченное предложение на рынке обуславливают высокие цены на жилье в регионе. В среднем за последние годы в области вводится немногим более 200 тысячи квадратных метров жилья, что в 4 раза ниже уровня конца 80-х годов прошлого века. Этого явно недостаточно для развития рынка жилья. Учитывая ограниченность собственных средств (сбережений), большинство граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не в состоянии самостоятельно решить эту проблему.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" во всех субъектах Российской Федерации организована работа по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В числе первоочередных стоит задача формирования рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства.
Государственное стимулирование развития ипотечного жилищного кредитования осуществляется, как правило, через непосредственную поддержку определенных групп населения, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия за счет ипотечных кредитов или займов на стандартных условиях (работники бюджетной сферы, государственного и муниципального управления, семьи, имеющие детей, работники агропромышленного комплекса).
Чаще всего граждане, которым предоставляется государственная поддержка, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть состоящими на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления или обеспеченными жилым помещением ниже определенной нормы.
В 2006 году в нашей области было отмечено интенсивное развитие ипотечного жилищного кредитования населения. По данным Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ярославской области, за этот год объем выданных ипотечных кредитов в области составил 1,41 млрд. рублей, что более чем в 5 раз превосходит объем ипотечных кредитов, выданных в 2005 году (277 млн. рублей). Средневзвешенная (расчетная) ставка по всем выданным кредитам составила 13,2 процента, в 2005 году - 15,4 процента. По объему выданных ипотечных кредитов, приходящихся на одного жителя, Ярославская область занимает 6 место среди регионов Центрального федерального округа.
Столь динамичное развитие ипотечного кредитования обусловлено:
- увеличением предложения данного вида кредитования на рынке банковских услуг;
- повышением доступности и улучшением условий кредитования;
- значительным повышением денежных доходов отдельных групп населения, желающих улучшить свои жилищные условия, предъявляющих спрос на рынке жилья и, соответственно, готовых взять ипотечный кредит только за счет собственных средств.
Ипотечное жилищное кредитование приобретает все большую роль в финансово-кредитной сфере области. Так, по данным Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ярославской области, по итогам 2006 года уже 15,7 процента всех кредитов, выданных физическим лицам области, (за исключением кредитов, выданных индивидуальным предпринимателям) являлись ипотечными.
Однако получение ипотечного кредита, достаточного для улучшения жилищных условий, для средних слоев населения остается весьма проблематичным.
В ходе реализации губернаторской целевой программы "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" в 2006-2007 годах был создан эффективный механизм государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Более десяти муниципальных образований области приняли участие в решении жилищной проблемы своих граждан, и многие рассматривают этот механизм как действенный инструмент решения проблемы граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Применение других форм и механизмов государственной поддержки в условиях ограниченности доходной части бюджета не представляется возможным.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Основными задачами Программы являются:
- определение категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов;
- определение форм и условий государственной поддержки граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования;
- реализация эффективного механизма государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет реализована в 2008 - 2009 годах.
Важнейшими индикаторами и показателями, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:
- количество семей, которые улучшат жилищные условия при поддержке областного бюджета, - 300, в т.ч. в 2008 году - 150 семей, в 2009 году - 150 семей;
- количество и объем ипотечных кредитов, которые будут выданы с использованием средств областного бюджета, - 300 на сумму около 150 млн. рублей, в т.ч. в 2008 году - 150 кредитов на сумму около 75 млн. рублей, в 2009 году - 150 кредитов на сумму около 75 млн. рублей;
- площадь жилья, приобретенного (построенного) при использовании средств областного бюджета, - около 15000 квадратных метров, в т.ч. в 2008 году - около 7500 квадратных метров, в 2009 году - около 7500 квадратных метров;
- количество муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) области, привлекаемых к реализации Программы в 2008 - 2009 годах, - не менее 15.
IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- решение жилищной проблемы 300 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- стимулирование жилищного строительства: общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 15000 квадратных метров;
- привлечение внебюджетных средств (кредиты банков и собственные средства граждан) в размере 200 млн. рублей для реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с методикой, приведенной в приложении 1 к Программе.
V. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации
Программы
1. Участниками Программы являются:
- государственный заказчик Программы;
- органы местного самоуправления (при наличии нормативного правового акта (муниципальной программы) и выделенных на эти цели средств местных бюджетов), заключившие соглашение о сотрудничестве по взаимодействию в сфере ипотечного жилищного кредитования с государственным заказчиком Программы и соответствующим банком (далее - Соглашение, соглашения);
- кредитные организации (банки), осуществляющие ипотечное кредитование физических лиц на территории Ярославской области, заключившие Соглашение. К участию в Программе допускаются все банки, осуществляющие деятельность на территории Ярославской области и предоставляющие ипотечные жилищные кредиты населению;
- граждане, подавшие заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложению 2 к Программе.
2. Формы и условия предоставления государственной поддержки гражданам при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов:
2.1. Государственная поддержка оказывается гражданам при соблюдении следующих обязательных условий:
- регистрация и постоянное проживание на территории Ярославской области;
- обеспечение жилыми помещениями ниже нормы, установленной решением органа местного самоуправления по месту регистрации и постоянного проживания;
- наличие положительного решения органа местного самоуправления о предоставлении гражданину субсидии.
Решениями органов местного самоуправления могут быть установлены дополнительные требования в отношении граждан - участников Программы сверх требований, установленных настоящим пунктом.
2.2. Преимущественное право на государственную поддержку предоставляется многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.
2.3. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
2.4. От семьи (одиноко проживающего гражданина), имеющей (его) право на получение государственной поддержки при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов, допускается подача только одного заявления.
2.5. Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования осуществляется посредством безвозмездного предоставления на условиях софинансирования средств областного бюджета местным бюджетам для выдачи гражданам субсидии на приобретение (строительство) жилья с привлечением ипотечных кредитов (далее - субсидия). Субсидия направляется на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или погашение ипотечного кредита, полученного в период действия выданного в установленном порядке свидетельства о праве на получение субсидии (далее - свидетельство).
2.6. Субсидия предоставляется гражданину по заявительному принципу и только при наличии положительного решения банка о возможности выдачи гражданину ипотечного кредита и положительного решения соответственного органа местного самоуправления о выделении субсидии гражданину.
2.7. Право гражданина на получение субсидии оформляется свидетельством установленного образца (приложение 3 к Программе). Свидетельство действительно в течение 6 месяцев с момента выдачи. Если гражданин не воспользовался им в течение данного срока, свидетельство аннулируется. Аннулирование свидетельства не лишает гражданина права на повторное обращение за получением субсидии.
2.8. При возникновении у владельца свидетельства обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, он обращается в орган, выдавший свидетельство, с заявлением о выдаче заверенной этим органом копии свидетельства. В заявлении указываются обстоятельства, потребовавшие выдачи копии свидетельства с приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства.
2.9. Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств областного бюджета гражданам - участникам Программы и членам их семей предоставляется только один раз. Субсидия гражданам выдается единовременно и безвозмездно. Получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения от органа государственной власти или органа местного самоуправления является основанием для снятия гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях.
2.10. Порядок и требования, устанавливаемые в отношении граждан - участников Программы сверх требований настоящей Программы, а также размер субсидии определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений Программы. Сумма средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидий гражданам, устанавливается для каждого муниципального образования Ярославской области дифференцированно, в зависимости от уровня обеспеченности бюджетов муниципальных образований собственными доходами, определяемого как соотношение суммы налоговых и неналоговых доходов к сумме всех доходов местного бюджета и рассчитывается по формуле:
Собл = 0,3 х СтЖ х Ксоф,
где:
Собл - сумма средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидии гражданину;
0,3 - коэффициент, устанавливающий 30-процентную расчетную норму возмещения затрат граждан при предоставлении им государственной поддержки;
СтЖ - средняя рыночная стоимость жилья по Ярославской области, определяемая в соответствии с подпунктом 2.18 пункта 2 данного раздела Программы;
Ксоф - коэффициент софинансирования из средств областного бюджета.
Для софинансирования выделения субсидий с привлечением ипотечного жилищного кредита, на основании данных об исполнении местных бюджетов за 2006 год устанавливаются следующие значения коэффициента софинансирования из средств областного бюджета:
Доля налоговых и неналоговых доходов в сумме собственных доходов (за исключением субвенций) в бюджете муниципального образования области |
Значение коэффициента софинансирования из средств областного бюджета (Ксоф) |
1 | 2 |
до 20 процентов включительно: Большесельский МР Борисоглебский МР Брейтовский МР Некрасовский МР Первомайский МР Пошехонский МР |
0,9 |
от 21 до 30 процентов включительно: Даниловский МР Любимский МР Некоузский МР Переславский МР Рыбинский МР |
0,8 |
от 31 до 40 процентов включительно: Мышкинский МР Ростовский МР Тутаевский МР |
0,7 |
более 41 процентов: Гаврилов-Ямский МР г. Переславль-Залесский г. Рыбинск Угличский МР г. Ярославль Ярославский МР |
0,5 |
Размер софинансирования из средств местных бюджетов устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не менее суммы, рассчитанной по формуле:
(1-Ксоф)
Смест = Cобл х -------------------,
Ксоф
где:
Смест - минимальный размер софинансирования из средств местного бюджета, направляемых для выдачи субсидии гражданину;
Собл - сумма средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидий гражданам (с учетом ограничений, устанавливаемых подпунктом 2.19 пункта 2 данного раздела Программы и без учета увеличения субсидии в соответствии с подпунктом 2.20 пункта 2 данного раздела Программы).
2.11. Расчет суммы средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидий гражданам, производится исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемого согласно подпункту 2.17 пункта 2 данного раздела Программы, и норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию области.
2.12. Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для расчета суммы средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидии гражданам, по каждому муниципальному образованию области устанавливается соответствующим органом местного самоуправления в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 данного раздела Программы и не может превышать размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ярославской области, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию области для расчета суммы средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидии гражданам, установленный соответствующим органом местного самоуправления, доводится до сведения государственного заказчика Программы в срок не позднее 10 дней с момента его утверждения.
2.13. Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для расчета суммы средств областного бюджета, направляемой для выдачи субсидии гражданину, определяется исходя из рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Ярославской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, умноженной на понижающий коэффициент и коэффициент жилищной обеспеченности.
2.14. Понижающий коэффициент рассчитывается как отношение среднемесячной заработной платы по соответствующему городу или району области к максимальному значению среднемесячной заработной платы среди городов и районов Ярославской области.
2.15. Коэффициент жилищной обеспеченности рассчитывается как отношение показателя обеспеченности населения жильем по Ярославской области к показателю обеспеченности населения жильем по соответствующему городу или району области. Показатель обеспеченности населения жильем определяется как отношение общей площади жилого фонда к общей численности населения города или района области.
2.16. Среднемесячная заработная плата, общая площадь жилого фонда и общая численность населения определяются по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, установленным на дату принятия решения о предоставлении субсидии гражданину.
2.17. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется сумма средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидии гражданину, составляет:
- для одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра;
- для семьи численностью 2 человека (супруги, не имеющие детей, или неполная семья с одним ребенком) - 42 квадратных метра;
- для семьи численностью 3 и более человек (супруги, имеющие одного и более детей; неполная семья с двумя и более детьми) - по 18 квадратных метров на одного человека.
2.18. Средняя рыночная стоимость жилья по Ярославской области (СтЖ), используемая при расчете суммы средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидии гражданину, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ,
где:
Н - норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными подпунктом 2.13 пункта 2 данного раздела Программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с подпунктом 2.17 пункта 2 данного раздела Программы.
2.19. Сумма средств областного бюджета, направляемых для выдачи субсидии гражданину, в расчете на семью (одиноко проживающего гражданина) не должна превышать:
300 тысяч рублей - для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
100 тысяч рублей - для иных категорий граждан, имеющих право на получение субсидии.
2.20. Гражданам, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, размер субсидии и, соответственно, сумма средств областного бюджета, направляемых для выдачи этой субсидии, увеличиваются из расчета 50 тысяч рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка.
2.21. Размер субсидии гражданину рассчитывается на дату принятия решения о предоставлении субсидии, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.
2.22. Перечисление средств из областного бюджета на выплату субсидий гражданам производится в форме субсидий бюджетам муниципальных образований области. Размер субсидии из средств областного бюджета и порядок ее перечисления определяются законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
2.23. Условиями предоставления средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области являются:
- наличие нормативного правового акта (муниципальной программы) органа местного самоуправления муниципального образования области по вопросам поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования;
- наличие в местном бюджете на текущий финансовый год средств, направляемых на предоставление субсидий гражданам.
3. Реализация Программы происходит по следующей схеме:
- гражданин обращается в органы местного самоуправления по месту регистрации за получением консультации и перечня документов, необходимых для получения субсидии, указанного в приложении 4 к Программе;
- гражданин, претендующий на получение субсидии, обращается в выбранный им банк (из числа банков, заключивших соответствующее Соглашение) для получения предварительного согласия на выдачу ипотечного жилищного кредита;
- гражданин, получивший предварительное согласие банка на выдачу ипотечного жилищного кредита, обращается в органы местного самоуправления по месту регистрации с заявлением установленного образца и комплектом документов, необходимых для получения субсидии;
- органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления гражданином рассматривают поступившие документы и решают вопрос о возможности выделения гражданину субсидии и ее размере. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несут органы местного самоуправления. В случае принятия положительного решения органы местного самоуправления направляют государственному заказчику Программы заявление гражданина, копию решения о предоставлении ему субсидии и заверенные ими копии документов, указанных в приложении 4 к Программе, а также расчет суммы и заявку на финансирование из областного бюджета;
- государственный заказчик Программы рассматривает поступившие документы и в течение 10 рабочих дней направляет в соответствующие органы местного самоуправления уведомление о предоставлении либо отказе в предоставлении на условиях софинансирования средств областного бюджета местному бюджету для выдачи гражданину субсидии по форме согласно приложению 5 к Программе. Государственный заказчик вправе возвратить без рассмотрения или продлить срок рассмотрения документов до 20 дней и запросить дополнительную информацию, если на основании представленных документов невозможно принять решение о предоставлении либо отказе в предоставлении на условиях софинансирования средств областного бюджета местному бюджету для выдачи гражданину субсидии;
- органы местного самоуправления при получении уведомления государственного заказчика Программы оформляют свидетельство с указанием размера предоставляемой гражданину субсидии;
- органы местного самоуправления направляют копию свидетельства государственному заказчику Программы;
- государственный заказчик Программы на основании сведений о выданных гражданам свидетельствах ежемесячно, в срок до 23 числа, формирует и направляет в департамент финансов Ярославской области заявку на перечисление средств областного бюджета в бюджет соответствующего муниципального образования;
- гражданин, получивший свидетельство, передает его в банк и открывает именной блокированный счет;
- орган местного самоуправления на основании информации банка о реквизитах открытого гражданином счета производит перечисление средств на именной блокированный счет гражданина в порядке и сроки, установленные Соглашением;
- гражданин в течение срока действия свидетельства осуществляет подбор необходимого ему жилого помещения, заключает с банком ипотечный кредитный договор;
- если в течение срока действия свидетельства гражданин не воспользовался правом на получение субсидии при получении ипотечного кредита, банк направляет свидетельство с отметкой о причине неиспользования свидетельства в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования, выдавший свидетельство;
- после государственной регистрации права собственности гражданина на приобретенное с помощью ипотечного кредита и субсидии жилое помещение банк направляет свидетельство с отметкой об оплате на оборотной стороне в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования, выдавший свидетельство;
- орган местного самоуправления направляет государственному заказчику Программы копию свидетельства с отметкой банка об оплате либо об аннулировании свидетельства.
4. При неиспользовании гражданином своего права на получение кредита и (или) расторжении ипотечного кредитного договора до получения средств по кредитному договору средства областного бюджета, перечисленные местному бюджету для выдачи субсидии гражданину, подлежат возврату в областной бюджет в порядке и сроки, предусмотренные Соглашением. В случае расторжения ипотечного кредитного договора по иным основаниям или выявления фактов нецелевого использования кредита средства областного бюджета, перечисленные местному бюджету для выдачи субсидии гражданину, подлежат возврату в областной бюджет в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.
5. В функции государственного заказчика Программы входят:
- контроль за реализацией Программы;
- правовое и методологическое обеспечение реализации Программы, включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов;
- координация деятельности органов местного самоуправления по реализации Программы;
- заключение соглашений, организация обмена информацией и взаимодействия с органами местного самоуправления и банками, осуществляющими ипотечное кредитование граждан-участников Программы, по вопросам реализации Программы;
- организация проверки документов на получение субсидии из областного бюджета, представленных органами местного самоуправления, на предмет соответствия условиям предоставления субсидии;
- принятие мер по возврату средств областного бюджета, перечисленных местному бюджету для выдачи субсидии гражданину, в областной бюджет в установленных случаях в соответствии с действующим законодательством;
- формирование единой системы обмена информацией между участниками Программы.
6. В функции органов местного самоуправления входят:
- разработка и утверждение нормативного правового акта (муниципальной программы) по вопросам поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования с выделением средств на его реализацию в соответствующих местных бюджетах;
- нормативное правовое и организационное обеспечение реализации Программы;
- формирование сводного реестра сведений о гражданах-участниках Программы в соответствии с приложением 6 к Программе и ежемесячное представление этих сведений государственному заказчику Программы до 10 числа месяца, следующего за отчетным;
- формирование и представление заявки на выделение из областного бюджета средств для софинансирования предоставления субсидий гражданам в соответствии со сроками бюджетного планирования, по форме согласно приложению 7 к Программе;
- заключение соглашений, организация обмена информацией и взаимодействия с государственным заказчиком Программы и с банками, осуществляющими ипотечное кредитование граждан-участников Программы;
- содействие информационному обмену между участниками Программы;
- принятие мер по возврату субсидии в местный бюджет в установленных случаях в соответствии с действующим законодательством;
- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства.
7. Граждане - участники Программы:
- получают предварительное согласие банка на выдачу ипотечного жилищного кредита;
- осуществляют сбор и представление в органы местного самоуправления документов, необходимых для получения субсидии;
- осуществляют подбор жилья и заключают с банком ипотечный кредитный договор на приобретение данного жилья при поддержке областного и местного бюджетов;
- обязуются добросовестно исполнять условия ипотечного кредитного договора.
8. Банки, осуществляющие ипотечное кредитование физических лиц на территории Ярославской области:
- заключают Соглашение, организуют обмен информацией и взаимодействие с государственным заказчиком Программы и органами местного самоуправления, участвующими в реализации Программы;
- производят проверку платежеспособности гражданина - участника Программы, выдают предварительное согласие банка на получение ипотечного кредита участником Программы;
- выдают ипотечные кредиты и осуществляют обслуживание счетов участников Программы.
9. Контроль за реализацией Программы осуществляют государственный заказчик Программы, иные государственные органы в установленном порядке и в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством.
VI. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия (в установленном порядке) |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители (в установленном порядке) |
1. | Координация деятельности органов местного самоуправления по разработке нормативной правовой базы по вопросам предоставления гражданам субсидий |
в течение 2 месяцев с момента утверждения Программы |
ДЭРИМС, ДВМСУ |
2. | Заключение соглашений и внесение изменений в действующие соглашения |
постоянно |
ДЭРИМС, ОМСУ, банки |
3. | Обеспечение процесса реализации Программы | постоянно | ДЭРИМС, ДФ, ОМСУ, банки |
4. | Создание, ведение и актуализация реестра граждан-участников Программы |
постоянно | ОМСУ, ДЭРИМС |
5. | Проведение мониторинга эффективности государственной поддержки граждан - участников Программы в процессе ее реализации. |
постоянно |
ДЭРИМС |
Список сокращений, использованных в Программе:
ГО - городской округ
ДЭРИМС - департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области
ДФ - департамент финансов Ярославской области
ДВМСУ - департамент по вопросам местного самоуправления Администрации области
МР - муниципальный район
ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований области.
Приложение 1
к Программе
Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется государственным заказчиком путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями либо значениями на момент начала реализации Программы.
Эффективность реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле:
i (Xi тек - Xi начальн)
Сумма Ki -----------------------------
1 (Xi план - Xi начальн) 1
R = ---------------------------------------- х 100%,
(Fтек / Fплан)
где:
Xi начальн - значение i-го целевого показателя (индикатора) на начало реализации Программы;
Xi план - плановое значение показателя;
Xi тек - текущее значение показателя;
Fплан - плановая сумма финансирования по Программе;
Fтек - сумма финансирования на текущую дату;
Ki - весовой коэффициент параметра.
При расчете комплексного показателя эффективности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N п/ п |
Наименование показателя | Значение весового коэффициента |
1. |
Количество семей, улучшивших жилищные условия при поддержке из областного бюджета |
0,5 |
2. |
Объем ипотечных кредитов, выданных с использованием средств областного бюджета |
0,5 |
ИТОГО | 1,00 |
При значении показателя эффективности 100 процентов и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении 95 процентов и менее - низкой.
Приложение 2
к Программе
В ___________________________________________
(наименование органа местного самоуправления)
Заявление
Я, ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество заявителя)
паспорт: серия _______ N ____________, выдан ____________________________
________________________________________________________________________,
дата и место рождения __________________________________________________,
адрес регистрации _______________________________________________________,
контактный телефон _____________________________________________________,
дата регистрации по последнему месту жительства, наименование органа,
осуществившего регистрацию ______________________________________________
________________________________________________________________________,
место работы, должность _________________________________________________
________________________________________________________________________,
прошу предоставить мне субсидию на приобретение (строительство) жилья.
Состав семьи _______________________ человек.
Ф.И.О. супруга(и) _________________________________________________.
Паспорт: серия ____ N ____________, выдан __________________________
________________________________________________________________________.
Дата и место рождения ______________________________________________
Адрес регистрации __________________________________________________
Место работы, должность ____________________________________________
________________________________________________________________________.
Свидетельство о браке ______________________________________________
(номер, серия, дата выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство)
Дети:
1) Ф.И.О. _________________________________________________________,
дата и место рождения __________________________________________________,
адрес регистрации ______________________________________________________,
2) Ф.И.О. _________________________________________________________,
дата и место рождения __________________________________________________,
адрес регистрации ______________________________________________________,
и т.д.
Субсидию планирую направить на
_________________________________________________________________________
(покупку (строительство) комнаты, квартиры, индивидуального дома - нужное указать)
в _______________________________________________________________________
(наименование населенного пункта Ярославской области)
стоимостью ______________________________________________________________
(указывается предполагаемая стоимость приобретаемого жилья)
Разницу между стоимостью приобретаемого жилья и суммой субсидии
предполагаю внести за счет:
- собственных средств в размере ____________________________ рублей;
- средств от реализации имеющегося в собственности жилья в размере
____________________________________ рублей;
- ипотечного кредита в размере _____________________________ рублей.
__________________________ (____________________________________________)
(подпись заявителя) (расшифровка подписи)
"____" ________________200___г.
К заявлению прилагаю следующие документы:
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________
6. _________________________________________________________________
7. _________________________________________________________________
8. _________________________________________________________________
9. _________________________________________________________________
Приложение 3
к Программе
См. форму "Свидетельство о праве на получение субсидии при получении ипотечного кредита" в редакторе MS-Word
|
|
Свидетельство | (лицевая сторона свидетельства)
о праве на получение | /------------------------\
субсидии при получении | |Герб Ярославской области|
ипотечного кредита | \------------------------/
N ______ | Администрация Ярославской области
_______________________|________________________________________________________________
_______________________| (наименование органа местного самоуправления)
_______________________| Свидетельство N _________
(Ф.И.О. владельца | о праве на получение субсидии на приобретение (строительство)
свидетельства) | жилья при получении ипотечного кредита
паспорт: |
серия _____ N ________,|Данное свидетельство удостоверяет, что _________________________
_______________________|________________________________________________________________
(кем и когда выдан) | (фамилия, имя, отчество владельца свидетельства)
-----------------------|паспорт: серия ______ N _________, _____________________________
Решение: | ( кем и когда выдан)
_______________________|___________________________________________ на основании решения
_______________________|________________________________________________________________
(наименование органа |________________________________________________________________
местного | (наименование органа местного самоуправления)
самоуправления) |от ___________ N ____, а также уведомления Администрации
от ___________ N _____,|Ярославской области от __________ N ____ является получателем
уведомление |субсидии на приобретение (строительство) жилья в размере
Администрации |_________________________________________________ рублей.
Ярославской области | (сумма субсидии цифрами и прописью)
от ___________ N _____,|
размер субсидии |Свидетельство дает гражданину право на открытие именного
_______________________|блокированного счета в _________________________________________
______________________.| (наименование кредитной организации)
(сумма субсидии) |________________________________________________________________
Открытие именного|
блокированного счета в|Срок действия свидетельства - до "____" _____________ 200 ___ г.
_______________________|
______________________.|Владелец свидетельства ______________ (________________________)
(наименование кредитной| (подпись) (расшифровка подписи)
организации) |Зарегистрировано в Реестре выданных свидетельств N _______
Срок действия|"____" ___________ 200 __г.
свидетельства - до|
"___" ________ 200 _ г.|__________________________________ ___________ _________________
Номер _______ в Реестре|(должность сотрудника органа (подпись) (расшифровка
выданных свидетельств| местного самоуправления) подписи)
"___" _______ 200 __ г.|
Владелец свидетельства |м.п.
_______________________|
(подпись) |
_______________________|
(должность сотрудника |
органа местного |
самоуправления) |
_______________________|
(подпись) |
_______________________|
(расшифровка подписи) |
|
м.п. |
------------------------+-----------------------------------------------------------------
| (оборотная сторона свидетельства)
|
| Отметка об оплате
| (заполняется кредитной организацией)
|
|Дата перечисления субсидии на оплату жилья - "___"______ 200_ г.
|
|Сумма перечисленных средств (субсидия) _________________________
| (цифрами и прописью)
|________________________________________________________________
|
|Кредитный договор N _____ от "____" _________ 200 __ г. на сумму
|________________________________________________________________
| (цифрами и прописью)
|Договор, на основании которого произведена оплата, _____________
|________________________________________________________________
| (указать вид договора)
|Стоимость жилья по договору _____________________________ рублей
|
|Площадь жилья ________________________________ квадратных метров
|
|Местонахождение жилого помещения _______________________________
| (полный адрес)
|________________________________________________________________
|
|____________________________ _____________ _____________________
| (должность ответственного (подпись) (расшифровка подписи)
| сотрудника банка)
| "___" _____________ 200 __ г.
|м.п.
|
|Свидетельство не использовано по причине:
|________________________________________________________________
|Примечание:
|заверенные банком копии документов о государственной регистрации
|права собственности на жилое помещение предоставляются в
|установленные сроки после получения банком от гражданина
|необходимых документов.
------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 4
к Программе
Перечень документов, необходимых для получения субсидии на
приобретение (строительство) жилья
1. Предварительное согласие банка на выдачу ипотечного кредита с указанием суммы кредита, размера первоначального взноса, графика платежей и прочих условий договора
2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (на каждого члена семьи)*
3. Свидетельство о браке / о расторжении брака*
4. Свидетельство о рождении / паспорт (на каждого ребенка)*
5. Выписка из трудовой книжки каждого из супругов
6. Справка о доходах по форме 2-НДФЛ или 3-НДФЛ (на каждого члена семьи)
7. Справка органа местного самоуправления муниципального образования области о дате постановки заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
8. Выписка из домовой книги и лицевого счета
9. Документы, свидетельствующие о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений*
* Представляются оригиналы и копии документов.
Приложение 5
к Программе
Уведомление
о предоставлении (отказе в предоставлении) на условиях
софинансирования средств областного бюджета местному бюджету для
выдачи гражданину субсидии на приобретение (строительство) жилья
"_____" ________________ _____ N __________
(число) (месяц прописью) (год)
Администрация Ярославской области в соответствии с областной целевой
программой "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории
Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на
2008-2009 годы (далее - Программа) и на основании представленных
_________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления)
________________________________________________________________
документов, полученных государственным заказчиком Программы
"___" _________ 200 __ г. (вх. N _______),
уведомляет о ____________________________________________________________
(предоставлении, отказе в предоставлении - нужное указать)
на условиях софинансирования средств областного бюджета местному бюджету
для выдачи гражданину ___________________________________________________
(фамилия, имя, отчество гражданина)
субсидии в размере ______________________________________________ рублей.
(сумма субсидии цифрами и прописью)
_________________________________________________________________________
(основания для отказа в предоставлении субсидии)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________ _________ ___________________________
(должность уполномоченного лица) (подписи) (расшифровка подпись)
М.П.
Приложение 6
к Программе
Перечень сведений, вносимых в Сводный реестр сведений о гражданах,
обратившихся с заявлением на получение субсидии на приобретение
(строительство) жилья
1. Ф.И.О. заемщика
2. Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)
3. Адрес регистрации, адрес фактического проживания
4. Состав семьи (количество человек)
5. Дата обращения с заявлением на получение субсидии
6. Предполагаемая стоимость приобретаемого (строящегося) жилья
7. Дата выдачи и номер решения органа местного самоуправления муниципального образования области о выделении гражданину субсидии
8. Размер субсидии
9. Дата и номер уведомления о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета (в случае отказа - с указанием оснований для него)
10. Сумма средств областного бюджета, направляемых местному бюджету для выдачи гражданину субсидии
11. Номер и дата выдачи свидетельства о праве получения субсидии
12. Дата окончания срока действия выданного свидетельства о праве получения субсидии
13. Наименование банка, заключившего ипотечный кредитный договор
14. Дата и номер ипотечного кредитного договора с банком с указанием суммы кредита и дата и номер договора, на основании которого произведена оплата
15. Реквизиты свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение
16. Местонахождение приобретенного жилья (адрес) и площадь жилья (квадратных метров)
17. Дата погашения свидетельства о праве получения субсидии (либо его аннулирования в случае неиспользования права на субсидию)
18. Сумма собственных средств гражданина, уплаченных при покупке жилья
Приложение 7
к Программе
Заявка
на выделение в 200__ году из областного бюджета средств для
софинансирования предоставления гражданам субсидий на приобретение
(строительство) жилья в рамках реализации областной целевой программы
"Государственная поддержка граждан, проживающих на территории
Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования"
на 2008-2009 годы
_________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления)
просит выделить из областного бюджета средства для софинансирования
предоставления субсидий на приобретение жилья в рамках реализации
областной целевой программы "Государственная поддержка граждан,
проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного
жилищного кредитования" на 2008-2009 годы в размере
_________________________________________________________________ рублей.
(сумма цифрами и прописью)
Сообщаем, что на планируемый год в бюджете _________________________
_________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления)
на реализацию данной программы планируется выделить _____________________
_________________________________________________________________ рублей.
(сумма цифрами и прописью)
Руководитель органа местного
самоуправления
---------------- --------------------
(подпись, (фамилия и
дата) инициалы прописью)
Руководитель финансового
органа местного самоуправления
---------------- --------------------
(подпись, (фамилия и
дата) инициалы прописью)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославской области от 5 сентября 2007 г. N 370-а "Об областной целевой программе "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2008 - 2009 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские вести" N 72(1602) от 28 сентября 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 16 февраля 2010 г. N 67-п
Постановление Правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 г. N 1157-п
Постановление Правительства Ярославской области от 8 апреля 2009 г. N 324-п
Постановление Правительства Ярославской области от 26 ноября 2008 г. N 624-п
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 27 августа 2008 г. N 434-п
Постановление Правительства Ярославской области от 9 июля 2008 г. N 330-п
Постановление Правительства Ярославской области от 3 апреля 2008 г. N 106-п
Постановление Администрации Ярославской области от 13 февраля 2008 г. N 46-а