Постановление Администрации Ярославской области
от 29 июля 2002 г. N 118
"Об установлении дополнительных категорий особо охраняемых природных
территорий Ярославской области"
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.95 N33-ФЗ (п.2 ст.2) "Об особо охраняемых природных территориях", Градостроительным кодексом Российской Федерации и на основании проводимой инвентаризации и паспортизации особо охраняемых природных территорий Ярославской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об установлении дополнительных категорий особо охраняемых природных территорий Ярославской области.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области Боровицкого М.В.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
А.И.Лисицын |
Положение
об установлении дополнительных категорий
особо охраняемых природных
территорий Ярославской области
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 29 июля 2002 г. N 118)
Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14.03.95. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Градостроительным, Земельным, Водным и Лесным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и устанавливает дополнительные категории особо охраняемых природных территорий Ярославской области.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
В соответствии с природными и социально-экономическими условиями на территории Ярославской области дополнительно устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ):
- природные резерваты регионального значения;
- охраняемые природные объекты местного значения;
- охраняемые природные (природно-исторические) ландшафты регионального значения;
- охраняемые водные экосистемы регионального и местного значения;
- туристско-рекреационные местности регионального и местного значения.
Отнесение особо охраняемой природной территории к той или иной категории, изменение ее границ, а также объявление территории и (или) объекта особо охраняемой природной территорией регионального значения или ее упразднение осуществляется Администрацией области по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и по согласованию с органами местного самоуправления муниципального образования Ярославской области и оформляется планировочной (градостроительной) документацией регионального уровня, которая согласовывается и утверждается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Отнесение особо охраняемой природной территории к той или иной категории, изменение ее границ, а также объявление территории и (или) объекта особо охраняемой природной территорией местного значения или ее упразднение осуществляется органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ярославской области по согласованию с Администрацией области и оформляется планировочной (градостроительной) документацией муниципального уровня, которая согласовывается и утверждается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Все охраняемые природные территории дополнительных категорий, выделяемые на территории Ярославской области в соответствии с настоящим Положением в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем землеустройства, лесоустройства, районной планировки, генеральных планов городов и населенных пунктов, а также другой планировочной (градостроительной) документации.
Объявление территорий и (или) объектов особо охраняемыми и установление границ охранных зон является основанием для разработки (корректировки) текущих и перспективных планов развития территорий и конкретных проектов в границах этих особо охраняемых природных территорий и установления (изменения) регламентов.
Использование конкретных ООПТ или их участков ограничивается, направлено на выполнение ими научно-исследовательских, культурно-просветительских, рекреационно-туристских функций и контролируется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды с помощью вышеназванной планировочной (градостроительной) документации и установленных ею регламентов использования (градостроительных регламентов).
В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут устанавливаться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Размеры охранных зон устанавливаются в соответствии с принятым положением о конкретной ООПТ и должны уточняться в процессе подготовки и принятия градостроительной и землеустроительной документации, исходя из целей обеспечения сохранности ООПТ.
Решения об установлении охранных зон ООПТ регионального и местного значения принимаются в том же порядке, что и решения об образовании самих ООПТ.
Работы по проектированию новых ООПТ, а также по составлению паспортов и положений на ООПТ организуются Администрацией области, а также органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и настоящим положением.
Для осуществления координации вопросов, связанных с проектированием ООПТ и оформлением соответствующей документации при Администрации области создается временно и (или) постоянно действующая рабочая комиссия и (или) рабочая группа, состав которой утверждается Губернатором Ярославской области.
Паспорта и положения ООПТ составляются в соответствии с "Типовой формой учетной документации по особо охраняемым природным территориям и методическими указаниями по ее заполнению", утвержденной приказом N312 от 04.07.97г. Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, типовыми положениями о каждой категории ООПТ из установленных настоящим Положением, соответствующими нормативно-правовыми актами Ярославской области и на основе утвержденной планировочной (градостроительной) документации специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.
Паспорта и положения ООПТ, устанавливаемых категорий местного и регионального значений, утверждаются соответственно органами местного самоуправления муниципальных образований области и Администрацией области.
Разрешенное использование конкретных ООПТ или земельных участков на них оформляется в виде регламента использования (градостроительного регламента), согласованного со специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
В целях осуществления государственного учета ООПТ, установленного законодательством Российской Федерации, для осуществления мониторинга за состоянием системы ООПТ Ярославской области, повышения эффективности управления и контроля за соблюдением режимов охраны ООПТ в Ярославской области создается и ведется кадастр ООПТ Ярославской области.
I. Природные резерваты
1. Природные резерваты объявляются с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем, имеющих значение в масштабах Ярославской области.
Природные резерваты могут выделяться в лесах государственного значения на участках типичных по своим фитоцентоическим, и лесорастительным показателям для Верхне-Волжского физико-географического района как форма сохранения и поддержания генетического потенциала наиболее ценных лесных экосистем и древесных пород. Природными резерватами могут быть объявлены участки и территории, связанные с местами обитания и (или) размножения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
2. Территории или участки объявляются природными резерватами как с изъятием, так и без изъятия их у собственников, пользователей, арендаторов земель.
3. На территории природных резерватов исключается хозяйственная деятельность, не являющаяся необходимой для поддержания или восстановления состояния природного резервата, а так же иная деятельность, не связанная с основными целями создания данной категории ООПТ.
Нахождение граждан и иных лиц на территории природного резервата, допускается по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и только в пределах специально выделенных для этого мест.
4. Ведение хозяйства в природных резерватах, выделенных в составе лесов государственного значения осуществляется в соответствии с режимом, установленным Лесным кодексом Российской Федерации и действующими нормативными техническими документами для лесов, имеющих научное или историческое значение (уникальных по генетическим качествам).
5. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах природных резерватов, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны (обременение прав) и несут за его нарушение административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством и предусмотренную соответствующим обязательством охраны природного резервата.
II. Охраняемые природные объекты
1. Охраняемые природные объекты объявляются в целях сохранения ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов, в том числе, искусственного происхождения, имеющих значение в пределах района, муниципального округа или его части. Охраняемыми природными объектами могут быть объявлены также традиционно почитаемые населением места и местные природные достопримечательности.
2. Признание природного объекта охраняемым производится как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их пользователей, владельцев, собственников.
3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены охраняемые природные объекты, принимают на себя обязательства по соблюдению установленного природоохранного режима (обременение прав) и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность, установленную законодательством и предусмотренную обязательством охраны природного объекта.
III. Охраняемые природные (природно-исторические)
ландшафты
1. Охраняемыми природными (природно-историческими) ландшафтами объявляются территории, в пределах которых при достигнутом уровне природопользования длительно существуют ценные природные комплексы в сочетании с сохранившимися образцами (элементами) культурного ландшафта и (или) отдельными ценными природными объектами.
Охраняемые природные (природно-исторические) ландшафты создаются для поддержания традиционных форм неистощительного природопользования и хозяйствования в целях стабильного развития природных процессов.
2. Основными целями объявления природных комплексов охраняемым природными (природно-историческими) ландшафтами являются:
- поддержание традиционно сложившейся структуры природопользования и соотношения природных и культурных элементов ландшафта;
- сохранение исторически сложившегося неистощительного природопользования и благоприятной среды жизни людей;
- поддержание крупных природных массивов, способных к самовосстановлению и стабилизирующих экологический баланс региона;
- сохранение биологического разнообразия, сформировавшегося в условиях традиционного природопользования;
- сохранение отдельных ценных природных и историко-культурных объектов в пределах охраняемого природного (природно-исторического) ландшафта.
3. Объявление территории охраняемым природным (природно-историческим) ландшафтом производится без изъятия земельных участков у их пользователей, владельцев, собственников.
4. Природоохранный режим каждого охраняемого природного (природно-исторического) ландшафта предусматривает сохранение на его территории способов природопользования в формах и объемах, исторически сложившихся на момент создания данного охраняемого природного (природно-исторического) ландшафта.
5. В пределах охраняемых природных (природно-исторических) ландшафтов не производится отвод земель для следующих целей:
- размещение новых населенных пунктов и всех видов промышленных предприятий;
- размещение коллективных садов и дачных поселков;
- прокладка транзитных коммуникаций, автомобильных и железных дорог, магистральных трубопроводов и линий электропередач без разработки природоохранных мероприятий, получивших положительное заключение экологической экспертизы;
- размещение свалок и полигонов бытовых и промышленных отходов;
- разведка и добыча полезных ископаемых. В пределах охраняемых природных (природно-исторических) ландшафтов не допускается:
- использование лесных земель для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства; - распашка естественных сенокосов и пастбищ;
- создание новых мелиоративных систем;
- применение химических средств ухода за лесом.
Конкретный режим каждого охраняемого природного (природно-исторического) ландшафта определяется положением о нем и уточняется при формировании регламентов использования конкретных земельных участков в пределах ООПТ данной категории.
6. Внутри границ охраняемых природных (природно-исторических) ландшафтов могут находиться такие особо охраняемые территории, как памятники природы, охраняемые природные объекты, на которых действует специально установленный для них природоохранный режим. При упразднении иной особо охраняемой природной территории в пределах охраняемого природного (природно-исторического) ландшафта, на ее площадь автоматически распространяется режим охраняемого природного (природно-исторического) ландшафта.
7. Установление особого режима в использовании земель налагает на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, которые расположены в границах охраняемых природных (природно-исторических) ландшафтов обязательства по его соблюдению, и они несут ответственность за его нарушение, предусмотренную действующим законодательством.
Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах охраняемых природных (природно-исторических) ландшафтов, могут быть предоставлены льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.
8. Использование территорий охраняемых природных (природно-исторических) ландшафтов в туристско-рекреационных целях может осуществляться в соответствии с Положением о зонах особого градостроительного регулирования, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
IV. Охраняемые водные экосистемы
1. Охраняемыми водными экосистемами объявляются участки рек с притоками и водоохранными зонами, имеющие особое значение для обеспечения неистощительного использования водных и биологически ресурсов водоемов и сохранения биологического разнообразия.
2. В состав охраняемой водной экосистемы включаются:
- отрезок реки с водоохранной зоной, имеющий особое значение для обеспечения неистощительного использования водных и биологических ресурсов водоемов и сохранения биологического разнообразия (основной участок охраняемой речной системы);
- озера, плесы и заливы с прибрежными защитными полосами, образуемые рекой и ее притоками от истока реки до основного участка охраняемой речной системы включительно;
- болота и заболоченные леса в истоках рек и на водоразделах.
При необходимости в состав охраняемой водной экосистемы могут быть включены притоки всех порядков с водоохранными зонами от истока реки до основного участка охраняемой речной системы включительно.
3. Для защиты охраняемых водных экосистем от внешних воздействий вдоль реки и ее притоков от истока до основного участка включительно может быть установлена охранная зона, по размерам превосходящая нормативную водоохранную зону, в состав которой могут быть включены речные поймы и долины, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренного берега, логи, балки и овраги, непосредственно впадающие в речные долины, а при необходимости - лесные массивы, имеющие водоохранное значение и иные природные территории и объекты в пределах водосборного бассейна.
4. Объявление водных экосистем охраняемыми и установление их охранных зон производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников акваторий и земельных участков.
5. Объявление водных экосистем регионального значения охраняемыми производится Администрацией Ярославской области по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, а также с собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами участков земли и акватории с оформлением соответствующей планировочной (градостроительной) документацией.
6. Объявление водных экосистем местного значения охраняемыми производится органами местного самоуправления муниципальных образований области по согласованию с собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами участков земли и акватории с оформлением соответствующей планировочной (градостроительной) документацией.
7. В случаях, когда участок охраняемой водной экосистемы, подлежащий охране, расположен на территории двух и более муниципальных округов, объявление его охраняемым производится совместно с органами местного самоуправления тех муниципальных округов, на территории которых он расположен.
8. Природоохранный режим охраняемых водных экосистем и их охранных зон постоянно или временно (в том числе в определенное время года), полностью либо частично запрещает или ограничивает деятельность, противоречащую целям объявления водных экосистем охраняемыми.
В установленных границах охраняемой водной экосистемы без соответствующих инженерных мероприятий, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, не допускается:
- проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
- сброс сточных вод всех видов;
- предоставление земельных участков под застройку, в том числе для коллективного садоводства и огородничества;
- строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов и прочих коммуникаций;
- стоянка автомототранспорта;
- иные виды хозяйственной деятельности рекреационного и другого природопользования, препятствующего выполнению функций охраняемых водных экосистем;
- перевод лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства;
- рубки главного пользования;
- иные мероприятия и действия, которые могут вызвать загрязнение воды и нарушение гидрологического режима водной экосистемы.
9. При необходимости в пределах основного участка охраняемой водной экосистемы могут быть запрещены или ограничены:
- рыболовство, охота;
- добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
- сбор водных растений или их частей;
- швартовка судов и иных плавучих транспортных средств;
- иные виды хозяйственной деятельности рекреационного и другого природопользования, препятствующего выполнению функций охраняемых водных экосистем.
10. Режим использования земель в пределах каждой конкретной охраняемой водной экосистемы устанавливается положением о ней, и уточняется при формировании регламентов использования конкретных земельных участков в пределах ООПТ данной категории.
11. Для формирования конкретных регламентов использования земельных участков в пределах охраняемой водной экосистемы в процессе разработки планировочной (градостроительной) документации должно осуществляться проектирование (уточнение границ) водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ.
12. Настоящее положение и разработанные на его основе нормативные акты не заменяют положений и других нормативных актов о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ, о зонах санитарной охраны источников водоснабжения, о запретных полосах лесов по берегам рек, озер и водохранилищ и других нормативных актов, связанных с охраной водоемов и их берегов.
V. Туристско-рекреационные местности
1. Туристско-рекреационной местностью объявляются зоны отдыха населения и туризма, в том числе территории природных и культурных ландшафтов с туристскими маршрутами и зонами самодеятельной рекреации, лесопарковые зоны лесов, места расположения турбаз, баз и детских лагерей отдыха, пляжи и т.д.
2. Объявление территории туристско-рекреационной местностью осуществляется по представлению специально уполномоченных государственных органов в области развития туризма и рекреации совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
3. На территории, объявленной туристско-рекреационной местностью, ограничивается любая хозяйственная деятельность, не связанная с инфраструктурой обслуживания туризма и рекреации
Конкретный природоохранный режим зависит от степени ценности и характера природных туристско-рекреационных ресурсов территории, наличия в границах туристско-рекреационной местности иных категорий ООПТ, устанавливается положением о ней, и уточняется при формировании регламентов использования конкретных земельных участков в пределах ООПТ данной категории.
4. Размеры, границы и природоохранный режим, а так же способы использования и инженерного обустройства туристско-рекреационных местностей устанавливаются при разработке градостроительной документации необходимых уровней планирования, с обязательным выполнением специальных ландшафтных планов (проектов), прошедших экологическую экспертизу.
Управление и организация охраны
особо охраняемых природных
территорий дополнительных категорий
1. Государственное управление и государственный контроль в сфере организации и функционирования ООПТ регионального значения в части выполнения ими задач охраны окружающей среды осуществляется Администрацией области и специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды Ярославской области.
2. Управление и регулирование отношений в области организации и функционирования ООПТ местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области.
3. Порядок функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения определяется настоящим Положением, иными законодательными актами Российской Федерации и Ярославской области.
4. Охрана особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, расположенных на территории области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и положениями о конкретных ООПТ.
5. Природопользование в сфере земельного, охотничьего, рыбного, лесного хозяйства и использования недр на особо охраняемых природных территориях, устанавливаемых настоящим Положением, осуществляется юридическими и частными лицами в соответствии с положением (паспортом) ООПТ, и закрепляется соответствующими гражданско-правовыми или административно-правовыми актами.
6. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков и акваторий, которые расположены в границах охраняемых природных территорий и их охранных зон, а также все иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный для таких территорий режим особой охраны и несут за его нарушение ответственность, установленную действующим законодательством.
Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах ООПТ, предоставляются налоговые льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.
8. Администрация Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований области могут осуществлять контроль за соблюдением природоохранного режима ООПТ и их охранных зон через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
9. К контролю за соблюдением природоохранного режима ООПТ и охранных зон могут привлекаться специализированные инспекции, службы, а так же предприятия, учреждения и организации, осуществляющие в соответствии со своими уставными задачами ведомственный и общественный экологический контроль и надзор за соблюдением правил и норм охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
10. Обеспечение правопорядка и соблюдение режима особо охраняемых природных территорий может осуществляться организациями или землепользователями, с привлечением для охраны специальных подразделений органов внутренних дел и участием специально уполномоченных на то органов в области охраны окружающей природной среды.
11. Особо охраняемые природные территории, установленные в соответствии с настоящим Положением обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками (аншлагами) по периметру их границы.
12. Особо охраняемые природные территории и объекты, расположенные на территории Ярославской области, могут быть включены в Список всемирного природного наследия Международной конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, в Список водно-болотных угодий международного значения Конвенции о водно-болотных угодьях и иные категории объектов международного значения в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.