Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения
органов государственной власти Ярославской области
от 25 декабря 2008 г. N 1
"Об утверждении ведомственной целевой программы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2009-2011 годы"
В целях содействия развитию гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.08 2008 N 448-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношении в Ярославской области на 2009-2011 годы (далее - программа)
2. Разместить информацию о программе, а в дальнейшем - о результатах мониторинга ее выполнения на официальном сайте департамента.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
4. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования
Директор департамента |
Д.В.Пономаренко |
Ведомственная целевая программа развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2009-2011 годы
(утв. приказом департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 25 декабря 2008 г. N 1)
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование исполнителя программы (субъекта бюджетного планирования) - департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области
Наименование программы - ведомственная целевая программа развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области (далее - программа)
Фамилия, имя, отчество должностною лица, утвердившего программу, дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта - директор департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области Пономаренко Дмитрий Васильевич; приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 25 декабря 2008 г. N 1 "Об утверждении ведомственной целевой программы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2009-2011 годы"
Наименования задач программы - подготовка условий для поступательного роста гражданского самосознания, развития гражданской инициативы, формирования в обществе атмосферы уважения прав и свобод человека, верховенства закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии, экстремизма;
расширение диапазона участия общественных объединений в разработке и реализации социально значимых мероприятий, проектов и программ, поддержке инноваций и самореализации социальной активности жителей Ярославской области
Сроки реализации программы - 2009-2011 годы
Объемы и источники финансирования программы - 32274 тыс. руб. - средства областного бюджета, в том числе по годам:
2009 -10000 тыс. рублей,
2010- 10750 тыс. рублей,
2011 - 11524 тыс. рублей
Должностное лицо, ответственное за реализацию программы - заместитель директора департамента - председатель комитета политического мониторинга департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области Исаев Павел Валентинович, тел 401637
I. Основные положения и понятия
Программа разработана на период с 2009 до 2011 года и определяет приоритеты и мероприятия департамента информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Ярославской области, ориентированные на решение задач общественного развития Ярославской области, включающие задачи, связанные с развитием институтов гражданского общества, социального партнерства, межсекторного взаимодействия, формированием в обществе духовно-нравственной атмосферы уважения прав человека, верховенством закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве.
Основные термины и понятия, используемые в программе
Гражданское общество - ступень общественного развития, характеризующаяся совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем соционормативного регулирования и функционирующих на их основе независимых государства общественных институтов, позволяющих человеку, общности людей удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности, участвовать в управлении делами общества и государства Ощеленная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений, сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства; совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора;
институт гражданского общества - некоммерческие негосударственные организации: политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, общественные объединения, национально-культурные автономии, общественные фонды и т.д.
общественные объединения - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
социальное партнерство - совместная деятельность участников партнерства (общественных объединений, органов государственной власти, коммерческих организаций), предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников (то же, что межсекторное взаимодействие);
гражданская инициатива - совокупность действий по выдвижению, распространению и практической реализации общественными объединениями предложений по решению вопросов жизнедеятельности;
общественная экспертиза - процедура изучения уполномоченными органами общественных объединений либо отдельным общественным объединением вопросов жизнедеятельности, проектов нормативных правовых актов;
развитие институтов гражданского общества -правовое, политическое, экономическое и социальное содействие общественным и иным некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога;
толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
права человека - данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие точности и ее полноценное участие в жизни общества;
ксенофобия - навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное к ним отношение;
расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества,
экстремизм - деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организации, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России; подрыв безопасности России; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; финансирование вышеуказанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в т. ч. путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
II. Описание проблемы на основе анализа имеющихся сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешних факторов, а также обоснование целесообразности решения проблемы в рамках программы
Программа является основой системы формирования приоритетов и мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих развитию институтов гражданского общества, социального партнерства и активной реализации гражданских инициатив в интересах Ярославской области, оказывающих положительный эффект на социально-экономическое и культурное развитие региона, обеспечение его конкурентоспособности и укрепление безопасности.
Программа ориентирована преимущественно на институты гражданского общества, общественные объединения и общественные отношения, действующие на территории Ярославской области.
Правовые основы разработки программы
Правовую основу программы составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Ярославской области:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р;
- Закон Ярославской области от 23 октября 2003 г. N 61-з "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений";
- решение II конференции Общественного совета Центральною федерального округа от 13 апреля 2007 года "О программе общественного развития Центрального федерального округа на 2008-2012 годы";
- Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации",
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Гражданское общество наряду с рыночной экономикой, демократическим типом политической системы и правовым характером государства является отличительной чертой всех развитых стран. Институты гражданского общества характеризуют, во-первых, относительную независимость людей от государства и, во-вторых, добровольность их объединения в ассоциации и союзы для реализации своих интересов. Основными элементами гражданского общества являются: многообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитие самоуправления, цивилизованная правовая власть
К основным направлениям развития институтов гражданского общества современной России следует отнести следующие формирование среднего класса; становление гражданского финансового контроля - своеобразного и наиболее действенного общественною мониторинга расходования государственных средств; создание условий для развития политических партии и движений; формирование независимых средств массовой информации; государственная поддержка правозащитных, научных, просветительских, экологических, потребительских, иных общественных объединений; использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан; законодательное оформление статуса общественной экспертизы; формирование информационной открытости.
Особую актуальность для современного российского общества имеет формирование установок общероссийского патриотизма, межэтнической солидарности, этнотолерантности, профилактика фашизма, национализма и различных видов ксенофобии, выстраивание духовно-нравственного, интеллектуального барьера, препятствующего их распространению, налаживание подлинного диалога культур Обстановка войны с терроризмом, прорывающиеся в социум всплески межнациональной ненависти и вражды, поиск эффективною государственного и общественного противодействия угрозам целостности Российского государства заставляют осознавать необходимость комплексного программного решения указанных проблем.
Развитие институтов гражданского общества и гармонизация межнациональных отношений является важной составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России Гражданская инициатива является элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества, демократизация государства и активный экономический рост.
Анализ сильных сторон
В настоящее время в России и в Ярославской области созданы и работают отдельные институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны и региона проблем. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, на 01 июля 2008 года в области зарегистрировано 1406 общественных объединений, которые осуществляют уставную деятельность по различным направлениям общественной жизни: объединения профсоюзов, инвалидов, ветеранов, правозащитников, молодежи, отраслевые, научные, женские и другие организации. Также на территории области зарегистрированы и функционируют 48 национальных общественных объединений, в том числе национально-культурные автономии регионального и местного уровней.
Органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образовании Ярославской области (далее - органы местною самоуправления) совместно с общественными объединениями и некоммерческими организациями созданы предпосылки для успешного формирования и развития правовых, экономических и организационных условий построения гражданского общества и межнационального согласия на территории Ярославской области. С 1996 года эффективно работает Ярославское губернское общественное собрание при Губернаторе области, регулярно общественным объединениям предоставлялась методическая, организационная и финансовая поддержка, активно ведется работа с молодежными общественными объединениями, в 2003 году принят Закон Ярославской области "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений", в 2008 году проводится работа по учреждению Общественной палаты Ярославской области, на протяжении десяти лет при поддержке органов государственной власти в регионе действует Ассамблея народов России, объединяющая национальные диаспоры Ярославской области.
Во многом благодаря этой работе и позитивной динамике экономического развития региона общественно-политическая ситуация в Ярославской области и устойчиво сохраняет характеристики стабильности
Анализ слабых сторон
Однако работа по развитию институтов гражданского общества, проводимая в настоящий момент органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления, не систематизирована и имеет дискретный характер Она не охватывает и не учитывает всю совокупность институтов гражданского общества, факторов их развития и ведется в основном в направлении выстраивания взаимодействия отдельных органов исполнительной власти Ярославской области с узким кругом общественных объединений исходя преимущественно из ведомственных и отраслевых интересов.
Порядок предоставления организационной и финансовой помощи общественным объединениям не имеет единой регламентации и выстраивается у каждою распорядителя бюджетных средств индивидуально Отсутствуют механизмы оценки эффективности и результативности государственной поддержки институтов гражданского общества Сами же общественные объединения Ярославской области продолжают испытывать сложности с формированием собственной материально-технической базы, приобретением и использованием офисных помещений. неразвитостью инфраструктуры некоммерческого сектора, отсутствием дееспособных сетей общественных объединений в муниципальных образованиях области
В регионе сохраняется Проблема несовершенства нормативно-правового обеспечения совместной деятельности институтов гражданского общества и органов государственной власти, органов местного самоуправления С момента утверждения Закона Ярославской области от 23 октября 2003 г N 61-з "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединении" не принято практически ни одного нормативного акта, регулирующего механизмы ею исполнения, что фактически приостановило его действие
В Ярославской области существует проблема отсутствия эффективной обратной связи при утверждении решений по общественно значимым вопросам жизнедеятельности. Проекты решений не обсуждаются и не согласовываются с общественными объединениями, либо охват привлекаемых для этого организаций в настоящее время явно недостаточен для выдерживания паритета мнений и обеспечения общественною признания вынужденных непопулярных решений При абсолютном большинстве органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ярославской области отсутствуют общественные советы, которые могли бы выполнять функции контроля и общественной экспертизы работы публичных органов Непроработанньши остаются формы участия общественных объединений в законотворческом процессе Не реализуются программы и проекты, направленные на развитие современных форм социального партнерства
Серьезной проблемой остается подготовка специалистов органов государственной власти, местно-ю самоуправления, сотрудников правоохранительных органов, национальных общественных объединений и национально-культурных автономий в области соблюдения конституционных прав и гарантий граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, национального развития, национальных и конфессиональных отношении Практически полностью отсутствует выпуск учебной, учебно-методической, научно-справочной литературы
Отсутствует специализированная работа по позитивной социокультурной адаптации мигрантов и иммигрантов, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях области Имеют место заметные барьеры во взаимопонимании между ярославцами и бывшими мигрантами, ставшими жителями региона в течение последнего десятилетия Они приобретают все более отчетливые очертания в связи с изменением этнического и конфессионального состава населения области, политизацией этничности, непрофессионализмом в освещении межнациональных отношений средствами массовой информации
Анализ угроз
При этом общественно-политическая ситуация в регионе не является абсолютной и находится в перманентном развитии. На сегодняшний день становление гражданского общества проходит в значительной степени спонтанно. Отсутствие планов, четких и ясных механизмов поэтапного развития ведет к потере управляемости процессом.
Низкий уровень включенности институтов гражданского общества в процесс внедрения изменений в общественном устройстве региона, в проведение в жизнь ключевых реформ несет за собой опасность их общественного отторжения, неприятия и торможения общественного развития в целом.
Отсутствие эффективного посредника между органами государственной власти, органами местного самоуправления и населением области в виде общественных объединений создает опасность ограничения публичного диалога по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав и свобод населения. Отсутствие такого диалога может вести за собой разрыв связей между обществом и органами государственной власти области и органами местного самоуправления. Потеря данных связей в свою очередь ограничит органы управления в возможностях получения объективной информации об эффективности своих действий, возможностей выстраивания прогнозов последствий вынужденных непопулярных решений, возможностей смягчать влияния этих негативных факторов на общество.
Продолжающееся изменение национально-культурного состава населения и относительная неуправляемость процесса миграции ведут к росту напряженности между титульным населением и мигрантами. В такой ситуации межэтническая напряженность и этноконфликтогенность в регионе постепенно придут к устойчиво выраженной реальности. Отдельные проявления экстремизма, национальной розни, необоснованного социального протеста уже принимают вполне конкретные формы.
Анализ возможностей
Тем не менее в сложившихся условиях потенциал развивающегося гражданского общества возрастает, так как общество в лице своих наиболее активных представителей способно разделить ответственность с органами управления за совершенствование межнациональных отношений, утверждение атмосферы гражданской солидарности и межнационального согласия. Поэтому основной задачей на современном этапе становится обеспечение участия населения в решении политических, социально-экономических и духовно-нравственных задач, утверждение новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов.
Активизация деятельности институтов гражданского общества является одной из важнейших предпосылок успешного проведения административной реформы, реформирования судебной системы и правоохранительных органов (через создание общественных наблюдательных комиссий при пенитенциарных органах), проведения реформы образования (через развитие попечительских, управляющих и наблюдательных советов учебных учреждений), реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья), реформы местного самоуправления (через создание ассоциаций глав поселений). Многие ключевые реформы и кардинальные изменения в жизнедеятельности населения не могут реализовываться успешно без активного вовлечения в их продвижение широкой общественности.
Общественные объединения выполняют роль посредника между органами государственной власти, органами местного самоуправления и населением области, организуют публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав и свобод населения. Они служат надежным средством связи между обществом и органами государственной власти области и органами местного самоуправления. При их помощи органы управления получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют последствия необходимых непопулярных решений, а также смягчают влияние этих негативных факторов на общество.
Очевидно, что для Ярославской области развитие институтов гражданского общества и решение проблемы дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, налаживания подлинного диалога культур становится актуальным и исходным условием развития демократии, обеспечения политической и социальной стабильности ярославского общества.
III. Цель и задачи программы
Цель программы - подготовка условий для развития и эффективной деятельности институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений.
Задачи программы:
- подготовка условий для поступательного роста гражданского самосознания, развития гражданской инициативы, формирования в обществе атмосферы уважения прав и свобод человека, верховенства закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии, экстремизма;
- расширение диапазона участия общественных объединений в разработке и реализации социально значимых мероприятий, проектов и программ, поддержке инноваций и самореализации социальной активности жителей Ярославской области.
Развитие институтов гражданского общества и гармонизация межнациональных отношений предполагает решение комплексной задачи по развитию институциональной основы общественных объединений Ярославской области и созданию общественного механизма, интегрирующего различные этнические группы жителей региона в единое сообщество, более активному привлечению общественных объединений, к конструктивному диалогу с органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления и учету мнения гражданского общества при принятии управленческих решений по социально значимым вопросам. Для этого требуется объединение усилий органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, общественных объединений и других институтов гражданского общества, образовательных и научных учреждений, экспертного сообщества.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед регионом, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной реализации потенциала институтов гражданского общества, а также возможностей для самостоятельного и эффективного решения институтами гражданского общества возникающих в регионе проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному развитию институтов гражданского общества и региона в целом.
Ключевым приоритетом развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области является создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих развитию институтов гражданского общества, социального партнерства и активной реализации гражданских инициатив, формированию гражданской солидарности на основе развития межэтнической интеграции.
Задача развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области призвана также объединить государственные и негосударственные ресурсы в целях:
- системного вовлечения общественных объединений в процесс выработки решений органов власти и обеспечения контроля за их исполнением;
- выявления, продвижения, поддержки гражданской активности населения Ярославской области и достижений общественных объединений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, а также в сфере межнациональных отношений.
Для реализации приоритетных направлений развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области программой предусмотрена реализация следующих проектов:
- обеспечение нормативно-правового регулирования процесса конкурсного предоставления государственной поддержки общественным и национально-культурным объединениям;
- апробация системы регулярного проведения конкурсов программ и проектов общественных объединений с выделением финансовой поддержки из областного бюджета и системы формирования приоритетов предоставления государственной финансовой поддержки;
- создание и обеспечение функционирования общественного ресурсного центра для негосударственных некоммерческих организаций Ярославской области;
- отработка процесса функционирования Общественной палаты Ярославской области как инструмента эффективного участия общественности в принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления;
- создание системы мониторинга состояния институтов гражданского общества и межнациональных отношений, доминирующих ценностей и норм поведения жителей Ярославской области;
- разработка и апробация просветительских и учебных программ для жителей области как эффективного инструмента популяризации идей межнационального согласия и комфорта межнационального соседства жителей Ярославской области.
IV. Потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общая потребность в финансовых ресурсах составляет 32274 тыс. рублей, в том числе:
- на 2009 год - 10000 тыс. рублей;
- на 2010 год -10750 тыс. рублей;
- на 2011 год -11524 тыс. рублей
Данные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий программы, не финансируемых за счет средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- организация и проведение ежегодных конкурсов проектов общественных объединений и выделение субсидий на их реализацию,
- разработку системы мониторинга состояния гражданского общества и межнациональных отношений в Ярославской области;
- создание и поддержку электронного сайта в сети Интернет
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом, в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке
V. Механизм реализации и система управления программы
Для решения задач настоящей программы требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с общественными объединениями и представителями национальных диаспор, этнических и конфессиональных групп, которые обеспечили бы высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в общественном секторе.
Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области должно проводиться с учетом условий социально-экономического развития региона на основе следующих принципов:
- выделение приоритетных направлений;
- учет интересов и потребностей различных гражданских институтов;
- учет лучшей мировой и отечественной практики;
- участие институтов гражданского общества в разработке и реализации приоритетных направлений;
- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
- информационная открытость;
- системный подход и комплексная институционализация системы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений;
- независимость оценки результатов.
Программа будет реализована на территории муниципальных районов и городских округов Ярославской области.
Исполнителем программы является Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области в лице своих структурных подразделений - комитетов. Комитет политического мониторинга будет реализовывать мероприятия 1.2, 2.1, 2.2, ответственный исполнитель - председатель комитета Исаев Павел Валентинович. Комитет аналитических разработок и экспертизы будет реализовывать мероприятие 1.1, ответственный исполнитель - консультант отдела социально-политического анализа Палатников Денис Евгеньевич.
В целях успешной реализации задач будет обеспечено информационное сопровождение, информационная открытость и общий доступ ко всем данным о мероприятиях и проектах программы посредством сайта в сети Интернет.
Механизм управления программой состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий программы ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа руководством Департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия программы (при необходимости);
- ежеквартальное информирование департамента экономического развития Ярославской области о ходе реализации мероприятий программы, предоставление в установленном порядке необходимой отчетности;
- предоставление в установленном порядке годовой отчетности с оценкой эффективности и результативности программы в департамент экономического развития Ярославской области, департамент финансов Ярославской области;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Контроль за реализацией программы будет осуществляться заказчиком программы - Правительством области в лице заместителя Губернатора области Бушуева А.В.
Департамент обеспечивает реализацию программы и ее финансирование, осуществляет координацию деятельности ее участников, оценку эффективности программы, формирует и представляет заказчику отчет о реализации программы, организует анкетирование получателей государственных субсидий, социологические наблюдения, исследования и другие мероприятия.
Основные мероприятия планируется реализовывать путем конкурсного предоставления субсидий общественным объединениям. Конкурсный механизм и условия предоставления субсидий будут закреплены нормативно-правовым актом, который будет разработан в ходе выполнения программы.
Отдельные мероприятия программы предполагается реализовывать путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
VI. Предварительная оценка ожидаемой результативности программы, ее вклада в решение стратегических задач социально-экономического развития области
Основным результатом реализации программы станет создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих развитию институтов гражданского общества, социального партнерства, активной реализации гражданских инициатив, установлению и поддержанию стабильных неконфликтных межнациональных отношений, формированию гражданской солидарности, установок толерантного сознания и поведения в обществе, обеспечению межэтнической интеграции.
К ожидаемым результатам создания данных условий относятся следующие:
- повышение эффективности участия институтов гражданского общества в социально-экономическом и общественно-политическом развитии Ярославской области, а также в выработке решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления Ярославской области;
- создание нормативной базы для регулирования государственной поддержки деятельности общественных объединений на территории области и решения проблем в сфере межнациональных отношений;
- повышение уровня институционального развития инфраструктуры общественных объединений, предоставляющих социальные услуги жителям Ярославской области;
- увеличение доли общественных объединений, активно реализующих социально значимые проекты и программы на территории Ярославской области;
- рост уровня общественного доверия к работе и решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления Ярославской области;
- создание механизмов общественного контроля и общественной экспертизы решений органов государственной власти и местного самоуправления Ярославской области;
- обеспечение поддержки гражданских инициатив, направленных на предотвращение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, снижение опасности этнического и религиозного экстремизма, реализацию просветительских программ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений;
- реализация системы мер, способствующих этнополитическому, этносоциальному и этнокультурному развитию региона, формированию гражданской солидарности в обществе на основе роста уровня межэтнической интеграции.
Для этого разработаны специальные индикаторы. Источником исходной информации для оценок станут данные мониторингов и экспертных оценок участников мероприятий программы, предоставляемых всеми ее адресатами и участниками, данные статистики и социологических исследований. При оценке реализации программы будут использованы следующие индикаторы, рассчитанные с условием реализации программы до 2011 года:
N п/п |
Наименование индикатора, показателя |
Плановое значение |
1. |
Уровень осведомленности жителей Ярославской области о деятельности общественных объединений |
20 - 26% |
2. |
Уровень обеспеченности взаимодействия органов государственной власти Ярославской области с институтами гражданского общества нормативно-правовым регулированием |
85 - 95% |
3. |
Доля общественных объединений, получающих поддержку органов государственной власти |
4 - 6% |
4. |
Доля населения области, получающая помощь общественных объединений, имеющих поддержку органов государственной власти |
2,5 - 3,5% |
5. |
Количество инфраструктурных 1 некоммерческих организаций оказывающих услуги некоммерческим организациям |
8-12ед. |
________________
1 В классификации некоммерческих организаций по специфике взаимоотношений с органами власти - некоммерческие организации, имеющие миссию содействия деятельности других некоммерческих организаций
N п/п |
Наименование индикатора, показателя |
Плановое значение |
6. |
Количество проведенных общественных экспертиз проектов федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов в год |
15-20 ед. |
7. |
Уровень толерантности к представителям национальных и конфессиональных меньшинств |
57-69% |
Формируемая система показателей обеспечит возможность осуществления оперативного анализа мер программы, прогнозирования развития институтов гражданского общества и состояния межнациональных отношений в регионе, выявления актуальных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления Ярославской области на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Реализация программы не несет существенных рисков.
План-график достижения значений целевых показателей
Наименование целевого индикатора, показателя, единица измерения, способ исчисления |
Планируемые значения индикаторов и показателей (по кварталам) |
|||||||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
1. Уровень осведомленности жителей Ярославской области о деятельности общественных объединений (% по результатам социологических исследований) |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
2. Уровень обеспеченности взаимодействия органов государственной власти Ярославской области с институтами гражданского общества нормативно-правовым регулированием (% экспертная оценка) |
65 |
67 |
70 |
72 |
74 |
76 |
78 |
80 |
83 |
85 |
87 |
90 |
3. Доля общественных объединений, получающих поддержку органов |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3 |
3,2 |
3,5 |
3,7 |
4 |
4,2 |
4,5 |
4,7 |
5 |
4. Доля населения области, получающая помощь общественных объединений, имеющих поддержку органов государственной власти (% от всего населения области по отчетам общественных объединений). |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,7 |
1,1 |
1,5 |
2 |
2,2 |
2,5 |
2,7 |
3 |
5. Количество инфраструктурных некоммерческих организаций оказывающих услуги некоммерческим организациям (ед.) |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6. Количество проведенных общественных экспертиз проектов федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов (ед. в год) |
0 |
1 |
2 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
11 |
12 |
14 |
17 |
7. Уровень толерантности к представителям национальных и конфессиональных меньшинств (% по результатам социологических исследований) |
50 |
52 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
60 |
62 |
63 |
64 |
65 |
VII. Перечень программных мероприятий и целевых индикаторов
N п/п |
Наименование задачи, целевого индикатора, мероприятия, источник финансирования |
Единица измерения |
Сумма расходов |
||||
отчетный год |
текущий финансовый год |
очередной финансовый год |
1 -й год планового периода |
2-й год планового периода |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Задача 1. Подготовка условий для поступательного роста гражданского самосознания, развития гражданской инициативы, формирования в обществе атмосферы уважения прав и свобод человека, верховенства закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии, экстремизма | |||||||
Мероприятия |
N индикаторов* |
1,2,3,4,7 |
|||||
1.1. |
Проведение ежегодного социологического исследования в области мониторинга состояния институтов гражданского общества и межнациональных отношений |
тыс. руб. |
- |
- |
500 |
538 |
576 |
1.2. |
Проведение ежегодного конкурса и выделение субсидии на разработку и апробацию просветительских и учебных программ для жителей области как эффективного инструмента популяризации идей межнационального согласия и комфорта межнационального соседства жителей Ярославской области |
тыс. руб. |
- |
- |
1300 |
1397 |
1498 |
|
Итого по задаче 1 |
тыс. руб. |
- |
- |
1800 |
1935 |
2074 |
Задача 2. Расширение диапазона участия общественных объединений в разработке и реализации социально значимых мероприятий, проектов и программ, поддержке инноваций и самореализации социальной активности жителей Ярославской области | |||||||
Мероприятия |
N индикаторов |
1,2,3,4,5,6 |
|||||
2.1. |
Проведение ежегодных конкурсов и выделение субсидий общественным объединениям |
тыс. руб. |
- |
- |
4600 |
4945 |
5301 |
2.2. |
Проведение ежегодного конкурса и выделение субсидии на создание и функционирование общественного ресурсного центра для общественных объединений Ярославской области |
тыс. руб. |
- |
- |
3600 |
3870 |
4149 |
|
Итого по задаче 2 |
тыс. руб. |
- |
- |
8200 |
8815 |
9450 |
|
Всего по программе |
тыс. руб. |
- |
- |
10000 |
10750 |
11524 |
* - нумерация согласно таблице "План-график достижения значений целевых показателей".
VIII. Методика оценки эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации программы осуществляется в сроки, установленные для сдачи отчетности, путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями.
Эффективность реализации программы с учетом бюджетного финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение i-ro целевого показателя (индикатора) на начало реализации программы;
- плановое значение показателя;
- текущее значение показателя;
- плановая сумма бюджетного финансирования по программе,
- сумма бюджетного финансирования на текущую дату;
- весовой коэффициент.
При расчете комплексного показателя эффективности используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты.
N п/п |
Наименование показателя |
Значение весового коэффициента |
1 |
2 |
3 |
1. |
Уровень осведомленности жителей Ярославской области о деятельности общественных объединений |
0,2 |
2. |
Уровень обеспеченности взаимодействия органов государственной власти Ярославской области с институтами гражданского общества нормативно- , правовым регулированием |
0,2 |
3. |
Доля общественных объединений, получающих поддержку органов государственной власти |
0,2 |
4. |
Доля населения области, получающая помощь общественных объединений, имеющих поддержку органов государственной власти |
ол |
5. |
Количество инфраструктурных некоммерческих организаций оказывающих услуги некоммерческим организациям |
0,1 |
|
Количество проведенных общественных экспертиз проектов федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов в год |
0,1 |
7. |
Уровень толерантности к представителям национальных и конфессиональных меньшинств |
од |
|
Итого |
1,0 |
При значении показателя R 100 процентов и более эффективность реализации программы признается высокой, при значении R 95 процентов и менее - низкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 25 декабря 2008 г. N 1 "Об утверждении ведомственной целевой программы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2010 - 2011 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с момента официального опубликования
Текст настоящего приказа официально опубликован в газете "Губернские вести" N 1 от 11 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 27 марта 2012 г. N 2
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа
Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 7 апреля 2011 г. N 1
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа
Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 7 декабря 2009 г. N 3
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа