Постановление Правительства Ярославской области
от 25 февраля 2009 г. N 173-п
"О Концепции областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы"
11 сентября 2009 г.
В целях дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма и повышения роли сферы туризма и отдыха в социально-экономическом развитии области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы (далее - Концепция).
Постановлением Правительства Ярославской области от 11 сентября 2009 г. N 917-п в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Департаменту промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области (Даниленко Р.А.):
- в срок до 01 июля 2010 года разработать и направить на утверждение проект областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы;
- в установленном порядке принять меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы на период до 2014 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Концепция областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Ярославской области от 25 февраля 2009 г. N 173-п)
11 сентября 2009 г.
Постановлением Правительства Ярославской области от 11 сентября 2009 г. N 917-п в раздел I настоящей Концепции внесены изменения
I. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения
Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область по туристическому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
Туризм является одной из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому и туризм, и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии.
Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года туризм отнесен к числу приоритетных направлений развития региона.
Основной проблемой, которую необходимо решать, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта области.
Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 6 лет, начиная с 2002 года, более чем в 2,1 раза увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, в 3,7 раза увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по официальным данным, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2007 году область приняла 1015 тыс. туристов и экскурсантов, в т.ч. более 234 тыс. иностранных граждан.
По данным статистики, в 2007 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму более 929 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 1,8 млрд. рублей. При этом, по данным комитета по туризму департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области, поступления от туристской индустрии в бюджеты всех уровней в Ярославской области составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма весьма высока и составляет более 25 рублей на один вложенный рубль.
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области 2008 года показали, что туристы планируют потратить в нашем регионе почти в два раза больше, чем они потратили на самом деле. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела "Туризм" в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.
Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока не только опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимир и Суздаль, но и догоняют Тверская область, которая использует свой потенциал расположения между Москвой и Санкт-Петербургом, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ (приложение к Концепции), который показал необходимость учитывать сильные и слабые стороны развития туризма в Ярославской области, связанные со следующими основными сферами:
- нормативно-правовой базой туризма;
- координацией деятельности субъектов туристского бизнеса;
- уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха;
- эффективностью использования туристско-рекреационных ресурсов;
- уровнем туристской известности региона в России и за рубежом;
- социально-экономической эффективностью туристской индустрии;
- системой качественного информирования туристов;
- кадровым потенциалом в сфере туризма.
К сильным сторонам, в частности, относятся:
- выгодное экономико-географическое положение (близость к Москве, наличие всех видов транспортных магистралей, расположение на пересечении транспортных магистралей, связывающих два крупнейших промышленно-культурных центра России - Москву и Санкт-Петербург);
- богатейшее историко-культурное наследие (в том числе связанное с именами таких известных исторических персоналий как Александр Невский, Петр Первый и др.) и высокая концентрация туристских объектов показа;
- принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";
- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;
- устойчивое развитие гостиничной инфраструктуры;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
- научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов;
- наличие установившегося календаря туристских событий.
Среди слабых сторон можно отметить:
- недостаточную известность региона в России и за рубежом;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;
- отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии;
- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
- нехватка гостиничных мест эконом-класса и других объектов туристской инфраструктуры;
- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;
- недостаточно эффективное использование ИT-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли;
- слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей области;
- слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала области;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях области;
- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;
- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;
- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями;
- непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма;
- отсутствие сильных туристских брендов.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К возможностям следует отнести:
- политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне;
- перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из внебюджетных источников;
- наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия Ярославской области, в том числе обусловленного продвижением г. Ярославля на туристском рынке в связи с празднованием 1000-летия города;
- повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма;
- восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня);
- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов;
- постоянно растущий уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИT- средствам и уровень компьютерной грамотности.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются: привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года.
Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.
Перечень угроз для эффективного развития туризма в области выглядит следующим образом:
- усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала;
- спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и в мире;
- усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации;
- наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма;
- недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий;
- неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов;
- несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности;
- отсутствие уверенности предпринимателей и населения в успешности устойчивого развития туризма в целом и его отдельных видов (сельского, экологического, активного и т.д.);
- значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сфер туризма.
Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии.
Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря одобрению Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым во время визита в Ярославскую область в августе 2008 г. инициативы руководства области по формированию на ее территории туристского кластера.
Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и выделения туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России" и иными субъектами Российской Федерации.
Обеспечение туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим следствием недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии, отставание по сравнению с темпами ее развития в соседних регионах. В конечном счете это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области.
Областная целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов.
Постановлением Правительства Ярославской области от 11 сентября 2009 г. N 917-п в раздел II настоящей Концепции внесены изменения
II. Цели, задачи, куратор, исполнители и сроки реализации программы
Целью областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы (далее - программа) является формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие области.
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
- создания организационных основ для формирования на территории области современной туристской индустрии;
- поддержки интенсивного развития инфраструктуры туризма и отдыха;
- формирования и развития конкурентоспособного туристского продукта Ярославской области как совокупности туристских предложений на территории области, обеспечивающего укрепление положительного имиджа региона;
- продвижения туристских возможностей области;
- информационного, кадрового и методического обеспечения развития туризма и отдыха.
Куратор программы - заместитель Губернатора области, курирующий вопросы экономики и развития туризма, ответственный исполнитель - департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области.
Исполнителями программы будут органы исполнительной власти Ярославской области, а участниками - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ярославской области и основные субъекты туристской деятельности на территории области (туроператорские организации, средства размещения, объекты туристского показа, а также другие предприятия и организация сферы услуг).
Предполагаемые сроки реализации программы - 2011-2014 годы.
Постановлением Правительства Ярославской области от 11 сентября 2009 г. N 917-п в раздел III настоящей Концепции внесены изменения
III. Механизм реализации мероприятий программы
Департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области будет осуществлять организацию, координацию и контроль за выполнением мероприятий программы, вносить в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
Предполагается использование инструментов государственного воздействия и стимулирования в целях развития туристской индустрии области с учетом государственных, муниципальных, отраслевых интересов, совместно с участниками программы - основными субъектами туристской деятельности на территории области, участвующими в выполнении программы.
В ходе реализации программы помимо традиционной деятельности планируется осуществление проектного подхода. Предполагается реализация ряда значимых для туристской индустрии области проектов.
Организация сети туристско-информационных центров, для чего предусматривается поддержка функционирования областного туристско-информационного центра, обеспечивающего важной информацией потенциальных туристов и гостей области, а также субсидии для муниципальных туристско-информационных центров.
Проведение туристско-рекреационного зонирования области и выделение туристско-рекреационных территорий приоритетного развития туризма и отдыха. Для реализации этих мероприятий предусматриваются выделение средств на проектные работы из областного бюджета.
Создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, основанного на предложении вариантов конкретных площадок и предоставлении спектра возможных объектов.
Повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области путем осуществления рекламно-информационной деятельности и проведения рекламных кампаний, организации стендов области на крупнейших международных туристских выставках, проведения других мероприятий.
Усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России" и иными субъектами Российской Федерации в рамках организации совместных туристских программ и маршрутов, реализации совместных проектов.
С целью межведомственной координации работ по реализации программы ключевые вопросы будут выноситься на рассмотрение Координационного совета по туризму Ярославской области, в состав которого войдут представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, крупнейших туристских и гостиничных предприятий, вузов и общественных организаций.
Проекты, которые намечено реализовать в рамках программы, потребуют участия структурных подразделений аппарата Правительства области и иных органов исполнительной власти Ярославской области: департамента экономического развития Ярославской области, департамента градостроительства и архитектуры Ярославской области, департамента государственного имущества Ярославской области, департамента культуры Ярославской области, департамента дорожного хозяйства Ярославской области, департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области, а также управления коммуникаций и общественных связей Правительства области и других.
С участниками Программы планируется заключение соглашений о сотрудничестве при реализации программных мероприятий. Также планируется заключение соглашений о совместной деятельности по обмену информацией с центрами занятости, федеральными органами исполнительной власти, налоговыми органами, кредитными организациями.
IV. Объемы и источники финансирования программы
Потребность в ресурсах для реализации программы определена на основе подсчета ресурсов, требуемых для осуществления значимых для туристской индустрии области проектов. Учтены предполагаемые затраты областного бюджета на поддержку областного туристско-информационного центра, организацию проектных работ, основных мероприятий по рекламно-информационному продвижению туристских возможностей области, осуществлению исследовательских проектов, в том числе социологических. Программой предусматривается привлечение средств внебюджетных источников и местных бюджетов на условиях софинансирования.
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Финансовые ресурсы: |
тыс. руб. |
106900 |
26600 |
24500 |
27000 |
28800 |
- областной бюджет |
тыс. руб. |
106900 |
26600 |
24500 |
27000 |
28800 |
Предполагается также привлечение внебюджетных источников к реализации программы в размере 4-6 млрд. рублей ежегодно, а также средств из местных бюджетов порядка 14-18 млн. рублей ежегодно.
V. Перечень муниципальных образований Ярославской области, на территории которых предполагается реализовывать мероприятия программы
Программные мероприятия предполагается реализовывать на территории всех городских округов и муниципальных районов Ярославской области.
VI. Предварительная оценка ожидаемой результативности программы
Реализация программы должна обеспечить при прочих равных условиях вклад туристской индустрии в решение задач социально-экономического развития Ярославской области:
- создание условий для устойчивого экономического роста области;
- повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности услуг, занятости и доходов жителей;
- повышение конкурентоспособности региональной экономики путем повышения привлекательности области как туристского направления;
- обеспечение сбалансированного социально-экономического развития территорий Ярославской области.
В результате реализации программы в 2011-2014 годах предполагается увеличить:
- количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, - до 2000 тыс. человек;
- ежегодный объем туристских и гостиничных услуг - до 3500 млн. рублей;
- поступления в бюджет - до 700 млн. рублей;
- долю туристской индустрии в валовом региональном продукте - до 2,5 процента;
- количество новых туристско-информационных центров на территории области - на 80-100 процентов по сравнению с 2010 годом;
- количество новых информационных ресурсов по туризму - на 80-100 процентов по сравнению с 2010 годом;
- уровень туристской известности области - на 10-15 процентов по сравнению с 2010 годом.
Приложение
к Концепции
SWOT-анализ рынка въездного и внутреннего туризма в Ярославской области
Таблица 1
Сильные/слабые стороны | Возможности | Угрозы |
1 | 2 | 3 |
1. Политическая, организационная и методическая поддержка развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне 2. Перспективы привлечения на развитие туристской индустрии, реализацию значимых мероприятий и проектов дополнительных средств в рамках федеральных целевых программ и внебюджетных источников 3. Наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия Ярославской области, в том числе обусловленного продвижением г. Ярославля на туристском рынке в связи с празднованием 1000-летия города 4.Повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, активного, экологического и лечебно-оздоровительного туризма 5. Восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня) 6. Доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов 7. Постоянно растущий уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИT-средствам и уровень компьютерной грамотности |
1. Усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала 2. Спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и в мире 3. Усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации 4. Наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма 5. Недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий 6. Неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов 7. Несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности 8. Отсутствие уверенности предпринимателей и населения в успешности устойчивого развития туризма в целом и его отдельных видов (сельского, экологического, активного и т.д.) 9. Значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма |
|
Сильные стороны 1. Выгодное экономико-географическое положение (близость к Москве, наличие всех видов транспортных магистралей, расположение на Волге) 2. Богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов показа 3. Принадлежность к туристскому маршруту "Золотое кольцо России" 4. Наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона 5. Устойчивое развитие гостиничной инфраструктуры 6. Богатые традиции гостеприимства, опыт в приеме и обслуживании туристов 7. Наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма 8. Научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов 9. Наличие установившегося календаря туристских событий |
Появляется возможность в ближайшее время придать существенный импульс развитию внутреннего туризма. Одним из действенных способов его поддержки может стать разработка федеральной целевой программы по развитию туристской инфраструктуры городов "Золотого кольца России". Разработка и принятие на федеральном уровне дополнительных мер по повышению доступности внутреннего туризма (в т.ч. для школьников, студентов, пожилых граждан) позволит повысить спрос на различные виды туризма, восстановить российский рынок краткосрочных поездок. |
С целью создания благоприятных условий для опережающего развития туристского комплекса в регионе должна быть разработана система стратегического управления развитием туризма на основе программно-целевого метода, принципов индикативного планирования и более четкого определения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма. Разработка и принятие областного закона о туризме станут серьезным шагом к поиску адекватных мер государственной поддержки развития туристской индустрии и усиления влияния межотраслевого туристского комплекса на развитие региона. Выделение туристско-рекреационных территорий, наличие планировочных документов позволит зарезервировать территории, приоритетные для развития туризма и отдыха, выделить территории опережающего экономического роста туризма. Активная поддержка перспективных видов туризма: делового, конгресс-туризма, рекреационно-оздоровительного, экологического и активного туризма будет способствовать не просто созданию дополнительного количества конкурентоспособных на российском рынке туристских продуктов области, но и нивелированию фактора сезонности спроса. |
Слабые стороны 1. Недостаточная известность региона в России и слабая известность за рубежом 2. Отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории области и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма 3. Отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии 4. Неоптимальное соотношение цена/качества туристских услуг 5. Нехватка гостиничных мест эконом - класса и других объектов туристской инфраструктуры (досуга и отдыха) 6. Отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области 7. Недостаточно эффективное использование ИT-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли 8. Слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей области 9. Слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала области 10.Недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов 11. Недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях области 12. Недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области 13. Территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области 14. Недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями 15. Непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма 16. Отсутствие сильных туристских брендов |
Необходимо максимально полно использовать возможность изучения и адаптации передового российского и зарубежного опыта по организации системы качественного информирования туристов. Система мер по созданию полноценной сети туристских информационных центров, единого туристского портала региона, установке указателей к туристским объектам на трассах и в туристских центрах области в едином стиле позволит повысить уровень известности области, а также уровень качества обслуживания приезжающих туристов. Меры по поддержке развития туризма, в том числе организация сети туристско-информационных центров и других механизмов координации и осуществления частно-государственного партнерства даст возможность более эффективно использовать существующий туристский потенциал. В целях поддержания устойчивого спроса к историческому и культурному наследию Ярославской области необходимы постоянные активные действия со стороны органов государственной власти, направленные на создание условий для достижения приемлемого соотношения цены и качества туристских продуктов, входящих в совокупный туристский продукт Ярославской области, и на эффективное продвижение данного туристского продукта на туристском рынке. |
Повышение качества предоставления туристских услуг требует государственной поддержки и стимулирования туристских организаций. Точечная поддержка повышения квалификации кадров в соответствии с высокими международными стандартами туризма позволит обеспечивать повышение качества предоставляемых услуг. Недостатки в функционировании информационной туристской инфраструктуры могут в значительной степени препятствовать эффективному обеспечению потенциальных туристов достоверной информацией о возможностях региона. Необходимо введение стандартов государственных услуг в сфере туризма для обеспечения должного уровня информирования потенциальных туристов о возможностях региона. Для эффективного функционирования всего туристско-рекреационного комплекса региона требуется должный уровень межведомственной интеграции, обеспечение взаимодействия федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. |
Таблица 2
Сильные/слабые стороны | Возможности | Угрозы | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. Политическая, организационная и методическая поддержка развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне 2. Перспективы привлечения на развитие туристской индустрии, реализацию значимых мероприятий и проектов дополнительных средств в рамках федеральных целевых программ и внебюджетных источников 3. Наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия Ярославской области, в том числе обусловленного продвижением г. Ярославля на туристском рынке в связи с празднованием 1000-летия города 4. Повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, активного, экологического и лечебно-оздоровительного туризма 5. Восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня) 6. Доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов 7. Постоянно растущие уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИT-средствам и уровень компьютерной грамотности |
1. Усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала 2. Спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и в мире 3. Усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации 4. Наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма 5. Недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий 6. Неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов 7. Несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности 8. Отсутствие уверенности предпринимателей и населения в успешности устойчивого развития туризма в целом и его отдельных видов (сельского, экологического, активного и т.д.) 9. Значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма |
|||
Сильные стороны 1. Выгодное экономико-географическое положение (близость к Москве, наличие всех видов транспортных магистралей, расположение на Волге) 2. Богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов показа 3. Принадлежность к туристскому маршруту "Золотое кольцо России" 4. Наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона 5. Устойчивое развитие гостиничной инфраструктуры 6. Богатые традиции гостеприимства, опыт в приеме и обслуживании туристов 7. Наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма 8. Научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов 9. Наличие установившегося календаря туристских событий |
Сильные стороны | Возможности | Сильные стороны | Угрозы |
2, 3, 5, 6, 7 | 1 | 4, 5, 7, 9 | 1 | |
3, 1, 4 | 2 | 4, 5, 7 | 2 | |
2, 6 | 3 | 4, 7, 1 | 3 | |
5, 1, 7, 9, 4 | 4 | 7, 1, 4 | 4 | |
1, 2, 5, 6, 7, 9, 4 | 5 | 5, 7, 4 | 5 | |
8 | 6 | 5, 7, 9 | 6 | |
8, 4 | 7 | 4 | 7 | |
7, 9 | 8 | |||
5, 6, 7, 9 | 9 | |||
Слабые стороны 1. Недостаточная известность региона в России и слабая известность за рубежом 2. Отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории области и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма 3. Отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии 4. Неоптимальное соотношение цена/качества туристских услуг 5. Нехватка гостиничных мест эконом - класса и других объектов туристской инфраструктуры (досуга и отдыха) 6. Отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области 7. Недостаточно эффективное использование ИT-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли 8. Слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей области 9. Слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала области 10. Недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов 11. Недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях области 12. Недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области 13. Территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области 14. Недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями 15. Непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма 16. Отсутствие сильных туристских брендов |
Слабые стороны | Возможности | Слабые стороны | Угрозы |
2, 12, 8, 9, 1 | 1 | 1, 9, 2, 3, 4, 16, 5, 6, 10, 11 |
1 | |
6, 7, 9, 10, 12, 13, 16 | 2 | 4, 5, 8, 9, 12 | 2 | |
1, 12, 14, 7 | 3 | 5, 7, 9, 12 | 3 | |
1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 16 |
4 | 9, 2, 3, 13 | 4 | |
3, 4, 5, 6, 7, 10, 14 | 5 | 5, 9, 12, 3 | 5 | |
6, 7, 14, 11 | 6 | 1, 4, 6, 10, 5, 7, 8, 11, 14 |
6 | |
1, 7, 8 | 7 | 2, 3, 9, 12, 13 | 7 | |
2, 3, 1, 13, 16, 8, 14, 15 |
8 | |||
4, 11, 14 | 9 | |||
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 25 февраля 2009 г. N 173-п "О Концепции областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Губернские вести" N 25 от 18 марта 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 г. N 441-п
Постановление Правительства Ярославской области от 11 сентября 2009 г. N 917-п
Настоящий документ снят с контроля