Постановление Правительства Ярославской области
от 26 ноября 2008 г. N 626-п
"О Концепции областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011-2014 годы"
В целях проведения мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области с учетом максимального и полного использования потенциала федеральных целевых программ правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011-2014 годы".
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области при формировании областного бюджета на 2011-2014 годы в составе ассигнований главного распорядителя бюджетных средств предусмотреть выделение средств на финансирование мероприятий областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011-2014 годы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Епанешникова А.В.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Концепция областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 626-п)
Основные проблемы отрасли жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является одной из важных сфер экономики Ярославской области. Нет другой такой отрасли, которая была бы настолько тесно связана с обеспечением жизнедеятельности населения, предприятий и организаций области, как отрасль ЖКХ. Общество предъявляет справедливые требования, желая видеть в ЖКХ безаварийную, более "прозрачную" по формам работы отрасль.
В течение последних лет отрасль претерпевает серьезные изменения, осуществляется ее дальнейшее развитие на основе проведения реформирования ЖКХ, являющегося составной частью преобразований экономики области и неразрывно связанного с целями и задачами территориального планирования Ярославской области.
Реформирование отрасли ЖКХ Ярославской области осуществляется в соответствии с областными целевыми программами.
В настоящее время реализуется областная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" на 2008-2010 годы, основной целью которой является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Анализ изменений, произошедших в ЖКХ области, показывает, что факторами успеха (сильными сторонами) в отрасли являются:
- создание правовых и организационных основ государственной политики в отрасли, определение ее приоритетных направлений и отработка механизмов реализации;
- постепенное повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с одновременным применением мер адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;
- завершение приемки-передачи ведомственного жилищного фонда и объектов социальной сферы в муниципальную собственность;
- формирование конкурентной среды;
- осуществление постепенного перехода к новым формам управления жилищным фондом;
- реализация мероприятий по газификации, модернизации объектов инженерной инфраструктуры и энергоресурсосбережению, основной целью которых является рациональное использование энергоресурсов, исключение непроизводительных затрат при производстве коммунальных услуг, установка приборов учета потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем наряду с положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в сфере ЖКХ и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания населения, что обусловлено наличием слабых сторон (проблем) отрасли ЖКХ, основными из которых являются:
- низкий коэффициент использования основных фондов отрасли;
- недостаточный объем средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
- наличие сверхнормативных затрат энергетических ресурсов на производство коммунальных услуг;
- низкий уровень оборудования жилищного фонда индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов;
- высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры, который составляет около 65-70 процентов;
- высокий уровень потерь воды (20 процентов) и тепловой энергии (более 30 процентов) в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Потери, прежде всего, связаны с техническим состоянием сетей, более трети которых нуждаются в замене;
- низкий уровень газификации жилищного фонда (67 процентов), особенно в сельской местности (18 процентов);
- высокая доля тепла (около 27 процентов) производится котельными, работающими на дорогостоящем жидком топливе, цены на которое не регулируются;
- проблемы в обеспечении населения Ярославской области качественной питьевой водой, соответствующей санитарным и эпидемиологическим нормам;
- высокая доля непроизводительных расходов;
- сложное финансовое состояние организаций ЖКХ. В настоящее время большинство муниципальных предприятий ЖКХ являются убыточными, что приводит к инициированию налоговыми органами процедур банкротства. Существенным препятствием для реформирования ЖКХ является значительный объем накопленной дебиторской (около 3,5 млрд. рублей) и кредиторской (3,9 млрд. рублей) задолженности организаций ЖКХ, из-за наличия которой большая часть средств расходуется на выплату штрафов и пеней.
Указанные слабые стороны отрасли усугубляются одновременным проведением реформы местного самоуправления и передачей полномочий в сфере ЖКХ на уровень вновь образованных поселений в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Выявление сильных и слабых сторон в области ЖКХ важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К угрозам следует отнести:
- невозможность перехода отрасли на рыночные отношения;
- увеличение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг;
- недофинансирование отрасли из федерального бюджета;
- низкая привлекательность отрасли для инвесторов по причине наличия высоких рисков вложения средств в отрасль ЖКХ;
- необеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- нежелание населения вступать в товарищества собственников жилья;
- рост неплатежей населения за услуги ЖКХ;
- усиление влияния федеральных факторов (тарифная политика) на рост стоимости коммунальных услуг.
Реализации мероприятий по решению имеющихся в отрасли проблем будут способствовать:
- наличие нормативной базы, которая позволяет проводить эту работу;
- заинтересованность и готовность муниципальных образований к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем;
- использование достижений в практике организации и работы ЖКХ других регионов России и международного опыта повышения эффективности работы ЖКХ;
- получение софинансирования из федерального бюджета;
- внедрение кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства.
Таблица SWOT-анализа ситуации, сложившейся в сфере ЖКХ области указана в приложении в Концепции.
Если имеющиеся проблемы отрасли не будут решены в рамках предполагаемой областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011-2014 годы (далее - Программа), то возможны следующие социальные последствия:
- рост количества аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ;
- ухудшение экологического состояния территорий области;
- сохранение низкого уровня газификации в сельской местности;
- снижение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- повышение износа объектов инженерной инфраструктуры;
- увеличение потерь в водопроводных и тепловых сетях;
- снижение надежности работы систем жизнеобеспечения.
Таким образом, из анализа сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на угрозы и риски, существует достаточно позитивных факторов, способных обеспечить успешную реализацию намечаемых мероприятий указанной Программы.
Обоснование необходимости решения проблем отрасли в рамках Программы
В результате проведенного анализа и возможности финансирования мероприятий Программы из областного бюджета на первом этапе ее реализации предполагается направить усилия на устранение следующих слабых сторон и ликвидацию предполагаемых угроз:
- высокого уровня непроизводительных расходов на производство жилищно-коммунальных услуг;
- низкого качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- высокого процента износа объектов коммунальной инфраструктуры;
- снижение рисков вложения средств в отрасль ЖКХ частными инвесторами;
- низкого уровня газификации населенных пунктов.
Учитывая, что указанные проблемы отрасли ЖКХ носят комплексный характер, требуют значительных бюджетных расходов и не могут быть решены в пределах одного финансового года, возникает необходимость и целесообразность их решения программно-целевым методом в рамках Программы.
Цель, задачи, куратор и исполнители Программы
Цель и задачи реформы ЖКХ Ярославской области на современном этапе диктуются необходимостью реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Жилищного кодекса Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней.
Целью Программы является проведение мероприятий по реформированию ЖКХ с учетом максимального и полного использования потенциала федеральных целевых программ.
Реализация этой стратегической цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- повышение уровня газификации населенных пунктов, особенно в сельской местности;
- модернизация жилищно-коммунальной отрасли на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий и оборудования, создания условий для более широкого использования малой энергетики и нетрадиционных видов топливно-энергетических ресурсов;
- содействие самоорганизации населения на жилищном рынке через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищную сферу;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
- повышение привлекательности отрасли ЖКХ для инвесторов.
Куратором Программы является заместитель Губернатора области Епанешников А.В.
Ответственным исполнителем Программы является департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области, который осуществляет организацию, координацию и контроль за выполнением Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы.
Исполнителями Программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований области.
Основные механизмы реализации Программы
Реализация Программы будет направлена, в первую очередь, на преодоление слабых сторон отрасли ЖКХ.
Исполнение Программы будет осуществляться в соответствии с разработанными мероприятиями.
Программа будет реализовываться на территории всех муниципальных образований области, за исключением города Ярославля.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников и средств местных бюджетов в объемах, определенных системой программных мероприятий.
Перечисление субсидий из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований области осуществляется в установленном порядке.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделяемых на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
По итогам года проводится анализ эффективности Программы на основе целевых индикаторов и показателей.
Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011-2014 годы.
Объемы и источники финансирования Программы
(млн. рублей)
Наименование источника | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Итого |
Объем инвестиций | |||||
всего | 1399,9 | 1026,1 | 1101,1 | 1174,9 | 4702,0 |
в том числе: | |||||
из областного бюджета | 937,1 | 555,9 | 593,2 | 632,9 | 2719,1 |
из местных бюджетов | 103,8 | 111,2 | 118,6 | 126,6 | 460,2 |
из внебюджетных источников | 359,0 | 359,0 | 389,3 | 415,4 | 1522,7 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
- улучшение жилищных условий и качества жизни населения;
- приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным требованиям энергоэффективности, экологичности, а также условиям проживания отдельных категорий граждан (многодетных семей, престарелых, инвалидов и т.д.);
- широкое внедрение кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства;
- перевод отрасли на рыночные отношения;
- финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
- прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и переход к полной оплате населением стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- создание условий для устойчивого развития отрасли, что окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Реализация Программы позволит достичь следующих количественных результатов:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя на начало 2011 года |
Значение показателя на конец 2014 года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры | % | 56,0 | 51,0 |
2. | Удельный вес потерь воды в процессе производства и транспортировки до потребителей |
% | 19,0 | 12,0 |
3. | Удельный вес потерь тепловой энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей |
% | 29,0 | 17,0 |
4. | Увеличение доли жилищного фонда, оборудованного: | |||
4.1. | Водопроводом | % | 79,0 | 83,0 |
4.2. | Канализацией | % | 75,0 | 77,0 |
4.3. | Центральным отоплением | % | 84,0 | 86,0 |
4.4. | Ваннами | % | 71,0 | 73,0 |
4.5. | Горячим водоснабжением | % | 68,0 | 70,0 |
5. | Уровень газификации жилищного фонда: | |||
5.1. | В городах и поселках городского типа | % | 82,9 | 92,0 |
5.2. | В сельской местности | % | 27,7 | 32,0 |
6. | Доля тепла, производимого котельными, работающими на жидком топливе |
% | 23,0 | 17,0 |
7. | Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества: |
|||
7.1. | Городских поселений | % | 90,0 | 93,0 |
7.2. | Сельских населенных пунктов | % | 60,0 | 75,0 |
8. | Доля объема отпуска холодной воды, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета |
% | 82,0 | 90,0 |
9. | Доля объема отпуска горячей воды, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета |
% | 48,0 | 70,0 |
10. | Доля объема отпуска газа, счет за который выставлен по показаниям приборов учета |
% | 74,5 | 92,0 |
11. | Доля объема отпуска тепловой энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета |
% | 39,0 | 60,0 |
12. | Строительство газовых сетей | км | 3128 | 3528 |
13. | Газификация квартир | тысяч квартир |
438,9 | 451,4 |
14. | Доля многоквартирных домов, в которых созданы товарищества собственников жилья |
% | 22,0 | 28,0 |
15. | Доля коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале Ярославской области и (или) муниципальных образований не более чем 25 % |
% |
80,0 |
85,0 |
16. | Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале Ярославской области и (или) муниципальных образований не более чем 25% |
% |
80,0 |
85,0 |
Приложение
к Концепции
Таблица SWOT-анализа ситуации, сложившейся в сфере ЖКХ области
Факторы успеха (сильные стороны) - создание правовых и организационных основ государственной политики в отрасли, определение ее приоритетных направлений и отработка механизмов реализации; - постепенное повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с одновременным применением мер адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения; - завершение приемки-передачи ведомственного жилищного фонда и объектов социальной сферы в муниципальную собственность; - формирование конкурентной среды; - осуществление постепенного перехода к новым формам управления жилищным фондом; - реализация мероприятий по газификации, модернизации объектов инженерной инфраструктуры и энергоресурсосбережению, основной целью которых является рациональное использование энергоресурсов, исключение непроизводительных затрат при производстве коммунальных услуг, установка приборов учета потребления коммунальных услуг |
Проблемы (слабые стороны) - низкий коэффициент использования основных фондов отрасли; - недостаточный объем средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры; - наличие сверхнормативных затрат энергетических ресурсов на производство коммунальных услуг; - низкий уровень оборудования жилищного фонда индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов; - высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры, который составляет около 65-70 процентов; - высокий уровень потерь воды (20 процентов) и тепловой энергии (более 30 процентов) в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей; - низкий уровень газификации жилищного фонда (67 процентов), особенно в сельской местности (18 процентов); - высокая доля тепла (около 27 процентов) производится котельными, работающими на дорогостоящем жидком топливе, цены на которое не регулируются; - проблемы в обеспечении населения Ярославской области качественной питьевой водой, соответствующей санитарным и эпидемиологическим нормам; - наличие непроизводительных расходов; - сложное финансовое состояние организаций жилищно-коммунального хозяйства |
Возможности - наличие нормативной базы, которая позволяет проводить эту работу; - заинтересованность и готовность муниципальных образований области к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем; - использование достижений лучшей практики других регионов России и международного опыта повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства; - получение софинансирования из федерального бюджета; - внедрение кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства. |
Угрозы (риски) - невозможность перехода отрасли на рыночные отношения; - увеличение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг; - недофинансирование отрасли из федерального бюджета; - низкая привлекательность отрасли для инвесторов по причине наличия высоких рисков вложения средств в отрасль жилищно-коммунального хозяйства - не обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; - нежелание населения вступать в товарищества собственников жилья; - рост неплатежей населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства; - усиление влияния федеральных факторов (тарифная политика) на рост стоимости коммунальных услуг. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 26 ноября 2008 г. N 626-п "О Концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011-2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Губернские вести" от 10 декабря 2008 г. N 110
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 9 июня 2014 г. N 554-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 2 ноября 2010 г. N 820-п