Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению муниципалитета г. Ярославля
от 27 ноября 2000 г. N 47
Мэрия г. Ярославля
управление образования
Программа развития муниципальной системы образования
города Ярославля на 2001-2004 г.г.
27 декабря 2001 г.
г. Ярославль
развития муниципальной системы
образования:
системы образования
образования
образовательных программ
функционирования и развития системы
образовательных учреждений
развития муниципальной системы
образования
основных направлений реализации Программы
Паспорт программы
Наименование Программа развития муниципальной
программы системы образования города Ярославля
на 2001-2004 годы
Основные разработчики Управление образования мэрии г. Ярославля,
программы городской центр развития образования
Участники разработки Начальники отделов образования
территориальных администраций мэрии,
члены коллегии управления образования
мэрии, руководители образовательных
учреждений
Руководитель Прямицин А.Ф., начальник управления
программы образования мэрии г. Ярославля,
Заслуженный учитель Российской Федерации
Сроки реализации 2001-2004 г.г.
программы
Назначение программы Определение стратегии и тактики
осуществления перевода муниципальной
системы образования в новое состояние,
обеспечивающее качество образования,
адекватное потребностям личности,
социума и рынка труда
Исполнители программы Управление образования мэрии г.Ярославля,
отделы образования территориальных
администраций мэрии г. Ярославля,
городской центр развития образования,
образовательные учреждения муниципальной
системы образования города
Ориентировочная 4233,9 тыс. рублей ежегодно
стоимость (целевые расходы бюджета отрасли)
программы
Ответственное лицо Малютина В.Н., заместитель начальника
для контактов, управления образования мэрии
куратор программы г.Ярославля
Программа развития муниципальной системы
образования г.Ярославля на 2001-2004 гг.
Введение
Ярославль - один из крупных городов центральной России с богатыми культурными и историческими традициями.
Ярославль - старинный русский город, 990 лет неустанно хранящий самобытный облик русской провинции.
Ярославль - город больших педагогических традиций. Великий К.Д. Ушинский закладывал здесь основы новых педагогических теорий.
Современный Ярославль - студенческий и научный город, город развитой промышленности и высоких технологий.
Город Ярославль широко известен в России как город развитой образовательной инфраструктуры, перспективных наработок, продуманной политики в области образования.
Разработчики Программы исходили из необходимости учета исторических традиций и современного состояния развития города.
Настоящая Программа развития муниципальной системы образования (далее Программа) является организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области образования на территории г. Ярославля. Программа определяет стратегию развития муниципальной системы образования и меры ее реализации в соответствии с федеральной программой развития и стратегией развития региональной системы образования.
Назначение Программы - определение стратегии и тактики осуществления перевода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям личности, социума и рынка труда.
В ходе реализации Программы планируется развитие в рамках единого городского образовательного пространства муниципальной системы образования в интересах формирования развитой, социально компетентной личности, способной к самостоятельным действиям и предприимчивости, выступающей в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества.
Основные задания Программы:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
- совершенствование нормативной правовой базы в муниципальной системе образования, обеспечивающей функционирование и развитие отрасли в интересах личности, общества и государства;
- формирование и реализация новых экономических механизмов управления системой образования;
- разработка и реализация мер по сохранению здоровья участников образовательного процесса, в т.ч. за счет широкого внедрения здоровье сберегающих педагогических технологий;
- разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
- организационное обеспечение процедур лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- разработка механизмов управления качеством образования в муниципальной системе;
- создание системы непрерывного повышения квалификации работников отрасли, поддержка системы организационно-педагогической и методической работы с кадрами образовательных учреждений;
- обеспечение комплекса мер по социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
- выполнение комплекса исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
- создание условий для формирования у родительской общественности новой позиции - позиции заказчика-партнера;
- подготовка системы образования к введению новой структуры общего образования;
- совершенствование работы по обеспечению преемственности в системе образования;
- развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий.
В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.
Программа исходит из необходимости объединения усилий и солидарной ответственности органов местного самоуправления г. Ярославля, муниципальных учреждений образования всех типов и видов, широкой общественности города за состояние образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие муниципальной системы образования и перевод ее в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям личности, социума и рынка труда.
Механизм реализации Программы предусматривает:
- ежегодное формирование рабочих документов по координации деятельности управления образования мэрии, отделов образования территориальных администраций и других заинтересованных структур и ведомств;
- утверждение на каждый новый финансовый год перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования.
Контроль за реализацией Программы осуществляется коллегией управления образования мэрии г. Ярославля.
Раздел I. Состояние и основные проблемы развития муниципальной
системы образования
Подраздел 1. Краткая характеристика муниципальной системы образования
Муниципальная система образования города в целом характеризуется стабильностью и устойчивостью, типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений, наличием муниципального компонента нормативной правовой базы.
Она представляет собой разнообразную, многофункциональную сеть учреждений образования различных типов и видов, реализующих вариативные образовательные программы, позволяющие удовлетворять запросы населения в соответствии с интересами и склонностями детей.
Город имеет значительное количество объектов культуры и спорта, которые могут быть использованы в интересах образования. Образование города восприимчиво к передовым образовательным и управленческим технологиям. Большое количество семинаров и конференций по проблемам образования различного уровня, проводимое в Ярославле, позволяет, с одной стороны, аккумулировать в городе научный и практический опыт российских территорий, а с другой стороны транслировать свой опыт работы. Возможность качественного улучшения кадрового потенциала системы, заинтересованность в развитии образования органов местной власти, местного сообщества позволяют говорить о значительном потенциале города для развития образования.
За последние два года в социуме города произошли существенные изменения, которые оказывают непосредственное влияние на муниципальную систему образования:
- наметилась тенденция к оздоровлению экономики города и оживлению деятельности промышленных предприятий;
- выросла толерантность населения по отношению к платным услугам, в т.ч. образовательным;
- изменилась демографическая ситуация (уменьшается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста),
- повысились требования к качеству общего образования со стороны ВУЗов и рынка труда,
- продолжается дифференциация населения по доходам и отношению к образованию (некоторые родители готовы платить за качественное образование детей),
- появляется реальная возможность выбора учащимися и их родителями образовательного учреждения.
В 1999/2000 учебном году в Ярославле работали (таблица 1):
- 183 дошкольных образовательных учреждения, которые посещали 20790 детей,
- 100 общеобразовательных учреждений различных видов, в которых обучались 74745 учащихся,
- 42 учреждения дополнительного образования детей, в которых занимались 27830 человек.
В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила 409 человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии.
В вечерних (сменных) общеобразовательных школах обучаются по очной и очно-заочной формам обучения 2618 детей и подростков.
В образовательных учреждениях города занято свыше 17 тысяч работников, среди них более 10 тысяч педагогических работников, из которых 1282 человека имеют высшую квалификационную категорию.
Только в 1999г. 18 педагогов были награждены государственными орденами и медалями, 8 - получили почетное звание "Заслуженный учитель России". В сентябре 2000г. почетное звание "Заслуженный учитель России" получили еще 18 педагогических работников, 6 человек награждены государственными орденами и медалями.
Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. В городе функционируют 3 гимназии, школа с лицейскими классами, сеть школ с углубленным изучением отдельных предметов, начальные школы-детские сады, учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, открыто дошкольное учреждение с гибким режимом работы и гувернерскими группами.
За последние годы открыто 18 новых учреждений, в т.ч.три школы-новостройки.
Основные показатели муниципальной системы образования
в настоящее время
1. Дошкольное образование
Число ведомственных дошкольных учреждений, всего 20
Число муниципальных дошкольных учреждений, всего 183
в том числе на капитальном ремонте 4
Количество мест в них 24620
Количество групп 1137
Количество детей 20790
Количество компенсирующих групп 168
Количество детей в них 2112
Количество групп для часто болеющих детей 94
Количество детей в них 1439
2. Общее образование
Число общеобразовательных школ, всего: 89
из них: начальные 5
в том числе начальная школа-детский сад 3
основные 1
средние (полные) 83
в том числе гимназий 3
школ с лицейскими классами 1
школ с углубленным изучением
отдельных предметов 9
Численность учащихся школ, всего из них 73246
в начальных 334
в том числе в начальной школе-детскому саду 228
в основных 507
в средних (полных) 72405
Общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот
и детей, лишенных попечения родителей 1
Численность воспитанников в ней 204
Открытые (сменные) общеобразовательные школы
(ОСОШ, ВСШ), всего 8
Число учащихся в них 2618
3. Система специальных (коррекционных), санаторных школ,
школ-интернатов и детских домов
Число специальных (коррекционных) начальных
школ-детских садов 1
Число специальных (коррекционных) школ 2
Численность учащихся 361
Число специальных (коррекционных) школ-интернатов 4
Численность воспитанников школ-интернатов 401
Кроме того дошкольников 40
Число санаторных школ и школ-интернатов 3
Численность учащихся в них 533
Количество детских домов 4
в них детей 205
Количество детей, состоящих на учете в органах опеки и
попечительства 1207
из них получают денежное пособие 825
4. Дополнительное образование.
Общее количество учреждений дополнительного образования
(УДО), всего 42
из них: ДЮСШ 17
стадионы 1
детские оздоровительные центры (лагеря) 2
центры, клубы, дома, станции и др. 20
прочие УДО 2
Число учащихся, занимающихся в них 27530
из них: в ДЮСШ 9767
в детских оздоровит. центрах (лагерях):
плановое кол-во мест 600
в центрах, клубах, домах, станциях и др. 17463
Число межшкольных учебных комбинатов 8
в них учащихся 9306
5. Прочие учреждения.
Центры психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям (диагностики, консультирования,
реабилитации) 5
Фильмотеки 2
Центры обеспечения функционирования образовательных
учреждений 7
Логопедические пункты 6
6. Общие показатели по отрасли "Образование".
Фактические расходы на содержание образовательных
учреждений, всего (тыс.руб.) 384795,9
Всего работников в образовательных учреждениях 17216
Всего учреждений 361
Значимую роль в социокультурном и образовательном пространстве города играют учреждения дополнительного образования, продолжающие способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей.
Дополнительное образование - персонализированный компонент, обогащающий общее образование, создающий для личности, семьи, каждого образовательного учреждения зону перспективного развития.
В городе значителен потенциал профессиональной школы, сложились серьезные деловые отношения средней и высшей школы в деле профориентации учащихся и их довузовской подготовки.
Подраздел 2. Проблемы образования
Развитие муниципальной системы образования происходит в сложный период, вызванный воздействием дестабилизирующих факторов, среди которых основными являются:
- социальная и экономическая нестабильность в обществе,
- дефицит финансовых средств в связи со сложившимся положением в экономике;
- неполнота нормативной правовой базы в области образования;
- неполное исполнение норм законодательства в области образования.
Кроме того в системе сохраняются:
- глубокие структурные диспропорции между предложением образовательных услуг и потребностями, формирующимися обществом и развивающимся рынком труда;
- преобладание трансляции знаний над воспитанием навыков и ценностей, репродуктивных технологий обучения;
- субъективизм в оценке результативности и качества образования;
- проблемы в преемственности уровней дошкольного образования и начального общего образования, начального общего и основного общего образования;
- проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования из-за необоснованных требований высшей школы к уровню подготовки выпускников средних школ;
- закрытость учреждений муниципальной системы образования для общественности и потенциальных партнеров;
- неготовность родительской общественности к активному участию в образовательном процессе;
- инертность и несвоевременность реагирования учреждений на изменения внешней среды, изменения потребностей личности, социума и рынка труда;
- тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов,
- отток молодых и квалифицированных специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. По данным министерства образования Российской Федерации, только 10% выпускников средней школы относятся к категории вполне здоровых, 50% школьников страдают хроническими заболеваниями. В Ярославле за последние 5 лет число учащихся, состоящих на диспансерном учете, возросло в 2 раза.
Здоровый ребенок становиться уникальным явлением нашего времени. По данным управления здравоохранения мэрии г. Ярославля, с 1994 по 1999 г.г. общая заболеваемость школьников возросла с 594,3 до 665,0 на 1000 человек, число учащихся, стоящих на диспансерном наблюдении врачей-специалистов с 17 до 35,9%. Повсеместно в молодежной среде отмечается рост таких явлений, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, ранние и беспорядочные половые связи, которые переходят в социальные заболевания. Вредные привычки становятся одним из главных факторов нездоровья подрастающего поколения.
Важнейшими проблемами также являются:
- существенное опережение темпов износа зданий учреждений образования над темпами их реконструкции и нового строительства;
- адаптация в муниципальной системе образования нерусскоязычного населения, прибывающего из других стран и территорий;
- восстановление на новом уровне воспитательного потенциала образовательных учреждений;
- достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.
Существует проблема сохранения единства городского образовательного пространства в условиях определившейся новой структуры управления образованием города.
Раздел II. Задачи и сроки реализации программы
В процессе реализации Программы решаются следующие задачи:
- обеспечение и закрепление на практике провозглашенной Правительством Российской Федерации приоритетности системы образования в жизнедеятельности города;
- обеспечение мер по сохранению здоровья участников образовательного процесса;
- усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
- структурная перестройка системы образования, направленная на совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий;
- координация разработок образовательных программ различных уровней и направлений для развития образования как целостной в городе системы;
- сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых;
- восстановление и развитие системы научно-исследовательской деятельности и технического творчества обучающихся;
- организационное и методическое обеспечение деятельности общественных детских и молодежных объединений и организаций;
- поддержание взаимосвязей системы образования и рынка труда;
- совершенствование нормативной правовой базы функционирования и развития муниципальной системы образования;
- мониторинг состояния системы образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы;
- закрепление и совершенствование демократических основ управления системой образования;
- разработка и корректировка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
- обеспечение функционирования системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;
- обеспечение мер по социальной защите работников системы образования, обучающихся и воспитанников.
Программа реализуется в 2001-2004 годах и предусматривает обеспечение оптимального функционирования и устойчивого развития муниципальной системы образования.
При этом в 2001-2002 годах намечается осуществить комплекс мер по:
- сохранению и поддержанию системы образования в рамках единого городского образовательного пространства;
- реструктуризации сети учреждений, классов, групп в соответcтвии с демографической ситуацией;
- отработке новых финансово-экономических механизмов управления учреждениями и системой в целом;
- разработке механизмов взаимодействия управляющих муниципальной системой образования структур в связи с изменившейся схемой управления города.
В 2003-2004 годах предполагается сосредоточить усилия на обеспечении, организационно-педагогическом и методическом сопровождении разрабатываемых в настоящее время на федеральном уровне реформ содержания и структуры образования, управления качеством образования.
Раздел III. Направления реализации программы и ожидаемые результаты
Подраздел 1. Общие направления развития системы образования
Основными направлениями развития системы образования являются:
- сохранение единства городского образовательного пространства в целях обеспечения гражданам права выбора образовательного учреждения;
- создание условий для содержательного и структурного обновления образования;
- развитие образовательных учреждений различных типов и видов;
- дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования;
- обеспечение в системе образования управленческой вертикали в условиях новой структуры управления городом;
- восстановление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом;
- совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования;
- совершенствование системы многоуровневого образования в области здорового образа жизни;
- обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;
- поддержание и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Ожидаемыми результатами развития образования являются:
- обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатного общего образования всех уровней в соответствии с законодательством России;
- безусловное исполнение органами местного самоуправления и субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы;
- создание муниципальной системы мониторинга качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
- повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
- введение в действие и реализация нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов;
- совершенствование организации учебного процесса;
- сохранение здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки;
- создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
- осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся;
- осуществление образовательно-профессиональной, финансовохозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений, рациональное использование бюджетных средств;
- привлечение в систему образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
- реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики.
Подраздел 2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ
1. Дошкольное образование
Основными направлениями развития дошкольного образования являются:
- обеспечение общедоступности образовательных услуг в дошкольных учреждениях для всех групп населения;
- сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений за счет рационального использования имеющихся средств, и в соответствии с потребностями населения;
- создание условий для полного развития способностей детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
- поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных видов;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования;
- содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- развитие системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;
- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
- расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольных образовательных учреждений;
- введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.
2. Общее образование
Основными направлениями развития общего образования являются:
- сохранение, поддержка и развитие муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения;
- совершенствование организационно-педагогических условий и технологий, изменение методов обучения с целью:
- формирования практических навыков анализа информации;
- самообучения, повышения роли самостоятельной работы учащихся;
- освоения молодым поколением основных социальных навыков и ролей,
- формирования навыков вхождения в открытое информационное сообщество;
- освоение технологий личностно - ориентированного образования в образовательной практике;
- обеспечение вариативности образования и развитие различных форм его получения;
- развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;
- совершенствование системы профессиональной ориентации;
- расширение возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности;
- обеспечение условий для общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организационное обеспечение механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- повышение качества образования,
- безусловное выполнение образовательными учреждениями государственных стандартов образования,
- обновление педагогических технологий, методов и средств обучения,
- активная социальная адаптация выпускников;
- изменение отношений "ученик-учитель": формирование субъектной позиции учащегося в образовательном процессе;
- реструктуризация и развитие системы учреждений общего образования.
3. Дополнительное образование детей
Основными направлениями развития дополнительного образования детей являются:
- сохранение и развитие системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение перечня услуг дополнительного образования, направленных на облегчение социализации молодежи в рыночной среде;
- создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья детей и подростков,
- разработка муниципального компонента нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей;
- изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений;
- организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, интеграция дополнительного и общего образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
- расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
- развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей, реализующих принципы развивающего обучения;
- подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей.
Подраздел 3. Социальные гарантии обучающимся
Основными направлениями развития в области социальных гарантий обучающимся являются:
- обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее (полное) образование;
- обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно;
- предоставление финансовых льгот отдельным категориям обучающихся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;
- развитие форм самоуправления ;
- развитие системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
- поддержание системы мер поощрения за успехи в учебе;
- совершенствование правовых основ взаимоотношений участников образовательного процесса.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- выполнение норм законодательства об образовании в части государственных и социальных гарантий обучающимся;
- создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
- обеспечение местами в школах-интернатах и общежитиях на льготных условиях оплаты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях;
- обеспечение условий отдыха и санаторно-курортного лечения обучающихся, в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел IV. Обеспечение ресурсами системы образования
Подраздел 1. Обеспечение системы образования кадрами
Основные направления развития обеспечения системы образования кадрами:
- развитие муниципальной системы повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования, в том числе руководителей высшего звена;
- прогнозирование потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов и системы образования в целом;
- повышение эффективности системы аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений;
- совершенствование правовой компетентности работников системы образования;
- развитие новых форм профессионального общения работников системы образования;
- развитие вариативных способов организации методической работы с кадрами.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими работниками;
- обеспечение занятости педагогических и других работников образовательных учреждений и других организаций системы образования;
- создание системы мониторинга обеспечения кадрами образовательных учреждений системы;
- обеспечение выбора форм и индивидуальных образовательных программ повышения квалификации специалистов муниципальной системы образования;
- успешность в деятельности специалистов муниципальной системы образования ;
- качественное изменение форм, методов и технологий педагогической деятельности в муниципальной системе образования;
- повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических и других работников образовательных учреждений и других организаций системы образования.
Подраздел 2. Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса.
Основными направлениями развития являются:
- сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
- переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией;
- строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования;
- оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно-лабораторного оборудования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
- создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;
- увеличение числа подготовленных зданий и сооружений образовательных учреждений к осуществлению реализуемых ими задач;
- повышение уровня обеспечения образовательных учреждений пособиями, приборами, вычислительной и информационной техникой;
- обеспечение обучения преимущественно в одну смену;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе интернатов для детей-сирот.
Подраздел 3. Финансово-экономические механизмы функционирования
и развития системы образования.
Основными направлениями деятельности являются:
- перевод учреждений муниципальной системы образования в статус самостоятельных хозяйствующих субъектов на основе нормативного финансирования;
- завершение перехода учреждений образования города на казначейскую форму исполнения бюджета;
- разработка и корректировка отраслевых и внутриотраслевых нормативов минимальной бюджетной обеспеченности учреждений образования города;
- повышение квалификации руководителей учреждений и работников бухгалтерий учреждений по вопросам финансово-экономической деятельности;
- инициирование создания попечительских советов и фондов развития образовательных учреждений с целью привлечения внебюджетных средств.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- повышение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образовательных учреждений;
- привлечение в сферу образования внебюджетных средств, в т.ч. средств населения;
- появление механизмов, обеспечивающих общественный контроль за инвестируемыми в учреждения средствами.
Подраздел 4. Социальная поддержка работников образовательных учреждений
Основными направлениями развития являются:
- сохранение ныне существующих в городе, разработка и реализация новых мер в части опережающего повышения оплаты труда работников муниципальной системы образования;
- установление видов материальной поддержки педагогических и других работников системы образования, норм их оказания и льгот;
- совершенствование организации санаторно-курортного лечения работников образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических и других работников организаций системы образования;
- реализация целевой социальной поддержки указанных работников.
Подраздел 5. Информатизация управления
Основными направлениями деятельности являются:
- развитие автоматизированной системы информационного обеспечения управления в муниципальной системе образования (АСИОУ МСО) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней со стороны субъектов управления;
- расширенное воспроизводство информационного ресурса МСО в ходе плановой актуализации электронных баз данных (ЭБД) АСИОУ "Школа" в образовательных учреждениях муниципальной системы образования;
- оптимизация управленческой деятельности в МСО на основе использования информационного ресурса и аналитического инструментария АСИОУ;
- интегрирование АСИОУ МСО в единое информационное пространство города, области, России;
- исследование происхождения, движения, регулирования информационных и материальных потоков в пространстве и времени муниципальной системы образования в целях стандартизации и управления качеством в МСО.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- упорядочение совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
- создание оптимальных условий для обеспечения органов управления всех уровней достоверной и оперативной информацией о состоянии управляемого объекта.
Раздел V. Управление реализацией программы развития
муниципальной системы образования
1. Формирование ежегодного перечня первоочередных работ по осуществлению мероприятий Программы, сметы расходов в соответствии с выделенными кредитами, организация исполнения мероприятий.
Сроки реализации: 2001-2004 гг.
Ответственные исполнители - управление образования мэрии, отделы образования территориальных администраций.
2. Формирование координационных планов ежегодных совместных действий управления и отделов образования, структурных подразделений мэрии и заинтересованных ведомств. Организация их реализации.
Сроки реализации: 2001-2004 гг.
Ответственные исполнители - управление образования мэрии, отделы образования территориальных администраций.
3. Создание системы мониторинга реализации Программы и обеспечение ее функционирования.
Сроки реализации: 2001-2004 гг.
Ответственные исполнители - управление образования, отделы образования территориальных администраций, центр развития образования.
4. Разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих работу органов управления и образовательных учреждений по реализации Программы на всех уровнях системы образования.
Сроки реализации: 2001-2004 гг.
Ответственные исполнители - управление образования мэрии, учреждения образования.
5. Разработка и реализация научного, методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы.
Сроки реализации: 2001-2004 гг.
Ответственные исполнители - управление образования мэрии, центр развития образования.
6. Предоставление отчетов и информаций о ходе реализации Программы муниципалитету г. Ярославля, его постоянным комиссиям, мэрии, общественности.
Сроки реализации: 2001-2004 гг.
Ответственные исполнители - управление образования мэрии.
Раздел VI. Реализационные меры.
Ответственные: управление образования мэрии, отделы образования территориальных администраций, городской центр развития образования, руководители муниципальных учреждений образования.
Программа развития муниципальной системы Сроки
образования на 2001-2004гг.
1. Организация работы с педагогическими коллек- 2001
тивами по осмыслению задач, поставленных в
Программе
2. Исследования в муниципальной системе образо-
вания, в т.ч.:
- изучение социального заказа на образование 2001, 2003
в рамках перехода на 12-летнее образование;
- изучение проблем адаптации нерусскоязычных 2001
учащихся, прибывающих из других стран и
территорий,
- изучение функционального состояния школь- 2002-2004
ников на разных ступенях школьной жизни по
системе "Диакомс".
3. Обеспечение деятельности временных целевых
групп по решению проблем муниципальной систе-
мы образования.
Разработки в муниципальной системе образова-
ния, в т.ч.:
- муниципального компонента нормативно-пра- 2001-2004
вовой и методической базы функционирова-
ния и развития образовательных учреждений
различных типов и видов;
- модели муниципальной службы управления 2001-2003
качеством образования;
- новой модели детского сада - детский 2001-2002
сад-профилакторий;
- методик реализации медицинских, педагоги- 2001-2004
ческих, психологических, эргономических и
иных требований к содержанию образования
и используемым в образовательной практике
методам обучения на предмет обеспечения
их соответствия принципу сбережения
здоровья ребенка;
- адекватных технологий управления здоровь- 2001-2004
ем детей в современных экологических и
социальных условиях на фоне реформы обра-
зования;
- новых моделей внедрения образовательных 2001-2004
технологий, максимально соответствующих
требованиям деятельностного подхода и
принципам личностно-ориентированного об-
разования;
- путей решения проблем содержания образо- 2003
вания через осуществление межпредметных
связей на основе базовых компонентов, оп-
ределяемых образовательными стандартами;
- путей скорейшей адаптации нерусскоязычных 2001-2002
учащихся в учреждениях в целях обеспече-
ния для них качественного образования,
- механизма формирования приемной семьи для 2001-2002
детей-сирот и детей, лишившихся попечения
родителей;
- механизма прогнозирования потребностей в 2001-2002
педагогических и др. работниках образова-
тельных учреждений;
- отраслевых и внутриотраслевых муниципаль- 2001-2004
ных нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности,
- новых подходов к формированию здорового 2002
социально- эффективного жизненного стиля
школьников.
4. Реструктуризация сети учреждений муниципаль- 2001-2004
ной системы образования на основе ее анализа
и потребностей населения, в т.ч.:
- расширение сети детских садов (групп) оз-
доровительной направленности;
- открытие детских садов (групп) для детей
младенческого возраста (от 0 до 1 года);
- открытие детских садов с шестидневным
пребыванием детей;
- расширение сети консультационно-диагнос-
тических пунктов для детей, не посещающих
детские сады;
- завершение перехода на 4-летнее начальное 2001
образование;
- развитие сети профильных классов старшей
ступени школы;
- укрупнение и объединение ряда детско-юно-
шеских спортивных школ по признаку род-
ственности спортивных дисциплин;
- перепрофилирование учреждений.
5. Подготовка, переподготовка и повышение квали- 2001-2004
фикации кадров муниципальной системы образо-
вания, в т.ч.:
- курсовая подготовка;
- научно - практические семинары;
- индивидуальные и групповые консультации;
- подготовка резерва руководителей (до 25
чел. ежегодно);
- подготовка специалистов для работы с
детьми со специальными потребностями в
обучении;
- подготовка психологов-реабилитаторов для
детских домов и школ-интернатов (до 20
чел.);
- постоянно действующие семинары для замес-
тителей директоров по воспитательной ра-
боте, классных руководителей, воспитате-
лей по проблемам восстановления и разви-
тия воспитательных функций образователь-
ных учреждений в новых политических и
социально-экономических условиях;
- постоянно действующие семинары для работ-
ников финансовых служб образовательных
учреждений.
6. Мероприятия по реализации и развитию образо-
вательных программ, в т.ч.:
- отработка модели коррекционно-развивающей 2001-2003
системы воспитания и обучения детей-дош-
кольников в группе "особый ребенок",
обеспечивающей коррекцию недостатков раз-
вития детей, их социальную адаптацию;
- апробирование программы "Развитие и обу- 2001-2003
чение одаренных и талантливых детей" в
дошкольных учреждениях города;
- реализация принципов программы 2100, 2001-2004
обеспечивающих успех для каждого ребенка;
- обеспечение индивидуальной работы препо- 2001-2004
давателей с одаренными детьми по индиви-
дуальным программам в общеобразовательных
учреждениях;
- обеспечение в учебной деятельности гума- 2001-2004
нитарной, экологической и практической
направленности образования;
- создание условий для рабочего овладения 2001-2004
школьниками информационными технологиями
и, как минимум, одним иностранным языком;
- устранение перегруженности учебных планов
школ, увеличение доли самостоятельной ра-
боты учащихся старших классов;
- обобщение опыта работы отдельных школ и
преподавателей по ведению курсов экономи-
ки, права, менеджмента и социологии;
- продолжение работы по осмыслению и разра-
ботке образовательных программ учрежде-
ний.
7. Мероприятия по социальной защите работников 2001-2004
системы, в т.ч.:
- поощрение лучших педагогических работни-
ков (городская премия);
- поощрение педагогических коллективов по
итогам работы за учебный год;
- городские мероприятия для работников от-
расли (День учителя, конференции, празд-
ники);
- творческие конкурсы среди работников сис-
темы;
- организация "клубной" профессиональной
деятельности специалистов системы.
8. Мероприятия по социальной защите обучающихся 2001-2004
и воспитанников, в т.ч.:
- организация горячего питания дошкольников
и учащихся школ, в т.ч. льготное питание
отдельных категорий;
- организация отдыха детей, в т.ч. де-
тей-сирот и детей, лишившихся попечения
родителей, опекаемых детей;
- расширение (в случае необходимости) сети
учреждений общественного воспитания для
детей-сирот, детей, лишившихся попечения
родителей, детей из социально неблагопо-
лучных семей;
- приобретение бытового инвентаря для де-
тей-сирот и детей, лишившихся попечения
родителей, проживающих в общежитиях, на
период учебы в учреждениях профессиональ-
ного образования;
- устройство детей-сирот в учреждения обра-
зования других муниципальных округов об-
ласти;
- выплата пособий на опекаемых детей;
- расширение психологической службы городс-
кого центра психолого-педагогической по-
мощи детям;
- создание отдела психолого-медико-педаго- 2002
гической консультации в составе городско-
го центра "Развитие";
- разработка программ сопровождения детей
со специальными образовательными потреб-
ностями;
- проработка вопросов и подготовка базы для
обучения детей-инвалидов, детей-имбицилов
и детей с сочетанными нарушениями в раз-
витии;
- обеспечение функционирования педагогичес-
ких консилиумов в общеобразовательных
школах;
- поощрение выпускников школ, награжденных
медалями.
9. Мероприятия по обеспечению воспитательных 2001-2004
функций учреждений образования, в т.ч.:
- организация правового всеобуча детей и
подростков;
- приобретение литературы по вопросам права;
- расширение историко-краеведческой иссле-
довательской деятельности детей;
- поддержка и методическое обеспечение деятель-
ности детских общественных организаций;
- обновление подходов к патриотическому
воспитанию детей, в т.ч. через работу
школьных музеев, деятельность Поста N 1 и
создание при нем патриотического клуба;
- поддержка одаренных и склонных к интел-
лектуальной деятельности детей через про-
ведение городских олимпиад, конкурсов,
конференций, в т.ч. Российской научной
конференции;
- активизация творческой деятельности детей
через проведение слетов, спартакиад, выс-
тавок, турниров;
- проведение творческих реабилитационных
мероприятий (конкурсы, спортивные мероприя-
тия, фестивали ) для воспитанников
детских домов, школ-интернатов, детей-ин-
валидов;
- осуществление комплекса педагогических
мер в общеобразовательных учреждениях с
целью формирования у школьников мотивации
на здоровый образ жизни (в рамках концеп-
ции "активной профилактики");
- структурный анализ защитных факторов,
препятствующих формированию наркомании и
других дезадаптивных форм поведения
школьников, активное использование полу-
ченных данных в работе с детьми;
- расширение в спортивных школах спортив-
но-оздоровительного этапа, как основного
в спортивномассовой работе с детьми;
- поддержка деятельности спортшкол по под-
готовке спортсменов высокого класса и их
участия в международных и всероссийских
соревнованиях.
10.Обеспечение деятельности действующих и откры- 2001-2004
тие новых базовых площадок в муниципальной
системе образования
11.Научное руководство, консультирование, эк- 2001-2004
спертиза проектов в муниципальной системе об-
разования
12.Мероприятия по профилактике заболеваний в 2001-2004
рамках городских целевых программ
13. Совершенствование учебно-материальной базы 2001-2004
учреждений образования, в т.ч.:
- строительство и капитальный ремонт учреж-
дений образования;
- приобретение оборудования для учебных ка-
бинетов, спортзалов, мастерских;
- оснащение кабинетов информатики современ-
ной вычислительной техникой;
- приобретение копировальной и множительной
техники для обеспечения учебно-воспита-
тельного процесса на современном уровне;
- установка фильтров для очистки воды в уч- 2001
реждениях общественного воспитания;
- приобретение бланков строгой отчетности
(документов об образовании) и медалей для
учреждений образования.
14.Поддержка функционирования и развития муници- 2001-2004
пальной системы образования:
- через издательскую деятельность (разра-
ботка и издание методических и справочных
материалов, ежеквартального образователь-
ного журнала),
- финансовое обеспечение процедур аттеста-
ции образовательных учреждений
15. Поддержка общественных инициатив, в.т.ч.: 2001-2004
- по развитию "грантовой" деятельности;
- по созданию и содержанию деятельности по-
печительских советов, фондов развития.
Раздел VII. Потребность в целевом финансировании
основных направлений реализации программы
------------------------------------------------------------------------
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
------------------------------------------------------------------------
1. Исследования в муниципальной 60.0 40.0 50.0 60.0
системе образования
2. Разработки в муниципальной 50.0 70.0 60.0 50.0
системе образования
3. Подготовка, переподготовка и 495.0 450.0 425.0 425.0
повышение квалификации кадров
муниципальной системы образо-
вания
4. Мероприятия по социальной за- 394.8 439.0 460.0 490.0
щите работников системы.
5. Мероприятия по социальной за- 318.9 318.9 330.0 330.0
щите обучающихся и воспитан-
ников
6. Мероприятия по обеспечению 210.0 210.0 210.0 210.0
воспитательных функций учреж-
дений образования
7. Обеспечение деятельности 678.6 650.0 630.0 600.0
действующих и открытие новых
базовых площадок в муници-
пальной системе образования
(разработки, тиражирование
материалов, приобретение орг-
техники)
8. Научное руководство, консуль- 50.0 50.0 50.0 50.0
тирование, экспертиза проек-
тов в муниципальной системе
образования
9. Мероприятия по профилактике 79.0 105.0 120.0 120.0
заболеваний детей в рамках
городских целевых программ
10.Совершенствование учебно-ма- 1757.6 1761.0 1758.9 1758.9
териальной базы учреждений
образования
11.Издательская деятельность 40.0 40.0 40.0 40.0
(издание методических и спра-
вочных материалов, ежеквар-
тального образовательного
журнала)
12.Финансовое обеспечение про- 60.0 60.0 60.0 60.0
цедур аттестации образова-
тельных учреждений
13.Поддержка общественных иници- 40.0 40.0 40.0 40.0
атив
____________________________________________________________________
Итого ежегодно 4233.9 4233.9 4233.9 4233.9
без учета индексации
<< Назад |
||
Содержание Решение муниципалитета г. Ярославля от 27 ноября 2000 г. N 47 "О выполнении Программы развития муниципальной системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.