Приказ департамента государственного регулирования
хозяйственной деятельности Ярославской области
от 28 октября 2008 г. N 4
"Об утверждении ведомственной целевой программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы"
16 февраля 2009 г.
В целях содействия повышению конкурентоспособности, положительного имиджа и устойчивого развития предприятий и организаций области на основе региональной политики в области качества и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 N 448-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010 - 2011 годы (далее - программа).
2. Разместить информацию о программе, а в дальнейшем о результатах мониторинга ее выполнения на сайте департамента.
3. После выхода нормативного правового акта, определяющего основные направления деятельности Правительства области, подготовить изменения в программу и представить их на согласование в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
5. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
Директор департамента |
Н.И. Непряев |
Ведомственная целевая программа
повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010 - 2011 годы
(утв. приказом департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 28 октября 2008 г. N 4)
(с изменениями от 16 февраля 2009 г.
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование исполнителя программы (субъекта бюджетного планирования) |
департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области |
Наименование программы |
ведомственная целевая программа повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы |
Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего программу, дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта |
Непряев Николай Иванович - директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области приказ департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 28.10.2008 N 4 "Об утверждении ведомственной целевой программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы" |
Наименование задач программы |
мотивация и методическая поддержка работ по внедрению предприятиями и организациями области систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности; организация и проведение областных, российских и международных конкурсов по качеству; развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов по системам менеджмента, увеличение числа таких специалистов |
Сроки реализации программы |
2010-2011 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
1980 тыс. руб. - средства областного бюджета, в том числе по годам: 2010 год - 990 тыс. руб., 2011 год - 990 тыс. руб. |
Должностное лицо, ответственное за реализацию программы |
Суетина Светлана Викторовна - председатель комитета по качеству и сертификации департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, тел. 30-38-76 |
I. Обоснование и характеристика решаемых задач
Ключевой задачей стратегических планов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации является повышение конкурентоспособности страны, ее регионов, всех субъектов экономической деятельности на основе реализации принципов новой экономики и инновационного развития.
Конкурентоспособность - комплексный показатель, зависящий от многих факторов. Однако на современном мировом рынке важнейшим фактором конкурентоспособности среди всех других выступает качество товаров, услуг и менеджмента. Качество играет решающую роль в устойчивом развитии экономики и, соответственно, в повышении уровня и качества жизни людей. Поэтому на современном этапе социально-экономического развития многие страны мира рассматривают качество на уровне национальной идеи, имеют государственную политику и государственные программы всемерного повышения качества во всех сферах деятельности.
Существенно меняются подходы и методы решения проблем качества товаров, услуг и менеджмента и в России.
Реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" реформа в области безопасности и качества продукции, работ, услуг постепенно выводит категорию "качество" из сферы государственного регулирования. Сокращается номенклатура продукции, подлежащая обязательной сертификации, сужаются области лицензирования, в том числе в таких жизненно важных секторах, как жилищное и гражданское строительство, производство лекарств и продуктов питания, пассажирские перевозки, социальные услуги и других.
Без полноценной замены этих механизмов эффективными мерами рыночного характера гарантировать качество товаров, услуг и менеджмента на российских предприятиях будет достаточно сложно.
Гарантии высокого уровня конкурентоспособности и стабильности на практике создаются с помощью внедрения на базе общепризнанных международных стандартов эффективных систем менеджмента: качества (стандарты ИСО 9000, 10000 и отраслевые), охраны окружающей среды (ИСО 14000), производственной безопасности и охраны труда (OHSAS 18000), социальной ответственности бизнеса (SA 8000, АА 1000) и других.
Осознание необходимости внедрения таких систем для повышения конкурентоспособности компаний и территорий в России происходит сейчас и в бизнес-сообществах, и в государственных органах всех уровней. Это зафиксировано в федеральном законодательстве, постановлениях Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актах, решениях Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, других общероссийских и отраслевых союзов, ассоциаций, научных и общественных объединений.
Требования к наличию систем менеджмента качества, сертифицированных по международным стандартам, уже сейчас введены во многие правила, касающиеся сертификации продукции и услуг, лицензирования, аккредитации, деятельности саморегулируемых организаций, государственных закупок работ и услуг, аутсорсинга и прочего. Эта работа активно ведется всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Финансовые структуры рассматривают наличие у своих клиентов сертифицированных систем менеджмента, производств, услуг как важную гарантию снижения рисков при инвестировании, кредитовании, страховании ответственности.
Многие регионы страны формулируют политику в области качества и реализуют соответствующие программы. Ярославская область занимается вопросами повышения качества на базе современной философии качества, передовых методов и подходов с 1993 года, с момента утверждения региональной политики в области качества. С 1998 года реализованы три областные целевые программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области, четвертая - в стадии реализации.
Основным результатом реализации региональной политики и областных целевых программ в области качества можно считать внедрение и сертификацию 90 предприятиями, организациями и учреждениями систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9001, в том числе 58 предприятиями промышленности. На 1 млн. жителей Ярославская область сегодня имеет 68 систем менеджмента качества, что превышает этот показатель по России в 1,3 раза. Кроме систем менеджмента качества, внедрены и сертифицированы 22 другие системы менеджмента по международным стандартам.
В области имеется научно-методическая, кадровая, мотивационная, информационная база для решения проблем качества во всех сферах деятельности, активно готовятся аудиторы, менеджеры и специалисты по управлению качеством и экологией, с 1994 года проводятся ежегодные специальные конкурсы и конференции по менеджменту качества.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года одной из главных целей определяет повышение качества жизни населения области. Среди множества критериев оценки качества жизни качество товаров, услуг и менеджмента, экологическое состояние региона остаются актуальными для большинства населения и в перспективе.
Естественно, субъекты экономики решают проблемы повышения качества, в основном, самостоятельно. Однако комплексность и всеобъемлющий характер проблем качества, их тесная связь с другими сферами деятельности, требуют такого же комплексного системного подхода к их решению с участием общественных институтов и органов государственной власти, при координирующей роли последних. Крупным организациям важны заинтересованность региональных органов власти в их работах в данном направлении, их мотивация и общественное признание, а малому и среднему бизнесу - еще и реальная государственная поддержка, в том числе методическая, информационная и иная.
Таким образом, целью программы является оказание органами государственной власти поддержки в решении проблемы повышения качества субъектам экономики.
Приказом департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16 февраля 2009 г. N 1 в раздел II настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного приказа
II. Планируемые результаты реализации программы
Результативность реализации программы определяется степенью достижения основных целевых показателей (индикаторов), установленных для каждой задачи программы.
Планируется достижение следующих результатов:
Наименование показателя, единица измерения |
Значения по годам |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%) |
16,3 |
20,0 |
25,0 |
Число участников областного конкурса по качеству (организаций) |
56 |
60 |
65 |
Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий) |
56 |
59 |
62 |
Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (%) |
1,9 |
2,3 |
2,7 |
Методика оценки эффективности программы на базе указанных показателей приведена в приложении к программе.
Мотивация и поддержка paбот по внедрению систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности на предприятиях и в организациях области будет способствовать повышению их конкурентоспособности и устойчивому развитию Это положительно отразится на экономической, экологической и социальной ситуации в регионе, на повышении качества жизни населения как стратегической цели Правительства области.
Возможные риски при реализации программы связаны с ее ресурсным обеспечением.
Все мероприятия программы полностью обеспечены людскими и информационными ресурсами, а также плановым объемом финансовых средств Это гарантирует их выполнение по номенклатуре и срокам на 100 процентов, а по качеству и результативности не менее, чем на 90 процентов Частичное снижение качества и результативности отдельных мероприятий программы возможно только в случае уменьшения объема ее бюджетного финансирования по сравнению с плановым.
III. План-график достижения значений целевых показателей
Наименование целевого индикатора, показателя, единица измерения, способ исчисления |
Планируемые значения индикаторов и показателей |
|||
2010 год |
2011 год |
|||
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (% нарастающим итогом) |
18,0 |
20,0 |
22,0 |
25,0 |
Число участников областного конкурса по качеству (организаций нарастающим итогом) |
-- |
60 |
-- |
65 |
Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий нарастающим итогом) |
57 |
59 |
60 |
62 |
Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (% нарастающим итогом) |
2,1 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
IV. Потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общая потребность в финансовых ресурсах составляет 1980 тыс. рублей,
в том числе
на 2010 год - 990 тыс. рублей,
на 2011 год - 990 тыс. рублей.
Данные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий программы, не финансируемых за счет средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- организация и проведение областных конференций;
- организация и проведение областных конкурсов, награждение их победителей;
- участие в форумах и конференциях.
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом, в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке.
Приказом департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16 февраля 2009 г. N 1 в раздел V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного приказа
V. Управление реализацией программы
Реализует программу и управляет процессами ее реализации департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, а внутри департамента - комитет по качеству и сертификации.
Механизм управления состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий программы ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа руководством департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия программы (при необходимости);
- ежеквартальное информирование департамента экономического развития Ярославской области о ходе реализации мероприятий программы, предоставление в установленном порядке необходимой отчетности;
- предоставление в установленном порядке годовой отчетности с оценкой эффективности и результативности программы в департамент экономического развития Ярославской области, департамент финансов Ярославской области и управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Управление программой должно обеспечить достижение ожидаемых конечных результатов и запланированной эффективности.
Ответственными должностными лицами за общую координацию реализации программы являют ся директор департамента и председатель комитета по качеству и сертификации.
Ответственными должностными лицами за исполнение мероприятий программы являются:
- председатель комитета по качеству и сертификации за мероприятия, указанные в подпунктах 1.1, 1.2 пункта 1, подпункте 4.3 пункта 4 раздела VI программы;
- заместитель председателя комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпункте 2.2 пункта 2, подпункте 4.1 пункта 4 раздела VI программы;
- начальник отдела комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпунктах 13-15 пункта 1, подпункте 2.3 пункта 2 раздела VI программы;
- консультант комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпункт 2.4 пункта 2, подпункт 4.2 пункта 4 раздела VI программы;
- ведущий специалист комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпунктах 2.1. 2 5 пункта 2 раздела VI программы;
- эксперт комитета по качеству и сертификации -за мероприятия, указанные в подпунктах 3.1, 3.2 пункта 3 раздела VI программы.
Мероприятия и целевые индикаторы программы
N п/ п |
Наименование задачи, мероприятия |
Наименование целевого индикатора, единица измерения |
Значение целевого индикатора | Сумма расходов (тыс. руб.) | ||||||||
отчетный год 2007 |
текущий финансо- вый год 2008 |
очеред- ной финансо- вый год 2009 |
1-й год планового периода 2010 |
2-й год планово- го периода 2011 |
отчет- ный год 2007 |
текущий финансо- вый год 2008 |
очередной финансо- вый год 2009 |
1-й год планово- го периода 2010 |
2-й год планово- го периода 2011 |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. | Мотивация и методическая поддержка работ по внедрению предприятиями и организациями области систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности |
удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%) |
-- | (16,0) | (16,3) | 20,0 | 25,0 | |||||
1. 1. |
Организация и проведение ежегодных научно-практических конференций по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента, технического регулирования |
(162,0) | (200,0) | (240,0) | 300,0 | 300,0 | ||||||
1. 2. |
Организация и проведение научно-методических семинаров, "круглых столов" по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента, в том числе совместно с общественными и обучающими организациями |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
1. 3. |
Обеспечение предприятий и организаций, внедряющих системы менеджмента, копиями стандартов, методик и устными консультациями |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
1. 4. |
Проведение мониторинга состояния работ и результатов по внедрению систем менеджмента на предприятиях и в организациях области и информирование заинтересованных сторон |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
1. 5. |
Информационная и методическая помощь предприятиям и организациям области в реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
2. | Организация и проведение областных, российских и международных конкурсов по качеству |
число участников конкурсов по качеству (организаций) |
50 | 56 | 60 | 65 | ||||||
2. 1. |
Организация и проведение ежегодного областного конкурса "За лучшую работу в области обеспечения качества", награждение победителей |
(269,0) | (290,0) | (450,0) | 600,0 | 600,0 | ||||||
2. 2. |
Организация и проведение ежегодного регионального этапа Всероссийской программы-конкурса "100 лучших товаров России"; представление предложений на федеральный этап конкурса |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
2. 3. |
Информационная и методическая поддержка всероссийских конкурсов и программ в области качества, в том числе: премий Правительства Российской Федерации в области качества, программы "Российское качество", выставки-конкурса "Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века" |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
2. 4. |
Информационная и методическая поддержка международных конкурсов в области качества, в том числе: премий СНГ в области качества, премий EFQM в области качества, конкурса "Европейский стандарт" |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
2. 5. |
Проведение обучающих и методических семинаров по конкурсам в области качества, в том числе совместно с общественными и обучающими организациями |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
3. | Поддержка и развитие открытой системы рейтинговых оценок качества деятельности товаропроизводителей области |
число участников рейтинговых оценок качества деятельности (предприятий) |
(50) | (56) | 59 | 62 | ||||||
3. 1. |
Организация и проведение рейтинговых оценок промышленных предприятий по качеству их деятельности (2 раза в год по утвержденной методике) с опубликованием результатов в электронных СМИ |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
3. 2 |
Актуализация и совершенствование методики рейтинговых оценок с участием заинтересованных сторон (2010 год) |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
4. | Развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов по системам менеджмента, увеличение числа таких специалистов |
доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности области (%) |
(0,93) | (1,91) | 2,3 | 2,7 | ||||||
4. 1. |
Реализация учебного курса "Менеджмент качества в органах государственного и муниципального управления" в учебных программах Института управления НОУ МУБиНТ (ежегодно по планам НОУ МУБиНТ) |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
4. 2. |
Организационное содействие и мониторинг результатов подготовки специалистов по системам менеджмента обучающими организациями и предприятиями области |
-- | -- | -- | -- | -- | ||||||
4. 3. |
Обеспечение участия руководителей и специалистов департамента в международных и всероссийских форумах, конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента |
(80,0) | (80,0) | 90,0 | 90,0 |
Примечание: цифры, указанные в скобках в графах 4, 5, 8, 9, 10, относятся к действующей Областной целевой программе повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2008 - 2009 годы и приведены в таблице как справочные данные.
Список сокращений, использованных в разделе VI:
EFQM - Европейский фонд управления качеством
НОУ МУБиНТ - негосударственное образовательное учреждение Международный университет бизнеса и новых технологий
СМИ - средства массовой информации.
Приложение
к программе
Методика
оценки эффективности программы
Оценка эффективности программы осуществляется ежегодно, в сроки, установленные для сдачи отчетности.
Эффективность реализации оценивается степенью достижения основных целевых показателей. Комплексный показатель эффективности R рассчитывается по формуле:
, где
- плановое значение показателя;
- текущее значение показателя;
- весовой коэффициент параметра.
При расчете комплексного показателя эффективности используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование показателя | Значение весового коэффициента |
1. | Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%) |
0,35 |
2. | Число участников областного конкурса по качеству (организаций) |
0,30 |
3. | Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий) |
0,20 |
4. | Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (%) |
0,15 |
ИТОГО: | 1,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 28 октября 2008 г. N 4 "Об утверждении ведомственной целевой программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с момента официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Губернские вести" от 10 ноября 2008 г. N 100
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16 февраля 2009 г. N 1
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа