Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения
органов государственной власти Ярославской области
от 25 декабря 2008 г. N 1
"Об утверждении ведомственной целевой программы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2009 - 2011 годы"
7 декабря 2009 г.
В целях содействия развитию гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.08 2008 N 448-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", департамент информационно-аналитичьского обеспечения органов государственной власти Ярославской области приказывает:
Приказом департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 7 декабря 2009 г. N 3 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношении в Ярославской области на 2010 - 2012 годы (далее - программа)
2. Разместить информацию о программе, а в дальнейшем - о результатах мониторинга ее выполнения на официальном сайте департамента.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
4. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования
Директор департамента |
Д.В. Пономаренко |
Приказом департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 7 декабря 2009 г. N 3 настоящая программа изложена в новой редакции, вступающей в силу с момента официального опубликования названного постановления
Ведомственная целевая программа
развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2009 - 2011 годы
(утв. приказом департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области
от 25 декабря 2008 г. N 1)
7 декабря 2009 г.
Паспорт ведомственной целевой программы
I. Основные положения и понятия
Программа разработана на период с 2010 до 2012 года и определяет приоритеты и мероприятия департамента информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Ярославской области, ориентированные на решение задач общественного развития Ярославской области, включающие задачи, связанные с развитием институтов гражданского общества, социального партнерства, межсекторного взаимодействия, формированием в обществе духовно-нравственной атмосферы уважения прав человека, верховенством закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве.
Основные термины и понятия, используемые в программе
Гражданское общество - ступень общественного развития, характеризующаяся совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем соционормативного регулирования и функционирующих на их основе независимых от государства общественных институтов, позволяющих человеку, общности людей удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности, участвовать в управлении делами общества и государства. Отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений; сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства; совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора;
институты гражданского общества - некоммерческие негосударственные организации: политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, общественные объединения, национально-культурные автономии, общественные фонды и т.д.;
общественные объединения - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
социальное партнерство - совместная деятельность участников партнерства (общественных объединений, органов государственной власти, коммерческих организаций), предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников (то же, что межсекторное взаимодействие);
гражданская инициатива - совокупность действий по выдвижению, распространению и практической реализации общественными объединениями предложений по решению вопросов жизнедеятельности;
общественная экспертиза - процедура изучения уполномоченными органами общественных объединений либо отдельным общественным объединением вопросов жизнедеятельности, проектов нормативных правовых актов;
развитие институтов гражданского общества - правовое, политическое, экономическое и социальное содействие общественным и иным некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога;
толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
права человека - данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества;
ксенофобия - навязчивый страх перед незнакомыми лицами, иностранцами, нетерпимость к чужому, непривычному;
расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества;
экстремизм - деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России; подрыв безопасности России; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; финансирование вышеуказанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
II. Описание проблемы на основе анализа имеющихся сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешних факторов, а также обоснование целесообразности решения проблемы в рамках программы
Программа является основой системы формирования приоритетов и мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих развитию институтов гражданского общества, социального партнерства и активной реализации гражданских инициатив в интересах Ярославской области, оказывающих положительный эффект на социально-экономическое и культурное развитие региона, обеспечение его конкурентоспособности и укрепление безопасности.
Программа ориентирована преимущественно на институты гражданского общества, общественные объединения и общественные отношения, действующие на территории Ярославской области.
Правовые основы разработки программы
Правовую основу программы составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Ярославской области:
- Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы".
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р "Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)";
- Закон Ярославской области от 23 октября 2003 г. N 61-з "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений";
- решение II конференции Общественного совета Центрального федерального округа от 13 апреля 2007 года "О программе общественного развития Центрального федерального округа на 2008 - 2012 годы";
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Гражданское общество наряду с рыночной экономикой, демократическим типом политической системы и правовым характером государства является отличительной чертой всех развитых стран. Институты гражданского общества характеризуют, во-первых, относительную независимость людей от государства и, во-вторых, добровольность их объединения в ассоциации и союзы для реализации своих интересов. Основными элементами гражданского общества являются: многообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитие самоуправления, цивилизованная правовая власть.
К основным направлениям развития институтов гражданского общества современной России следует отнести следующие: формирование среднего класса; становление гражданского финансового контроля - своеобразного и наиболее действенного общественного мониторинга расходования государственных средств; создание условий для развития политических партий и движений; формирование независимых средств массовой информации; государственная поддержка правозащитных, научных, просветительских, экологических, потребительских, иных общественных объединений; использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан; законодательное оформление статуса общественной экспертизы; формирование информационной открытости.
Особую актуальность для современного российского общества имеет формирование установок общероссийского патриотизма, межэтнической солидарности, этнотолерантности, профилактика фашизма, национализма и различных видов ксенофобии, выстраивание духовно-нравственного, интеллектуального барьера, препятствующего их распространению, налаживание подлинного диалога культур. Обстановка войны с терроризмом, прорывающиеся в социум всплески межнациональной ненависти и вражды, поиск эффективного государственного и общественного противодействия угрозам целостности Российского государства заставляют осознавать необходимость комплексного программного решения указанных проблем.
Развитие институтов гражданского общества и гармонизация межнациональных отношений является важной составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России. Гражданская инициатива является элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества, демократизация государства и активный экономический рост.
Анализ сильных сторон
В настоящее время в России и в Ярославской области созданы и работают отдельные институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны и региона проблем. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, на 01 января 2009 года в области зарегистрировано 1404 общественных объединения, которые осуществляют уставную деятельность по различным направлениям общественной жизни: объединения профсоюзов, инвалидов, ветеранов, правозащитников, молодежи, отраслевые, научные, женские и другие организации. Также на территории области зарегистрированы и функционируют 48 национальных общественных объединений, в том числе национально-культурные автономии регионального и местного уровней.
Органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - органы местного самоуправления) совместно с общественными объединениями и некоммерческими организациями созданы предпосылки для успешного формирования и развития правовых, экономических и организационных условий построения гражданского общества и межнационального согласия на территории Ярославской области. В 1996 году учреждено Ярославское губернское общественное собрание при Губернаторе области, регулярно общественным объединениям предоставлялась методическая, организационная и финансовая поддержка, активно ведется работа с молодежными общественными объединениями, в 2003 году принят Закон Ярославской области "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений", в 2008 году создана Общественная палата Ярославской области, на протяжении десяти лет при поддержке органов государственной власти в регионе действует Ассамблея народов России, объединяющая национальные диаспоры Ярославской области.
Во многом благодаря этой работе и позитивной динамике экономического развития региона общественно-политическая ситуация в Ярославской области устойчиво сохраняет характеристики стабильности.
Анализ слабых сторон
Однако работа по развитию институтов гражданского общества, проводимая в настоящий момент органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления, не систематизирована и имеет дискретный характер. Она не охватывает и не учитывает всю совокупность институтов гражданского общества, факторов их развития и ведется в основном в направлении выстраивания взаимодействия отдельных органов исполнительной власти Ярославской области с узким кругом общественных объединений исходя преимущественно из ведомственных и отраслевых интересов.
Порядок предоставления организационной и финансовой помощи общественным объединениям не имеет единой регламентации и выстраивается у каждого распорядителя бюджетных средств индивидуально. Отсутствуют механизмы оценки эффективности и результативности государственной поддержки институтов гражданского общества. Сами же общественные объединения Ярославской области продолжают испытывать сложности с формированием собственной материально-технической базы, приобретением и использованием офисных помещений, неразвитостью инфраструктуры некоммерческого сектора, отсутствием дееспособных сетей общественных объединений в муниципальных образованиях области.
В регионе сохраняется проблема несовершенства нормативно-правового обеспечения совместной деятельности институтов гражданского общества и органов государственной власти, органов местного самоуправления. С момента утверждения Закона Ярославской области от 23 октября 2003 г. N 61-з "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений" не принято практически ни одного нормативного акта, регулирующего механизмы его исполнения, что фактически приостановило его действие.
В Ярославской области существует проблема эффективной обратной связи при утверждении решений по общественно значимым вопросам жизнедеятельности. Многие проекты решений не обсуждаются и не согласовываются с общественными объединениями, либо охват привлекаемых для этого организаций в настоящее время явно недостаточен для выдерживания паритета мнений и обеспечения общественного признания вынужденных непопулярных решений. При абсолютном большинстве органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ярославской области отсутствуют общественные советы, которые могли бы выполнять функции контроля и общественной экспертизы работы публичных органов. Непроработанными остаются формы участия общественных объединений в законотворческом процессе. Не реализуются программы и проекты, направленные на развитие современных форм социального партнерства.
Серьезной проблемой остается подготовка специалистов органов государственной власти, местного самоуправления, сотрудников правоохранительных органов, национальных общественных объединений и национально-культурных автономий в области соблюдения конституционных прав и гарантий граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, национального развития, национальных и конфессиональных отношений. Практически полностью отсутствует выпуск учебной, учебно-методической, научно-справочной литературы.
Отсутствует специализированная работа по позитивной социокультурной адаптации мигрантов и иммигрантов, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях области. Имеют место заметные барьеры во взаимопонимании между ярославцами и бывшими мигрантами, ставшими жителями региона в течение последнего десятилетия. Они приобретают все более отчетливые очертания в связи с изменением этнического и конфессионального состава населения области, политизацией этничности, непрофессионализмом в освещении межнациональных отношений средствами массовой информации.
Анализ угроз
При этом общественно-политическая ситуация в регионе не является абсолютной и находится в перманентном развитии. На сегодняшний день становление гражданского общества проходит в значительной степени спонтанно. Отсутствие планов, четких и ясных механизмов поэтапного развития ведет к потере управляемости процессом.
Низкий уровень включенности институтов гражданского общества в процесс внедрения изменений в общественном устройстве региона, в проведение в жизнь ключевых реформ несет за собой опасность их общественного отторжения, неприятия и торможения общественного развития в целом.
Отсутствие эффективного посредника между органами государственной власти, органами местного самоуправления и населением области в виде общественных объединений создает опасность ограничения публичного диалога по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав и свобод населения. Отсутствие такого диалога может вести за собой разрыв связей между обществом и органами государственной власти области и органами местного самоуправления. Потеря данных связей в свою очередь ограничит органы управления в возможностях получения объективной информации об эффективности своих действий, возможностей выстраивания прогнозов последствий вынужденных непопулярных решений, возможностей смягчать влияния этих негативных факторов на общество.
Продолжающееся изменение национально-культурного состава населения и относительная неуправляемость процесса миграции ведут к росту напряженности между титульным населением и мигрантами. В такой ситуации межэтническая напряженность и этноконфликтогенность в регионе постепенно придут к устойчиво выраженной реальности. Отдельные проявления экстремизма, национальной розни, необоснованного социального протеста уже принимают вполне конкретные формы.
Анализ возможностей
Тем не менее в сложившихся условиях потенциал развивающегося гражданского общества возрастает, так как общество в лице своих наиболее активных представителей способно разделить ответственность с органами управления за совершенствование межнациональных отношений, утверждение атмосферы гражданской солидарности и межнационального согласия. Поэтому основной задачей на современном этапе становится обеспечение участия населения в решении политических, социально-экономических и духовно-нравственных задач, утверждение новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов.
Активизация деятельности институтов гражданского общества является одной из важнейших предпосылок успешного проведения административной реформы, реформирования судебной системы и правоохранительных органов (через создание общественных наблюдательных комиссий при пенитенциарных органах), проведения реформы образования (через развитие попечительских, управляющих и наблюдательных советов учебных учреждений), реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья), реформы местного самоуправления (через создание ассоциаций глав поселений). Многие ключевые реформы и кардинальные изменения в жизнедеятельности населения не могут реализовываться успешно без активного вовлечения в их продвижение широкой общественности.
Общественные объединения выполняют роль посредника между органами государственной власти, органами местного самоуправления и населением области, организуют публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав и свобод населения. Они служат надежным средством связи между обществом и органами государственной власти области и органами местного самоуправления. При их помощи органы управления получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют последствия необходимых непопулярных решений, а также смягчают влияние этих негативных факторов на общество.
Очевидно, что для Ярославской области развитие институтов гражданского общества и решение проблемы дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, налаживания подлинного диалога культур становится актуальным и исходным условием развития демократии, обеспечения политической и социальной стабильности ярославского общества.
III. Цель и задачи программы
Цель программы - подготовка условий для развития и эффективной деятельности институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений.
Задачи программы:
- подготовка условий для поступательного роста гражданского самосознания, развития гражданской инициативы, формирования в обществе атмосферы уважения прав и свобод человека, верховенства закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии, экстремизма;
- расширение диапазона участия общественных объединений в разработке и реализации социально значимых мероприятий, проектов и программ, поддержке инноваций и самореализации социальной активности жителей Ярославской области.
Развитие институтов гражданского общества и гармонизация межнациональных отношений предполагает решение комплексной задачи по развитию институциональной основы общественных объединений Ярославской области и созданию общественного механизма, интегрирующего различные этнические группы жителей региона в единое сообщество, более активному привлечению общественных объединений к конструктивному диалогу с органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления и учету мнения гражданского общества при принятии управленческих решений по социально значимым вопросам. Для этого требуется объединение усилий органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, общественных объединений и других институтов гражданского общества, образовательных и научных учреждений, экспертного сообщества.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед регионом, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной реализации потенциала институтов гражданского общества, а также возможностей для самостоятельного и эффективного решения институтами гражданского общества возникающих в регионе проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному развитию институтов гражданского общества и региона в целом.
Ключевым приоритетом развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области является создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих развитию институтов гражданского общества, социального партнерства и активной реализации гражданских инициатив, формированию гражданской солидарности на основе развития межэтнической интеграции.
Задача развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области призвана также объединить государственные и негосударственные ресурсы в целях:
- системного вовлечения общественных объединений в процесс выработки решений органов власти и обеспечения контроля за их исполнением;
- выявления, продвижения, поддержки гражданской активности населения Ярославской области и достижений общественных объединений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, а также в сфере межнациональных отношений.
Для реализации приоритетных направлений развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области программой предусмотрена реализация следующих проектов:
- обеспечение нормативно-правового регулирования процесса конкурсного предоставления государственной поддержки общественным и национально-культурным объединениям;
- апробация системы регулярного проведения конкурсов программ и проектов общественных объединений с выделением финансовой поддержки из областного бюджета и системы формирования приоритетов предоставления государственной финансовой поддержки;
- создание и обеспечение функционирования общественного ресурсного центра для негосударственных некоммерческих организаций Ярославской области;
- создание системы мониторинга состояния институтов гражданского общества и межнациональных отношений, доминирующих ценностей и норм поведения жителей Ярославской области;
- разработка и апробация просветительских и учебных программ для жителей области как эффективного инструмента популяризации идей межнационального согласия и комфорта межнационального соседства жителей Ярославской области.
IV. Потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования
Финансирование программы осуществляется за счёт средств областного бюджета. Общая потребность в финансовых ресурсах составляет 33700 тыс. рублей, в том числе:
- на 2010 год - 10500 тыс. рублей;
- на 2011 год - 11100 тыс. рублей;
- на 2012 год - 12100 тыс. рублей.
Данные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий программы, не финансируемых за счёт средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- организация и проведение ежегодных конкурсов проектов общественных объединений и выделение субсидий на их реализацию;
- разработку системы мониторинга состояния гражданского общества и межнациональных отношений в Ярославской области;
- создание и поддержку электронного сайта в сети Интернет.
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом, в соответствии со сметами расходов, утверждёнными в установленном порядке.
V. Механизм реализации и система управления программы
Для решения задач настоящей программы требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с общественными объединениями и представителями национальных диаспор, этнических и конфессиональных групп, которые обеспечили бы высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в общественном секторе.
Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области должно проводиться с учетом условий социально-экономического развития региона на основе следующих принципов:
- выделение приоритетных направлений;
- учет интересов и потребностей различных гражданских институтов;
- учет лучшей мировой и отечественной практики;
- участие институтов гражданского общества в разработке и реализации приоритетных направлений;
- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
- информационная открытость;
- системный подход и комплексная институционализация системы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений;
- независимость оценки результатов.
Программа будет реализована на территории муниципальных районов и городских округов Ярославской области.
Исполнителем программы является департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области в лице своих структурных подразделений - комитетов. Комитет политического мониторинга будет реализовывать мероприятия, указанные в пунктах 1.2, 2.1 - 2.3 раздела VII программы, ответственный исполнитель - заместитель директора - председатель комитета политического мониторинга Исаев Павел Валентинович. Комитет аналитических разработок и экспертизы будет реализовывать мероприятие, указанное в пункте 1.1 раздела VII программы, ответственный исполнитель - начальник отдела социально-политического анализа Палатников Денис Евгеньевич.
В целях успешной реализации задач будет обеспечено информационное сопровождение, информационная открытость и общий доступ ко всем данным о мероприятиях и проектах программы посредством сайта в сети Интернет.
Механизм управления программой состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий программы ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа руководством департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия программы (при необходимости);
- ежеквартальное информирование департамента экономического развития Ярославской области о ходе реализации мероприятий программы, предоставление в установленном порядке необходимой отчётности;
- предоставление в установленном порядке годовой отчётности с оценкой эффективности и результативности программы в департамент экономического развития Ярославской области, департамент финансов Ярославской области;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Контроль за реализацией программы будет осуществляться заказчиком программы - Правительством области в лице заместителя Губернатора области Бушуева А.В.
Департамент обеспечивает реализацию программы и её финансирование, осуществляет координацию деятельности её участников, оценку эффективности программы, формирует и представляет заказчику отчёт о реализации программы, организует анкетирование получателей государственных субсидий, социологические наблюдения, исследования и другие мероприятия.
Основные мероприятия планируется реализовывать путем конкурсного предоставления субсидий общественным объединениям. Конкурсный механизм и условия предоставления субсидий будут закреплены нормативно-правовым актом, который будет разработан в ходе выполнения программы.
Отдельные мероприятия программы предполагается реализовывать путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
VI. Предварительная оценка ожидаемой результативности программы, её вклада в решение стратегических задач социально-экономического развития области
Основным результатом реализации программы станет создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих развитию институтов гражданского общества, социального партнерства, активной реализации гражданских инициатив, установлению и поддержанию стабильных неконфликтных межнациональных отношений, формированию гражданской солидарности, установок толерантного сознания и поведения в обществе, обеспечению межэтнической интеграции.
К ожидаемым результатам создания данных условий относятся следующие:
- повышение эффективности участия институтов гражданского общества в социально-экономическом и общественно-политическом развитии Ярославской области, а также в выработке решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления Ярославской области;
- создание нормативной базы для регулирования государственной поддержки деятельности общественных объединений на территории области и решения проблем в сфере межнациональных отношений;
- повышение уровня институционального развития инфраструктуры общественных объединений, предоставляющих социальные услуги жителям Ярославской области;
- увеличение доли общественных объединений, активно реализующих социально значимые проекты и программы на территории Ярославской области;
- рост уровня общественного доверия к работе и решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления Ярославской области;
- создание механизмов общественного контроля и общественной экспертизы решений органов государственной власти и местного самоуправления Ярославской области;
- обеспечение поддержки гражданских инициатив, направленных на предотвращение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, снижение опасности этнического и религиозного экстремизма, реализацию просветительских программ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений;
- реализация системы мер, способствующих этнополитическому, этносоциальному и этнокультурному развитию региона, формированию гражданской солидарности в обществе на основе роста уровня межэтнической интеграции.
Для этого разработаны специальные индикаторы. Источником исходной информации для оценок станут данные мониторингов и экспертных оценок участников мероприятий программы, предоставляемых всеми ее адресатами и участниками, данные статистики и социологических исследований. При оценке реализации программы будут использованы следующие индикаторы, рассчитанные с условием реализации программы до 2012 года:
N п/п |
Наименование индикатора, показателя |
Плановое значение |
1. |
Уровень осведомленности жителей Ярославской области о деятельности общественных объединений |
15 - 20% |
2. |
Уровень обеспеченности взаимодействия органов государственной власти Ярославской области с институтами гражданского общества нормативно-правовым регулированием |
75 - 85% |
3. |
Доля общественных объединений, получающих поддержку органов государственной власти |
2,5 - 3,5% |
4. |
Доля населения области, получающая помощь общественных объединений, имеющих поддержку органов государственной власти |
1,2 - 1,6% |
5. |
Количество инфраструктурных некоммерческих организаций оказывающих услуги некоммерческим организациям |
6 - 8 ед. |
6. |
Количество проведенных общественных экспертиз проектов федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов в год |
8 - 12 ед. |
7. |
Уровень толерантности к представителям национальных и конфессиональных меньшинств |
55 - 62% |
Формируемая система показателей обеспечит возможность осуществления оперативного анализа мер программы, прогнозирования развития институтов гражданского общества и состояния межнациональных отношений в регионе, выявления актуальных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления Ярославской области на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Реализация программы не несет существенных рисков.
План-график достижения значений целевых показателей
N п/п |
Наименование целевого индикатора, показателя, единица измерения, способ исчисления |
Планируемые значения индикаторов и показателей (по кварталам) |
|||||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Уровень осведомленности жителей Ярославской области о деятельности общественных объединений (% по результатам социологических исследований) |
13 |
13 |
14 |
14 |
14 |
14 |
15 |
15 |
16 |
18 |
19 |
20 |
2. |
Уровень обеспеченности взаимодействия органов государственной власти Ярославской области с институтами гражданского общества нормативно-правовым регулированием (% по результатам экспертной оценки) |
65 |
65 |
66 |
66 |
67 |
67 |
69 |
72 |
74 |
76 |
78 |
80 |
3. |
Доля общественных объединений, получающих поддержку органов государственной власти (% от общего числа зарегистрированных объединений) |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,9 |
2,1 |
2,5 |
2,7 |
2,9 |
3,0 |
4. |
Доля населения области, получающая помощь общественных объединений, имеющих поддержку органов государственной власти (% от всего населения области по отчетам общественных объединений) |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
1,0 |
1,1 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
5. |
Количество инфраструктурных некоммерческих организаций, оказывающих услуги некоммерческим организациям (ед.) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
7 |
6. |
Количество проведенных общественных экспертиз проектов федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов (ед. в год) |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
7 |
2 |
5 |
7 |
10 |
7. |
Уровень толерантности к представителям национальных и конфессиональных меньшинств (% по результатам социологических исследований) |
50 |
51 |
51 |
52 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
59 |
60 |
VII. Перечень программных мероприятий и целевых индикаторов
VIII. Методика оценки результативности и эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации программы осуществляется в сроки, установленные для сдачи отчетности, путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями.
Эффективность реализации программы с учетом бюджетного финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение i-го целевого показателя (индикатора) на начало реализации программы;
- плановое значение показателя;
- текущее значение показателя;
- плановая сумма бюджетного финансирования по программе;
- сумма бюджетного финансирования на текущую дату;
- весовой коэффициент.
Результативность реализации программы рассчитывается по формуле:
,
При значении эффективность и результативность реализации программы признаётся низкой, при значении от 90% до 100% - средней, при значении - высокой.
При расчете показателя эффективности и результативности используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 25 декабря 2008 г. N 1 "Об утверждении ведомственной целевой программы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2010 - 2011 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с момента официального опубликования
Текст настоящего приказа официально опубликован в газете "Губернские вести" N 1 от 11 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 27 марта 2012 г. N 2
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа
Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 7 апреля 2011 г. N 1
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа
Приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 7 декабря 2009 г. N 3
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа