В целях проведения единой государственной политики и осуществления государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в Ярославской области и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 01.06.2011 N 412-п "О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области", департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
3. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента |
С.И. Игнатьев |
Ведомственная целевая программа
"Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы
(утв. приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
от 24 августа 2011 г. N 41н)
Паспорт ведомственной целевой программы
"Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы
Цель ВЦП |
организация природоохранной и природоресурсной деятельности на территории Ярославской области в рамках полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
|
Срок действия ВЦП |
2012-2014 годы |
|
Участники ВЦП | ||
Куратор ВЦП |
Боровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора области |
|
|
Наименование ОИВ/СППО |
Ф.И.О. контактного лица, должность, телефон |
Ответственный исполнитель ВЦП |
департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
Игнатьев Сергей Игоревич - директор департамента, тел. 40-19-08; Васильева Вера Викторовна - начальник отдела экономики и планирования департамента, тел. 40-01-95 |
Исполнители ВЦП |
органы местного самоуправления муниципальных образований области |
|
|
юридические и физические лица |
|
Электронный адрес размещения информации о ВЦП в Интернете |
yarregion.ru/depts/doosp/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс.руб. |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Областной бюджет |
65 679,0 |
24133,0 |
20 773,0 |
20 773,0 |
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
Справочно: |
|
|
|
|
Федеральный бюджет - всего, в том числе: |
60 012,0 |
20 004,0 |
20 004,0 |
20 004,0 |
- субвенция для осуществления отдельных полномочий в области водных отношений |
24 012,0 |
8 004,0 |
8 004,0 |
8 004,0 |
- субсидия на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений |
36 000,0 |
12 000,0 |
12 000,0 |
12 000,0 |
Местные бюджеты |
4 380,0 |
1 460,0 |
1 460,0 |
1 460,0 |
ИТОГО по программе |
130 071,0 |
45 597,0 |
42 237,0 |
42 237,0 |
1. Описание проблем
Стратегией социально-экономического развития Ярославской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды, эффективного использования природно-ресурсного потенциала и обеспечения населения качественным жилищно-коммунальным обслуживанием.
Заявленные стратегические цели развития Ярославской области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества социальной среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент). Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории может быть гарантировано хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.
Департамент осуществляет полномочия, предоставленные Ярославской области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраной окружающей среды, разрабатывает проекты законов, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.
Ярославская область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевые, водные и прочие), однако на сегодняшний день существуют серьёзные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.
Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьём, строительными песками, торфом, сапропелем. В области учтено 28 месторождений гравийно-песчаного материала с общим запасом более 200 млн. куб. м, из них эксплуатируется 19 месторождений. Зарегистрировано 13 месторождений песка с общим запасом 50 млн. куб. м. В Ярославской области разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.
Основным и наиболее важным природным ресурсом Ярославской области является вода. Территория области пересечена реками общей протяжённостью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В Ярославской области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе и озеро Плещеево в Переславском муниципальном районе. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад водохранилищ Угличско-
го, Рыбинского, Горьковского. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб. км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объём используемой воды (с учётом подземных вод) составляет 376,35 млн. куб. м/год. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (36 процентов) и электроэнергетику (33 процента). Для обеспечения удовлетворения потребностей населения и экономики области в водных ресурсах имеется 44 комплекса гидротехнических сооружений (далее - ГТС). Из них 3 ГТС не имеют собственника. Срок службы ГТС превышает 30 - 60 лет, многие из них имеют неудовлетворительный и опасный уровень безопасности. В связи с отсутствием финансовых средств многие сооружения не имеют службы эксплуатации и квалифицированных кадров по обслуживанию этих сооружений. Все это может привести к аварии ГТС и возникновению чрезвычайных ситуаций на прилегающих территориях.
В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории Ярославской области остаётся напряжённой, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.
Основной экологической проблемой остаётся загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанной проблемы является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объёмов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Две трети объёма загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду, вносит промышленное производство и транспорт. Тревогу вызывают состояние водных объектов и загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах, а также проблема обращения с отходами производства и потребления. Загрязнение атмосферы в населённых пунктах возрастает, особенно в части выбросов от автотранспорта. Остаётся высокой антропогенная нагрузка на водные объекты, вызванная отсутствием современных очистных сооружений в большинстве муниципальных районов.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2010 году 246,3 тысячи тонн (в 2009 году - 240,1 тысячи тонн), в том числе от стационарных источников - 78,53 тысячи тонн (в 2009 году - 75,53 тысячи тонн), от автотранспорта - 166,7 тысячи тонн (в 2009 году - 164,58 тысячи тонн).
Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории города Ярославля (51,0 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы составляет 68,5 процента (в 2000 году - 38 процентов).
В 2010 году наблюдалось увеличение выбросов от автотранспорта, что связано с увеличением численности легкового и грузового автотранспорта в Ярославской области с 284 тысяч единиц в 2000 году до 324,4 тысячи единиц в 2010 году.
За последние пять лет выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 14,57 тысячи тонн (16 процентов), в то время как от автотранспорта - увеличились на 37,6 тысячи тонн (30 процентов). Суммарные выбросы увеличились на 23,99 тысячи тонн (10,7 процента).
Суммарная мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты Ярославской области в 2009 году составила 374,03 млн. куб. м/год, что больше, чем в 2008 году, на 30,75 млн. куб. м (в 2008 году - 343,28 млн. куб. м/год). Основной объём загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство действующих очистных сооружений области морально и физически устарели и работают с перегрузкой. Часть городов имеет устаревшие и неэффективные очистные сооружения, некоторые посёлки городского типа и большинство сельских населённых пунктов вообще не имеют действующих очистных сооружений.
В крупных промышленных городах области: Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском - отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключённые к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн. куб. м/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.
Одной из традиционных форм природоохранной работы по сохранению биоразнообразия в Ярославской области и в целом в России является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильности природной среды путём установления административным порядком особых режимов природопользования. Конечной целью создания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должна обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда животных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различных нарушений в структуре экосистем, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
Выявление природных территорий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном, культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с момента образования в 1956 году Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП). Благодаря многолетней совместной деятельности ярославских учёных, представителей широкой общественности, энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организации ВООП в области к концу 80-х годов была сформирована достаточно обширная сеть ООПТ. Завершением этого периода работы стала карта-схема "Охраняемые объекты природы Ярославской области". Карта-схема дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природных территорий, их пространственном размещении на территории области.
Дарвинский государственный заповедник (в границах Ярославской области находится почти половина его территории), национальный парк "Плещееве озеро" и государственный заказник "Ярославский" имеют федеральный ранг охраны. 18 болот включены в международный реестр ТЕЛМА как типичные болотные ландшафты зоны тайги подзоны смешанных лесов в пределах России. Болотные массивы "Сомино" и "Пыханское" включены в список ценных болот России, охраняемых Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение и подлежащих особой охране. 10 участков в области, в первую очередь Рыбинское водохранилище с прибрежными территориями, также имеют международный статус и отнесены к Ключевым орнитологическим территориям Европейской России (проект КОТР). Перечень ООПТ регионального значения в Ярославской области включает 258 территорий и объектов (общая площадь - более 283 тыс. га). Самые распространённые категории региональных ООПТ - памятники природы и охраняемые природно-исторические ландшафты. Кроме того, в области выделены 106 ООПТ местного значения. Наиболее крупные и значимые из ООПТ и объектов нанесены на карту "Ярославская область. Природное и культурное наследие".
Дальнейшая работа по выявлению новых, изучению существующих ООПТ Ярославской области, разработке режимов природопользования и контроля за состоянием ООПТ, обеспечению их устойчивого функционирования требует скоординированных действий, проведения природоохранных мероприятий и финансирования со стороны федеральных органов и органов исполнительной власти Ярославской области.
Охрана биологического разнообразия требует решения конкретных задач - частных и общих, локальных и планетарных. Все они связаны с необходимостью сохранения живых организмов, населяющих Землю. Каждый вид уникален, а свойства многих видов изучены недостаточно. Исчезновение любого вида является невосполнимой утратой.
В 1984 году был создан Международный союз охраны природы (далее - МСОП), при котором организуется постоянная комиссия по исчезающим видам животных и растений. Одним из первых решений МСОП стала подготовка Красной книги. Первая Красная книга МСОП опубликована в 1978 году. В 1983 году выходит "Красная книга РСФСР. Животные", в 1984 году - "Красная книга СССР", в 1988 году - "Красная книга РСФСР. Растения". Красная книга в нашей стране является государственным юридическим документом и служит правовой основой в области сохранения редких видов в регионах и в России в целом. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких видов животных и растений.
Красная книга Ярославской области имеет целью выявление и регистрацию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих растений и грибов (в 2004 году в неё вошли 172 вида животных, 173 вида растений, 14 видов грибов), а также осуществление специальных мер по их охране в соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" и постановлением Губернатора области от 31.07.2007 N 702 "О Красной книге Ярославской области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 08.12.2003 N 767".
Вопросы экологического просвещения и информирования населения о качестве окружающей среды приобретают огромное значение. Экологическое образование и просвещение - актуальная задача всего международного сообщества, получившая отражение в решениях Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, к которым присоединилась и Россия.
Статья 74 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять экологическое просвещение и информирование населения.
Ежегодно на территории Ярославской области во всех муниципальных образованиях проводятся ставшие традиционными Дни защиты от экологической опасности. В них принимают участие население, представители государственных и муниципальных органов управления, предприятий и организаций области, экологическая общественность.
Ежегодно департамент проводит целый ряд природоохранных мероприятий, среди которых областной детский экологически фестиваль, международная акция "Марш парков", детский эколого-краеведческий палаточный лагерь "Мы - дети Волги".
Одним из наиболее значимых стал просветительский экомарафон "Планета Земля - наш общий дом". Цели и задачи экомарафона - привлечь внимание взрослых и детей к проблемам сохранения природных и культурных богатств планеты, способствовать воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к окружающему миру и чувства ответственности за будущее Земли, стимулировать творческую деятельность на основе идей мира и сотрудничества. Экомарафон включает в себя ряд мероприятий и конкурсов, таких как День Земли, День воды, День птиц, День памяти Мологи и другие.
Организуются межрегиональные научные конференции "Актуальные проблемы экологии Ярославской области", "Экология и культура: от прошлого к будущему", Российская научная конференция школьников "Открытие".
Многообразие, сложность и комплексность задач свидетельствует о необходимости их решения программно-целевым методом. Департамент в силу своих полномочий предусматривает разработку, участие в разработке и реализации комплекса областных целевых программ.
Для достижения главной цели - стабилизации состояния окружающей среды и рационального природопользования - в рамках настоящей ВЦП решаются следующие задачи:
- обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования путём осуществления контрольно-надзорной деятельности, нормирования, экологической экспертизы;
- осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений путём проведения мероприятий по охране водных объектов и предотвращению вредного воздействия вод;
- обеспечение безопасности ГТС путем проведения их капитального ремонта;
- геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Ярославской области путём финансирования геологических работ по поиску и оценке минерально-сырьевых ресурсов;
- обеспечение безопасных условий при обращении с опасными отходами потребления путём финансирования работ по утилизации ртутьсодержащих отходов, непригодных к применению ядохимикатов и отходов электронной техники;
- экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования;
- обеспечение органов управления специализированной информацией.
Программа совершенствования управления охраной окружающей среды и природопользованием должна учитывать сильные и слабые стороны в данной сфере.
К сильным сторонам, в частности, относятся:
- наличие федеральной правовой основы;
- понимание руководством области принципиальной важности экологической проблематики для стратегического развития региона;
- достаточный уровень материально-технического оснащения ОИВ ЯО;
- стабильный кадровый состав и стабильные условия работы, наличие высокопрофессиональных отраслевых кадров;
- опыт разработки и реализации целевых программ и мероприятий, в том числе реализация мероприятий, связанных с проведением геологоразведочных работ, мониторинговых работ и работ по расчистке русел рек;
- наличие Красной книги Ярославской области;
- наличие системы сбора и переработки ртутьсодержащих отходов (работают два предприятия, которые полностью закрывают потребности области в данном виде работ),
Среди слабых сторон можно отметить:
- недостаточность финансовых ресурсов на реализацию программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- требующие серьезной модернизации механизмы комплексного и рационального использования природных ресурсов;
- недостаточная изученность современного состояния ООПТ регионального значения;
- отсутствие механизма привлечения инвесторов для развития системы ООПТ;
- отсутствие постановки на кадастровый учёт зон с особыми условиями использования территорий в части ООПТ регионального значения;
- слабая геологическая изученность территории Ярославской области;
- удалённость значительной части месторождений строительных материалов от мест их потребления;
- отсутствие на балансе области месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых, необходимых для отраслей экономики области;
- недостаток информации о качестве, количестве, глубинах залегания подземных вод области;
- отсутствие средств воздействия на собственников ГТС.
Выявление сильных и слабых сторон ОИВ ЯО важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К возможностям следует отнести:
- политическую, нормативную и содержательную поддержку совершенствованию системы экологического менеджмента на федеральном уровне;
- возможность привлечения ОИВ ЯО дополнительных средств в рамках федеральных целевых программ;
- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте государственного управления;
- наличие нормативной правовой базы, которая позволяет проводить эту работу;
- заинтересованность и готовность муниципальных образований области к участию в совместной программе по решению проблем охраны окружающей среды и природопользования;
- наличие на территории области ООПТ категории "туристско-рекреационные местности" для развития экологического туризма;
- заинтересованность инвесторов из других регионов, в частности города Москвы, Московской области, в разработке месторождений на территории Ярославской области;
- особенности геологического строения территории области позволяют предполагать наличие месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых;
- благоприятные гидрогеологические условия и другие положительные факторы пресных подземных вод способствуют эффективному вовлечению их в общую систему водоснабжения;
- наличие на территории области геологических памятников природы, обладающих большой научной, рекреационной или бальнеологической ценностью;
- проведение работ с помощью организаций, чей технический уровень, уровень стабильности и профессионализма на настоящий момент позволяет провести работы по геологическому изучению недр качественно и своевременно;
- выявление и освоение месторождений кварцевых песков, легко поддающихся обогащению;
- предложение геологических памятников природы в качестве экскурсионных объектов в рамках уже сложившейся или формирующейся туристско-рекре-ационной сферы той или иной территории.
Основные угрозы выглядят следующим образом:
- напряжённая экологическая обстановка в области, антропогенное загрязнение воды, воздуха и почвы;
- влияние изменённого гидрологического режима зарегулированной реки Волги на водные и наземные экосистемы;
- сокращение площади ООПТ за счет изъятия земель для хозяйственного использования;
- сокращение биологического разнообразия;
- "пробелы" и изменения в федеральном законодательстве;
- незавершённость процесса разграничения предметов ведения и полномочий в природоохранной сфере;
- сложная финансовая ситуация в стране и области;
- отсутствие у населения привычки раздельного сбора отходов и утилизации опасных предметов (батарейки, аккумуляторы и другие элементы питания, лекарства, химические вещества и другие);
- вероятностный характер геологических исследований, выражающийся в возможности необнаружения месторождений полезных ископаемых;
- постепенное снижение количества организаций, способных качественно, на хорошем техничес-
ком уровне провести работы по геологическому изучению недр;
- низкое качество полезных ископаемых в исходном виде, что требует обогащения;
- отсутствие у собственников грамотных служб эксплуатации ГТС;
- наличие бесхозяйных ГТС на территории области. Решение проблем повышения эффективности и
результативности деятельности ОИВ ЯО в целом и совершенствования системы экологического менеджмента в частности возможно только на межфункциональной основе с вовлечением в эту работу всех ОИВ ЯО и высших должностных лиц. Речь должна идти как об отдельных улучшениях, так и о реализации системных комплексных решений. Поэтому необходимы областные целевые программы как механизм комплексной реализации межфункциональных задач и ведомственная целевая программа, нацеленная на достижение конкретных результатов.
2. Цель ВЦП
Цель ВЦП - организация природоохранной и при-родоресурсной деятельности на территории Ярославской области в рамках полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент).
Показатели цели | |||||
наименование показателя |
единица измерения |
базовое значение |
планируемое значение (нарастающим итогом) |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Обоснованные претензии к качеству исполнения полномочий Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования |
нет/да |
нет |
нет |
нет |
нет |
Предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод, включая ущерб в случае аварии гидротехнических сооружений |
млн.руб. |
30,0 |
19,7 |
36,7 |
62,7 |
Обеспеченность потребности экономики Ярославской области минерально-сырьевыми ресурсами |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Поступление в бюджеты всех уровней платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование недрами и водными объектами |
млн. рублей |
164,6 |
164,6 |
329,2 |
493,8 |
3. Задачи, мероприятия, результаты ВЦП
4. Механизм реализации и управления ВЦП
Финансирование программных мероприятий осуществляется департаментом в соответствии с требованиями казначейского исполнения бюджета.
Средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий ВЦП, не финансируемых за счёт средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- расчистку русел рек;
- проведение мониторинговых и научно-исследовательских работ в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы;
- проведение природоохранных мероприятий;
- проведение работ по утилизации ртутьсодержа-щих отходов, непригодных к применению ядохимикатов и отходов электронной техники;
- проведение работ по капитальному ремонту ГТС и разработке проектов на капитальный ремонт ГТС.
Порядок предоставления, распределения и расходования субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Ярославской области утверждён постановлением Правительства области от 09.07.2009 N 692-п "О предоставлении, распределении и расходовании субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Ярославской области". Предусматривается софинансирование в размере 10 процентов из местного бюджета на проведение работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Ярославской области.
Механизм управления ВЦП состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий ВЦП ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа руководством департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия ВЦП (при необходимости);
- предоставление ежеквартальной и годовой отчётности в установленном порядке;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Департамент обеспечивает реализацию ВЦП и её финансирование, осуществляет координацию деятельности её участников, оценку результативности и эффективности ВЦП, формирует и представляет заказчику отчёт о реализации ВЦП, организует проведение мероприятий.
ВЦП реализуется через систему ежегодного уточнения программных показателей и оценку промежуточных и итоговых результатов, выполнение мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В ходе выполнения ВЦП планируется тесное взаимодействие департамента с органами местного самоуправления муниципальных образований области, территориальными органами федеральных органов государственной власти, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другими федеральными структурами в части полномочий, касающихся достижения целей, поставленных в ВЦП. Для выполнения ряда мероприятий ВЦП предполагается привлечение образовательных, общественных организаций и различных средств массовой информации.
Отдельные мероприятия ВЦП предполагается ре-ализовывать путём размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реализует ВЦП и управляет процессами её реализации департамент. За реализацию программных мероприятий, указанных в разделе 3 ВЦП, отвечают:
- заместитель директора департамента - председатель комитета по учету и использованию природных ресурсов:
в подпункте 1.2.1 задачи 1 (в части водного и геологического контроля);
в подпункте 2.2.1 задачи 2; в подпунктах 3.2.1 - 3.2.2 задачи 3; в подпунктах 4.2.1 - 4.2.2 задачи 4; в подпунктах 6.2.1.1 - 6.2.1.2 задачи 6; в подпунктах 7.2.3, 7.2.5 задачи 7;
- председатель комитета экологического контроля:
в подпункте 1.2.1 задачи 1 (в части государственного экологического контроля);
- председатель комитета экологического нормирования:
в подпункте 6.2.2.10 задачи 6;
в подпунктах 7.2.1, 7.2.6. - 7.2.8 задачи 7;
- начальник отдела особо охраняемых территорий и экологической экспертизы:
в подпунктах 6.2.1 - 6.2.2 задачи 6 (кроме подпунктов 6.2.1.1 - 6.2.1.2, 6.2.2.10);
в подпунктах 7.2.2, 7.2.4, 7.2.9 задачи 7;
- начальник отдела экономики и планирования:
в подпункте 1.2.1 задачи 1 (в части обеспечения финансирования);
в подпункте 2.2.1 задачи 2 (в части обеспечения финансирования);
в подпунктах 3.2.1 - 3.2.2 задачи 3 (в части обеспечения финансирования);
в подпунктах 4.2.1 - 4.2.2 задачи 4 (в части обеспечения финансирования);
в подпунктах 5.2.1 - 5.2.3 задачи 5;
в подпунктах 6.2.1 - 6.2.2 задачи 6 (в части обеспечения финансирования и проведения процедур закупок для государственных нужд);
в подпунктах 7.2.1 - 7.2.9 задачи 7 (в части обеспечения финансирования и проведения процедур закупок для государственных нужд).
Должностные лица департамента, участвующие в реализации мероприятий ВЦП, несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной гражданской службе.
В целях успешной реализации задач будут обеспечены информационное сопровождение, информационная открытость и общий доступ ко всем данным о мероприятиях ВЦП посредством размещения информации на сайте департамента в Интернете.
Контроль за реализацией ВЦП будет осуществляться заказчиком ВЦП - Правительством области в лице заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
Список сокращений
ВЦП - ведомственная целевая программа "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы;
ОИВ - орган исполнительной власти;
СППО - структурное подразделение Правительства области.
Приложение 1
к ВЦП
Методика
оценки результативности и эффективности ВЦП
Оценка результативности: реализации ВЦП осуществляется ответственным исполнителем ежегодно в установленные сроки сдачи отчётности путём установления степени достижения ожидаемых результатов.
Результативность реализации ВЦП оценивается путём сравнения фактических значений результатов с их плановыми значениями.
Показатель результативности (R) рассчитывается по формуле:
,
где:
- текущее значение п-го результата;
- плановое значение n-го результата;
- весовой коэффициент результата.
Эффективность реализации ВЦП с учетом бюджетного финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения результатов ВЦП с уровнем её бюджетного финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности (Е) рассчитывается по формуле:
,
где:
- сумма финансирования на текущую дату;
- плановая сумма финансирования по ВЦП.
При расчёте показателя результативности и эффективности используются следующие результаты и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование результата |
Значение весового коэффициента |
1 |
2 |
3 |
1. |
Устраняемость выявленных нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования |
0,04 |
2. |
Взыскиваемость административных штрафов за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования |
0,04 |
3. |
Количество контрольно-надзорных мероприятий |
0,04 |
4. |
Число предприятий, получивших разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
0,04 |
5. |
Количество проведенных государственных экологических экспертиз |
0,04 |
6. |
Протяженность расчищенных участков русел рек |
0,04 |
7. |
Количество выданных договоров и решений на пользование водными объектами |
0,04 |
8. |
Количество отремонтированных гидротехнических сооружений |
0,04 |
9. |
Количество разработанных проектов на капитальный ремонт гидротехнических сооружений |
0,04 |
10. |
Количество выявленных перспективных участков полезных ископаемых |
0,04 |
11. |
Выявленный объём прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых |
0,04 |
12. |
Количество проведённых аукционов по предоставлению участков недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых |
0,04 |
13. |
Количество проведённых экспертиз представленных материалов с подсчетом запасов общераспространенных полезных ископаемых |
0,04 |
14. |
Количество утилизированных ртутьсодержащих отходов (в пересчете на лампы) |
0,04 |
15. |
Количество утилизированных непригодных к применению ядохимикатов |
0,04 |
16. |
Количество утилизированных отходов электронной техники |
0,04 |
17. |
Количество массовых природоохранных мероприятий |
0,04 |
18. |
Количество экологических изданий и публикаций в средствах массовой информации, включая электронные |
0,04 |
19. |
Число участников природоохранных мероприятий |
0,04 |
20. |
Количество подготовленных бюллетеней и обзоров о состоянии окружающей среды |
0,04 |
21. |
Количество населенных пунктов (городов) Ярославской области, в которых осуществляется наблюдение за состоянием атмосферного воздуха |
0,04 |
22. |
Отчет о геологическом изучении недр на территории области с рекомендациями недропользователям по рациональному использованию недр |
0,04 |
23. |
Количество ООПТ в государственном кадастре региональных ООПТ Ярославской области с актуализированной (уточненной, дополнительной) информацией |
0,04 |
24. |
Количество выданных заключений по вопросам использования ООПТ |
0,04 |
25. |
Протяженность обследованных участков русел рек |
0,04 |
При значении показателя R 95 процентов и более результативность реализации ВЦП признаётся высокой, при значении показателя R от 80 до 95 процентов результативность реализации ВЦП признаётся средней, при значении R 80 процентов и менее результативность реализации ВЦП признается низкой.
При значении показателя Е 100 процентов и более эффективность реализации ВЦП признаётся высокой, при значении показателя Е от 90 до 100 процентов эффективность реализации ВЦП признаётся средней, при значении Е 90 процентов и менее эффективность реализации ВЦП признается низкой.
Приложение 2
к ВЦП
Поквартальный план-график
достижения результатов ВЦП
Приложение 3
к ВЦП
Обоснование
потребности в ресурсах
Расходные обязательства Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования определяются следующими нормативными правовыми актами:
- Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах";
- федеральными законами:
от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
- постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 6 июня 2006 г. N 353 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений";
от 30 октября 2006 г. N 636 "Об утверждении методики определения общего объёма субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Законом Ярославской области от 29 апреля 2002 г. N 38-з "Об экологическом контроле на территории Ярославской области";
- Законом Ярославской области от 9 июня 2009 г. N 30-з "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования";
- постановлением Правительства области от 09.07.2009 N 692-п "О предоставлении, распределении и расходовании субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Ярославской области".
Планирование объёмов субвенции из федерального бюджета осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой определения общего объёма субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 636 "Об утверждении методики определения общего объёма субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Объёмы субвенций из федерального бюджета бюджету Ярославской области на 2012 - 2013 годы утверждены Федеральным законом от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Планирование объёмов субсидий из федерального бюджета осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 г. N 353 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений".
Объёмы субсидий из федерального бюджета бюджету Ярославской области на 2012 - 2013 годы утверждены Федеральным законом от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Закупка товаров, работ и услуг для реализации мероприятий ВЦП осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Затраты, предусмотренные в ВЦП, рассчитаны исходя из сложившегося уровня цен на соответствующие работы и услуги, что зафиксировано в прайс-листах и/или коммерческих предложениях компаний и организаций, которые их оказывают на территории Ярославской области. Расходы будущих периодов рассчитаны исходя из темпов инфляции, предусматриваемых дефлятором валового внутреннего продукта, который предлагает использовать в прогнозах Министерство экономического развития Российской Федерации.
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом в соответствии со сметами расходов, утверждёнными в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 24 августа 2011 г. N 41н "Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 2 сентября 2011 г. N 70
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 9 июля 2013 г. N 89-н настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 24 декабря 2012 г. N 74н
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 17 августа 2012 г. N 67н
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа