Постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области
от 14 октября 2011 г. N 5407
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Создание условий для обеспечения школьников и воспитанников качественным питанием в образовательных учреждениях ЯМР на 2011 - 2014 годы"
Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 2 апреля 2013 г. N 1410 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства области от 30.06.2011 N 493-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений Ярославской области" на 2011 - 2014 годы, Администрация района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Создание условий для обеспечения школьников и воспитанников качественным питанием в общеобразовательных учреждениях Ярославского муниципального района на 2011 - 2014 годы" (далее - Программа).
2. Управлению финансов Администрации ЯМР (С.Е. Хахин) предусмотреть средства на финансирование мероприятий Программы по разделу "Образование".
3. Опубликовать постановление в газете "Ярославский агрокурьер".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации ЯМР по социальной политике Е.Б. Волкову.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Глава Ярославского муниципального района |
А.В. Решатов |
Муниципальная целевая программа
"Создание условий для обеспечения школьников и воспитанников качественным питанием в общеобразовательных учреждениях Ярославского муниципального района на 2011 - 2014 годы"
(утв. постановлением Администрации ЯМР
от 14 октября 2011 г. N 5407)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Создание условий для обеспечения школьников и воспитанников качественным питанием в образовательных учреждениях Ярославского муниципального района на 2011 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" |
Заказчик Программы |
Администрация Ярославского муниципального района |
Разработчик Программы |
Управление образования Администрации ЯМР и руководители образовательных учреждений |
Ответственные исполнители и участники Программы |
Ответственными исполнителями Программы являются управление образования Администрации ЯМР, управление финансов Администрации ЯМР и главные распорядители бюджетных средств. Участниками программы являются бюджетные учреждения образования |
Куратор Программы |
Начальник управления образования Администрации ЯМР Ченцова Александра Ивановна |
Цели и задачи Программы |
Цель программы: повышение качества, сбалансированности и доступности (независимо от социальной обеспеченности населения) школьного питания, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, нормальный рост и развитие детей. Задачи программы: - модернизация материально-технической базы школьного питания; - создание современной системы управления организацией школьного питания; - реализация комплекса мер по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей |
Перечень разделов Программы |
1. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы. 2. Цели и задачи Программы. 3. Сроки и ожидаемые результаты 4. Программные мероприятия 5. Методика оценки эффективности Программы 6. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2014 годы |
Объемы и источник финансирования |
18 350 тыс. руб., в т.ч. районный бюджет - 10 250 тыс. руб. |
Контроль за исполнением |
Общий контроль за реализацией программы осуществляет заместитель Главы Администрации ЯМР по социальной политике Волкова Елена Борисовна |
Общая потребность в ресурсах
тыс. руб.
Наименование источника финансирования |
всего |
В том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Районный бюджет |
6476,0 |
901,0 |
1680,0 |
1895,0 |
2000,0 |
Областной бюджет |
9900,0 |
0 |
3000,0 |
3300,0 |
3600,0 |
всего |
16376,0 |
901,0 |
4680,0 |
5195,0 |
5600,0 |
При условии принятия Ярославской областью решения о поддержке муниципальной программы "Создание условий для обеспечения школьников и воспитанников качественным питанием в образовательных учреждениях Ярославского муниципального района на 2011 - 2014 годы" за счет средств областного бюджета.
1. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Правильная организация питания детей с первых дней их жизни с учетом возрастных потребностей и индивидуальных особенностей определяет развитие здорового ребенка, вследствие чего, осуществляется забота о подрастающем поколении.
Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена в федеральном экспериментальном проекте "Школьное питание".
Сегодня в России около 15 млн. школьников. Из них 10 млн. человек обеспечивается питанием в школе, что составляет 66%.
Анализ состояния здоровья школьников за период с 2005 по 2010 годы показывает, что их здоровье продолжает ухудшаться. По данным Роспотребнадзора РФ установлено, что в стране только 20,7% полностью здоровых детей в образовательных учреждениях (1 группа здоровья).
Причин, сопутствующих ухудшению здоровья, может быть множество, но одна из них - это неправильная организация питания. Практически каждый пятый школьник имеет хронические заболевания. И основная доля из них приходится на заболевания желудочно-кишечного тракта.
По статистике, дефицит микронутриентов и йода является основной причиной или сопутствующей причиной целого букета заболеваний, которыми страдают наши дети. Примерно 40% бесплодных браков случается по причине отсутствия регулярного сбалансированного питания в детском возрасте.
По данным военно-медицинской комиссии Министерства обороны РФ, количество юношей, которых освобождают от призыва, увеличилось в 7 раз по сравнению с 80-ми годами. Причина - болезни органов пищеварения. Таких призывников в целом по стране освобождают от призыва более 40 тыс. человек. Большинство призывников страдает болезнями желудка и кишечника, что также является результатом питания всухомятку или систематического недоедания. Иными словами, правильное питание является одним важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков. Полноценное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения в окружающей среде.
Таким образом, правильная организация питания в школах Ярославского муниципального района являлась приоритетным направлением программы "Здоровье детей и подростков", разработанной управлением образования на период 2005 - 2010 годов. Необходимо продолжать работу по решению сложившихся проблем по улучшению условий организации питания и повышению процента охвата питанием обучающихся и воспитанников. Программа "Здоровье детей и подростков" на период 2005 - 2010 годов позволила за счет средств местного бюджета решить проблему с организацией питания в Ананьинской основной школе (открыт и оборудован новый пищеблок и обеденный зал на 50 человек), Медягинской основной школе (буфет-раздаток на 30 человек), Козьмодемьянской основной школе (буфет-раздаток на 50 человек), Туношенской СОШ (буфет-раздаток на 50 человек). За счет средств, выделенных на реализацию программы, частично заменено оборудование в пищеблоках школ и детских садов, которое устарело или вышло из эксплуатации. На все эти нужды из бюджета района израсходовано 1 млн. 560 тыс. руб.
Принятие программы о школьном питании в Ярославском муниципальном районе призвано защитить здоровье детей, увеличить охват детей горячим питанием, одновременно повысить его качество.
Следует отметить, что здоровье детей на сегодняшний день является приоритетным направлением государственной политики. В декабре 2010 года приняты новые федеральные требования к образовательным учреждениям в части создания безопасной и здоровой жизни учеников, в части охраны здоровья обучающихся.
16 мая 2011 года в Кремле Президент РФ Д.А. Медведев провел совещание по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях дошкольного и общего образования. На совещании отмечено, что абсолютно здоровыми в настоящий момент можно назвать только 10% выпускников школ, более половины имеют ослабленное здоровье, и значительная часть ребят в возрасте до 14 лет уже приобретают хронические заболевания (данные представлены Министерством здравоохранения и социального развития РФ).
Глава государства заметил, что "организация школьного питания и медицинской помощи - это проблема не отдельного человека (директора школы или заведующего детским садом), а региона в целом".
Выполнение плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы в ходе реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", позволит особое внимание уделить решению проблем, возникающих в последнее время в школьном питании.
Повышение качества и доступности школьного питания, увеличение показателя охвата учащихся организованным горячим питанием является главной целью данной Программы.
В Ярославском муниципальном районе 27 школ. Питание организовано в 26 школах. Не организовано горячее питание в Красносельской ООШ. Причина - отсутствие пищеблока и помещения, которое может служить столовой.
Всего в школах района обучается в среднем по годам, около 4 тысяч человек школьников и около 2 тысяч дошкольников. Из них получают питание в общеобразовательных учреждениях - 79,6%, дошкольники охвачены питанием на 100%. Это превышает среднестатистические данные как по Российской Федерации (67,3%), так и по Ярославской области (57,8%). Учащиеся обеспечиваются в школах одноразовым питанием, посещающие ГПД - двухразовым.
В общее число учащихся, охваченных питанием, входят и учащиеся из многодетных, малообеспеченных семей, детей-сирот, которые получают льготное питание. Их в районе насчитывается 961 (по состоянию на 01.09.2011). На питание учащихся начальных классов на одного человека выделяется из областного бюджета 25 рублей. Дети из малообеспеченных семей получают дотацию на питание из средств местного бюджета. Все остальные дети питаются за свой счет.
Всего же на питание школьников в год расходуется в среднем 19,8 млн. рублей, на питание воспитанников детских садов района - 18,4 млн. рублей (из расчета 35 рублей в день на человека), хотя эта сумма примерно в два раза выше за счет оплаты стоимости питания родителями.
В школах, где питание не организовано, учащиеся-льготники получают его в виде сухого пайка.
Анализ показал, что в школах района обязательное горячее питание получают 3184 человека.
В 19 школах открыты группы продленного дня, общей численностью около 900 человек, которые имеют возможность обедать дважды. Из них 100 человек питаются бесплатно, 134 человека оплачивают 50% стоимости питания. На организацию питания в ГПД районный бюджет выделяет дотацию 540 тыс. рублей в год.
В шести школах охвачено питанием 100% детей начальной школы и групп продленного дня (Дубковская СОШ, Красноткацкая СОШ, Толбухинская СОШ, Карачихская СОШ, Леснополянская НОШ-ДС, Мокеевская СОШ).
В школах Ярославского муниципального района используются следующие формы организации питания обучающихся:
- традиционная, за счет собственных пищеблоков (завтрак, обед);
- подвоз горячего питания в термосах в буфеты-раздатки;
- выпечка и чай;
- сухие пайки.
В Ярославском муниципальном районе питание учащихся осуществляется в 21 школьной столовой (1672 посадочных места) и 8 буфетах (370 мест). Обеспечивают питание детей:
1. Ярославский райпотребсоюз.
Обслуживается 8 школ - Красноткацкая СОШ, Мокеевская СОШ, Дубковская СОШ, Курбская СОШ, Лучинская СОШ, Карабихская ООШ. В последние две школы, питание завозится из Красноткацкой СОШ, при этом используется транспорт автотранспортного предприятия Администрации ЯМР. Охвачено питанием 1338 человек.
Наценка на продукты питания составляет 60%.
2. ЗАО "Соцпитание".
Обслуживается 6 школ - Ивняковская СОШ, СОШ п. Ярославка, Карачихская СОШ, Михайловская СОШ, Сарафоновская СОШ, Григорьевская СОШ. Всего питанием охвачено около 805 чел.
Наценка на продукты питания составляет 60%.
3. МУП "Феерия вкуса".
Обслуживается 2 школы - Кузнечихинская СОШ и Леснополянская НШ-ДС. Охвачено питанием 507 человек. Средняя стоимость питания 20 рублей. Зафиксирован самый дорогой комплекс по району - 39 рублей (для Леснополянская НШ-ДС).
Наценка на продукты питания составляет 40%.
4. Самостоятельная организация питания.
Самостоятельно организуют питание 7 школ - Толбухинская СОШ, Пестрецовская СОШ, Ширинская СОШ, Иванищевская СОШ, Мордвиновская СОШ, Спасская СОШ, Глебовская ООШ. Охвачено питанием 600 человек.
На оплату труда рабочего персонала столовых районный бюджет выделяет 1,5 млн. рублей в год. Поставщиками продуктов являются различные частные предприниматели, с которыми заключаются договоры.
На ремонт оборудования за последние три года израсходовано от 360 - 600 тысяч рублей в год, на оплату электроэнергии около 6 млн. рублей в год.
Анализируя данные по организаторам питания, можно сделать следующие выводы: разница в ценах объясняется тем, что школы, самостоятельно организующие питание, не включают в стоимость питания дополнительные расходы, связанные с его организацией. Удешевление стоимости обедов также достигается за счет продуктов, выращенных на пришкольном участке (8 школ), расход по содержанию ставок несет муниципальный бюджет. Организации, обслуживающие школьное питание, включают затраты в стоимость питания и поэтому расходы по затратам предприятий общепита несут родители.
Питание одного ребенка в день обходится около 25 рублей в день. Обеспечить полноценное питание на такую сумму крайне затруднительно.
Питание детей в школах по калорийности, сбалансированности и ассортименту блюд не соответствует требованиям. Недостаточное потребление витаминов, белка, микроэлементов приводит к нарушению обменных процессов в организме и сказывается на развитии ребенка, его мозговой деятельности.
Не все родители в условиях сельской местности способны обеспечить детей должной суммой денежных средств на организацию полноценного питания. В среднем, родители тратят от 3600 рублей до 5910 рублей в год на питание одного ребенка.
К числу основных проблем, связанных с организацией питания в системе образования Ярославского муниципального района, можно отнести:
- отсутствие поставщиков услуг по организации школьного питания в отдаленных школах района;
- устаревшую материально-техническая базу школьных столовых;
- отсутствие денежных средств на капитальные ремонты оборудования и помещений столовых образовательных учреждений, а так же приобретение современного оборудования;
- низкую заработную плату сельского населения, следовательно и отсутствие возможности большей части населения нести расходы на питание своих детей.
2. Цель и задачи Программы
Основная цель Программы - повышение качества, сбалансированности и доступности (независимо от социальной обеспеченности населения) школьного питания, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, нормальный рост и развитие детей.
Основные задачи:
- обеспечить обучающихся школ сбалансированным питанием, адекватным возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии;
- обеспечить обучающихся и воспитанников питанием высокого качества и безопасности;
- изыскать источники снижения затрат на производство и реализацию продукции школьного питания;
- расширить охват обучающихся питанием;
- развить систему контроля за качеством выпускаемой продукции в ОУ;
- укрепить материально-техническую базу питания детей в ОУ;
- оказать действенную помощь руководителям ОУ в выполнении должностных функций по организации питания в плане: профосмотров работников столовых, их вакцинации, снижения затрат на организацию питания и высвобождения времени для учебных и воспитательных функций;
- обучить сотрудников и поваров столовых образовательных учреждений в плане технологии приготовления пищи.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
3.1. Обеспечение горячим питанием 99% учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений.
3.2. Повышение качества питания.
3.3. Создание благоприятных условий для работы сотрудников столовых учебных образовательных учреждений.
3.4. Обеспечение разнообразия ассортимента приготавливаемых блюд с целью удовлетворения потребности учащихся и воспитанников в выборе блюд по вкусовым качествам.
3.5. Выполнение норм питания.
3.6. Улучшение показателей здоровья детского населения в Ярославском муниципальном районе и создание благоприятных условий для его сохранения и укрепления.
4. Программные мероприятия
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Предполагаемый объем финансирования (тыс. руб.) |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1. Оборудование пищеблоков общеобразовательных учреждений | ||||||
1. Составление актов обследования пищеблоков образовательных учреждений на предмет проведения ремонтных работ помещений, инженерных сетей, ремонта и замены оборудования. |
до 01.01.11 |
Управление образования, МФЦР ЯМР |
|
|
|
|
2. Составление смет и проектов по замене оборудования |
до 01.01.12 |
Управление образования, образовательные учреждения |
|
80,0 (МБ) |
95,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
3. Капитальный ремонт и полная замена оборудования в пищеблоке Красноткацкой СОШ |
2012 - 2013 |
Управление образования, Администрация Красноткацкой СОШ |
|
1 500,0 (ОБ) |
|
|
4. Капитальный ремонт и полная замена оборудования в пищеблоке Кузнечихской СОШ |
2012 - 2013 |
Управление образования, Администрация Кузнечихской СОШ |
|
1 500,0 (ОБ) |
|
|
5. Капитальный ремонт и полная замена оборудования в пищеблоке Ивняковской СОШ |
2013 - 2014 |
Управление образования, Администрация Ивняковской СОШ |
|
|
1 650,0 (ОБ) |
|
6. Капитальный ремонт и полная замена оборудования в пищеблоке Дубковской СОШ |
2013 - 2014 |
Управление образования, Администрация Дубковской СОШ |
|
|
1 650,0 (ОБ) |
|
7. Капитальный ремонт и полная замена оборудования в пищеблоке Михайловской СОШ |
2013 - 2014 |
Управление образования, Администрация Михайловской СОШ |
|
|
|
1 800,0 (ОБ) |
8. Капитальный ремонт и полная замена оборудования в пищеблоке Курбской СОШ |
2013 - 2014 |
Управление образования, Администрация Михайловской СОШ |
|
|
|
1 800,0 (ОБ) |
2. Ремонт помещений пищеблоков в общеобразовательных учреждениях | ||||||
1. Ремонт пищеблока (ремонт канализации, замена водопровода, электропроводок и вытяжек (вентиляции). |
|
Общеобразовательные учреждения |
750,0 (МБ) |
1300,0 (МБ) |
1500,0 (МБ) |
1600,0 (МБ) |
3. Частичная замена оборудования пищеблоков в общеобразовательных учреждениях | ||||||
1. Замена и дополнительная установка водонагревателей |
|
Общеобразовательные учреждения |
25,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
2. Ремонт и замена электроплит |
|
Общеобразовательные учреждения |
86,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
3. Замена холодильной аппаратуры и оборудования |
|
Общеобразовательные учреждения |
40,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
100,0 (МБ) |
ИТОГО: местный бюджет |
|
|
901,0 |
1680,0 |
1895,0 |
2000,0 |
6 476,0 | ||||||
областной бюджет |
|
|
|
3000,0 |
3300,0 |
3600,0 |
9 900,0 |
5. Методика оценки эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается ежеквартально путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования.
Показатель эффективности реализации Программы (R) рассчитывается по формуле:
х 100%, где:
R1 - показатель результативности реализации Программы;
Fплан - плановая сумма финансирования Программы;
Fтек - сумма финансирования на текущую дату.
Результативность реализации Программы оценивается путем сравнения фактических значений показателей с их плановыми значениями.
Показатель результативности (R1) рассчитывается по формуле:
100%, где:
Xплан - плановое значение показателя;
Xтек - текущее значение показателя;
Kn - весовой коэффициент.
При расчете результативности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Показатель |
Значение весового коэффициента |
1. |
Удельный вес обучающихся 1 - 11 классов общеобразовательных учреждений, охваченных горячим питанием |
0,5 |
2. |
Удельный вес школьных пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием |
0,3 |
3. |
Доля школьных столовых, в которых проведены ремонтные работы |
0,2 |
Итого |
1 |
При значении показателя R = 95% и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении R от 85% до 95% - средней, при значении R менее 85% - низкой.
6. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям и индикаторам:
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Значение на 01.11.2011 |
Планируемое значение |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
1. |
Удельный вес обучающихся 1 - 11 классов общеобразовательных учреждений, охваченных горячим питанием |
% |
79,6 |
85 |
90 |
95 |
99 |
2. |
Удельный вес школьных пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием |
% |
7,4 |
15 |
20 |
25 |
30 |
3. |
Доля школьных столовых, в которых проведены ремонтные работы |
% |
15 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На реализацию мероприятий Программы из средств районного и областного бюджетов выделено 18 350 тыс. рублей. В рамках Программы планируется произвести капитальный ремонт и полную замену оборудования пищеблоков 6 общеобразовательных учреждений.
Постановление вступает в силу с момента подписания.
Постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 14 октября 2011 г. N 5407 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Создание условий для обеспечения школьников и воспитанников качественным питанием в образовательных учреждениях ЯМР на 2011 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Ярославский агрокурьер" от 20 октября 2011 г. N 41
Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 2 апреля 2013 г. N 1410 настоящее постановление признано утратившим силу