Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
от 10 апреля 2012 г. N 830
Положение
о формах и порядке осуществления муниципального финансового контроля мэрией города Ярославля
1. Общие положения
Положение о формах и порядке осуществления муниципального финансового контроля мэрией города Ярославля (далее - Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600, Уставом города Ярославля и определяет формы и порядок осуществления муниципального финансового контроля мэрией города Ярославля, основные задачи органов муниципального финансового контроля и порядок их взаимодействия (приложение).
2. Органы муниципального финансового контроля
Органами муниципального финансового контроля являются:
- департамент финансов мэрии города Ярославля (далее - департамент финансов);
- муниципальное казенное учреждение "Контрольно-ревизионная служба мэрии города Ярославля" (далее - контрольно-ревизионная служба);
- главные распорядители бюджетных средств бюджета города Ярославля, структурные подразделения мэрии города Ярославля, осуществляющие функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного и автономного учреждения (далее - главные распорядители бюджетных средств (учредители);
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета города Ярославля (далее - главные администраторы (администраторы) доходов);
- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета города Ярославля (далее - главные администраторы источников финансирования дефицита).
3. Основные задачи муниципального финансового контроля
Основными задачами муниципального финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, Ярославской области, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, (далее - бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения), главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита, учреждениями и иными организациями, получающими средства городского бюджета, в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также эффективного использования муниципальной собственности;
- контроль за использованием субсидий, субвенций, межбюджетных трансфертов их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета;
- контроль за исполнением получателями бюджетных средств муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров;
- контроль достоверности, полноты и соответствия требованиям, установленным к составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
- контроль за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, средствами администраторов источников финансирования дефицита, целевого использования и возврата бюджетных средств а также за соблюдением получателями бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий их предоставления;
- контроль за осуществлением мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами городского самоуправления, должностными лицами городского самоуправления по результатам контрольных мероприятий;
- укрепление финансовой дисциплины получателей бюджетных средств, муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
4. Формы муниципального финансового контроля
Муниципальный финансовый контроль осуществляется в следующих формах:
- предварительный финансовый контроль - контроль, осуществляемый органами муниципального финансового контроля в ходе составления проектов бюджета города и иных проектов нормативных правовых актов по бюджетным и финансовым вопросам;
- текущий финансовый контроль - контроль, осуществляемый органами муниципального финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств в ходе исполнения бюджета города, при проведении поступлений и выплат муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств субсидий, предоставляемых из бюджета города на иные цели и бюджетных инвестиций;
- последующий финансовый контроль - контроль, осуществляемый органами муниципального финансового контроля по итогам совершения операций с бюджетными средствами получателей бюджетных средств, со средствами субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
5. Организация и проведение контрольных мероприятий органами муниципального финансового контроля
5.1. Контрольные мероприятия проводятся в целях:
- проверки соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- выявления фактов использования средств, полученных в виде субсидий, субвенций, межбюджетных трансфертов на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
- установления фактов расходования средств (заключения муниципальных контрактов (гражданско-правовых договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) на цели, не предусмотренные доведенными лимитами бюджетных обязательств и бюджетными ассигнованиями на исполнение публичных нормативных обязательств, а также при отсутствии оправдательных документов либо по подложным документам;
- установления фактов расходования бюджетных средств на оплату труда сверх утвержденной штатной численности, завышения должностных окладов, осуществления фактических выплат, не предусмотренных трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
- выявления оплаты завышенных объемов выполненных работ (услуг), а также работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией;
- проверки правильности ведения бюджетного (бухгалтерского) и (или) налогового учета, составления отчетности;
- установления и предупреждения иных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
5.2. Проводимые органами муниципального финансового контроля контрольные мероприятия носят плановый и внеплановый характер.
План проведения плановых ревизий (проверок) на год разрабатывается контрольно-ревизионной службой с учетом предложений структурных подразделений мэрии города Ярославля, согласовывается заместителем мэра - директором департамента финансов мэрии города Ярославля и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому периоду, утверждается мэром города Ярославля.
Плановые контрольные мероприятия органа муниципального финансового контроля проводятся на основании годового плана работы, утверждаемого руководителем органа муниципального финансового контроля до 1 января планируемого года, и в течение десяти дней с момента утверждения направляется в департамент финансов.
В целях упорядочения и координации взаимодействия органов муниципального финансового контроля планы работ подлежат согласованию между собой по срокам проведения контрольных мероприятий и объектам финансового контроля.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании соответствующего поручения мэра города Ярославля либо заместителя мэра - директора департамента финансов мэрии города Ярославля, а также по запросам правоохранительных, контрольных и надзорных органов, в связи с обращениями граждан.
5.3. Для проведения контрольного мероприятия участвующим в нем специалистам выдается удостоверение, которое подписывается руководителем органа муниципального финансового контроля.
Период проведения контрольного мероприятия указывается в удостоверении на проведение контрольного мероприятия.
6. Муниципальный финансовый контроль, осуществляемый департаментом финансов
6.1. Департамент финансов осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.
6.2. Предварительный финансовый контроль осуществляется:
- в процессе анализа фрагментов реестров расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств и составления проекта бюджета города;
- в процессе анализа обоснованности планирования бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета города;
- при рассмотрении и согласовании проектов правовых актов органов городского самоуправления в части вопросов, входящих в компетенцию департамента финансов;
- в процессе анализа финансового состояния организаций, претендующих на получение муниципальных гарантий;
- в процессе рассмотрения бизнес-планов организаций для возможного включения их в перечень инвестиционных проектов;
- при рассмотрении заключений о финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на получение налоговых льгот;
- в процессе согласования устанавливаемых главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание муниципального имущества;
- в процессе контроля за правильным определением размера субсидий, предоставляемых из бюджета города организациям, на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- при постановке бюджетных обязательств на учет.
6.3. Текущий финансовый контроль осуществляется:
- в ходе исполнения бюджета при совершении операций с бюджетными средствами получателями бюджетных средств путем проверки обоснованности расходов и соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, утвержденным лимитам бюджетных обязательств и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств;
- при осуществлении операций муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств субсидий, предоставляемых из бюджета города на иные цели, и бюджетных инвестиций;
- при проверке правильности расчета и соответствия представленных документов направлениям использования субсидий, предоставляемых хозяйствующим субъектам (за исключением субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям);
- в части обеспечения полноты и своевременности поступления доходов главными администраторами доходов.
6.4. Последующий финансовый контроль осуществляется:
- в процессе приема и анализа бюджетной (бухгалтерской) отчетности главных распорядителей бюджетных средств (учредителей);
- в процессе анализа сводного ежемесячного отчета об исполнении бюджетных обязательств и ведомостей контроля неисполненных бюджетных обязательств;
- в ходе проверок соблюдения финансовой дисциплины и установленного порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности, его соответствия установленным нормам и правилам;
- в ходе проверок выполнения функций главного администратора (администратора) доходов, главного администратора источников финансирования дефицита;
- при проведении ежемесячной сверки операций с получателями бюджетных средств о движении лимитов бюджетных обязательств, объемов проведенных расходов, учтенных на лицевых счетах получателей бюджетных средств;
- при проведении ежемесячной сверки с муниципальными бюджетными и автономными учреждениями операций со средствами, учтенными на их лицевых счетах, при кассовом обслуживании в департаменте финансов;
- в процессе обобщения и анализа полученной от главных распорядителей бюджетных средств (учредителей) в ходе мониторинга кредиторской задолженности муниципальных учреждений города Ярославля информации о состоянии просроченной кредиторской задолженности;
- в ходе проведения тематических проверок по отдельным направлениям;
- при осуществлении контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе проверок;
- в ходе проверки соответствия уставной деятельности учреждения полномочиям органов городского самоуправления по решению вопросов местного значения;
- при проверке правильности исчисления организациями налоговых льгот и исполнения ими условий, предусмотренных соглашениями о реализации инвестиционных проектов.
6.5. Департамент финансов в рамках осуществления муниципального финансового контроля контролирует исполнение получателями муниципальных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями.
7. Муниципальный финансовый контроль, осуществляемый контрольно-ревизионной службой
7.1. Контрольно-ревизионная служба осуществляет последующий финансовый контроль.
7.2. Последующий финансовый контроль осуществляется:
- при проведении документальных ревизий и проверок муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, средств от приносящей доход деятельности, а также сохранности и эффективного использования муниципальной собственности в соответствии с инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой, утверждаемой постановлением мэрии города Ярославля;
- при проведении проверок хозяйствующих субъектов в части целевого использования выделяемых из городского бюджета субсидий;
- при проведении проверок целевого использования средств, выделяемых из резервных фондов мэрии;
- при проведении проверок исполнения муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров.
8. Муниципальный финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств (учредителями), главными администраторами (администраторами) доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита
8.1. Главные распорядители бюджетных средств (учредители) осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.
8.1.1. Предварительный финансовый контроль осуществляется:
- в процессе анализа представляемых расчетов к бюджетной смете подведомственного казенного учреждения;
- при установлении нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание муниципального имущества муниципальными бюджетными и автономными учреждениями;
- в процессе утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (далее - ПФХД) муниципальных бюджетных учреждений и рассмотрения в составе наблюдательного совета ПФХД муниципальных автономных учреждений;
- на этапе предварительного согласования совершения муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки;
- при определении размера субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением субсидий, предоставляемых муниципальным бюджетным (автономным) учреждениям) в части правильности составления и достоверности представленных документов (в том числе формирование заказа муниципальному казенному предприятию, ПФХД, сметы доходов и расходов), а также анализа доходов и расходов за отчетный период (в том числе при рассмотрении цен и тарифов).
8.1.2. Текущий финансовый контроль осуществляется:
- при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, соблюдением финансовой дисциплины, эффективным и результативным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности;
- при предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением субсидий, предоставляемых муниципальным бюджетным (автономным) учреждениям) в части:
соответствия получателей субсидии установленным критериям и требованиям, представленных документов - направлениям использования субсидий;
проверки отчетности о фактическом выполнении работ, оказании услуг, поставке товаров (в случае предоставления субсидии на возмещение фактически (части фактически) произведенных расходов) и расчетов на предоставление субсидии.
8.1.3. Последующий финансовый контроль осуществляется в процессе:
- приема и анализа бюджетной (бухгалтерской) отчетности подведомственных учреждений;
- рассмотрения финансовых показателей отчетов о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества, а также отчетов о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного (автономного) учреждения;
- мониторинга просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений;
- анализа использования субсидий, субвенций, межбюджетных трансфертов их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета;
- анализа соответствия осуществляемой деятельности муниципального учреждения учредительным документам.
8.2. Главные администраторы доходов осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.
8.3. Главные администраторы источников финансирования дефицита осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита.
9. Контрольные мероприятия осуществляются в виде комплексной ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности (далее - ревизия (проверка), тематической проверки финансово-хозяйственной деятельности, анализа периодической бюджетной (бухгалтерской) и статистической отчетности
9.1. Под ревизией (проверкой) понимается система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций проверяемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, органов городского самоуправления возложена ответственность за их осуществление.
При проведении совместного контрольного мероприятия в форме ревизии (проверки) органы финансового контроля осуществляют проверку по следующим направлениям:
1) контрольно-ревизионная служба:
- исполнение бюджетных смет получателей бюджетных средств, планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- соблюдение финансовой дисциплины;
- обоснованность операций с денежными средствами;
- эффективность использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, хозяйственном ведении или сдаваемого в аренду, безвозмездное пользование, полнота и своевременность поступления доходов от операций с указанным имуществом;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда;
- прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение;
- поступление и расходование средств от приносящей доход деятельности;
2) главный распорядитель бюджетных средств (учредитель):
- соответствие осуществляемой деятельности муниципального учреждения учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений подведомственных муниципальных казенных учреждений, нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями, правильность и обоснованность расчетов к плану финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного (автономного) учреждения;
- проверка достоверности отчетности об исполнении бюджетных смет подведомственных казенных учреждений;
- проверка достоверности финансовых показателей отчетов о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества, а также о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного (автономного) учреждения;
- контроль за использованием субсидий, субвенций, межбюджетных трансфертов в соответствии с условиями их получения и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета;
- поступление и расходование средств от приносящей доход деятельности муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями в части правильности и обоснованности операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, а также полученными в качестве оплаты соответствующих услуг физическим и юридическим лицам, в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе;
- осуществление контроля за устранением учреждениями нарушений, выявленных в ходе проверок;
3) департамент финансов:
- обоснованность расчетов сметных назначений получателей бюджетных средств, нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями в части фонда оплаты труда с начислениями на выплаты по оплате труда, медикаментов, питания, социальных выплат, в том числе контроль за правильностью проведения тарификации;
- соответствие уставной деятельности учреждения полномочиям органов городского самоуправления по решению вопросов местного значения;
- правомерность использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение бесплатным питанием обучающихся образовательных учреждений и на получение родителями компенсации расходов на содержание ребенка в образовательных организациях (документальное подтверждение права категорией потребителей);
- проверка состояния и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, полноты и своевременности составления и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, соблюдения установленных контрольных соотношений в бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ее достоверности;
- соблюдение кассовой дисциплины;
- выполнение функций главного администратора (администратора) доходов городского бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита;
- осуществление контроля за устранением учреждениями нарушений, выявленных в ходе проверок.
9.2. Под тематической проверкой финансово-хозяйственной деятельности понимается единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации или по определенному вопросу. В течение текущего финансового года не допускается дублирование направлений тематической проверки организации с вопросами, подлежащими проверке в текущем году в рамках комплексной ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности данной организации.
Тематическая проверка хозяйствующих субъектов, получающих субсидии за счет средств городского бюджета (за исключением муниципальных бюджетных (автономных) учреждений), осуществляется по следующим направлениям:
1) контрольно-ревизионная служба:
- проверка целевого использования выделяемых из городского бюджета субсидий;
2) главный распорядитель бюджетных средств (учредитель):
- обоснованность отнесения затрат на субсидируемые виды деятельности;
- выполнение получателем субсидии запланированных показателей и условий предоставления субсидии (в т.ч. достижение конкретных результатов);
- достоверность представленной отчетности;
- эффективность финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. выявление резервов получения дополнительных доходов;
3) департамент финансов:
- проверка обоснованности представленных расчетов субсидий;
- ведение раздельного учета по субсидируемым видам деятельности, обоснованность отнесения затрат на субсидируемые виды деятельности;
- контроль за использованием субсидий получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета;
- анализ отчетности, представляемой в соответствии с утвержденными порядками, проверка ее достоверности.
9.3. Анализ периодической бюджетной и статистической отчетности осуществляется в процессе приема и проверки правильности ее заполнения муниципальными учреждениями, главными распорядителями бюджетных средств (учредителями).
10. Обязанности руководителей проверяемых организаций
Руководители проверяемых организаций обязаны предоставлять работникам, участвующим в проведении ревизии (проверки) все необходимые документы, создавать условия для проведения контрольных мероприятий, предоставлять помещение, а в случае необходимости - средства связи, оргтехнику, канцелярские принадлежности.
11. Порядок оформления результатов муниципального финансового контроля
Результаты ревизии (проверки) излагаются в акте или справке, оформляемых в двух экземплярах.
Акт ревизии (проверки) или справка подписывается руководителем ревизионной группы или лицом, проводившим ревизию (проверку) единолично, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) проверяемой организации.
При наличии возражений или замечаний по акту ревизии (проверки) руководитель, главный бухгалтер (бухгалтер) или другие лица, подписывающие акт от имени проверяемой организации, делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня получения акта представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии (проверки) и являются их неотъемлемой частью.
Копия акта ревизии (проверки) направляется контрольно-ревизионной службой в департамент финансов и главному распорядителю бюджетных средств (учредителю) проверяемой организации для принятия мер по устранению финансовых нарушений.
12. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Основания применения мер принуждения и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Ярославской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.