Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу управления по социальной поддержке
населения и охране труда мэрии г. Ярославля
от 26 января 2012 г. N 25-о
Ведомственная целевая программа
функционирования муниципальной системы социальной поддержки населения города Ярославля на 2012 год
14, 29 марта, 20 июня, 1 августа 2012 г.
Структура Программы функционирования
1. Анализ текущего состояния в сфере социальной поддержки населения города Ярославля.
2. Цели и задачи Программы функционирования, обоснование их выбора.
3. Целевые индикаторы Программы функционирования.
4. Ресурсное обеспечение Программы функционирования.
5. Организационная схема управления и контроля за реализацией Программы функционирования.
6. Анализ ожидаемых результатов реализации Программы функционирования.
1. Анализ текущего состояния в сфере социальной поддержки населения города Ярославля
В ситуации постепенного выхода из финансового кризиса сохранение системы социальной поддержки отдельных категорий жителей города является стабилизирующим фактором в жизни горожан. Под социальной поддержкой населения понимается предоставление отдельным категориям граждан социальных услуг, денежных компенсаций, денежных выплат.
Одним из важнейших направлений социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ. При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предоставления социальных гарантий и льгот учитываются категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В основу социальной поддержки населения положен принцип адресной направленности социальной помощи с учетом нуждаемости, сутью которой является сосредоточение муниципальных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
Обстановка, сложившаяся в городе Ярославле в сфере социальной поддержки, характеризуется следующими данными.
Численность постоянного населения города Ярославля на.01.01.2012 составляет 595,0 тысяч человек. Согласно данным статистики, за 9 месяцев 2011 года численность занятых в экономике города составила 330,8 тысяч человек, из них в крупных и средних организациях - 183,9 тыс. человек. Общая численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2012 - 4,2 тыс. человек, уровень безработицы составляет 1,1%.
Для Ярославля характерна регрессивная возрастная структура населения, характеризующаяся преобладанием доли лиц старше трудоспособного возраста над лицами моложе трудоспособного возраста. В городе 189 219 человек являются пенсионерами.
В связи с введением на федеральном уровне нового вида адресной социальной помощи - социальной доплаты к пенсии для малоимущих неработающих пенсионеров, с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера не могла быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, в Ярославле сегодня нет пенсионеров с доходами ниже регионального прожиточного минимума.
Региональный прожиточный минимум в III квартале 2011 года в расчете на душу населения составил 5637 рублей, для пенсионеров - 4531 рубль, для трудоспособного населения - 6099 рублей, для детей - 5583 рубля.
Также в Ярославле проживают более 68 061 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 1 286 детей-инвалидов, 1216 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные технические средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.), 879 инвалидов с дефектами органов зрения, 887 инвалидов по слуху и речи.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. В среднем инвалиды составляют около 11 процентов населения города.
Изменение привычного уклада жизни и нравственных ценностей привели к возникновению негативных тенденций в развитии института семьи. Семья в значительной степени утратила свои традиционные функции, существенно снизился ее жизненный потенциал, способность противостоять негативному влиянию современной действительности. Усиливается риск социальной уязвимости многодетных и неполных семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, молодых семей.
В Ярославле по состоянию на 01.01.2012 насчитывается 73 442 семьи с несовершеннолетними детьми, в которых проживает 94 471 несовершеннолетний. Из них на учете в органах социальной поддержки населения состоит 12 444 семьи, в которых проживает 18 883 ребенка.
Растет число многодетных семей: 2009 год - 1488 семей, в них 4783 ребенка; 2010 год - 1678 семей, в них 5519 детей; 2011 год -1981 семья, в них 6346 детей. К сожалению, увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях. Всего на учете в органах социальной поддержки населения состоит 200 262 граждан, или 33,8% жителей города, которые являются получателями тех или иных пособий, субсидий, компенсаций и выплат. Для компенсации инфляционных потерь ежегодно предусматривается индексация мер социальной поддержки населения. С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и Законом Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" государственные и областные социальные пособия и денежные выплаты проиндексированы на 6%. Сохранение объемов финансирования, индексацию или сохранение размеров социальных пособий, компенсационных выплат, оказание адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следует рассматривать как сильную сторону социальной политики в 2012 году.
Положительные тенденции носят пока неустойчивый характер. В связи с сохраняющимся уровнем безработицы, ростом цен на продукты питания и промышленные товары, увеличением тарифов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги уровень жизни отдельных категорий граждан остается невысоким.
Причиной обращений граждан с просьбой об оказании мер социальной поддержки, как правило, становится трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малоимущность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, ущерб здоровью и имуществу в результате стихийных бедствий, аварий, эпидемий, и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер), которую гражданин или семья не могут преодолеть самостоятельно, поэтому необходимость предоставления различных видов и мер социальной поддержки и помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не утрачивает своей актуальности.
Следует отметить, что вопросы социальной поддержки населения относятся к компетенции федеральных и региональных властей и переданы органам местного самоуправления для исполнения государственных полномочий в сфере предоставления социального обслуживания, оказания социальной помощи, социальной поддержки населения на основании Законов Ярославской области от 24.11.2008 N 56-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации", от 16.12.2009 N 70-з "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области".
Вместе с тем в соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" за счет средств городского бюджета реализуются дополнительные меры в виде адресного предоставления пособий, субсидий и других социальных выплат, а также проведения организационных мероприятий для отдельных категорий жителей города Ярославля. Различными видами дополнительных мер социальной поддержки за счет средств городского бюджета пользуются следующие категории, граждан:
граждане пожилого возраста;
инвалиды;
ветераны;
семьи, имеющие детей (в том числе многодетные семьи, приемные семьи, одинокие родители). Несмотря на разнообразие системы мер социальной поддержки населения, актуальным остается вопрос о расширении видов адресной социальной помощи жителям города.
По состоянию на 01.01.2012 в Ярославле зарегистрировано 9 общественных социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих представление интересов, а также социальную поддержку и защиту отдельных категорий граждан города Ярославля - инвалидов и ветеранов. В городе усовершенствован порядок оказания правовой, организационной и финансовой помощи указанным общественным объединениям, предоставляемые им субсидии направляются на финансирование расходов, связанных с осуществлением ими своей уставной деятельности, в том числе и на проведение социально-значимых мероприятий.
Средства бюджета города направляются:
- на проведение конференций, пленумов;
- на оплату коммунальных услуг и связи по содержанию помещений, в которых располагаются общественные объединения;
- на издание печатных и информационных материалов;
- на проведение культурно-массовых мероприятий.
В среднем в течение года на средства предоставляемой субсидии общественными объединениями проводится около 96 различных мероприятий (конкурсы, выставки, викторины, литературно-музыкальные композиции, посещения музеев, праздничные чаепития, шахматно-шашечные турниры и спортивные мероприятия, балы-маскарады и детские конкурсные программы) с общим охватом участников в количестве 7,5 тыс. человек.
Реализация Программы функционирования позволит решать проблемы незащищенных категорий населения на основе системных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения населения, нуждающегося в социальной поддержке, повышение качества и расширение объема услуг, предоставляемых населению, улучшение организации социальной помощи незащищенным категориям населения города, расширение диапазона участия общественных объединений, а также увеличение численности участников социально значимых мероприятий и их самореализации в социальной жизни города Ярославля.
2. Цель и задачи Программы функционирования, обоснование их выбора
Основные цели и задачи совершенствования сферы социальной поддержки населения определены приоритетными направлениями деятельности, обозначенными в Послании Президента Российской Федерации, целевыми установками Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 22.12.2011 года, приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в 2012 году остаются вопросы социальной поддержки старшего поколения, вопросы семьи и детства, реализация программ поддержки семей с тремя и более детьми, повышение качества оказываемых клиентам услуг.
Таким образом, Целью Программы функционирования является поддержка социальной стабильности, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства и обеспечение полноценной социальной поддержки населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Организация и предоставление социальной поддержки и помощи в виде денежных выплат отдельным категориям граждан, направленной на улучшение качества их жизни на основе адресности, своевременности и достаточности.
2. Поддержка некоммерческих социально ориентированных общественных объединений, осуществляющих социальную поддержку и защиту отдельных категорий граждан на территории города Ярославля.
3. Организация и проведение мероприятий к памятным и праздничным датам для отдельных категорий жителей города Ярославля.
4. Организация и предоставление социального обслуживания.
3. Целевые индикаторы Программы функционирования
N п/п |
Цель и задачи |
Индикатор достижения |
Базовое значение 2011 год |
Планируемое значение за 2012 год |
Цель: Поддержка социальной стабильности, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства и обеспечение полноценной социальной поддержки населения | ||||
1. |
Задача 1: Организация и предоставление социальной поддержки и помощи в виде денежных выплат отдельным категориям граждан, направленной на улучшение качества их жизни на основе адресности, своевременности и достаточности. |
1. Количество дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых отдельным категориям граждан в рамках Программы функционирования (ед.) |
19 202 |
19 000 |
2. Количество граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым оказывается адресная материальная помощь (чел.). |
5671 |
5700 |
||
2. |
Задача 2: Поддержка некоммерческих социально ориентированных общественных объединений, осуществляющих социальную поддержку и защиту отдельных категорий граждан на территории города Ярославля |
1. Количество общественных объединений ветеранов и инвалидов на территории города, характеризующихся социальной направленностью (ед.). |
9 |
9 |
2. Доля общественных объединений, получающих поддержку органов местного самоуправления (% от общего числа зарегистрированных объединений ветеранов и инвалидов) |
15 |
15 |
||
3. Доля средств бюджета отрасли (ГРБС - УСПНиОТ), выделенных на предоставление субсидий общественным объединениям социальной направленности (%) |
2,3 |
2,6 |
||
3. |
Задача 3: Организация и проведение мероприятий к памятным и праздничным датам для отдельных категорий жителей города Ярославля |
1. Подушевой расход средств городского бюджета на реализацию мероприятий к памятным и праздничным датам (тысяч рублей на 1 человека, охваченного участием в мероприятиях). |
0,5 |
0,5 |
2. Количество граждан, задействованных в мероприятиях (чел.). |
31 937 |
25 000 |
||
4. |
Задача 4: Организация и предоставление социального обслуживания |
1. Количество социальных услуг, предоставленных населению на базе МУ КЦСОН, "МКУ "ДНП города Ярославля" (услуг) |
2 328 846 |
2 272 650 |
4. Ресурсное обеспечение Программы функционирования
4.1. Кадровое и организационное обеспечение.
Управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля (структурное подразделение мэрии, самостоятельное юридическое лицо), штатной численностью 99 человек. В структуре Управления:
- начальник управления, является должностным лицом, осуществляет общее руководство и организацию работы управления;
- первый заместитель начальника управления (1 единица) осуществляет непосредственное руководство и контроль за курируемыми отделами по направлениям работы;
- заместитель начальника управления - начальник отдела планирования и экономического анализа (1 единица) осуществляет непосредственное руководство и контроль за курируемыми отделами по направлениям работы;
- отдел планирования и экономического анализа (4 единицы);
- отдел бухгалтерского учета и отчетности (5 единиц);
- отдел правовой и кадровой работы (4 единицы);
- отдел по организации деятельности в сфере социальной поддержки населения (5 единиц);
- отдел социально-трудовых отношений, охраны труда и организации социального обслуживания (6 единиц);
- сектор документального и материально-технического обеспечения (4 единицы);
- 6 территориальных отделов, расположенных в каждом районе города:
1. Дзержинский - 17 единиц;
2. Заволжский - 13 единиц;.
3. Красноперекопский - 8 единиц;
4. Кировский - 8 единиц;
5. Ленинский - 8 единиц;
6. Фрунзенский - 14 единиц.
При территориальных отделах созданы комиссии по оказанию социальной поддержки жителям города Ярославля и по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.
Управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля исполняет функции и полномочия учредителя 8 муниципальных учреждений, с общей численностью работников - 1 355 человек, в том числе:
- 6 комплексных центров социального обслуживания населения в каждом районе города (общая численность работников 1167,5 штатных единиц), включая:
муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения "Светоч" Дзержинского района - 255 единиц;
муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Заволжского района - 220 единиц;
муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Кировского района - 155 единиц;
муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Краснопе-рекопского района - 179 единиц;
муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Ленинского района - 168 единиц;
муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Фрунзенского района - 190,5 единицы.
Комплексные центры социального обслуживания населения располагаются в 19 помещениях районов города Ярославля для обеспечения шаговой доступности клиентов и оказывают социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям, имеющим детей.
В комплексных центрах социального обслуживания населения работают:
7 отделений дневного пребывания;
6 отделений срочной социальной помощи;
43 отделения социального обслуживания на дому, в том числе 4 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому;
2 отделения социальной реабилитации;
1 отделение реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями;
6 отделений психолого-педагогической помощи семье и детям;
3 организационно-методических отделения; 3 консультационных отделения.
Ежегодно в среднем общее количество обслуживаемых жителей города составляет 18 685 клиентов, общее количество предоставляемых социальных услуг - 2 315 987;
- муниципальное казенное учреждение "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий города Ярославля" (18 единиц). В среднем в год временный приют и проживание от одного месяца до трех получают 295 чел, в том числе из мест лишения свободы - 176, оказывается 12 859 социальных услуг для этой категории граждан;
- муниципальное казенное учреждение "Центр социальных выплат" города Ярославля", в составе которого 6 отделов социальных выплат в каждом районе города (общей численностью 169,5 штатных единиц, в т. ч. 153 единицы - за счет средств областной субвенции и 16,5 единиц за счет средств городского бюджета). Центр обеспечивает назначение и выплату большого массива пособий, компенсаций и субсидий.
4.2. Техническое обеспечение.
Рабочие места специалистов управления оборудованы компьютерной техникой.
Локальная вычислительная сеть управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля является частью корпоративной сети мэрии города Ярославля и подключена к ней по двум оптическим каналам связи. Подключение предназначено для выполнения строго определенного набора функций - таких, как обеспечение доступа пользователей к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", правовым системам и другим ресурсам корпоративной сети мэрии. В сети мэрии развернута доменная инфраструктура MS Windows. Домен мэрии города Ярославля.
Пользователи локальной вычислительной сети управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля подключены через СКС к портам коммутаторов. Скорость передачи данных составляет 100 Мбит/с. В качестве среды передачи данных используется неэкранированная медная витая пара.
В подведомственных учреждениях имеется в наличии 19 единиц транспорта.
Технические ресурсы включают в себя нормативно-правовые документы, методологическое обеспечение организации реализации Программы, базы данных всех категорий получателей мер социальной поддержки и помощи.
Дополнительного технического обеспечения для реализации программных мероприятий не требуется.
Приказом Начальника Управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля от 1 августа 2012 г. N 245-о пункт 4.3 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного приказа
4.3. Финансовое обеспечение Программы функционирования.
5. Организационная схема управления и контроля за реализацией Программы функционирования
Исполнителем Программы функционирования является управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля в лице своих структурных подразделений - отделов и подведомственных учреждений.
Начальник управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля осуществляет непосредственный контроль за реализацией Программы функционирования и несет ответственность за ее эффективность и результативность.
Исполнение Программы функционирования и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем:
- распределения полномочий и координации действий следующих исполнителей Программы функционирования - структурных подразделений управления (отделов) и подведомственных учреждений (ответственный: первый заместитель начальника управления):
1. В части исполнения задачи 1:
1.1. МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля" (ответственный - директор учреждения) реализует мероприятия, указанные в пунктах 1.1. - 1.4.; 1.7. - 1.8.;1.10. раздела 4.3 Программы функционирования.
1.2. Отделы планирования и экономического анализа, бухгалтерского учета и отчетности и по организации деятельности в сфере социальной поддержки населения управления (ответственные - начальники отделов) реализуют мероприятия, указанные в пунктах 1.5 - 1.9; 1.11 раздела 4.3 Программы функционирования.
2. В части исполнения задач 2 и 3:
2.1. Отдел по организации деятельности в сфере социальной поддержки населения, территориальные отделы по социальной поддержке населения районов города Ярославля (ответственные - начальники отделов) реализуют мероприятия, указанные в пунктах 2.1.; 3.1.1. - 3.1.7. раздела 4.3. Программы функционирования.
2.2. МУ КЦСОН районов города Ярославля и МКУ "ДНП города Ярославля" (ответственные - директора подведомственных учреждений) реализуют мероприятия, указанные в пунктах 1.8.; 3.1.5.- 3.1.6. раздела 4.3. Программы функционирования совместно с отделами управления.
3. В части исполнения задачи 4:
3.1. МУ КЦСОН районов города Ярославля и МКУ "ДНП города Ярославля" (ответственные - директора подведомственных учреждений) реализуют мероприятия, указанные в пунктах 4.1. раздела 4.3. Программы функционирования.
Механизм управления Программой функционирования:
- ежеквартальное уточнение затрат по программным мероприятиям и составу исполнителей (отдел по организации деятельности в сфере социальной поддержки населения, отдел планирования и экономического анализа, отдел бухгалтерского учета и отчетности (ответственные - начальники отделов);
- представление отчетов о ходе и результатах реализации Программы функционирования ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам 2012 года -до 15 февраля 2013 года (согласно форме Приложения 1 к Программе функционирования).
Исполнители мероприятий Программы функционирования представляют ежеквартально нарастающим итогом до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам 2012 года - до 10 февраля 2013 года в отдел планирования и экономического анализа управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля отчеты о выполненных мероприятиях (согласно форме Приложения 1 к Программе функционирования).
Уточнение (корректировка) целевых индикаторов и других параметров Программы функционирования осуществляется управлением по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля в установленном порядке с обязательным согласованием корректировок с департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля.
Внесение изменений в Программу функционирования осуществляется приказом начальника управления.
6. Анализ ожидаемых результатов реализации Программы функционирования
В соответствии с целями и задачами Программы функционирования эффективность ее реализации рассматривается с точки зрения качественных (социальных) показателей:
- сохранение и выполнение в полном объеме всех социальных обязательств, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", как системы дополнительной социальной поддержки на муниципальном уровне ветеранов, инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей;
- совершенствование на уровне муниципального образования финансовых, нормативно-правовых и организационных механизмов оказания социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- формирование эффективных механизмов поддержки проектов социально ориентированных некоммерческих, общественных объединений, а также оценки эффективности и результативности муниципальной поддержки;
- повышение качества в соответствии с административными регламентами и наращивание объемов муниципальных услуг, предоставляемых населению города Ярославля, нуждающемуся в социальной поддержке;
- формирование бюджета, ориентированного на результат, обеспечение персональной ответственности руководителей структурных подразделений управления и подведомственных учреждений за результаты эффективного и целевого использования бюджетных средств;
- повышение эффективности информационно-методической и консультационной функции исполнителей Программы функционирования.
Таким образом, эффективная реализация Программы функционирования на 2012 год обеспечит достижение стратегических и тактических целей развития города Ярославля в части поддержания социальной стабильности, последовательного повышения уровня жизни населения, снижение социального неравенства и обеспечение полноценной социальной поддержки отдельных категорий жителей города Ярославля.
Список сокращенных обозначений:
УСПНиОТ - управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля
МКУ "ЦСВ" города Ярославля" - муниципальное казенное учреждение "Центр социальных выплат" города Ярославля"
МУ КЦСОН - муниципальные учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения районов города Ярославля"
МКУ "ДНП города Ярославля" - муниципальное казенное учреждение "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий города Ярославля"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.