Указ Губернатора Ярославской области от 29 июня 2012 г. N 300
"Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних"
11 октября 2013 г., 14 апреля 2014 г., 17 марта, 22 июля 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства области от 03.05.2011 N 340-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления государственной услуги "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних" (далее - Административный регламент).
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в пункт 2 настоящего Указа внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
2. Контроль за исполнением указа возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, культуры, спорта и молодежной политики.
3. Указ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, за исключением положений Административного регламента, касающихся межведомственного взаимодействия, вступающих в силу с 01 июля 2012 года.
Губернатор области |
С.Н. Ястребов |
Административный регламент
предоставления государственной услуги "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних"
(утв. указом Губернатора области
от 29 июня 2012 г. N 300)
11 октября 2013 г., 14 апреля 2014 г., 17 марта, 22 июля 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Административный регламент предоставления государственной услуги "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних" (далее - Административный регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних" (далее - государственная услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих в связи с предоставлением государственной услуги, и устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Ярославской области (далее - органы местного самоуправления) переданных государственных полномочий по опеке и попечительству в части установления и снятия опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних граждан.
Административный регламент определяет также особенности предоставления государственной услуги должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
1.2. Заявителями на получение государственной услуги являются совершеннолетние граждане Российской Федерации (далее - заявитель, заявители).
1.3. Требования к порядку информирования о порядке предоставления государственной услуги.
1.3.1. Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется департаментом образования Ярославской области (далее - департамент) и органами местного самоуправления.
Местонахождение и почтовый адрес департамента: Советская ул., д. 7, г. Ярославль, ГСП, 150000.
Адрес страницы департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области http://www.yarregion.ru/depts/dobr/default.aspx.
Адрес электронной почты департамента: dobr@region.adm.yar.ru
Справочные телефоны департамента: (4852) 40-18-95, (4852) 40-08-75.
Факс (4852) 72-83-81.
1.3.2. Адреса и телефоны органов местного самоуправления, график приема граждан представлены в приложении 1 к Административному регламенту.
1.3.3. График работы департамента:
понедельник - четверг - с 8.30 до 17.30;
пятница - с 8.30 до 16.30;
перерыв на обед - с 12.30 до 13.18;
суббота, воскресенье - выходные дни.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в подпункт 1.3.4 пункта 1.3 раздела 1 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
1.3.4. Информация о месте нахождения и графике работы департамента и органов местного самоуправления предоставляется посредством ее размещения на странице департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области и сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи по электронной почте и указанным телефонам.
1.3.5. Информирование о государственной услуге и ходе ее предоставления осуществляется специалистами департамента и органов местного самоуправления при личном обращении заявителя, с использованием почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.
Консультации по вопросам предоставления государственной услуги проводятся специалистами департамента и органов местного самоуправления в течение рабочего дня.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в подпункт 1.3.6 пункта 1.3 раздела 1 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
1.3.6. На странице департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области, сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в помещениях органов местного самоуправления размещается следующая информация:
- извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению государственной услуги;
- текст Административного регламента с приложениями, блок-схема предоставления государственной услуги;
- перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требования, предъявляемые к этим документам;
- образцы оформления документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- сведения о месторасположении, графике (режиме) работы департамента и графике приема граждан органами местного самоуправления, номерах телефонов, адресах сайтов и электронной почты, по которым заявители могут получить информацию.
1.3.7. В федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (http://www.gosuslugi.ru) размещаются информация о государственной услуге и форма заявления, необходимого для получения государственной услуги, доступная для копирования и заполнения в электронном виде.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 подпункт 1.3.8 пункта 1.3 раздела 1 настоящего Регламента изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
1.3.8. Государственная услуга предоставляется по принципу "одного окна" должностными лицами государственного автономного учреждения Ярославской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ), а также его филиалами и организациями, привлеченными к реализации его функций в соответствии с соглашением о взаимодействии между МФЦ и органами местного самоуправления.
Адрес сайта МФЦ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://mfc76.ru.
Адрес электронной почты МФЦ: mfc76@mfc76.ru.
Информацию о порядке предоставления государственной услуги и о ходе рассмотрения заявления, необходимого для предоставления государственной услуги, можно получить у должностных лиц МФЦ лично, по телефону, по письменному обращению, электронной почте, на сайте МФЦ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Адреса и телефоны филиалов МФЦ, организаций, привлеченных к реализации функций МФЦ, график приема граждан представлены на сайте МФЦ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://mfc76.ru.
2. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги - "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних".
2.2. Наименование органа, предоставляющего государственную услугу.
Предоставление государственной услуги осуществляется органами местного самоуправления. Адреса и телефоны органов местного самоуправления, предоставляющих государственную услугу, указаны в приложении 1 к Административному регламенту.
Департамент является органом, ответственным за предоставление государственной услуги и осуществление контроля за ее предоставлением.
Органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Ярославской области и оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг органами исполнительной власти области, утвержденный постановлением Правительства области от 06.06.2011 N 422-п "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти области".
В предоставлении государственной услуги участвует также МФЦ в части, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между МФЦ и органами местного самоуправления.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в пункт 2.3 раздела 2 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
2.3. Формы предоставления государственной услуги:
- очная (при личном обращении заявителя (по его выбору) в органы местного самоуправления или к должностным лицам МФЦ (в части приема у заявителя заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги при указании заявителем способа получения в МФЦ));
- заочная (без личного присутствия заявителя при его обращении в орган местного самоуправления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Государственная услуга в электронной форме предоставляется только пользователям, зарегистрированным в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").
2.4. Конечным результатом предоставления государственной услуги являются:
- для лиц, обратившихся с заявлением об установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних граждан:
выдача (направление) заявителю копии муниципального правового акта об установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних граждан и назначении заявителя опекуном (попечителем);
выдача (направление) заявителю копии муниципального правового акта об отказе в установлении опеки (попечительства);
- для лиц, обратившихся с заявлением об освобождении от обязанностей опекуна (попечителя) в отношении несовершеннолетних граждан:
выдача (направление) заявителю копии муниципального правового акта об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения опекунских (попечительских) обязанностей.
2.5. Сроки предоставления государственной услуги.
Срок предоставления государственной услуги и выдачи документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, не должен превышать:
- 33 дня с момента регистрации представленных документов - для лиц, обратившихся с заявлением об установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних;
- 11 дней с момента регистрации представленных документов - для лиц, обратившихся с заявлением об освобождении от обязанностей опекуна (попечителя) в отношении несовершеннолетних.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в пункт 2.6 раздела 2 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
2.6. Перечень нормативных правовых актов, содержащих правовые основания для предоставления государственной услуги с указанием их реквизитов и источников официального опубликования:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301);
- Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802);
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Российская газета, 2008, 30 апреля, N 94; Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755);
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Российская газета, 2010, 30 июля, N 168);
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572);
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5559; Российская газета, 2011, 05 октября, N 222);
- постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" (Российская газета, 2012, 31 декабря, N 303; Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (часть 2), ст. 7932);
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 36, ст. 4577);
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2014 N 290н "Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан" (Российская газета, 2014, 18 августа, N 185);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (Российская газета, 2009, 29 декабря, N 252);
- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.01.2012 N 13 "Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 19);
- Закон Ярославской области от 9 ноября 2007 г. N 70-з "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству" (Губернские вести, 2007, 14 ноября, N 89);
- Закон Ярославской области от 16 декабря 2009 г. N 70-з "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области" (Документ-Регион, 2009, 22 декабря, N 36);
- постановление Администрации области от 31.01.2007 N 29 "О создании департамента образования Ярославской области" (Губернские вести, 2007, 13 февраля, N 9);
- постановление Администрации области от 29.12.2007 N 442 "Об утверждении Порядка формирования комиссии по опеке и попечительству при органах опеки и попечительства и их полномочий" (Губернские вести, 2008, 11 января, N 1).
- постановление Правительства области от 29.12.2012 N 1579-п "О перечне государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах" (Документ-Регион, 2013, 15 января, N 2).
2.7. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги:
2.7.1. При обращении за установлением опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних граждан:
2.7.1.1. Документы, которые заявитель должен представить самостоятельно:
- заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту (далее - заявление);
- оригинал паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, либо их копии с последующим предъявлением оригинала;
- справка с места работы заявителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев (принимаются органами местного самоуправления в течение 1 года со дня их выдачи) и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) заявителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев (принимаются органами местного самоуправления в течение 1 года со дня их выдачи) и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);
- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования заявителя, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации (принимается органами местного самоуправления в течение 6 месяцев со дня его выдачи);
- копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с заявителем, на прием ребенка (детей) в семью;
- копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки заявителя в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации;
- автобиография;
В случае личного обращения в орган местного самоуправления заявитель при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.
Способ представления документов (в очной форме или в электронной) определяется заявителем.
2.7.1.2. Сведениями (документами), запрашиваемыми в рамках межведомственного электронного взаимодействия, являются:
- выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
- сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске (справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у заявителя судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации);
- сведения о размере социальных выплат застрахованного лица из бюджетов всех уровней (копия пенсионного удостоверения, справка из органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение) - для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты.
Для направления запросов о предоставлении указанных документов гражданин обязан представить в орган местного самоуправления сведения, представление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.
Заявитель по собственной инициативе может представить указанные документы самостоятельно (документы, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 2.7.1.2 пункта 2.7 данного раздела Административного регламента, принимаются органами местного самоуправления в течение 1 года со дня их выдачи). Способ предоставления документов (в очной форме или в заочной форме) определяется заявителем.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в подпункт 2.7.1.3 пункта 2.7 раздела 2 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
2.7.1.3. Гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем) и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства", в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные абзацами вторым и седьмым подпункта 2.7.1.1 пункта 2.7 данного раздела Административного регламента.
Указом Губернатора Ярославской области от 14 апреля 2014 г. N 150 подпункт 2.7.1 пункта 2.7 раздела 2 настоящего Регламента дополнен подпунктом 2.7.1.4, вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
2.7.1.4. В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в абзацах шестом и восьмом подпункта 2.7.1.1 и абзаце четвертом подпункта 2.7.1.2 пункта 2.7.1 пункта 2.7 данного раздела Административного регламента, орган местного самоуправления изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных заявителем оригиналов этих документов).
2.7.2. При обращении с просьбой о снятии опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних граждан:
- заявление о снятии опеки (попечительства) над несовершеннолетним по форме согласно приложению 3 к Административному регламенту;
- копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (заверенная в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, или с предъявлением оригинала).
2.7.3. В случае отсутствия у заявителя (кроме близких родственников несовершеннолетних граждан) заключения о возможности быть опекуном (попечителем) в отношении несовершеннолетних граждан либо истечения срока его действия заявитель получает указанное заключение в установленном законом порядке.
2.7.4. Органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя:
- представления документов, информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в перечень, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии документов к рассмотрению по существу.
Оснований для отказа в приеме документов нет.
2.9. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления и (или) отказа в предоставлении государственной услуги.
Оснований для приостановления и (или) отказа в предоставлении государственной услуги нет.
2.10. Государственная услуга в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется бесплатно.
2.11. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления и при получении результата государственной услуги в очной форме составляет не более 15 минут.
2.12. Срок и порядок регистрации заявления гражданина:
- при очной форме обращения - в течение 30 минут;
- при заочной форме обращения - в течение 2 рабочих дней со времени поступления документов.
Указом Губернатора Ярославской области от 22 июля 2016 г. N 402 в пункт 2.13 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
2.13. Требования к местам предоставления государственной услуги.
Прием заявителей осуществляется органами местного самоуправления по адресам, представленным в приложении 1 к Административному регламенту. При обращении заявителей в МФЦ прием осуществляется по адресам, указанным на сайте МФЦ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://mfc76.ru.
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга:
- территория, прилегающая к зданиям органов местного самоуправления, должна иметь места для парковки автотранспортных средств;
- вход в здание оборудуется соответствующей вывеской;
- кабинеты для приема заявителей оборудуются информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета, наименования отдела и фамилий, имен, отчеств специалистов;
- места приема документов оснащаются стульями, столами, телефоном, обеспечиваются писчей бумагой и письменными принадлежностями.
Места ожидания приема должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормативам, предусмотренным для общественных помещений.
В местах ожидания приема должны быть предусмотрены сидячие места для посетителей. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.
В местах ожидания для посетителей должен быть обеспечен свободный доступ в санитарно-бытовые помещения.
В местах ожидания на видном месте размещаются схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей.
На информационных стендах в помещениях органов местного самоуправления размещается следующая информация:
- о порядке предоставления государственной услуги;
- о порядке проведения личного приема заявителей;
- о сроках предоставления государственной услуги;
- о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- образцы заполнения заявлений.
Пути движения к входу в здание, вход в здание, пути движения к местам ожидания, информирования и предоставления государственной услуги, равно как и сами места ожидания, информирования и предоставления государственной услуги, санитарно-гигиенические помещения оборудуются в соответствии с требованиями строительных норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов и маломобильных групп населения.
Указом Губернатора Ярославской области от 22 июля 2016 г. N 402 настоящий Регламент дополнен пунктом 2.13.1, вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
2.131. Требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к местам предоставления государственной услуги:
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления государственной услуги, в том числе о правилах оформления необходимых для получения государственной услуги документов, о совершении инвалидами других необходимых для получения государственной услуги действий;
- адаптация официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- оборудование входа в здание пандусом, кнопкой для вызова вахтера, расширенными дверными проемами для обеспечения возможности самостоятельного входа в здание и выхода из него;
- обеспечение возможности подать заявление и прилагаемые документы и получить результат предоставления государственной услуги через Единый портал;
- обеспечение возможности подать заявление и прилагаемые документы и получить результат предоставления государственной услуги в МФЦ;
- осуществление приема заявителей в помещении на первом этаже здания, в котором предоставляется государственная услуга, для обеспечения возможности самостоятельного передвижения по территории, в том числе с использованием кресла-коляски;
- оказание помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими государственной услуги наравне с другими лицами, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;
- обеспечение допуска в здание, в котором предоставляется государственная услуга, или к месту предоставления государственной услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение (форма документа и порядок его выдачи определены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации);
- обеспечение допуска в здание сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика.
Указом Губернатора Ярославской области от 22 июля 2016 г. N 402 в пункт 2.14 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
2.14. Показатели доступности и качества государственной услуги:
- соблюдение Административного регламента;
- удовлетворенность заявителя качеством предоставления государственной услуги;
- обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан к местам предоставления государственной услуги.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- по установлению опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних:
прием и регистрация документов на оказание государственной услуги;
рассмотрение заявления и документов, направление запросов в органы внутренних дел, органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченный орган, предоставляющий выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета, проверка документов;
обследование условий жизни заявителя, оформление акта по результатам обследования;
рассмотрение документов заявителя, ответов на запросы в органы внутренних дел, органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченный орган, предоставляющий выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета и акта обследования условий жизни заявителя, принятие и оформление решения;
уведомление заявителя о принятом решении и выдача (направление) результатов государственной услуги;
- по снятию опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних:
прием и регистрация документов на оказание государственной услуги;
принятие и оформление решения по обращению заявителя;
уведомление заявителя о принятом решении и выдача (направление) результатов государственной услуги заявителю.
Блок-схема предоставления государственной услуги (при установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних) представлена в приложении 4 к Административному регламенту.
Документы, которые находятся в распоряжении иных органов и организаций и должны быть представлены в орган, предоставляющий государственную услугу, указаны в подпункте 2.7.1.2 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента.
Блок-схема предоставления государственной услуги (при снятии опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних) представлена в приложении 5 к Административному регламенту.
3.1. При установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних предусматривается осуществление следующих административных процедур:
3.1.1. Прием и регистрация документов, необходимых для оказания государственной услуги.
Основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя, который желает стать опекуном (попечителем), в орган местного самоуправления или к должностным лицам МФЦ за предоставлением государственной услуги.
3.1.1.1. При обращении за предоставлением государственной услуги в очной форме специалист органа местного самоуправления или должностное лицо МФЦ, ответственные за прием документов:
- устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность;
- проверяет правильность написания заявления и соответствие сведений, указанных в заявлении, паспортным данным;
- проверяет наличие всех необходимых документов, указанных в подпункте 2.7.1.1 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента, и их соответствие следующим условиям:
тексты документов написаны разборчиво;
фамилия, имя и отчество заявителя, дата рождения, адрес его места жительства написаны полностью;
в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
При установлении фактов отсутствия необходимых документов, указанных в подпункте 2.7.1.1 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента, специалист органа местного самоуправления или должностное лицо МФЦ, ответственные за прием документов, объясняют заявителю содержание выявленных недостатков.
При отсутствии у заявителя заполненного бланка заявления или неправильном его заполнении специалист органа местного самоуправления или должностное лицо МФЦ, ответственные за прием документов, помогают заявителю заполнить бланк заявления.
3.1.1.2. При обращении за предоставлением государственной услуги в заочной форме специалист органа местного самоуправления, ответственный за прием документов:
- проверяет наличие всех необходимых документов, указанных в подпункте 2.7.1.1 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента;
- проверяет правильность написания заявления и соответствие представленных документов требованиям подпункта 2.7.1.1 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента.
В случае обнаружения несоответствий специалист органа местного самоуправления связывается с заявителем по телефону и уведомляет его о наличии препятствий для регистрации документов, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает устранить их.
3.1.1.3. Специалист органа местного самоуправления или должностное лицо МФЦ регистрирует заявление и представленные документы, сообщает заявителю о дате и времени получения документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги.
3.1.1.4. Документы, поступившие из МФЦ, регистрируются специалистом органа местного самоуправления датой, соответствующей дате регистрации заявления и документов в МФЦ.
Срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты регистрации документов в МФЦ.
3.1.1.5. Результат административной процедуры - регистрация заявления и представленных заявителем документов.
Общий срок исполнения административной процедуры:
при очной форме обращения - не более 30 минут;
при заочной форме обращения - не более 1 рабочего дня.
Должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры, - специалист органа местного самоуправления.
Указом Губернатора Ярославской области от 14 апреля 2014 г. N 150 подпункт 3.1.1 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Регламента дополнен подпунктом 3.1.1.6, вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
3.1.1.6. В случае если в заявлении заявителем указан способ получения результата предоставления государственной услуги в МФЦ, органы местного самоуправления обеспечивают его представление в МФЦ, осуществляют выдачу заявителю документов, сформированных по результатам рассмотрения заявления и необходимых документов, в срок не позднее двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Передача органами местного самоуправления документов по результатам предоставления государственной услуги для выдачи заявителю осуществляется на основании сопроводительного письма (сопроводительного реестра). Выдача документов по результатам предоставления государственной услуги при личном обращении заявителя в МФЦ осуществляется должностным лицом МФЦ. Органы местного самоуправления обеспечивают представление в МФЦ копии муниципального правового акта об установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних граждан и назначении заявителя опекуном (попечителем) либо копии муниципального правового акта об отказе в установлении опеки (попечительства).
Указом Губернатора Ярославской области от 14 апреля 2014 г. N 150 подпункт 3.1.1 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Регламента дополнен подпунктом 3.1.1.7, вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
3.1.1.7. Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:
- получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;
- обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:
- познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
- ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;
- подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в подпункт 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
3.1.2. Рассмотрение заявления и документов, направление запросов в органы внутренних дел, органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченный орган, предоставляющий выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета, проверка документов.
Основанием для начала административной процедуры является регистрация заявления и документов заявителя.
3.1.2.1. Специалист органа местного самоуправления рассматривает заявление и представленные документы.
В случае если установлены факты отсутствия необходимых документов, указанных в подпункте 2.7.1.1 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента, либо несоответствия их требованиям подпункта 3.1.1.1 пункта 3.1 данного раздела Административного регламента, специалист органа местного самоуправления направляет поступившие документы на рассмотрение комиссии по опеке и попечительству (далее - комиссия). Комиссия принимает решение не рекомендовать установить опеку (попечительство). Решение комиссии оформляется протоколом. Документы заявителя и протокол комиссии передаются специалисту органа местного самоуправления. Специалист органа местного самоуправления на основании решения комиссии готовит проект муниципального правового акта об отказе в установлении опеки (попечительства).
Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления подписывает муниципальный правовой акт об отказе в установлении опеки (попечительства). После подписания муниципальный правовой акт об отказе в установлении опеки (попечительства) передается специалисту органа местного самоуправления. Специалист органа местного самоуправления регистрирует указанный акт.
Вместе с копией муниципального правового акта об отказе в установлении опеки (попечительства) заявителю возвращаются его документы.
После устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в установлении опеки (попечительства), заявитель вправе обратиться за получением государственной услуги вновь.
В случае если представленные документы соответствуют требованиям Административного регламента, специалист органа местного самоуправления формирует и направляет запросы:
- в органы внутренних дел - по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" (форма 1 приложения 6 к Административному регламенту);
- в органы Пенсионного фонда Российской Федерации - по форме 2 согласно приложению 6 к Административному регламенту;
- в уполномоченный орган, предоставляющий копию финансового лицевого счета, выписку из домовой (поквартирной) книги, - по форме 3 согласно приложению 6 к Административному регламенту.
Максимальный срок исполнения административного действия - в течение 1 рабочего дня с момента регистрации документов.
Органы внутренних дел формируют ответ на запрос и в срок, который не может превышать 10 календарных дней со дня получения запроса, направляют его в орган местного самоуправления.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченный орган, предоставляющий копию финансового лицевого счета, выписку из домовой (поквартирной) книги, формируют ответы на запросы и в течение 5 рабочих дней направляют их в орган местного самоуправления.
Запросы и ответы на них направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего уполномоченного органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
3.1.2.2. После получения ответов из органов внутренних дел, органов Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченного органа, предоставляющего копию финансового лицевого счета, выписку из домовой (поквартирной) книги, специалист органа местного самоуправления:
- в случае подтверждения, что заявитель относится к лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления, передает принятые у заявителя документы и ответы, полученные по каналам межведомственного взаимодействия, на рассмотрение комиссии;
- в случае подтверждения, что заявитель не относится к лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления, согласует с заявителем дату и время обследования условий жизни заявителя.
Срок исполнения административного действия - в течение 1 дня с момента получения ответов из органов внутренних дел, органов Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченного органа, предоставляющего выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета.
3.1.2.3. Результатом административной процедуры является направление принятых у заявителя документов и ответов, полученных по каналам межведомственного взаимодействия, на рассмотрение комиссии либо согласование с заявителем даты и времени обследования условий жизни заявителя.
Должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры, - специалист органа местного самоуправления.
Максимальный срок исполнения административной процедуры - 17 дней.
3.1.3. Обследование условий жизни заявителя, оформление акта по результатам обследования.
Основанием для начала административной процедуры является согласование с заявителем даты и времени обследования условий жизни заявителя (далее - обследование).
3.1.3.1. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа местного самоуправления, который (которые) выходит (ят) по месту жительства заявителя. В ходе обследования определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению заявителя опекуном (попечителем).
При обследовании специалист (специалисты) органа местного самоуправления оценивает (ют) жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
Срок исполнения административного действия - в соответствии с датой, согласованной с заявителем, но не более 3 дней.
3.1.3.2. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности заявителя быть опекуном указываются в акте обследования, составленном по форме согласно приложению 7 к Административному регламенту в 2 экземплярах и подписанном уполномоченным специалистом органа местного самоуправления. Уполномоченное должностное лицо утверждает акт обследования, после чего уполномоченный специалист направляет (вручает) один экземпляр акта обследования заявителю. Второй экземпляр приобщается к пакету документов.
Срок исполнения административного действия - не более 2 дней со дня обследования.
3.1.3.3. Результат административной процедуры - акт обследования условий жизни заявителя, утвержденный уполномоченным должностным лицом.
Общий срок исполнения административной процедуры - 5 дней.
Должностные лица, ответственные за выполнение административной процедуры: уполномоченный специалист органа местного самоуправления, проводивший обследование, уполномоченное должностное лицо.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в подпункт 3.1.4 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Регламента внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
3.1.4. Рассмотрение документов заявителя, ответов на запросы в органы внутренних дел, органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченный орган, предоставляющий выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета и акта обследования, принятие и оформление решения.
Основанием для начала административной процедуры является направление специалистом органа местного самоуправления на рассмотрение комиссии:
принятых у заявителя документов, ответов на запросы в органы внутренних дел, органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченный орган, предоставляющий выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета в случае подтверждения, что заявитель относится к лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- принятых у заявителя документов, ответов на запросы в органы внутренних дел, органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченный орган, предоставляющий выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета, акта обследования, утвержденного уполномоченным должностным лицом, в случае подтверждения, что заявитель не относится к лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.
3.1.4.1. В случае представления в орган местного самоуправления документов, предусмотренных пунктом 2.7 раздела 2 Административного регламента, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) гражданин представляет специалисту органа местного самоуправления оригиналы указанных документов.
3.1.4.2. Комиссия рассматривает поступившие документы, ответы на запросы из органов внутренних дел, органов Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченного органа, предоставляющего выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета, определяет наличие (отсутствие) установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению заявителя опекуном (попечителем), акта обследования и наличие (отсутствие) оригиналов документов, предусмотренных пунктом 2.7 раздела 2 Административного регламента, принимает решение рекомендовать (не рекомендовать) установить опеку (попечительство) в отношении несовершеннолетних.
Отсутствие в органе местного самоуправления оригиналов документов, предусмотренных пунктом 2.7 раздела 2 Административного регламента, на момент вынесения решения о назначении опекуна является основанием для отказа в назначении опекуна.
Решение комиссии оформляется протоколом. Документы заявителя и протокол комиссии передаются специалисту органа местного самоуправления.
Срок исполнения административного действия - 4 дня.
3.1.4.3. Специалист органа местного самоуправления на основании решения комиссии готовит проект муниципального правового акта об установлении (отказе в установлении) опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних, передает его уполномоченному должностному лицу органа местного самоуправления на подпись.
Срок исполнения административного действия - 1 день.
3.1.4.4. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления подписывает муниципальный правовой акт об установлении (отказе в установлении) опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних в течение 1 дня.
3.1.4.5. После подписания муниципальный правовой акт об установлении (отказе в установлении) опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних регистрируется в установленном порядке специалистом органа местного самоуправления в течение 1 дня.
3.1.4.6. Результат административной процедуры - регистрация муниципального правового акта об установлении (отказе в установлении) опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних.
Максимальный срок выполнения административной процедуры - 7 дней.
Должностные лица, ответственные за выполнение административной процедуры: уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления, председатель комиссии, специалист органа местного самоуправления.
3.1.5. Уведомление заявителя о принятом решении и выдача (направление) заявителю результата предоставления государственной услуги.
Основанием для начала административной процедуры является зарегистрированный муниципальный правовой акт об установлении (отказе в установлении) опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних.
3.1.5.1. Специалист органа местного самоуправления в течение 1 дня уведомляет заявителя любым доступным способом о готовности муниципального правового акта и согласует с заявителем время и способ его получения.
3.1.5.2. При выдаче копии муниципального правового акта об установлении (отказе в установлении) опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних граждан заявителю лично специалист органа местного самоуправления, ответственный за выдачу документов, устанавливает личность заявителя. Заявитель расписывается в получении копии муниципального правового акта.
3.1.5.3. При направлении копии муниципального правового акта по почте специалист органа местного самоуправления, ответственный за выдачу документов, в течение 1 дня готовит документы к отправке почтой и передает их в порядке делопроизводства для отправки заявителю.
3.1.5.4. Результат административной процедуры - выдача (направление) заявителю копии муниципального правового акта.
Максимальный срок выполнения указанной административной процедуры составляет 2 дня.
Должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры, - специалист органа местного самоуправления.
Указом Губернатора Ярославской области от 14 апреля 2014 г. N 150 подпункт 3.1.5 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Регламента дополнен подпунктом 3.1.5.5, вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
3.1.5.5. Вместе с актом об установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних граждан и назначении заявителя опекуном (попечителем) (об отказе в установлении опеки (попечительства) заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта. Копии указанных документов хранятся в органе местного самоуправления.
3.2. При снятии опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних предусматривается осуществление следующих административных процедур:
3.2.1. Прием и регистрация документов на оказание государственной услуги.
Основанием для начала административной процедуры является личное обращение заявителя в орган местного самоуправления.
3.2.1.1. Специалист органа местного самоуправления, ответственный за прием документов, связанных с оказанием государственной услуги:
- устанавливает личность заявителя;
- проверяет правильность написания заявления и соответствие сведений, указанных в заявлении, паспортным данным.
3.2.1.2. При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении специалист органа местного самоуправления, ответственный за прием документов, помогает заявителю заполнить заявление.
3.2.1.3. Специалист органа местного самоуправления, ответственный за прием документов, регистрирует заявление и сообщает гражданину о дате получения документов, связанных с результатом предоставления государственной услуги.
3.2.1.4. Результат административной процедуры - регистрация заявления.
Общий срок исполнения административной процедуры - не более 30 минут.
Должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры, - специалист органа местного самоуправления.
3.2.2. Принятие и оформление решения по обращению заявителя.
Основанием для начала административной процедуры является регистрация заявления.
3.2.2.1. Специалист органа местного самоуправления передает заявление на рассмотрение комиссии.
Специалист органа местного самоуправления, рассматривая заявление о снятии опеки (попечительства), принимает меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии со статьей 123 Семейного кодекса Российской Федерации.
Максимальный срок выполнения административного действия - 1 день.
3.2.2.2. Комиссия рассматривает заявление и принимает решение рекомендовать прекратить опеку (попечительство), освободить опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.
Решение комиссии оформляется протоколом. Документы заявителя и протокол комиссии передаются специалисту органа местного самоуправления.
Срок исполнения административного действия - 5 дней.
3.2.2.3. Специалист органа местного самоуправления на основании решения комиссии готовит проект муниципального правового акта о прекращении опеки (попечительства), освобождении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей, передает его уполномоченному должностному лицу органа местного самоуправления на подпись.
Срок исполнения административного действия - 1 день.
3.2.2.4. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления подписывает муниципальный правовой акт о прекращении опеки (попечительства), освобождении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.
Срок исполнения административного действия - 1 день.
3.2.2.5. После подписания муниципальный правовой акт о прекращении опеки (попечительства), освобождении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей регистрируется специалистом органа местного самоуправления.
Срок исполнения административного действия - 1 день.
3.2.2.6. Результат административной процедуры - регистрация муниципального правового акта о прекращении опеки (попечительства), освобождении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.
Максимальный срок выполнения указанной административной процедуры - 9 дней.
Должностные лица, ответственные за выполнение административной процедуры: уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления, председатель комиссии, специалист органа местного самоуправления.
3.2.3. Уведомление заявителя о принятом решении и выдача (направление) заявителю результата предоставления государственной услуги.
Основанием для начала административной процедуры является зарегистрированный муниципальный правовой акт о прекращении опеки (попечительства), освобождении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.
3.2.3.1. Специалист органа местного самоуправления в течение 1 дня уведомляет заявителя любым доступным способом о готовности муниципального правового акта и согласует с заявителем время и способ его получения.
3.2.3.2. При выдаче копии муниципального правового акта о прекращении опеки (попечительства), освобождении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей заявителю лично специалист органа местного самоуправления, ответственный за его выдачу, устанавливает личность заявителя. Заявитель расписывается в получении копии муниципального правового акта.
Максимальный срок выполнения административной процедуры - не более 15 минут.
3.2.3.3. При направлении копии муниципального правового акта по почте специалист органа местного самоуправления, ответственный за выдачу документов, в течение 1 дня готовит документы к отправке почтой и передает их в порядке делопроизводства для отправки заявителю.
3.2.3.4. Результат административной процедуры - выдача (направление) заявителю копии муниципального правового акта.
Максимальный срок выполнения указанной административной процедуры составляет не более 2 дней.
Должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры, - специалист органа местного самоуправления.
4. Формы контроля за исполнением Административного регламента
4.1. Текущий контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги осуществляется руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления.
Плановый контроль за предоставлением государственной услуги осуществляет департамент. Плановый контроль включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей. Внеплановые проверки проводятся по обращениям заявителей. Ответственность специалистов органов местного самоуправления за выполнение Административного регламента закрепляется в их должностных регламентах (инструкциях).
4.2. Периодичность плановых проверок составляет 1 раз в 3 года. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением Административного регламента (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки). Внеплановые проверки проводятся по конкретному обращению заявителя (в устной или письменной форме). Для проведения проверки полноты и качества предоставления государственной услуги формируется комиссия по проведению проверки, в состав которой включаются специалисты департамента.
Результаты деятельности комиссии по проведению проверки оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
4.3. В случае выявления нарушений прав граждан к виновным должностным лицам осуществляется применение мер ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги должны отвечать требованиям непрерывности и действенности (эффективности). Предоставление государственной услуги должно подвергаться анализу. По результатам проверок, анализа должны быть осуществлены необходимые меры по устранению недостатков в предоставлении государственной услуги.
Граждане, их объединения и организации могут контролировать предоставление государственной услуги путем получения информации о ней по телефону, письменным обращениям, электронной почте, на странице департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области.
Указом Губернатора Ярославской области от 14 апреля 2014 г. N 150 раздел 4 настоящего Регламента дополнен пунктом 4.5, вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
4.5. Порядок осуществления контроля за условиями и организацией предоставления государственной услуги должностными лицами МФЦ осуществляется в соответствии с соглашением о взаимодействии между МФЦ и органом местного самоуправления.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) департамента, а также должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
5.1. Заявитель имеет право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия работников органов местного самоуправления в судебном и досудебном (внесудебном) порядке.
5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействий), принимаемых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, является в том числе:
- нарушение срока регистрации заявления;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области;
- отказ органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.3. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде в орган местного самоуправления, в департамент или МФЦ.
Указом Губернатора Ярославской области от 22 июля 2016 г. N 402 пункт 5.4 настоящего Регламента изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
5.4. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием Интернета, страницы департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
5.5. Жалоба должна содержать:
- наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, государственного (муниципального) служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона(ов), адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо государственного (муниципального) служащего;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо государственного (муниципального) служащего. Заявителем представляются документы, подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.6. Жалоба, поступившая в орган местного самоуправления или департамент, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.7. Основания для отказа в рассмотрении жалобы либо приостановления ее рассмотрения отсутствуют.
5.8. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченное лицо органа местного самоуправления или директор департамента принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
5.9. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и в электронном виде по желанию заявителя направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.10. За неисполнение Административного регламента специалисты органа местного самоуправления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 пункт 5.11 раздела 5 настоящего Регламента изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
5.11. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.1 Закона Ярославской области от 3 декабря 2007 г. N 100-з "Об административных правонарушениях", должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в агентство по государственным услугам Ярославской области.
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
Приложение 1
к Административному регламенту
Адреса и телефоны
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области, график приема граждан
11 октября 2013 г., 14 апреля 2014 г., 17 марта 2016 г.
Приложение 1.1
к Административному регламенту
Адреса и телефоны
филиалов государственного автономного учреждения Ярославской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", организаций, привлеченных к реализации функций многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
См. текст приложения
Указом Губернатора Ярославской области от 11 октября 2013 г. N 544 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
Приложение 2
к Административному регламенту
(с изменениями от 11 октября 2013 г.)
Форма
В орган опеки и попечительства
_____________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
Заявление
гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
Я, _________________________________________________________________________ _,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
гражданство_________________________________________________________ ____________ ,
документ, удостоверяющий личность:__________________________________________,
(когда и кем выдан)
место жительства ________________________________________________________________,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания ________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания)
СНИЛС_____________________
прошу выдать мне заключение о возможности быть опекуном (попечителем)
прошу выдать мне заключение о возможности быть приемным родителем
прошу передать мне под опеку (попечительство) ____________________
____________________________________________________________________ ______________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей), число, месяц, год рождения)
прошу передать мне под опеку (попечительство) на возмездной основе___________________________________________________________________ __________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей), число, месяц, год рождения)
Материальные возможности, жилищные условия, состояние здоровья и характер работы позволяют мне взять ребенка (детей) под опеку (попечительство) либо принять в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Дополнительно могу сообщить о себе следующее: _________________________________________________________________________ __________
(указывается наличие у гражданина необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе информация о наличии документов об образовании, о профессиональной деятельности, о прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители и т.д.)
Я, _________________________________________________________________________ ,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
даю согласие на обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах.
___________________
(подпись, дата)
Приложение 3
к Административному регламенту
В орган опеки и попечительства
____________________________
__________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
Заявление
о снятии опеки (попечительства) над несовершеннолетним
Я, _________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
гражданство _________________________________________________
документ, удостоверяющий личность:___________________________,
(когда и кем выдан)
место жительства ____________________________________________________,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания ____________________________________________________,
(адрес места фактического проживания)
прошу снять с меня опеку (попечительство) над несовершеннолетним гражданином___________________________________________________
(фамилия(и), имя (имена), отчество(а)
____________________________________________________________________ ________,
ребенка (детей), дата(ы) рождения)
так как ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ________ .
___________________ ____________________
(дата) (подпись)
Указом Губернатора Ярославской области от 14 апреля 2014 г. N 150 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
Приложение 4
к Административному регламенту
Блок-схема
предоставления государственной услуги "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних" (при установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних)
11 октября 2013 г., 14 апреля 2014 г.
Приложение 5
к Административному регламенту
Блок-схема
предоставления государственной услуги "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних" (при снятии опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних)
Указом Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
Приложение 6
к Административному регламенту
(с изменениями от 11 октября 2013 г., 17 марта 2016 г.)
Форма
Формы
запросов, направляемых с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия
Форма 1
Запрос
списка лиц, подлежащих проверке на наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращение уголовного преследования
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (в том числе имевшиеся ранее) |
Дата рождения (дд.мм.гггг) |
Место рождения (республика, край, область, район, город) |
Адрес места жительства или место пребывания (республика, край, область, район, город, улица, дом, корпус, квартира) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Руководитель (руководитель кадрового |
____________________________________ (наименование государственного или муниципального органа) |
___________________________________ (подпись) |
____________________________________ (Ф.И.О.) |
М.П.
Форма 2
|
Руководителю территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации ___________________________ (должность, Ф.И.О.) _________________________________________
_________________________________________
_________________________________________ |
Запрос
____________________________________________________________________ ____
(указывается наименование подразделения органа местного самоуправления,
____________________________________________________________________ ________
выполняющего функцию по опеке и попечительству)
просит предоставить сведения о размере социальных выплат застрахованного лица из бюджетов всех уровней (копию пенсионного удостоверения, справку)___________________________________________________________
(Ф.И.О. заявителя, дата рождения)
____________________________________________________________________ ___
____________________________________________________________________ _________
"____" _______________ 201__ г. ___________________________
(подпись ответственного лица)
Форма 3
|
Руководителю уполномоченного органа ___________________________ (должность, Ф.И.О.) _________________________________________
_________________________________________
_________________________________________ |
Запрос
____________________________________________________________________ ____
(указывается наименование подразделения органа местного самоуправления,
____________________________________________________________________ ________
выполняющего функцию по опеке и попечительству)
просит предоставить копию финансового лицевого счета, выписку из домовой (поквартирной) книги по адресу:______________________________
(адрес полностью,
__________________________________________________________________
Ф.И.О. заявителя, дата рождения)
____________________________________________________________________ _________
____________________________________________________________________ _________
"____" _______________ 201__ г. _________________________".
(подпись ответственного лица)
Приложение 7
к Административному регламенту
Форма
(бланк органа опеки и попечительства)
|
|
"____" ________20 г. |
|
Акт
обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
Дата обследования "_____" ___________ 20____г.
____________________________________________________________________ ______
(фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, проводившего обследование)
____________________________________________________________________ ____________
проводилось обследование условий жизни ____________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии),
____________________________________________________________________ ____________,
дата рождения)
документ, удостоверяющий личность: ____________________________________,
(когда и кем выдан)
место жительства ________________________________________________________,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания ________________________________________________________,
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
образование _____________________________________________________________,
профессиональная деятельность __________________________________________
(место работы с указанием адреса,
____________________________________________________________________ ____________ .
занимаемой должности, рабочего телефона)
Жилая площадь, на которой проживает____________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
составляет _____ кв. м, состоит из ____ комнат, размер каждой комнаты: ___ кв. м,
_______ кв. м, _______ кв. м на _______ этаже в __________ -этажном доме.
Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные; количество окон и пр.)____________________________________________________________
____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ .
Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, вид отопления, наличие газа, ванны, лифта, телефона и т.д.) _____________________
____________________________________________________________________ ____________ .
Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) ___________________________________
____________________________________________________________________ ____________ .
Наличие для ребенка отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________ .
На жилой площади проживают (зарегистрированы в установленном порядке и проживают фактически):
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Год рождения |
Место работы, должность или место учебы |
Родственное отношение |
С какого времени проживает на данной жилой площади |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношения, сложившиеся между членами семьи гражданина __________
____________________________________________________________________
(характер взаимоотношений между членами семьи, особенности общения с детьми,
____________________________________________________________________ ___________ .
детей между собой и т.д.)
Личные качества гражданина (особенности характера, общая культура, наличие опыта общения с детьми и т.д.) ________________________________________
____________________________________________________________________ ____________ .
Мотивы гражданина для принятия несовершеннолетнего в семью____________________________________________________________________ _______
____________________________________________________________________ ____________ .
Дополнительные данные обследования ____________________________________
____________________________________________________________________ ____________ .
Условия жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах ___________________
(удовлетворительные/
____________________________________________________________________ _____________
неудовлетворительные с указанием конкретных обстоятельств)
____________________________________________________________________ ____________ .
Подпись лица, проводившего обследование_______________________________
______________________ _______________ ____________________________
(руководитель органа (подпись) (Ф.И.О.)
опеки и попечительства)
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предоставление государственной услуги осуществляется органами местного самоуправления в лице структурных подразделений, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства. Срок выдачи документов не должен превышать: 25 дней со дня представления документов для лиц, обратившихся с заявлением об установлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних; 11 дней со дня представления документов для лиц, обратившихся с заявлением об освобождении от обязанностей опекуна (попечителя).
Указ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.
Указ Губернатора Ярославской области от 29 июня 2012 г. N 300 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Установление и снятие опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних"
Настоящий Указ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, за исключением положений Административного регламента, касающихся межведомственного взаимодействия, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.
Текст Указа опубликован в газете "Документ-Регион" от 11 июля 2012 г. N 55
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Ярославской области от 14 мая 2024 г. N 128
Изменения вступают в силу с 27 мая 2024 г.
Указ Губернатора Ярославской области от 21 марта 2022 г. N 65
Изменения вступают в силу с 4 апреля 2022 г.
Указ Губернатора Ярославской области от 16 августа 2019 г. N 247
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2019 г.
Указ Губернатора Ярославской области от 22 июля 2016 г. N 402
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
Указ Губернатора Ярославской области от 17 марта 2016 г. N 121
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
Указ Губернатора Ярославской области от 14 апреля 2014 г. N 150
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа
Указ Губернатора Ярославской области от 11 октября 2013 г. N 544
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного Указа