В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положением о департаменте жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, постановлением Правительства области от 06.05.2016 N 547-п "Об осуществлении полномочий в области обращения с отходами и признании утратившим силу постановления Правительства области от 19.03.2015 N 295-п" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области" на 2016 - 2018 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы строительства, транспорта, развития жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения и тарифного регулирования.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства области |
Д.А. Степаненко |
Утверждена
постановлением Правительства области
от 30 декабря 2016 г. N 1381-п
Региональная программа
"Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области" на 2016 - 2018 годы
Паспорт программы
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования |
Плановый объём финансирования (тыс. руб.) |
|||
всего |
2016 |
2017* |
2018* |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
8 535,459 |
8 535,459 |
0 |
0 |
- областные средства |
8 535,459 |
8 535,459 |
0 |
0 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): |
461 050,000 |
0 |
106 400,000 |
354 650,000 |
- внебюджетные источники |
461 050,000 |
0 |
106 400,000 |
354 650,000 |
Итого по Программе |
469 585,459 |
8 535,459 |
106 400,000 |
354 650,000 |
* Плановые объемы финансирования за счет областного бюджета могут быть изменены с учетом уточнения объемов бюджетных ассигнований на 2017 - 2018 годы.
Программа финансируется из областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию законом об областном бюджете и внебюджетных источников.
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Программы
1. Ярославская область является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов, которые оказывают негативное воздействие на состояние окружающей природной среды и всех её компонентов - воздушной среды, водных объектов, почв, недр, лесов.
Результатом такого воздействия является загрязнение и деградация природных экосистем, снижение биоразнообразия, истощение природных ресурсов, ухудшение состояния здоровья населения, снижение инвестиционной привлекательности и потенциала развития Ярославской области в целом.
Согласно имеющимся данным в настоящее время на территории Ярославской области образуется 1 803 839 тонн отходов производства и потребления (далее - отходы). Из общего количества отходов твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) составляют 632 091 т или 35 процентов, в том числе крупногабаритные отходы 17 195 тонн. Данные о количестве образующихся отходов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество отходов различных видов, образующихся на территории Ярославской области
N п/п |
Наименование вида отхода |
Класс опасности |
Образовано, т |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
ТКО |
4 -5 |
632 091 |
в том числе крупногабаритные отходы |
5 |
17 195 |
|
2. |
Отходы строительства и ремонта |
3 -5 |
576 508 |
3. |
Отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства |
3 -5 |
256 689 |
4. |
Отходы добычи полезных ископаемых |
4 -5 |
349 |
5. |
Отходы обрабатывающей промышленности |
2 -5 |
146 601 |
6. |
Отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства |
1 -5 |
55 849 |
7. |
Отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром |
4 -5 |
2 807 |
8. |
Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору и обработке отходов |
3 -5 |
127 938 |
9. |
Прочие отходы производства и потребления |
2 -5 |
5 007 |
Итого |
1 803 839 |
Источниками образования отходов, в том числе ТКО, являются организации и предприятия, население области и объекты инфраструктуры. На долю населения, численность которого, по данным Ярославльстата, по состоянию на 01.01.2016 составляет 1 271 912 человек, приходится максимальное количество образующихся ТКО -632 091 тонн.
Воздействие на окружающую среду при обращении с отходами связано, в первую очередь, с их размещением. Так, количество ТКО, размещенных на специально обустроенных объектах размещения отходов (далее - ОРО), отвечающих требованиям природоохранного законодательства, в 2015 году составило 555 608 тонн, или 87,9 процентов от общего количества образованных ТКО (в том числе ТКО населения, предприятий и организаций).
В результате на территории Ярославской области объем накопления только ТКО превысил 21,7 млн. куб. м и продолжает интенсивно увеличиваться.
В настоящее время на территории области действует 21 ОРО. Из них 19 - для размещения ТКО, 2 - для размещения промышленных отходов, один из которых переполнен и подлежит рекультивации. Площадь ОРО, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, составляет 187,5 га, вместимость - 33,6 млн. куб. м.
1.1. В Ярославской области можно выделить следующие проблемы, связанные с размещением отходов:
1.1.1. Истечение срока эксплуатации действующих полигонов. В 2017 году заканчивается срок эксплуатации следующих полигонов:
- муниципальное унитарное предприятие "Спектр" (вблизи дер. Красная) Переславского района;
- муниципальное унитарное предприятие "Полигон" (вблизи с. Купанское) Переславского района;
- Первомайское коммунальное хозяйство (дер. Корхово) Первомайского района.
Максимальный остаточный ресурс имеют полигоны, расположенные в Гаврилов-Ямском и Даниловском муниципальных районах:
- полигон "Черная гора" (дер. Кудринское, 1 км);
- полигон "Тюхменево" (пос. Лукино, 2 км).
Достаточно высоко оценивается остаточный потенциал полигона ТКО в Ярославском муниципальном районе (дер. Скоково, 1 км), увеличенный за счет современных технологических решений, применяемых перед захоронением отходов, в том числе сортировки отходов и брикетирования остатков, а также использования на полигоне специализированной уплотнительной техники (уплотнитель "БОМАГ").
В октябре 2016 года на полигоне "Скоково" были проведены геолого-маркшейдерские работы по определению объемного веса складированных отходов. В результате проведенных замеров была определена плотность размещения отходов - 1,287 т/куб. м. На основании результатов геолого-маркшейдерских замеров срок потенциальной эксплуатации полигона рассчитан до 2025 года.
1.1.2. Нехватка земельных участков, подходящих для строительства новых полигонов ТКО. Это обусловлено запретом размещения ОРО в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Особенно остро стоит вопрос размещения отходов на территории Переславского района. Предназначенный для размещения отходов, образующихся на территории г. Переславля-Залесского, полигон ТКО, расположенный у Красной деревни, действует с 1957 года, его расчетный срок эксплуатации - до конца 2016 года. Остаточный потенциал заполнения полигона в настоящее время составляет 35 449 куб. м, в свою очередь это уже превышает 98 процентов заполнения полигона. Актуальным остаётся вопрос о поиске дополнительной площади для санкционированного захоронения отходов, так как площади на полигоне ТКО практически исчерпаны. В этой связи органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - органы местного самоуправления) при участии органов исполнительной власти Ярославской области (далее - органы исполнительной власти) проводятся мероприятия, направленные на определение на территории Переславского муниципального района земельного участка для строительства полигона.
1.1.3. Проблемы в сфере обращения с ТКО в Ярославской области:
- отсутствие комплексного подхода к созданию условий для всех этапов обращения с отходами потребления (сбор, вывоз, сортировка, утилизация, захоронение);
- отсутствие раздельного сбора ТКО и недостаточное развитие их сортировки;
- низкая степень вовлечения ТКО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки ТКО;
- отсутствие экономических стимулов для работы частного бизнеса в сфере обращения с отходами потребления;
- низкая инвестиционная привлекательность данной сферы, низкие темпы окупаемости инвестиций, вложенных, в том числе, в строительство ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям;
- отсутствие информационной политики, направленной на повышение ответственности жителей области за состояние окружающей среды;
- недостаточный охват населения, проживающего в частном секторе, и хозяйствующих субъектов услугами по сбору, вывозу и захоронению ТКО.
1.2. Для сокращения объемов полигонного захоронения отходов на территории Ярославской области были построены и введены в эксплуатацию за счет внебюджетных источников следующие мусоросортировочные комплексы:
- мусоросортировочный конвейер производительностью 11 куб. м/ час на полигоне твердых бытовых отходов "Черная гора" Гаврилов-Ямского муниципального района;
- 3 мусоросортировочные станции в городском округе Ярославль: закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Чистый город" мощностью 160 тыс. тонн в год, фактическое принимаемое количество отходов - 67 тыс. тонн в год, станция индивидуального предпринимателя Посконнова Ильи Владимировича мощностью 40 тыс. тонн в год; фактическое принимаемое количество отходов на сортировку - 20 тыс. тонн в год, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) производственно-коммерческая фирма "Торгвторма" мощностью 40 тыс. тонн в год; фактическое принимаемое количество отходов на сортировку - 32 тыс. тонн в год;
- мусоросортировочная станция ООО производственно-коммерческая фирма "Торгвторма" на территории Ярославского района мощностью 40 тыс. тонн в год при односменном режиме работы; фактическое принимаемое количество отходов на сортировку - 32 тыс. тонн в год;
- мусоросортировочный участок ТКО и промышленных отходов мощностью 900 тонн в год на территории открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Пивоваренная компания "Балтика".
В Даниловском муниципальном районе ООО "Макраб" занимается проектированием и согласованием мусоросортировочной станции мощностью 40 тыс. тонн в год. Объект будет размещен на территории полигона ТБО Тюхменево. Ввод объекта планируется в 2017 году.
1.3. В Ярославской области инфраструктура по вторичной переработке отходов, как и в большинстве регионов Российской Федерации, развита слабо и находится в стадии формирования.
В настоящее время осуществляют деятельность по переработке ТКО следующие крупные предприятия:
- ЗАО "Ярославская бумага" - осуществляет производство упаковочных и технических видов бумаг и картона, широко применяющихся в пищевой, металлообрабатывающей, строительной, полиграфической и других отраслях промышленности. ЗАО "Ярославская бумага", перерабатывая более 50 тыс. тонн макулатуры в год, является крупнейшим потребителем макулатуры в регионе;
- ОАО "Сыктывкар Тиссью Груп" - ведущий российский производитель бумажной санитарно-гигиенической продукции (12 процентов Российского рынка). ОАО "Сыктывкар Тиссью Груп" в настоящий момент завершает реализацию на территории Ростовского района инвестиционного проекта стоимостью около 3,5 млрд. рублей по строительству новой бумажной фабрики по выпуску санитарно-гигиенических изделий. Данный проект, получивший статус приоритетного инвестиционного проекта Ярославской области, является уникальным не только в масштабах региона, но и России в целом, так как используемые в его осуществлении производственное оборудование и технологии еще долгое время будут наиболее передовыми в практике российской целлюлозно-бумажной промышленности.
Достаточно остро стоит вопрос переработки и утилизации опасных отходов. В настоящее время в каждом муниципальном районе области определены места сбора чрезвычайно опасных отходов (1 класс опасности), к которым относятся отработанные люминесцентные лампы, бытовые и производственные приборы с ртутным наполнением, загрязненные ртутью материалы и грунты. В г. Ярославле организован и функционирует специализированный мобильный пункт по сбору ртутьсодержащих отработанных ламп у населения. Прием и утилизация ламп и ртутьсодержащих отходов осуществляется муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство по уборке города" и ООО фирмой "Дельта". В настоящее время по причине плохой информированности и безответственности граждан лампы зачастую выбрасываются вместе с бытовыми отходами, которые в дальнейшем поступают на полигоны и несанкционированные места размещения отходов, что обусловливает опасные последствия, связанные с ртутным загрязнением территории Ярославской области.
1.4. В целях развития сферы обработки и переработки отходов запланированы следующие программные мероприятия:
1.4.1. В 2017 году организовать в г. Ярославле переработку пленочных отходов во вторичную полимерную гранулу путем введения в эксплуатацию производственного предприятия по приему и переработке полимерных отходов. Сырьем для указанного производства будут служить отбираемые на полигонах г. Ярославля и Ярославской области полиэтилены высокого и низкого давления, что позволит улучшить санитарное состояние ОРО и вовлечь во вторичное производство до 1500 тонн пленочных отходов. Данное мероприятие финансируется за счет собственных средств ООО "Имабэ Эко Сервис" и составляет 42 млн. руб.
1.4.2. Создание на территории г. Ярославля производственной линии с пропускной мощностью 3600 тонн в год по переработке отработавших транспортных шин. Конечным продуктом переработки является резиновая крошка различных фракций. Мероприятие финансируется за счет собственных средств ООО "НПО ВТОРМ" и составляет 15 млн. руб. Данное мероприятие планируется осуществить до конца 2018 года.
1.4.3. На территории полигона "Скоково" планируется в 2017 - 2018 годах создать и ввести в эксплуатацию:
- линию по сортировке ТКО, поступающих на полигон, пропускной мощностью 25 тыс. тонн в год. Финансирование данного мероприятия осуществляется за счет собственных средств предприятия и составляет 2 810,00 тыс. руб.;
- линию по прессованию отходов (пресса ПГП-45 и ПГП-30), не подлежащих переработке (хвостов). Финансирование осуществляется за счет собственных средств и составляет 1 300,00 тыс. руб.;
- ограждение производственной площадки, используемой для приемки и выгрузки ТКО, вблизи сортировочной линии. Данное мероприятие финансируется за счет собственных средств ОАО "Скоково" и составляет 500 тыс. руб.
1.4.4. В соответствии с требованиями федерального законодательства, предусматривающего запрет при захоронении отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, необходимо предусмотреть реализацию следующих мероприятий:
- создание и ввод в эксплуатацию мобильной сортировочной станции мощностью до 40 000 тонн в год на территории Ростовского муниципального района стоимостью 14 000 тыс. руб.;
- создание и ввод в эксплуатацию мобильной сортировочной станции мощностью до 20 000 тонн в год на территории Угличского муниципального района планируемой стоимостью 12 000 тыс. руб.;
- создание двух сортировочных станций мощностью 60 000 тонн в год каждая на территории Рыбинского муниципального района стоимостью 250 920 тыс. руб., в связи с отсутствием станций по сортировке ТКО в данном муниципальном районе;
- планирование запуска в Ярославском муниципальном районе сортировочной станции мощностью 60 000 тонн в год и стоимостью 87 111 тыс. руб.;
- создание и ввод в эксплуатацию на территории Гаврилов-Ямского района мобильной сортировочной станции мощностью до 20 000 тонн в год и стоимостью 14 000 тыс. руб.;
- планирование введения в эксплуатацию на территории Тутаевского муниципального района мобильной сортировочной станции мощностью до 20 000 тонн в год и планируемой стоимостью 12 000 тыс. руб.;
1.4.5. Наиболее перспективным для развития системы обращения твердых коммунальных отходов является внедрение мусороперегрузочных станций.
Перегрузка отходов позволяет использовать для транспортирования отходов мусоровозы большей емкости, что дает возможность существенно (до 2,5 раз) снизить расходы и на персонал, и на закупку техники (в расчете на перевезенную тонну отходов). В то время как для размещения сортировки отходов требуется охранная зона радиусом 500 или 1000 м, для размещения перегрузки достаточно охранной зоны радиусом 100 м, что значительно упрощает поиск возможных мест для размещения перегрузочных станций. В связи с этим планируется создание и запуск перегрузочной станции на территории Пошехонского района мощностью 10 000 тонн в год и стоимостью 9 409 тыс. руб.
1.5. С 2011 года по 2014 год на территории Ярославской области была реализована областная целевая программа "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области", утвержденная постановлением Правительства области от 04.10.2010 N 738-п "Об областной целевой программе "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011 - 2014 годы". Общая сумма финансирования данной программы составляет 2 126,27 млн. руб. В результате в сфере обращения с отходами была сформирована минимально необходимая инфраструктура для размещения ТКО.
В 2015 и 2016 годах областные целевые и региональные программы в сфере обращения с отходами не реализовывались.
2. Изучение проблем в масштабах региона показывает, что для их комплексного решения в настоящее время необходимо принятие Программы. Основными факторами, обуславливающими программно-целевой подход в решении ключевых проблем, являются:
- необходимость координации действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, привлекаемых к участию в реализации Программы;
- соответствие задач, намеченных к решению в Программе, полномочиям и сферам деятельности органов исполнительной власти;
- обеспечение населения услугой по сбору, вывозу, утилизации отходов, что входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Ярославской области;
- возможность сокращения сроков решения проблем за счет применения мер государственной поддержки, так как расчетный срок реализации большей части мероприятий по развитию сферы обращения с отходами составляет более одного финансового года.
Действие Программы распространяется на все субъекты, чья хозяйственная деятельность осуществляется в сфере обращения с отходами на территории области, на все объекты обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами, а также на органы местного самоуправления в части их полномочий в области обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
Мероприятия Программы направлены на решение стратегических целей Правительства области по обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального использования природных ресурсов.
Реализация Программы будет основываться на следующих принципах:
- доступность услуг по сбору и вывозу ТКО для населения;
- максимальное извлечение вторичных материальных ресурсов;
- привлечение частных инвестиций;
- модернизация инфраструктуры;
- пропаганда и вовлечение населения в процесс цивилизованного обращения с ТКО.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" департаментом формируется региональная нормативная правовая база в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО. Законом предусмотрено принятие 10 нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
На решение задач и достижение цели Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:
- макроэкономические, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств, в том числе в сферу обращения с отходами;
- нормативно-правовые (реализация Программы во многом зависит от нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере обращения с отходами).
II. Цель Программы
Наименование цели |
Показатель |
|||||
Наименование |
Единица изменения |
Базовое значение |
Плановое значение |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе ТКО, обеспечивающей увеличение объемов обработки ТКО и вовлечение их в повторный хозяйственный оборот. |
доля населения, охваченного услугами операторов по обращению с ТКО на территории Ярославской области |
% |
72 |
72 |
81 |
96 |
доля обработанных ТКО в общем объеме ТКО |
% |
51,3 |
51,3 |
68,5 |
89,7 |
|
доля утилизированных ТКО в общем объеме ТКО |
% |
5,1 |
5,1 |
6,4 |
9,3 |
|
доля ТКО, направляемых на размещение (захоронение) в общем объеме ТКО |
% |
94,9 |
94,9 |
93,6 |
90,7 |
III. Задачи Программы
N п/п |
Наименование задачи |
Результат |
||||
Наименование |
Единица измерения |
2016 |
2017 |
2018 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Формирование и актуализация региональной нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО |
утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе ТКО |
да/нет |
да |
да |
да |
количество принятых региональных нормативных-правовых актов в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации |
ед. |
5 |
5 |
1 |
||
утверждены нормативы накопления ТКО |
да / нет |
нет |
нет |
да |
||
2. |
Развитие инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе ТКО |
суммарная мощность созданных производственных объектов по обработке и утилизации отходов, в том числе ТКО |
тыс. т в год |
0 |
101500 |
218600 |
количество введенных в эксплуатацию объектов по обработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению отходов |
ед. |
0 |
6 |
5 |
||
3. |
Внедрение института регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области |
наличие регионального оператора по обращению с ТКО |
да/ нет |
нет |
да |
да |
IV. Механизмы реализации Программы
1. Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
- реализацию комплекса мероприятий, способствующих улучшению качества окружающей природной среды и снижению негативного воздействия на здоровье человека;
- развитие индустрии переработки отходов;
- координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и частных инвесторов в области развития региональной инфраструктуры по обращению с отходами, в том числе с ТКО.
2. В реализации Программы участвуют органы исполнительной власти:
2.1. Департамент в части реализации полномочий по:
- разработке региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, их реализация в части обращения с ТКО;
- участию в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с ТКО;
- участию в проведении государственной политики в области обращения с ТКО на территории Ярославской области;
- разработке правил осуществления деятельности региональных операторов, контролю за их исполнением;
- установлению нормативов накопления ТКО;
- организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО;
- разработке порядка сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора);
- регулированию деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
- разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО.
2.2. ДООСиП ЯО в части реализации полномочий по:
- участию в разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участию в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
- участию в нормативно-правовом регулировании в области обращения с отходами на территории Ярославской области;
- осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- осуществлению приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;
- установлению порядка ведения регионального кадастра отходов;
- участию в разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
- утверждению методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
2.3. ДЭиРТ ЯО в части реализации полномочий по:
- утверждению предельных тарифов в области обращения с ТКО;
- разработке утверждаемого нормативным правовым актом Правительства области порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов (регионального государственного контроля (надзора)).
3. За счёт средств областного бюджета осуществляются:
- разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области;
- предпроектные работы, направленные на определение объемно-пространственных показателей в целях строительства полигона (проведение гидрогеологического обследования земельного участка).
Мероприятия настоящей Программы, финансируемые за счёт средств областного бюджета, реализуются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В рамках деятельности органов исполнительной власти без привлечения дополнительных бюджетных средств планируется осуществление:
- разработки предельных тарифов в области обращения с ТКО - ДЭиРТ ЯО;
- разработки и утверждения уполномоченными органами региональных нормативных правовых актов и методических рекомендаций в сфере обращения с ТКО.
За счет внебюджетных источников планируется реализация мероприятий, направленных на создание и модернизацию объектов по переработке и утилизации отходов, в том числе ТКО.
Помимо того, посредством Программы возможно финансирование мероприятий за счет средств экологического сбора. Согласно статье 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают сбор по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, после утраты ими потребительских свойств (экологический сбор).
После установления Правительством Российской Федерации порядка предоставления субсидий субъектам Российской Федерации средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
4. Ответственный исполнитель Программы и исполнители программных мероприятий несут ответственность за своевременное выполнение Программы, достижение результатов, рациональное использование выделенных бюджетных средств, за достоверность представляемых сведений о финансировании и реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы:
- участвует в организации финансирования мероприятий Программы, по которым он наделён полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- разрабатывает предложения по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объёмов и источников финансирования Программы;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение цели и задач Программы;
- обобщает и анализирует ход реализации мероприятий Программы, использования бюджетных средств на основе отчётов исполнителей и участников Программы в целом по области;
- обеспечивает представление отчётов в порядке, установленном Положением о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области, утвержденным постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области".
Исполнители Программы:
- участвуют в организации финансирования мероприятий Программы, по которым наделены полномочиями главных распорядителей бюджетных средств;
- разрабатывают и представляют предложения по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объёмов и источников финансирования Программы;
- обеспечивают представление отчётов в адрес ответственного исполнителя Программы;
- осуществляют координацию деятельности участников Программы по контролируемым ими направлениям;
- осуществляют организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение цели и задач реализуемых мероприятий;
- ежеквартально представляют отчёты о реализации мероприятий Программы в адрес ответственного исполнителя.
Соисполнители Программы несут ответственность за своевременную и качественную реализацию порученных им мероприятий Программы.
5. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за реализацией Программы осуществляет куратор Программы - заместитель Председателя Правительства области Ткаченко Виталий Владимирович.
6. Информация о Программе и ходе ее реализации размещается на странице департамента на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
V. Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Наименование задачи/мероприятия |
Результат выполнения мероприятия |
Срок реализации, годы |
Плановый объём финансирования, тыс. руб. |
Исполнитель и соисполнители |
|||||
наименование, единица измерения (ед.) |
плановое значение |
всего |
ФБ |
ОБ |
МБ |
ВИ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Задача 1. Формирование и актуализация региональной нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО |
2016 2017 2018 |
8 500 0 0 |
0 |
8 500 0 0 |
0 |
0 |
|
||
1.1. |
Разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Ярославской области |
издание приказа департамента нормативно-правового характера, ед. |
1 |
2016 |
8 500 |
0 |
8 500 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
1.2. |
Утверждение правил осуществления деятельности региональных операторов на территории Ярославской области |
принятие постановления Правительства области, ед. |
1 |
2017 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
1.3. |
Установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов |
издание приказа департамента нормативно-правового характера, ед. |
1 |
2018 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
1.4. |
Утверждение порядка ведения регионального кадастра отходов |
издание приказа нормативно- правового характера, ед. |
1 |
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДООСиП ЯО |
1.5. |
Утверждение методических рекомендаций по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение |
издание приказа департамента нормативно-правового характера, ед. |
1 |
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДООСиП ЯО |
1.6. |
Утверждение порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение |
издание приказа департамента нормативно-правового характера, ед. |
1 |
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДООСиП ЯО |
1.7. |
Утверждение административного регламента предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному надзору |
издание приказа департамента нормативно-правового характера, ед. |
1 |
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДООСиП ЯО |
1.8. |
Установление порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору |
издание приказа департамента нормативно-правового характера, ед. |
1 |
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДООСиП ЯО |
1.9. |
Утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами |
издание приказа департамента нормативно-правового характера, ед. |
1 |
2017 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЭиРТ ЯО |
1.10. |
Утверждение содержания и порядка заключения соглашения между органами исполнительной власти области и региональным оператором |
принятие постановления Правительства области, ед. |
1 |
2017 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
1.11. |
Утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) |
принятие постановления Правительства области, ед. |
1 |
2017 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
1.12. |
Подготовка законодательной инициативы о внесении изменений в Закон Ярославской области от 3 декабря 2007 г. N 100-з "Об административных правонарушениях", предусматривающих наличие административной ответственности собственника твердых коммунальных отходов за отсутствие заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО |
принятие Закона Ярославской области, ед. |
1 |
2017 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
1.13. |
Определение нормативов накопления ТКО* |
расчетно-аналитический отчет, ед. |
1 |
2018 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
2. |
Задача 2. Развитие инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе ТКО |
2016 2017 2018 |
35,459 106 400 354 650 |
0 0 0 |
35,459 0 0 |
0 0 0 |
0 106 400 354 650 |
|
||
2.1. |
Предпроектные работы, направленные на определение объемно-пространственных показателей в целях строительства полигона ТКО в Переславском муниципальном районе для нужд городского округа г. Переславль-Залесский и Переславского муниципального района |
заключение о возможности размещения на земельном участке полигона ТКО, отвечающего требованиям действующих норм и правил, ед. |
1 |
2016 |
35,459 |
0 |
35,459 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
2.2. |
Строительство производственного предприятия по переработке полимерных отходов в г. Ярославле |
предприятие, введенное в эксплуатацию, ед. |
1 |
2017 |
42 000 |
0 |
0 |
0 |
42 000 |
ДЖКК ЯО, ООО "Имабе Эко Сервис" |
2.3. |
Строительство линии сортировки ТКО на полигоне ТКО "Скоково" |
линия сортировки, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2017 2018 |
1 000 1 810 |
0 |
0 |
0 |
1 000 1 810 |
ДЖКК ЯО, ОАО "Скоково" |
2.4. |
Строительство линии по прессованию ТКО, не подлежащих переработке (хвостов) на полигоне ТКО "Скоково" |
линия по прессованию, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2017 |
1 300 |
0 |
0 |
0 |
1 300 |
ДЖКК ЯО, ОАО "Скоково" |
2.5. |
Строительство производственной линии по переработке отработавших шин в г. Ярославле |
линия, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2017 2018 |
10 000 5 000 |
0 |
0 |
0 |
10 000 5 000 |
ДЖКК ЯО, ООО "НПО ВТОРМ" |
2.6. |
Строительно-монтажные работы по установке ограждения производственной площадки на полигоне ТКО "Скоково" |
наличие ограждения, ед. |
1 |
2017 2018 |
100 400 |
0 |
0 |
0 |
100 400 |
ДЖКК ЯО, ОАО "Скоково" |
2.7. |
Создание мобильной сортировочной станции ТКО на территории Ростовского муниципального района |
станция сортировки, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2017 |
14 000 |
0 |
0 |
0 |
14 000 |
ДЖКК ЯО, оператор по обращению с ТКО |
2.8. |
Создание мобильной сортировочной станции ТКО на территории Угличского муниципального района |
станция сортировки, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2017 |
12 000 |
0 |
0 |
0 |
12 000 |
ДЖКК ЯО, оператор по обращению с ТКО |
2.9. |
Создание сортировочных станций ТКО на территории Рыбинского муниципального района |
станция сортировки, введенная в эксплуатацию, ед. |
2 |
2018 |
250 920 |
0 |
0 |
0 |
250 920 |
ДЖКК ЯО, оператор по обращению с ТКО |
2.10. |
Создание сортировочной станции ТКО на территории Ярославского муниципального района |
станция сортировки, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2018 |
87 111 |
0 |
0 |
0 |
87 111 |
ДЖКК ЯО, оператор по обращению с ТКО |
2.11. |
Создание мобильной сортировочной станции ТКО на территории Гаврилов-Ямского муниципального района |
станция сортировки, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2017 |
14 000 |
0 |
0 |
0 |
14 000 |
ДЖКК ЯО, оператор по обращению с ТКО |
2.12. |
Создание мобильной сортировочной станции ТКО на территории Тутаевского муниципального района |
станция сортировки, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2017 |
12 000 |
0 |
0 |
0 |
12 000 |
ДЖКК ЯО, оператор по обращению с ТКО |
2.13. |
Создание перегрузочной станции ТКО на территории Пошехонского муниципального района |
станция перегрузки, введенная в эксплуатацию, ед. |
1 |
2018 |
9 409 |
0 |
0 |
0 |
9 409 |
ДЖКК ЯО |
3. |
Задача 3. Внедрение института регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области |
2016 2017 2018 |
0 0 0 |
0 0 0 |
0 0 0 |
0 0 0 |
0 0 0 |
ДЖКК ЯО |
||
3.1. |
Проведение конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области |
соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти и региональным оператором, ед. |
1 |
2017 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЖКК ЯО |
3.2. |
Осуществление контроля деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области. |
подготовлен и размещен на сайте аналитический отчет, ед. |
1 1 |
2017 2018 |
0 0 |
0 0 |
0 0 |
0 0 |
0 0 |
ДЖКК ЯО |
|
Итого по Программе |
2016 |
8 535,459 |
0 |
8 535,459 |
0 |
0 |
|
||
2017 |
106 400 |
0 |
0 |
0 |
106 400 |
|
||||
2018 |
354 650 |
0 |
0 |
0 |
354 650 |
|
*Расходы по данному мероприятию производятся в установленном порядке при условии включения в областной бюджет. Расчетная потребность в средствах на реализацию данного мероприятия составляет 4 200 тыс. руб.
Список сокращений, используемых в таблице
ФБ - федеральный бюджет
ОБ - областной бюджет
МБ - местный бюджет
ВИ - внебюджетные источники
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 30 декабря 2016 г. N 1381-п "Об утверждении региональной программы "Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области" на 2016 - 2021 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 21 марта 2017 г. N 20
Постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2020 г. N 203-п настоящее постановление признано утратившим силу с 17 марта 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 19 ноября 2019 г. N 794-п
Изменения вступают в силу с 19 ноября 2019 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 29 августа 2019 г. N 632-п
Изменения вступают в силу с 29 августа 2019 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 2 июля 2019 г. N 469-п
Изменения вступают в силу с 2 июля 2019 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 7 февраля 2019 г. N 68-п
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2019 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 16 октября 2018 г. N 757-п
Изменения вступают в силу с 16 октября 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 16 августа 2018 г. N 607-п
Изменения вступают в силу с 16 августа 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 31 мая 2018 г. N 418-п
Изменения вступают в силу с 31 мая 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 21 июля 2017 г. N 601-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2017 г. N 495-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления