В целях формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения доступности и качества государственных услуг в области реабилитации инвалидов и их интеграции в полноценные общественные отношения, во исполнение постановления Правительства Ярославской области от 10.10.2011 N 770-п "Об областной целевой программе "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы" Администрация Тутаевского муниципального района постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Тутаевского муниципального района по социальным вопросам Ванюшкина М.А.
3. Опубликовать настоящее постановление в Тутаевской массовой муниципальной газете "Берега".
4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава Тутаевского муниципального района |
С.А. Левашов |
Муниципальная целевая программа
"Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением Администрации Тутаевского муниципального района
от 28 мая 2012 г. N 229)
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; - постановление Правительства Ярославской области от 10.10.2011 N 770-п "Об областной целевой программе "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы" |
Заказчик программы |
Администрация Тутаевского муниципального района |
Разработчик Программы |
Департамент труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района |
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района |
Исполнители Программы |
Департамент ЖКХ и строительства Администрации ТМР; Департамент образования Администрации ТМР; Департамент муниципального имущества Администрации ТМР; Департамент финансов Администрации ТМР; Департамент культуры, туризма и молодежной политики Администрации ТМР; Управление архитектуры и градостроительства Администрации ТМР; МУ Отдел строительства и капитального ремонта ТМР; Общественные организации и учреждения района, оказывающие услуги инвалидам и другим маломобильным группам населения. |
Куратор программы |
Заместитель Главы Администрации ТМР по социальным вопросам |
Сроки (этапы) реализации Программы |
2012 - 2015 годы: |
I этап - 2012 год; | |
II этап - 2013 - 2015 годы | |
Основные ожидаемые результаты реализации Программы |
- повышение уровня и качества жизни инвалидов; - повышение социальной активности, преодоление самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам; - мониторинг доступности приоритетных объектов и услуг путем их паспортизации; - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов; - обеспечение доступности , а также удобства и безопасности при пользовании дорожно-транспортной инфраструктурой для граждан с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых потребностей; - увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом; - увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности; - увеличение количества трудоустроенных инвалидов; - увеличение количества инвалидов, участвующих в культурной и общественной жизни. |
Электронный адрес размещения Программы на сайте Администрации муниципального района |
http://dtsr.tutaev.ru |
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Единица измерения |
Объем финансирования |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Местный бюджет |
тыс. руб. |
1705,2 |
2,6 |
2,6 |
- |
1700 |
(реконструкция объектов) |
1700 |
|
|
- |
1700 |
|
мероприятия |
5,2 |
2,6 |
2,6 |
- |
- |
|
Областной бюджет: |
тыс. руб. |
5421,4 |
390 |
2099,5 |
1105,2 |
1826,7 |
(реконструкция объектов) | ||||||
мероприятия |
4242,4 |
- |
1698,5 |
717,2 |
1826,7 |
|
1179 |
390 |
401 |
388 |
- |
||
Федеральный бюджет: |
тыс. руб. |
4242,4 |
- |
1698,5 |
717,2 |
1826,7 |
(реконструкция объектов) |
4242,4 |
|
1698,5 |
717,2 |
1826,7 |
|
мероприятия |
|
|
|
|
||
Итого: |
тыс. руб. |
11369 |
392,6 |
3800,6 |
1822,4 |
5353,4 |
II. Содержание проблемы
Муниципальная целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 10 октября 2011 года N 770-п "Об областной целевой программе "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы".
В 2011 году Правительством Российской Федерации и Ярославской области утверждены федеральная и областная программы "Доступная среда". С 2012 года в эту программу вступает и Тутаевский муниципальный район.
В Программе ставится задача повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, формирование к 2015 году условий для устойчивого развития доступной среды для граждан с ограниченными возможностями, проживающих на территории Тутаевского муниципального района.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов", что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
В положениях указанной Конвенции ООН отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению инвалидов наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие объекты;
- на социальные программы и услуги, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в общество;
- на информационные, коммуникационные и другие службы.
Основными критериями доступности среды для инвалидов являются, с одной стороны, - снижение уровня ограничения жизнедеятельности, выражающейся способностью к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с другой, - способность среды адаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. При этом наиболее характерными по особенностям взаимодействия с окружающей средой являются четыре основные группы (категории) инвалидов:
с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла - коляски, костыли, ходунки и т.д.);
с дефектами органов зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;
с дефектами органов слуха и речи;
люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.
Также в эту группу, кроме инвалидов, можно отнести престарелых немощных людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и т.д.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится на недостаточном уровне.
В Тутаевском районе проживают более 5000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 160 дети-инвалиды; около 100 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, более 150 человек инвалиды с дефектами органов зрения; более 35 человек инвалиды по слуху и речи.
В среднем инвалиды составляют около 9процентов населения района. В настоящее время на территории района наблюдается относительная стабилизация роста инвалидизации населения. О данном процессе свидетельствуют следующие показатели:
Причины инвалидности |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Вследствие общего заболевания |
4219 |
4290 |
4385 |
Инвалидность с детства |
239 |
237 |
243 |
Из числа бывших военнослужащих |
177 |
146 |
144 |
Вследствие трудового увечья и профессиональных заболеваний |
60 |
57 |
56 |
Из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф |
1 |
1 |
1 |
Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории района проводятся в рамках различных областных и муниципальных целевых программ органов исполнительной власти с привлечением бюджетных средств и средств собственников и арендаторов.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается не приспособленной для инвалидов.
Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе; информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний; социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.
Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации и т.д.
Актуальной является проблема постоянного мониторинга уровня доступности объектов социальной сферы и транспортной инфраструктуры. Должна быть создана и систематически действовать межведомственная муниципальная комиссия по обследованию инфраструктуры района.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:
- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности;
- комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников; реализация соответствующего комплекса мероприятий;
- межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципального района, общественных объединений, некоммерческих организаций;
- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления работ и комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям и задачам.
III. Цели и задачи программы
Цели:
- обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями с учетом их особых потребностей.
- развитие системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.
Задачи:
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- создание муниципальной информационной системы объектов социальной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- разработка проектно - сметной документации по адаптации объектов к требованиям доступности, ее экспертиза и оборудование объектов социальной инфраструктуры, подлежащих адаптации;
- мониторинг потребностей инвалидов;
- организация работы по исполнению (сопровождению) мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
- вовлечение инвалидов в активную общественную и трудовую деятельность;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.
IV. Перечень программных мероприятий по решению задач и достижению целей программы
Список используемых сокращений:
АТМР - Администрация Тутаевского муниципального района;
ДТиСР- департамент труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района;
ДМИ - департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района;
ДО - департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района;
ДКТиМН - департамент культуры, туризма и молодежной политики Администрации Тутаевского муниципального района;
ДЖКХиС - департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района;
МУ ОСиКР - муниципальное учреждение отдел строительства и капитального ремонта Тутаевского муниципального района;
УАи Г - управление архитектуры и градостроительства;
СОМЦГ - "Социальное агентство "Молодежный центр "Галактика" ;
РДКспГК - районный дворец культуры" структурное подразделение "Городской клуб";
КЦСОН "Милосердие" - комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие";
МОУ ДОД ДШИ - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств;
ЭБС - экспокомплекс "Борисоглебская сторона";
МОУ ЦПМССДКДПС - муниципальное образовательное учреждение центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков "Стимул":
МОУ лицей N 1 - муниципальное общеобразовательное учреждение лицей N 1;
МБОУ СОШ N 2 - муниципальное бюджетное образовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа N 2 имени В.А. Новикова;
ГКУ ЯО ЦЗН - государственное казенное учреждение Ярославской области центр занятости населения Тутаевского муниципального района;
СМИ - средства массовой информации.
V. Целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
Целевые показатели индикаторы Программы |
Единицы измерения |
Значения целевых показателей (индикаторов) |
||||
базовое |
планируемое |
|||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения | ||||||
Количество приоритетных объектов социальной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом их особых потребностей. |
количество объектов |
0 |
- |
3 |
2 |
3 |
Количество инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, обеспеченных специальными средствами и приспособлениями для оборудования и оснащения жилых помещений, занимаемых инвалидами, с целью формирования доступной среды жизнедеятельности. |
чел. в год |
35 |
35 |
38 |
40 |
45 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом. |
% |
0,8 |
1,0 |
1,3 |
1,6 |
2,0 |
Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами | ||||||
Количество организованных и проведенных мероприятий при совместном участии инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами |
ед. |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Количество инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, в общем количестве опрошенных инвалидов |
% |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 28 мая 2012 г. N 229 "Об муниципальной программе "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Берега" от 1 июня 2012 г. N 38
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 17 ноября 2015 г. N 935-п
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 5 августа 2015 г. N 589-п
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 31 декабря 2014 г. N 601-п
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 16 июля 2014 г. N 269-п
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 16 августа 2013 г. N 340
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 13 февраля 2013 г. N 33
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 16 августа 2012 г. N 368
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления