Приказ департамента финансов Ярославской области от 18 февраля 2013 г. N 5н
"Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат для государственных учреждений Ярославской области и о признании утратившим силу приказа департамента финансов области от 23.06.2009 N 8н"
Приказом департамента финансов Ярославской области от 15 января 2016 г. N 2н настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии со статьями 69.2 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации постановлений Правительства области от 10.12.2010 N 905-п "О Порядке формирования, мониторинга и контроля выполнения государственного задания и признании утратившим силу постановления Правительства области от 09.07.2009 N 711-п" и от 23.12.2010 N 992-п "Об утверждении Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания и признании утратившими силу постановлений Правительства области от 09.07.2009 N 671-п, от 09.07.2009 N 712-п" департамент финансов Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по расчету нормативных затрат для государственных учреждений Ярославской области (далее - Методические рекомендации).
2. Органам исполнительной власти области, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных учреждений области:
- рекомендовать в срок до 01 марта 2013 года привести в соответствие с Методическими рекомендациями порядки определения нормативных затрат по всем государственным услугам и работам, оказываемым (выполняемым) подведомственными государственными учреждениями;
- в срок до 01 апреля 2013 года внести необходимые изменения в приказы об утверждении нормативных затрат на оказание государственных услуг на 2013 год и соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2013 год с учетом доработанных порядков определения нормативных затрат по государственным услугам и работам.
3. Признать утратившим силу приказ департамента финансов Ярославской области от 23.06.2009 N 8н "О Порядке осуществления стоимостной оценки потребности в государственных услугах и учета результатов мониторинга потребности в государственных услугах при формировании проекта бюджета Ярославской области на очередной финансовый год и плановый период".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области разработать и принять аналогичные нормативные акты для муниципальных учреждений.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента Белякова А.В.
6. Приказ вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Заместитель Губернатора области - директор департамента |
А.П. Федоров |
Методические рекомендации
по расчету нормативных затрат для государственных учреждений Ярославской области
(утв. приказом департамента финансов Ярославской области
от 18 февраля 2013 г. N 5н)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях организации эффективной работы органов исполнительной власти области по расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг, выполнение работ государственными учреждениями Ярославской области, а также нормативных затрат на общехозяйственные нужды и содержание имущества государственных учреждений Ярославской области.
2. Порядок определения нормативных затрат устанавливается соответствующими органами исполнительной власти области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений (далее - учредитель), по согласованию с департаментом финансов Ярославской области.
3. Порядок определения нормативных затрат утверждается для одной либо нескольких однотипных государственных услуг, включенных в утвержденный учредителем ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, находящимися в его ведении, в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень государственных услуг (работ). Порядок определения нормативных затрат содержит:
1) методику расчета:
- нормативных прямых затрат на оказание услуг предоставления единицы государственной услуги;
- нормативных затрат на выполнение работ;
- нормативных затрат на общехозяйственные нужды и содержание имущества;
2) виды применяемых корректирующих коэффициентов и способы их расчета (при наличии);
3) порядок изменения нормативных затрат, в том числе в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию государственных услуг, а также в случае изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания.
При изменении нормативных затрат на оказание государственной услуги и нормативных затрат на содержание имущества (далее - нормативные затраты) не допускается уменьшение субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения, без соответствующего изменения государственного задания.
4. По решению учредителя порядком определения нормативных затрат может быть предусмотрено утверждение величины нормативных затрат:
1) отдельно по каждому государственному учреждению (далее - Учреждение);
2) в среднем по группе Учреждений;
3) по группе Учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности Учреждений (например, место нахождения Учреждения, статус муниципального образования, на территории которого расположено Учреждение, обеспеченность инженерной инфраструктурой и другие критерии) (далее - корректирующие коэффициенты).
Учредитель вправе установить порядок перехода от установления нормативных затрат отдельно по каждому Учреждению к установлению указанных затрат в среднем по группе Учреждений и/или по группе Учреждений с использованием корректирующих коэффициентов.
5. При использовании средних значений нормативных затрат по группе Учреждений нормативные затраты на очередной финансовый год рассчитываются как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по всем Учреждениям, входящим в группу, на количество указанных Учреждений.
6. При использовании корректирующих коэффициентов определение нормативных затрат для Учреждения осуществляется путем умножения среднего значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по группе Учреждений на корректирующие коэффициенты.
7. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания Учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
8. В целях согласования проекта порядка определения нормативных затрат учредитель направляют в департамент финансов области проект соответствующего Порядка определения нормативных затрат с представлением исходных данных и результатов расчетов величины нормативных прямых затрат на оказание учреждениями государственных услуг, нормативных прямых затрат на выполнение работ и нормативных затрат на общехозяйственные нужды и содержание имущества учреждений на соответствующий финансовый год и плановый период.
9. Величина нормативных прямых затрат на оказание государственных услуг, рассчитанная в соответствии с установленным учредителем Порядком определения нормативных затрат, утверждается приказом учредителя на очередной финансовый год и плановый период, а также включается в приложение к Соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Величина нормативных прямых затрат на выполнение работ и величина нормативных затрат на общехозяйственные нужды и содержание имущества рассчитываются в соответствии с установленным учредителем Порядком определения нормативных затрат и включаются в приложение к Соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
10. Плановые данные по расчету нормативных затрат на оказание услуг, выполнение работ, общехозяйственные нужды и содержание имущества подлежат занесению в программный модуль "Расчет затрат учреждений" автоматизированной информационной системы "Планирование" для целей расчета объема субсидии на выполнение государственного задания и обоснования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) на очередной финансовый год и плановый период из областного бюджета.
II. Методы определения нормативных затрат
1. Порядок расчета нормативных затрат на оказание услуг может устанавливаться с использованием различных методов:
- нормативный метод (метод прямого счета),
- структурный метод (для отдельных статей затрат),
- экспертный метод (для отдельных статей затрат),
- метод "первоначальных нормативных затрат".
2. Нормативный метод или метод прямого счета подразумевает определение структуры затрат на оказание услуги и отдельный расчет каждой составляющей нормативных затрат, исходя из требований к качеству оказания услуги. Например, расчет заработной платы преподавателя на одного студента (ученика), исходя из требований к учебному плану, количеству преподавателей, количеству студентов (учеников) и ставок оплаты труда по категориям с учетом утвержденных отраслевых систем оплаты труда.
В случае, если существуют утвержденные нормативы, выраженные в натуральных показателях, в том числе типовые штатные расписания, нормативы питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, нормы потребления расходных материалов, нормативы затрат рабочего времени, нормативы снижения объемов потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иные натуральных показатели, необходимые для оказания государственной услуги должного качества, указанные нормативы используются при определении нормативных затрат.
В случае отсутствия утвержденных нормативов (натуральных показателей) и/или соответствующих стандартов оказания услуги, учредителем, в целях определения нормативных затрат могут быть самостоятельно установлены нормативы, выраженные в натуральных показателях. Такие нормативы рекомендуется утвердить нормативно-правовым актом соответствующего органа власти.
3. Структурный метод определения нормативных затрат предполагает определение норматива расходов пропорционально выбранному основанию, например пропорционально:
- затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда персонала, участвующего непосредственно в оказании услуги;
- площади помещения, используемого для оказания услуги и др.
4. Для расчета нормативных затрат по отдельным видам услуг можно применять экспертный метод. Рекомендуется применять данный метод в случае невозможности определения доли одной или нескольких статей расходов в общей сумме расходов на оказание услуги. При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующих затрат (расходов) определяются на основании экспертной оценки, например:
- оценка доли затрат (например, трудозатраты) в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги и др.;
- количество обращений потребителей услуги;
- оценка условного объема площадей, необходимых для оказания услуги;
- анализ рыночных цен на аналогичные услуги.
Выбор метода(ов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания услуги.
5. При отсутствии исходных данных для применения методов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 раздела II, может применяться метод "Первоначальных нормативных затрат" (или метод обратного счета). Метод обратного счета подразумевает формирование норматива, исходя из объема расходов учреждения прошлого, текущего или планируемого года (при наличии данных для расчета) путем деления суммы текущих расходов учреждения на количество услуг, оказанных в соответствующем периоде. При этом в сумму текущих расходов учреждения не рекомендуется включать расходы "разового характера", например инвестиционные расходы, расходы на оказание услуг на платной основе и иные расходы, не связанные с оказанием услуги, нормативные затраты на которую рассчитываются.
Методом обратного счета могут устанавливаться отдельные нормативные затраты на услугу для каждого учреждения или могут устанавливаться единые нормативные затраты на услугу для всех учреждений, ее оказывающих путем усреднения. Однако, такое усреднение может привести к резкому изменению объемов финансирования отдельных учреждений в плановом периоде. Выходом из подобных ситуаций может стать установление коэффициентов удорожания (удешевления) стоимости услуги для различных условий ее оказания (различные территории (город, село), категории учреждений (например, малокомплектные школы, коррекционные школы, лицей, гимназия), наличие либо отсутствие объектов инфраструктуры (бассейн, стадион) и прочее).
Метод обратного счета может применяться учредителем при установлении первоначальных нормативов затрат на оказание услуги, однако в дальнейшем рекомендуется его пересмотреть и изменить в пользу иных методов.
6. Порядком определения нормативных затрат может быть предусмотрена комбинация методов и периодическое уточнение, изменение порядка определения нормативных затрат. Вместе с тем важно не допускать резкого роста/снижения нормативных затрат на оказание услуги, по сравнению с их расчетной стоимостью. Рекомендуется также при использовании комбинации методов, оптимизирующих расходы на оказание соответствующих услуг, следить за тем, чтобы в результате не снижалось их качество.
III. Определение нормативных прямых затрат на оказание государственных услуг и выполнение работ
1. Расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг и выполнение работ проводится по формуле:
, где
Ni - нормативные затраты на государственную услугу;
Mi - нормативные затраты на работу;
Gj - нормативные прямые затраты на государственную услугу (работу), непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (выполнением работы);
Bj - нормативные затраты на общехозяйственные нужды;
kj - коэффициент, отражающий долю нормативных затрат на общехозяйственные нужды, включаемых в стоимость государственной услуги (работы).
2. В составе нормативных прямых затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (выполнением работ) - Gj, учитываются следующие группы затрат:
2.1. Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги (выполнении работы).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги (выполнении работы), а также в соответствии с действующей системой оплаты труда. Потребность в количестве персонала определяется в разрезе категорий с учетом норм труда (при наличии), либо на основе типовых штатных расписаний, нормативной штатной численности.
2.2. Нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги (выполнении работы).
Нормативные затраты на материальные запасы определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги (работы).
2.3. Иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (выполнением работы). Состав таких затрат определяется с учетом специфики оказания государственной услуги (выполнения работы).
Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
3. По решению учредителя в состав нормативных затрат на услугу (работу) могут быть отнесены (полностью или частично) следующие виды затрат на общехозяйственные нужды (Bj):
- коммунальные услуги;
- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;
- иные расходы на общехозяйственные нужды, в т.ч. на услуги связи, транспортные услуги.
Размер доли нормативных затрат на общехозяйственные нужды (kj), включаемой в нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ), устанавливается учредителем с учетом отраслевой специфики.
В составе нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в части коммунальных услуг рекомендуется учитывать (kj):
- нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 90 процентов общего объема нормативных затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
- нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема нормативных затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
- нормативные затраты на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение в размере 80 процентов общего объема нормативных затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.
4. В случае если Учреждение оказывает (выполняет) несколько государственных услуг (работ), распределение затрат по отдельным государственным услугам (работам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги (выполнении работы);
- пропорционально объему оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) в случае, если государственные услуги (работы), оказываемые Учреждением, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (работ), либо могут быть приведены в сопоставимый вид;
- пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (выполнения работы) (при возможности распределения общего объема площадей Учреждения между оказываемыми государственными услугами (выполняемыми работами));
- путем отнесения всего объема затрат на одну государственную услугу (работу), выделенную в качестве основной услуги (работы) для Учреждения;
- пропорционально иному выбранному показателю.
5. В случае невозможности оценки количества единиц работ и нормативных затрат на единицу работ нормативные затраты на выполнение такой работы определяются на основе сметы затрат (нормативно-сметный расчет).
IV. Определение нормативных затрат на общехозяйственные нужды и содержание имущества
1. Расчет нормативных затрат на общехозяйственные нужды и содержание имущества проводится по формуле:
, где
Bj - нормативные затраты на общехозяйственные нужды, в том числе:
- нормативные затраты на коммунальные услуги;
- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников Учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги);
- прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на услуги связи, на транспортные услуги.
dj - коэффициент, отражающий долю нормативных затрат на общехозяйственные нужды, не включаемых в стоимость государственной услуги (работы). При этом dj = (1 - kj)
Нj - нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у Учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг (далее - нормативные затраты на содержание недвижимого имущества).
Dj - нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее - нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества).
2. Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются исходя из установленных нормативов (лимитов) потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества. Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам потребляемых ресурсов:
- нормативные затраты на теплоснабжение;
- нормативные затраты на электроснабжение;
- нормативные затраты на холодное водоснабжение;
- нормативные затраты на горячее водоснабжение;
- нормативные затраты на водоотведение.
В случае заключения энерго-сервисного договора (контракта) дополнительно к указанным нормативным затратам определяются нормативные затраты на оплату исполнения энерго-сервисного договора (контракта), на величину которых снижаются нормативные затраты по видам энергетических ресурсов. Нормативные затраты на оплату исполнения энерго-сервисного договора (контракта) определяются как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов Учреждения, определенный условиями энерго-сервисного договора (контракта).
Нормативные затраты на потребление коммунальных услуг рекомендуется определять исходя из установленных (или прогнозируемых) тарифов и лимитов потребления соответствующих ресурсов по следующей формуле:
Bk= Тk x Vk, где
Bk - нормативные затраты на потребление коммунальных ресурсов;
Тk - тариф на потребление коммунальных ресурсов, установленный на соответствующий год;
Vk - лимит потребления коммунальных ресурсов в соответствующем финансовом году, определенный с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности, а также с учетом планируемого изменения состава используемого недвижимого и особо ценного движимого имущества. При отсутствии установленных лимитов потребления коммунальных услуг объемы потребления определяются исходя из данных предыдущих лет с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности. При отсутствии данных прошлых лет объемы потребления определяются экспертным путем.
3. Нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления (при наличии) или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении. При отсутствии данных прошлых лет затраты определяются экспертным путем.
4. Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников Учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются, исходя из количества единиц по типовому штатному расписанию или нормативной штатной численности с учетом действующей системы оплаты труда.
5. Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества () могут быть детализированы по следующим группам затрат:
- нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
- нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;
- нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;
- прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.
6. Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества () могут быть детализированы по следующим группам затрат:
- нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;
- нормативные затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги;
- нормативные затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.
7. Нормативные затраты на содержание имущества (Нj и Dj) рассчитываются с учетом затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.
8. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, затраты на содержание соответствующего имущества не учитываются при определении нормативных затрат на содержание имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок определения нормативных затрат устанавливается органами исполнительной власти области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений, по согласованию с департаментом финансов Ярославской области, для одной либо нескольких однотипных государственных услуг, включенных в ведомственный перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности.
Приказ вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Приказ департамента финансов Ярославской области от 18 февраля 2013 г. N 5н "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат для государственных учреждений Ярославской области и о признании утратившим силу приказа департамента финансов области от 23.06.2009 N 8н"
Настоящий приказ вступает в силу с момента его государственной регистрации
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 26 февраля 2013 г. N 15
Настоящий приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области от 19 февраля 2013 г. с присвоением регистрационного номера 02-3054
Приказом департамента финансов Ярославской области от 15 января 2016 г. N 2н настоящий приказ признан утратившим силу