Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
муниципалитета г. Ярославля
от 28 декабря 2005 г. N 186
Положение о порядке организации и осуществления общественного самоуправления в городе Ярославле
23 мая 2006 г.
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке организации и осуществления общественного самоуправления в городе Ярославле (далее - Положение) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Ярославля устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, иных форм участия населения города в осуществлении общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета города.
1.2. Под территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС осуществляется жителями, постоянно или преимущественно проживающими на территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление, и достигшими 16-летнего возраста.
1.3. Под иными формами участия населения в осуществлении общественного самоуправления понимаются институты общественного самоуправления граждан: старосты (старшие) дома, домовые и уличные комитеты, созданные в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
1.4. Органы городского самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов жителей города при осуществлении ими общественного самоуправления, содействуют их деятельности.
1.5. Основными принципами осуществления общественного самоуправления являются:
- законность;
- гласность и учет общественного мнения;
- выборность и подконтрольность органов общественного самоуправления гражданам;
- широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
- взаимодействие с органами городского самоуправления;
- свобода выбора гражданами форм осуществления общественного самоуправления;
- сочетание интересов граждан, проживающих на территории, с интересами всех жителей города Ярославля.
2. Формы осуществления ТОС
2.1. ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан (собраний делегатов), а также посредством создания органов ТОС.
2.2. Собрания и конференции граждан (собрания делегатов) по вопросам организации и осуществления ТОС.
2.2.1. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом ТОС.
Собрание жителей по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в ТОС.
Об инициативе проведения собрания граждан уведомляется соответствующая территориальная администрация мэрии города.
2.2.2. В случаях, когда количество жителей на части территории города, где предполагается проведение собрания, превышает 100 человек, может быть назначена конференция, которая осуществляет полномочия собрания граждан, установленные Уставом города и настоящим Положением.
Делегаты на конференции граждан в соответствии с установленной нормой представительства избираются на собраниях. Норма представительства не может быть ниже, чем один делегат менее чем от десяти жителей, при этом должно обеспечиваться, как правило, пропорциональное представительство от каждого многоквартирного дома.
Конференции граждан (собрания делегатов) в целях осуществления ТОС созываются органами ТОС и инициативными группами жителей (не менее 10 человек).
Инициативная группа:
- уведомляет соответствующую территориальную администрацию мэрии города об инициативе проведения конференции граждан;
- объявляет для сведения населения данной территории о своем создании и составе;
- определяет дату и место проведения конференции граждан;
- определяет норму представительства делегатов на конференции граждан;
- готовит проект повестки дня и регламента конференции граждан;
- готовит проект устава территории, на которой осуществляется ТОС;
- проводит необходимые мероприятия для организации и проведения конференции жителей: осуществляет печать объявлений, извещений, их распространение, проводит собрания по выборам делегатов на конференцию.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в ТОС.
Процедура голосования (открытое или тайное) принимается конференцией.
2.2.3. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:
- установление структуры органов ТОС;
- принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
- избрание органов ТОС;
- определение основных направлений деятельности ТОС в рамках действующего законодательства;
- утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
2.2.4. К компетенции собраний, конференций граждан относятся все вопросы, связанные с реализацией прав жителей на осуществление ТОС в соответствии с законодательством.
Собрания, конференции граждан вправе передавать свои полномочия органу ТОС, за исключением вопросов, отнесенных законодательством и настоящим Положением к исключительной компетенции собраний, конференций граждан.
2.2.5. В рамках своей компетенции собрания, конференции граждан принимают решения.
Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих жителей.
Решение конференции считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих делегатов.
2.3. Органы ТОС.
2.3.1. Органы ТОС избираются на собраниях, конференциях граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление.
2.3.2. Органы ТОС:
- представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
- обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
- могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
- вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
2.3.3. Орган ТОС может избирать из своего состава председателя ТОС, иных лиц, предусмотренных структурой органов ТОС, установленной на собраниях, конференциях граждан.
2.3.4. Заседания органа ТОС проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.
Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем.
Орган территориального общественного самоуправления не реже 1 раза в год отчитывается о своей работе на собрании, конференции граждан, проживающих на соответствующей территории.
2.3.5. Деятельность органов ТОС предусматривает:
- обязательность в исполнении принятых на собраниях (конференциях) жителей решений;
- координацию работы с органами городского самоуправления;
- содействие в выполнении решений органов городского самоуправления;
- информирование органов городского самоуправления и жителей соответствующей территории о своей деятельности.
3. Порядок организации ТОС
3.1. На собрании или конференции граждан принимается решение об организации ТОС и определяются границы территории, на которой планируется осуществление деятельности ТОС.
3.2. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются муниципалитетом города по предложению населения, проживающего на данной территории. При этом в одних и тех же границах не могут быть организованы одновременно более одного ТОС.
3.3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; иные территории проживания граждан.
3.4. По итогам первого организационного собрания или конференции граждан инициативная группа направляет в муниципалитет города ходатайство об установлении границ территории, на которой осуществляется деятельность ТОС.
3.5. После принятия муниципалитетом города решения об установлении границ территории, на которой осуществляется деятельность ТОС, проводится собрание или конференция граждан в составе делегатов, участвовавших в первой организационной конференции граждан, по решению вопросов деятельности ТОС, входящих в его (ее) исключительные полномочия.
3.6. В уставе ТОС устанавливаются:
- территория, на которой оно осуществляется;
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
- порядок принятия решений;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
3.7. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления в мэрии города.
Устав, изменения и дополнения к уставу ТОС в 10-дневный срок после принятия направляется мэру города Ярославля для регистрации.
Мэр города в 30-дневный срок осуществляет регистрацию принятого устава, изменений и дополнений к уставу ТОС, или принимает решение об отказе в регистрации, о чем направляет письменное уведомление.
В регистрации устава, изменений и дополнений в устав ТОС, может быть отказано исключительно в следующих случаях:
- противоречие устава, изменения и дополнения в устав действующему законодательству Российской Федерации и Ярославской области, Уставу города Ярославля;
- если устав, изменения и дополнения в устав предусматривают осуществление ТОС на территории, где уже осуществляется ТОС, устав которого зарегистрирован в установленном порядке.
4. Иные формы общественного самоуправления
Решением муниципалитета г. Ярославля от 23 мая 2006 г. N 258 пункт 4.1 настоящего положения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
4.1. К иным формам, регулируемым настоящим Положением, относятся выборные лица общественного самоуправления - старосты (старшие) дома, домовые и уличные комитеты.
Старосты (старшие) дома являются выборными лицами общественного самоуправления, осуществляющими свою деятельность непосредственно среди граждан, жителей многоэтажного дома или группы домов образующих единый двор, в пределах своей компетенции. В домах свыше 100 квартир могут избираться 2 старосты. В домах свыше 140 квартир могут избираться 2 и более старост, при этом количество квартир на одного старосту должно быть не менее 70.
Домовой комитет в составе не менее 3 человек может избираться в группе домов, образующих единый двор, либо в иных случаях, по решению собрания жителей.
Староста (старший) дома, домовой комитет избирается в целях привлечения жителей к проблемам обеспечения порядка, сохранности, содержания и текущего ремонта дома, элементов благоустройства придомовой территории и другим вопросам, связанным с процессом жизнеобеспечения дома (двора).
Уличный комитет в составе не менее 3 человек объединяет до 100 домов частного сектора в пределах одной или нескольких улиц или их частей с прилегающими переулками и избирается в целях широкого привлечения граждан к решению вопросов содержания в образцовом состоянии жилищного фонда, благоустройства прилегающей территории и других вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих в домах частного сектора.
4.2. Старосты (старшие) дома, домовые и уличные комитеты избираются жителями соответствующих домов на собраниях, конференциях граждан по предложению жителей соответствующего дома, органа ТОС, управляющих организаций с учетом положений, установленных настоящим Положением для проведения собраний, конференций граждан, для осуществления территориального общественного самоуправления.
Протоколы об избрании старост (старших) дома, домовых и уличных комитетов направляются в территориальные администрации мэрии не позднее 10 дней с момента проведения собрания (конференции).
4.3. Полномочия старосты (старшего) дома, домового и уличного комитета:
- осуществлять взаимосвязь и взаимодействие жителей с соответствующей территориальной администрацией мэрии города, с управляющей и жилищно-эксплуатирующей организациями по вопросам содержания и управления жилищным фондом, благоустройства территории и иным вопросам;
- осуществлять взаимодействие с участковым инспектором и опорным пунктом охраны правопорядка по вопросам обеспечения общественного порядка;
- осуществлять меры общественного воздействия на лиц, нарушающих общественный порядок, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- оказывать помощь органам городского самоуправления по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в доме и других объектах, расположенных на территории, на которой осуществляется деятельность старосты (старшего) дома, домового или уличного комитета;
- содействовать в организации контроля за соблюдением жильцами правил регистрации и содержания домашних животных;
- содействовать органам социальной защиты по вопросам оказания помощи ветеранам, инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям;
- по поручению жителей информировать жилищно-эксплуатационные службы о необходимости выполнения профилактических, ремонтных и благоустроительных работ на территории, на которой осуществляется деятельность старосты (старшего) дома, домового или уличного комитета;
- рассматривать жалобы, заявления и предложения жителей дома или улицы;
- осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами территориального общественного самоуправления;
- ежегодно отчитываться перед собранием, конференцией граждан о проделанной работе за истекший период;
- ежегодно информировать о проделанной работе органы ТОС, территориальные администрации мэрии города и управляющие организации.
4.4. Права старост (старших) дома, домовых и уличных комитетов:
- действовать от имени и по поручению жителей дома, улицы;
- по собственной инициативе созывать собрания, конференции граждан для обсуждения текущих вопросов, затрагивающих их интересы;
- вносить на рассмотрение территориальной администрации мэрии города, управляющей и жилищно-эксплуатационной организаций предложения, направленные на улучшение жилищно-коммунального, культурно-бытового, медицинского, торгового обслуживания жителей дома или улицы;
- осуществлять общественный контроль за использованием средств, поступающих от уплаты за жилищно-коммунальные услуги от жителей дома, жилищно-эксплуатационными организациями, за соблюдением правил застройки, за качеством выполнения работ по обслуживанию, ремонту жилья и благоустройству территории, на которой осуществляется деятельность старосты (старшего) дома, домового или уличного комитета;
- кооперировать на добровольной основе средства жителей дома для финансирования сверх тарифа мероприятий по коммунальному обслуживанию, благоустройству и др. по решению собрания, конференции граждан.
5. Финансовая основа общественного самоуправления.
Порядок выделения бюджетных средств.
Формы поощрения актива общественного самоуправления
5.1. ТОС осуществляет свою деятельность за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, средств, выделяемых из бюджета города и других поступлений. ТОС вправе иметь в собственности имущество в порядке, предусмотренном законодательством.
5.2. Расчет потребности в средствах городского бюджета направляется территориальными администрациями мэрии города в уполномоченное структурное подразделение мэрии в установленные для формирования бюджета города сроки.
5.3. Норматив выделения средств ТОС устанавливается ежегодно при утверждении бюджета города.
5.4. Выделение средств из бюджета города ТОС осуществляется на основании договоров, заключаемых органами ТОС с территориальными администрациями мэрии города на проведение работ по удовлетворению социально-бытовых потребностей граждан, благоустройство территорий, а также на основании смет расходов на проведение мероприятий для граждан, проживающих на территории ТОС.
5.5. Расходование средств осуществляется территориальным общественным самоуправлением в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Контроль за расходованием территориальным общественным самоуправлением средств, выделенных из бюджета города, осуществляется контрольными органами мэрии и муниципалитета города.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 23 мая 2006 г. N 258 пункт 5.7 настоящего положения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.
5.7. Старостам (старшим) домов, председателям органов ТОС, домовых и уличных комитетов предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств городского бюджета, не превышающая суммы фактической оплаты за жилые помещения и коммунальные услуги в следующем порядке:
- старостам (старшим) домов, председателям органов ТОС, председателям домовых комитетов с числом:
отопительный период межотопительный период
до 50 квартир 500 руб. 350 руб.
от 50 квартир и выше 700 руб. 550 руб.;
- председателям уличных комитетов, председателям органов ТОС с числом:
отопительный период межотопительный период
до 50 домов 500 руб. 350 руб.
от 50 до 70 домов 600 руб. 450 руб.
от 70 и более домов 700 руб. 550 руб.
6. Гарантии прав общественного самоуправления
Органы и должностные лица городского самоуправления обязаны рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения собраний, конференций граждан, проводимых в целях осуществления ТОС, обращения старост (старших) домов, домовых и уличных комитетов и сообщать им о результатах рассмотрения этих предложений в установленные законом сроки.
7. Ответственность и порядок прекращения деятельности
органов ТОС, иных институтов общественного самоуправления
7.1. Ответственность ТОС, органов ТОС, старост (старших) домов, домовых и уличных комитетов перед жителями территории, на которой осуществляется общественное самоуправление, наступает в случае нарушения ими Устава ТОС, настоящего Положения, Устава города Ярославля, либо утраты доверия со стороны собрания, конференции граждан.
7.2. Деятельность ТОС, органов ТОС, старост (старших) домов, домовых и уличных комитетов прекращается решением собрания, конференции граждан, либо путем самороспуска, либо в судебном порядке.
8. Переходные положения
Действие п.3.2 настоящего Положения об установлении муниципалитетом города границ территории, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, на ТОС, созданное до вступления в силу настоящего Положения, не распространяется. ТОС, созданное до вступления в силу настоящего Положения, продолжает свою работу в соответствии с Уставами, зарегистрированными в мэрии города, за исключением случаев, когда ТОС создается в форме юридического лица.
<< Назад |
||
Содержание Решение муниципалитета г. Ярославля от 28 декабря 2005 г. N 186 "О порядке организации и осуществления общественного самоуправления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.