Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
от 26 февраля 2015 г. N 145-н
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области"
27 июля, 10 ноября, 31 декабря 2015 г.
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 5 февраля 2016 г. N 177-н настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
2. Признать утратившими силу приказы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:
- от 22.04.2014 N 116-н "О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области";
- от 31.12.2014 N 141-н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 22.04.2014 N 116-н".
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27 июля 2015 г. N 152-н в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
3. Контроль за исполнением приказа возложить на директора департамента - главного государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Миронова С.Л.
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности директора департамента - главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды |
С.Л. Миронов |
Ведомственная целевая программа
"Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
(утв. приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
от 26 февраля 2015 г. N 145-н)
27 июля, 10 ноября, 31 декабря 2015 г.
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27 июля 2015 г. N 152-н в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
Паспорт ВЦП
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 31 декабря 2015 г. N 165-н раздел "Общая потребность в ресурсах" настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента подписания названного приказа
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
||
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
|
|
|
|
- областные средства |
41 433,691 |
11 492,785 |
15 354,311 |
14 586,595 |
- федеральные средства |
28 263,10 |
8 771,30 |
9 745,90 |
9 745,90 |
Итого по ВЦП |
69 696,791 |
20 264,085 |
25 100,211 |
24 332,495 |
- областные средства |
41 433,691 |
11 492,785 |
15 354,311 |
14 586,595 |
- федеральные средства |
28 263,10 |
8 771,30 |
9 745,90 |
9 745,90 |
I. Краткое описание текущей ситуации и обоснование необходимости ВЦП
Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Заявленные стратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.
Департамент осуществляет полномочия, предоставленные области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраны окружающей среды, разрабатывает проекты законов, государственных программ, региональных программ, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.
Область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевых, водных и прочих), однако на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.
Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьем, строительными песками, торфом, сапропелем. В области территориальным балансом учтены 24 месторождения керамзитового и кирпичного сырья с общими запасами 35 млн куб. м, 41 месторождение гравийно-песчаного материала с общими запасами более 246 млн куб. м и 57 месторождений строительного песка, общие запасы которого составляют 202 млн куб. м. Зарегистрировано 931 месторождение торфа с запасами 346555 тыс. тонн.
Разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.
Основным и наиболее важным природным ресурсом области является вода. Территория области пересечена реками общей протяженностью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе (далее - МР) и озеро Плещеево в Переславском МР. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковского водохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб. км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем, основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объем забора воды (с учетом подземных вод) в 2013 году составил 246 млн куб. м/год (в 2012 году - 245 млн куб. м/год), этот показатель с 1994 года имеет общую тенденцию к снижению с небольшими колебаниями в отдельные годы. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетику.
В сфере водных отношений департамент в рамках своей деятельности выполняет собственные полномочия субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия, переданные Российской Федерацией области в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Ярославской области Российской Федерацией переданы следующие полномочия:
- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, которое осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, а также за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища).
- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, нахо-дящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища).
Реализация полномочий Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, переданных области в виде субвенций.
В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории области остается напряженной, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.
Основными экологическими проблемами остаются загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанных проблем является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объемов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Две трети объема загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду, вносят промышленное производство и транспорт. Тревогу вызывают состояние водных объектов и загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах, а также проблема обращения с отходами производства и потребления. Остается высокой антропогенная нагрузка на водные объекты, вызванная отсутствием современных очистных сооружений в большинстве МР.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2013 году 188,74 тысячи тонн (в 2012 году - 195,9 тысячи тонн), в том числе от стационарных источников - 81,54 тысячи тонн (в 2012 году -77,3 тысячи тонн), от автотранспорта - 107,2 тысячи тонн (в 2012 году - 118,3 тысячи тонн).
Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории города Ярославля (41,8 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы по городу составляет 43,0 процента.
За последние 5 лет выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников изменялись незначительно как в сторону уменьшения, так и увеличения в зависимости от реализации природоохранных мероприятий и количества отчитывающихся по форме N 2 ТП-(воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" предприятий и организаций. Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения уменьшились на 57,38 тысячи тонн (34,0 процента). Суммарные выбросы уменьшились на 53,33 тысячи тонн (22,0 процента).
Суммарная фактическая мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты области в 2013 году составила 653,06 млн куб. м/год, что меньше, чем в 2012 году, на 9,52 млн куб. м (в 2012 году - 662,58 млн куб. м/год). Снижение фактической мощности очистных сооружений в 2013 году по сравнению с 2012 годом обусловлено, в основном, снижением производственных мощностей промышленных предприятий. Основной объем загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство очистных сооружений области не обеспечивают эффективной очистки сточных вод. Часть городов имеет устаревшие очистные сооружения, некоторые поселки городского типа и большинство сельских населенных пунктов вообще не имеют очистных сооружений.
В крупных промышленных городах области (Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском) отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется еще и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключенные к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн куб. м/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.
Одной из традиционных форм природоохранной работы по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в области и в целом в Российской Федерации является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильности природной среды путем установления административным порядком особых режимов природопользования с ограничением хозяйственной деятельности. Конечной целью создания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должна обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда животных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различных нарушений в структуре экосистем, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
Выявление природных территорий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном, культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с момента образования в 1956 году Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП). Благодаря многолетней совместной деятельности ярославских ученых, представителей широкой общественности, энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организации ВООП в области к концу 80-х годов 20 века была сформирована достаточно обширная сеть ООПТ. Завершением этого периода работы стала карта-схема "Охраняемые объекты природы Ярославской области". Указанная карта-схема дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природных территорий, их пространственном размещении на территории области.
Дарвинский государственный заповедник (в границах области находится почти половина его территории), национальный парк "Плещеево озеро" и государственный природный заказник "Ярославский" имеют федеральный ранг охраны. Восемнадцать болот включены в международный реестр "ТЕЛМА" как типичные болотные ландшафты зоны тайги подзоны смешанных лесов в пределах Российской Федерации. Болотные массивы "Сомино" и "Пыханское" включены в список ценных болот Российской Федерации, охраняемых Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение и подлежащих особой охране. Семь участков в области, в первую очередь Рыбинское водохранилище с прибрежными территориями, также имеют международный статус и отнесены к ключевым орнитологическим территориям европейской части Российской Федерации. Перечень ООПТ регионального значения в области включает 365 территорий и объектов (общая площадь - более 272 тыс. га), из них 44 государственных природных заказника и 321 памятник природы. В области выделено 11 ООПТ местного значения (общая площадь - 5 тыс. га).
Дальнейшая работа по выявлению новых, изучению существующих ООПТ области, разработке режимов природопользования и контроля за состоянием ООПТ, обеспечению их устойчивого функционирования требует скоординированных действий, развития нормативной базы, проведения природоохранных мероприятий и увеличения областного финансирования, а также привлечения инвестиций.
Охрана биологического разнообразия требует решения конкретных задач - частных и общих, локальных и планетарных. Все они связаны с необходимостью сохранения живых организмов, населяющих Землю. Каждый вид уникален, а свойства многих видов изучены недостаточно. Исчезновение любого вида является невосполнимой утратой.
В 1984 году был создан Международный союз охраны природы (далее - МСОП), при котором организуется постоянная комиссия по исчезающим видам животных и растений. Одним из первых решений МСОП стала подготовка Красной книги. Первая Красная книга МСОП опубликована в 1978 году. В 1983 году вышла "Красная книга РСФСР. Животные", в 1984 году - "Красная книга СССР", в 1988 году -"Красная книга РСФСР. Растения". Красная книга в нашей стране является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению, и служит правовой основой в области сохранения редких видов в регионах и в Российской Федерации в целом. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии Российская Федерация обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких видов животных и растений.
Красная книга Ярославской области имеет целью выявление и регистрацию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих растений, грибов и лишайников, а также осуществление специальных мер по их охране в соответствии с федеральными законами от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" и указом Губернатора области от 08.11.2011 N 501 "О Красной книге Ярославской области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 31.07.2007 N 702". Уточненные перечни видов живых организмов, занесенных в Красную книгу Ярославской области, утверждены постановлением Правительства области от 09.02.2011 N 86-п "Об утверждении перечней (списков) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесенных в Красную книгу Ярославской области, исключенных из Красной книги Ярославской области".
В соответствии с постановлением Правительства области от 29.12.2011 N 1199-п "Об осуществлении государственного контроля (надзора)" департамент осуществляет региональный государственный экологический надзор на территории области, который включает в себя:
- региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
- региональный государственный надзор в области обращения с отходами;
- региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- региональный государственный надзор в области охраны и использования ООПТ регионального значения.
Постановлением Правительства области от 29.12.2011 N 1199-п "Об осуществлении государственного контроля (надзора)" также определен перечень лиц, уполномоченных на осуществление экологического надзора, - государственных инспекторов Ярославской области в области охраны окружающей среды.
Региональный государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с планом проведения плановых проверок, согласованным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, и планами работ государственных инспекторов по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, а также по обращениям граждан, предприятий и организаций о фактах нарушений требований природоохранного законодательства. В целях установления фактических объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых, выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и определения видов и количества отходов при проведении контрольно-надзорных мероприятий департаментом привлекаются аккредитованные аналитические лаборатории, а также маркшейдеры, маркшейдерские и геодезические организации, имеющие соответствующие лицензии.
Департамент осуществляет полномочия по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проведение экологической экспертизы объектов регионального уровня.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постепенно из оборота исчезают лампы накаливания и большое распространение получают энергосберегающие ртутьсодержащие лампы (далее - ЭРЛ).
Наиболее острым вопросом при использовании ЭРЛ является проблема обеспечения их безопасного использования и утилизации: каждая ЭРЛ содержит 3 - 5 мг паров ртути, относящейся к первому классу чрезвычайно опасных химических веществ с предельной допустимой концентрацией (далее - ПДК) в атмосферном воздухе жилых и общественных помещений всего 0,0003 мг/куб. м. Опасность представляет не только процесс утилизации отработанных ЭРЛ, но и небрежное обращение с ними: проникновение ртути в организм происходит при вдыхании ее паров, не имеющих запаха, с дальнейшим поражением нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта. В результате повреждения одной ЭРЛ в условиях закрытого помещения в течение нескольких часов возможно достижение концентрации паров ртути, превышающей ПДК более чем в 160 раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила). Правила обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
Согласно Правилам потребители ЭРЛ (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ЭРЛ. Накопление отработанных ЭРЛ производится отдельно от других видов отходов. Органы местного самоуправления муниципальных образований области организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ЭРЛ у потребителей ЭРЛ. У потребителей ЭРЛ, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ЭРЛ обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов. Сбор отработанных ЭРЛ у потребителей осуществляют специализированные организации.
В Ярославской области в рамках ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области", утверждаемой департаментом (далее - Программа), уже несколько лет производится финансирование утилизации ртутьсодержащих отходов, включая ЭРЛ, от населения области и от бюджетных организаций. За 2014 год в рамках Программы утилизировано в пересчете на лампы 470 750 штук.
Ежегодно на утилизацию ЭРЛ из областного бюджета, а также из бюджета г. Ярославля выделяются финансовые средства. В связи с вытеснением с рынка ламп накаливания все чаще возникает вопрос о необходимости принятия срочных мер по формированию системы национального рециклинга ЭРЛ.
Особое внимание следует обратить на организацию централизованной системы экологически безопасного сбора, транспортировки и утилизации ЭРЛ от населения. Также следует обратить внимание на воспитание санитарно-гигиенической и экологической культуры значительной части населения. Необходимо не только информировать население о ртутной опасности, но и экономически заинтересовать его в максимально полном возврате непригодных для использования ЭРЛ.
Всеобщая компьютеризация, наряду с новыми возможностями, породила острую проблему утилизации "электронного лома" - непригодной для дальнейшего использования электронной техники, комплектующих и расходных материалов, включая различные источники питания. Моральное устаревание IT-устройств наступает во много раз быстрее, чем в любой другой отрасли.
Отработавший свой срок "электронный лом" попадает на полигоны твердых бытовых отходов загрязняя окружающую среду опасными токсичными веществами (свинец, ртуть, шестивалентный хром, бромидные соединения, кадмий, никель и другие). С 2010 года в рамках Программы выделяются финансовые средства на утилизацию "электронного лома", собранного от бюджетных организаций и населения области. В 2014 году утилизировано 14 тонн непригодной для дальнейшего использования электронной техники, комплектующих и расходных материалов, включая различные источники питания.
Большое значение имеют вопросы экологического просвещения и информирования населения о качестве окружающей среды. Экологическое образование и просвещение - актуальная задача всего международного сообщества, получившая отражение в решениях конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, к которым присоединилась и Российская Федерация.
Ежегодно на территории области (во всех муниципальных образованиях) проводятся ставшие традиционными Дни защиты от экологической опасности. В них принимают участие население, представители государственных и муниципальных органов управления, предприятий и организаций области, экологическая общественность. Кроме того, ежегодно департамент проводит целый ряд других природоохранных мероприятий.
Одним из наиболее значимых стал просветительский экомарафон "Планета Земля - наш общий дом". Цели и задачи экомарафона -привлечь внимание взрослых и детей к проблемам сохранения природных и культурных богатств планеты, способствовать воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к окружающему миру и чувства ответственности за будущее Земли, стимулировать творческую деятельность на основе идей мира и сотрудничества. Экомарафон включает в себя ряд мероприятий и конкурсов, таких как День Земли, День воды, День птиц, День памяти Мологи и других.
Большое внимание уделяется поддержке научной деятельности в области экологии. Организуются межрегиональные научные конференции "Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне", "Экология и Культура: от прошлого к будущему", российская научная конференция школьников "Открытие".
Ежегодно готовятся сборники "Об экологической ситуации в Ярославской области" и доклады о состоянии и об охране окружающей среды Ярославской области.
Многообразие, сложность и комплексность задач свидетельствуют о необходимости их решения программно-целевым методом. Департамент в силу своих полномочий предусматривает разработку, участие в разработке и реализации государственной программы Ярославской области и целого ряда целевых программ.
II. Цель ВЦП
Цель ВЦП - организация природоохранной и природоресурсной деятельности на территории области в рамках полномочий департамента.
Показатели цели | |||||
наименование показателя |
единица измерения |
базовое значение, 2014 год |
планируемое значение (нарастающим итогом) |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Обоснованные претензии к качеству исполнения полномочий Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования |
нет/да |
нет |
нет |
нет |
нет |
Обеспеченность потребности экономики Ярославской области минерально-сырьевыми ресурсами |
процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
Поступление в бюджеты всех уровней платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование недрами и водными объектами |
млн рублей |
223,05 |
234,74 |
454,45 |
681,16 |
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 31 декабря 2015 г. N 165-н в раздел III настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного приказа
III. Задачи, результаты и мероприятия ВЦП
IV. Механизмы реализации и управления ВЦП
Финансирование программных мероприятий осуществляется департаментом в соответствии с требованиями казначейского исполнения бюджета.
Бюджетные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий ВЦП, не финансируемых за счет средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- расчистку русел рек;
- проведение мониторинговых и научно-исследовательских работ в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы;
- проведение природоохранных мероприятий;
- проведение работ по утилизации ртутьсодержащих отходов и непригодной для дальнейшего использования электронной техники, расходных и комплектующих материалов.
Обоснование потребности в ресурсах, необходимых для реализации ВЦП, приведено в приложении к ВЦП.
Механизм управления ВЦП состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий ВЦП ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и его анализа руководством департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия ВЦП (при необходимости);
- предоставление полугодовой и годовой отчетности;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Департамент обеспечивает реализацию ВЦП и ее финансирование, осуществляет координацию деятельности ее участников, оценку результативности и эффективности ВЦП, формирует отчет о реализации ВЦП, организует проведение мероприятий.
ВЦП реализуется через систему ежегодного уточнения программных показателей и оценку промежуточных и итоговых результатов, выполнение мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В ходе выполнения ВЦП планируется тесное взаимодействие департамента с органами местного самоуправления муниципальных образований области, территориальными органами федеральных органов государственной власти, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другими федеральными структурами в части полномочий, касающихся достижения цели, поставленной в ВЦП. Для выполнения ряда мероприятий ВЦП предполагается привлечение образовательных, общественных организаций и различных средств массовой информации.
Отдельные мероприятия ВЦП предполагается реализовывать путем проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Реализует ВЦП и управляет процессами ее реализации департамент. За реализацию программных мероприятий, указанных в разделе III ВЦП, отвечают в части исполнения мероприятий ВЦП, указанных:
- в подпункте 1.2 пункта 1, заместитель директора департамента - председатель комитета государственного экологического надзора департамента;
- в подпункте 2.2 пункта 2, в подпункте 3.2 пункта 3, в подпункте 6.2.1 пункта 6 (в части мониторинга состояния водных объектов), заместитель директора департамента - председатель комитета природопользования департамента;
- в подпункте 6.2.1 пункта 6 (в части мониторинга состояния атмосферного воздуха), начальник отдела экологического нормирования департамента;
- в подпунктах 5.2.1, 5.2.2 пункта 5, в подпунктах 6.2.2 и 6.2.4. пункта 6, начальник отдела особо охраняемых природных территорий и экологической экспертизы департамента;
- в подпунктах 4.2.1 и 4.2.2 пункта 4, во всех остальных мероприятиях (в части обеспечения финансирования и участия в проведении процедур закупок), начальник отдела экономики и планирования департамента.
Должностные лица департамента, участвующие в реализации мероприятий ВЦП, несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной гражданской службе.
В целях успешной реализации задач будут обеспечены информационное сопровождение, информационная открытость и общий доступ ко всем данным о мероприятиях ВЦП посредством размещения информации на странице департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области.
Контроль за реализацией ВЦП будет осуществляться куратором ВЦП - заместителем Губернатора области Шиловым А.Н.
Список используемых сокращений
ВЦП - ведомственная целевая программа "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
ОС - областные средства
ФС - федеральные средства
Приложение
к ВЦП
Обоснование
потребности в ресурсах, необходимых для реализации ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Расходные обязательства Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования определяются следующими нормативными правовыми актами:
- Водный Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;
- Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";
- федеральные законы:
от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 668 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Закон Ярославской области от 9 июня 2009 г. N 30-з "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования".
Планирование объемов субвенции из федерального бюджета осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 636 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Объемы субвенций из федерального бюджета бюджету Ярославской области на 2015 - 2017 годы утверждены Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Закупка товаров, работ и услуг для реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Затраты, предусмотренные в ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, рассчитаны исходя из сложившегося уровня цен на соответствующие работы и услуги, что зафиксировано в прайс-листах и/или коммерческих предложениях компаний и организаций, которые их оказывают на территории Ярославской области. Расходы будущих периодов рассчитаны исходя из темпов инфляции, предусматриваемых дефлятором валового внутреннего продукта, который предлагает использовать в прогнозах Министерство экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 73 891,038 тыс. рублей. В результате выполнения Программы поступление в бюджеты всех уровней платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование недрами и водными объектами должно увеличиться с 234,74 млн рублей в 2015 г. до 681,16 млн рублей в 2017 г.
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 26 февраля 2015 г. N 145-н "Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 10 марта 2015 г. N 19
Настоящий приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 26 февраля 2015 г. с присвоением регистрационного номера 13-4678
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 5 февраля 2016 г. N 177-н настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 31 декабря 2015 г. N 165-н
Изменения вступают в силу с момента подписания названного приказа
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 10 ноября 2015 г. N 161-н
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27 июля 2015 г. N 152-н
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа