Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Волгоградской
городской Думы
от 30.10.2013 N 4/89
Возражения
на протест прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.10.2013 N 04-01-2013 на Правила благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2436 "О Правилах благоустройства территории городского округа Волгоград", в части отмены абзацев восемнадцатого, двадцать второго и сорок четвертого раздела 2, подпунктов 1 и 5 пункта 4.1.3 подраздела 4.1 раздела 4, пунктов 5.1.4, 5.1.5, 5.1.7, 5.1.8 подраздела 5.1, пункта 5.3.13 подраздела 5.3, пункта 5.4.4 подраздела 5.4 раздела 5, подпункта 1 пункта 8.4.2 подраздела 8.4 раздела 8, пункта 18.5 раздела 18 указанных Правил
Рассмотрев протест прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.10.2013 N 04-01-2013 на Правила благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2436 "О Правилах благоустройства территории городского округа Волгоград", (далее - Правила) (далее - протест прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры) Волгоградская городская Дума считает следующее.
Из протеста прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что абзацы шестнадцатый и двадцатый раздела 2 Правил, которые определяют понятия "крупногабаритные отходы" и "мусор", подлежат исключению из Правил, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по закреплению в правовых актах терминов и понятий в сфере обращения с отходами, не предусмотренных федеральным законодательством.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего приложения имеются в виду абзацы восемнадцатый и двадцать второй раздела 2 названных Правил
В данной части протест прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры является необоснованным по следующим основаниям.
Понятие "крупногабаритные отходы" определено в абзаце восемнадцатом раздела 2 Правил (а не в абзаце шестнадцатом раздела 2 Правил, как указано в протесте прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры), понятие "мусор" - в абзаце двадцать втором раздела 2 Правил (а не в абзаце двадцатом раздела 2 Правил, как указано в протесте прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры).
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из данной нормы следует, что органы местного самоуправления вправе принимать собственные нормативные акты, регулирующие вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Учитывая положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", абзацами восемнадцатым и двадцать вторым раздела 2 Правил были определены понятия "крупногабаритные отходы" и "мусор".
Указанные понятия установлены Правилами в целях реализации функций органа местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов.
Таким образом, определение понятий "крупногабаритные отходы" и "мусор" в Правилах в целях обеспечения реализации функций органа местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа, а также в целях установления единых и обязательных к исполнению требований в сфере благоустройства на территории городского округа Волгоград не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно протесту прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в Правилах возложена дополнительная, не предусмотренная законом, обязанность граждан и юридических лиц по уборке и благоустройству прилегающих к их земельным участкам территорий, что противоречит требованиям федерального законодательства (абзац сорок четвертый раздела 2, подпункты 1 и 5 пункта 4.1.3 подраздела 4.1 раздела 4, пункты 5.1.4, 5.1.5, 5.1.7, 5.1.8 подраздела 5.1, пункт 5.3.13 подраздела 5.3, пункт 5.4.4 подраздела 5.4 раздела 5, подпункт 1 пункта 8.4.2 подраздела 8.4 раздела 8, пункт 18.5 раздела 18 Правил).
В данной части протест прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества несобственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющий, что собственники зданий (помещений в них) и сооружений участвуют в благоустройстве прилегающих территорий, является актом, который установил случаи несения бремени содержания имущества несобственником. Установление порядка такого участия отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, частью 2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1-11, 20 и 25 части 1 статьи 16 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Анализ вышеуказанных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления в установленном законом порядке наделены следующими полномочиями:
по утверждению правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
по установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
по организации благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Следует особо отметить, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение правил благоустройства собственников зданий (помещений) на прилегающих территориях.
Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", (далее - Методические рекомендации) установлены общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований.
Пунктом 1.2 раздела 1 Методических рекомендаций определено, что данные рекомендации могут применяться полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий города федерального значения для применения при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий.
Согласно пункту 1.5 раздела 1 Методических рекомендаций в Методических рекомендациях применяется понятие "уборка территорий" как вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Текст приводится в соответствии с источником
Следовательно, понятие "уборка территорий" может включать в себя иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Пунктом 8.2.1 подраздела 8.2 раздела 8 Методических рекомендаций установлено, что физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.
Подпунктом 7.3.3 пункта 7.3 раздела VII СП 3.1.7.2614-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 38 "Об утверждении СП 3.1.7.2614-10", установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают благоустройство территорий организации, участков и прилегающих территорий.
Таким образом, обязанность по содержанию, очистке, уборке и благоустройству прилегающих территорий к земельным участкам физических и юридических лиц правомерно возложена на указанных лиц в установленных Правилами пределах.
Рассматриваемые положения Правил не противоречат действующему законодательству Российской Федерации в сфере организации местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и устанавливают единый подход в решении вопросов содержания территории городского округа Волгоград.
При принятии Правил Волгоградская городская Дума действовала в пределах своей компетенции по решению вопросов местного значения городского округа.
На основании вышеизложенного Волгоградская городская Дума отклоняет протест прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.10.2013 N 04-01-2013 на Правила благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2436 "О Правилах благоустройства территории городского округа Волгоград", в части отмены абзацев восемнадцатого, двадцать второго и сорок четвертого раздела 2, подпунктов 1 и 5 пункта 4.1.3 подраздела 4.1 раздела 4, пунктов 5.1.4, 5.1.5, 5.1.7, 5.1.8 подраздела 5.1, пункта 5.3.13 подраздела 5.3, пункта 5.4.4 подраздела 5.4 раздела 5, подпункта 1 пункта 8.4.2 подраздела 8.4 раздела 8, пункта 18.5 раздела 18 указанных Правил.
Первый заместитель |
М.М. Девятов |
<< Назад |
||
Содержание Решение Волгоградской городской Думы от 30 октября 2013 г. N 4/89 "О протесте прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.