Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 6 мая 2013 г. N 2-3173/2013
(извлечение)
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 8 августа 2013 г. N 33-8044/2013 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Региональная общественная организация "В." (далее РОО "В.") обратилась в суд с заявлением о признании недействующим в части постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда".
Заявленные требования мотивированы тем, что названный нормативный правовой акт противоречит требованиям нормативных актов, имеющим большую юридическую силу, в том числе ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, пунктам 5.3, 5.4, 5.10 Правил регулирования цен (тарифов) и надбавок в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 16.02.2011 г. N 42/1309, в части установленного данным нормативным правовым актом размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, поскольку размер платы установлен с нарушением требований законодательства при отсутствии необходимого экономического обоснования указанного размера.
Так, по результатам проверки, проведенной контрольно-счетной палатой Волгоградской области (КСП) в ... году, выявлены нарушения при установлении администрацией Волгограда размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Как следует из постановления коллегии КСП от ДД.ММ.ГГГГ N... "О результатах проверки обоснованности увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, газа и электрической энергии для населения Волгоградской области за ... год и истекший период ... года", Постановление от ... г. N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" принято администрацией Волгограда без проведения анализа затрат управляющих организаций, то есть в нарушение пунктов 5.3, 5.4, 5.10 Правил регулирования цен и надбавок в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда.
Указывает, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с действующим законодательством не может устанавливаться произвольно, а должен отвечать требованиям обоснованности и соответствовать величинам, обеспечивающим достаточность средств на надлежащее содержание общего имущества в каждом конкретном многоквартирном доме.
Ранее, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей муниципальных жилых помещений в ... году, который действовал в ... и ... годах, устанавливался Постановлением главы Волгограда от 02.09.2008 г. N 1755 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда". Указанный размер платы был основан на экспертном заключении ООО "Ц." от ДД.ММ.ГГГГ, которым для формирования затрат приняты расходы по содержанию и ремонту жилого фонда 0001, 0002, 0002", ООО3, ООО5 ООО6", 0007", ООО8, имеющим муниципальные жилые помещения.
Текст приводится в соответствии с источником
Расчеты производились по группам многоквартирных домов, объединенным по видам благоустроенности, исходя из годовых затрат на 1 кв. м. общей площади обслуживаемых домов в месяц, в которые включены обязательные работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, и услуги, связанные с управлением и организацией эксплуатации жилищного фонда.
Считает, что в нарушение требований, установленных постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 13.01.2006 г. N 27/521с, решения Волгоградской городской Думы от 16.02.2011 г. N 42/1309, при установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей на ... (постановление администрации Волгограда от 29.04.2011 N 1046) и ... годы (постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N...) органом регулирования администрации города был применен метод индексации с применением предельного роста расходов на ... и ... соответственно.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего апелляционного определения допущена опечатка, номер названного постановления Волгоградского Горсовета народных депутатов следует читать как N 27/521
Как следует из письма Минрегиона РФ от 06.03.2009 N 6174-АД/14 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в договоре управления многоквартирным домом", плата за содержание и ремонт жилых помещений может индексироваться при наличии оснований - изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.
Вместе с тем, согласно данным Росстата РФ уровень инфляции составил в 2010 году 8,8%, в 2011 году 6,1%, в мае 2012 года к декабрю 2011 года 2,3%; индекс потребительских цен в 2011 году 6,1%, в мае 2012 года к декабрю 2011 года 2,3 процента.
Полагает, что при установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей муниципальных жилых помещений в ... администрацией города Волгограда анализ затрат управляющих организаций, имеющих в управлении муниципальные жилые помещения, не проводился. В связи с этим установленная плата не имеет экономического обоснования, а ее размер не соответствует ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, полагает, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N..., не конкретизирован по видам оплачиваемых потребителем услуг. А именно, отсутствует расшифровка тарифа по содержанию общего имущества. Факт отсутствия расшифровки тарифов именно по видам услуг является коррупциогенным фактором, поскольку предоставляет компаниям осуществляющим управление многоквартирным домом необоснованно взимать плату за не оказанные услуги.
Также, размер платы, установленный оспариваемым Постановлением предусматривает дифференциацию платы в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома, но не в полной мере учитывает вышеперечисленные критерии, которые являются общеобязательными для установления размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Так как размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный администрацией Волгограда для нанимателей муниципального жилого фонда, применяется практически всеми управляющими организациями ко всем собственникам жилых помещений, заявитель полагает, что оспариваемое Постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ. N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" провоцирует реальные и массовые нарушения прав неопределенного круга граждан - потребителей услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, поскольку устанавливает размер платы за данные услуги в нарушение требований законодательства и при отсутствии необходимого экономического обоснования.
Просит суд признать недействующим и не подлежащим применению Постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" в части пункта 1 и утвержденного Постановлением приложения, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, со дня его принятия.
В судебном заседании представитель заявителя РОО ВСП К.О.А. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители администрации Волгограда М.Ю.Д., Г.Л.А., М.Е.Г. просили в удовлетворении заявления отказать. Указали, что оспариваемая часть Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N... соответствует действующему законодательству, принята администрацией Волгограда в пределах имеющейся компетенции, в установленном порядке и прав потребителей не нарушает.
Представитель заинтересованного лица Волгоградской областной Думы Л.Д.Ю. в судебном заседании полагал доводы заявителя обоснованными, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Представители контрольно-счетной палаты Волгоградской области Б.Е.В., К.Л.В. в судебном заседании доводы заявления поддержали, указали, что постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... не является экономически обоснованным.
Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не уведомил, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав участвующих лиц, а также заключение прокурора С.В.В., полагавшей заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Волгограда издано Постановление N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда".
Пунктом 1 названного Постановления, с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, согласно приложению.
Указанное Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N....
Фактически установленный оспариваемым постановлением размер платы получен путем увеличения на ... размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, установленного ранее действовавшим Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N....
Постановлением администрации Волгограда от 08.08.2012 г. N 2461 "О внесении изменения в постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" пункт 1 оспариваемого постановления дополнен нормативным положением о том, что если размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматели), установленный настоящим постановлением, больше чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный для собственников помещений по решению их общего собрания в многоквартирном доме, то наниматели вносят плату в размере, установленном для собственников помещений по решению их общего собрания в многоквартирном доме.
Будучи несогласным с установленным размером платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, заявитель оспаривает пункт 1 Постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... в полном объеме, а также приложение к Постановлению.
Как следует из разъяснения, изложенного в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В ходе рассмотрения дела участвующими лицами не оспаривалось, что Постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... регулирует общественные отношения, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечает всем признакам нормативного акта и подлежит судебной проверке в порядке судебного нормоконтроля.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Суд находит, что оспариваемое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N... издано администрацией Волгограда в пределах компетенции данного органа местного самоуправления, определенной ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, п. 3 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 г. N 20/362 и введено в действие в установленном порядке с соблюдением правил его опубликования.
Проверяя доводы заявителя о не соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного акта и несоответствия его нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд руководствуется следующим.
В силу подп. 1, 2, 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" общими принципами регулирования тарифов и надбавок является достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Частью 1 ст. 156 ЖК РФ регламентировано, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Исходя из ч. 4 той же нормы, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Решением Волгоградской городской Думы от 16.02.2011 г. N 42/1309 утверждены Правила регулирования цен (тарифов) и надбавок в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда.
По смыслу п. 1.3 Правил, регулированию в соответствии с настоящими Правилами подлежит, в том числе, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за пользование жилым помещением - для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 5.2 Правил, плата за жилое помещение для нанимателя включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (п. 5.3 Правил).
Как установлено п. 5.4 Правил, собственники, а также собственник жилых помещений муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган местного самоуправления либо уполномоченное им лицо (наймодатель), управляющая организация (далее - заявитель) представляют в орган регулирования:
заявление об установлении размера платы за наем и (или) об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с пояснительной запиской, обосновывающей необходимость установления (изменения) размера платы за наем, и (или) об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
протоколы проведения собраний собственников и собственников жилых помещений муниципального жилищного фонда, подтверждающих, что собственники и собственники жилых помещений муниципального жилищного фонда не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
утвержденные решением общего собрания собственников и собственников жилых помещений муниципального жилищного фонда перечни услуг и работ по содержанию и ремонту жилых помещений, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности;
расчет финансовых потребностей для установления размера платы за наем и (или) за содержание и ремонт общего имущества с расшифровкой затрат по видам деятельности (расчет должен быть представлен с выделением обязательных и дополнительных видов работ по домам соответствующего вида благоустройства);
расчет размера платы за наем и (или) за содержание и ремонт общего имущества по видам деятельности;
бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за ... предшествующих года или за период осуществления управляющей организацией деятельности по управлению и эксплуатации многоквартирным домом, если он составляет менее ... лет;
отчет о доходах от реализации товаров и услуг управляющей организацией по установленному размеру платы за наем и (или) по установленному размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения и расходах за 2 предшествующих года или за период осуществления управляющей организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Согласно п. 5.9 Правил, орган регулирования проводит проверку расчета финансовых потребностей для установления размера платы за наем и (или) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности размера платы за жилое помещение для нанимателей и собственников.
В соответствии с п. 5.10 Правил, по результатам рассмотрения документов об установлении размера платы за наем, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и (или) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников орган регулирования проводит заседание, на котором рассматривается дело по установлению размера платы за наем и (или) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников.
На основании решения, принятого на заседании органа регулирования, оформленного протоколом, орган регулирования готовит проект постановления администрации Волгограда.
Заявляя о необоснованности установленного размера платы для нанимателей жилых помещений Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N..., РОО "В." ссылается на результаты проверки обоснованности увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, газа и электрической энергии для населения Волгоградской области за ... год и истекший период ... года, проведенной контрольно-счетной палатой Волгоградской области.
В акте проверки городского округа город-герой Волгоград по вопросам исполнения органом местного самоуправления полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также формированию предложений по установлению предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, составленном главным инспектором контрольно-счетной палаты Волгоградской области К.Л.В. ДД.ММ.ГГГГ указано, что при обращении с заявлением об увеличении на ... на период ... годов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей управляющими компаниями искусственно подогнаны виды работ и их стоимость. Также администрация Волгограда при установлении платы не владела информацией о включенных в предлагаемый размер платы расходах и их обосновании.
В отчете о результатах проверки обоснованности увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, газа и электрической энергии для населения Волгоградской области за ... год и истекший период ... года, утвержденном постановлением коллегии ..., содержится вывод о том, что при установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей муниципальных жилых помещений в ... году и ... году администрацией Волгограда анализ затрат управляющих организаций, имеющих в управлении муниципальные жилые помещения, не проводился. В связи с этим установленная плата не имеет экономического обоснования, не конкретизирована по видам оплачиваемых потребителем услуг, в результате чего не является платой за услуги, оказание которых обязательно для управляющих организаций, обслуживающих муниципальный жилой фонд.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица контрольно-счетной палаты Волгоградской области К.Л.В. поясняла и предоставила соответствующий расчет, в соответствии с которым немотивированное увеличение тарифов одной только управляющей компании ООО "УК Т." позволяет получать ежегодно сверхдоходы на сумму ... руб. ... коп.
В обоснование своих возражений в ходе рассмотрения дела администрацией Волгограда предоставлены суду заявления ООО26, ООО9", ООО10, ООО11, ООО12, ООО13, ООО14 ООО15", ООО5, ООО16", ООО17", ООО18", ООО4, ООО19, ООО20, ООО21, ООО22", ООО23, ООО24, ООО3, ООО25, в которых управляющими компаниями ставился вопрос об увеличении на ... на период ... годов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Текст приводится в соответствии с источником
Также к материалам дела приобщены документы, представленные в обоснование заявления об увеличении размера платы ООО "УК "Р." и заключение по проверке дел, подготовленное органом регулирования - Управлением по координации, анализу и тарифному регулированию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Однако, проверив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности позиции заявителя, сформированной на основании результатов проверки, проведенной контрольно-счетной палатой Волгоградской области. При этом доводы представителей администрации Волгограда о том, что управляющими компаниями были предоставлены в орган регулирования документы, предусмотренные п. 5.4 вышеуказанных Правил регулирования цен (тарифов) и надбавок в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда противоречат документам, представленным в судебное заседание.
В представленных материалах вопреки требованиям п. 5.4 Правил отсутствуют необходимые расчеты финансовых потребностей для установления размера платы за наем и (или) за содержание и ремонт общего имущества с расшифровкой затрат по видам деятельности (расчет должен быть представлен с выделением обязательных и дополнительных видов работ по домам соответствующего вида благоустройства).
Часть 4 ст. 156 ЖК РФ устанавливает три условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда: качество жилого помещения, благоустройство жилого помещения, месторасположение жилого дома.
Качество жилого помещения характеризуют этаж, материал стен дома и его износ, степень благоустройства придомовой территории. Под благоустроенностью жилого помещения понимается наличие в жилом помещении или в непосредственной близости от дома инженерных систем для пользования коммунальными услугами, наличие лифта, мусоропровода. Месторасположение дома характеризует его удаленность от центра населенного пункта, транспортную доступность, количество в месте расположения дома объектов социальной инфраструктуры и другие признаки.
Аналогичное положение установлено п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, согласно которому при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Однако представленные расчеты произведены по группам многоквартирных домов, объединенным по видам благоустроенности, исходя из годовых затрат на 1 кв. м. общей площади обслуживаемых домов в месяц, в которые включены обязательные работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также услуги, связанные с управлением и организацией эксплуатации жилищного фонда, и, вопреки требованиям ч. 4 ст. 156 ЖК РФ, не учитывают качество жилого помещения, месторасположение дома.
Сметы (расшифровки) стоимости отдельных услуг составлены без учета состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезического и природно-климатического условия расположения многоквартирного дома, без расшифровки работ и услуг. Сведений о согласовании смет с собственниками многоквартирного дома и наймодателем они не содержат.
Данное обстоятельство также указывает, что органом регулирования не проведена необходимая проверка расчета финансовых потребностей для установления размера платы за наем и (или) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, требования законодателя о дифференцированности данного вида платежа в зависимости от конкретных условий администрацией Волгограда не соблюдены, в связи с чем возникает ситуация, когда на ветхое и новое жилье устанавливался одинаковый размер платы за пользование жилым помещением.
Кроме того, расчеты размера платы за наем и (или) за содержание и ремонт общего имущества по видам деятельности, предоставленные на рассмотрение в орган регулирования ООО "УК "Р." составлены на 2011 год, тогда как необходим расчет финансовых потребностей на планируемый период.
Из протоколов заседания Управления по координации, анализу и тарифному регулированию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства от 24.05.2012 г. и Координационного совета по регулированию цен N 26 от 29.05.2012 г. не усматривается, что при подготовке проекта оспариваемого постановления администрации Волгограда и его рассмотрении в установленном порядке давалась какая-либо оценка обоснованности представленным документам и их достаточности для принятия решения об увеличении тарифов.
С учетом изложенного суд находит обоснованной позицию заявителя, что при установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей муниципальных жилых помещений в 2012 году администрацией города Волгограда анализ затрат управляющих организаций, имеющих в управлении муниципальные жилые помещения, не проводился, то есть установленная плата не имеет экономического обоснования, а ее установление не соответствует ч. 1 ст. 156 ЖК РФ.
Также, как следует из пояснений представителей администрации Волгограда в судебном заседании, при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда применен метод индексации.
При установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей на ... год органом регулирования администрации города применен метод индексации с применением предельного роста платы граждан за жилое помещение в размере ..., что основано на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на ... год.
Возможность применения данного метода предусмотрена п. 3.2 Правил регулирования цен (тарифов) и надбавок в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда.
В то же время, в письме Минрегиона РФ от 06.03.2009 г. N 6174-АД/14 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в договоре управления многоквартирным домом" указано, что плата за содержание и ремонт жилых помещений может индексироваться при наличии оснований - изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.
Вместе с тем, согласно данным Росстата РФ уровень инфляции составил в ... году 8,8%, в ... году 6,1%, в ... года к ... года 2,3%; индекс потребительских цен в ... году 6,1%, в ... года к ... года 2,3 процента.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания обоснованным применения метода индексации исходя из предельного уровня роста расходов, значительно превышающего фактический уровень инфляции.
Суд также соглашается с позицией РОО "В." о нарушении установленным размером платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда принципа обеспечения доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок, так как в приложении к Постановлению администрации Волгограда от 31.05.1544 отсутствует расшифровка тарифа по содержанию общего имущества, чем нарушено конституционное право граждан на получение достоверной информации.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату названного постановления следует читать как 31 мая 2012 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда", в части установленного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда противоречит требованиям нормативных актов, имеющим большую юридическую силу, а именно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, пунктам 5.3, 5.4, 5.10 Правил регулирования цен (тарифов) и надбавок в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 16.02.2011 г. N 42/1309.
Вместе с тем, отсутствуют основания для признания судом недействующим абз. 2 п. 1 постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N..., согласно которому если размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматели), установленный настоящим постановлением, больше чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный для собственников помещений по решению их общего собрания в многоквартирном доме, то наниматели вносят плату в размере, установленном для собственников помещений по решению их общего собрания в многоквартирном доме.
Данное нормативное положение соответствует требованиям частей 7 и 8 статьи 156, статьям 162 и 164 ЖК РФ, пунктами 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а так же не нарушает прав граждан.
На основании ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
РОО "В." заявлено о признании недействующим оспариваемой части постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... со дня его принятия.
В то же время, согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку совместное постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... применялось в течение длительного периода для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, суд считает необходимым признать недействующим абз. 1 п. 1 постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" и приложение к постановлению администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" со дня вступления решения суда в законную силу.
По вступлении решения в законную силу оно подлежит направлению в газету "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" для опубликования сообщения о признании судом недействующим указанных положений оспариваемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ суд решил:
Заявление Региональной общественной организации "В." об оспаривании в части постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" - удовлетворить частично.
Признать недействующим абз. 1 п. 1 постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" и приложение к постановлению администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении оставшейся части заявления Региональной общественной организации "В." об оспаривании в части постановления Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 6 мая 2013 г. N 2-3173/2013
Текст решения официально опубликован не был
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 8 августа 2013 г. N 33-8044/2013 настоящее решение оставлено без изменения