В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. N 1538-р, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД, Закона Волгоградской области от 07 мая 2013 г. N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области", а также постановления Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2013 г. N 942 "О промышленном (индустриальном) парке "Волжский" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волжский" на территории Волгоградской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора Волгоградской области |
О.В. Керсанов |
Концепция
создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волжский" на территории Волгоградской области
(утв. постановлением Губернатора Волгоградской области от 14 января 2014 г. N 22)
1. Введение
Концепция создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волжский" на территории Волгоградской области (далее именуется - Концепция) разработана во исполнение постановления Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2013 г. N 942 "О промышленном (индустриальном) парке "Волжский", с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. N 1538-р, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД, Закона Волгоградской области от 07 мая 2013 г. N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области".
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включают в себя промышленные и индустриальные парки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД, развитие металлургической промышленности отнесено к числу приоритетных секторов экономики региона, кроме того названная стратегия направлена на модернизацию действующих производств, внедрение современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Законом Волгоградской области от 07 мая 2013 г. N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области" предусмотрено формирование инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности, к которой относится также создание промышленных и технологических парков.
Концепцией развития промышленности Волгоградской области до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 г. N 531-п, к числу наиболее вероятных "точек роста" промышленности региона отнесено формирование кластеров и создание индустриальных парков для размещения новых производств.
Промышленный (индустриальный) парк "Волжский на территории Волгоградской области" (далее именуется - промышленный парк) имеет статус частного промышленного (индустриального) парка, управляющей компанией которого является юридическое лицо, в уставном капитале которого не участвуют Волгоградская область и муниципальные образования Волгоградской области.
Концепция определяет основные направления создания и развития промышленного парка.
2. Целесообразность, предпосылки и имеющиеся возможности создания и развития промышленного парка, основные цели, задачи создания и развития промышленного парка
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, определено, что металлургическая промышленность ориентирована, в первую очередь, на внутренний рынок. Поэтому в среднесрочной перспективе развитие металлургической промышленности будет зависеть от развития металлопотребляющих отраслей, повышения эффективности потребления металлопродукции и спроса на продукцию высоких переделов в экономике Российской Федерации. При вступлении во Всемирную торговую организацию и снятии части ограничений по доступу российских экспортеров продукции металлургической промышленности на внешние рынки возможно наращивание объемов экспорта металлопродукции.
Для сбалансированного и устойчивого развития металлургической промышленности необходимо решить следующие ключевые проблемы:
проведение технологической модернизации предприятий металлургической промышленности и замена морально и физически устаревших производственных мощностей;
ускоренное развитие металлопотребляющих отраслей промышленности в целях стимулирования спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке;
импортозамещение;
подготовка квалифицированных кадров для металлургической промышленности.
Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 марта 2009 г. N 150, определено, что металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации Российской Федерации в современном международном разделении труда. На сегодняшний день по производству стали Российская Федерация занимает четвертое место в мире, уступая Китаю, Японии и США, по производству стальных труб - третье место в мире, по экспорту металлопродукции - третье место в мире (экспорт стального проката в 2007 году составил около 27,6 млн. тонн, из Китая - 52,1 млн. тонн, из Японии - 35,6 млн. тонн). Металлургия развивается в тесной увязке с отраслями-потребителями, и здесь главной тенденцией последних лет стало наращивание внутреннего спроса как за счет развития металлопотребляющих отраслей, так и перехода к производству продуктов с большей добавленной стоимостью, например трубная промышленность. В первой половине 2012 года основной вклад в прирост рынка продукции черной и цветной металлургии внесли транспортное машиностроение и производство машин и оборудования.
Трубная промышленность Российской Федерации в 2007 году занимала третье место в мире по производству стальных труб. 2011 год превысил показатели 2007 предкризисного года и стал для российских производителей труб рекордным по объему отгрузок трубной продукции, который составил 9,93 млн. тонн при рынке в 10,33 млн. тонн. При этом структура внутреннего рынка изменилась. В частности, потребление в сегменте магистрального трубопроводного транспорта возросло на 5 процентов, в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве - на 2,1 процента. В топливно-энергетическом комплексе и машиностроении потребление труб сократилось соответственно на 6,2 и 0,8 процента.
По итогам 2012 года основной спрос на металлургическую продукцию на внутреннем рынке предъявлял строительный сектор, а второй по объему потребления стала трубная промышленность, на которую пришлось до 10,2 млн. тонн или 23 процента продукции. Трубный сектор многие называют проблемным из-за сокращения производства и самых слабых перспектив развития в долгосрочном периоде - совокупный среднегодовой рост до 2020 года может составить всего 0,4 процента.
Одной из самых важных проблем отечественных металлургов в ближайшем будущем станет загрузка производственных мощностей. По прогнозам, среднемировая загрузка в 2013 году составит 75 процентов.
По мнению многих аналитиков, основным стратегическим направлением для крупнейших металлургических компаний в средне- и долгосрочной перспективе станет увеличение глубины переработки металла, повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение качества, снижение издержек за счет внедрения современных технологий низкозатратного производства и эффективного использования сырья. В дальнейшем наращивание выпуска готовой продукции низкого передела отойдет на второй план.
В 2012 году четко проявилось несколько тенденций в мировой и отечественной металлургии. Во-первых, металлургический рынок стал хорошей инвестиционной площадкой для долговременных капиталовложений. Во-вторых, происходит локализация мощностей, производства стараются расположить максимально близко к конкретным потребителям. С точки зрения рядового сортамента снижается значение "металлургических монстров". Создаются мини-, микро- и даже нанозаводы, обслуживающие рынок конкретного региона. К проектировщикам, строителям и производителям оборудования очень часто начинают обращаться компании, которые вообще не имеют опыта эксплуатации металлургического производства и управления им. Отсюда третья тенденция - реализация подобных проектов под ключ.
Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 марта 2009 г. N 150, выявлена важная особенность российской металлургической промышленности - ее нацеленность на эффективное саморазвитие, и определены конкурентные преимущества отрасли:
высокоразвитая рудно-сырьевая база по большинству металлов;
чрезвычайно большой и разнообразный объем основных фондов предприятий;
развитая инфраструктура большинства предприятий, включающая объекты электроэнергетики и транспорта;
достаточно высокий технико-технологический уровень производства большинства металлов в целом, превосходящий в ряде случаев лучшие зарубежные аналоги;
наличие крупного банка разработанных и готовых к внедрению технологий мирового уровня (следует отметить высокий и получивший мировое признание уровень научных школ, созданных в ряде институтов);
тесные кооперационные связи предприятий в основном в рамках горизонтально и вертикально-интегрированных структур;
высококвалифицированные кадры работников предприятий (включая менеджеров высшего звена) и работников научной сферы;
значительные финансовые ресурсы предприятий, накопленные в результате успешной реализации металлопродукции на внутреннем и внешнем рынках.
Имеющийся производственно-технический потенциал металлургической промышленности, ее кадры и инвестиционные возможности способны обеспечить инновационное обновление и повысить конкурентоспособность продукции и производств в период до 2020 года.
Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. N 1538-р, отмечено, что металлургический комплекс Южного федерального округа представлен предприятиями черной металлургии, большинство из которых размещены в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. Совокупный объем выпуска металлургической продукции Южного федерального округа составляет около 5 процентов общероссийского объема. Заметное место в металлургической промышленности Южного федерального округа занимает трубное производство, на долю которого в некоторые годы приходилось 25-30 процентов общероссийского объема.
Основные системообразующие предприятия металлургической отрасли Южного федерального округа, расположенные в Волгоградской и Ростовской областях, специализируются на производстве бесшовных труб для нефтегазовой, химической, нефтехимической промышленности, автомобилестроения, машиностроения и теплоэнергетики, а также электросварных труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных газо- и нефтепроводов.
В числе регионов Южного федерального округа, обладающих наибольшими возможностями для развития металлургической промышленности, Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года отмечена Волгоградская область, где сосредоточено большинство активов металлургических предприятий, накоплен большой опыт металлургического производства, имеется доступ к сырью, приемлемый уровень энергетической и транспортной инфраструктуры для развития отрасли, а также квалифицированная рабочая сила.
Для успешного развития металлургического комплекса Южного федерального округа приоритетом является реализация сценария инновационного развития, который характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий и производству высокотехнологичных видов продукции (в том числе калибровки, лент, метизов), повышению производительности труда и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Металлургическая промышленность Волгоградской области, согласно данным статистики, в 2012 году занимает по производству стальных труб третье место, по выплавке стали - девятое место, по прокату готовому черных металлов - четырнадцатое место в общероссийском выпуске продукции.
Основные показатели металлургической отрасли Волгоградской области представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
|
2011 год |
2012 год |
||
|
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
1. |
Число действующих предприятий металлургической отрасли (единиц) |
506 |
507 |
2. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (млрд. рублей) |
100,97 |
93,9 |
3. |
Доля в общем объеме отгруженной продукции по Волгоградской области (процентов) |
23,7 |
19,5 |
4. |
Индекс промышленного производства (процентов к предыдущему периоду) |
118,9 |
96,1 |
Финансовые показатели металлургической отрасли Волгоградской области представлены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
Динамика показателей (процентов в 2012 году к 2011 году) |
|
2012 год (млн. рублей) |
2011 год (млн. рублей) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
1. |
Сальдированный финансовый результат до налогообложения |
3072,1 |
3310,6 |
92,8 |
2. |
Прибыль до налогообложения |
4735,4 |
3722,6 |
127,2 |
3. |
Убыток до налогообложения |
1663,3 |
411,9 |
400,0 |
Металлургическая промышленность Волгоградской области представляет из себя комплекс предприятий по производству стали, сортового горячекатаного и кованого проката, горячекатаного листового проката, стальных отливок, труб стальных электросварных, бесшовных горячекатаных, нарезных, холоднодеформированных, канатов, ферросплавов, алюминия, алюминиевых порошков, полуфабрикатов для переката, по переработке лома, метизной продукции и так далее. Металлургические предприятия Волгоградской области производят уникальную продукцию - трубы большого диаметра, специальные стали, заготовки (поковки, отливки) и изделия для военно-промышленного комплекса. В настоящее время в Волгоградской области действует свыше 500 предприятий данной отрасли.
На территории города Волжского действуют крупнейшие предприятия металлургической промышленности, производящие трубную продукцию.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, определено, что конкурентоспособность предприятий обрабатывающей промышленности зависит от макроэкономической конъюнктуры и прежде всего от динамики реального курса рубля, налоговой нагрузки и инфраструктурных ограничений.
Таким образом, для минимизации имеющихся факторов как на макроэкономическом уровне, так и обусловленных внутренними причинами необходимо создание условий для реализации имеющихся конкурентных преимуществ, а именно создание промышленных парков с соответствующей инфраструктурой, а также развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-образовательной, финансовой и прочей), направленной на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых предприятий.
Основная идея Концепции предусматривает создание и развитие промышленного парка в целях повышения роста выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью путем формирования инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности и обеспечения ее функционирования, и в Волгоградской области имеются все необходимые предпосылки и возможности для выполнения основной цели и задач Концепции.
Целью создания и развития промышленного парка является повышение инвестиционной привлекательности металлургической промышленности, повышение темпов и обеспечение устойчивого экономического роста металлургической промышленности Волгоградской области, а также обеспечение комплексного подхода к размещению производительных сил на территории Волгоградской области.
Основные задачи функционирования промышленного парка:
повышение эффективности использования существующих производственных мощностей;
повышение доли производимой продукции с высокой добавленной стоимостью;
создание привлекательных условий для осуществления прямых инвестиций в размещение высокотехнологичных и конкурентоспособных производств;
модернизация имеющейся и создание новой инженерной инфраструктуры для всестороннего использования существующего производственного потенциала;
создание новых рабочих мест, повышение привлекательности инженерно-технических профессий, повышение квалификации руководителей промышленных предприятий и специалистов производственной сферы;
увеличение налогооблагаемой базы на территории региона;
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность;
развитие межрегиональных и международных кооперационных связей в промышленной сфере;
увеличение доли производимой в Волгоградской области продукции, экспортируемой за пределы региона.
Основными принципами создания промышленного парка являются:
рациональность использования научно-промышленного потенциала Волгоградской области, природных и трудовых ресурсов;
сбалансированность, комплексность социально-экономического развития Волгоградской области;
социальное партнерство в сфере труда;
сотрудничество на условиях государственно-частного партнерства.
Создание промышленного парка позволит не только существенно повысить эффективность использования существующих производственных мощностей, но и дополнительно привлечь в Волгоградскую область предприятия, входящие в состав Трубной Металлургической Компании, а также обеспечить потенциальных резидентов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, возможностью гарантированного сбыта производимой продукции.
Кроме того, развитие промышленного парка позволит дополнительно создать высокопроизводительные рабочие места и обеспечить дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет Волгоградской области.
Географическая локализация резидентов промышленного парка, включая научные учреждения, производственную и образовательную базу, современные производственные объекты, имеет самостоятельную ценность вследствие сокращения временных, логистических и коммуникационных затрат. При этом необходимым условием участия в промышленном парке является готовность резидентов к совместным согласованным действиям по продвижению продукции и увеличению объемов ее реализации по сравнению с самостоятельными действиями вне промышленного парка.
3. Основные конкурентные преимущества создания и развития промышленного парка, прогнозная оценка перспектив и направлений развития, анализ потребности резидентов, специализация и зонирование промышленного парка
Значительным конкурентным преимуществом промышленного парка является как наличие земельных площадей с подведенными коммуникациями, так и готовность застраивать их быстровозводимыми зданиями. Кроме того, имеется возможность присоединить к земельным участкам промышленного парка с имеющимися производственными помещениями и объектами инфраструктуры участки земли, находящиеся в муниципальной собственности, не имеющие производственных помещений и объектов инфраструктуры.
Географическое расположение Волгограда позволяет рассматривать его как центр транспортных логистических коммуникаций Южного федерального округа. Близость города Волжского к Волгограду, наличие развитой сети железных и автомобильных дорог и других коммуникационных преимуществ создают значительный потенциал для привлечения предпринимателей как из Волгоградской области, так и из Ростовской и Воронежской областей.
Наличие перечисленных преимуществ позволяет рассматривать промышленный парк как элемент зоны территориального развития в городе Волжском и как ядро потенциального трубного кластера регионального, а в дальнейшем и федерального уровня.
Компактное размещение производственных объектов позволит минимизировать расходы на инженерную подготовку территорий и обеспечить оптимальное использование земельных ресурсов.
Целенаправленное фокусирование на развитии среднего производственного бизнеса, сочетающееся с развитием крупного и малого бизнеса, поддержанное соответствующими действиями в сфере маркетинга, может стать уникальной особенностью как самого промышленного парка, так и Волгоградской области в целом.
Концепция реализуется через формирование следующих долгосрочных конкурентных преимуществ промышленного парка:
создание эффективной среды для развития малого и среднего производственного бизнеса в Волгоградской области;
формирование центра компетенций инновационного развития трубной промышленности Российской Федерации (трубный кластер);
производственное обучение и повышение квалификации кадров на базе создаваемого учебного центра.
Концепция должна реализовываться путем осуществления мероприятий, направленных на повышение эффективности использования существующих производственных мощностей и подготовку перспективных территорий для развития производственного сегмента промышленного парка, заключения резидентами промышленного парка соглашений о ведении промышленно-производственной и (или) технико-внедренческой деятельности, а также расширения количества резидентов, создающих высокотехнологичные и конкурентоспособные производства.
Для реализации цели и задач создания и развития промышленного парка необходимо осуществить инженерную подготовку территорий для размещения производственных объектов. Инфраструктура размещения производственного сегмента промышленного парка создается за счет внебюджетных средств.
Результаты государственно-частного партнерства в рамках проекта создания и развития промышленного парка (модернизация производства, инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса) являются достаточно весомыми предпосылками для следующего этапа социально-экономического развития города Волжского:
развитие промышленного парка, предусматривающего дальнейшее развитие трубного кластера;
создание новых рабочих высокопроизводительных мест малого, среднего и крупного бизнеса;
увеличение объемов промышленного производства;
повышение доходности производств;
получение бюджетного эффекта.
В условиях развития новой экономики потребительская ценность трубы как функционального элемента для транспорта, хранения веществ, изготовления конструкций, активных воздействий на перемещаемые и сохраняемые вещества будет увеличиваться.
Постоянно расширяется спектр материалов для изготовления труб (спецсплавы, композиты, пластики, специализированные покрытия), усложняются и насыщаются вспомогательными устройствами и дополняющими технологиями их конструкции, развиваются технологии изготовления и контроля качества. Рынок постоянно предъявляет производителям труб новые задачи и требования. В этой ситуации промышленный парк способен стать местом генерации идей нового применения труб, разработки и освоения инновационных технологий их производства и использования.
Промышленный парк в этих условиях может стать зоной развития не только малого бизнеса, импульсом для которого станет обслуживание на принципах аутсорсинга, но также в дальнейшем одним из специализированных центров технологического и промышленного развития кластерного типа, обеспечивая конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность Волгоградской области.
Наряду с традиционными направлениями производства труб, технологических комплексов для трубной отрасли и систем их обслуживания в промышленном парке могут развиваться совершенно новые наукоемкие направления:
развитие сервисных и инжиниринговых услуг для трубопроводного транспорта углеводородов;
архитектурный дизайн и развитие строительных технологий на основе конструкционных элементов из трубных изделий.
Активная модернизация производственных предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Волжского в настоящее время, в перспективе приведет к значительному высвобождению персонала, увеличению резерва рабочей силы. С другой стороны, развитие малого и среднего бизнеса требует системной генерации коммерчески целесообразных и технически реализуемых проектов. При этом город Волжский обладает значительным потенциалом в сфере как высшего, так и среднего профессионального образования. Этот потенциал позволяет предусмотреть в рамках создания зоны территориального развития на базе промышленного парка реализацию проекта создания соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и образовательных центров.
В целом на базе учебных центров крупных предприятий и образовательных организаций в городе Волжском может быть создан многопрофильный и многоуровневый образовательный комплекс, сотрудничающий с целым рядом заинтересованных образовательных организаций высшего образования и предприятий. Разнообразие предприятий, имеющихся в городе Волжском, уже в настоящий момент позволяет сочетать аудиторное и дистанционное обучение с активным участием обучающихся в производственных процессах. На базе промышленного парка могут быть созданы зоны производственного обучения.
Территория промышленного парка должна обладать оптимальным сочетанием инфраструктурных решений - наличием свободных от застройки земельных участков и земельных участков с имеющимися производственными помещениями и объектами инфраструктуры, что значительно удешевляет обеспечение земельного участка необходимыми коммуникациями, а также дает возможность создания новых производств на свободных участках.
На территории промышленного парка планируется производство с развитой инфраструктурой и свободными земельными площадками (не менее 10 гектаров) для резидентов в шаговой доступности к инфраструктуре, а также должна иметься возможность использования примыкающих к действующим промышленным площадкам свободных земельных участков (не менее 10 гектаров), которые могут быть присоединены к промышленному парку.
Создание промышленного парка позволит реализовать имеющиеся в настоящее время проекты по освоению новой продукции, созданию новых производств. Наиболее перспективными для развития промышленного парка являются следующие проекты:
"Производство грузоподъемных механизмов и съемных грузозахватных приспособлений (текстильных строп)";
"Производство изделий на основе древесно-полимерного композита";
"Производство металлорежущего инструмента для металлургической, трубной и машиностроительной промышленности";
"Бетонирование труб";
"Изготовление протекторов, заглушек и других пластмассовых изделий".
Для реализации наиболее перспективных проектов на территории промышленного парка предполагается разместить резидентов, которые в дальнейшем могут сформировать потенциальный трубный кластер.
В качестве резидентов могут быть привлечены предприятия, производящие следующую продукцию:
ложементы и тарную продукцию для укладки, хранения и транспортировки трубной продукции и текстильные стропы;
протекторы, заглушки и другие пластмассовые изделия;
полимерные реквизиты (ложементы, протекторы);
металлорежущий инструмент для металлургической, трубной и машиностроительной промышленности;
грузоподъемные механизмы;
бетонированные трубы.
Для реализации проектов, направленных на развитие промышленного парка, необходимо наличие земельных участков площадью не менее 16,5 гектара.
В соответствии с анализом потребностей резидентов определена как оптимальная трехзонная модель промышленного парка:
первая зона (промышленная зона для развития среднего бизнеса) - земельные участки с производственными помещениями для размещения резидентов на арендной основе. Инвестиции в устройство зоны осуществляется# в рамках государственно-частного партнерства;
вторая зона - свободные площадки с готовой внутриплощадочной инженерно-технической инфраструктурой для создания новых производств за счет частных инвестиций будущих резидентов;
третья зона - инновационно-технологический центр технопаркового типа, включающий офисные и производственные помещения, лаборатории и инжиниринговый центр для размещения и обслуживания предприятий малого бизнеса с инновационными продуктами. Инвестиции в устройство зоны осуществляется# в рамках государственно-частного партнерства.
Таким образом, в соответствии со схемой зонирования предполагается располагать резидентов, в дальнейшем формирующих потенциальный трубный кластер, и резидентов, обеспечивающих предоставление широкого спектра услуг по инфраструктурному обеспечению и сопровождению бизнес-деятельности (консалтинг, обучение, юридическое и бухгалтерское обслуживание).
4. Этапы развития промышленного парка
Создание и развитие промышленного парка годы предполагается осуществлять в три этапа:
Текст приводится в соответствии с источником
первый этап - 2014-2015 годы;
второй этап - 2016 год;
третий этап - 2017-2020 годы.
Первый этап создания и развития промышленного парка предполагает организацию кооперационных связей резидентами, а также освоение земельного участка ориентировочной площадью 10 гектаров, возведение на ней производственных помещений площадью до 60000 кв. метров, размещение до 5 резидентов. Реализация первого этапа позволит создать до 550 новых рабочих мест.
Второй этап создания и развития промышленного парка предполагает освоение земельного участка ориентировочной площадью 10 гектаров. Освоение предполагает реконструкцию и создание новых объектов инженерной, энергетической, транспортной инфраструктуры земельного участка и возведение производственных помещений площадью до 40000 кв. метров для размещения до 15 резидентов. Одновременно резидентами формируется ассортиментная линейка услуг по инфраструктурному обеспечению и сопровождению бизнес-деятельности резидентов (консалтинг, обучение, юридическое и бухгалтерское обслуживание). Мероприятия данного этапа направлены на создание эффективной среды для развития среднего производственного бизнеса в Волгоградской области. Реализация второго этапа позволит создать до 2000 новых рабочих мест.
Третий этап создания и развития промышленного парка предполагает освоение дополнительных земельных участков. Также планируется формирование инновационно-технологического центра технопаркового типа, включающего офисные и производственные помещения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Одновременно планируется создание инжинирингового центра, центра компетенций инновационного развития трубной промышленности Российской Федерации (трубный кластер), а также организация учебного центра производственного обучения и повышения квалификации кадров.
Наряду с традиционными направлениями производства труб, технологических комплексов для трубной отрасли и систем их обслуживания в промышленном парке могут развиваться новые наукоемкие направления:
технологии, связанные # водоподготовкой, транспортировкой воды;
развитие сервисных и инжиниринговых услуг для трубопроводного транспорта углеводородов;
архитектурный дизайн и развитие строительных технологий на основе конструкционных элементов из трубных изделий.
Таким образом, реализация этапов создания и развития промышленного парка позволит ему стать центром технологического и промышленного развития кластерного типа, обеспечивая конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность Волгоградской области.
5. Источники и условия финансирования промышленного парка
Финансовое обеспечение создания инфраструктуры промышленного парка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) иных источников, в том числе привлеченных на условиях государственно-частного партнерства.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, определены меры государственной поддержки отраслей промышленности, направленные на стимулирование предприятий в части перехода на стандарты работы развитой экономической системы.
В рамках подпрограммы "Металлургия" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, также в качестве мер государственной поддержки могут быть использованы механизмы участия Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" в финансировании приоритетных инвестиционных проектов.
В рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 1414-р, реализуется основное мероприятие - "Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства".
В соответствии с законами Волгоградской области от 02 марта 2010 г. N 2010-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области", от 25 декабря 2012 г. N 176-ОД "О государственной поддержке инновационной деятельности в Волгоградской области" и от 04 июля 2008 г. N 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" предусмотрена государственная поддержка инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Волгоградской области, государственная поддержка инновационной деятельности в Волгоградской области, и определены меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. Оценка имеющихся рисков развития промышленного парка
Учитывая риски, характерные в целом для развития металлургической промышленности, к числу неблагоприятных факторов и возможных рисков развития промышленного парка следует отнести:
макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры и снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы, а также увеличением себестоимости продукции вследствие роста затрат на энергоресурсы, реализацией энергосберегающих мероприятий в недостаточном объеме;
финансовые риски, связанные с сокращением уровня инвестирования в создание и развитие инфраструктуры промышленного парка;
рыночные риски - риски изменения конкурентной среды на рынке металлопродукции, связанные с изменениями спроса и предложения, снижением темпов роста потребления металлопродукции, волатильностью цен, а также риски снижения спроса на услуги, предоставляемые промышленным парком;
геополитические риски, связанные с возможным изменением приоритетов и направлений государственной политики, а также недостаточным уровнем развития механизмов комплексной поддержки как субъектов инвестиционной деятельности, так и субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области, недостаточным уровнем развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
международные торгово-политические риски, связанные с ситуацией на международных рынках, изменением конъюнктуры международной торговли металлопродукцией, существенным возрастанием конкуренции в связи со снижением уровня тарифной защиты в результате вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Единое экономическое пространство и усилением ограничения на принятие различных мер стимулирующей промышленной политики, в том числе мер по внутренней поддержке отраслей промышленности, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
кадровые риски, связанные с несоответствием квалификации персонала потребностям металлургической промышленности, недостатком квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена технического профиля, отвечающих современным требованиям рынка;
инфраструктурные риски, связанные с недостаточным уровнем развития транспортной, инженерной (в том числе энергетической) и социальной инфраструктуры.
7. Оценка результативности и эффективности создания и развития промышленного парка
Форма и порядок предоставления отчетов о результатах деятельности управляющей организации промышленного парка и резидентов устанавливаются органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным Правительством Волгоградской области в сфере развития инвестиционной, инновационной деятельности и государственно-частного партнерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Промышленный (индустриальный) парк "Волжский" на территории Волгоградской области имеет статус частного промышленного (индустриального) парка, управляющей компанией которого является юридическое лицо, в уставном капитале которого не участвуют Волгоградская область и муниципальные образования Волгоградской области.
Целью создания и развития промышленного парка является повышение инвестиционной привлекательности металлургической промышленности, повышение темпов и обеспечение устойчивого экономического роста металлургической промышленности Волгоградской области, а также обеспечение комплексного подхода к размещению производительных сил на территории Волгоградской области.
Создание промышленного парка позволит реализовать имеющиеся в настоящее время проекты по освоению новой продукции, созданию новых производств. Наиболее перспективными для развития промышленного парка являются следующие проекты:
"Производство грузоподъемных механизмов и съемных грузозахватных приспособлений (текстильных строп)";
"Производство изделий на основе древесно-полимерного композита";
"Производство металлорежущего инструмента для металлургической, трубной и машиностроительной промышленности";
"Бетонирование труб";
"Изготовление протекторов, заглушек и других пластмассовых изделий".
Финансовое обеспечение создания инфраструктуры промышленного парка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) иных источников, в том числе привлеченных на условиях государственно-частного партнерства.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 14 января 2014 г. N 22 "Об утверждении концепции создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волжский" на территории Волгоградской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления официально опубликован не был