15 ноября 2013 г.
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 89-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" и постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 г. N 224 "Об утверждении Положения о министерстве сельского хозяйства Волгоградской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области в 2013-2015 годах".
2. Настоящий приказ вступает в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
В.В. Иванов |
Ведомственная целевая программа
"Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области в 2013-2015 годах"
(утв. приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 24 мая 2013 г. N 123)
15 ноября 2013 г.
Приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 15 ноября 2013 г. N 338 в паспорт настоящей ведомственной целевой программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области в 2013-2015 годах"
1. Характеристика проблемы
Малые формы хозяйствования, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные организации - микропредприятия с численностью занятых до 15 человек производят более половины валовой и 40 процентов товарной продукции сельского хозяйства. Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием обеспечения устойчивости сельского развития Волгоградской области. Малые формы хозяйствования обеспечивают работой основную часть занятого в сельском хозяйстве населения и являются главным источником доходов на селе. Доля доходов сельского населения, получаемая от малых форм хозяйствования, значительно превышает долю от крупного бизнеса.
По состоянию на 01 января 2013 г. в Волгоградской области числится 4414 крестьянских (фермерских) хозяйств, 240,6 тысяч личных подсобных хозяйств. За малыми формами хозяйствования закреплено 1819,3 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения.
Посевные площади сельскохозяйственных культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения составляют 862 тыс. гектаров, 60 процентов из которых занято зерновыми культурами, 32 процента - масличными культурами, остальная площадь - посевы овощных, бахчевых, кормовых культур и картофеля.
Личные подсобные хозяйства населения стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики, их деятельность отличается стабильным наращиванием поголовья скота и птицы, роста производства сельскохозяйственной продукции. В личных подсобных хозяйствах населения Волгоградской области содержится более 70% общего поголовья КРС, производится 87% молока и 61% мяса.
В последние годы благодаря целенаправленной государственной поддержке наблюдалась тенденция по увеличению числа создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, из числа граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства. В 2012 году было зарегистрировано 250 новых крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством.
Вместе с тем существует ряд факторов, ограничивающих предпринимательскую активность сельского населения в силу отсталой производственной материально-технической базы и инфраструктуры сельских поселений. В течение десятилетий доходы жителей на селе остаются самыми низкими по сравнению с другими отраслями экономики.
Кроме того, существенной проблемой является низкий уровень информированности сельского населения о мерах государственной поддержки.
Начинающие КФХ и индивидуальные предприниматели, занимающиеся в настоящее время сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. Им недоступны кредиты, так как у них недостаточно залогового имущества. Создание нового КФХ связано также с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных финансовых средств.
Дальнейшее формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе - одна из ключевых задач аграрной политики. Ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области в 2013-2015 годах" призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики за счет предоставления государственной поддержки в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство.
В рамках реализуемого Волгоградским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" кредитного продукта "Стань фермером" начинающие фермеры смогут претендовать на получение кредита с пониженной процентной ставкой для развития своего бизнеса под средства гранта.
Эффективное развитие субъектов малого агробизнеса является экономически значимой программой, способствующей устойчивому развитию сельских территорий.
На территории Волгоградской области создана система обеспечения комплексной поддержки начинающих фермеров, реализуемая в рамках долгосрочных (ведомственных) областных целевых программ (приложение 1).
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
информационная и методическая поддержка начинающих фермеров;
обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств.
Приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 15 ноября 2013 г. N 338 раздел 3 настоящей ведомственной целевой программы изложен в новой редакции
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность определяются следующими показателями.
148 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих КФХ и создадут не менее 362 постоянных рабочих мест в сельской местности.
Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевые показатели
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 гг. |
1. Количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, ед. |
41 |
52 |
55 |
148 |
2. Количество созданных рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, ед. |
41 |
156 |
165 |
362 |
3. Выручка от реализации продукции КФХ, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, тыс. рублей |
32800 |
41600 |
44000 |
118400 |
4. Перечень и описание программных мероприятий
Перечень программных мероприятий сформирован в соответствии с поставленными задачами. Перечень программных мероприятий, финансовых ресурсов и их сроки реализации представлены в Приложении 2.
1. Информационная и методическая поддержка начинающих фермеров:
1.1. организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области по вопросам создания крестьянских (фермерских) хозяйств и государственной поддержки начинающих фермеров;
1.2. разработка методических рекомендаций о порядке и условиях получения грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров;
1.3. размещение на официальном сайте Правительства Волгоградской области в сети "Интернет" актуальной информации о порядке и условиях получения грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.
Нумерация подпунктов пункта 1 раздела 4 настоящей ведомственной целевой программы приводится в соответствии с источником
2.1. Предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.
Для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств предусмотрено предоставление начинающим главам крестьянских (фермерских) хозяйств грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.
Начинающий фермер - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и зарегистрированного на территории Волгоградской области.
Предоставление грантов осуществляется на конкурсной основе по результатам рассмотрения представленных бизнес-планов по развитию КФХ.
Грант на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств может быть предоставлен начинающему фермеру только один раз.
Размер гранта определяется конкурсной комиссией по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Единовременная помощь на бытовое обустройство это средства, перечисляемые из бюджета Волгоградской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера в целях:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретения одного грузопассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Размер единовременной помощи определяется конкурсной комиссией по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Единовременная помощь может быть предоставлена начинающему фермеру только один раз.
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области.
2.2. Мониторинг целевого использования государственной поддержки.
Предоставление поддержки начинающим фермерам требует проведения мониторинга их использования. Сроки и форма отчетности начинающих фермеров по использованию грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области. Мониторинг целевого использования грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров будет выполняться министерством сельского хозяйства Волгоградской области на основе представленных начинающими фермерами отчетов.
5. Срок реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2013-2015 годы. Этапы реализации программы не выделяются.
Приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 15 ноября 2013 г. N 338 в раздел 6 настоящей ведомственной целевой программы внесены изменения
6. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы, оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации
Реализация Программы позволит создать условия для развития крестьянских (фермерских) хозяйств путем осуществления проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки.
В результате действия Программы, количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 148 единицы. Поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 362 постоянных рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки. Выручка от реализации продукции КФХ, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, составит 118400 тыс. рублей.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, относятся:
изменение федерального законодательства, регулирующего деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, в частности систему налогообложения;
неполное расходование запланированных средств в связи с неспособностью претендентов представить полный пакет документов на конкурс;
опережающий рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические ресурсы по сравнению с динамикой цен на сельскохозяйственную продукцию;
усиление конкуренции на агропродовольственном рынке в связи с вступлением России в ВТО;
производственные и технологические риски (аномальные погодные условия, эпизоотическая обстановка и т.д.).
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Реализация Программы предусматривает целевое использование средств, в соответствии с поставленными задачами, регулярное проведение мониторинга достигаемых результатов и оценки эффективности расходования бюджетных средств.
Эффективность расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, характеризуется результатом осуществления мероприятий Программы при плановых объемах и источниках финансирования.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Программы сравнительным анализом целевых индикаторов и фактических значений показателей по итогам каждого финансового года. Эффективность расходования бюджетных средств определяется степенью решения задач, поставленных для достижения цели Программы.
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется главным распорядителем по итогам ее исполнения за отчетный период и в целом после завершения ее реализации по следующим критериям:
8.1. Степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей.
Оценка достижения запланированных результатов по каждому расчетному и базовому показателям за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период по следующей формуле:
En - эффективность целевого индикатора (показателя) программы (в процентах);
Tf1 - фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации программы;
TN1 - плановый индикатор, утвержденный программой.
8.2. Интегральный показатель эффективности реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:
, где:
Е - эффективность реализации программы (в процентах);
Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации программы;
TN - плановые индикаторы, утвержденные программой;
М - количество индикаторов программы.
8.3. На основе проведенной оценки эффективности реализации Программы могут быть сделаны следующие выводы:
результат эффективности реализации Программы оценивается в соответствии со следующими критериями:
от 80 до 100 процентов - высокая эффективность;
от 50 до 80 процентов - удовлетворительная эффективность;
менее 50 процентов - низкая эффективность.
Приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 15 ноября 2013 г. N 338 раздел 9 настоящей ведомственной целевой программы изложен в новой редакции
9. Финансово-экономическое обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Программа рассчитана на период 2013-2015 годов и реализуется за счет средств федерального, областного бюджета и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы в 2013-2015 годах за счет всех источников финансирования составит 116154,5 тыс. рублей, из них по годам:
в 2013 году - 44444,5 тыс. рублей;
в 2014 году - 35010,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 36700,0 тыс. рублей;
по источникам финансирования:
средства федерального бюджета - 30000,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 30000,0 тыс. рублей;
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 75190,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 10000,0 тыс. рублей;
2014 год - 31830,0 тыс. рублей;
2015 год - 33360,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 10964,5 тыс. рублей:
2013 год - 4444,5 тыс. рублей;
2014 год - 3180,0 тыс. рублей;
2015 год - 3340,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы корректируется в течение периода ее действия с учетом ежегодного утверждения областного бюджета и средств, привлеченных из других источников.
10. Система управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Руководство реализацией Программы осуществляет министерство сельского хозяйства Волгоградской области.
Ответственным исполнителем за реализацию мероприятий Программы является
Государственный заказчик Программы готовит предложения по корректировке отдельных ее мероприятий, осуществляет общее руководство и контроль за ходом ее выполнения, определяет направления и принцип финансирования, отчитывается перед Правительством Волгоградской области о ходе реализации Программы.
Государственный заказчик ежегодно представляет отчет о выполнении ведомственной целевой программы в министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций и министерство финансов Волгоградской области.
Заместитель министра - начальник |
И.А. Ткаченко |
Заместитель министра |
Л.А. Сюльев |
Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Поддержка начинающих фермеров
на территории Волгоградской
области в 2013-2015 годах"
Перечень
нормативных правовых актов Волгоградской области и мероприятий по комплексной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств
N п/п |
Наименование |
Реквизиты нормативных правовых актов |
1. |
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" |
Постановление Правительства Волгоградской области от 27.11.2012 N 538-п |
1.1. |
Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения |
Постановление Правительства Волгоградской области от 26.06.2012 N 149-п |
1.2. |
Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах |
Постановление Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 101-п |
2. |
Долгосрочная областная целевая программа "Социальное развитие села" на 2009-2013 годы |
Постановление Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 N 285-п |
2.1. |
Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов |
Постановление Администрации Волгоградской области от 25.04.2011 N 183-п |
3. |
Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области |
Закон Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД |
4. |
Предоставление поручительств и гарантий некоммерческим партнерством "Региональный гарантийный фонд" |
распоряжение Главы Администрации Волгоградской области от 22.11.2007 N 1229-р. |
5. |
Ведомственная целевая программа "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Волгоградской области на 2013-2015 годы" |
Приказ Комитета ветеринарии Волгоградской области от 20.02.2013 N 51 |
Заместитель министра сельского |
Л.А. Сюльев |
Приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 15 ноября 2013 г. N 338 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Поддержка начинающих фермеров
на территории Волгоградской
области в 2013-2015 годах"
Перечень
программных мероприятий, финансовых ресурсов и сроках реализации каждого мероприятия
15 ноября 2013 г.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок реализации |
Источники финансирования (тыс. рублей) |
|||||
всего |
в том числе |
|||||||
средства федерального бюджета |
средства областного бюджета |
внебюджетные средства |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1. |
Задача "Информационная и методическая поддержка начинающих фермеров" |
|||||||
1.1. |
Организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области |
2013 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2014 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013-2015 годы |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
1.2. |
Разработка методических рекомендаций о порядке и условиях получения грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров |
2013 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2014 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013-2015 годы |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
1.3. |
Размещение на официальном сайте Правительства Волгоградской области в сети "Интернет" актуальной информации о порядке и условиях получения грантов |
2013 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2014 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013-2015 годы |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
|
Всего по задаче 1 |
2013 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2014 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013-2015 годы |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2. |
Задача "Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств" |
|||||||
2.1. |
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров |
2013 год |
44444,5 |
30000 |
10000 |
4444,5 |
||
2014 год |
35010 |
0 |
31830 |
3180 |
||||
2015 год |
36700 |
0 |
33360 |
3340 |
||||
2013-2015 годы |
116154,5 |
30000 |
75190 |
10964,5 |
||||
2.2. |
Мониторинг целевого использования государственной поддержки |
2013 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2014 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013-2015 годы |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
|
Всего по задаче 2 |
2013 год |
44444,5 |
30000 |
10000 |
4444,5 |
||
2014 год |
35010 |
0 |
31830 |
3180 |
||||
2015 год |
36700 |
0 |
33360 |
3340 |
||||
2013-2015 годы |
116154,5 |
30000 |
75190 |
10964,5 |
||||
|
Итого по Программе |
2013 год |
44444,5 |
30000 |
10000 |
4444,5 |
||
2014 год |
35010 |
0 |
31830 |
3180 |
||||
2015 год |
36700 |
0 |
33360 |
3340 |
||||
2013-2015 годы |
116154,5 |
30000 |
75190 |
10964,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 24 мая 2013 г. N 123 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области в 2013-2015 годах"
Настоящий приказ вступает в действие со дня его подписания
Текст приказа опубликован в газете "Волгоградская правда" от 10 июля 2013 г. N 123
Приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 24 января 2014 г. N 10 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27 декабря 2013 г. N 404
Приказ министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 15 ноября 2013 г. N 338