Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 21 января 2014 г. N 74с
"На приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 г. N 222 "Об утверждении административного регламента министерства социальной защиты населения Волгоградской области предоставления государственной услуги "Назначение компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" (в редакции от 21 января 2011 г. N 23, от 18 апреля 2011 г. N 214, от 21 декабря 2011 г. N 884, от 29 июня 2012 г. N 405, от 12 октября 2012 г. N 792, от 16 декабря 2013 г. N 1286)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 г. N 222 "Об утверждении административного регламента министерства социальной защиты населения Волгоградской области предоставления государственной услуги "Назначение компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" (в редакции от 21 января 2011 г. N 23, от 18 апреля 2011 г. N 214, от 21 декабря 2011 г. N 884, от 29 июня 2012 г. N 405, от 12 октября 2012 г. N 792, от 16 декабря 2013 г. N 1286) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа Министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 16 декабря 2013 г. N 1286 "О внесении изменений в приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 г. N 222 "Об утверждении административного регламента министерства социальной защиты населения Волгоградской области предоставления государственной услуги "Назначение компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент министерства социальной защиты населения Волгоградской области (далее - министерство) предоставления государственной услуги "Назначение компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 28.12.2013 N 405-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции 28.12.2013 N 445-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (в редакции от 30.12.2012 N 283-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 N 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 28.12.2013 N 444-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" (в редакции от 27.05.2013 N 441);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 24.10.2013 N 128-ОД);
- Постановлением администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.10.2012 N 413-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской от 16.12.2013 N 737-п "Об утверждении Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Волгоградской области".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего Экспертного заключения пропущена часть текста, после "Волгоградской" следует читать "области"
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" компенсационные выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются расходным обязательством Российской Федерации и осуществляются в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации определить порядок и сроки представления органами социальной защиты населения, в которых зарегистрированы члены семей погибших (умерших) военнослужащих, соответствующей информации в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также ее обобщения и последующего представления в Федеральную службу по труду и занятости в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, пунктом 1 статьи 7, пунктом 2 статьи 22 Устава Волгоградской области Волгоградская область имеет свою территорию, систему органов государственной власти, собственность, законодательство.
Система органов государственной власти Волгоградской области устанавливается Волгоградской областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области, как орган исполнительной власти Волгоградской области, ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 10 ноября 2008 г. N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Вместе с тем обозначенный выше региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Согласно Приложению к указанному выше областному Закону в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 N 737-п, министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере занятости населения, социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда и его охраны, государственной экспертизы условий труда, альтернативной гражданской службы, а также в сфере государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной политики на территории Волгоградской области.
Абзацем 5 пункта 3.3. указанного выше Положения установлено, что Министр издает приказы в пределах компетенции Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входило в компетенцию управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако в тексте исследуемого Приказа выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В преамбуле анализируемого Приказа содержится ссылка на постановление Губернатора Волгоградской области от 19.06.2012 N 485 "Об утверждении Положения о министерстве социальной защиты населения Волгоградской области".
Вместе с тем, указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу постановлением Губернатора Волгоградской области от 16.12.2013 N 1300 "О признании утратившим силу постановления Губернатора Волгоградской области от 19 июня 2012 г. N 485 "Об утверждении Положения о министерстве социальной защиты населения Волгоградской области" и внесении изменения в постановление Губернатора Волгоградской области от 11 декабря 2012 г. N 1226 "О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Волгоградской области".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на утративший силу нормативный правовой акт.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 05 мая 2010 г. N 79.
Приказы Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 21 января 2011 г. N 23, от 18 апреля 2011 г. N 214, от 21 декабря 2011 г. N 884, которыми внесены изменения в исследуемый Приказ, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 2 февраля 2011 г. N 18, от 22 апреля 2011 г. N 72, от 21 декабря 2911 г. N 884.
Текст приводится в соответствии с источником
Приказы министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29 июня 2012 г. N 405, от 12 октября 2012 г. N 792, от 16 декабря 2013 г. N 1286, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 июля 2012 г. N 122, от 24 октября 2012 г. N 199, от 25 декабря 2013 г. N 242.
Вывод: приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 г. N 222 "Об утверждении административного регламента министерства социальной защиты населения Волгоградской области предоставления государственной услуги "Назначение компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" (в редакции от 21 января 2011 г. N 23, от 18 апреля 2011 г. N 214, от 21 декабря 2011 г. N 884, от 29 июня 2012 г. N 405, от 12 октября 2012 г. N 792, от 16 декабря 2013 г. N 1286) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 21 января 2014 г. N 74с "На приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 г. N 222 "Об утверждении административного регламента министерства социальной защиты населения Волгоградской области предоставления государственной услуги "Назначение компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" (в редакции от 21 января 2011 г. N 23, от 18 апреля 2011 г. N 214, от 21 декабря 2011 г. N 884, от 29 июня 2012 г. N 405, от 12 октября 2012 г. N 792, от 16 декабря 2013 г. N 1286)"
Текст заключения официально опубликован не был