Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы постановления администрации Волгоградской области от 26 июля 2010 г. N 334-п "Об утверждении областной программы "О долгосрочной областной целевой программе "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" на 2010-2014 годы" (в редакции от 14 декабря 2010 г. N 671-п; от 10 июля 2012 г. N 220-п, от 06 декабря 2012 г. N 547-п, от 24 июня 2013 г. N 312-п, от 14 октября 2013 г. N 539-п, от 16 декабря 2013 г. N 749-п, от 23 декабря 2013 г. N 765-п) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 765-п "О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 26 июля 2010 г. N 334-п "О долгосрочной областной целевой программе "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" на 2010-2014 годы".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждается долгосрочная областная целевая программа "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" на 2010-2014 годы.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, связанные с утверждением долгосрочной областной целевой программы в сфере развития сельского хозяйства.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 N 445-ФЗ);
- Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";
- Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции от 28.12.2013 N 388-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 27.08.2013 N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Пунктом 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
На момент принятия исследуемого нормативного правового акта вопросы организации государственной власти Волгоградской области регулировались Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного выше областного Закона систему органов государственной власти Волгоградской области составляли: Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области (руководитель высшего исполнительного органа Волгоградской области), администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 41 Устава (Основного закона) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД было определено, что администрация Волгоградской области издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений, подписываемых главой администрации Волгоградской области.
Таким образом, глава администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Вместе с тем, Устав (Основной закон) Волгоградской области утратил силу в связи с принятием Устава Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД.
Согласно пункту 3 статьи 7 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД систему органов государственной власти Волгоградской области образуют: Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области, Правительство Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области, иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Пунктом 2 статьи 24 Устава Волгоградской области установлено, что Губернатор Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Волгоградской области издает постановления и распоряжения.
Согласно пункту 1 статьи 27 Устава Волгоградской области в случае, когда Губернатор Волгоградской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет вице-губернатор - председатель Правительства Волгоградской области.
Таким образом, Правительство Волгоградской области как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области вправе вносить изменения в нормативные правовые акты администрации Волгоградской области путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако в тексте исследуемого Постановления выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Настоящим Постановлением утверждается долгосрочная областная целевая программа "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" на 2010 - 2014 годы".
Между тем, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации, понятие "долгосрочные областные целевые программы" было заменено на "государственные программы".
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год.
2. В рассматриваемом Постановлении использованы следующие наименования органов исполнительной власти: министерство по делам национальностей и казачества Волгоградской области, комитет по делам молодежи Волгоградской области, министерство образования и науки Волгоградской области, министерство культуры Волгоградской области, министерство спорта Волгоградской области.
Однако согласно Приложению к Закону Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти в Волгоградской области" (в редакции от 24.10.2013 N 128-ОД), указанные органы исполнительной власти имеют иные наименования.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 04 августа 2010 г. N 141.
Постановление администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. N 671-п, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 22 декабря 2010 г. N 239.
Постановления Правительства Волгоградской области от 10 июля 2012 г. N 220-п, от 06 декабря 2012 г. N 547-п, от 24 июня 2013 г. N 312-п, от 14 октября 2013 г. N 539-п, от 16 декабря 2013 г. N 749-п, от 23 декабря 2013 г. N 765-п, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 июля 2012 г. N 127, от 12 декабря 2012 г. N 234, от 03 июля 2013 г. N 118, от 23 октября 2013 г. N 198, от 25 декабря 2013 г. N 242, от 27 декабря 2013 г. N 244.
Вывод: постановление администрации Волгоградской области от 26 июля 2010 г. N 334-п "Об утверждении областной программы "О долгосрочной областной целевой программе "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" на 2010 - 2014 годы" (в редакции от 14 декабря 2010 г. N 671-п; от 10 июля 2012 г. N 220-п, от 06 декабря 2012 г. N 547-п, от 24 июня 2013 г. N 312-п, от 14 октября 2013 г. N 539-п, от 16 декабря 2013 г. N 749-п, от 23 декабря 2013 г. N 765-п) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленные нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 21 января 2014 г. N 77с "На постановление администрации Волгоградской области от 26 июля 2010 г. N 334-п "Об утверждении областной программы "О долгосрочной областной целевой программе "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" на 2010-2014 годы" (в редакции от 14 декабря 2010 г. N 671-п; от 10 июля 2012 г. N 220-п, от 06 декабря 2011 г. N 547-п, от 24 июня 2013 г. N 312-п, от 14 октября 2013 г. N 539-п, от 16 декабря 2013 г. N 749-п, от 23 декабря 2013 г. N 765-п)"
Текст заключения официально опубликован не был