Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая и антикоррупционная экспертиза постановления администрации Волгоградской области от 24 января 2011 г. N 1-п "О долгосрочной областной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (в редакции от 10 октября 2011 г. N 566-п, от 26 марта 2012 г. N 190-п, от 11 декабря 2012 г. N 568-п, от 23 августа 2013 г. N 418-п, 31 октября 2013 г. N 607-п, от 23 декабря 2013 г. N 762-п) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 762-п "О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области 24 января 2011 г. N 1-п "О долгосрочной областной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждена областная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы.
Предметом правового регулирования исследуемого постановления являются общественные отношения, связанные с созданием механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с различным уровнем доходов.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 N 445-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развития жилищного строительства" (в редакции от 23.07.2013 N 239-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (в редакции от 12.10.2013 N 923);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита" (в редакции от 09.12.2013 N 1136);
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1201-р "Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года";
- Уставом Волгоградской области;
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 16.10.2012 N 437-п "О мерах по реализации Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" на территории Волгоградской области".
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Подпунктами 1, 2 и 4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство.
Согласно абзацу 4 статьи 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
На момент принятия исследуемого нормативного правового акта вопросы организации государственной власти Волгоградской области регулировались Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного выше областного Закона систему органов государственной власти Волгоградской области составляли: Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области (руководитель высшего исполнительного органа Волгоградской области), администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 41 Устава (Основного закона) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД было определено, что администрация Волгоградской области издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений, подписываемых главой администрации Волгоградской области.
Таким образом, на момент принятия исследуемого нормативного правового акта администрация Волгоградской области, как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области, вправе была урегулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
Вместе с тем Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД утратил силу в связи с принятием Устава Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД.
Согласно пункту 3 статьи 7 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
Правительство Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 3 статьи 32 Устава Волгоградской области Правительство Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Волгоградской области, постановлений Губернатора Волгоградской области издает постановления.
Согласно пункту 1 статьи 27 Устава Волгоградской области в случае, когда Губернатор Волгоградской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет вице-губернатор - председатель Правительства Волгоградской области.
Таким образом, Правительство Волгоградской области как высший исполнительный орган государственной власти вправе вносить изменения в нормативный правовой акт администрации Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В наименовании и тексте анализируемого нормативного правового акта используется понятие "долгосрочные областные целевые программы".
Между тем, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации, понятие "долгосрочные областные целевые программы" было заменено на "государственные программы".
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 02 февраля 2011 г. N 18.
Постановления администрации Волгоградской области от 10 октября 2011 г. N 566-п, от 26 марта 2012 г. N 190-п, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 октября 2011 г. N 197, от 04 апреля 2012 г. N 58.
Постановления Правительства Волгоградской области от 11 декабря 2012 г. N 568-п, от 23 августа 2013 г. N 418-п, от 31 октября 2013 г. N 607-п, от 23 декабря 2013 г. N 762-п, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 декабря 2012 г. N 239, от 04 сентября 2013 г. N 163, от 06 ноября 2013 г. N 207, от 27 декабря 2013 г. N 244.
Вывод: постановление администрации Волгоградской области от 24 января 2011 г. N 1-п "О долгосрочной областной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (в редакции от 10 октября 2011 г. N 566-п, от 26 марта 2012 г. N 190-п, от 11 декабря 2012 г. N 568-п, от 23 августа 2013 г. N 418-п, от 31 октября 2013 г. N 607-п, от 23 декабря 2013 г. N 762-п) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 21 января 2014 г. N 78с "На постановление администрации Волгоградской области от 24 января 2011 г. N 1-п "О долгосрочной областной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (в редакции от 10 октября 2011 г. N 566-п, от 26 марта 2012 г. N 190-п, от 11 декабря 2012 г. N 568-п, от 23 августа 2013 г. N 418-п, от 31 октября 2013 г. N 607-п, от 23 декабря 2013 г. N 762-п)"
Текст заключения официально опубликован не был