Постановка на учет при наличии обособленных подразделений
Постановка на учет обособленных подразделений в России носит обязательный уведомительный характер. Компания обязана сделать это в течение месяца после образования "обособки", в противном случае ее могут ждать административные санкции.
Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом следует понимать место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его трудовыми функциями и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Определение "оборудованности"
Арбитражная практика показывает, что под оборудованностью стационарного рабочего места судьи понимают создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение таких обязанностей. Это следует из постановлений ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 N А26-11293/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А.
Признаки обособленного подразделения
Если возникают затруднения при решении вопроса о признании обособленного подразделения организации по месту осуществления ее деятельности, она вправе обратиться в ИФНС по месту своего нахождения или в налоговую инспекцию по месту ведения этой деятельности.
Вопрос о наличии либо об отсутствии обособленного подразделения у компании решается исходя из содержания понятия "обособленное подразделение организации", указанного в п. 2 ст. 11 НК РФ:
- наличия договора, заключаемого между организацией и работниками, выполняющими конкретную работу;
- фактического характера отношений между организацией и работниками, которые трудятся в данном подразделении;
- других обстоятельств осуществления организацией соответствующей деятельности вне места ее нахождения.
Также, согласно письму Минфина России от 03.02.2012 N 03-02-07/1-30, для решения вопроса о наличии или отсутствии обособленного подразделения по месту выполнения работ следует учитывать фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения. В частности, это фактический характер отношений между заказчиком и исполнителем, содержание трудового договора, заключаемого между организацией и соответствующими работниками.
Ведение деятельности на территории, обособленной от места нахождения организации, без создания стационарных рабочих мест к образованию обособленного подразделения не приводит.
Нужно также учитывать, что при ведении деятельности, имеющей разъездной характер, без создания стационарного рабочего места, обладающего признаками обособленного подразделения, указанного в п. 2 ст. 11 НК РФ, основания для постановки на учет фирмы в ИФНС по месту осуществления указанной деятельности не возникает.
Аналогичные разъяснения со ссылкой на постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160 и ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04 приведены в письме Минфина России от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50.
Вообще же, если при постановке на учет в налоговом органе возникнут затруднения, решение принимается исходя из представленных налогоплательщиком данных (в т.ч. документов, на основании которых осуществляется деятельность вне места нахождения организации).
Отличие адреса
По мнению Минфина России, высказанному в письме от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15, местом нахождения обособленного подразделения организации признается место ведения ею деятельности через свое обособленное подразделение, определяемое адресом.
Так, если фирма ведет деятельность с помощью создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения головной организации, независимо от того, находится это стационарное рабочее место в арендованном помещении или в собственности фирмы, указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения.
Ранее финансовое министерство разъясняло, что территориально обособленным следует считать подразделение, расположенное на отдельной земельной территории, отличающейся от той, на которой находится производственное здание самой организации. То есть по адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика (письмо Минфина России от 22.09.2004 N 03-03-01-04/1/155). Однако в письме от 21.04.2008 N 03-02-07/2-73 Минфин уточнил, что подразделение является территориально обособленным от головной организации в случае, если оно расположено на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет не та инспекция, в которой организация зарегистрирована.
Организация, состоящая на налоговом учете по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих инспекциях (письма Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35, от 11.04.2005 N 03-06-06-03/18 и от 07.07.2006 N 03-01-10/3-149).
На практике часто применяется позиция ВАС РФ, изложенная в п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, в котором сказано: "Если создаваемое обособленное подразделение и юридическое лицо располагаются на территории, которую курирует одна и та же налоговая инспекция, то организация не обязана вставать на учет в этом налоговом органе".
Дело в том, что на налогоплательщика, вставшего на учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Значит, организация вправе не подавать заявление о регистрации обособленного подразделения в ИФНС, если в этой инспекции юридическое лицо уже зарегистрировано в связи с нахождением на подведомственной ей территории принадлежащего компании недвижимого имущества или транспортных средств.
В то же время постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 постановление N 5 признано утратившим силу, а в новом постановлении подобная ситуация не рассматривается.
Постановка на учет
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в ИФНС российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми инспекциями на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией, в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ российские организации обязаны сообщать в инспекцию по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).
Такое сообщение должно быть направлено организацией в ФНС в течение месяца со дня создания обособленного подразделения. Представлять какие-либо иные документы (в том числе приказы о создании обособленных подразделений, договоры аренды и т.п.) не требуется. В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает уведомление (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ, см. также письмо ФНС от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@).
В ситуации, когда несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, например в Москве и Санкт-Петербурге, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компания может быть зарегистрирована по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого ею самостоятельно. Сведения о выборе ИФНС указываются в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
При постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации присваивается соответствующий код причины постановки на учет (КПП) (см. письмо Минфина России от 26.03.2009 N 03-02-07/1-152). КПП показывает, почему именно организация состоит на учете в налоговой инспекции. При этом у одной компании может быть несколько КПП.
КПП состоит из девяти цифр. Первые четыре цифры - это код налоговой инспекции, пятая и шестая цифры обозначают причину постановки на учет, а последние три цифры КПП указывают, сколько раз организация вставала на учет по данной причине (см. п.п. 4, 5 и пп. 3 п. 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@).
"Обособка" и головная организация приписаны к одной инспекции
Если, например, организация состоит на учете в ИФНС и имеет три торговые точки в этом же районе, но расположенные по разным адресам, применяются вышеперечисленные нормы. При этом каждую точку следует поставить на учет и присваивать индивидуальный КПП.
В настоящее время разъяснения ВАС РФ по подобной ситуации (п. 39 постановления N 5) отменены, следовательно, то обстоятельство, что обособленное подразделение создается на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже состоит на учете, не освобождает ее от обязанности сообщить о создании обособленного подразделения в налоговый орган. Кроме того, на это неоднократно указывал и Минфин России (см., например, письма Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, от 09.03.2010 N 03-02-07/1-100).
При создании каждого следующего обособленного подразделения (новой торговой точки) организации будет присваиваться новый КПП.
Следует помнить, что неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ, а ее должностных лиц - к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Клочков М.Б.,
ведущий
юрисконсульт
ООО "Центральная
Эксплуатирующая
компания"
Экспертиза статьи:
Морозов И.В.,
налоговый консультант,
член Палаты налоговых консультантов,
редактор-эксперт журнала
"Упрощенная бухгалтерия"
"Упрощенная бухгалтерия", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Удобный, качественный журнал об УСН, зарплате и кадрах. Отдельная рубрика по проверкам. Содержит практические примеры, наглядные схемы и грамотные комментарии. Статьи написаны ведущими российскими аудиторами, юристами, налоговыми консультантами.
Издается в электронном виде
Подробнее о журнале можно узнать на www.buhpressa.ru
Учредитель и издатель: ООО "Волга Пресс Информ"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-36059 от 28.04.2009