Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 26 мая 2010 г. N 2444 "Об установлении формы отчетности" (в редакции от 23 августа 2010 г. N 3357, от 26 апреля 2013 г. N 528, от 25 июня 2013 г. N 802, от 12 февраля 2014 г. N 103) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа министерства по образованию и науки Волгоградской области от 12 февраля 2014 г. N 103 "О внесении изменений в приказ Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 26 мая 2010 г. N 2444 "Об установлении формы отчетности".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом определены:
- форма соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях дневного пребывания на базе муниципальных образовательных организаций Волгоградской области;
- форма отчета об использовании субсидии, выделенной из областного бюджета на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях дневного пребывания на базе муниципальных образовательных организаций;
- форма заявки в финансовых средствах по субсидии из областного бюджета на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях дневного пребывания на базе муниципальных образовательных организаций Волгоградской области;
- форма сведений для определения размера субсидии на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях дневного пребывания на базе муниципальных образовательных организаций Волгоградской области для формирования областного бюджета.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 02.12.2013 N 238-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 N 445-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 N 416-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 N 396-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти в Волгоградской области" (в редакции от 06.02.2014 N 19-ОД);
- Законом Волгоградской области от 04.10.2013 N 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области";
- Законом Волгоградской области от 06.02.2014 N 19-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением администрации Волгоградской области от 24.05.2010 N 226-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях дневного пребывания на базе муниципальных образовательных организаций Волгоградской области" (в редакции от 16.12.2013 N 742-п);
- Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.11.2013 N 1189 "Об утверждении Положения о министерстве образования и молодежной политики Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Абзацем 8 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Пунктом 1 статьи 12 указанного выше Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, пунктом 1 статьи 7, пунктом 2 статьи 22 Устава Волгоградской области Волгоградская область имеет свою территорию, систему органов государственной власти, собственность, законодательство.
Система органов государственной власти Волгоградской области устанавливается Волгоградской областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Комитет по образованию и науке администрации Волгоградской области, как орган исполнительной власти Волгоградской области, ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 10 ноября 2008 г. N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Вместе с тем обозначенный выше региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Согласно подпункту 4 пункта 1 Приложения к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что министерство образования и науки Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно статье 2 Закона Волгоградской области "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Органы исполнительной власти Волгоградской области, не предусмотренные приложением к Закону Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в редакции настоящего Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Упразднение, реорганизация или переименование органов исполнительной власти Волгоградской области, указанных в части 1 настоящей статьи, должно быть произведено в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно пункту 1.1. Положения о министерстве образования и науки Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.11.2013 N 1189, министерство образования и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также в сфере молодежной политики на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 названного Положения Министр издает приказы Министерства. Пунктом 3.2. Положения установлено, что в случае отсутствия министра его обязанности исполняет первый заместитель министра, в случае отсутствия первого заместителя министра - один из заместителей министра.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входило в компетенцию министерства образования и науки Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В пунктах 1 и 2 анализируемого Приказа содержится понятие "форма заявки в финансовых средствах".
Вместе с тем, данное утверждение не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 09 июня 2010 г. N 103.
Приказ комитета по образованию и науке Волгоградской области от 23 августа 2010 г. N 3357, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 08 сентября 2010 г. N 166.
Приказы министерства по образованию и науки Волгоградской области от 26 апреля 2013 г. N 528, от 25 июня 2013 г. N 802, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 15 мая 2013 г. N 84, от 10 июля 2013 г. N 123.
Приказ министерства образования и молодежной политики Волгоградской области от 12 февраля 2014 г. N 103, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 февраля 2014 г. N 30.
Вывод: приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 26 мая 2010 г. N 2444 "Об установлении формы отчетности" (в редакции от 23 августа 2010 г. N 3357, от 26 апреля 2013 г. N 528, от 25 июня 2013 г. N 802, от 12 февраля 2014 г. N 103) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 3 марта 2014 г. N 366с "На приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 26 мая 2010 г. N 2444 "Об установлении формы отчетности" (в редакции от 23 августа 2010 г. N 3357, от 26 апреля 2013 г. N 528, от 25 июня 2013 г. N 802, от 12 февраля 2014 г. N 103)"
Текст заключения официально опубликован не был