17 декабря 2009 г., 11 февраля, 7 апреля 2010 г., 10 сентября 2012 г.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", с целью совершенствования системы обеспечения радиационной безопасности населения Волгоградской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год.
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава Администрации |
Н.К. Максюта |
Концепция
обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год
(утв. постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 11 февраля 2009 г. N 152)
17 декабря 2009 г., 11 февраля 2010 г., 10 сентября 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Концепция обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год (далее именуется - Концепция) определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ по обеспечению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области, как составного элемента общей радиационной безопасности на территории Российской Федерации.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 11 февраля 2010 г. N 186 в пункт 1.2 раздела 1 настоящей Концепции внесены изменения
1.2. Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Волгоградской области от 30 октября 2001 г. N 617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области".
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2012 г. N 828 в пункт 1.3 раздела 1 настоящей Концепции внесены изменения
1.3. В Концепции используются следующие термины и определения:
а) радиационная безопасность населения (далее именуется - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
б) радиационная обстановка - сложившаяся на определенной территории ситуация, обусловленная радиоактивным загрязнением или возможностью радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды (атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды, морская среда) и/или продуктов питания, сельхозугодий, лесного фонда и других объектов окружающей среды и характеризующаяся совокупностью радиационных параметров, прямо или косвенно отражающих величину воздействия или возможного воздействия радиоактивного излучения на человека и биологические объекты;
в) уровень радиационной безопасности - степень защищенности, характеризующаяся составом, объемом и эффективностью мероприятий, необходимых для обеспечения нормативных значений показателей воздействия на людей всех факторов, формирующих радиационную обстановку на данной территории, а также степенью готовности к проведению мероприятий по ликвидации радиационных аварий и их последствий.
Уровень радиационной безопасности определяется администрацией территории по согласованию с территориальными органами соответствующих федеральных органов контроля и надзора в соответствии требованиям федерального законодательства и соответствующих нормативных документов, а также с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на данной территории;
г) обеспечение радиационной безопасности - скоординированная деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления по организации и реализации комплекса мероприятий по достижению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности;
д) территориальная система радиационной безопасности - постоянно функционирующая система органов государственной власти и местного самоуправления, централизовано# осуществляющих планирование, разработку и реализацию взаимосвязанных организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических и финансово-экономических мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области;
е) контроль радиационной обстановки - деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, направленная:
на организацию и проведение контроля за соблюдением требований документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности;
на организацию оперативного получения информации о радиационной обстановке и характере ее воздействия на человека и окружающую среду;
на оперативное формирование оценки текущих и прогнозируемых состояний радиационной обстановки в целях разработки и реализации соответствующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности.
1.4. В соответствии с положениями федерального законодательства ответственность за обеспечение радиационной безопасности на территории субъекта Российской Федерации возлагается как на федеральные органы исполнительной власти, так и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий.
1.5. Для обеспечения радиационной безопасности необходимы:
разработка и проведение комплекса мер правового, организационного, инженерного, научно-методического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательно-образовательного характера, направленных на обеспечение и поддержание необходимого уровня радиационной безопасности;
осуществление органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.
2. Оценка уровня радиационной безопасности
2.1. В целях определения достаточности и необходимости совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности необходима его ежегодная оценка органами государственной власти Волгоградской области.
2.2. Оценка достигнутого уровня радиационной безопасности должна осуществляться на основании:
2.2.1. Показателей состояния радиационной обстановки:
а) уровень радиоактивного загрязнения окружающей среды;
б) индивидуальные и коллективные эффективные дозы облучения населения, полученные от всех источников ионизирующего излучения, присутствующих на данной территории;
в) количество лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения;
г) число произошедших радиационных аварий;
д) прогнозируемая вероятность возникновения радиационных аварий, их характер и масштаб.
2.2.2. Показателей уровня защищенности населения и территории:
а) наличие официально утвержденного механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе:
перечня радиационных факторов, формирующих радиационную обстановку на территории Волгоградской области;
параметров необходимого уровня радиационной безопасности и параметров необходимого уровня эффективности контроля радиационной обстановки;
б) эффективность функционирования территориальной системы радиационной безопасности, в том числе:
оценка организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических, финансовых и социально-экономических средств, необходимых для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий от воздействия радиационных угроз, существующих и прогнозируемых по результатам контроля радиационной обстановки;
оценка достаточности имеющихся средств для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий (степень готовности к эффективному предупреждению или ликвидации последствий радиационных аварий на своей территории);
наличие механизма выбора приоритетных направлений работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности;
количество и степень эффективности мероприятий по радиационной безопасности, реализованных в текущем году;
наличие планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности на последующие годы.
2.3. Нормативный механизм и критерии определения оценки степени воздействия радиационных факторов (оценки показателей, радиационной обстановки) установлены Методическими указаниями от 30 декабря 1997 г. N МУ-177-112.
2.4. Нормативный механизм и критерии оценки степени защищенности населения (оценка эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности) должны разрабатываться с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и утверждаться органами государственной власти Волгоградской области по согласованию с соответствующими территориальными структурами федеральных органов контроля и надзора. Указанные механизмы и критерии должны соответствовать требованиям федерального законодательства, иных нормативных документов.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2012 г. N 828 пункт 2.5 раздела 2 настоящей Концепции изложен в новой редакции
2.5. Результаты оценки радиационной безопасности населения ежегодно заносятся в радиационно-гигиенический паспорт территории.
Радиационно-гигиенический паспорт территории ведется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере обеспечения радиационной безопасности, и подписывается вице-губернатором - председателем Правительства Волгоградской области или первым заместителем председателя Правительства Волгоградской области.
2.6. Уполномоченные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией и на основании анализа результатов достигнутого уровня радиационной безопасности обязаны:
принимать решения о степени достаточности достигнутого уровня радиационной безопасности;
определять приоритетные направления совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности;
осуществлять разработку и реализацию программ и планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности в рамках выбранных приоритетных направлений.
3. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области
На текущий момент уровень обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области официально оценивается как удовлетворительный. Вместе с тем, в части реализации делегированных Волгоградской области полномочий по оценке достигнутого уровня радиационной безопасности, по оценке наличия и эффективности функционирования организационно-правовой структуры, обеспечивающей деятельность по поддержанию и совершенствованию необходимого уровня радиационной безопасности, имеется ряд проблем:
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2012 г. N 828 в пункт 3.1 раздела 3 настоящей Концепции внесены изменения
3.1. В составе органов государственной власти Волгоградской области имеются постоянно действующие структуры, официально ответственные за обеспечение отдельных составляющих радиационной безопасности (за контроль радиационной обстановки и за готовность к проведению защитных мероприятий). Однако ни на одну из этих структур не возложена официальная ответственность за общее состояние радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе ответственности за анализ (оценку) состояния радиационной безопасности, а также за планирование с учетом результатов анализа и реализацию общих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности. В связи с чем на текущий момент отсутствует единый план мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области.
Функционирующий координационный совет по экологической и радиационной безопасности на территории Волгоградской области является совещательным органом и не может быть ответственным за обеспечение радиационной безопасности.
3.2. Исключен.
См. текст пункта 3.2 раздела 3
4. Цели и задачи Концепции
4.1. Целями Концепции являются:
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2012 г. N 828 в подпункт "а" пункта 4.1 раздела 4 настоящей Концепции внесены изменения
а) сведение к минимуму (по возможности - исключение из жизни человека и окружающей среды) радиационных факторов риска и их отрицательного воздействия на здоровье человека и природу, обеспечение радиационно-безопасных условий для проживания и трудовой деятельности населения Волгоградской области;
б) снижение и предупреждение необоснованного, дополнительного к природному (фоновому), радиационного облучения всех категорий населения:
от естественных (природных) источников ионизирующего излучения;
от техногенных источников ионизирующего излучения (в том числе при ликвидации возможных аварий);
от техногенных источников ионизирующего излучения при проведении медицинских процедур (диагностика, лечение).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2012 г. N 828 в пункт 4.2 раздела 4 настоящей Концепции внесены изменения
4.2. Для достижения поставленных целей необходима планомерная, поэтапная работа по решению следующих задач:
изучение процессов формирования и развития радиационной обстановки, обусловленной всеми известными источниками ионизирующего излучения (как природного, так и техногенного происхождения) на всей территории Волгоградской области и в первую очередь на территориях с постоянным проживанием населения, находящихся в зоне воздействия радиационно-опасных производств;
совершенствование контроля за обеспечением безопасного функционирования предприятий и производств, осуществляющих обращение радиоактивных веществ, включая вопросы безопасного хранения транспортировки и утилизации радиоактивных отходов;
осуществление непрерывного контроля текущих состояний радиационной обстановки и кратковременного прогнозирования ее вероятных изменений, в том числе - Волго-АСКРО как подсистемы единой государственной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО);
обеспечение необходимой оперативности оценки текущего и прогнозируемого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе оценки реализованных и расчет прогнозируемых дозовых нагрузок, изучение влияния радионуклидного загрязнения окружающей среды (как техногенного, так и естественного происхождения, включая радон) на здоровье населения;
оперативное обеспечение органов государственной власти Волгоградской области и Российской Федерации достоверной информацией о текущих и прогнозируемых состояниях радиационной обстановки в регионе.
развитие и совершенствование уровня готовности органов государственной власти Волгоградской области к проведению защитных мероприятий и повышению их эффективности;
обучение населения действиям в сфере обеспечения радиационной безопасности и информирование населения о радиационной безопасности.
5. Основные направления и этапы реализации Концепции
5.1. Решение вышеуказанных задач предусматривается поэтапно с 2009 по 2015 год по нескольким приоритетным направлениям. Каждое из направлений может реализовываться в рамках самостоятельных программ, подпрограмм, планов мероприятий, концептуально увязанных друг с другом.
5.2. Приоритетные направления работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области и этапы их реализации:
5.2.1. Развитие и совершенствование научно-методической и организационно-правовой базы по обеспечению радиационной безопасности.
Первый этап (2009 год) - изучение характера процессов формирования и развития радиационной обстановки на территории Волгоградской области, а также необходимых методов ее контроля, в том числе:
определение основных дозообразующих факторов с учетом техногенных и природных источников (объектов) радиационной опасности и наличия межрегиональных атмосферных, водно-миграционных и транспортно-терминальных переносов радиационной загрязненности;
оценка характера вкладов основных дозообразующих факторов в общий уровень радиационного воздействия на население и окружающую среду, а также определение необходимых методов контроля их текущих и прогнозируемых параметров.
Второй этап (2010 год):
а) разработка и утверждение официального механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности с учетом изученного характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и необходимых методов ее контроля.*
б) совершенствование территориальной системы радиационной безопасности в части централизации разработок и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
в) внесение изменений в Закон Волгоградской области от 30 октября 2001 г. N 617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области" на базе результатов реализации вышеперечисленных мероприятий.
5.2.2. Развитие и совершенствование контроля и прогнозирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области за счет расширения и повышения эффективности методов и средств радиационного контроля и радиационного мониторинга.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17 декабря 2009 г. N 1502 в подпункт 5.2.2.1 подпункта 5.2.2 пункта 5.2 раздела 5 настоящей Концепции внесены изменения
5.2.2.1. Радиационное обследование методами автомобильной и пешеходной "гамма-съемки" районов, находящихся в зоне возможного воздействия радиационно-опасных и промышленных объектов.
Второй этап (2010 год) - радиационное обследование территорий Алексеевского, Еланского, Быковского, Даниловского, Дубовского, Иловлинского, Светлоярского, Среднеахтубинского муниципальных районов.
Третий этап (2011 год) - радиационное обследование территорий Чернышковского, Серафимовичского, Нехаевского, Урюпинского, Новоаннинского, Камышинского, Старополтавского муниципальных районов.
Четвертый этап (2012-2013 годы) - радиационное обследование районов, соседствующих с объектами ядерной энергетики (Нововоронежская, Волгодонская, Балаковская АЭС), с целью оценки динамики многолетнего радиационного воздействия на окружающую среду и принятие соответствующих мер обеспечивающих безопасность населения.
Пятый этап (2014-2015 годы) - разработка и создание электронной карты радиационной обстановки на территории Волгоградской области по результатам проведенной гамма-съемки местности.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17 декабря 2009 г. N 1502 в подпункт 5.2.2.2 подпункта 5.2.2 пункта 5.2 раздела 5 настоящей Концепции внесены изменения
5.2.2.2. Развитие и совершенствование эффективности непрерывного контроля текущих значений параметров радиационной обстановки автоматизированными методами и средствами с целью оперативного обнаружения атмосферных, водно-миграционных и транспортно-терминальных переносов радиоактивных загрязнений.
Второй этап (2010 год):
а) модернизация действующих постов N 14, 15, 19, 20 Волго-АСКРО в части их перевода на каналы связи GSM-сети;
б) создание и ввод в эксплуатацию спектрометрических постов N 28, 29 Волго-АСКРО, обеспечивающих централизованный контроль радионуклидного состава атмосферного воздуха в Волгограде.
Третий этап (2011 год):
а) создание и ввод в эксплуатацию спектрометрического поста N 30 Волго-АСКРО, обеспечивающего централизованный контроль радионуклидного состава атмосферного воздуха в Котовском муниципальном районе;
б) модернизация аппаратно-программного комплекса МЛРК в части применения ГИС-технологий.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2012 г. N 828 в подпункт 5.2.2.3 подпункта 5.2.2 пункта 5.2 раздела 5 настоящей Концепции внесены изменения
5.2.2.3. Решение задач краткосрочного прогнозирования состояний радиационной обстановки автоматизированными методами и оперативного обеспечения областных органов государственной власти, достоверной информацией о текущих и прогнозируемых состояниях радиационной обстановки в регионе.
Первый этап (2012 год) - разработка и согласование организационно-методических вопросов создания компьютерного центра прогнозирования Волго-АСКРО в рамках ЕГАСКРО.
Второй этап (2013 год) - создание и ввод в эксплуатацию компьютерного центра прогнозирования Волго-АСКРО в рамках ЕГАСКРО.
Третий этап (2014 год) - разработка и согласование организационно-методических вопросов информационного взаимодействия системы Волго-АСКРО с областной Геоинформационной системой, в том числе - разработка и согласование Регламента создания и ведения областной Геоинформационной системой базы данных блока радиационной безопасности.
Четвертый этап (2015 год) - разработка и внедрение процессов информационного взаимодействия системы Волго-АСКРО с областной Геоинформационной системой.
Осуществление вышеперечисленных задач и направлений реализуется уполномоченным органом в сфере обеспечения радиационной безопасности - комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области.
5.2.3. Развитие и совершенствование необходимой оперативности и степени готовности органов государственной власти Волгоградской области к проведению защитных мероприятий и повышению их эффективности:
разработка и реализация мероприятий по усилению защиты объектов, использующих источники ионизирующих излучений, от вредных влияний техногенных, природных факторов и террористических проявлений;
разработка методами и средствами Волго-АСКРО прогнозов развития радиационной обстановки и характера радиационного воздействия на население и территории Волгоградской области в случаях вероятных аварий на соседних радиационноопасных объектах (АЭС). Расчет сил и средств, необходимых для предотвращения или ликвидации последствий прогнозируемого радиационного воздействия;
создание запасов и своевременное обновление накопленных запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, совершенствование условий их хранения, систематического контроля их технического состояния;
обучение населения способам защиты от воздействия негативных факторов при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, источниками ионизирующих излучений, при угрозах чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
6. Ресурсное обеспечение Концепции
6.1. Финансирование мероприятий, связанных с реализацией Концепции, должно осуществляться за счет средств бюджета Волгоградской области, бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств внебюджетных источников.
6.2. Объем бюджетного финансирования мероприятий по реализации Концепции определяется в установленном порядке в процессе формирования бюджета Волгоградской области.
6.3. Финансирование совместных проектов, представляющих взаимный интерес, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Волгоградской области и местных бюджетов в рамках федеральных целевых, ведомственных, региональных и муниципальных программ и проектов в установленном действующим законодательством порядке.
6.4. Финансирование отдельных проектов Волгоградской области, реализуемых в соответствии с Концепцией, может осуществляться за счет средств внебюджетных источников.
______________________________
* Разработка официального механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, с учетом характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области предусматривается после внесения изменений и дополнений в Методические указания МУ-177-112 от 30 декабря 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 11 февраля 2009 г. N 152 "Об утверждении Концепции обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 18 февраля 2009 г. N 30
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Волгоградской области от 17 марта 2015 г. N 216
Постановление Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2012 г. N 828
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 7 апреля 2010 г. N 489
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 11 февраля 2010 г. N 186
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 декабря 2009 г. N 1502