Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу комитета
социальной защиты населения
Волгоградской области
от 30 декабря 2020 г. N 2953
Типовое положение о пилотном внедрении технологии службы сиделок для граждан, нуждающихся в постороннем уходе, из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в паллиативной помощи, одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны
I. Общие положения
1.1. Настоящее Типовое положение о пилотном внедрении технологии службы сиделок для граждан, нуждающихся в постороннем уходе, из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в паллиативной помощи, одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны определяет порядок и условия организации работы службы сиделок (далее - типовое положение).
1.2. В типовом положении используются следующие понятия:
1) уход - совокупность действий по обслуживанию граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с учетом их индивидуальных потребностей, структуры и степени ограничений жизнедеятельности, состояния здоровья, психофизических особенностей, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов, обеспечивающих оптимальные условия для комфортной и безопасной жизни, поддержку их здоровья и самостоятельности, а также способствующих благоприятному течению жизни, предотвращению возможных неблагоприятных ситуаций, выполнению медицинских рекомендаций и назначений, основанных на соблюдении прав человека и гражданина, уважении личности и не допущении унижения чести и достоинства человека;
2) сиделка (помощник по уходу) - гражданин, соответствующий требованиям пункта 5.2 типового положения, осуществляющий обслуживание граждан, нуждающихся в постороннем уходе, указанных в пунктах 2.1, 2.2 типового положения, на основании договора о предоставлении услуг службы сиделок;
3) граждане, нуждающиеся в постороннем уходе - граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе граждане с психическими расстройствами, признанные в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании на дому, 5 уровня по причине полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
4) услуги службы сиделок - комплекс услуг согласно разделу VI типового положения, предоставляемых на дому гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, указанным в пунктах 2.1, 2.2 типового положения, в целях повышения качества их жизни и обеспечения условий для максимально длительного проживания их в домашних условиях.
1.3. Организация и координация деятельности по оказанию услуг службы сиделок возлагаются на государственные организации социального обслуживания Волгоградской области (далее - организации социального обслуживания).
Служба сиделок создается при отделении приема граждан, социального сопровождения и организационно-технической работы организации социального обслуживания.
1.4. Служба сиделок создается приказом руководителя организации социального обслуживания. Руководство деятельностью службы сиделок осуществляет заведующий отделения приема граждан, социального сопровождения и организационно-технической работы организации социального обслуживания.
1.5. Обязанности, права и ответственность сиделок (помощников по уходу) службы сиделок устанавливаются договором о предоставлении услуг службы сиделок, типовая форма которого утверждается приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области.
1.6. Финансирование работы по пилотному внедрению службы сиделок осуществляется в рамках подпрограммы "Повышение качества жизни пожилых людей" государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" (далее - государственная программа N 504-п), и регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)" федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)" национального проекта "Демография".
1.7. Организации социального обслуживания представляют в комитет социальной защиты населения Волгоградской области в установленном порядке отчет об исполнения подпрограммы "Повышение качества жизни пожилых людей" государственной программы N 504-п.
II. Категории граждан, нуждающихся в постороннем уходе и предоставлении услуг службы сиделок
2.1. Услуги службы сиделок предоставляются проживающим на территории Волгоградской области гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, из числа следующих категорий:
1) гражданам пожилого возраста старше 60 лет и инвалидам, полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию, нуждающимся в постороннем уходе, из числа лиц страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями и состояниями, нуждающихся в паллиативной помощи;
2) гражданам, из числа одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а именно инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий; участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
2.2. Услуги службы сиделок предоставляются гражданам, перечисленным в пункте 2.1 типового положения, не имеющим родственников, либо имеющим родственников, которые не могут обеспечить им помощь или уход по причине трудовой занятости, продолжительной болезни (более одного месяца), инвалидности, пенсионного возраста, отдаленности проживания (в другом муниципальном районе, городском округе, населенном пункте), частых (более двух раз в месяц) или продолжительных (более семи дней) командировок, при наличии в семье ребенка-инвалида или инвалида I или II группы, и проживающие в жилом помещении одни (в том числе, семейные пары, где один супруг либо оба супруга нуждаются в паллиативной помощи).
Перечисленные в пункте 2.1 типового положения с учетом условий настоящего пункта категории граждан далее именуются граждане, нуждающиеся в услугах сиделки, получатели услуг, заявители.
2.3. Услуги службы сиделок не предоставляются гражданам, перечисленным в пункте 2.1 типового положения, имеющим медицинские противопоказания к предоставлению услуг службы сиделок, такие как тяжелые психические расстройства, тяжелая форма эпилепсии, карантинные инфекционные заболевания, хронический алкоголизм, венерические, хронические кожные заболевания, активные формы туберкулеза, гангрена конечностей, заболевания, вызванные вирусом иммунодефицита человека.
III. Организация деятельности по предоставлению услуг службы сиделок
3.1. Услуги службы сиделок в рамках пилотного внедрения технологии службы сиделок предоставляются бесплатно.
3.2. Предоставление услуг службы сиделок осуществляется получателям услуг на срок не более 1 года, в дневное время, не ранее 8.00 и не позднее 20.00, не более 8 часов в день, не более 40 часов в неделю.
3.3. Для предоставления услуг службы сиделок гражданин, нуждающийся в услугах сиделки, подает в организацию социального обслуживания по месту своего фактического проживания заявление о предоставлении услуг службы сиделок, по форме, согласно Приложению 1 к типовому положению (далее - заявление), с приложением следующих документов:
- документ, удостоверяющий личность гражданина, нуждающегося в услугах сиделки (его законного представителя);
документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении за получением услуг службы сиделок представителя гражданина, нуждающегося в услугах сиделки);
- документ (документы) установленного образца о праве на льготы/меры социальной поддержки (при наличии);
- медицинское заключение, выданное в установленном порядке заявителю, получающему паллиативную медицинскую помощь;
- рекомендаций по уходу и медицинскому сопровождению от врача-терапевта паллиативной помощи;
- заключение медицинской организации об отсутствии у гражданина, нуждающегося в услугах сиделки, медицинских противопоказаний к предоставлению услуг службы сиделок, предусмотренных пунктом 2.3 типового положения;
согласие на обработку персональных данных гражданина, нуждающегося в постороннем уходе (его представителя), а также иных лиц, информация о которых предоставляется гражданином, нуждающимся в услугах сиделки, в случаях и порядке, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
- сведения о невозможности обеспечения ухода (в том числе временного) за гражданином, нуждающимся в услугах сиделки, от лиц, совместно проживающих с ним:
- справка (сведения) с места работы (учебы) о занятости в течение всего рабочего дня;
- сведения, подтверждающие фактическое отсутствие совместного проживания гражданина, нуждающегося в услугах сиделки, с лицами, указанными в информации заявителя о составе его семьи (длительная командировка, наличие временной регистрации по другому адресу и др.);
- документ, подтверждающий достижение пенсионного возраста.
В случае представления копий документов они должны быть заверены в установленном законодательством порядке.
При представлении подлинников документов специалист отделения приема граждан, социального сопровождения и организационно-технической работы организации службы сиделок, осуществляющий прием документов, изготавливает и заверяет копии с подлинников документов. Подлинники документов возвращаются гражданину, нуждающемуся в услугах сиделки, (его законному представителю либо иному доверенному лицу).
3.4. В течение двух рабочих дней, следующих за датой подачи заявления и документов, организацией социального обслуживания выносится решение о предоставлении услуг службы сиделок, по форме, согласно Приложению 2 к типовому положению, либо об отказе в предоставлении услуг службы сиделок. О принятом решении заявитель информируется в день принятия решения в письменной или электронной форме в зависимости от формы подачи заявления. В решении об отказе в предоставлении услуг службы сиделок указывается основание для отказа.
3.5. Гражданину, нуждающемуся в услугах сиделки, отказывается в предоставлении услуг службы сиделок по следующим основаниям:
непредставление в полном объеме документов в соответствии с перечнем документов, указанным в пункте 3.3 типового положения;
наличие медицинских противопоказаний к предоставлению услуг службы сиделок, указанных в пункте 2.3 типового положения;
несоответствие гражданина, нуждающегося в услугах сиделки, требованиям пунктов 2.1 и 2.2 типового положения.
3.6. Не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении услуг службы сиделок с гражданином, нуждающимся в услугах сиделки, (его законным представителем или иным доверенным лицом) заключается договор о предоставлении услуг службы сиделок по типовой форме, утвержденной приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области, и составляется индивидуальная программа ухода (далее - ИПУ) с учетом перечня предоставляемых услуг, индивидуальных потребностей и рекомендаций, указанных врачом-терапевтом по уходу и медицинскому сопровождению. В ИПУ должны указываться сроки проведения конкретных мероприятий (временно, постоянно, эпизодически), цели, запланированные мероприятия и периодичность проведения контроля. В случае необходимости в ИПУ могут вноситься изменения.
Оригинал ИПУ хранится на дому у получателя услуг, копия хранится в личном деле получателя услуг. Договор о предоставлении услуг службы сиделок заключается сроком действия не позднее, чем до 30 декабря текущего календарного года.
3.7. Сторонами договора о предоставлении услуг службы сиделок ежемесячно составляется акт о предоставлении услуг службы сиделок, а в случае отказа по каким-либо причинам от подписи лица, нуждающегося в услугах сиделки, организацией социального обслуживания составляется соответствующий акт.
3.8 Организация социального обслуживания формирует личные дела получателей услуг, в которые приобщаются:
заявление о предоставлении услуг службы сиделок; документы, предусмотренные пунктом 3.3 типового положения; ИПУ;
договор о предоставлении услуг службы сиделок.
Личные дела хранятся организацией социального обслуживания в течение трех лет со дня обращения гражданина, нуждающегося в услугах сиделки.
3.9. В договоре о предоставлении услуг службы сиделок указывается место предоставления услуг службы сиделок, а также определяются:
перечень и объем услуг, оказываемых получателю услуг в рамках предоставления услуг службы сиделок;
сроки и график предоставления услуг службы сиделок с указанием дней недели и количества часов ухода в день (до 7 дней в неделю, не более 8 часов в день);
права и обязанности сторон договора о предоставлении услуг службы сиделок;
основания приостановления и расторжения договора о предоставлении
услуг службы сиделок, в том числе с учетом положений, изложенных в пунктах 3.10-3.13 типового положения.
3.10. Договор о предоставлении услуг службы сиделок прекращается досрочно при наступлении следующих обстоятельств:
1) смерть получателя услуг;
2) выезд получателя услуг на постоянное место жительства за пределы Волгоградской области;
3) устройство получателя услуг на постоянное или временное проживание в стационарную организацию социального обслуживания.
Договор о предоставлении услуг службы сиделок считается расторгнутым в день наступления одного из вышеуказанных обстоятельств.
3.11. Договор о предоставлении услуг службы сиделок может быть расторгнут по инициативе получателя услуг (его законного представителя или иного доверенного лица) с письменным уведомлением об этом организации социального обслуживания не менее чем за три рабочих дня до дня расторжения договора о предоставлении услуг службы сиделок.
3.12. Действие договора о предоставлении услуг службы сиделок приостанавливается при наступлении следующих обстоятельств:
1) госпитализация получателя услуг в медицинскую организацию, оказывающую стационарную помощь взрослому населению;
2) получение получателя услуг в санаторно-курортной организации;
3) отъезд получателя услуг к родственникам.
Действие договора о предоставлении услуг службы сиделок приостанавливается со дня наступления указанных обстоятельств до дня выписки получателя услуг из медицинской организации, оказывающей стационарную помощь взрослому населению, приезда из санаторно-курортной организации или от родственников включительно.
3.13. Организация социального обслуживания имеет право расторгнуть договор о предоставлении услуг службы сиделок при наступлении следующих обстоятельств:
1) возникновение у получателя услуг медицинских противопоказаний, приведенных в пункте 2.3 типового положения;
2) нарушение получателя услуг (его законным представителем или иным доверенным лицом) условий договора о предоставлении услуг службы сиделок;
IV. Порядок оплаты сиделке за оказанные услуги
4.1. Финансовое обеспечение расходов на пилотное внедрение технологии службы сиделок осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год в рамках государственной программы N 504-п.
4.2. Сиделке за оказанные услуги получателю услуг в соответствии с разделом VI типового положения ежемесячно выплачивается сумма из расчета 138,61 рубля за 1 час (без учета начислений по договору гражданско-правового характера 27,1%) с учетом времени, фактически затраченного на оказание услуг (в дневное время, не ранее 8.00 и не позднее 20.00, не более 8 часов в день, не более 40 часов в неделю).
4.3. При оказании сиделкой услуг в течение неполного календарного месяца оплата услуг сиделки производится за фактически отработанное время.
В периоды временного пребывания лица, нуждающегося в постороннем уходе, в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь взрослому населению; в санаторно-курортных организациях, у родственников оплата услуг сиделки не производится.
4.4. Оплата услуг сиделки производится организацией исходя из фактического количества часов оказания услуг получателю услуг в течение периода действия договора о предоставлении услуг службы сиделок на основании акта о предоставлении услуг, подписанного сторонами договора, ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, через кредитные организации, расположенные на территории Волгоградской области, путем зачисления на открытые счета по вкладам или на счета банковских карт.
4.5. Оплата услуг сиделки при расторжении договора о предоставлении услуг службы сиделок производится исходя из фактического количества часов оказания услуг на основании акта о предоставлении услуг, подписанного сторонами, составленного в трехдневный срок с даты подачи заявления о расторжении договора о предоставлении услуг службы сиделок одной из сторон, через кредитные организации, расположенные на территории Волгоградской области, путем зачисления на открытые счета по вкладам или на счета банковских карт.
V. Требования к организации деятельности при предоставлении услуг службы сиделок
5.1. Организация социального обслуживания при предоставлении услуг службы сиделок получателю услуг обязана:
обеспечить предоставление услуг надлежащего качества в соответствии с договором о предоставлении услуг службы сиделок;
обеспечить ознакомление получателя услуг (его законного представителя или иное доверенное лицо) по их просьбе с документами, на основании которых организация социального обслуживания осуществляет свою деятельность;
осуществлять контроль за качеством предоставления услуг,
производить замену сиделки (помощника по уходу) по мотивированному требованию получателя услуг (его законного представителя или иное доверенное лицо);
соблюдать требования Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", обеспечить неразглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях услуг, которая стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;
обеспечить уважительное и гуманное отношение к получателю услуг, соблюдение его прав, свобод и законных интересов;
обеспечить безопасность получателя услуг;
обеспечить недопущение применения в отношении получателя услуг насилия, в том числе физического или психологического, его оскорбления, грубого обращения с ним;
обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателя услуг;
исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей услуг на получение услуг службы сиделок, установленных договором о предоставлении услуг службы сиделок.
5.2. Сиделка (помощник по уходу) должна:
соответствовать требованиям к квалификации (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), установленным профессиональным стандартом "Сиделка (помощник по уходу)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2018 г. N 507н "Об утверждении профессионального стандарта "Сиделка (помощник по уходу)";
иметь личную медицинскую книжку, проходить медицинские осмотры в установленном объеме и в установленные сроки;
соблюдать требования, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка организации социального обслуживания, графики оказания услуг, качественно выполнять обязанности, предусмотренные договором о предоставлении услуг службы сиделок;
обеспечить при предоставлении услуг условия, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход за получателем услуг;
отражать в Дневнике предоставления услуг службы сиделки факт о предоставлении услуг, по форме утвержденной приказом организации социального обслуживания, делать записи о предоставленных услугах в день предоставления услуг;
вести Журнал по предоставлению услуг службы сиделок, по форме утвержденной приказом организации социального обслуживания и один раз в месяц предоставлять заведующему отделением отчет о проделанной работе.
5.3. Заведующий отделением (ответственный за организацию по предоставлению услуг службы сиделки):
- несет персональную ответственность за соблюдение правил и условий приема граждан, нуждающихся в услугах сиделки на предоставление услуг службой сиделки;
- осуществляет контроль выполнения сиделкой (помощником по уходу) обязательств, предусмотренных договором о предоставлении услуг службы сиделок;
ежеквартально осуществляет выборочную проверку качества предоставленных услуг сиделкой (помощником по уходу), обобщает результаты контроля и представляет информацию руководителю организации социального обслуживания.
5.4. Руководитель организации социального обслуживания:
- проводит регулярный мониторинг деятельности по оказанию услуг службы сиделок с целью повышения эффективности, а также повышения качества жизни получателей услуг;
- ежемесячно до 25 числа месяца, с нарастающим итогом представляет в Координационный центр отчет о количестве граждан, нуждающихся в услугах сиделки, получивших услуги службы сиделок.
VI. Состав услуг службы сиделок
6.1. Услуги службы сиделок включают в себя:
6.2. Описание услуг, службы сиделок:
6.2.1. Оказание помощи по ведению домашнего хозяйства включает в себя проведение следующих мероприятий:
- приведение в порядок одежды, обуви и белья получателя услуг;
- приобретение за счет средств получателя услуг лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода;
- взаимодействие с лечащим врачом, в том числе по получению рецептов, и другое;
- сопровождение получателя услуг в медицинские организации;
вызов врача скорой медицинской помощи/содействие в госпитализации.
6.2.2. Организация досуга получателя услуг:
организация прослушивания музыкальных произведений, радиопередач, просмотра телепередач, интересующих получателя услуг;
- проведение бесед на интересующие получателя услуг темы;
6.2.3. Организация приема пищи и кормления при уходе за получателем услуг:
Услуга включает в себя комплексное приготовление пищи: предварительную подготовку продуктов питания (мытье овощей,
фруктов и других продуктов, чистку, нарезку овощей, разделку мяса, рыбы,
приготовление фарша и т.д.);
непосредственное приготовление различных блюд (варка, жарка,
тушение и т.д.)
упаковку остатков продуктов питания в пакеты после завершения процесса приготовления блюд с укладкой их в холодильник для хранения;
уборку стола и других рабочих поверхностей, чистку посуды и мойки от остатков пищи, их мытье с применением моющих средств, расстановку посуды в сушильном или ином шкафу. Приготовление пищи осуществляется из продуктов питания получателя услуг с использованием имеющейся у него посуды, кухонных принадлежностей и моющих средств.
Приготовление пищи осуществляется до полной готовности заказанных блюд.
- помощь в приеме пищи (в том числе осуществление кормления). Услуга включает в себя проведение гигиенических мероприятий перед
приемом пищи и после него тяжелобольному получателю услуг;
- подготовка получателя услуг к приему пищи: удобно усадить (кормление осуществляется в сидячем или полусидячем положении в зависимости от состояния гражданина, нуждающегося в постороннем уходе);
- кормление тяжелобольного получателя услуг в постели. При приеме пищи должно быть учтено, что еда накладывается в присутствии получателя услуг, при необходимости пища измельчается, подается небольшими порциями;
- уборка по окончанию приема пищи.
Услуга выполняется с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Периодичность предоставления услуги - до 4 раз в день.
6.2.4. Оказание услуг, обеспечивающих получателя услуг, предоставление ухода:
- контроль соблюдения питьевого режима, помощь в питье;
- обеспечение присмотра за получателем услуг, не способным по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) ориентироваться или контролировать свое поведение (с целью обеспечения его безопасности);
помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур (осуществление ухода) получателю услуг, не способному по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) осуществлять уход за собой (умывание лица, чистка зубов, уход за ушами, носом и глазами, гигиеническая обработка рук, обтирание, обмывание, стрижка ногтей, раздевание, одевание, смена нательного белья, смена абсорбирующего белья, оказание помощи в пользовании туалетом (судном, уткой), вынос горшка (судна, утки) и его обработка, уход за мочевым катетером, гигиенический туалет колостомы),
- предоставление помощи в перемещении в пространстве получателю
услуг, не способному по состоянию здоровья передвигаться самостоятельно (позиционирование, смена положения тела в постели, пересаживание, профилактика пролежней, передвижение, транспортировка);
- помощь в приеме лекарственных средств (контроль за их приемом), помощь в использовании изделий медицинского назначения, технических средств реабилитации (наложение компресса, постановка банок, горчичников);
- помощь в выполнении медицинских рекомендаций (назначений) (контроль за их выполнением): (забор материалов для проведения лабораторных исследований, растирание мазями, настойками, измерение температуры тела, измерение артериального давления, оказание первой доврачебной помощи);
- контроль за соблюдением установленного для получателя услуг режима двигательной активности;
- измерение и оценка основных показателей жизнедеятельности получателя услуг в динамике (частота дыхательных движений, пульса, температура тела, артериальное давление, учет количества пищи и выпитой жидкости, суточное количество мочи, частота стула);
- помощь в проведении оздоровительных мероприятий, занятий по адаптивной физической культуре, направленных на поддержание здорового образа жизни, физической активности (оздоровительная гимнастика (профилактика контрактур, пневмонии), сопровождение во время прогулки);
- обеспечение наблюдения за получателем услуг, не способном по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) контролировать свое состояние здоровья (с целью выявления отклонений в состоянии их здоровья) (Контроль за выполнением мероприятий установленных в плане мероприятий по долговременному уходу и медико-социальному сопровождению гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, а также в индивидуальном плане ухода оказание помощи в выполнении указанных мероприятий; консультирование по социально-медицинским вопросам);
- содействие в удовлетворении духовных потребностей получателя услуг (исповедь, причастие и другое), изъявления последней воли;
- взаимодействие с родственниками, близкими получателя услуг людьми, медицинскими и другими службами в его интересах.
Предоставление услуг службы сиделок осуществляется на период действия договора о предоставлении услуг службы сиделок.
Критерии оценки результатов предоставления услуг службы сиделок:
- отсутствие осложнений при проведении процедур и манипуляций, в том числе пролежней;
- отсутствие обоснованных жалоб получателя услуг на качество ее предоставления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.