Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу комитета
социальной защиты населения
Волгоградской области
от 30 декабря 2020 г. N 2953
Типовое положение о пилотном внедрении технологии службы сиделок для граждан, нуждающихся в постороннем уходе, из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в паллиативной помощи, одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны
18, 30 марта 2021 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Типовое положение о пилотном внедрении технологии службы сиделок для граждан, нуждающихся в постороннем уходе, из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в паллиативной помощи, одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны определяет порядок и условия организации работы службы сиделок (далее - типовое положение).
1.2. В типовом положении используются следующие понятия:
1) уход - совокупность действий по обслуживанию граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с учетом их индивидуальных потребностей, структуры и степени ограничений жизнедеятельности, состояния здоровья, психофизических особенностей, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов, обеспечивающих оптимальные условия для комфортной и безопасной жизни, поддержку их здоровья и самостоятельности, а также способствующих благоприятному течению жизни, предотвращению возможных неблагоприятных ситуаций, выполнению медицинских рекомендаций и назначений, основанных на соблюдении прав человека и гражданина, уважении личности и не допущении унижения чести и достоинства человека;
2) сиделка (помощник по уходу) - гражданин, соответствующий требованиям пункта 5.2 типового положения, осуществляющий обслуживание граждан, нуждающихся в постороннем уходе, указанных в пунктах 2.1, 2.2 типового положения, на основании договора о предоставлении услуг службы сиделок;
Подпункт 3 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
3) граждане, нуждающиеся в постороннем уходе, - граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, в том числе граждане с психическими расстройствами, признанные в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании на дому, которым установлен 5 уровень индивидуальной потребности в социальных услугах по причине полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
4) услуги службы сиделок - комплекс услуг согласно разделу VI типового положения, предоставляемых на дому гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, указанным в пунктах 2.1, 2.2 типового положения, в целях повышения качества их жизни и обеспечения условий для максимально длительного проживания их в домашних условиях;
Пункт 1.2 дополнен подпунктом 5 с 1 апреля 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2021 г. N 578
5) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем услуг, обеспечивающих гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, бесплатное предоставление услуг службы сиделок.
Иные понятия, используемые в типовом положении, применяются
в значениях, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации".
Пункт 1.3 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
1.3. Организация и координация деятельности по оказанию услуг службы сиделок возлагаются на государственные организации социального обслуживания Волгоградской области (далее - организации социального обслуживания).
Служба сиделок создается при отделении социального обслуживания на дому (при отделении приема граждан, социального сопровождения и организационно-технической работы в случае отсутствия отделений социального обслуживания на дому).
Пункт 1.4 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
1.4. Служба сиделок создается приказом руководителя организации социального обслуживания. Руководство деятельностью службы сиделок осуществляет заведующий отделением социального обслуживания на дому или заведующий отделением приема граждан, социального сопровождения и организационно-технической работы организации социального обслуживания в случае отсутствия отделения социального обслуживания на дому.
1.5. Обязанности, права и ответственность сиделок (помощников по уходу) службы сиделок устанавливаются договором о предоставлении услуг службы сиделок, типовая форма которого утверждается приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области.
1.6. Финансирование работы по пилотному внедрению службы сиделок осуществляется в рамках подпрограммы "Повышение качества жизни пожилых людей" государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" (далее - государственная программа N 504-п), и регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)" федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)" национального проекта "Демография".
1.7. Организации социального обслуживания представляют в комитет социальной защиты населения Волгоградской области в установленном порядке отчет об исполнения подпрограммы "Повышение качества жизни пожилых людей" государственной программы N 504-п.
II. Категории граждан, нуждающихся в постороннем уходе и предоставлении услуг службы сиделок
Пункт 2.1 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
2.1. Услуги службы сиделок предоставляются проживающим на территории Волгоградской области гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, из числа:
1) лиц, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями и состояниями, нуждающихся в паллиативной помощи;
2) одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а именно инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий; участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
Пункт 2.2 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
2.2. Услуги службы сиделок предоставляются гражданам, перечисленным в пункте 2.1 типового положения, не имеющим родственников, либо имеющим родственников, которые не могут обеспечить им помощь или уход по причине трудовой занятости, продолжительной болезни (более одного месяца), инвалидности, достижения возраста 60 лет и старше, отдаленности проживания (в другом муниципальном районе, городском округе, населенном пункте), частых (более двух раз в месяц) или продолжительных (более семи дней) командировок, при наличии в семье ребенка-инвалида или инвалида I или II группы, и проживающие в жилом помещении одни (в том числе, семейные пары, где один супруг либо оба супруга нуждаются в паллиативной помощи).
Перечисленные в пункте 2.1 типового положения с учетом условий настоящего пункта категории граждан далее именуются граждане, нуждающиеся в услугах сиделки, получатели услуг, заявители.
2.3. Услуги службы сиделок не предоставляются гражданам, перечисленным в пункте 2.1 типового положения, имеющим медицинские противопоказания к предоставлению услуг службы сиделок, такие как тяжелые психические расстройства, тяжелая форма эпилепсии, карантинные инфекционные заболевания, хронический алкоголизм, венерические, хронические кожные заболевания, активные формы туберкулеза, гангрена конечностей, заболевания, вызванные вирусом иммунодефицита человека.
III. Организация деятельности по предоставлению услуг службы сиделок
3.1. Услуги службы сиделок в рамках пилотного внедрения технологии службы сиделок предоставляются бесплатно.
Пункт 3.2 изменен с 1 апреля 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2021 г. N 578
3.2. Предоставление услуг службы сиделок получателям услуг осуществляется в рамках социального пакета долговременного ухода на срок не более 1 года, в дневное время, не ранее 8.00 и не позднее 20.00, не более 28 часов в неделю, по фактическому адресу проживания получателя услуг, указанному в договоре о предоставлении услуг службы сиделок.
При установлении у гражданина нуждаемости в постороннем уходе, превышающего объем социального пакета долговременного ухода, уход
за гражданином обеспечивается посредством предоставления ему социального пакета долговременного ухода и социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому по технологии "Персональный помощник" на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации".
В случае госпитализации получателя услуг в стационарную медицинскую организацию (за исключением медицинской организации, оказывающей паллиативную медицинскую помощь), предоставление услуг сиделкой осуществляется по месту нахождения получателя услуг в стационарной медицинской организации, расположенной в пределах района проживания получателя услуг.
Пункт 3.3 изменен с 1 апреля 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2021 г. N 578
3.3. Для предоставления услуг службы сиделок гражданин, нуждающийся в услугах сиделки, (его представитель) подает в организацию социального обслуживания по месту своего фактического проживания (по месту фактического проживания лица, интересы которого предоставляются) заявление о предоставлении услуг службы сиделок по форме согласно приложению 1 к типовому положению (далее - заявление) с приложением следующих документов:
- документ, удостоверяющий личность гражданина, нуждающегося в услугах сиделки (его представителя);
- документ, подтверждающий в установленном порядке полномочия представителя (при обращении за получением услуг службы сиделок представителя гражданина, нуждающегося в услугах сиделки);
- документ (документы) установленного образца о праве на льготы/меры социальной поддержки заявителя (при наличии);
- заключение врачебной комиссии, выданное в установленном порядке заявителю, получающему паллиативную медицинскую помощь;
- рекомендации по медико-социальному сопровождению лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе, от врача - терапевта;
- заключение медицинской организации об отсутствии у гражданина, нуждающегося в услугах сиделки, медицинских противопоказаний к предоставлению услуг службы сиделок, предусмотренных пунктом 2.3 типового положения;
- информация заявителя о составе его семьи;
- согласие на обработку персональных данных заявителя (его представителя), а также иных лиц, информация о которых предоставляется заявителем, в случаях и порядке, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
- сведения о невозможности обеспечения ухода (в том числе временного) за гражданином, нуждающимся в услугах сиделки, лицами, совместно проживающими с ним (предоставляется один из следующих документов (сведений):
- справка (сведения) с места работы (учебы) о занятости в течение всего рабочего дня или о направлении в длительные командировки (при подтверждении трудовой занятости);
- информация заявителя о фактическом проживании членов его семьи в другом муниципальном районе, городском округе, населенном пункте или документ подтверждающий наличие временной регистрации по другому адресу (при подтверждении отсутствия совместного проживания гражданина, с лицами, указанными в информации заявителя о составе его семьи);
- документ, удостоверяющий личность гражданина, совместно проживающего с заявителем, достигшего возраста 60 лет и старше (при подтверждении отсутствия возможности обеспечения помощи или ухода в связи с достижением возраста 60 лет члена семьи совместно проживающего с заявителем);
- сведения о продолжительной болезни (более одного месяца) или инвалидности члена семьи, совместно проживающего с заявителем (при подтверждении отсутствия возможности обеспечения помощи или ухода со стороны члена семьи совместно проживающего с заявителем).
В случае представления копий документов они должны быть заверены в установленном законодательством порядке.
При представлении подлинников документов специалист отделения социального обслуживания на дому (специалист отделения приема граждан, социального сопровождения и организационно-технической работы в случае отсутствия отделений социального обслуживания на дому), осуществляющий прием документов, изготавливает и заверяет копии с подлинников документов. Подлинники документов возвращаются заявителю (его представителю либо иному доверенному лицу).
3.4. В течение двух рабочих дней, следующих за датой подачи заявления и документов, организацией социального обслуживания выносится решение о предоставлении услуг службы сиделок, по форме, согласно Приложению 2 к типовому положению, либо об отказе в предоставлении услуг службы сиделок. О принятом решении заявитель информируется в день принятия решения в письменной или электронной форме в зависимости от формы подачи заявления. В решении об отказе в предоставлении услуг службы сиделок указывается основание для отказа.
3.5. Гражданину, нуждающемуся в услугах сиделки, отказывается в предоставлении услуг службы сиделок по следующим основаниям:
непредставление в полном объеме документов в соответствии с перечнем документов, указанным в пункте 3.3 типового положения;
наличие медицинских противопоказаний к предоставлению услуг службы сиделок, указанных в пункте 2.3 типового положения;
несоответствие гражданина, нуждающегося в услугах сиделки, требованиям пунктов 2.1 и 2.2 типового положения.
Пункт 3.6 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
3.6. Не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении услуг службы сиделок с гражданином, нуждающимся в услугах сиделки (его представителем), заключается договор о предоставлении услуг службы сиделок по типовой форме, утвержденной приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области, и составляется индивидуальная программа ухода (далее - ИПУ) с учетом перечня предоставляемых услуг, индивидуальных потребностей и рекомендаций, указанных врачом-терапевтом по медико-социальному сопровождению. В ИПУ должны указываться сроки проведения конкретных мероприятий (временно, постоянно, эпизодически), цели, запланированные мероприятия и периодичность проведения контроля. В случае необходимости в ИПУ могут вноситься изменения.
Оригинал ИПУ хранится у получателя услуг, копия хранится в личном деле получателя услуг. Договор о предоставлении услуг службы сиделок заключается на срок до 30 декабря текущего календарного года.
Пункт 3.7 изменен с 1 апреля 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2021 г. N 578
3.7. Организацией социального обслуживания ежемесячно составляется акт о предоставлении услуг службы сиделок, который подписывается сторонами договора о предоставлении услуг службы сиделок. В случае отказа по каким-либо причинам от подписи указанного акта лица, нуждающегося в услугах сиделки (его представителя), организацией социального обслуживания составляется соответствующий акт.
3.8 Организация социального обслуживания формирует личные дела получателей услуг, в которые приобщаются:
заявление о предоставлении услуг службы сиделок;
документы, предусмотренные пунктом 3.3 типового положения;
ИПУ;
договор о предоставлении услуг службы сиделок.
Личные дела хранятся организацией социального обслуживания в течение трех лет со дня обращения гражданина, нуждающегося в услугах сиделки.
Пункт 3.9 изменен с 1 апреля 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2021 г. N 578
3.9. В договоре о предоставлении услуг службы сиделок указывается место предоставления услуг службы сиделок, а также определяются:
перечень и объем услуг, оказываемых получателю услуг в рамках предоставления услуг службы сиделок;
сроки и график предоставления услуг службы сиделок с указанием дней недели и количества часов ухода в день (до 7 дней в неделю);
права и обязанности сторон договора о предоставлении услуг службы сиделок;
основания приостановления и расторжения договора о предоставлении услуг службы сиделок, в том числе с учетом положений, изложенных в пунктах 3.10-3.13 типового положения.
3.10. Договор о предоставлении услуг службы сиделок прекращается досрочно при наступлении следующих обстоятельств:
1) смерть получателя услуг;
2) выезд получателя услуг на постоянное место жительства за пределы Волгоградской области;
Пункт 3.11 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
3.11. Договор о предоставлении услуг службы сиделок может быть расторгнут по инициативе получателя услуг (его представителя) с письменным уведомлением об этом организации социального обслуживания не менее чем за три рабочих дня до дня расторжения договора о предоставлении услуг службы сиделок.
Пункт 3.12 изменен с 1 апреля 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2021 г. N 578
3.12. Действие договора о предоставлении услуг службы сиделок приостанавливается организацией социального обслуживания при наступлении следующих обстоятельств:
1) госпитализация получателя услуг на лечение в медицинскую организацию, оказывающую паллиативную медицинскую помощь, или в стационарную медицинскую организацию, расположенную за пределами района проживания получателя услуг.
Районом проживания получателя услуг считается муниципальный район, городской округ, для города Волгограда - район городского округа;
2) направление получателя услуг на оздоровление в санаторно-курортную организацию;
3) временный отъезд получателя услуг к родственникам, проживающим в других населенных пунктах или временное осуществление ухода за получателем услуг родственниками.
Основанием для приостановления предоставления услуг является получение организацией социального обслуживания от получателя услуг (его представителя) уведомления (в устной или письменной форме) о приостановлении предоставления услуг с указанием периода и причины приостановления предоставления услуг.
Действие договора о предоставлении услуг службы сиделок приостанавливается в срок не более 3 рабочих дней со дня получения уведомления получателя услуг (в устной или письменной форме) или его представителя и оформляется организацией социального обслуживания дополнительным соглашением к договору о предоставлении услуг службы сиделок с обязательным указанием основания и срока приостановления предоставления услуг.
Пункт 3.13 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
3.13. Организация социального обслуживания имеет право расторгнуть договор о предоставлении услуг службы сиделок при наступлении следующих обстоятельств:
1) возникновение у получателя услуг медицинских противопоказаний, приведенных в пункте 2.3 типового положения;
2) нарушение получателем услуг (его представителем) условий договора о предоставлении услуг службы сиделок;
3) отсутствие получателя услуг по месту предоставления услуги без уведомления организации социального обслуживания более 3 дней и оформления приостановления действия договора о предоставлении услуг службы сиделок в соответствии с подпунктом 3.12 типового положения;
4) в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сиделкой обязанностей, предусмотренных договором о предоставлении услуг службы сиделок.
Расторжение договора о предоставлении услуг службы сиделок оформляется соглашением о его расторжении. При расторжении договора о предоставлении услуг службы сиделок в случае наступления обстоятельства указанного в подпункте 4 настоящего пункта или по инициативе сиделки, для заключения нового договора документы, указанные в пункте 3.3 типового положения, получателем услуг не предоставляются.
IV. Порядок оплаты сиделке за оказанные услуги
4.1. Финансовое обеспечение расходов на пилотное внедрение технологии службы сиделок осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год в рамках государственной программы N 504-п.
Пункт 4.2 изменен с 1 апреля 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2021 г. N 578
4.2. Сиделке за оказанные услуги получателю услуг в соответствии с разделом VI типового положения ежемесячно выплачивается сумма из расчета 138,61 рубля за 1 час (без учета начислений по договору гражданско-правового характера 27,1%) с учетом времени, фактически затраченного на оказание услуг (в дневное время, не ранее 8.00 и не позднее 20.00, не более 28 часов в неделю).
Пункт 4.3 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
4.3. При оказании сиделкой услуг в течение неполного календарного месяца оплата услуг сиделки производится за фактически отработанное время.
В период приостановления действия договора о предоставлении услуг службы сиделок в соответствии с подпунктом 3.12 типового положения оплата сиделке за оказанные услуги не производится.
Пункт 4.4 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
4.4. Оплата сиделке за оказанные услуги производится организацией исходя из фактического количества часов оказания услуг получателю услуг в течение периода действия договора о предоставлении услуг службы сиделок на основании акта о предоставлении услуг, подписанного сторонами договора, ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, через кредитные организации, расположенные на территории Волгоградской области, путем зачисления на открытые счета по вкладам или на счета банковских карт.
Пункт 4.5 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
4.5. Оплата сиделке за оказанные услуги при расторжении договора о предоставлении услуг службы сиделок производится исходя из фактического количества часов оказания услуг на основании акта о предоставлении услуг, подписанного сторонами, составленного в трехдневный срок с даты подачи заявления о расторжении договора о предоставлении услуг службы сиделок одной из сторон, через кредитные организации, расположенные на территории Волгоградской области, путем зачисления на открытые счета по вкладам или на счета банковских карт.
V. Требования к организации деятельности при предоставлении услуг службы сиделок
Пункт 5.1 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
5.1. Организация социального обслуживания при предоставлении услуг службы сиделок получателю услуг обязана:
обеспечить предоставление услуг надлежащего качества в соответствии с договором о предоставлении услуг службы сиделок;
обеспечить ознакомление получателя услуг (его законного представителя или иное доверенное лицо) по их просьбе с документами, на основании которых организация социального обслуживания осуществляет свою деятельность;
осуществлять контроль за качеством предоставления услуг,
производить замену сиделки (помощника по уходу) по мотивированному требованию получателя услуг (его представителя);
соблюдать требования Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", обеспечить неразглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях услуг, которая стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;
обеспечить уважительное и гуманное отношение к получателю услуг, соблюдение его прав, свобод и законных интересов;
обеспечить безопасность получателя услуг;
исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей услуг на получение услуг службы сиделок, установленных договором о предоставлении услуг службы сиделок.
Пункт 5.2 изменен с 18 марта 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2021 г. N 486
5.2. Сиделка (помощник по уходу) должна:
соответствовать требованиям к квалификации (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), установленным профессиональным стандартом "Сиделка (помощник по уходу)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2018 г. N 507н "Об утверждении профессионального стандарта "Сиделка (помощник по уходу)";
иметь личную медицинскую книжку, проходить медицинские осмотры в установленном объеме и в установленные сроки;
соблюдать условия договора о предоставлении услуг службы сиделок, графики оказания услуг, качественно выполнять обязанности;
обеспечить при предоставлении услуг условия, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход за получателем услуг;
не допускать применение в отношении получателя услуг насилия, в том числе физического или психологического, его оскорбления, грубого обращения с ним;
обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателя услуг при предоставлении социальных услуг;
отражать факт о предоставлении услуг в день их предоставления в "Дневнике предоставления услуг службы сиделки" по форме, утвержденной приказом организации социального обслуживания;
вести Журнал по предоставлению услуг службы сиделок по форме, утвержденной приказом организации социального обслуживания, и один раз в месяц представлять заведующему отделением отчет о предоставлении услуг.
5.3. Заведующий отделением (ответственный за организацию по предоставлению услуг службы сиделки):
- несет персональную ответственность за соблюдение правил и условий приема граждан, нуждающихся в услугах сиделки на предоставление услуг службой сиделки;
- осуществляет контроль выполнения сиделкой (помощником по уходу) обязательств, предусмотренных договором о предоставлении услуг службы сиделок;
ежеквартально осуществляет выборочную проверку качества предоставленных услуг сиделкой (помощником по уходу), обобщает результаты контроля и представляет информацию руководителю организации социального обслуживания.
5.4. Руководитель организации социального обслуживания:
- проводит регулярный мониторинг деятельности по оказанию услуг службы сиделок с целью повышения эффективности, а также повышения качества жизни получателей услуг;
- ежемесячно до 25 числа месяца, с нарастающим итогом представляет в Координационный центр отчет о количестве граждан, нуждающихся в услугах сиделки, получивших услуги службы сиделок.
Раздел VI изменен с 1 апреля 2021 г. - Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2021 г. N 578
VI. Состав услуг службы сиделок
6.1. Описание услуг, их объем, предельный норматив времени, затраченного на предоставление услуг:
N |
Наименование услуг |
Требования к объему услуг |
Предельный норматив времени, затраченного на предоставление услуг (мин.) |
Описание услуг |
|
Без учета параллельности, индивидуальности и альтернативности предоставления услуги |
С учетом параллельности, индивидуальности и альтернативности предоставления услуги |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организация приема пищи и кормления |
||||
1.1 |
Приготовление пищи |
ежедневно |
135 |
480 |
услуга включает в себя: предварительную подготовку продуктов питания (мытье овощей, фруктов и других продуктов, чистку, нарезку овощей, разделку мяса, рыбы, приготовление фарша и так далее); непосредственное приготовление различных блюд (варка, жарка, тушение и так далее); упаковку остатков продуктов питания в пакеты после завершения процесса приготовления блюд с укладкой их в холодильник для хранения; уборку стола и других рабочих поверхностей, чистку посуды и мойки от остатков пищи, их мытье с применением моющих средств, расстановку посуды в сушильном или ином шкафу. Приготовление пищи осуществляется из продуктов питания получателя услуг с использованием имеющейся у него посуды, кухонных принадлежностей и моющих средств. Приготовление пищи осуществляется до полной готовности заказанных блюд |
1.2 |
Подача пищи и кормление |
ежедневно |
420 |
услуга включает в себя: подготовку приготовленной пищи и столовых приборов, посуды (выбор нужной посуды и столовых приборов) для кормления; подготовку места для приема пищи (стол, тумбочка, поднос); разогрев готовой пищи; подачу одной порции блюда на стол; кормление тяжелобольного получателя услуг в постели. При приеме пищи должно быть учтено, что еда накладывается в присутствии получателя услуг, при необходимости пища измельчается, подается небольшими порциями; проведение гигиенических мероприятий тяжелобольному получателю услуг перед и после приема пищи; уборку места приема пищи, мытье использованной посуды и столовых приборов. Услуга выполняется с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях (при осуществлении кормления информирует о виде подаваемой пищи и ее составе, температуре и тому подобное) |
|
2 |
Помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур (осуществление ухода) получателю услуг, не способному по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) осуществлять уход за собой |
||||
2.1 |
Умывание, уход за ротовой полостью рта, ежедневный уход за волосами |
ежедневно |
140 |
450 |
умывание рук, лица, шеи, ушей водой либо водой с использованием гигиенических средств; вытирание полотенцем (салфеткой). Помощь в уходе за зубами или челюстью (чистка зубов (протезов), чистка ротовой полости (языка, слизистой щек), полоскание ротовой полости. Ежедневный уход за волосами - расчесывание. Услуга предоставляется с применением инвентаря, предоставленного получателем услуг (емкость для воды, вода, мыло или гигиеническое средство для умывания при наличии, полотенце, зубная щетка и паста, расческа, заколка или резинка - при наличии). Услуга должна осуществляться с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил безопасным и безболезненным способом. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
2.2 |
Смена нательного белья, помощь в надевании и снятии одежды |
ежедневно |
70 |
снятие нательного белья с получателя услуг; уборка снятого нательного белья в место, согласованное с получателем услуг; одевание чистого комплекта нательного белья на получателя услуг; помощь в надевании: надеть подготовленную в соответствии с целью и сезоном обувь и одежду; помощь в снятии: снять одежду, обувь, убрать ее на место хранения. Услуга предоставляется при наличии у получателя услуг нательного белья, сезонной одежды и обуви. Услуга должна осуществляться с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил безопасным и безболезненным способом. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
2.3 |
Содействие при мытье, мытье в ванной комнате (бане), мытье в кровати |
ежедневно |
100 |
содействие при мытье: сопровождение в ванную комнату, баню; содействие при мытье труднодоступных частей тела с применением моющих средств; помощь в вытирании труднодоступных частей тела полотенцем; сопровождение из ванной комнаты, бани обратно; мытье в ванной комнате (бане): сопровождение в ванную комнату, баню; проведение полного мытья (в ванне, душе, бане полностью) с применением моющих средств; вытирание тела полотенцем полностью; сопровождение из ванной комнаты, бани обратно; мытье в кровати: подготовка получателя к мытью в кровати; проведение мытья с помощью специальных средств или водой, а также приспособлений; вытирание тела полотенцем полностью. Услуга предоставляется с применением инвентаря, предоставленного получателем услуг (технические средства реабилитации - при наличии, средство для мытья, вода, губка или мочалка, полотенце). Услуга выполняется с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм с применением медицинских перчаток. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
2.4 |
Бритье, помощь при бритье |
ежедневно |
20 |
подготовка необходимых инструментов и места, подготовка получателя услуг к процедуре; помощь в бритье или бритье бороды, усов (для мужчин) - удаление безопасным лезвием нежелательной растительности на лице; уборка инструментов и места выполнения услуги. Услуга предоставляется с применением инвентаря, предоставленного получателем услуг (средство для бритья, емкость для воды, вода, бритвенный станок, средство после бритья - при наличии, полотенце). Услуга выполняется с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм с применением медицинских перчаток. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
2.5 |
Смена постельного белья |
ежедневно |
20 |
снятие постельного белья с постели; уборка снятого белья в место, согласованное с получателем услуг; застилание чистого комплекта белья. Услуга предоставляется с применением инвентаря, предоставленного получателем услуг (постельное белье, корзина для белья). Услуга должна осуществляться с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
2.6 |
Уход за ногтями рук, уход за ногтями ног |
ежедневно |
20 |
подготовка инструментов получателя услуг к стрижке ногтей на руках или ногах; дезинфекция инструментов для проведения процедуры стрижки ногтей на руках или ногах; стрижка ногтей или подпиливание (укорачивание) ногтевых пластин, обработка рук или ног кремом (при наличии крема у получателя). Услуга предоставляется с применением инвентаря, предоставленного получателем услуг (ножницы, пилочка, крем - при наличии). Услуга выполняется с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм с применением медицинских перчаток. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
2.7 |
Помощь при использовании абсорбирующего белья, помощь в пользовании судном, помощь в использовании кресла-туалета, вынос судна, помощь в использовании калоприемника и мочеприемника (с мешком) |
ежедневно |
140 |
помощь при применении судна лежачим получателям услуг: помочь приподнять таз или повернуться, подставить судно; после использования судно очистить и продезинфицировать; подтереть или подмыть получателя услуг; сменить абсорбирующее белье; вымыть ему руки; помощь при использовании кресла-туалета: сопроводить получателя услуг до кресла-туалета; помочь сесть на кресло-туалет; помочь встать с кресла-туалета; осуществить вынос и дезинфекцию судна из кресла-туалета; подтереть или подмыть получателя услуг, помочь использовать абсорбирующее белье (при необходимости); помощь в использовании калоприемника и мочеприемника (с мешком): проведение гигиенических мероприятий вокруг катетера/стомы; замена одноразового мочеприемника/калоприемника; утилизация одноразовых расходных материалов. Услуга предоставляется с применением инвентаря, предоставленного получателем услуг (судно, антисептическое/ дезинфицирующее средство, емкость для слива мочи, мешок для мусора, емкость для воды). Услуга выполняется с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм с применением медицинских перчаток. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
3 |
помощь в передвижении (перемещении) получателей услуг, не способных по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) обеспечивать свою мобильность, в том числе в прогулке |
||||
3.1 |
Позиционирование в кровати, усаживание на край кровати |
ежедневно |
210 |
300 |
регулярное (каждые 1,5 часа или по показаниям, рекомендациям врача) изменение положения тела в кровати тяжелобольных получателей услуг; удобно усадить при осуществлении кормления (кормление осуществляется в сидячем или полусидячем положении - в зависимости от состояния гражданина, нуждающегося в постороннем уходе); посадка на край кровати безопасным и безболезненным способом, придание комфортного и устойчивого положения; возвращение в лежачее положение в кровати безопасным и безболезненным способом. Услуга предоставляется с применением инвентаря, предоставленного получателем услуг (малые средства реабилитации, подколенные ролики, подушки), безопасным и безболезненным способом. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
3.2 |
Помощь при пересаживании, пересаживание, помощь при передвижении по дому |
ежедневно |
70 |
помощь при пересаживании или пересаживание с кровати на кресло-коляску или на стул и обратно безопасным и безболезненным способом, в том числе для осуществления кормления; помощь в безопасном передвижении по дому с техническими средствами реабилитации и без технических средств реабилитации. Услуга предоставляется при наличии исправного кресла-коляски, устойчивого стула у получателя услуг, исправных и правильно подобранных по размеру технических средств реабилитации (в случае их необходимости) получателя услуг. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
3.3 |
Сопровождение на прогулку (передвижение на определенное расстояние пешком или на кресле-коляске) |
ежедневно |
70 |
услуга включает в себя организацию прогулок с сопровождением для маломобильных получателей услуг с использованием при необходимости инвалидных колясок. Услуга предоставляется с учетом состояния здоровья получателя услуг, его пожеланий и рекомендаций специалистов. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
4 |
Консультирование по социально-бытовым вопросам |
постоянно во время посещения получателя услуг |
постоянно во время посещения получателя услуг |
постоянно во время посещения получателя услуг |
выявление социально-бытовых проблем; консультирование по созданию оптимальных социально-бытовых условий жизнедеятельности |
5 |
Обеспечение присмотра за гражданами, не способными по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) ориентироваться или контролировать свое поведения (с целью обеспечения их безопасности) |
постоянно во время посещения получателя услуг |
постоянно во время посещения получателя услуг |
постоянно во время посещения получателя услуг |
обеспечение безопасности во время выполнения социально-бытовых и социально-медицинских услуг, а также организация безопасного пребывания дома; организация безопасного передвижения по дому (проверка обуви получателя услуг на предмет ее целостности и возможного скольжения, установка заглушек на электрические розетки, осуществление контроля за целостностью напольных покрытий) |
6 |
Помощь в выполнении медицинских рекомендаций, назначений (контроль за их выполнением). Помощь в приеме лекарственных средств (контроль за их приемом), помощь в использовании изделий медицинского назначения, технических средств реабилитации |
||||
6.1 |
Выполнение рекомендаций и назначений врача |
ежедневно |
40 |
80 |
измерение температуры тела, артериального давления и их записи; контроль за приемом лекарственных средств (в случае необходимости, обозначенной врачом). Услуга предоставляется при наличии термометра, автоматического тонометра, лекарственных средств, расходных материалов и тетради (блокнота) и пишущей ручки для документирования измерений и процедур у получателя услуги. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
6.2 |
Помощь в подготовке (или подготовка) порций лекарственных препаратов и помощь в их приёме, помощь в использовании изделий медицинского назначения, технических средств реабилитации |
ежедневно |
70 |
помощь в подготовке (или подготовка) порций лекарственных препаратов и помощь в их приёме: внимательно ознакомиться с назначениями врача, прочитать название лекарственного препарата, его дозировку и способ приема (до еды, во время еды или после еды); внимательно прочитать название препарата и дозировку на упаковке, сверить с назначениями врача; проверить срок годности лекарственного препарата; вымыть руки и вытереть их насухо; разложить лекарственные препараты в соответствии с назначениями врача в таблетницы или мензурки согласно назначенной индивидуальной дозе (при необходимости разделить на части), с учетом временем приема (утром, днем, вечером, на ночь), способа приема (до еды, во время еды, после еды, независимо от времени приема пищи), на срок не более 7 дней; доступно разъяснить получателям услуг о необходимости своевременного приема лекарственных препаратов, а при нарушениях памяти оказать содействие в настройке будильника (таймера) для напоминания о приеме лекарственных препаратов; доступно разъяснить получателям услуг о необходимости соблюдения питьевого режима при приеме лекарственных препаратов с целью исключения побочных эффектов и интоксикации. Услуга предоставляется при наличии назначений врача, записанных в лист назначений (составляется согласно имеющейся медицинской документации), наличии лекарственных средств на дому у получателя услуг, по возможности - в специальные контейнеры (таблетницы) либо иные емкости (мензурки), специально подготовленные получателем услуг. При нарушениях памяти использовать специальный таймер со звуковым сигналом, предоставленный получателем услуг. Помощь в использовании изделий медицинского назначения, технических средств реабилитации: проведение с получателем услуг занятий по использованию изделий медицинского назначения, технических средств реабилитации, обучению передвижению, ориентации в пространстве с помощью технических средств реабилитации. Сиделка (помощник по уходу) во время предоставления услуги сообщает получателю услуг обо всех совершаемых действиях |
|
7 |
Обеспечение наблюдения за получателями услуг, не способными по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) контролировать свое состояние здоровья (с целью выявления отклонений в состоянии их здоровья) |
||||
7.1 |
Наблюдение за состоянием здоровья (в том числе по рекомендации врача) |
ежедневно |
70 |
100 |
обеспечение наблюдения за получателем услуг, неспособным по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) контролировать свое состояние здоровья (с целью выявления отклонений в состоянии его здоровья); контроль за выполнением мероприятий установленных в плане мероприятий по долговременному уходу и медико-социальному сопровождению получателя услуг, а также в индивидуальном плане ухода, оказание помощи в выполнении указанных мероприятий |
7.2 |
Контроль за соблюдением питьевого режима (ведение дневника) по рекомендации врача |
ежедневно |
70 |
соблюдение питьевого режима; Услуга предоставляется с использованием свежей питьевой воды и иных напитков, емкостей для питьевой воды, приобретенных за счет средств получателя услуг |
|
8 |
Помощь в проведении оздоровительных мероприятий, занятий по адаптивной физической культуре, направленных на поддержание здорового образа жизни, физической активности |
||||
8.1 |
Проведение оздоровительных мероприятий, проведение мероприятий по адаптивной физической культуре |
ежедневно |
60 |
80 |
выбор форм и методов работы с получателем услуги; проведение занятий по адаптивной физической культуре и оздоровительных мероприятий, способствующих формированию и совершенствованию физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей получателей услуг Услуга предоставляется с учетом состояния здоровья получателя услуг, его пожеланий и рекомендаций специалистов |
8.2 |
Проведение оздоровительных мероприятий для получателей услуг с легкой и умеренной степенью когнитивной дисфункции |
ежедневно |
60 |
проведение индивидуальных занятий с использованием методов замедления потери памяти (работа с воспоминаниями, ориентация на реальность; когнитивная стимуляция; восстановление утраченных когнитивных функций (при возможности); проведение индивидуальных занятий (тренировка концентрации внимания; тренировка переключения внимания; тренировка оперативной памяти); подбор тем по интересам, при индивидуальных занятиях (совместно с получателем услуг); проведение занятий с использованием физических упражнений, направленных на улучшение общего состояния, улучшение кровоснабжения головного мозга и так далее (двигательная активность, мозговая гимнастика, развитие мелкой моторики) |
|
9 |
Консультирование по социально-медицинским вопросам |
||||
9.1 |
Содействие в записи к врачам-специалистам (на дом). Содействие в оказании медицинской помощи |
ежедневно |
40 |
40 |
осуществление взаимодействия с лечащим врачом по вопросу медицинского обслуживания получателя услуг (содействие в выписке и получении рецептов, запись на прием к врачу, вызов участкового врача на дом, сбор документов и другое) |
10 |
Общение (выслушивание, подбадривание, мотивирование) в целях создания комфортной среды, предотвращения возможных неблагоприятных ситуаций, устранения раздражающих факторов |
постоянно во время посещения получателя услуг |
постоянно во время посещения получателя услуг |
постоянно во время посещения получателя услуг |
установление контакта с получателем услуг; определение проблем и уровня мотивации к их преодолению, снятие в ходе беседы психологического дискомфорта, повышение самостоятельности и мотивации |
11 |
Обучение альтернативной и дополнительной коммуникации |
ежедневно |
30 |
30 |
обучение коммуникации с помощью жестов, символов, с помощью коммуникативных вспомогательных устройств |
12 |
Проведение социально-реабилитационных мероприятий |
ежедневно |
100 |
70 |
помощь в проведении оздоровительных мероприятий, занятий по адаптивной физической культуре, направленных на поддержание здорового образа жизни, физической активности (оздоровительная гимнастика (профилактика контрактур, пневмоний) и прочее |
13 |
Содействие общению получателей услуг с их родными и близкими |
||||
13.1 |
Оказание помощи в обучении навыкам пользования сетью Интернет |
ежедневно |
30 |
50 |
обучение безопасным базовым навыкам пользованием сетью Интернет получателя услуг. Услуга предоставляется при наличии у получателя услуг исправного электронного устройства, имеющего выход в Интернет |
13.2 |
Оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности |
ежедневно |
30 |
обучение базовым навыкам компьютерной грамотности получателя услуг. Услуга предоставляется при наличии у получателя услуг исправного электронного устройства |
|
13.3 |
Написание (прочтение) писем, в том числе по электронной почте |
ежедневно |
20 |
написания под диктовку получателя услуг письменных обращений, в том числе по электронной почте; чтение вслух полученной получателем услуг корреспонденции (писем, телеграмм, уведомлений, извещений), в том числе писем, доставленных по электронной почте. Предоставление услуги лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно написать, отправить и (или) прочитать письмо; написание письма разборчивым почерком или машинописным текстом при наличии компьютера; доведение до получателя услуг всей информации из писем и ее конфиденциальность при написании и прочтении писем. Канцелярские принадлежности, бумага, предоставляется получателем услуг |
|
13.4 |
Организация общения по телефону (с помощью "мессенджеров") |
ежедневно |
20 |
услуга включает в себя помощь в поиске контактов, соединение с абонентом, при необходимости транслирование речи получателя услуг. Услуга предоставляется с применением любого электронного устройства, имеющего выход в Интернет с использованием "мессенджеров", которые поддерживаются данным электронным устройством (WhatsApp, Viber, Skype, Telegram и другие) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.