Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
комитета социальной
защиты населения
Волгоградской области
от 20 июня 2016 г. N 680
Административный регламент
предоставления государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта"
1. Общие положения
1.1. Предметом регулирования административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта" (далее именуется - государственная услуга) является определение сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению указанной государственной услуги.
1.2. Заявителями на получение государственной услуги являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, постоянно проживающие на территории Волгоградской области, которые по независящим от них причинам, перечень которых утвержден постановлением Администрации Волгоградской области от 23 мая 2016 г. N 253-п "Об утверждении Перечня независящих от малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина причин, по которым малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области, и Перечня движимого и недвижимого имущества, отсутствие которого является условием для предоставления малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи и дополнительных мер социальной помощи" (далее - постановление Администрации Волгоградской области от 23 мая 2016 г. N 253-п), имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области при соблюдении следующих условий:
ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеет движимого и недвижимого имущества, в соответствии с перечнем утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 23 мая 2016 г. N 253-п;
ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя;
трудоспособные члены малоимущей семьи или трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин, не осуществляющие трудовую деятельность, зарегистрированы в качестве безработных;
один или несколько членов малоимущей семьи или одиноко проживающий гражданин являются трудоспособными.
1.2.1. Государственная услуга не предоставляются гражданам, находящимся на полном государственном обеспечении и (или) проживающим в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.
1.3. Малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину государственная услуга назначается однократно.
1.4. Информирование граждан о правилах предоставления государственной услуги осуществляется специалистами центра социальной защиты населения при личном обращении гражданина в центр социальной защиты населения, в том числе по телефону.
При ответах на устные обращения и телефонные звонки специалисты центра социальной защиты населения подробно и в вежливой форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам.
Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании центра социальной защиты населения, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.
Специалист, осуществляющий информирование граждан, должен принять все необходимые меры для полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других должностных лиц.
При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
Ответ на телефонный звонок не должен превышать 10 минут.
На информационном стенде центра социальной защиты населения размещены:
режим работы центра социальной защиты населения и комитета социальной защиты населения Волгоградской области;
график приема граждан специалистами центра социальной защиты населения по вопросам предоставления государственной услуги;
номера телефонов, адреса электронной почты центра социальной защиты населения и комитета социальной защиты населения Волгоградской области;
адрес официального портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
краткое изложение порядка предоставления государственной услуги в виде блок-схемы согласно приложению N 2 к настоящему административному регламенту;
перечень категорий заявителей на предоставление государственной услуги;
перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;
перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
порядок досудебного (внесудебного) обжалования решения и действия (бездействия) учреждения, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
Тексты материалов, размещаемых на информационных стендах, печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места выделяются другим шрифтом.
1.5. Сведения о месте нахождения, телефоны и адреса электронной почты центров социальной защиты населения, предоставляющих государственную услугу, указаны в приложении N 1 к настоящему административному регламенту и размещены на официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области на странице "Комитет социальной защиты населения Волгоградской области" (www.uszn.volganet.ru) в разделе "Об органе исполнительной власти" в подразделе "Перечень подведомственных организаций".
Информация о порядке предоставления государственной услуги, административный регламент предоставления государственной услуги и нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления государственной услуги, размещены в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (далее именуется - Единый портал государственных и муниципальных услуг) и на официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области в разделе "Государственные услуги" (www.gosuslugi.volganet.ru).
2. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги: "Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта".
2.2. Государственную услугу предоставляют центры социальной защиты населения (далее именуются - центры) по месту жительства или пребывания заявителя. Место жительства заявителя устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Не допускается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Администрации Волгоградской области от 24 октября 2011 г. N 626-п "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание".
2.3. Государственная услуга предоставляется в виде единовременной выплаты или ежемесячного пособия на осуществление следующих мероприятий:
ведение личного подсобного хозяйства;
осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
поиск работы.
2.4. Результатом предоставления государственной услуги является назначение либо отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
2.5. Срок предоставления государственной услуги со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами специалисту центра, ведущему прием граждан в режиме "одного окна" и проведения проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, составляет не более 30 календарных дней.
2.6. Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются в соответствии с:
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ("Российская газета", N 142, 23.07.1999);
Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" ("Российская газета", N 67, 09.04.2003);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ("Российская газета", N 168, 30.07.2010);
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" ("Российская газета", N 165, 29.07.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" ("Российская газета", N 168, 26.08.2003);
Законом Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области" ("Волгоградская правда", N 6, 19.01.2016);
постановлением Администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" ("Волгоградская правда", N 142, 03.08.2011);
постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. N 33-п "Об утверждении Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области" ("Волгоградская правда", N 227, 03.12.2014)";
постановлением Администрации Волгоградской области от 23 мая 2016 г. N 253-п "Об утверждении Перечня независящих от малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина причин, по которым малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области, и Перечня движимого и недвижимого имущества, отсутствие которого является условием для предоставления малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи и дополнительных мер социальной помощи" ("Волгоградская правда", N 97, от 31.05.2016);
приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29 апреля 2016 г. N 461 "О Порядке предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи" ("Волгоградская правда", N 87, от 17.05.2016).
2.7. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
2.7.1. Для назначения государственной услуги заявитель представляет:
заявление на предоставление государственной услуги установленной формы в соответствии с приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29 апреля 2016 г. N 461 "О Порядке предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи". В заявлении заявитель указывает свое согласие на обработку его персональных данных в случаях и в форме, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". К заявлению прилагаются документы, подтверждающие согласие совершеннолетних членов семьи заявителя или их законных представителей на обработку персональных данных (при наличии таких лиц);
документы, удостоверяющие личность заявителя и всех членов семьи;
документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления представителем заявителя);
документ, подтверждающий состав семьи заявителя (справка о составе семьи, выписка из домовой книги или решение суда об установлении соответствующего факта);
реквизиты лицевого счета в кредитной организации.
Для подтверждения совместного проживания и ведения совместного хозяйства, степени родства и (или) свойства членов семьи заявитель дополнительно представляет:
свидетельство о рождении ребенка (детей);
решение суда об установлении усыновления ребенка (детей), если данные ребенка (детей) в свидетельстве о рождении при усыновлении (удочерении) не были изменены;
свидетельство о заключении брака;
свидетельство о расторжении брака;
свидетельство о смерти члена семьи заявителя;
решение суда о лишении родительских прав;
справка органов внутренних дел о лице, местонахождение которого неизвестно.
Для подтверждения категории получателя дополнительно представляются:
справка из образовательной организации при продолжении обучения в организации общего образования после исполнения учащемуся 16 лет (для лиц, обучающихся в образовательной организации);
справка медико-социальной экспертной комиссии об инвалидности при признании гражданина инвалидом (для лиц признанных инвалидами);
справка из военного комиссариата о гибели одного из членов семьи при прохождении военной службы по призыву.
Для подтверждения наличия среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области, заявитель (члены его семьи) представляет:
документы, содержащие сведения о фактически полученных доходах каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;
трудовую книжку (для неработающих членов семьи трудоспособного возраста и пенсионеров);
справку с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для лиц, оформивших отпуск без сохранения заработной платы с целью ухода за членом семьи);
справку о прохождении обучения по очной форме в образовательной организации высшего образования или среднего профессионального образования при предоставлении академического отпуска и назначении компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан";
справку, подтверждающая прием документов в образовательную организацию высшего образования или среднего профессионального образования для сдачи вступительных экзаменов;
справку из медицинской организации о прохождении амбулаторного лечения;
выписка из истории болезни о прохождении стационарного лечения;
справку из военного комиссариата при прохождении службы по призыву одного из членов семьи (для лиц, проходящих военную службу);
справку из исправительного учреждения (при нахождении одного из членов семьи под арестом, в исправительном учреждении, на принудительном лечении);
справку об освобождении (для лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы).
2.7.2. Для назначения социальной помощи центр запрашивает посредством системы межведомственного информационного взаимодействия:
сведения о регистрации гражданина по месту жительства (пребывания) - в органах регистрационного учета (в случае отсутствия отметки о месте жительства по месту регистрации заявителя, в документе, удостоверяющем личность, и непредставления гражданином соответствующего решения суда для подтверждения факта постоянного проживания на территории Волгоградской области);
сведения об осуществлении (неосуществлении) гражданином трудовой деятельности - в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (в случае непредставления неработающим гражданином трудовой книжки или военного билета);
сведения о страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования (СНИЛС) заявителя и членов его семьи - в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области;
сведения о пенсии, полученной членами семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, - в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (в случае непредставления справки о пенсии за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, из Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области);
сведения о пособии по безработице, полученном за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, - в органах занятости населения Волгоградской области (для неработающих граждан - в случае непредставления справки о пособии по безработице, полученном за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, из органов занятости населения Волгоградской области);
сведения из похозяйственной книги о личном подсобном хозяйстве или земельном наделе (приусадебном участке) - при их наличии;
сведения с органа местного самоуправления об установлении над ребенком (детьми) опеки или попечительства, если заявитель является опекуном (попечителем) ребенка (детей);
сведения о регистрации заявителя или члена его семьи в едином государственном реестре предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя - в Управлении Федеральной налоговой службы по Волгоградской области;
сведения о доходах от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за последний отчетный период, - в Управлении Федеральной налоговой службы по Волгоградской области;
сведения о получении (неполучении) социальных выплат - в центре по месту жительства (предыдущему месту жительства), или месту пребывания (предыдущему месту пребыванию) заявителя или членов его семьи (в случае изменения места жительства или регистрации членов семьи по разным адресам);
сведения о поголовье домашнего скота и птицы, пасеки, принадлежащих малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину из органов местного самоуправления;
сведения, подтверждающие принадлежность жилья лицу из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
сведения о наличии недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности заявителю (членам семьи), из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Гражданин либо его представитель вправе представить указанные документы самостоятельно.
2.8. Первоочередное право на оказание государственной услуги из числа граждан указанных в пункте 1.2 настоящего административного регламента имеют многодетные семьи, неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Первоочередное право определяет специалист центра на основании представленных заявителем документов указанных в пункте 2.7 настоящего административного регламента в порядке очередности подачи документов.
2.9. Не допускается требовать от заявителя документы, не предусмотренные пунктом 2.7.1 настоящего административного регламента, и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, если сведения, в них содержащиеся, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Волгоградской области, муниципальными правовыми актами, кроме случаев, если такие документы включены в определенные нормативные правовые акты Российской Федерации и Волгоградской области, регламентирующие порядок организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
2.10. Специалист центра готовит проект социального контракта в двух экземплярах. При заключении социального контракта с малоимущей семьей, малоимущим одиноко проживающим гражданином приглашает совершеннолетних членов семьи по телефону или через ОМС для его подписания.
2.11. За предоставлением государственной услуги заявитель обращается в центр по месту жительства, либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее именуется - МФЦ) по месту жительства, либо в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве по оказанию социальной помощи в органы местного самоуправления муниципального района, городского округа Волгоградской области по месту жительства (далее именуется - ОМС).
Сведения о месте нахождения, телефоны и адреса электронной почты МФЦ указаны в приложении N 3 к настоящему административному регламенту.
Заявитель может представлять документы в подлинниках либо в копиях. Документы, представленные в копиях, должны быть заверены в установленном порядке.
Заявление и документы для предоставления государственной услуги могут быть представлены гражданином в форме электронных документов в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038).
2.12. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
2.13. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
2.14. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
2.14.1. Статус заявителя не соответствует требованиям, установленным пунктом 1.2 настоящего административного регламента, и условию, определенному пунктом 1.3 настоящего административного регламента.
2.14.2. Документы, представленные заявителем, не соответствуют требованиям пункта 2.7.1 настоящего административного регламента.
2.14.3. Отсутствие бюджетных средств на финансирование данного вида помощи.
2.15. Услугой, необходимой и обязательной для предоставления государственной услуги, являются:
2.15.1. Выдача справки (выписки из домовой книги) с места жительства о составе семьи.
2.15.2. Выдача сведений о фактически полученных доходах (об отсутствии доходов).
2.16. Государственная услуга предоставляется на бесплатной основе.
2.17. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 15 минут.
2.18. Заявление о предоставлении государственной услуги регистрируется специалистом центра, ведущим прием граждан в режиме "одного окна", в присутствии заявителя в электронном журнале регистрации клиентов в день обращения.
Заявление и документы, представленные в центр в форме электронных документов, распечатываются и регистрируются специалистом центра, ведущим прием граждан в режиме "одного окна", в электронном журнале регистрации клиентов в день их поступления. В случае поступления заявления и документов в форме электронных документов в нерабочие и праздничные дни их регистрация осуществляется не позднее дня, следующего за нерабочими и праздничными днями.
Заявление и документы, представленные в центр уполномоченным специалистом МФЦ или ОМС, регистрируются специалистом центра, ведущим прием граждан в режиме "одного окна", в электронном журнале регистрации клиентов в день их поступления.
Заявление и документы, представленные в электронной форме, через МФЦ или ОМС рассматриваются в общем порядке.
2.19. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга.
2.19.1. Требования к зданию и внутренним помещениям центра.
Помещения центров должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03".
Помещение должно быть оборудовано противопожарной системой и средствами пожаротушения, средствами оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
В помещении предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) для посетителей.
Прием граждан осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях центра.
Помещения для приема граждан включают в себя места для ожидания гражданами приема у специалистов центра, информирования и непосредственного приема граждан.
В местах ожидания и предоставления государственной услуги на видном месте размещаются схемы расположения средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей и специалистов.
2.19.2. Требования к оформлению входа в здание, в котором размещается центр и предоставляется государственная услуга.
Здание центра должно быть оборудовано информационной вывеской, предназначенной для доведения до сведения заинтересованных лиц следующей информации:
наименование центра;
режим работы;
место нахождения и юридический адрес.
Информационные вывески должны размещаться на входе в здание центра на видном месте.
Фасад здания должен быть оборудован осветительными приборами, которые позволят в течение рабочего времени центра ознакомиться с информационными вывесками.
Вход в здание должен быть доступен для маломобильных групп граждан.
2.19.3. Требования к месту для ожидания гражданами приема у специалистов центра.
Места ожидания гражданами приема у специалиста центра должны соответствовать комфортным условиям для граждан, должны быть оборудованы стульями, кресельными секциями и (или) скамьями. Количество мест ожидания приема определяется из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.
Места для заполнения необходимых документов оборудуются стульями, столами и канцелярскими принадлежностями.
В местах ожидания приема граждан у специалистов центра должно быть естественное и искусственное освещение, кроме того, помещение оснащается системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха.
Места для ожидания гражданами приема у специалиста центра оборудуются средствами оповещения для слабовидящих и слабослышащих граждан.
2.19.4. Требования к месту осуществления приема граждан.
Прием заявителей осуществляется в помещениях зального типа, при этом части помещения отделяются перегородками в виде окон. При отсутствии такой возможности прием граждан может быть организован непосредственно в рабочих кабинетах.
Помещения (кабинеты) приема граждан должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.
Рабочее место специалиста центра, ведущего прием граждан в режиме "одного окна", должно быть оборудовано информационной табличкой или личной нагрудной карточкой с фамилией, именем, отчеством и должностью.
Рабочее место специалиста центра, ведущего прием граждан в режиме "одного окна", должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных и печатающим устройством, позволяющими организовать работу по приему граждан в полном объеме.
2.19.5. Требования к местам для информирования.
Места информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются:
информационными стендами, информационными стойками и (или) терминалом доступа к информационно-справочным материалам (интернет-сайту);
раздаточными информационными материалами.
2.19.6. Требования к обеспечению условий доступности для инвалидов государственной услуги.
Центры обеспечивают для инвалидов:
беспрепятственный вход в центр и выход из него (вход оборудуется специальным пандусом);
оказание помощи инвалидам в посадке в транспортное средство и высадке из него перед входом в центр, в том числе с использованием кресла-коляски;
самостоятельное передвижение по помещению центра;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к государственной услуге с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
возможность предоставления государственной услуги по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (при необходимости);
обеспечение для инвалидов по зрению официального сайта центра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
оказание работниками центра помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
2.20. Получение информации о ходе предоставления государственной услуги возможно в рамках консультирования специалистом центра, ведущим прием граждан в режиме "одного окна", в том числе по телефону.
Информирование о ходе предоставления государственной услуги с использованием информационно-телекоммуникационных технологий не предусмотрено.
2.21. Показатели доступности и качества государственной услуги.
2.21.1. В ходе предоставления государственной услуги осуществляется два взаимодействия заявителя со специалистом центра при условии его обращения с полным пакетом документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
2.21.2. Продолжительность взаимодействия заявителя со специалистом центра, ведущим прием граждан в режиме "одного окна", не превышает 25 минут.
2.21.3. Возможность подачи заявления и документов на предоставление государственной услуги в форме электронных документов с использованием государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Волгоградской области" (www.gosuslugi.volganet.ru).
2.21.4. Соблюдение сроков предоставления государственной услуги.
2.21.5. Своевременное, полное информирование о государственной услуге посредством всех форм информирования, установленных настоящим административным регламентом.
2.21.6. Обоснованность отказов в предоставлении государственной услуги.
2.21.7. Возможность обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги.
2.21.8. Доступность и комфортность мест ожидания и приема заявителей и помещений, в которых предоставляется государственная услуга.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к их выполнению, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах
3.1. Основными административными процедурами предоставления государственной услуги являются:
прием заявления и документов от заявителя;
рассмотрение заявления и документов для определения права на назначение социальной помощи, разработка программы социальной адаптации;
принятие решения о назначении (об отказе в назначении) социальной помощи.
Последующие административные процедуры:
заключение социального контракта с малоимущей семьей, малоимущим одиноко проживающим гражданином;
подготовка документов для осуществления выплаты социальной помощи и внесение сведений в базу данных АИС "Социальный регистр населения Волгоградской области" (далее именуется - регистр) о получении (зачислении) социальной помощи.
Процедуры предоставления государственной услуги отражены в виде блок-схемы (приложение N 2 к настоящему административному регламенту).
Особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах не установлены.
3.2. Прием заявления и документов от заявителя.
3.2.1. Основанием для начала процедуры приема заявления и документов от заявителя является обращение заявителя или уполномоченного специалиста МФЦ, или ОМС в центр.
3.2.2. Специалист центра, ведущий прием граждан в режиме "одного окна", принимает, регистрирует заявление и документы в электронном журнале регистрации клиентов в день обращения заявителя, в день передачи заявления и документов уполномоченным специалистом МФЦ или ОМС, в день поступления документов, предоставленных в форме электронных документов, и передает заявление и документы специалисту центра, ответственному за предоставление государственной услуги (далее именуется - специалист центра).
Максимальный срок выполнения действий, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего административного регламента, составляет 1 день со дня подачи заявления.
3.3. Рассмотрение заявления и документов для определения права на назначение социальной помощи.
3.3.1. Основанием для начала процедуры рассмотрения заявления, документов для определении права на назначение социальной помощи и разработка программы социальной адаптации является поступление заявления и документов специалисту центра от специалиста центра, ведущего прием граждан в режиме "одного окна".
Специалист центра проверяет комплектность документов и их соответствие требованиям пункта 2.7 настоящего административного регламента, определяет право на предоставление государственной услуги.
В соответствии с пунктом 2.7.2 настоящего административного регламента специалист центра в течение 2 дней со дня поступления заявления и документов запрашивает необходимые сведения в государственных органах и органах местного самоуправления, подведомственных им организациях, в распоряжении которых они находятся, по системе межведомственного информационного взаимодействия.
3.3.2. При поступлении документов по системе межведомственного информационного взаимодействия, специалист центра вводит информацию о заявителе или о семье заявителя в регистр и осуществляет автоматизированный расчет среднедушевого дохода семьи.
При среднедушевом доходе семьи, не превышающем величину прожиточного минимума семьи, определенную в индивидуальном порядке на основе величин прожиточных минимумов социально-демографических групп населения, установленных в Волгоградской области, семья признается малоимущей, имеющей право на предоставление государственной услуги.
При среднедушевом доходе семьи, превышающем величину прожиточного минимума семьи, определенную в индивидуальном порядке на основе величин прожиточных минимумов социально-демографических групп населения, установленных в Волгоградской области, семья не признается малоимущей и не имеет права на предоставление государственной услуги.
Специалист центра учитывает независящие от малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина причины, установленные постановлением Администрации Волгоградской области от 23 мая 2016 г. N 253-п, по которым малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области:
получение членом малоимущей семьи или малоимущим одиноко проживающим гражданином пенсии;
осуществление ухода за ребенком (детьми) одним из родителей или одиноким родителем ребенка (детей), находящимся в отпуске по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
нахождение трудоспособного члена малоимущей семьи или трудоспособного малоимущего одиноко проживающего гражданина на амбулаторном или стационарном лечении продолжительностью не менее двух месяцев, приходящихся на расчетный период;
регистрация неработающего трудоспособного члена малоимущей семьи или неработающего трудоспособного малоимущего одиноко проживающего гражданина в качестве безработного;
отсутствие доходов у неработающего трудоспособного члена малоимущей семьи или неработающего трудоспособного малоимущего одиноко проживающего гражданина, отбывшего наказание в виде лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения;
наличие в малоимущей семье ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, в отношении которого (которых) один из его (их) родителей уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно.
3.3.3. Специалист центра с помощью регистра формирует и распечатывает расчет права семьи, одиноко проживающего гражданина на социальную помощь, ставит свою подпись.
3.3.4. Для проверки либо уточнения представленных заявителем сведений (о наличии помещения и (или) земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства) в течение 10 дней со дня подачи заявления проводится обследование материально-бытовых условий проживания заявителя, о чем заявитель уведомляется либо при приеме заявления и документов, либо в течение 3 дней со дня подачи заявления.
Обследование материально-бытовых условий проживания заявителя проводится комиссией центра по проведению обследований. По результатам обследования составляется акт обследования материально-бытовых условий проживания заявителя, который подписывается членами комиссии, проводившими обследование, заверяется печатью центра и приобщается к заявлению.
3.3.5. Специалист Центра формирует личное дело заявителя в следующей последовательности:
расчет права семьи на государственную услугу;
заявление гражданина на предоставление государственной услуги;
документы, представленные заявителем и полученные по системе межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.7 настоящего административного регламента;
акт материально-бытового обследования (при проведении обследования материально-бытовых условий проживания заявителя).
Специалист центра передает личное дело заявителя на проверку начальнику отдела центра (уполномоченному специалисту).
3.3.6. Специалист центра совместно с заявителем разрабатывает программу социальной адаптации малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина, которая приобщается к заявлению.
Максимальный срок выполнения действий, предусмотренных подпунктами 3.3.1 - 3.3.6 настоящего административного регламента, составляет 6 дней со дня подачи заявления.
3.4. Принятие решения о назначении (об отказе в назначении) государственной услуги.
3.4.1. Основанием для начала процедуры принятия решения о назначении (об отказе в назначении) государственной услуги является поступление личного дела и программы социальной адаптации на проверку начальнику отдела центра (уполномоченному специалисту).
3.4.2. Начальник отдела центра (уполномоченный специалист) осуществляет проверку личного дела, визирует расчет права семьи, одиноко проживающего гражданина на государственную услугу, ставит дату и передает секретарю комиссии центра по рассмотрению заявлений об оказании государственной услуги (далее - комиссия центра) для вынесения его на заседание комиссии центра.
Начальник отдела центра (уполномоченный специалист) формирует и распечатывает проект решения об отказе на предоставление государственной услуги в соответствии с пунктом 3.3.2 настоящего административного регламента и передает директору центра.
3.4.3. Комиссия центра рассматривает представленные документы, исходя из планируемых заявителем денежных расходов на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, определяет индивидуальный размер государственной услуги.
3.4.4. Специалист центра на основании решения комиссии центра с помощью регистра формирует и распечатывает проект решения о назначении или об отказе в назначении государственной услуги в двух экземплярах и передает директору центра для принятия решения о назначении (об отказе в назначении) государственной услуги.
3.4.5. Директор центра принимает решение о назначении или об отказе в назначении государственной услуги и подписывает проект решения о назначении или проект решения об отказе в назначении государственной услуги, ставит дату и вместе с личным делом заявителя передает специалисту центра.
Максимальный срок выполнения действий, предусмотренных подпунктами 3.4.1 - 3.4.5. настоящего административного регламента, составляет не более 3 дней со дня поступления личного дела заявителя начальнику отдела центра (уполномоченному специалисту).
3.4.6. Специалист центра ксерокопирует документы, на основании которых принято решение об отказе в назначении государственной услуги.
Первый экземпляр решения об отказе в назначении государственной услуги и все представленные документы специалист центра направляет заявителю в течение 5 дней со дня принятия решения об отказе. Специалист центра подшивается в личное дело заявителя второй экземпляр решения об отказе в назначении с ксерокопиями документов.
3.5. Процедура заключения социального контракта с малоимущей семьей.
3.5.1. Основанием для начала процедуры заключения социального контракта с малоимущей семьей является поступление специалисту центра решения центра об оказании малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной услуги и программы социальной адаптации.
3.5.2. Директор центра и заявитель подписывают социальный контракт в двух экземплярах. При заключении социального контракта с малоимущей семьей, социальный контракт подписывают все совершеннолетние члены семьи.
3.5.3. Один экземпляр социального контракта подшивает специалист центра в личное дело заявителя, второй экземпляр передается заявителю.
Максимальный срок выполнения действий, предусмотренных подпунктами 3.5.1 - 3.5.3 настоящего административного регламента, составляет не более 10 дней со дня поступления решения центра об оказании малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной услуги и программы социальной адаптации специалисту центра.
3.6. Процедура подготовки документов для осуществления выплаты государственной услуги и внесение сведений в регистр о получении (зачислении) государственной услуги.
3.6.1. Основанием для начала процедуры подготовки документов для осуществления выплаты государственной услуги и внесения сведений в регистр о получении (зачислении) государственной услуги является поступление специалисту центра подписанного социального контракта.
Специалист центра с помощью регистра:
формирует и распечатывает ведомости и сводную ведомость на выплату государственной услуги через отделения "Почта России";
формирует списки получателей государственной услуги на выплату государственной услуги через кредитные организации и сопроводительные письма к спискам на электронном носителе;
осуществляет проверку выплатных реквизитов и сумм назначенной государственной услуги;
формирует и распечатывает финансовую заявку на выплату государственной услуги и передает указанные выше документы на подпись главному бухгалтеру центра и директору центра.
3.6.2. Главный бухгалтер центра и директор центра подписывают выплатные документы и передают их специалисту центра.
3.6.4. Специалист центра:
передает через программный продукт "АРМ-бюджетополучатель" системы "ЦИТП" электронный документ "Заявка на оплату расходов" в межрайонное территориальное управление комитета финансов Волгоградской области или комитет финансов Волгоградской области для финансирования;
направляет электронные файлы и сопроводительные документы в кредитную организацию, сводную ведомость и ведомости получателей государственной услуги - в отделения "Почта России";
приобщает документы по организации выплаты государственной услуги в соответствующие папки согласно утвержденной приказом директора центра номенклатуре дел.
Максимальный срок выполнения действий, предусмотренных подпунктами 3.6.1 - 3.6.4 настоящего административного регламента, составляет 30 дней со дня заключения социального контракта, при наличии бюджетных средств в центре на финансирование государственной услуги.
3.6.5. В случае выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств на финансирование государственной услуги специалист центра в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств в письменном виде информирует заявителя, которому отказано в предоставлении социальной помощи на основании социального контракта по основанию, указанному в подпункте 2.14.3 настоящего административного регламента, о возможности предоставления социальной помощи на основании социального контракта.
Очередность информирования заявителей о возможности предоставления социальной помощи на основании социального контракта определяется в порядке очередности подачи ими документов, предусмотренных пунктом 2.7 настоящего административного регламента, с учетом права первоочередного рассмотрения заявления в соответствии с пунктом 2.8 настоящего административного регламента.
4. Формы контроля за исполнением административного регламента
4.1. Текущий контроль за соблюдением требований административного регламента осуществляется специалистом центра, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
4.2. Текущий контроль со стороны специалиста центра, ответственного за организацию работы по предоставлению государственной услуги, должен быть постоянным, всесторонним и объективным.
4.3. Для текущего контроля используются сведения, имеющиеся в АИС "Социальный регистр населения Волгоградской области", в журналах и книгах учета соответствующих документов, служебная корреспонденция центра, устная и письменная информация специалистов и должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги.
4.4. О случаях нарушения сроков, последовательности и содержания административных процедур (действий) специалист центра, ответственный за организацию работы по предоставлению государственной услуги, информирует директора центра, а также предпринимает срочные меры по устранению выявленных нарушений.
4.5. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок за исполнением требований административного регламента предоставления государственных услуг, осуществляемого государственным казенным учреждением "Областной центр контроля качества социальных услуг".
4.6. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом осуществления контроля за исполнением требований административных регламентов в государственных учреждениях на соответствующий год.
4.7. Плановая проверка за исполнением требований административного регламента проводится не чаще одного раза в три года.
4.8. Продолжительность проведения плановых и внеплановых проверок не может превышать 5 рабочих дней.
4.9. Порядок проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги установлен Положением об осуществлении контроля за исполнением требований административных регламентов предоставления государственных услуг в государственных учреждениях, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденным приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 14 мая 2015 г. N 721 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за исполнением требований административных регламентов предоставления государственных услуг в государственных учреждениях, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области".
4.10. Специалисты и должностные лица, ответственные за предоставление государственной услуги, виновные в нарушении установленных административным регламентом требований к предоставлению государственной услуги, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
4.11. Граждане, их объединения и организации вправе осуществлять контроль за предоставлением государственной услуги путем получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе о сроках завершения административных процедур (действий).
4.12. Граждане, их объединения и организации также вправе:
направлять замечания и предложения по улучшению доступности и качества предоставления государственной услуги;
вносить предложения о мерах по устранению нарушений административного регламента.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и действия (бездействия) центра, а также его должностных лиц
5.1. Заявитель имеет право подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) центра и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в досудебном (внесудебном) порядке (далее - жалоба).
5.2. Предмет жалобы
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области для предоставления государственной услуги;
отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области для предоставления государственной услуги, у заявителя;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области;
затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области;
отказ центра, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.3. Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба
5.3.1. Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (на любом этапе), действия или бездействие центра, его работников и должностных лиц.
Жалоба на решение, действие (бездействие) работника центра подается директору центра.
Жалоба на решение, действие (бездействие) директора центра подается в комитет.
5.3.2. Поступившую в комитет социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Комитет) жалобу запрещается направлять на рассмотрение должностному лицу, решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуется.
5.4. Порядок подачи и рассмотрения жалобы
5.4.1. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме и подлежит регистрации не позднее трех дней с момента ее поступления.
Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта центра, предоставляющего государственную услугу, Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) либо официального портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в разделе "Государственные услуги" (www.gosuslugi.volganet.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.
5.4.2. Жалоба должна содержать:
наименование центра, должностного лица центра, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Центра, его должностного лица;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) центра, его должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.4.3. В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность.
5.4.4. В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4.5. При подаче жалобы в электронном виде документ, указанный в пункте 5.4.3 настоящего административного регламента, может быть представлен в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
5.4.6. В случае поступления жалобы многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечивает ее передачу в Комитет или центр в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
5.5. Сроки рассмотрения жалобы
Жалоба на решения и действия (бездействие) центра и его должностных лиц рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования отказа центра, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.6. Результат рассмотрения жалобы
По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы, принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, а также в иных формах;
отказывает в удовлетворении жалобы.
5.7. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
5.7.1. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 5.6 настоящего административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.7.2. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
1) наименование органа, рассматривающего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
2) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
3) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
4) основания для принятия решения по жалобе;
5) принятое по жалобе решение;
6) в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
7) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
5.7.3. Ответ по результатам рассмотрения жалобы в Комитете подписывает председатель Комитета либо его заместитель (первый заместитель). Ответ на жалобу, поданную в Центр, подписывает директор Центра либо лицо, имеющее право второй подписи.
5.7.4. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
5.7.5. Уполномоченное должностное лицо при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
5.7.6. В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
5.7.7. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
5.8. Порядок обжалования решения по жалобе
Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в судебном порядке в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации.
5.9. Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
5.10. Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы
Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, официального сайта Комитета, Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также путем дачи консультаций по телефону, электронной почте, при личном приеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.