В целях упорядочения земельных правоотношений в городском округе город-герой Волгоград, руководствуясь статьями 5, 23, 48 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 21.11.2011), Законом Волгоградской области от 27 апреля 2002 г. N 696-ОД "Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области", статьями 7, 16, 24, 26, 39 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение об установлении и прекращении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в городском округе город-герой Волгоград, (прилагается).
2. Администрации Волгограда:
2.1. После государственной регистрации департамента по градостроительству и землепользованию администрации Волгограда в качестве юридического лица привести Положение об установлении и прекращении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в городском округе город-герой Волгоград, утвержденное настоящим решением, в соответствие со структурой администрации Волгограда, утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 06.12.2010 N 39/1207 "О структуре администрации Волгограда".
2.2. Разработать нормативный документ, устанавливающий порядок определения соразмерной платы собственникам земельных участков, в отношении которых установлен публичный сервитут.
2.3. Привести муниципальные правовые акты Волгограда в соответствие с настоящим решением.
2.4. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Г.В. Мурылева - заместителя председателя Волгоградской городской Думы.
Временно исполняющий |
С.Н. Соколов |
Положение
об установлении и прекращении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в городском округе город-герой Волгоград
(утв. решением Волгоградской городской Думы от 30 ноября 2011 г. N 54/1629)
1. Основные положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 27 апреля 2002 г. N 696-ОД "Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области", Уставом города-героя Волгограда и определяет порядок и условия установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в городском округе город-герой Волгоград, в целях обеспечения интересов местного самоуправления Волгограда или населения Волгограда, если иное не установлено законодательством.
1.2. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1.3. В настоящем Положении используется следующее основное понятие: публичный сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком, расположенным в городском округе город-герой Волгоград, устанавливаемое постановлением администрации Волгограда в целях обеспечения интересов местного самоуправления Волгограда или населения Волгограда, без изъятия земельного участка (далее - публичный сервитут).
Для собственника земельного участка, в отношении прав которого установлен публичный сервитут, публичный сервитут выступает в качестве обременения.
1.4. Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
1.5. Установленный публичный сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим публичным сервитутом, к другому лицу.
1.6. Публичные сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.
1.7. Публичный сервитут может устанавливаться одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка или об отчуждении земельного участка в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества либо в отношении земельных участков, находящихся в собственности, владении или пользовании.
1.8. Публичный сервитут устанавливается в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
1.9. Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
1.10. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
8) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
9) свободного доступа к прибрежной полосе;
10) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям.
1.11. Для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры публичные сервитуты могут устанавливаться одновременно в отношении нескольких земельных участков, на территории которых расположен этот объект.
1.12. Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
1.13. Конфигурация и площадь земельных участков, формируемых под многоквартирными домами, должны обеспечивать минимизацию необходимых к установлению обременений, в том числе публичных сервитутов, и ограничений использования таких земельных участков.
1.14. Публичный сервитут подлежит государственной регистрации и вступает в силу после его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Порядок установления публичных сервитутов
2.1. Публичный сервитут устанавливается постановлением администрации Волгограда с учетом результатов публичных слушаний.
2.2. С инициативой об установлении публичного сервитута могут выступать Волгоградская городская Дума, администрация Волгограда, физические или юридические лица.
2.3. Инициатива Волгоградской городской Думы об установлении публичного сервитута оформляется соответствующим решением Волгоградской городской Думы.
Инициатива администрации Волгограда об установлении публичного сервитута оформляется постановлением администрации Волгограда.
Инициатива физических или юридических лиц, заинтересованных в установлении публичного сервитута, оформляется заявлением об установлении публичного сервитута на имя главы администрации Волгограда.
2.4. В заявлении физических или юридических лиц об установлении публичного сервитута (далее - заявление) или муниципальном правовом акте Волгограда об инициировании установления публичного сервитута должны указываться:
1) место положения и кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут;
2) предлагаемый срок действия публичного сервитута;
3) сведения о правообладателе земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут;
4) основания, цели, содержание и условия предполагаемого публичного сервитута.
2.5. К заявлению или муниципальному правовому акту Волгограда об инициировании установления публичного сервитута прилагаются следующие документы:
1) кадастровый паспорт земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут;
2) схема действия публичного сервитута на картографическом материале масштаба 1:500 (допускается уменьшение до масштаба 1:1000 без потери информации);
3) обоснование необходимости установления публичного сервитута и сферы его действия.
2.6. В случае если инициатором установления публичного сервитута являются юридические или физические лица, к заявлению прилагаются также:
1) для юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации юридического лица, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, либо доверенность лица, уполномоченного представлять интересы заявителя;
2) для физических лиц - копия документа, удостоверяющего личность гражданина, подписавшего заявление, либо доверенность и копия документа, удостоверяющего личность лица, уполномоченного представлять интересы заявителя.
2.7. Заявление или муниципальный правовой акт Волгограда об инициировании установления публичного сервитута с приложениями направляются в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда.
2.8. При несоответствии представленных документов требованиям пунктов 2.4, подпунктов 2 и 3 пункта 2.5, пункту 2.6 настоящего раздела, а также при обнаружении недостоверных сведений в представленных документах комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления возвращает документы заявителю без рассмотрения с мотивированным обоснованием их возврата.
Если кадастровый паспорт земельного участка не представлен заявителем по собственной инициативе, комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
2.9. Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда в случае соответствия представленных документов установленным требованиям:
1) в 5-дневный срок со дня получения заявления или муниципального правового акта Волгограда об инициировании установления публичного сервитута направляет в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда запрос, на основании которого комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в 10-дневный срок готовит и направляет в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда заключение о возможности и условиях установления публичного сервитута на основании имеющейся землеустроительной документации и информации о наличии прав на земельный участок, в отношении которого планируется установить публичный сервитут, с приложением выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на земельный участок, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут;
2) в 25-дневный срок со дня получения заявления или муниципального правового акта Волгограда об инициировании установления публичного сервитута, на основании градостроительной документации, с учетом заключения комитета земельных ресурсов администрации Волгограда с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним готовит заключение об установлении публичного сервитута или мотивированном отказе в установлении публичного сервитута (далее - заключение). В заключении указываются: условия установления публичного сервитута, сведения о правах лиц - обладателей публичного сервитута, сфере действия публичного сервитута, сроке действия публичного сервитута, а также отсутствии (наличии) иных менее обременительных для правообладателей земельных участков вариантов установления публичного сервитута. К заключению прилагается план земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут, с указанием сферы действия публичного сервитута (далее - план земельного участка);
3) в месячный срок со дня получения заявления или муниципального правового акта Волгограда об инициировании установления публичного сервитута направляет главе администрации Волгограда заключение с планом земельного участка, заявление или муниципальный правовой акт Волгограда об инициировании установления публичного сервитута с приложениями, заключение комитета земельных ресурсов администрации Волгограда с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2.10. Решение об отказе в установлении публичного сервитута принимается в случаях, если:
1) цель, для достижения которой предполагалось установить публичный сервитут, может быть достигнута другим способом, в том числе путем установления частного сервитута или ограничения права на землю по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
2) содержание публичного сервитута не соответствует правовому режиму использования земельного участка, в отношении которого предлагается его установить.
2.11. Глава администрации Волгограда с учетом заключения комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда в 5-дневный срок направляет:
1) главе Волгограда - ходатайство о назначении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута с приложением полного пакета документов (в случае возможного установления публичного сервитута);
2) инициатору установления публичного сервитута, собственнику земельного участка, в отношении которого предлагается установление публичного сервитута, - мотивированный отказ в установлении публичного сервитута в случаях, предусмотренных пунктом 2.10 настоящего раздела (в случае отказа в установлении публичного сервитута).
2.12. Публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута проводятся в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, утверждаемым Волгоградской городской Думой.
2.13. С учетом результатов публичных слушаний администрация Волгограда в недельный срок со дня официального опубликования заключения о результатах публичных слушаний принимает постановление администрации Волгограда об установлении публичного сервитута или об отказе в установлении публичного сервитута.
2.14. В постановлении администрации Волгограда об установлении публичного сервитута указываются сведения о:
1) земельном участке, в отношении которого установлен публичный сервитут: место положения, кадастровый номер, площадь, разрешенное использование;
2) собственнике, пользователе или владельце (правообладателе, правообладателях) земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;
3) правах лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута;
4) сфере действия публичного сервитута (в том числе о части земельного участка, которая должна быть обособлена (обозначена), если это возможно, для осуществления заинтересованными лицами права ограниченного пользования земельным участком);
5) сроке действия публичного сервитута;
6) условиях установления публичного сервитута.
2.15. Обязательными условиями установления публичного сервитута для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры являются:
1) для собственника, пользователя или владельца (правообладателя, правообладателей) земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут:
обеспечение возможности проведения эксплуатационными службами аварийно-восстановительных работ, работ по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций, ремонта, обслуживания и реконструкции расположенных на земельном участке коммуникаций и сооружений и доступа на участок для этого специалистов соответствующих эксплуатирующих и других специализированных организаций, строительной и специальной техники;
получение согласования организаций, эксплуатирующих коммунальные, инженерные, электрические и другие линии и сети, а также объекты транспортной инфраструктуры, для проведения на земельном участке земляных и строительных работ в технических (охранных) зонах указанных коммуникаций и сооружений;
2) для организации, эксплуатирующей коммунальные, инженерные, электрические и другие линии и сети, а также объекты транспортной инфраструктуры, - восстановление нарушенного при проведении данных работ поверхностного слоя земельного участка.
2.16. Постановление администрации Волгограда об установлении публичного сервитута либо об отказе в установлении публичного сервитута в 5-дневный срок направляется инициатору установления публичного сервитута, собственнику земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут, или в случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка, управление и распоряжение которым осуществляет администрация Волгограда, - правообладателю (правообладателям) такого земельного участка и подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в установленном порядке.
3. Прекращение публичного сервитута
3.1. Публичный сервитут прекращается постановлением администрации Волгограда:
1) в случае добровольного отказа обладателя публичного сервитута от его осуществления;
2) по истечении срока действия публичного сервитута, определенного постановлением администрации Волгограда, которым установлен публичный сервитут;
3) ввиду утраты оснований, по которым был установлен публичный сервитут;
4) в связи с вступлением в законную силу решения суда о прекращении публичного сервитута либо о признании недействительным постановления администрации Волгограда об установлении публичного сервитута.
3.2. К заявлениям муниципальных учреждений, муниципальных предприятий, казенных предприятий об отказе от осуществления публичного сервитута должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от осуществления публичного сервитута.
3.3. В случае вступления в законную силу решения суда о прекращении публичного сервитута либо о признании недействительным постановления администрации Волгограда об установлении публичного сервитута администрация Волгограда в недельный срок со дня получения решения суда, вступившего в законную силу, если иное не установлено решением суда, принимает постановление о прекращении публичного сервитута.
3.4. Постановление администрации Волгограда о прекращении постоянного публичного сервитута по основаниям, указанным в подпунктах 1-3 пункта 3.1 настоящего раздела, принимается с учетом результатов публичных слушаний, проведенных в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, утверждаемым решением Волгоградской городской Думы.
3.5. Копия постановления администрации Волгограда о прекращении публичного сервитута в 5-дневный срок направляется инициатору установления публичного сервитута, собственнику земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут, или в случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка, управление и распоряжение которым осуществляет администрация Волгограда, - правообладателю (правообладателям) такого земельного участка, а также в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
3.6. Постановление администрации Волгограда о прекращении публичного сервитута подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в установленном порядке.
4. Заключительные положения
4.1. На основании принятого постановления администрации Волгограда об установлении или прекращении публичного сервитута органом, уполномоченным администрацией Волгограда, обеспечиваются:
1) внесение сведений об установлении (прекращении) публичного сервитута в государственный кадастр недвижимости в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости;
2) осуществление государственной регистрации установления публичного сервитута или внесение сведений о прекращении публичного сервитута в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.
4.2. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
4.3. В случае если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут, соразмерную плату.
4.4. В случае если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник, пользователь или владелец (правообладатель, правообладатели) земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут, вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
4.5. Администрация Волгограда одновременно с принятием постановления об установлении публичного сервитута определяет источники финансирования работ, связанных с внесением сведений об установлении публичного сервитута в государственный кадастр недвижимости, а также в случаях, установленных законодательством, выплаты соразмерной платы собственникам земельных участков, в отношении которых установлен публичный сервитут.
4.6. Лица, виновные в нарушении публичных сервитутов, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
4.7. Изменения в настоящее Положение вносятся решением Волгоградской городской Думы и вступают в силу со дня его официального опубликования.
Комитет Волгоградской городской Думы
по землепользованию и градостроительству
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградской городской Думы от 30 ноября 2011 г. N 54/1629 "Об утверждении Положения об установлении и прекращении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в городском округе город-герой Волгоград"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" от 24 декабря 2011 г. N 145
Решением Волгоградской городской Думы от 19 июля 2023 г. N 91/1256 настоящий документ признан утратившим силу с 20 июля 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Волгоградской городской Думы от 23 мая 2018 г. N 66/1975
Изменения вступают в силу с 26 мая 2018 г.
Решение Волгоградской городской Думы от 19 июля 2017 г. N 59/1721
Изменения вступают в силу со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности департамента земельных ресурсов администрации Волгограда