2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Государственный земельный комитет Республики Калмыкия, государственным заказчиком по соответствующему направлению Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия.
3. Министерству экономики Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проектов республиканского бюджета на 2000 год и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
4. Представителям Президента Республики Калмыкия в районах и г. Элиста обеспечить реализацию мероприятий Программы, финансируемых за счет средств местного бюджета.
Председатель Правительства |
А.Дорждеев |
Республиканская Целевая Программа
"Развитие земельной реформы в Республике Калмыкия
на 2000-2002 годы"
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Развитие земельной реформы в Республике Калмыкия
на 2000-2002 годы"
Наименование - Республиканская целевая программа "Развитие земель-
Программы ной реформы в Республике Калмыкия на 2000-2002 годы"
Дата принятия
решения о разра-
ботке Программы
(наименование
документа)
Государственные - Государственный земельный комитет РК (координатор),
заказчики Министерство сельского хозяйства и продовольствия
РК
Основные разра- - Государственный земельный комитет РК, Министерство
ботчики Про- сельского хозяйства и продовольствия РК, Министерс-
граммы тво экономики РК, Министерство государственного
имущества РК, ЮРКЦ "Земля"
Цели и задачи - повышение эффективности использования земли, созда-
Программы ние условий для увеличения социального, инвестици-
онного, производительного потенциала земли и прев-
ращение ее в самостоятельный фактор экономического
роста
Сроки и этапы - 2000-2002 годы:
реализации Про- I этап - 2000 год;
граммы II этап 2001-2002 годы.
Перечень основ- - разработка и совершенствование на всех уровнях пра-
ных мероприятий вовой и нормативной базы регулирования земельных
отношений;
- создание механизма, реализующего права собственни-
ков земельных долей;
- обеспечение условий приватизации городских земель
при приватизации государственных и муниципальных
предприятий и развитие оборота земель в городах и
поселениях;
- разграничение земель, находящихся в федеральной
собственности, собственности Республики Калмыкия и
муниципальной собственности;
- создание инфраструктуры рынка земли;
- развитие механизма ипотечного кредитования;
- введение автоматизированной системы государственно-
го земельного кадастра;
- совершенствование системы земельных платежей;
- зонирование территорий;
- проведение кадастровой оценки земель;
- картографическое, геодезическое и землеустроитель-
ное обеспечение земельной реформы;
- ведение мониторинга земель;
- техническое оснащение службы государственного конт-
роля за использованием и охраной земель, создание
денежного фонда охраны земель;
- организация информационно-просветительской работы
среди населения;
- создание специализированных информационно-консуль-
тационных центров;
- повышение уровня профессиональной подготовки и пе-
реподготовки кадров;
- установление правил бухгалтерского учета для сель-
скохозяйственных организаций, отражающих операции с
земельными долями
Объемы и источ- (млн.руб.)
ники финансиро- 2000-2002 годы 2000 год
вания
Всего 50,10 13,36
в том числе
федеральный бюджет 16,00 5,40
республиканский и
местный бюджеты 32,50 7,36
прочие источники 1,60 0,60
Ожидаемые конеч- - укрепление гарантий конституционных прав граждан на
ные результаты землю под жестким контролем государства;
реализации Про- - разграничение земель, находящихся в федеральной
граммы собственности, собственности Республики Калмыкия и
муниципальной собственности;
- создание рынка земли и недвижимости как единого
имущественного комплекса;
- развитие ипотеки земли и создание благоприятных ус-
ловий для инвестиций;
- эффективное и рациональное использование земельных
ресурсов на всех уровнях управления ими;
- повышение поступлений от платежей за землю в доход-
ную часть бюджета
Введение
Республика Калмыкия расположена в южной Европейской части страны и обладает значительными земельными ресурсами - 7473,1 тыс.га, из которых 548,0 тыс.га используется другими субъектами Российской Федерации, в том числе Республикой Дагестан - 158,0 тыс.га и Астраханской областью - 390,0 тыс.га. По своему природно-ресурсному потенциалу республика является аграрной и наиболее полно отвечает требованиям традиционного рационального ведения овцеводства, мясного скотоводства, коневодства.
Основная часть территории используется в качестве кормовых угодий (71,1%) и только 934,4 тыс.га (12,5%) занимает пашня, естественное плодородие которой в значительной мере снижает солонцеватость и засоленность зональных почв, а также присутствие в почвенных комплексах большого количества солонцов. В ходе проведения земельной реформы выявились многочисленные факты не эффективного использования сельскохозяйственных угодий. В целом, сложившаяся в Калмыкии экологическая ситуация оценивается как критическая. Сотни гектар сельскохозяйственных угодий выведены их хозяйственного оборота, усиливаются процессы деградации почвенного и растительного, снижается плодородие пашни и продуктивность пастбищ, происходит опустынивание огромных территорий.
В связи с отсутствием финансирования в сфере землепользования за последние годы практически не проводились проектно-изыскательские работы по землеустройству, почвенные и геоботанические обследования, мелиорация и фитомелиорация, оценка земель, инвентаризация и т д.
Начатая в 1991 году земельная реформа требует дальнейшего развития в части создания системы федерального и республиканского земельного законодательства, регулирования земельных отношений в современной аграрной экономике. Отсутствует система гарантий прав собственности на землю, что снижает инвестиции; несовершенны механизм начисления и размеры платежей за землю; в стадии становления находятся земельный рынок и его инфраструктура. Платное землепользование требует создания современной системы стоимостной оценки земель, в первую очередь - кадастровой.
Перспективное экономическое и социальное развитие республики трудно представить без оперативной информации о современном характере использования и качественном состоянии земельных ресурсов, получаемой по результатам мониторинга земель.
Для определения главных направлений государственной земельной политики, завершения реформирования земельных отношений, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов и создания республиканской эффективной системы землепользования разработана целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Калмыкия на 2000-2002 годы". Данная программа является неотъемлемой частью федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694.
1. Основные положения программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований
в Республике Калмыкия в 1991-1998 годах
В Калмыкии, как и в целом по России, завершился первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные изменения в формах собственности в пользу граждан и юридических лиц. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. В республике в частную собственность земля предоставляется для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. Общая площадь земель, находящихся в собственности граждан, составляет 184,7 тыс.га. Реорганизация колхозов и совхозов имела свои особенности и проводилась без приватизации земли согласно закону "О земле" Республики Калмыкия. До настоящего времени основная масса сельскохозяйственных угодий находится в государственной собственности и передается сельскохозяйственным предприятиям в бессрочное (постоянное) пользование или в аренду (временное пользование), а для организации крестьянских (фермерских) хозяйств - в пожизненное наследуемое владение.
С момента выхода постановления Правительства Республики Калмыкия от 21 ноября 1997 года N 311 "О реформировании агропромышленного комплекса Республики Калмыкия" 6 пилотных хозяйств республики реформировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с предоставлением всех прав собственников земельных долей и имущественных паев. В итоге 2080 работников бывших колхозов и совхозов получили свидетельства на право собственности на землю. Дальнейшая приватизация сельскохозяйственных угодий проводится в рамках реализации целевой Республиканской программы реформирования агропромышленного комплекса. В текущем году список экспериментальных хозяйств увеличился до 11 сельскохозяйственных предприятий. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств - 1689, в распоряжении которых находится 602,2 тыс.га земель, из них 569,6 тыс.га сельскохозяйственных угодий.
В 1991 году из земель колхозов и совхозов был создан фонд перераспределения земель общей площадью 281,0 тыс.га. В последующие годы данный фонд пополнялся по результатам проверок использования земель, материалов инвентаризации и по предложениям для формирования земельного запаса в целях эффективного перераспределения и развития новых форм хозяйствования.
Самое значительное за последние 5 лет увеличение земель данной категории произошло в 1997 году в связи с созданием Республиканского земельного фонда "Хальмг Теег" в соответствии с Указом Президента Республики Калмыкия N 85 от 6 июня 1997 года. В настоящее время республиканский фонд перераспределения состоит из земель районных фондов 295,1 тыс.га и 875,7 тыс.га фонда "Хальмг Теег", куда вошли неиспользованные и неэффективно используемые земли, выявленные в ходе инвентаризации земель. Таким образом, по состоянию на 1.01.1999 г., фонд перераспределения увеличился до 1170,8 тыс.га. Предоставление земель из вышеназванного земельного фонда происходит только в аренду на конкурсной основе эффективным товаропроизводителям. На современный период из фонда предоставлено в аренду 19,3 тыс.га земель, из них из "Хальмг Теег" получили земельные участки 20 арендаторов на площади 10,8 тыс.га.
В результате земельных преобразований в ведение органам местного самоуправления передано 62,0 тыс.га, в том числе в границах 3 городов находится 31,6 тыс.га и 246 сельских населенных пункта с прилегающими территориями занимают 30,4 тыс.га. В 1995 году по 239 населенным пунктам была проведена инвентаризация земель, но из-за ограниченности сроков исполнения и недостаточного финансирования, геодезические работы при этом, в большинстве случаев, не проводились. Отсутствие координатной привязки земельных участков ограничивает возможности использования таких материалов в автоматизированной системе ведения государственного земельного кадастра.
В республике полностью решена проблема обеспечения граждан земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, количество которых по сравнению с 1995 годом увеличилось в 4,8 раза (17,6 тыс. участков на 2,4 тыс.га), коллективного садоводства и огородничества (16,6 тыс.участков на 1,5 тыс.га), индивидуального жилищного строительства (41,6 тыс.участков на 4,1 тыс.га). Следует отметить ежегодный рост числа застройщиков (на 1012 участков) и заметное уменьшение членов садоводческих товариществ (за прошедший год отказались от участков по причине водообеспеченности 622 дачника). Из созданного в 4 районах республики специального земельного фонда 104 вынужденным переселенцам предоставлено 112 га земельных угодий для различных нужд.
Регистрация прав на земельные участки в республике производится с 1 января 1999 года Управлением по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерства юстиции РК, созданным Указом Президента РК. На небольшую часть земельных участков права граждан и юридических лиц уже зарегистрированы. Документы, удостоверяющие право на землю, получили 4049 юридических лица и 56543 свидетельства выданы гражданам.
Введено платное землепользование в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Ставки земельного налога основываются на результатах 4 тура земельно-оценочных работ и дифференцированы в зависимости от качества земельных угодий и местоположения участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 3,6 млн.руб., в 1996 - 6,7 млн.руб., в 1997 году - 13,7 млн. руб., в 1998 году - 7,3 млн.руб. (в ценах соответствующего года).
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Оборот земель в Республике Калмыкия включает сделки с земельными участками, проведенные между гражданами, среди которых купля-продажа составила в 1998 году 842 сделки и количество их постоянно возрастает.
С 1997 года реализуется республиканская программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра". Для осуществления поставленных задач по созданию и ведению АС ГЗК во всех районах и г.Элисте созданы кадастровые бюро в форме государственных учреждений на базе землеустроительных хозрасчетных групп. На начало текущего года районными кадастровыми бюро было выполнено землеустроительных работ на сумму 493,4 тыс.га. В рамках реализации Программы в республику поставлены 2 программно-технических комплекса (ПТК-Р) по фазе "В" российско-германского проекта "Гермес" общей стоимостью 397,1 млн.руб. В связи с отсутствием финансирования из федерального и республиканского бюджетов в 1998 году предусмотренные Программой мероприятия не были выполнены. Средства местных бюджетов составили всего 93,8 тыс.руб.
Постоянно осуществляется государственный контроль за использованием и охраной земель. Только за прошедший год органами Госкомзема РК было проведено 764 проверки соблюдения земельного законодательства на общей площади 1826,0 тыс.га. Значительная часть выявленных нарушений устранялась в ходе проверок, другие же, ликвидация которых носит длительный характер и сопряжена с вложением значительных капитальных затрат, взяты под контроль.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельных преобразований, процессы реформирования в республике имеют свои особенности и носят непоследовательный, крайне медленный характер. В связи с отсутствием в действующем законодательстве Республики Калмыкия долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения, реорганизация сельскохозяйственных предприятий проводилась без приватизации земли и п.п.2-10 Указа Президента Российской Федерации от 7.03.96 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" на территории республики не действуют.
На государственном уровне не разработаны четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, детально не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы. Создавшийся правовой вакуум в области федерального земельного законодательства поставил многие субъекты федерации перед необходимостью принятия своих нормативных актов.
Земельная реформа коснулась пока только одной категории земель - сельскохозяйственного назначения.
Принятие нового Налогового кодекса требует исчисления налогооблагаемой базы от кадастровой стоимости земельного участка. Действующие с 1995 года ставки земельного налога явно устарели. Необходимо пересмотреть и принципы взимания арендной платы. Средства, поступающие в форме платежей за землю, зачастую расходуются в районах не по целевому назначению, что является нарушением Указа Президента Республики Калмыкия от 30 апреля 1996 года N 71 "Об использовании средств от платы за землю".
До настоящего времени не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформирования не решил возложенных на него задач: новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникающие в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий, не смогли повысить эффективность сельскохозяйственного производства, увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий, улучшить их использование; собственники земельных долей в пилотных хозяйствах не полностью реализуют свои права по их распоряжению; переход земельных участков к эффективно хозяйствующим субъектам осуществляется крайне медленно; не создана система ипотечного кредитования. Вследствие тяжелого финансово-экономического положения подавляющего большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, практически не проводятся работы по повышению плодородия земель, противоэрозионные и мелиоративные мероприятия. В критическом состоянии находятся земли регулярного орошения, дальнейшее использование которых предполагает проведение работ по повышению технического уровня оросительных систем и улучшению почв. Для успешного проведения земельной реформы требуется соответствующее финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение. Но за последние два года выделение средств из федерального и республиканского бюджета на проведение земельных преобразований не производилось. В итоге в 1997-1998 годах были полностью приостановлены землеустроительные работы, работы по созданию земельного кадастра, по оценке земель, выдаче правоустанавливающих документов и др.
Не на должном уровне организована информационная и просветительская работа среди населения.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Целью программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в целом завершить осуществление земельной реформы и приступить к постреформенному этапу создания эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Реализация Программы позволит обеспечить решение следующих основных задач:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации и гарантирования прав;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
перераспределение земли в руки эффективно хозяйствующим субъектам;
приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, собственности Республики Калмыкия и муниципальной собственности;
создание системы государственного земельного кадастра и проведение массовой оценки земли для целей налогообложения на территории республики;
повышение эффективности управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Выделяются два этапа реализации Программы.
На I этапе (2000 год) необходимо обеспечение: инвентаризации земель с выполнением геодезических работ по координированию границ; введения Единого реестра учета земель; проведения работ по разграничению земель по уровням собственности; учета реальных цен сделок с землей и отражения полученных данных в государственном земельном кадастре.
На II этапе (2001-2002 гг.) с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель ожидается увеличение дифференциации максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли, предусматривается создание единых информационных баз данных о землях федеральной, республиканской и муниципальной собственности, проведение землеустроительных мероприятий, мониторинга и контроля за использованием и охраной земель.
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими
республиканскими программами
Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Калмыкия. Она дополняет и развивает положения республиканской программы "Обеспечение стабилизации и комплексного развития АПК Республики Калмыкия на 1997-2000 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 марта 1997 года N 68, касающиеся земельных преобразований в республике.
В Программе определены направления реализации республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 февраля 1997 года N 31, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости, стоимостной кадастровой оценкой земельных участков и развитием рынка земли.
Программа конкретизирует и расширяет блок основных мероприятий республиканской целевой программы "Реформирование агропромышленного комплекса Республики Калмыкия и структурной перестройки на селе", утвержденной Указом Президента Республики Калмыкия от 27 апреля 1998 г. N 82, в части формирования законодательной и нормативно-правовой базы дальнейшего развития земельной реформы, совершенствования форм собственности и хозяйствования с целью создания многоукладного эффективного агропромышленного производства.
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
- передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
- установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности Республики Калмыкия и муниципальной собственности;
- дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
- инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
- установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
- определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
- создание системы правового зонирования земель;
- обеспечение исполнения функций Исполнительной Дирекцией Республиканского земельного фонда "Хальмг Теег" по правовому регулированию земельных отношений и контролю за эффективным и рациональным использованием земель Республиканского земельного фонда "Хальмг Теег".
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю предлагает:
- обеспечение всем гражданам Республики Калмыкии возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
- обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия порядке законно используемую ими землю;
- обеспечение всем гражданам Республики Калмыкия - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством и законодательством Республики Калмыкия);
- активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей;
- введение финансовых гарантий защиты прав собственности граждан и юридических лиц путем прямого бюджетного обеспечения, так и путем создания условий для страхования.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Основные направления государственной политики Республики Калмыкия по развитию рынка земли включают в себя:
развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
расширение практики проведения торгов (аукционов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или прав на аренду;
развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;
расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем:
создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг;
создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости;
проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
создания системы взаимодействия ведения государственного земельного кадастра и ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними;
введения административной и уголовной ответственности за правонарушения на земельном рынке и совершенствования гражданско-правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:
внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
расширение доступа граждан Российской Федерации и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности.
Государственное регулирование оборота
земель сельскохозяйственного назначения
В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и т.д.).
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на I этапе реализации Программы:
- осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;
- уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена;
- установить для сельскохозяйственных организаций правила бухгалтерского учета операций с земельными долями;
- уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации;
- создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей;
- сформировать повсеместно земельный фонд для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев. Семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления земельных участков казачьим обществам, преимущественно вдоль административно-территориальных границ Республики Калмыкия;
- содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов;
- принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их.
На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках республиканской целевой программы "Повышение плодородия почв".
2.5. Развитие ипотечного кредитования
Развитие системы ипотечного кредитования затруднено в целом по России, так и в Республике Калмыкия, по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени.
В целях использования потенциала земельной ипотеки на I этапе реализации Программы обеспечивается:
разработка механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества и гарантирование рисков отсрочки возврата кредита;
разработка мер по защите прав залогодателей;
использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств;
кредитование сельхозтоваропроизводителей под залог земли для выполнения государственного заказа на производство конкретных видов сельскохозяйственной продукции.
2.6. Совершенствование системы земельных платежей
Действующая система земельных платежей в Республике Калмыкия регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю", постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 10.08.95 г. N 149-I. Формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования.
При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц;
расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;
создание базы для перехода к единому сельскохозяйственному налогу для сельхозтоваропроизводителей.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли на I этапе реализации Программы предполагает:
ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в федеральный бюджет и бюджет Республики Калмыкия; завершение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации; существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате.
На II этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
2.7. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр - единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Государственный земельный кадастр является многоцелевым, многоуровневым банком данных о земельных ресурсах и содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, об их качественных, количественных и оценочных (экономических) характеристиках.
Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при решении земельных споров, изъятии и предоставлении земель, оценке земель, определении размера платы за землю, налогообложении земли и иных объектов недвижимости, планировании использования (зонировании) земель, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, принятии управленческих и иных решений.
В целях совершенствования ведения государственного земельного кадастра Программой предусматривается:
введение единого порядка ведения государственного земельного кадастра;
формирование информационной базы о землях федеральной, республиканской и муниципальной собственности;
освоение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра;
внедрение системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур;
организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых форм, процедур;
обеспечение системы защиты информации от несанкционированного доступа и безопасности баз кадастровых данных.
2.8. Оценка земель
Земля как основное средство производства и объект недвижимости обладает стоимостью. Платное землепользование, становление и функционирование рынка земель, совершенствование налогообложения требуют создания единой современной системы оценки земель. Необходимость в стоимостной оценке земельных участков испытывают как государственные и муниципальные органы исполнительной власти при управлении земельными ресурсами, осуществлении перспективного развития городов и поселений, проведении эффективной рациональной земельной и налоговой политики, так и граждане, юридические лица при совершении различного рода сделок с землей.
Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем или под ним.
Главными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются:
- установление порядка проведения территориального оценочного зонирования с последующим определением нормативной стоимости земли;
- государственная поддержка подготовки и деятельности земельных оценщиков для обслуживания формирующегося земельного рынка, организация государственного регулирования их деятельности (лицензирование, сертификация и т.д.), законодательное определение их ответственности за достоверность результатов оценки;
- определение порядка, оснований и методов проведения рыночной стоимости земельных участков.
На втором этапе реализации Программы проводится кадастровая оценка земель республики для целей налогообложения.
Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществляется без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов.
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями.
На I этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
- реализации пилотных проектов правового зонирования земель и отдельных городов;
- разработка и осуществление программ инвентаризации земель поселений в полном объеме с координирование земельных участков;
- разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесением на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений;
- разработка методики формирования и межевания земельных участков как объектов недвижимости в городах и других поселениях;
- приватизация земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. Передаются (продаются), как правило, на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенные для обеспечения государственных и муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. При этом допускается снижение цены земли, по которой она продается собственникам приватизированных объектов недвижимости. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры;
- обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка;
- разработка классификатора публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов).
II этап реализации Программы должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, что означает:
- разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем городского землепользования;
- разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия решений по зональному регулированию в городах.
2.10. Информационно-консультационное обеспечение Программы
На первом этапе реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и региональном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.
В этих целях организуется издание популярных брошюр, систематическая публикация в периодических изданиях нормативных правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований, на радио и телевидении специальных передач, производство короткометражных фильмов.
Предусматривается создать самостоятельный специализированный информационно-консультативный центр с частичным финансированием их деятельности за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета. Задачей центра должно стать проведение консультаций и оказание практической организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок, документальном оформлении договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей, а также осуществление других операций.
2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению
Для осуществления земельных преобразований в Республике Калмыкия в рамках реализации Программы предусматривается:
- выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения;
- разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;
- провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявленные земель, не используемые сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
- установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими;
- составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель;
- разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;
- установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;
- уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений;
- установит границы территорий с особым правовым и природоохранных режимом использования земель;
- разработать комплекс мер по содействию созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию.
2.12. Мониторинг земель
Усиливающиеся негативные процессы воздействия человека на землю, превышающие накопленный тысячелетиями восстановительный потенциал, обусловили необратимые изменения, происходящие в современных экосистемах. Калмыкия входит в число регионов России, наиболее подвергшихся деградации и опустыниванию. Аридная территория республики находится в крайне неустойчивом экологическом состоянии. Особую тревогу вызывает прогрессирующая эрозия почв (около 41% сельскохозяйственных угодий эродировано, из них 33% подвержено дефляции); вторичное засоление орошаемых земель (более 65%); деградация кормовых угодий (примерно 45% занимают сильно- и очень сильносбитые пастбища); заболачивание и переувлажнение земель в приморской полосе; интенсивное подтопление сельскохозяйственных угодий, а также городов и поселений (более 40 населенных пунктов, в т.ч. городе Лагань, Городовиковск, райцентры Яшкуль, Большой Царын, Приютное). Наиболее ярким примером опустынивания является регион Черные земли, где деградация естественного почвенного и растительного покрова под воздействием антропогенных факторов достигла критической величины.
В целях своевременного выявления отрицательных изменений в состоянии земельного фонда республики, их оценки и перспективного прогнозирования, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий деструктивных процессов необходимо на I этапе реализации Программы разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.
Предусматривается обеспечить:
- проведение всесторонних систематических наблюдений за состоянием почв и растительности на Черных землях (мониторинг аридных земель);
- своевременное выявление изменений качественного состояния пахотных земель в Западной и Центральной зоне республики на полигонах локального мониторинга;
- создание стартовой базы данных о состоянии земель и периодические наблюдения на утвержденных полигонах республики;
- оценка и прогноз негативных процессов; разработка комплекса мероприятий по их предотвращению и устранению;
- совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.
2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель
В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространения случаи уклонения от оформления переоформления прав на землю, несвоевременное внесение земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче и уничтожению плодородного слоя почвы.
Это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
На I этапе реализации Программы предусматривается:
- разработать законодательные и иные нормативные акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усилением административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введением экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности;
- расширение прав и усиление государственной защиты государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности;
- усиление контроля за использованием мелиорированных пастбищ региона Черные земли;
- совершенствованию механизма определения материального ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
- улучшить работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;
- укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных проверок соблюдения земельного законодательства.
На II этапе реализации Программы необходимо создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель.
2.14. Совершенствование системы государственного
управления земельными ресурсами
Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в Республике Калмыкия земельной реформы.
Государственное управление земельными ресурсами Республики Калмыкия осуществляет Государственный земельный комитет Республики Калмыкия и его органы в районах и г.Элисте.
В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается укрепить материально-техническую базу Государственного земельного комитета Республики Калмыкия, сохранив за ним основные функции государственного управления: нормативно-методическую деятельность, государственный контроль за охраной и использованием земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории республики;
В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации республиканских и иных программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказание помощи органам исполнительной власти в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
3. Правовое обеспечение Программы
Необходимость правового регулирования земельной реформы очевидна и без принятия Земельного кодекса Российской Федерации не может быть сформирована полноценная система земельного законодательства. Требуется создание единой, непротиворечивой правовой системы, охватывающей:
создание гарантий конституционных прав граждан на землю;
проблему свободного рыночного оборота земельных участков, в т.ч. сельскохозяйственных угодий;
принятие нормативно-правовых актов, регулирующих рынок земли и не противоречащих законодательству Российской Федерации;
правовое обеспечение проведения землеустроительных мероприятий, мониторинга и контроля за использованием и охраной земель.
Принятие на федеральном уровне законодательных актов регулирующих земельные отношения вызывают необходимость приведения земельного законодательства Республики Калмыкия в соответствие с федеральным. Актуальным является разработка Закона РК "О земле", Закона РК "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Кроме того, предусматривается разработка проектов следующих республиканских законов:
"О личном подсобном хозяйстве", который определяет правовые, экономические и социальные основы организации и деятельности личных подсобных хозяйств граждан в республике;
"О прекращении прав на землю на территории Республики Калмыкия", который установит порядок и основание прекращение прав на землю.
А также Положение "Об аренде земель на территории Республики Калмыкия", которое установит правила предоставления земель в аренду, правила расторжения и прекращения действия договора аренды земельного участка.
Реформа должна проводиться, опираясь на широкую законодательную базу, в плане ее длительной перспективы и одного из основных направлений развития нашего общества.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором за счет федерального, республиканского и местных бюджетов. Расчеты выполнены в ценах соответствующих лет с учетом коэффициентов-дефляторов.
Всего по Программе затраты составляют 50,1 млн.руб., в том числе из федерального бюджета будет выделено 16,0 млн.руб. или 31,0%, за счет средств бюджета Республики Калмыкия будет профинансировано 64,8% общего объема затрат или 32,5 млн.руб., средства граждан и юридических лиц составляют 1,6 млн.руб. или 3,2%.
Из федерального бюджета финансирование работ проходит только по строке "прочие нужды". Эти средства планируется направить на выполнение следующих работ:
- картографо-геодезическое и землеустроительное обеспечение учета использования федеральных земель - 15,8 млн.руб.,
- оценка земель - 0,2 млн.руб.
На первом этапе объем финансирования составит 5,4 млн.руб. и на II этапе - 10,6 млн.руб.
Средства республиканского и местного бюджетов будут использоваться на:
- картографическое, землеустроительное обеспечение учета оценки и использования земель Республики Калмыкия и земельной реформы;
- мониторинг земель;
- информационно-консультационную деятельность;
- организацию управления и контроль за ходом реализации Программы;
- правовое и научное обеспечение реформы.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в нижеследующей таблице.
Таблица 1
(млн.руб.)
/----------------------------------------------------------------------\
| |2000-2002| в том числе: |
| | гг. |----------------------|
| | |2000 г.|2001-2002 гг. |
|----------------------------------------------------------------------|
Всего по Программе 50,10 13,36 36,74
из них
Федеральный бюджет 16,00 5,40 10,60
в т.ч. НИОКР (научно-исследователь-
ские и опытно-конструкторские работы) - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды 16,00 5,40 10,60
Республиканский и местный бюджеты 32,50 7,36 25,14
Прочие источники 1,60 0,60 1,00
Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы осуществляется в рамках республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 февраля 1997 г. N 31.
5. Организация управления и контроля за ходом
реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Государственный земельный комитет Республики Калмыкия, государственным заказчиком по соответствующему направлению - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия.
Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и республиканские нормативно-технические документы. Мероприятия Программы реализуются:
государственными заказчиками путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального бюджета и внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов);
Правительством Республики Калмыкия и органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием.
План основных мероприятий по реализации Программы, проводимых в 1999-2000 годах, прилагается.
Механизм реализации Программы разработан с учетом экономической ситуации в стране и состояния федерального и республиканского бюджетов в ближайшей перспективе.
Важной задачей государственного заказчика - координатора является привлечение средств бюджетов для реализации отдельных мероприятий Программы.
В качестве соисполнителей при реализации программных мероприятий привлекаются организации Министерства по вопросам архитектуры и строительства РК, Федеральной службы геодезии и картографии России.
Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет государственный заказчик - координатор. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий.
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов).
Государственные заказчики при необходимости оказывают консультационную помощь исполнителям программных мероприятий в материально-техническом обеспечении государственных контрактных работ, в предоставлении коммерческой и другой информации.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 594.
Государственный заказчик - координатор ежегодно направляет в Госкомзем РФ, Министерство экономики РК и Министерство финансов РК согласованные предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект федерального и республиканского бюджетов.
Государственный заказчик - координатор анализирует ход реализации Программы и представляет:
ежегодно в Министерство экономики РК статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно, до 1 февраля, в Государственный комитет РФ по земельной политике отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств.
Государственный заказчик - координатор участвует в подготовке Министерством экономике РК ежегодного доклада о ходе реализации Программы, представляемого в Правительство РК.
Государственный заказчик участвует в экспертных проверках реализации Программы, организуемых Министерством экономики РК с участием других заинтересованных органов.
По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ по финансированию Программы.
При необходимости государственные заказчики вносят в Министерство РК, Министерство финансов РК предложения о продлении сроков реализации Программы или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или отдельных мероприятий.
6. Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализации программных мероприятий
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
обеспечить целевое использование этих земель; решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;
создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.
Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить значительный эффект, в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными долями; развития ипотеки земельных участков, включая зоны земель сельскохозяйственного назначения; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях.
Приложение
к Программе
План основных мероприятий по реализации республиканской
целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике
Калмыкия на 1999-2002 годы", проводимых в 1999-2000 годах
/-----------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия | Исполнитель |Срок реализации |
| | |мероприятий или |
| | | представление |
| | | документов в |
| | |Правительство РК|
|-----------------------------------------------------------------------|
1. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению
1.1. Проект закона Республики Госкомзем РК, Минюст после принятия
Калмыкия "О земле" РК, Минсельхозпрод земельного ко-
РК, Мингосимущество декса РФ
РК
1.2. Проект закона Республики Госкомзем РК, Минюст III квартал
Калмыкия "О внесении изме- РК, Минсельхозпрод 2000 г.
нений и дополнений в закон РК
РК "О крестьянском (фер-
мерском) хозяйстве"
1.3. Проект закона РК "О личном Госкомзем РК, Минюст IV квартал
подсобном хозяйстве" РК, Минсельхозпрод 1999 г.
РК
1.4. Проект закона РК "О прек- Госкомзем РК, Минюст I квартал
ращении прав на землю на РК, Минсельхозпрод 2000 г.
территории Республики Кал- РК
мыкия"
1.5. Проект постановления Пра- Госкомзем РК, Минюст после введения в
вительства РК "О совер- РК, Минсельхозпрод действие феде-
шенствовании ведения госу- РК, Минфин РК, Мин- рального закона
дарственного земельного госимущество РК "О государствен-
кадастра" ном земельном
кадастре"
1.6. Проект постановления Пра- Госкомзем РК, Минюст после введения в
вительства РК "О разграни- РК, Минфин РК, Мин- действие феде-
чении земель относящихся к госимущество РК рального закона
федеральной, республиканс- "О государствен-
кой и муниципальной собс- ных и муници-
твенности" пальных землях"
1.7. Проект Положения "Об арен- Госкомзем РК, Минюст II квартал
де земель на территории РК, Минсельхозпрод 2000 г.
Республики Калмыкия" РК
Мероприятия по научному и методическому обеспечению
Рекомендации по проведению Госкомзем РК в течение
торгов (аукционов, конкур- 2000 г.
сов) по продаже земельных
участков
Инструкция о порядке орга- Госкомзем РК в течение
низации и осуществления 2000 г.
государственного контроля
за использованием и охра-
ной земель
Методическое обеспечение Госкомзем РК, Минюст IV квартал
развития земельного рынка в РК, Минсельхозпрод 2000 г.
РК РК, Мингосимущество
РК
3. Мероприятия по организационному обеспечению
Обеспечение развития инфор- Госкомзем РК в течение
мационно-консультативной 2000 года
работы среди граждан по во-
просам земельных отношений
Обеспечение земельных пре- Госкомзем РК, Мин- ежегодно
образований на селе сельхозпрод РК
Организация комплекса работ Госкомзем РК ежегодно
по землеустроительному
обеспечению земельных пре-
образований
Проведение инвентаризации Госкомзем РК с обя- ежегодно
земель и уточнение списков зательным участием
плательщиков земельного на- заинтересованных ми-
лога и арендной платы за нистерств и ведомств
землю
Организация работ по када- Госкомзем РК в течение
стровой оценке земель сель- 2000 года
скохозяйственного назначения
Таблица 2
Сводный финансовый расчет затрат на реализацию
республиканской целевой программы "Развитие земельной реформы
в Республике Калмыкия" на 2000-2002 гг.
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Разделы программы, | Показатели | Всего | в том числе: |
|п/п| мероприятия | | 2000 -|----------------|
| | | | 2002 |2000г.|2001-2002|
| | | | гг. | | гг. |
|---+--------------------+---------------------+-------+------+---------|
|-1------------2--------------------3--------------4-------5-------6----|
1. Оценка земель Всего по программе 0,60 0,30 0,30
Федеральный бюджет,
всего 0,20 0,10 0,10
НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды 0,20 0,10 0,10
Республиканский и
местные бюджеты 0,40 0,20 0,20
Прочие источники - - -
2. Мониторинг земель Всего по программе 1,10 0,25 0,85
Федеральный бюджет,
всего - - -
НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды - - -
Республиканский и
местные бюджеты 1,10 0,25 0,85
Прочие источники - - -
3. Землеустроительные Всего по программе 18,75 3,75 15,0
работы Федеральный бюджет,
всего 3,80 1,30 2,50
НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды 3,80 1,30 2,50
Республиканский и
местные бюджеты 14,95 2,45 12,50
Прочие источники - - -
4. Контроль за ис- Всего по программе 4,80 0,20 4,60
пользованием и ох- Федеральный бюджет,
раной земель всего - - -
НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды - - -
Республиканский и
местные бюджеты 4,80 0,20 4,60
Прочие источники - - -
5. Правовое и научное Всего по программе 0,15 0,05 0,10
обеспечение реформы Федеральный бюджет,
всего - - -
НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды - - -
Республиканский и
местные бюджеты 0,15 0,05 0,10
Прочие источники - - -
6. Информационно-про- Всего по программе 2,34 0,99 1,35
светительская и Федеральный бюджет,
консультативная всего - - -
деятельность НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды - - -
Республиканский и
местные бюджеты 2,34 0,99 1,35
Прочие источники - - -
7. Организация управ- Всего по программе 0,36 0,12 0,24
ления и контроля Федеральный бюджет,
за реализацией всего - - -
Программы НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды - - -
Республиканский и
местные бюджеты 0,36 0,12 0,24
Прочие источники - - -
8. Картографо-геоде- Всего по программе 22,00 7,70 14,30
зическое обеспече- Федеральный бюджет,
ние всего 12,00 4,00 8,00
НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды 12,00 4,00 8,00
Республиканский и
местные бюджеты 8,40 3,10 5,30
Прочие источники 1,60 0,60 1,00
Итого по п.п.1-8 Всего по программе 50,10 13,36 36,74
Федеральный бюджет,
всего 16,00 5,40 10,60
НИОКР - - -
капитальные вложения - - -
прочие нужды 16,00 5,40 10,60
Республиканский и
местные бюджеты 32,50 7,36 25,14
Прочие источники 1,60 0,60 1,00
Приложение N 1
ресурсного обеспечения Программы
Объемы финансирования проведения оценки земель
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
| Основные группы земель, |Площадь,| Затраты на оценку земель |
| подлежащие оценке | тыс.га |---------------------------|
| | |Всего на | в том числе |
| | |2000-2002| по годам: |
| | | гг. |-----------------|
| | | |2000 г.|2001-2002|
| | | | | гг. |
|-----------------------------------------------------------------------|
Всего земель 5844,40 0,60 0,30 0,30
из них:
земли сельскохозяйственного назна-
чения (с/х угодья)* 5807,50 0,50 0,30 0,20
земли городов и поселений** 21,00 0,08 - 0,08
земли несельскохозяйственные (вне
границ населенных пунктов)*** 15,90 0,02 - 0,02
В том числе, за счет федерального
бюджета 0,20 0,10 0,10
Примечание:
* земли сельхозназначения и земли запаса
** земли г.Элиста
*** земли промышленности, транспорта, связи и др.
Приложение N 2
ресурсного обеспечения Программы
Объемы финансирования на ведение мониторинга земель
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Мероприятия, виды работ |Всего на |в том числе по годам:|
|п/п| | 2000 - |---------------------|
| | |2002 гг. | 2000 г.| 2001-2002 |
|-----------------------------------------------------------------------|
1. Научно-исследовательские работы 0,07 - 0,07
2. Ведение мониторинга земель: 1,00 0,25 0,75
систематические наблюдения, выявле-
ние негативных процессов, оценка
состояния земель (эрозия, засоле-
ние, подтопление, опустынивание,
дигрессия пастбищ и др.
Составление и издание ежегодного
национального доклада о состоянии и
использовании земель Республики
Калмыкия.
Качественная характеристика почв по
признакам, влияющим на плодородие
(земли сельскохозяйственного назна-
чения, фонд перераспределения)
3. Подготовка и переподготовка кадров 0,03 - 0,03
4. Приобретение технических средств
ведения мониторинга земель - - -
Всего, 1,10 0,25 0,85
в т.ч. за счет средств федерального
бюджета - - -
Приложение N 3-1
Объемы финансирования землеустроительных работ
(федеральный бюджет)
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
|N | Виды землеустроительных работ | Всего | в том числе |
| | | 2000 - | по годам: |
| | |2002 гг.|-------------------|
| | | | 2000 г. | 2001 - |
| | | | | 2002 гг.|
|--+---------------------------------------+--------+---------+---------|
|-1----------------------2----------------------3--------4---------5----|
1. Землеустроительные работы, связанные с
установлением земель, относящихся к фе-
деральной собственности 0,1 0,1 -
2. Систематическое выявление неиспользуе-
мых, нерационально используемых земель,
подготовка каталогов земель, информиро-
вание населения о наличии земель, при-
годных для предоставления их гражданам
и юридическим лицам 0,3 0,1 0,2
3. Формирование целевого земельного фонда
для расселения вынужденных переселен-
цев, беженцев, военнослужащих, лиц, вы-
езжающих из районов Крайнего Севера, а
также предоставление казачьим обществам 0,1 - 0,1
4. Составление землеустроительных проектов
перераспределения земель, размещение
крестьянских (фермерских) хозяйств, пе-
редачи несельскохозяйственных угодий и
участков под объектами недвижимости в
собственность граждан и юридических
лиц, выделение земельных участков для
расселения беженцев, вынужденных пере-
селенцев и других групп мигрирующих
граждан 0,4 0,1 0,3
5. Установление границ территорий с особы-
ми правовыми и природоохранными режима-
ми использования земель 0,1 - 0,1
6. Составление дежурных карт ограничений и
обременений - - -
7. Землеустроительные работы на Черных землях 0,3 0,1 0,2
8. Обследование земель для целей оценки
земель и землеустройства (почвенные и
геоботанические обследования) 1,5 0,5 1,0
9. Разработка программы (схем) защиты зе-
мель от деградации и других негативных
явлений, консервации деградированных
земель и их восстановление - - -
10. Уточнение и вынесение в натуру черты
городов и поселений 0,8 0,3 0,5
11. Другие работы 0,2 0,1 0,1
Всего (федеральный бюджет) 3,8 1,3 2,5
Приложение N 3-2
Объемы финансирования землеустроительных работ
за счет средств республиканского бюджета
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
|N | Виды землеустроительных работ | Всего | в том числе |
| | | 2000 - | по годам: |
| | |2002 гг.|----------------|
| | | |2000 г.|2001 - |
| | | | |2002 гг.|
|--+------------------------------------------+--------+-------+--------|
|-1-----------------------2------------------------3-------4--------5---|
1. Землеустроительные работы, связанные с ус-
тановлением земель, относящихся к респуб-
ликанской и муниципальной собственности 0,30 0,10 0,20
2. Составление землеустроительных проектов
компактного размещения земельных участков
новых форм хозяйствования с целью создания
условий для их кооперирования, установле-
ния границ массивов, соответствующих не-
востребованным земельным долям и земельным
долям, собственники которых не реализовали
свои права, размещения земельных участков
для расширения личных подсобных хозяйств,
организации крестьянских (фермерских) хо-
зяйств 2,40 0,30 2,10
3. Проведение работ по выявлению и консерва-
ции деградированных сельскохозяйственных
угодий и загрязненных земель 0,25 0,05 0,20
4. Установление территорий с природоохранным
режимом (природозаповедного, оздоровитель-
ного, историко-культурного назначения) 0,25 0,05 0,20
5. Оказание помощи в оформлении взаимоотноше-
ний с пользователями земельных долей 0,25 0,05 0,20
6. Установление (восстановление) границ зе-
мельных участков в натуре (вновь предо-
ставляемых и перерегистрируемых) 1,35 0,15 1,20
7. Обследование земель для целей их оценки и
землеустройства (почвенные и геоботаничес-
кие обследования) 5,70 1,20 4,50
8. Работы, выполняемые для целей оформления
документов, удостоверяющих право на зе-
мельные доли 0,35 0,05 0,30
9. Уточнение и вынесение в натуру черты город-
ских и сельских поселений 3,40 0,40 3,00
10. Другие работы 0,70 0,10 0,60
Всего 14,95 2,45 12,50
Приложение N 4
Объемы финансирования контроля за использованием
и охраной земель
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
|N | Мероприятия, виды | Всего |в т.ч. по годам:|
| | | 2000 - |----------------|
| | |2002 гг.|2000 г.| 2001 - |
| | | | |2002 гг.|
|--+------------------------------------------+--------+-------+--------|
|-1-----------------------2------------------------3-------4--------5---|
1. Выполнение научно-исследовательских работ - - -
2. Приобретение технических средств для осу-
ществления контроля за использованием и
охраной земель (передвижные автоматизиро-
ванные лаборатории, экспресс-лаборатории,
измерительные приборы и др.) 1,7 0,1 1,6
3. Выполнение обследовательских работ и конт-
рольные съемки и обмеры 3,1 0,1 3,0
Всего 4,8 0,2 4,6
в т.ч. за счет федерального бюджета
Приложение N 5
Объем ассигнований на правовое и научное обеспечение
земельной реформы
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
|N | Мероприятия, виды | Всего |в т.ч. по годам:|
| | | 2000 - |----------------|
| | |2002 гг.|2000 г.| 2001 - |
| | | | |2002 гг.|
|--+------------------------------------------+--------+-------+--------|
|-1-----------------------2------------------------3-------4--------5---|
1. Подготовка законов Республики Калмыкия 0,15 0,05 0,10
2. Важнейшие прикладные научно-исследователь-
ские, технологические и другие работы по
программе, включая нормативно-технические
документы республиканского характера, обе-
спечивающие реализацию республиканских за-
конов - - -
Всего (республиканский и местные бюджеты) 0,15 0,05 0,10
Приложение N 6
ресурсного обеспечения Программы
Объем ассигнований на информационно-просветительскую
и консультативную деятельность в рамках
Республиканской программы
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия |Единицы|Объем| Затраты |
| |измере-| |-------------------------|
| | ния | | Всего |в т.ч. по годам:|
| | | | 2000 - |----------------|
| | | |2002 гг.|2000 г.| 2001 - |
| | | | | |2002 гг.|
|-------------------------------+-------+-----+--------+-------+--------|
|---------------1-------------------2------3-------4-------5-------6----|
1. Издание и распространение
массовых брошюр и учебных
пособий шт. - - -
2. Производство документальных
фильмов шт. 2 0,20 0,10 0,10
3. Выпуск специализированных
телепередач ед. 7 0,15 0,05 0,10
4. Издание вкладыша, рубрики к
газете шт. - - -
5. Издание научно-публицисти-
ческих книг шт. 1 0,15 0,05 0,10
6. Создание и оснащение сетей
уч.-консул. пунктов (УКП) УПК 1 0,20 0,20 -
7. Содержание и оплата специа-
листов УКП чел. 10 0,84 0,24 0,60
8. Подготовка специалистов на
курсах чел. 20 0,20 0,10 0,10
9. Обучение руководящих работ-
ников на местах чел. 7 0,20 0,05 0,15
10. Организ. расходы 0,20 0,10 0,10
11. Информ.обеспечение зем.рынка
(пилотный проект) 0,20 0,10 0,10
Всего 2,34 0,99 1,35
в т.ч. за счет фед. бюджета
Приложение N 7
ресурсное обеспечение Программы
Организация управления и контроль за реализацией Программы
(млн.руб.)
/-----------------------------------------------------------------------\
| Затраты на | Число | Время | Затраты на содержание |
| управление | специа- |содержания| специалистов |
| программы | листов | |---------------------------|
| | | |в месяц | в год |на 2000 -|
| | | |на 1 чел.| |2002 гг. |
|-----------------------------------------------------------------------|
региональный уровень 5 3 года 0,002 0,120 0,360
Всего 5 3 года 0,002 0,120 0,360
в т.ч. за счет феде-
рального бюджета - - - -
Приложение N 8
Ресурсное обеспечение Программы
Объемы финансирования картографо-геодезического
обеспечения Программы
(млн.руб.)
/------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия | Единицы |Объем | Затраты, в т.ч. |
| |измерения|работ |---------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | | | Всего | Федерал. бюд. | Респ. и мест. бюд. | Внебюджетные |
| | | |------------------------+------------------------+------------------------+------------------------|
| | | |Итого на|2000 г.| 2001 -|Итого на|2000 г.| 2001 -|Итого на|2000 г.| 2001 -|Итого на|2000 г.| 2001 -|
| | | | 2000 - | |2002 г.| 2000 -| |2002 г.| 2000 - | |2002 г.| 2000 - | |2002 г.|
| | | |2002 гг.| | |2002 гг.| | |2002 гг.| | |2002 гг.| | |
|---------------------------------+---------+------+--------+-------+-------+--------+-------+-------+--------+-------+-------+--------+-------+-------|
|---------------1----------------------2--------3------------------------------------------------------------------------------------------------------|
1. Установление (восстановление)
границ административно-террито-
риальных образований) (АТО) АТО 25 2,7 0,5 2,2 1,0 - 1,0 1,7 0,5 1,2 - - -
2. Аэрофотосъемка для целей када-
стрового картографирования млн.га 0,3 9,7 4,5 5,2 7,2 3,2 4,0 2,5 1,3 1,2 - - -
3. Кадастровое картографирование млн.га 0,6 1,3 0,2 1,1 0,6 0,1 0,5 0,7 0,1 0,6 - - -
4. Топографо-геодезическое обеспе-
чение работ по разграничению
земель по уровням собственнос-
ти в разрезе АТО АТО 11 1,1 0,2 0,9 0,3 0,1 0,2 0,8 0,1 0,7 - - -
5. Составление и издание тематиче- тем.
ских карт карты 10 1,2 0,4 0,8 0,5 0,2 0,3 0,7 0,2 0,5 - - -
6. Межевание земель млн.га 6,0 1,9 4,1 2,4 0,4 2,0 2,0 0,9 1,1 1,6 0,6 1,0
Всего 22,0 7,7 14,3 12,0 4,0 8,0 8,4 3,1 5,3 1,6 0,6 1,0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 25 ноября 1999 г. N 232 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Калмыкия на 2000-2002 гг."
Текст постановления официально опубликован не был