Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 19 марта 1999 г. N 44
Концепция реформирования лицензионной деятельности
в Республике Калмыкия
I. Общие положения
Цель представленной концепции реформирование лицензионной политики в Республики Калмыкия с общими правовыми и организационными основами ведения лицензионной деятельности как средства обеспечения государственного контроля за предпринимательством в условиях рыночных отношений в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также представить доказательства назревшей необходимости реорганизации существующей системы посредством создания единого республиканского лицензионного органа - Лицензионной палаты.
В настоящее время лицензирование отдельных видов деятельности устанавливается правовыми актами различной юридической силы (Законами, Указами Президента Республики Калмыкия, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Республики Калмыкия).
В этой сфере действует около 150 нормативных актов, принятых только на уровне РФ. При этом в действующем законодательстве отсутствует определение лицензирования и общие правовые нормы, регламентирующие этот процесс, что приводит к самостоятельному ведению лицензирования различных видов деятельности без соответствующих нормативных документов, чрезмерному ужесточению требований к лицензиату, завышению лицензионных сборов. Это отрицательно сказывается на проведении экономических реформ в целом.
II. Существующая система лицензирования
в Республики Калмыкия
В Республике Калмыкия лицензирование осуществляется на основе задач, определенных в Указе Президента Республики Калмыкия от 4 июля 1995 г. N 141 и постановлении Правительства Республики Калмыкия от 14 апреля 1995 г. N 18 "О Лицензировании отдельных видов деятельности".
За 1995-1998 на территории Республики Калмыкия введено лицензирование 35 видов деятельности. Значительно увеличился круг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие лицензированию. Улучшилась работа по информированию населения, органов исполнительной власти и контролирующих органов о лицензионной деятельности в республике.
В то же время социально-экономическое развитие общества требует совершенствования системы лицензирования, устранения недостатков в организации и осуществлении лицензионной деятельности в Республике Калмыкия. Ведомственная разобщенность лицензионных органов Республики Калмыкии делает невозможным проведение единой политики в области лицензирования, затрудняет обмен, обобщение и анализ информации в данной области, снижает эффективность контроля за осуществлением лицензируемых видов деятельности и контроля за работой самих лицензионных органов, приводит к частичному дублированию функций различными органами. Недостатки существующей организации лицензирования создают дополнительные барьеры для развития предпринимательства.
Существование нескольких лицензионных подразделений в составе ряда отраслевых министерств и комитетов Республики Калмыкия приводит к нерациональному использованию бюджетных средств, снижает возможности оперативного управления системой лицензирования.
Отсутствие единой лицензионной структуры не позволяет в полной мере выполнять возросшие объемы работ по лицензированию новых видов деятельности, обеспечению единого методического руководства системой лицензионных органов республики. Недостаточная численность и слабая оснащенность лицензионных подразделений министерств и ведомств, препятствуют эффективной организации контроля за осуществлением лицензируемых видов деятельности и полноценному взаимодействию с контрольными и надзорными органами.
III. Совершенствование системы лицензирования
в Республике Калмыкия
Создание единого лицензионного органа позволит:
- систематизировать и упорядочить поступления средств в бюджет Республики Калмыкия;
- выработать и осуществить единую лицензионную политику и методологию, создать оптимизированную нормативную базу, реализовать законодательные инициативы для решения вопросов, не отрегулированных действующим законодательством;
- создать мощный сетевой компьютерный комплекс и на его основе формировать единый банк данных о хозяйствующих субъектах, осуществляющих лицензируемые виды деятельности на территории Республики Калмыкия;
- сократить численность аппаратов, в основном за счет вспомогательного и обслуживающего персонала;
- совершенствовать взаимодействие с федеральными органами, осуществляющими лицензирование, а также с инспектирующими и контролирующими органами;
- устранить ведомственные интересы и обеспечить независимость лицензионного органа при осуществлении своих функций;
- соблюдать интересы хозяйствующих субъектов;
- оперативно и в обязательном порядке осуществлять контроль за соблюдением лицензионных условий по всем лицензируемым видам деятельности;
- реализовать взаимодействие с Регистрационной палатой Республики Калмыкия с целью предотвращения повторного поступления на рынок некачественных товаров и услуг;
- создать единую современную материально-техническую базу для осуществления оперативного контроля, обязательных экспертиз и экспресс - анализов.
IV. Задачи лицензирования
1. Защита прав потребителей товаров и услуг.
2. Правовое регулирование развивающихся рыночных отношений.
3. Повышение качества товаров и услуг.
4. Комплексный контроль за осуществлением видов деятельности, представляющих особую потенциальную опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, интересов общества и государства, состояния окружающей среды.
5. Обеспечение равных условий для выхода на рынок организациям всех форм собственности.
6. Недопущение выхода и осуществления деятельности на рынке структур, не имеющих необходимых кадров, технических, имущественных и иных возможностей.
7. Устранение с рынка структур, ведущих незаконную, неквалифицированную, опасную для человека деятельность.
8. Обеспечение баланса интересов граждан, предпринимателей и государства.
V. Цели совершенствования системы лицензирования
1. Создание условий, при которых лицензия будет являться формой государственной гарантии наличия у предпринимателя возможностей производить высококачественные товары, работы и услуги.
2. Формирование и реализация единой лицензионной политики в Республике Калмыкия.
3. Совершенствование правовой базы лицензионной деятельности.
4. Ликвидация излишних барьеров для выхода на рынок и добросовестной работы на нем новых предпринимательских структур, обеспечение здоровой конкуренции.
5. Устранение проявлений ведомственности в осуществлении лицензионной деятельности.
6. Обеспечение "прозрачности" деятельности лицензионных органов для предпринимателей.
7. Объединение действий государственных и территориальных органов по контролю за осуществлением лицензируемых видов деятельности.
8. Борьба с правонарушениями в сфере экономики с целью обеспечения экономической безопасности общества.
9. Обеспечение возможностей анализа социально-экономического развития и комплексной оценки состояния рынка республики в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности.
10. Снижение затрат республиканского бюджета на содержание аппарата управления.
11. Повышение доходности бюджета Республики Калмыкия за счет снижения нерационального расходования средств и увеличения налоговых поступлений.
VI. Основные направления развития системы лицензирования
1. Организационная структура лицензирования предусматривает:
- объединение лицензирования в рамках Лицензионной палаты как единого органа, уполномоченного на осуществление лицензионной деятельности на территории республики;
- реорганизацию структуры Лицензионной палаты в направлении увеличения роли ее территориальных подразделений в районах республики;
- организацию Экспортно-апелляционного совета Лицензионной палате при Республики Калмыкия как органа по решению спорных вопросов. Создание при Экспортно-апелляционном совете конфликтной комиссии с привлечением специалистов республиканских объединений предпринимателей, независимых экспертов, органов исполнительной власти Республики Калмыкия.
2. Финансирование лицензионной деятельности проводится:
- из средств республиканского бюджета, выделяемых на содержание лицензионной палаты Республики Калмыкия;
- от хозяйственной деятельности предусмотренной Положением и не противоречащей действующему законодательству.
3. Нормативно-методическая база лицензирования:
- кодификация действующей нормативной базы лицензирования в Республике Калмыкия;
- унификация нормативных актов по вопросам лицензирования различных видов деятельности и приведение их в соответствие с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и в Республике Калмыкия;
- создание системы предварительной экспертизы правовых актов по вопросам лицензирования с точки зрения их влияния на развитие экономики, криминогенную обстановку в Республике Калмыкия, устранения проявлений ведомственности;
- разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республике Калмыкия по вопросам лицензирования;
- об основах организации и принципах осуществления лицензионной деятельности в республике;
- о взаимодействии органов исполнительной власти, контрольных, надзорных, налоговых, правоохранительных органов в процессе осуществления лицензионной деятельности;
- о применении штрафных санкций за работу без лицензии или с нарушением лицензионных условий;
- об использовании механизма страхования ответственности в лицензионной деятельности.
4. Организация лицензионной деятельности:
- разработка и проведение комплекса мероприятий, имеющих целью снижение до минимально необходимого уровня финансовых затрат предпринимателя на получение предварительных заключений различных органов, сделав их сопоставимыми с размерами платы за выдачу лицензии;
- разработка методики осуществления упрощенной процедуры продления срока действия лицензии и проведение эксперимента по ее применению при лицензировании некоторых видов деятельности;
- создание механизма изъятия аннулированных лицензий;
- использование возможностей системы лицензирования деятельности для упрощения фискальных отношений республики и предпринимателя;
- создание системы аккредитации экспертных коллективов и экспертов при Лицензионной палате, системы независимой комплексной экспертизы, готовности соискателей лицензий к осуществлению лицензируемых видов деятельности (с выдачей рекомендаций по устранению выявленных недостатков) в рамках минимально необходимого набора требований;
- организация системы аттестации (сертификации) работников Лицензионной палаты;
- объединение в Лицензионной палате функций координации деятельности по обязательной и добровольной сертификации товаров и услуг государственными и негосударственными организациями, аккредитованными в установленном законом порядке; осуществление контроля за деятельностью таких организаций.
5. Контрольная деятельность.
5.1. Изменение концепции контрольной деятельности в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности, при которой:
- контроль осуществляется существующими государственными и территориальными надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий;
- на контрольные подразделения лицензионных органов возлагаются обязанности по контролю в тех направлениях, которые не обеспечиваются действующими надзорными органами (например, риэлтерская деятельность);
- основной функцией Лицензионной палаты является координация контрольной деятельности, обобщение и анализ информации о результатах проверок деятельности лицензиатов.
5.2. Уточнение прав и обязанностей всех подразделений, выполняющих контрольные функции в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности.
5.3. Создание системы обобщения и анализа обращений граждан по вопросам осуществления лицензируемых видов деятельности и работы лицензионных органов.
5.4. На основе сближения системы лицензирования и системы сертификации обеспечить организацию комплексного контроля состояния дел в конкретных секторах рынка, включающего реализацию двух направлений контрольной деятельности:
- оценка состояния рынка товаров, работ и услуг;
- оценка деятельности организаций - лицензиатов.
6. Меры по обеспечению выполнения обязательств:
- внедрение форм солидарной ответственности объединений предпринимателей за невыполнение обязательств перед клиентами, причинение ущерба и состоянию окружающей среды организациями - членами объединений;
- разработка механизма стимулирования добровольного страхования гражданской ответственности при осуществлении лицензируемых видов деятельности;
- включение требования о страховании гражданской ответственности как обязательного условия при получении лицензии.
7. Информационная и консультационная деятельность:
- ведение Единого республиканского реестра лицензий;
- проведение консультаций для предпринимателей по вопросам лицензирования;
- предоставление необходимой информации предпринимателям.
8. Взаимодействие по вопросам, связанным с лицензированием:
- осуществление лицензионной деятельности в районах Республики Калмыкия, включая контроль за состоянием рынка и осуществлением лицензируемых видов деятельности единым лицензионным органом;
- усиление взаимодействия с органами исполнительной власти иных субъектов РФ по вопросам лицензирования;
- активизация работы по взаимодействию с федеральными органами законодательной и исполнительной власти с целью отстаивания прав и интересов субъектов Российской Федерации при разработке правовых актов по вопросам лицензирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.