Разъяснения порядка формирования территориальных,
окружных и участковых избирательных комиссий для
подготовки и проведения выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления
в Республике Калмыкия
(утв. Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия
от 16 ноября 2000 г. N 79)
В соответствии со статьями 9, 11 Закона Республики Калмыкия "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Калмыкия" (далее - Закон) подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Калмыкия, обеспечение реализации избирательных прав граждан возлагаются на систему избирательных комиссий, включающую в себя территориальные (районные, городские, сельские или поселковые), окружные и участковые избирательные комиссии. Контроль за соблюдением реализации избирательных прав граждан возлагается на территориальные (районные, городские, сельские или поселковые) избирательные комиссии и Избирательную комиссию Республики Калмыкия.
1. Общие положения
В соответствии со статьей 13 закона территориальные избирательные комиссии формируются в каждом муниципальном образовании не позднее чем за 72 дня до дня голосования в количестве 7-9 членов с правом решающего голоса.
В соответствии со статьей 15 закона окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 56 дней до дня голосования в количестве 7-9 членов с правом решающего голоса.
В соответствии со статьей 17 закона участковые избирательные комиссия формируются не позднее чем за 27 дней до дня голосования в количестве, зависящем от числа избирателей, зарегистрированных на его территории:
до 500 избирателей - 5 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
от 500 до 1500 избирателей - 5-7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
более 1500 избирателей - 7-9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Условия формирования избирательных комиссий
При образовании на территории соответствующего муниципального образования одного многомандатного избирательного округа окружная избирательная комиссия может не формироваться, а исполнение ее полномочий возлагается на соответствующую территориальную избирательную комиссию решением территориальной избирательной комиссии.
3. Порядок назначения членов избирательных комиссий с правом решающего голоса
3.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 закона членом территориальной, окружной или участковой избирательной комиссии может быть назначен избиратель Республики Калмыкия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 закона членами избирательных комиссий не могут быть граждане, признанные судам недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 закона членами избирательных комиссий правом решающего голоса не могут быть:
депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, представительного органа местного самоуправления;
выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления;
судьи;
кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица;
уполномоченные представители групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов;
члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом другой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3.2. Представительные органы местного самоуправления, соответствующие избирательные комиссии, представители Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элисте, иные уполномоченные органы обязаны опубликовать (обнародовать) в средствах массовой информации сообщение о начале формирования соответствующих избирательных комиссий:
территориальных - не позднее чем за 75 дней до дня голосования:
окружных - не позднее чем через день после официального опубликования схемы образования избирательных округов;
участковых - одновременно с решением главы муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления либо представителем Президента Республики Калмыкия в районе или г.Элисте) об образовании избирательных участков.
Указанное сообщение должно содержать информацию о сроках и месте представления предложений о кандидатурах в новый состав избирательных комиссий, причем для территориальных и окружных избирательных комиссий указанный срок должен быть не менее трех дней.
3.3. Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий от имени избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе и Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия, вносятся местными либо региональными отделениями избирательных объединений, избирательными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Калмыкия.
На основании соответствующих письменных поручений республиканским (местным) отдалениям (организациям) общероссийских республиканских политических общественных объединений предоставляется право самостоятельно определять и предлагать от имени этих объединений кандидатуры в состав избирательных комиссий. Указанное поручение должно быть оформлено решением органа общероссийского (республиканского, межрегионального) политического общественного объединения, полномочного принимать данное решение, подписано его руководителем и иметь регистрационным номер.
Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий от имени избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, вносятся местными политическими общественными объединениями.
Собрание избирателей по предложению кандидатур в состав избирательной комиссии проводится по инициативе избирателя или группы избирателей по месту их жительства, работы, службы, при этом число участников собрания законом не ограничивается.
3.4. Решение о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий местными либо региональными отделениями избирательных объединений, избирательными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Калмыкия, принимается органом, полномочным принимать такое решение.
Решение общественного объединения, выборного органа местного самоуправления о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий должно быть принято в порядке, закрепленном в уставе общественного объединения или в решении его органа, полномочного принимать такое решение, и подписано его руководителем (руководителями).
Решение собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы о предложении кандидатуры (нескольких кандидатур) в состав избирательных комиссий должно быть оформлено выпиской из протокола собрания (прилагается).
Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий должно быть принято не ранее дня опубликования решения о назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и не позднее дня принятия решения о назначении членов избирательной комиссии.
Предложение кандидатуры в состав соответствующей избирательной комиссии от имени избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, выборного органа местного самоуправления вносится в орган (органы), назначающий (назначающие) членов избирательной комиссии, с момента:
опубликования сообщения о формировании соответствующей территориальной избирательной комиссии;
опубликования (обнародования) схемы избирательных округов (для окружных избирательных комиссий);
образования избирательных участков (для участковых избирательных комиссий).
Органы, назначающие членов избирательной комиссии, обязаны регистрировать дату поступления предложений.
К решениям о предложении кандидатур в состав избирательной комиссии прилагаются:
1) сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, номер служебного и домашнего телефона, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, сведения об участии в организации и проведении избирательных кампаний);
2) письменное согласие кандидата на назначение его членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Сведения о кандидате составляются предложившим его субъектом права предложения кандидатур в состав избирательной комиссии и подписываются самим кандидатом.
3.5. При предварительном рассмотрении поступающих предложений представительные органы местного самоуправления, представители Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элисте могут проводить консультации с участием представителей территориальных и окружных избирательных комиссий.
Целесообразность проведения консультаций объясняется необходимостью выполнения представительными органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами установленных законодательством требований по составу избирательных комиссий:
а) о назначении не менее одной трети назначаемого соответствующими органами количества членов избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от каждого из избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия и (или) представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, а если указанные избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений, - от иных политических общественных объединений;
б) государственные и муниципальные служащие не должны составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. При определении числа членов избирательной комиссии, составляющего не более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в меньшую сторону. Например, если установлено, что количественный состав избирательной комиссии 8 человек, то не более одной трети от 8 составит 2.
Представительные органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими количества членов соответствующем избирательной комиссии на основе поступивших предложений избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия и (или) представительных органах местного самоуправления, и предусмотреть такую процедуру назначения, которая обеспечит безусловную реализацию данной нормы. Вышеуказанные избирательные объединения, избирательные блоки вправе вносить предложения по нескольким кандидатурам в состав избирательной комиссии, а органы, назначающие членов избирательных комиссий, не вправе требовать замены предложенных кандидатур. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений.
При определении числа членов избирательной комиссии, составляющего не менее одной трети от назначаемого указанными органами количества членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в большую сторону. Например, если определено, что уполномоченный орган назначает 7 членов избирательной комиссии, то не менее одной трети составит 3.
Если количество кандидатур, представленных всеми избирательными объединениями, имеющими фракции в Государственной Думе, избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия и (или) представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, недостаточно для назначения не менее одной трети состава соответствующей избирательной комиссии, уполномоченный орган (уполномоченные органы) на основе предложений других политических общественных объединений назначает (назначают) остальных членов избирательной комиссии до определенной в соответствии с законом минимальной нормы обязательного представительства в избирательной комиссии политических общественных объединений.
Если на территории избирательного участка, села (поселка), города, района дислоцирована воинская часть (воинские части), представительный орган местного самоуправления назначает в состав соответствующей участковой, окружной, территориальной избирательной комиссии представителя (представителей) воинской части (воинских частей), имеющего (имеющих) допуск к работе с документами, содержащими сведения об избирателях-военнослужащих. Командир воинской части направляет в представительный орган (представительные органы) местного самоуправления решение общего собрания воинской части о предложении соответствующей кандидатуры (соответствующих кандидатур) в состав соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем через день после опубликования решения главы муниципального образования об образовании избирательного участке, а в состав окружной и территориальной избирательной комиссии - не позднее срока, определенного в сообщении о начале ее формирования.
3.6. Решения представительных органов местного самоуправления, представителей Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элисте о назначении членов соответствующих избирательных комиссий должны быть опубликованы (обнародованы) в течение двух дней после их принятия (подписания).
4. Сроки и порядок проведения первого (организационного) заседания избирательной комиссии
4.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 закона избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем через три дня после ее сформирования.
Указанные сроки отсчитываются со дня принятия (подписания) решений представительных органов мастного самоуправления, представителей Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элисте о назначении членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
4.2. Дата, место и время проведения первого заседания территориальной, окружной, участковой избирательной комиссии назначаются уполномоченным органом, сформировавшим соответствующую избирательную комиссию.
Об указанных решениях немедленно информируются члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
4.3. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 закона председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
4.4. Открывает и ведет первое заседание избирательной комиссии впредь до избрания ее председателя один из членов избирательной комиссии, которому комиссия голосованием поручает вести первое заседание.
Избирательная комиссия открытым голосованием образует счетную комиссию в составе трех членов комиссии для избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии. Из своего состава члены счетной комиссии избирают ее председателя.
4.5. Голосование по избранию председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены избирательной комиссии выдвигают кандидатов на эти должности. Член избирательной комиссии может выдвинуть свою кандидатуру. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на эти должности, может проводиться обсуждение, в ходе которого члены комиссии вправе задавать вопросы кандидату и получать на них ответы.
Члены комиссии, выдвинутые кандидатами на должность председателя, заместителя председателя и секретаря, вправе заявить об отводе своей кандидатуры. Самоотвод не подлежит обсуждению и принимается избирательной комиссией.
Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на указанные должности, избирательная комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового.
Избирательная комиссия по предложению счетной комиссии открытым голосованием утверждает текст бюллетеня для голосования по избранию председателя избирательной комиссии. Если на должность председателя выдвинуто два и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов, выдвинутых на должность председателя избирательной комиссии, помещаются в бюллетене для голосования в алфавитном порядке. Справа против фамилии, имени и отчества кандидата помещается пустой квадрат. Посла фамилии (фамилий) кандидата (кандидатов) помещается надпись "Против кандидата (всех кандидатов)", справа от которой помещается пустой квадрат.
Каждому члену комиссии председатель счетной комиссии выдает под роспись бюллетень для голосования, на обороте которого в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.
Заполняя бюллетень для голосования, член избирательной комиссии ставит любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчестве кандидата, за которого он голосует, или в квадрате напротив надписи "Против кандидата (всех кандидатов)".
4.6. По окончании подачи голосов председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов счетной комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени путем отрезания левого нижнего угла бюллетеня для голосования.
Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на должность председателя комиссии.
Счетная комиссия на основании подсчета голосов составляет протокол о результатах голосования, в который вносятся следующие данные:
наименование должности, на которую проводится избрание;
дата, время и место проведения голосования;
фамилия, имя и отчество кандидата (кандидатов), внесенные в бюллетени;
число изготовленных бюллетеней;
число выданных бюллетеней;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;
число действительных бюллетеней;
число недействительных бюллетеней;
число голосов, поданных за кандидата (каждого кандидата, если в бюллетень включено два и более кандидатов).
Избранным председателем комиссии в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона считается кандидат - член комиссии, за которого подано более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
По итогам голосования избирательная комиссия на основании протокола голосования, составленного счетной комиссией, принимает одно из следующих решений:
об избрании председателем избирательной комиссии - члена комиссии, получившего необходимое большинство голосов;
о повторной процедуре избрания председателя избирательной комиссии, начиная с выдвижения кандидатур, если ни один из кандидатов - членов комиссии не получил необходимое для избрания число голосов.
4.7. Избрание заместители председателя и секретаря избирательной комиссии проводится в аналогичном порядке.
Бюллетени для голосования по избранию председателя, заместителя и секретаря избирательной комиссии после голосования помещаются в конверты, которые заклеиваются, опечатываются и приобщаются к протоколу заседания комиссии. К этому же протоколу приобщаются протоколы счетной комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения порядка формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Калмыкия (Утв. постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 16 ноября 2000 г. N 79)
Текст разъяснений опубликован в газете "Известия Калмыкии" от 18 ноября 2000 г. N 236-237