Правительство Республики Калмыкия отмечает, что в экономике наблюдается рост позитивных тенденций к стабилизации и выходу из экономического кризиса.
В материальной сфере стабилизируется производство промышленной продукции. Сократилось число малоэффективных и убыточных предприятий, возросла доля прибыльных предприятий по отраслям промышленности и составила 41,2 процента. Наблюдается тенденция увеличения физического объема продукции в легкой (231,9%) и пищевой промышленности (102,4%), машиностроении и металлообработке (114,4%).
В сравнении с 1999 годом возросло поголовье крупного рогатого скота на 5% и овец на 9%. Больше уровня прошлого года получено телят на 100 коров и нетелей на 11,4% и ягнят на 100 овцематок на 16,7%. Увеличилось производство молока на 2,7% и шерсти в физическом весе на 12,7%.
Сельхозпредприятиями АПК заготовлено 154,2 тыс. тонн грубых кормов (161,1% к уровню 1999 года), в том числе сена - 130,6 тыс.тонн, 3,2 тыс. тонн, сенажа, 64,5 тыс. тонн, что в пересчете составляет 63,5 тыс. тонн кормовых единиц (179% к уровню 1999 г.)
Валовой сбор зерновых во всех категориях хозяйств в 2000 г. составил 228,7 тысяч тонн, что в 1,4 раза выше прошлого года. Весомый вклад в производство зерна внесли Яшалтинский (30%), Сарпинский (22%), Городовиковский (19,7%) районы.
Сократилось количество убыточных сельскохозяйственных предприятий с 59 в 1999 году до 40 в 2000 году.
Объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 6,5 млрд. рублей, что в 2 раза больше уровня 1999 года.
Принимались меры по созданию устойчивой доходной базы. Консолидированный бюджет республики исполнен по доходам в сумме 1217 млн. рублей, что в 1,8 раз больше прошлого года.
Реально располагаемые денежные доходы населения возросли на 28,3 процента.
Положительные изменения ситуации в финансово-бюджетных взаимоотношениях позволили в четвертом квартале 2000 г. погасить задолженность по заработной плате и обеспечить ее своевременную выплату работникам бюджетной сферы, выйти на текущие выплаты пособий по безработице, увеличить заработную плату работникам театров, музеев, клубных учреждений.
Указанные позитивные тенденции стабилизации в производственных отраслях привели к снижению уровня регистрируемой безработицы с 2,5% до 1,9%, увеличению в 1,2 раза временной занятости несовершеннолетних граждан.
В прошедшем году в республике приоритетными направлениями социальной политики оставались вопросы обеспечения социальных гарантий граждан и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения.
Объем финансирования выплаты детских пособий возрос по сравнению с 1999 г. на 42%, денежной компенсации за утраченное имущество реабилитированным гражданам - на 450%, на предоставление льгот ветеранам - в 4 раза, на организацию летней оздоровительной кампании детей - в 2,5 раза.
За счет бюджетов всех уровней принимались меры по выплате образовавшейся с 1995 г. задолженности компенсации за книгоиздательскую продукцию работникам образования.
Несмотря на ограниченность финансовых ресурсов удалось улучшить материально-техническую базу учреждений социального блока республики: газифицированы Матросовская специальная коррекционная школа-интернат, Ульяновская школа-интернат Яшалтинского района, республиканский противотуберкулезный диспансер, в котором также произведен капитальный ремонт, завершено строительство пищеблока республиканского психоневрологического диспансера, производится реконструкция аварийного корпуса Сарпинского психоневрологического дома-интерната, возобновились строительства пристройки к Элистинскому дому-интернату для престарелых и инвалидов и к республиканской детской больнице, продолжается реконструкция республиканского краеведческого музея им.Пальмова.
В 2000 году за счет внебюджетных источников (спонсорских средств ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р") введено в эксплуатацию 2,2 тыс. кв. метров социального жилья.
В рамках реализации республиканской целевой Президентской программы "Молодежь Калмыкии", утвержденной Указом Президента Республики Калмыкия от 30 апреля 1996 г. N 70а, значительно активизировалась деятельность детских и молодежных объединений, республиканских спортивных федераций и обществ, появились спортсмены-призеры чемпионатов России, Европы, Олимпийских игр.
Вместе с тем не выполняется ряд ранее принятых решений Правительства, направленных на стабилизацию экономического положения в отдельных отраслях.
Так, не преодолено снижение объемов производства в пищевой, топливной, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Сокращен выпуск основных видов продовольственной продукции: мяса - на 47,4%, муки - на 49,3%, колбасных изделий - на 28,3%, масла животного - на 7,9%, цельномолочной продукции - на 39,7%, масла растительного - на 48,5%, хлебобулочных изделий - на 24,1%.
Допустили снижение численности поголовья КРС хозяйства Октябрьского (15,6%), Сарпинского (7,7%) районов, овец Малодербетовского (1,6%) и Яшалтинского (2,6%) районов.
В 2000 году всем категориям хозяйств в сравнении с 1999 годом снижено производство основных видов продукции животноводства: реализация скота и птицы на убой в живом весе (65,2%) и молока (65,9%).
Оборот розничной торговли составил 765,9 млн. рублей, что в физическом объеме составляет 99,1% к прошлому году. Наибольший удельный вес в структуре оборота розничной торговли занимают субъекты малого предпринимательства (57,9%). По официальным статданным, сокрытый товарооборот в 2000 году достиг 30,4% от общего объема розничного товарооборота.
За отчетный период произошло значительное снижение оборота розничной торговли в фактических ценах на крупных и средних торговых предприятиях Городовиковского (65,9%), Яшалтинского (70,9%), Малодербетовского (73,6%) районов.
В 2000 году населению оказано платных услуг на 353,5 млн. рублей, что составляет 93,6% к прошлому году. В отчетном году значительно подорожали услуги пассажирского транспорта (на 52,2%), связи (на 35,7%), образования (на 109%), бытовые услуги (20,5%). Доля жилищно-коммунальных услуг в общем объеме платных услуг составляет более 30%, что значительно превышает среднероссийский.
Сохраняются взаимные неплатежи и задолженность по заработной плате у многих предприятий во всех отраслях экономики. Серьезной проблемой остаются неплатежи потребителей за поставленные энергоресурсы.
Отмеченные недостатки в производственно-экономической сфере и неполное исполнение органами исполнительной власти всех уровней целевой программы "Содействие занятости населения Республики Калмыкия" негативно влияют на ситуацию на рынке труда.
Сохраняется безработица среди молодежи и женщин, проживающих в сельской местности. Наиболее остро стоит эта проблема в Целинном районе, где 79,5% от общего количества безработных составляют женщины (229 чел.), в Кетченеровском районе - 73% (207 женщин), в Лаганском районе - 79,3%, в Приютненском районе - 68,6%, Яшкульском районе - 61%, Юстинском районе 52,8% (178 чел.)
В структуре безработицы 27% составляет безработная молодежь (от 16 до 29 лет). Наибольшее количество безработной молодежи зарегистрировано в Октябрьском районе - 80,7% в структуре общей безработицы (155 чел.).
Несмотря на общую тенденцию снижения уровня регистрируемой безработицы в республике, в некоторых районах этот уровень по-прежнему остается высоким - от 3% до 5% - в Ики-Бурульском, Октябрьском, Кетченеровском, Юстинском районах.
В республике сохраняется некоторая напряженность среди определенной категории населения, связанная с задолженностью по выплате пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций реабилитированным лицам и за книгоиздательскую продукцию. Но несмотря на это, в 8-ми районах республики не исполняется Соглашение от 3 июля 1998 г. "Об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи из республиканского бюджета", в части направления собственных средств на социальные выплаты. Менее 30% средств направлено на социальные выплаты из местных бюджетов Юстинского и Октябрьского районов, менее 40% - Лаганского, Малодербетовского, Кетченеровского, Яшалтинского, Сарпинского районов, менее 50% - Яшкульского района.
Существующие в республике учреждения социального обслуживания не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности семей, женщин, детей в социальных услугах, особенно в кризисных ситуациях, что свидетельствует о необходимости создания в 2001 году территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям.
В отрасли здравоохранения республики не завершена оптимизация и реструктуризация коечного фонда лечебно-профилактических учреждений, требует реформирования оказание первичной медицинской помощи населению и внедрение стационарозаменяющих технологий.
При относительно стабильной общей заболеваемости, заболеваемость населения туберкулезом по сравнению с 1999 г. возросла на 10%, его распространенность среди жителей республики в 2 раза превышает аналогичный показатель по Российской Федерации, на 20% увеличилось в 2000 году количество больных с наркотической зависимостью, 90% потребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет.
В республике сложилась крайне тяжелая обстановка с оснащением медицинских учреждений оборудованием и техникой, имеющееся оборудование неоднократно выработало свой ресурс. В связи с этим, необходимы формирование и поэтапная реализация политики по техническому перевооружению указанных учреждений с многоканальными источниками финансирования.
Достаточно остро в районах республики стоит проблема по дошкольному образованию, только 36% детей посещают детские сады.
Сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования национальной системы образования, возрождения и сохранения калмыцкого языка и языков народов Республики Калмыкия, значительная неукомплектованность педагогическими кадрами сельских образовательных учреждений.
Недостаточно эффективно используется кадровый потенциал ведомств, учреждений, организаций.
В целях дальнейшего формирования условий для экономического роста, привлечения инвестиций, повышения жизненного уровня населения и устранения отмеченных недостатков Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Считать в 2001 году работу по стабилизации экономики и дальнейшему развитию позитивных тенденций - важнейшей задачей руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и всех хозяйствующих субъектов.
2. Министерству экономики Республики Калмыкия (Сенглеев В.Б.), Министерству финансов Республики Калмыкия (Липкин Б.А.), руководителям министерств и ведомств Республики Калмыкия, Представителям Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элиста, мэру г.Элиста, органам местного самоуправления взять под особый контроль реализацию республиканских и федеральных программ на 2001 год.
3. Министерствам и ведомствам Республики Калмыкия, Представителям Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элиста, органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций, учитывая социальную значимость и приоритетность республиканской Президентской программы "Жилище-2001", принять необходимые меры для ее реализации.
4. Министерству по вопросам строительства и архитектуры Республики Калмыкия (Джанджиев В.Д-Г.) и руководителям предприятий строительных материалов в месячный срок разработать мероприятия по обновлению, модернизации производства и реконструкции предприятий промышленности строительных материалов, обеспечивающих реализацию республиканской Президентской программы "Жилище-2001"
5. Министерству промышленности и торговли Республики Калмыкия (Боваев В.Э.):
- продолжить практику совместной деятельности с Министерством образования и науки Республики Калмыкия (Соловьев А.А.), Министерством социальной защиты и труда Республики Калмыкия (Бакаев В.Б.), Министерством здравоохранения Республики Калмыкия (Тачиев Б.А.) и их подведомственными учреждениями, Министерством финансов Республики Калмыкия (Липкин Б.А.), Республиканским Фондом обязательного медицинского страхования (Хахлынов Д.Б.) по формированию и размещению на предприятиях легкой промышленности республиканского заказа на мягкий и твердый инвентарь, реализацию товарного кредита и обеспечения своевременного возврата;
- принять необходимые меры совместно с органами местного самоуправления по возрождению и развитию промышленного комплекса республики, в том числе г.Элиста.
6. Отметить недостаточную работу Представителей Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элиста, мэра г.Элиста по выполнению постановлений Правительства Республики Калмыкия от 17 февраля 2000 года N 40 "Об итогах социально-экономического развития Республики Калмыкия в 1999 году и задачах на 2000 год" и от 29 февраля 2000 года N 51 "О закупках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республиканский фонд в 2000 году" и распоряжения Правительства республики от 27 января 2000 года N 38-р.
7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия (Демкин О.В.), Представителям Президента Республики Калмыкия в районах, руководителям сельхозпредприятий:
- разработать и реализовать в 2001 году конкретные мероприятия по финансовому оздоровлению и повышению объемов производства основных предприятий отрасли, обратив особое внимание на развитие производства предприятий перерабатывающей промышленности;
- обеспечить совместно с коллективами сельскохозяйственных предприятий сохранность поголовья, повышение продуктивности скота и урожайности сельскохозяйственных культур;
- принять меры в 2001 году по качественному проведению реорганизации и финансовому оздоровлению сельхозпредприятий, основная цель которых создание и укрепление эффективных сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, совершенствование экономических взаимоотношений.
8. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия (Демкин О.В.):
- разработать и внести в июне 2001 года на утверждение в Правительство Республики Калмыкия программу развития сельского хозяйства республики на 2001-2005 годы;
- определить приоритетность, целенаправленность и адресность государственной поддержки сельского хозяйства за счет всех источников финансирования;
- продолжить работу с федеральными структурами по выделению лимитов и их своевременное финансирование из Федерального бюджета;
- в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции оказывать конкретную поддержку развитию крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан.
9. Комитету природных ресурсов по Республике Калмыкия (Хулхачиев Б.С.), Управлению Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Калмыкия (Мирошниченко В.Н.), АООТ "Калмнефть" (Болдырев В.С.), ОАО "Калмгаз" (Умеров Б.А.), ДГП "Калмнедра" (Джальчинов Т.А.):
- принять меры по перечислению в республиканский Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в полном объеме.
10. Министерству финансов Республики Калмыкия (Липкин Б.А.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Калмыкия (Долгин А.К.), представителям Президента Республики Калмыкия в районах и г. Элиста, мэру г.Элиста, органам местного самоуправления, министерствам и ведомствам, руководителям предприятий, организаций республики принять неукоснительные меры по покрытию задолженности прошлых лет за потребленные электроэнергию и газ и обеспечить текущие платежи в 2001 году в соответствии с утвержденными лимитами потребления.
11. Комитету природных ресурсов по Республике Калмыкия (Хулхачиев Б.С.), Министерству финансов Республики Калмыкия (Липкин Б.А.), ОАО "Калмгаз" (Умеров Б.А.) для стабильного газоснабжения северных районов республики обеспечить финансирование работ и осуществить в 2001 году разработку Царынского месторождения газа.
12. ГУП Дирекция "Калммелиоводстрой" (Эрдниев Ц.Г.), ОАО "Калмгаз" (Умеров Б.А.), Министерству финансов Республики Калмыкия (Липкин Б.А.) обеспечить выполнение утвержденных мероприятий по завершению работ по газопроводу Большой Царын-Малые Дербеты и окончательной приемке его в эксплуатацию.
13. Представителям Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элиста, мэру г.Элиста, органам местного самоуправления, министерствам и ведомствам, руководителям предприятий, организаций республики принять необходимые меры по улучшению ситуации на рынке труда и реализации целевой программы "Содействие занятости населения Республики Калмыкия".
14. Представителям Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элиста, мэру г.Элиста, органам местного самоуправления, министерствам и ведомствам:
- принимать своевременные меры по адресной поддержке малоимущих граждан, в том числе находящихся в кризисной ситуации, обеспечению социальных гарантий и выплат;
- продолжить работу по укреплению материально-технической базы учреждений социальной сферы, в том числе по обновлению и оснащению их оборудованием и другой техникой;
- обратить особое внимание на эффективное использование кадрового потенциала учреждений, организаций, на создание благоприятных условий для профессионального развития работников, в первую очередь из числа молодежи, укомплектованность специалистами социальных объектов в районах;
- принять неукоснительные меры по покрытию задолженности за потребленные электроэнергию и газ в 2000 году и обеспечить текущие платежи в 2001 году;
- обеспечить целевое использование бюджетных средств государственных и внебюджетных фондов, направлять ежемесячно информацию в Правительство Республики Калмыкия.
15. Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (Тачиев Б.А.):
- завершить оптимизацию и реструктуризацию лечебно-профилактических учреждений, обеспечить внедрение программы реформирования первичной медицинской помощи населению республики;
- совместно с заинтересованными ведомствами выполнять комплекс мер по предупреждению социально значимых заболеваний, в первую очередь туберкулеза и наркомании, повышению качества противотуберкулезной и наркологической помощи населению.
16. Министерству образования и науки Республики Калмыкия (Соловьев А.А.) продолжить работу по совершенствованию национальной системы образования, возрождению, сохранению калмыцкого языка и языков народов Республики Калмыкия.
17. Министерству социальной защиты и труда Республики Калмыкия (Бакаев В.Б.) обеспечить:
- совместно с заинтересованными ведомствами и структурами создание правовой базы по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, развития системы социального партнерства государственных структур с профсоюзными, общественными объединениями и организациями всех форм собственности;
- медико-социальную специализацию и повышение комфортности проживания нуждающихся слоев населения, обеспечиваемых в стационарных учреждениях республики, в том числе за счет завершения строительства пристройки к Элистинскому дому-интернату для престарелых и инвалидов, реконструкции психоневрологического дома-интерната в п.Годжур, укрепления материально-технической базы существующих интернатных учреждений в районах.
18. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителей Председателя Правительства Республики Калмыкия.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия |
А.Дорждеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 января 2001 г. N 29 "Об итогах социально-экономического развития Республики Калмыкия за 2000 год и задачах на 2001 год"
Текст постановления официально опубликован не был