Указ Президента Республики Калмыкия от 5 февраля 2002 г. N 20
"О создании национального туристического комплекса "Джангарленд"
18 сентября 2008 г.
В целях реализации республиканской целевой программы "Развитие туристской деятельности в Республике Калмыкия на 2001-2006 годы", утвержденной Указом Президента Республики Калмыкия от 23 апреля 2001 г. N 66 "О республиканской целевой программе "Развитие туристской деятельности в Республике Калмыкия на 2001-2006 годы", привлечения инвестиций в сферу туризма, создания новых рабочих мест, а также для интеграции Республики Калмыкия как субъекта Российской Федерации в систему международного туристского рынка, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания национального туристического комплекса "Джангарленд".
2. Министерству по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия (Джимбеев Ш.Н.) выступить генеральным заказчиком по строительству национального туристического комплекса "Джангарленд".
3. Создать ОАО "Дирекция программ развития туризма Республики Калмыкия" как управляющую компанию по реализации программных мероприятий и строительству национального туристического комплекса "Джангарленд".
4. Утратил силу.
См. текст пункта 4
5. Министерству государственного имущества Республики Калмыкия (Головатов А.В.) выступить учредителем ОАО "Дирекция программ развития туризма Республики Калмыкия" от имени Республики Калмыкия, сформировать уставной капитал ОАО "Дирекция программ развития туризма Республики Калмыкия" и совершить все необходимые юридические действия по созданию ОАО "Дирекция программ развития туризма Республики Калмыкия".
6. Представителю Президента Республики Калмыкия в Ики-Бурульском районе (Музраев Д.Б.) выделить земельные участки для строительства национального туристического комплекса "Джангарленд", оказать всемерное содействие деятельности ОАО "Дирекция программ развития туризма Республики Калмыкия".
7. Министерству государственного имущества Республики Калмыкия (Головатов А.В.), Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Калмыкия Федеральной службы земельного кадастра России (Темяшев Б.Д.) рассмотреть вопрос закрепления земель вдоль федеральной трассы Элиста-Арзгир-Минеральные Воды от г.Элиста до границы Республики Калмыкия со Ставропольским краем за ОАО "Дирекция программ развития туризма Республики Калмыкия" и внести предложения Президенту Республики Калмыкия до 1 марта 2002 г.
8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия - Министра экономики Республики Калмыкия Сенглеева В.Б.
Президент Республики Калмыкия |
К.Илюмжинов |
г.Элиста,
5 февраля 2002 г.
N 20
Концепция
создания национального туристического комплекса
"Джангарленд"
(утв. Указом Президента Республики Калмыкия
от 5 февраля 2002 г. N 20)
Современная индустрия туризма является одной из высокодоходных, быстроокупаемых отраслей мировой экономики. Развитие туристического рынка стимулирует развитие таких направлений экономики, как строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт, связь, производство товаров народного потребления, а также способствует повышению уровня жизни населения, увеличивает доходную часть местных бюджетов.
I. Анализ современного состояния туризма
в Республике Калмыкия
Калмыкия обладает определенным туристским потенциалом, который необходимо развивать. Историко-культурное и природное наследие калмыцкого народа, древние национальные традиции, народные промыслы - все это способствует развитию практически всех видов туризма - экскурсионного, делового, обучающего, лечебного (народная медицина), экологического, молодежного, культурно-познавательного, а также охоты и рыбалки. Сегодня безграничные возможности уникальной природы республики используются в целях туризма лишь в весьма скромных масштабах.
Обладая разнообразием флоры и фауны, удобным месторасположением, многочисленностью старинных курганов, имея благоприятные туристические возможности, Калмыкия занимает весьма скромное место на рынке туристических услуг. Тому причин несколько, и, прежде всего, это отсутствие инфраструктуры туризма. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения туристической деятельности.
В настоящее время рынок туристических услуг окончательно не сформирован, происходит переход на новые рыночные отношения, формируются отношения собственности на элементы инфраструктуры туризма, не сложилась единая система управления туризмом. Старое плановое управление ликвидировано, его юридические и организационные структуры упразднены, новые не сформированы.
В этих условиях возрастает актуальность координации деятельности в туристской отрасли, способствующей созданию благоприятных условий для развития рынка туристических услуг в регионе.
Для инвестиций в развитие инфраструктуры туризма, в частности, в реконструкцию и строительство гостиниц, условия также неблагоприятные: нет четкости в вопросах собственности и продажи земли, практически отсутствуют гарантии государства для иностранных инвестиций и стимулирующие налоговые и кредитные условия для отечественного предпринимательства, не используются возможности залоговой системы кредитования, концессий и лизинга.
Как и в целом по стране, на пути развития туристской индустрии в Республике Калмыкия стоит множество серьезных проблем. До недавнего времени туризм даже не воспринимался как источник доходов бюджетов. Соответственно, и в бюджетах различных уровней не было расходной строки на его развитие. Не отличалась совершенством и нормативно-правовая база туризма, отсутствовала межотраслевая координация.
Проблема усугубляется тем, что коммерческие структуры не спешат вкладывать средства в индустрию туризма, так как преследуют цель окупаемости затрат и получения прибыли в относительно короткие сроки. Туризм же требует значительных финансовых вложений и подразумевает окупаемость объектов туристской индустрии за 5-10 лет, поэтому в настоящее время в Республике Калмыкия развитие отрасли возможно только при целенаправленной государственной поддержке.
Туризм Калмыкии имеет выездную направленность и характеризуется определенным количеством частных фирм и предпринимателей, занимающихся сезонным извозом туристов в другие регионы, чаще в курортные зоны Черноморского побережья. Как правило, большинство из них имеют сезонный характер, после окончания летнего сезона сворачивают свою деятельность. Международная туристская деятельность осуществляется круглогодично и находится под контролем Министерства по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия, однако количество турфирм строго ограничено и из имеющих лицензию на данный вид деятельности практически ее осуществляют не более трех.
Въездной туризм, способный приносить прибыль не только посредством налоговых сборов от деятельности, но и через мультипликативный эффект позитивного воздействия на другие сферы экономики, практически не существует и проявляется косвенно:
- в виде первично-деловой поездки, и далее ознакомительной экскурсии по республике на правах гостей;
- в качестве услуг для охотников и рыболовов-любителей;
- в виде самодеятельного туризма.
Как правило, даже при осуществлении оплаты за услуги, эти средства не декларируются, так как все происходит без заключения договоров и наличия бланков строгой отчетности, а лица, предоставляющие вышеизложенные услуги, не имеют разрешительных документов (сертификат соответствия, лицензия).
Въездной туризм в Калмыкии делает свои первые шаги и связан со многими проблемами, для решения которых разработана и утверждена республиканская целевая программа "Развитие туристской деятельности в Республике Калмыкия на 2001-2006 годы", где туризм рассматривается в перспективе как высокодоходная отрасль экономики Республики Калмыкия.
В рамках данной программы, помимо реализации мероприятий по развитию въездного и внутреннего туризма в республике, социального туризма, кадрового и научного обеспечения отрасли, рекламно-информационного обеспечения продвижения турпродукта Республики Калмыкия на внутреннем и внешнем рынках, предусматривается капитальное строительство объектов туристской индустрии, в том числе национального туристического комплекса "Джангарленд". Проект строительства национального туристического комплекса "Джангарленд" направлен на привлечение не только иностранных туристов, но и всех желающих, транзитом проезжающих через республику (в деловых, оздоровительных и иных целях), и помимо оказания туристско-развлекательных услуг, предусматривает комплекс оздоровительных мероприятий с использованием методов народной медицины.
Транзитный турист является потенциальным потребителем платных услуг, оказываемых республиканскими предприятиями. В связи с вводом в эксплуатацию федеральной дороги Волгоград-Элиста-Арзгир-Минеральные Воды, проходящей через Калмыкию, присвоением аэропорту г.Элиста статуса международного, а также после окончания строительства международного порта в г.Лагань, транзит грузо- и пассажироперевозок в республике возрастет, как минимум, в 2-5 раза.
II. Взаимодействие органов исполнительной власти и субъектов
предпринимательской деятельности
II.1. Дирекция программ развития туризма
Республики Калмыкия
В целях реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие туристской деятельности в Республике Калмыкия на 2001-2006 годы" (далее Программа), федеральной целевой программы "Юг России", для интеграции турпродукта Калмыкии в структуру туризма Южного федерального округа и последующим выходом на общероссийский и мировой рынки туруслуг, а также для привлечения внебюджетных источников финансирования, возникла необходимость создать юридическое лицо, которое выступит в качестве управляющей компании по реализации программных мероприятий в сфере развития туризма в Республике Калмыкия на 2001-2006 гг. и по строительству национального туристско-развлекательного комплекса "Джангарленд". Наиболее приемлемая организационно-правовая форма - ОАО, полное наименование- открытое акционерное общество "Дирекция программ развития туризма Республики Калмыкия" (далее Дирекция). Учредителем Дирекции от Республики Калмыкия выступит Министерство государственного имущества Республики Калмыкия. На акции Дирекции будет организована открытая подписка.
II.2. Задачи Дирекции
Главной задачей Дирекции на первоначальном этапе станет организация строительства национального туристического комплекса "Джангарленд". В связи с тем, что на перспективу запланировано строительство нескольких комплексов, в том числе головного (центрального), необходимо подготовить техническое задание для дальнейшей разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) и проектно-сметной документации (ПСД) стартового, самого первого из комплексов. В дальнейшем, на примере деятельности построенных объектов и с учетом конъюнктурных особенностей, появится возможность смоделировать постепенное расширение мощностей, что позволит качественно улучшить технологию экономических отношений, возникающих при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации последующих объектов и комплексов.
Основными задачами Дирекции являются:
- подготовка системы программных мероприятий и их реализация путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных и внебюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения контрактов (договоров);
- проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию Программы;
- контроль за реализацией мероприятий Программы и проектов развития материальной базы туризма в соответствии со сроками их выполнения.
Для начала организации деятельности Дирекции следует акцентировать внимание на инновационных подходах к методике межведомственных отношений, которое подразумевает консолидацию усилий органов исполнительной власти и коммерческих структур.
II.3. Государственная поддержка
Государственная поддержка состоит в следующем:
- в рамках ФЦП "Юг России" с 2003 года предусмотрено финансирование из федерального бюджета в размере 120,7 млн.руб. на первоначальное строительство объектов туристской индустрии Республики Калмыкия, подведение коммуникаций (газификация, электрификация, водоснабжение и строительство дорог) к месту строительства этих объектов, вследствие чего будет создана первоначальная, базовая инфраструктура;
- подготовка технического задания на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и проектно-сметной документации (ПСД) строительства "Джангарленда";
- разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по созданию "Джангарленда" и способствующих возникновению благоприятных условий для осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- проведение PR-компании для привлечения максимального количества акционеров и иностранных инвесторов посредством создания взаимоотношений преемственности (доверительности) органов исполнительной власти, субъектов предпринимательской деятельности и рядовых жителей республики.
II.4. Функции субъектов предпринимательской деятельности
Субъекты предпринимательской деятельности, в зависимости от количества приобретенных акций Дирекции, наделяются земельными участками и осуществляют строительство объектов строго по разработанным ТЭО и ПСД. Исходя из технического задания, затраты на строительство объектов "Джангарленда" должны быть минимальными, так как будут осуществляться за счет средств самих предпринимателей. Субъектам предпринимательской деятельности необходимо:
- осуществлять свою финансово-экономическую политику на основании нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в структуре "Джангарленда";
- строительство объектов инфраструктуры осуществлять строго по разработанной и утвержденной ПСД;
- в целях упорядочения стихийности рыночных отношений в структуре "Джангарленда" финансово-хозяйственная деятельность должна согласовываться с Дирекцией.
Предприниматели также могут создать совет, объединение, инициативную группу и т.п. для решения возникающих вопросов или для представления предложений в адрес Дирекции.
Контроль за текущей деятельностью Дирекции осуществляется Министерством по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия.
II.5. Функции Дирекции
Для решения возложенных на нее задач, Дирекция выполняет следующие функции:
- разрабатывает и реализует мероприятия по мобилизации финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов, направленных на решение поставленных перед Программой задач, распоряжается финансовыми средствами, выделяемыми целевым назначением для реализации проектов и мероприятий, предусмотренных Программой;
- организует подготовку проектов и мероприятий по исполнению Программы, осуществляет оценку затрат и эффективности; в установленном порядке разрабатывает заявки по Программе с необходимыми обоснованиями о выделении средств для ее реализации в очередном финансовом году из федерального и республиканского бюджетов;
- осуществляет руководство научно-информационным обслуживанием Программы, организует разработку проектно-сметной документации, проведение технико-экономических и экспертных исследований проектов и мероприятий, предусмотренных Программой, размещение заказов и распределение финансовых средств по ним;
- устанавливает перечень проектов, подлежащих первоочередному исполнению в соответствии с целями Программы; организует подготовку исходных данных, разработку финансового плана по аккумуляции и целевому распределению выделяемых на проекты ассигнований;
- выбирает формы управления проектами (механизм государственной контрактной системы, договор о совместной деятельности, долевое субсидирование, кредитование и т.д.), организует проведение тендеров, экспертизы проектов, их конкурсный отбор, выдачу контрактов, контроль их исполнения и эффективности расходования выделенных средств;
- обеспечивает внутрирегиональное экономическое взаимодействие предприятий промышленного комплекса (на основе кооперирования);
- организует обучение и повышение квалификации специалистов не только в области туризма, но и в смежных с туризмом отраслях экономики;
- ежеквартально представляет в Министерство по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия информацию о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального и республиканского бюджетов.
II.6. Права Дирекции
Дирекция в пределах своей компетенции наделяется правами:
- запрашивать и получать от органов государственной власти Республики Калмыкия, предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовой формы, материалы и информацию, необходимые для работы в рамках разработанных и утвержденных органами государственной власти нормативно-правовых актов и в пределах, предусмотренных действующим законодательством;
- организовывать в соответствии с действующим законодательством работу по проведению тендеров, экспертизы проектов;
- привлекать на договорной основе для консультаций и изучения проблем, входящих в ее ведение, научные учреждения, специалистов, экспертов и ученых, включая зарубежных;
- проводить совещания и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия в пределах своей компетенции;
- осуществлять рекламно-информационную и издательскую деятельность в сфере туризма;
- осуществлять владение, пользование имуществом, переданным в установленном порядке в оперативное управление, а также приобретенным в процессе деятельности;
- от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, заключать договоры на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
II.7. Руководство Дирекцией
Генеральный директор открытого акционерного общества "Дирекция программ развития туризма "Джангарленд" избирается общим собранием акционеров либо советом директоров открытого акционерного общества "Дирекция программ развития туризма "Джангарленд" в соответствии с уставом открытого акционерного общества "Дирекция программ развития туризма "Джангарленд".
II.8. Финансирование Дирекции
Финансирование деятельности Дирекции по реализация программных мероприятий осуществляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Фонд оплаты труда и текущие расходы предприятия формируются за счет самофинансирования из средств, возникающих при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
II.9. Финансово-хозяйственная деятельность Дирекции
Финансово-хозяйственная деятельность Дирекции будет осуществляться через продажу акций, а также посредством туроператорской деятельности, предоставлением жилищно-коммунальных и посреднических услуг субъектам предпринимательской деятельности.
Для создания начальной инфраструктуры (объекты общепита, торговли, проживания, технического обслуживания транспорта и т.д.) за Дирекцией необходимо закрепить земельные участки вдоль федеральной трассы от г.Элиста в направлении г.Арзгир до границы Республики Калмыкия со Ставропольским краем, а также вблизи строительства комплекса "Джангарленд". Акционеры наделяются земельными участками и осуществляют строительство объектов строго по разработанным ТЭО и ПСД. Предоставление земельных участков будет осуществляться в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Деятельность Дирекции, в конечном итоге, создаст условия для формирования устойчивой инфраструктуры туризма, привлечения финансовых средств для строительства объектов туристской индустрии и, как следствие, увеличит налогооблагаемую базу республики.
III. Производственный план
По предварительным расчетам специалистов, наиболее выгодное место для строительства стартового комплекса "Джангарленд" находится в Ики-Бурульском районе, на развилке в направлениях п.Зунда Толга (12 км) и Кавказских Минеральных Вод (около 300 км), в 75 км от г.Элиста и в 12 км от п.Кевюды. На этом месте в перспективе будет установлен пост ГИБДД, экологический контроль и т.д.
Комплекс планируется строить в форме круга (по образу хотона) и будет состоять из следующих объектов:
- автозаправочные станции вдоль дороги (4 шт.);
- административное здание, состоящее из офиса, ресторана, сауны и небольших выставочного и концертного залов (на 80-100 чел.);
- гостиниц на 60 чел. (3 шт.);
- здание для обслуживающего персонала и охраны, в том числе для проживания;
- хурул.
В центре комплекса будет возвышаться Ханский шатер (юрта), вокруг которой располагаются 13 меньших по размеру юрт (по числу районов).
Комплекс обеспечивается необходимой инфраструктурой и коммуникациями, в том числе связью.
Все объекты должны размещаться компактно, быть красочно оформлены в национальном стиле.
Каждая юрта представляет из себя точную копию калмыцкой кибитки и будет использоваться для различных целей:
- выставка-продажа предметов народного промысла;
- ознакомление с творчеством джангарчи;
- ознакомление с калмыцкой кухней;
- ознакомление с национальными играми и видами спорта;
- оздоровление посетителей методами народной медицины;
- торговля продуктами и предметами быта, необходимых в дороге и т.п.
На территории комплекса будут открытые площадки для занятий верховой ездой, временные вольеры с кормушками для лошадей, верблюдов. Свободные земельные площади будут использоваться для передвижных аттракционов, луна-парков и т.д.
Деятельность комплекса будет носить всесезонный характер. Как структурное подразделение комплекса, на берегу Чограйского водохранилища, в 6 км от п.Зунда Толга, планируется создать летний оздоровительный центр для детей.
В ТЭО и ПСД следует предусмотреть передвижную сборную столовую, сборные навесы и перекрытия от солнца и т.д. Стационарными будут корпуса для проживания, состоящие из недорогих деревянных или пластиковых перекрытий. Пропускная способность такого центра составляет приблизительно до 200 детей за смену (от 14 до 21 дня).
IV. План маркетинга
В основу расчета эффективности строительства Национального туристического комплекса "Джангарленд" условно взято также количество потенциальных туристов, то есть тех, которые транзитом пересекают республику в деловых, оздоровительных и иных целях (транзитные туристы). По данным ГУ "Калмдор", среднесуточные годовые размеры движения транспортных средств на автодорогах федерального значения за 2000 год составили:
- подъезд к г.Элиста от магистрали "Каспий" - 5521 авт./сут.;
- Астрахань-Элиста-Ставрополь - 2664 авт./сут.
В зоне Кавказских Минеральных Вод в общем потоке автомобилей более 70% составляет легковое и пассажирское движение. В течение года эти показатели незначительно варьируют, достигая максимальных показателей в летний период. Транзитный турист является потенциальным потребителем платных услуг, оказываемых республиканскими предприятиями. В расчете за год через пусковой комплекс "Джангарленд" пройдут более 65 тыс. туристов, остановившихся на ночлег, и более 300 тыс. в качестве посетителей.
Деятельность стартового комплекса "Джангарленд" будет осуществляться для следующих категорий потребителей:
- транзитные пассажиры и автовладельцы (потенциальные туристы);
- граждане республики, отдыхающие по линии социального туризма (за счет средств, выделяемых государством на социальные нужды);
- экскурсанты выходного дня (как из Республики Калмыкия, так из соседних регионов);
- VIP - туристы, находящиеся в Республике Калмыкия в деловых целях;
- российские и иностранные туристы, посещающие республику в ознакомительных и иных целях по туристическим путевкам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Калмыкия от 5 февраля 2002 г. N 20 "О создании национального туристического комплекса "Джангарленд"
Текст Указа опубликован в газете "Известия Калмыкии" от 2 июля 2002 г. N 126
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Калмыкия от 18 сентября 2008 г. N 163