Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2002 г. N 186 "Об утверждении республиканской целевой программы "Наука Калмыкии на 2002-2006 годы"

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования и науки Республики Калмыкия.

3. Министерству экономики Республики Калмыкия (Сенглеев В.Б.), Министерству финансов Республики Калмыкия (Иванова Л.И.) при формировании бюджета на 2003 и последующие годы предусматривать финансирование Программы за счет средств республиканского бюджета.

4. Представителям Президента Республики Калмыкия в районах и г.Элисте, главам администраций районных муниципальных образований, мэру г.Элисты, руководителям министерств, ведомств, научных организаций оказывать всемерную поддержку и содействие в реализации и финансировании мероприятий Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министра образования и науки Республики Калмыкия Соловьева А.А.

Председатель Правительства

Республики Калмыкия

А.Дорждеев

 

Республиканская целевая программа
"Наука Калмыкии на 2002-2006 годы"
(утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия
от 2 июля 2002 г. N 186)

 

Паспорт
республиканской целевой программы
"Наука Калмыкии на 2002-2006 гг."

 

 Наименование      - Республиканская целевая программа  "Наука  Калмыкии
 Программы           на 2002-2006 гг."

 

 Основание для     - Указ  Президента  Республики Калмыкия  "О  60-летии
 разработки          КИГИ РАН" от 24.10.2000  года N  183,  Распоряжение
 Программы, дата     Правительства Республики Калмыкия  от 08.02.2001 г.
 и номер решения     N 59-р, Указ  Президента  Республики Калмыкия от 22
                     января 2001 г.  N 17 "О преобразовании Министерства
                     общего и профессионального  образования  Республики
                     Калмыкия"

 

 Государственный   - Министерство образования и науки  Республики Калмы-
 заказчик            кия
 Программы

 

 Основные          - Министерство  образования и науки Республики Калмы-
 разработчики        кия;
 и исполнители     - Калмыцкий  институт  гуманитарных исследований Рос-
 Программы           сийской академии наук;
                   - Калмыцкий  научно-исследовательский  институт сель-
                     ского хозяйства;
                   - Калмыцкий институт социально-экономических и право-
                     вых исследований;
                   - Калмыцкий  филиал  Всероссийского научно-исследова-
                     тельского института гидротехники и мелиорации;
                   - Калмыцкий государственный университет;
                   - федеральное государственное  унитарное  предприятие
                     КалмНИИгипрозем;
                   - Калмыцкая лаборатория Каспийского научно-исследова-
                     тельского института рыбного хозяйства;
                   - Республиканский институт повышения квалификации ра-
                     ботников образования;
                   - Калмыцкий научно-исследовательский центр  комплекс-
                     ного космического мониторинга;
                   - Южный филиал Государственного научно-исследователь-
                     ского  и  производственного  центра "Природа" Феде-
                     ральной службы геодезии и картографии;
                     исследовательского института  гражданской обороны и
                     чрезвычайных ситуаций;
                   - Калмыцкий  центр  биосферных исследований и проблем
                     безопасности Российской академии естественных наук;
                   - Научно-исследовательское природоохранное учреждение
                     "Государственный заповедник Черные земли";
                   - Калмыцкий  институт  повышения квалификации и пере-
                     подготовки кадров агропромышленного комплекса;
                   - Калмыцкий  филиал Национальной академии нефти и га-
                     за;
                   - Калмыцкий проектный институт;
                   - Калмыцкая научно-исследовательская  лесная  опытная
                     станция (КНИЛОС);
                   - Элистинский филиал Современного гуманитарного  инс-
                     титута

 

 Цель Программы    - Сохранение и развитие научно-технического потенциа-
                     ла Республики Калмыкия,  повышение ценности  и  об-
                     щественной значимости науки и престижности научного
                     труда;
                   - развитие фундаментальных и прикладных исследований,
                     обеспечивающих устойчивое развитие всех сфер эконо-
                     мики и культуры республики

 

 Срок реализации   2002-2006 годы
 Программы

 

 Основные          - Исследования в области управленческой деятельности;
 направления       - педагогическая  наука и медико-психологические  ис-
 Программы           следования;
                   - гуманитарные исследования;
                   - экономические исследования;
                   - правовые и социальные исследования;
                   - культурологические и искусствоведческие  исследова-
                     ния;
                   - медико-биологические исследования;
                   - аграрные исследования;
                   - гидротехнические и мелиоративные исследования;
                   - архитектурно-строительные исследования;
                   - конструкторско-изобретательская деятельность;
                   - экологические и геолого-минералогические исследова-
                     ния;
                   - астрофизические, космические и ионосферные исследо-
                     вания;
                   - современные информационные технологии

 

 Правовая база     - Федеральный закон "О науке и государственной  науч-
                     но-технической политике";
                   - Постановление Правительства Российской Федерации от
                     7 мая 1997 года N 543 "О неотложных мерах  государ-
                     ственной поддержки науки и научной сферы страны".

 

 Объемы            - Финансирование проектов предполагается осуществлять
 и источники         за счет средств республиканского бюджета.
 финансирования
 (сводная таблица
 прилагается)

 

 Ожидаемые         - Выработка общей стратегии развития науки Калмыкии;
 результаты        - создание научного академического центра с  развитой
 реализации          системой отраслевых научно-исследовательских филиа-
 Программы           лов,  опытных лабораторий, экспериментальных площа-
                     док;
                   - обеспечение необходимых условий для интеграции нау-
                     ки, вуза и производства

 

 Система контроля  - Контроль за реализацией Программы  осуществляется в
 за исполнением      установленном порядке  Министерством образования  и
 Программы           науки Республики Калмыкия, Министерством  экономики
                     Республики Калмыкия, Министерством финансов Респуб-
                     лики Калмыкия

 

Основные цели Программы

 

- сохранение и развитие научно-технического потенциала Республики Калмыкия, его оптимальное использование для обеспечения социально-экономического развития республики;

- развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;

- повышение ценности и общественной значимости науки, престижности научного труда;

- повышение уровня подготовки специалистов и квалификации научных и научно-педагогических кадров системы образования;

- формирование инновационной ориентации научно-технической деятельности;

- превращение науки в самостоятельную производительную отрасль, важнейший фактор устойчивого развития Республики Калмыкия.

Для достижения указанных целей предполагается решить следующие задачи:

- повышение уровня образования за счет интеграции учебного процесса и научно-исследовательской работы, формирование образовательных и научно-производственных комплексов;

- развитие вузовской и отраслевой науки, повышение уровня и качества научных исследований в республике и улучшение положения ученых;

- обеспечение поддержки приоритетных направлений развития науки, сохранение и развитие сети научных центров и лабораторий по направлениям с учетом национально-региональной специфики;

- создание базы для организации академического научного центра, интеграция академической, отраслевой и вузовской науки;

- координация научно-исследовательских, опытно-экспериментальных и конструкторско-изобретательских работ в рамках федеральных и республиканских программ, межрегиональных и межгосударственных проектов, создание условий для организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ в тесной связи с учебным процессом;

- использование новых перспективных космических технологий получения, обработки и использования материалов дистанционного зондирования Земли в интересах социально-экономического развития России, включение в единую геоинформационную систему для обмена информацией и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Калмыкии;

- изучение, распространение и внедрение в производство новейших достижений науки, техники и современных технологий, определение приоритетных направлений в научно-исследовательской, технической и технологической сфере, концентрация на этих направлениях имеющихся ресурсов и средств.

 

Правовая основа и структура Программы

 

Правовой основой настоящей Программы являются: Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (принят 23.08.1996, N 127-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 года N 543 "О неотложных мерах государственной поддержки науки и научной сферы страны" и от 05.11.1999 года N 1220 "Вопросы государственной поддержки научного потенциала России".

Республиканская целевая программа "Наука Калмыкии" состоит из подпрограмм - направлений, включающих в себя научно-исследовательские и опытно-экспериментальные проекты, представляющие совокупность взаимосвязанных приоритетов федерального и регионального значения. Данные проекты нацелены на решение проблем регионального характера и основаны на системно-целевом подходе.

Программа выступает в роли координирующей по отношению к другим республиканским целевым программам, направленным на решение народнохозяйственных задач. Программа носит проектно-целевой характер, в ней обосновывается актуальность и значимость каждого из направлений развития науки на ближайшую перспективу, излагается система основных мероприятий, дается расчет финансовых затрат и описание ожидаемых результатов.

 

Основные направления Программы

 

Подпрограмма "Исследования в области управленческой деятельности";

подпрограмма "Педагогическая наука и медико-психологические исследования";

подпрограмма "Гуманитарные исследования";

подпрограмма "Экономические исследования";

подпрограмма "Правовые и социальные исследования";

подпрограмма "Культурологические и искусствоведческие исследования";

подпрограмма "Медико-биологические исследования";

подпрограмма "Аграрные исследования";

подпрограмма "Гидромелиоративные исследования";

подпрограмма "Архитектурно-строительные исследования";

подпрограмма "Конструкторско-изобретательская деятельность";

подпрограмма "Экологические и геолого-минералогические исследования";

подпрограмма "Астрофизические, космические и ионосферные исследования";

подпрограмма "Современные информационные технологии";

подпрограмма "Научные кадры и социальная политика в научной сфере".

 

Правовое и ресурсное обеспечение Программы

 

Правовое и финансовое обеспечение:

- создание на территории республики зоны льготного налогообложения для предприятий и организаций, использующих высокие технологии и выпускающих наукоемкую продукцию;

- совершенствование нормативно-правовой базы по охране интеллектуальной собственности, введение ее в хозяйственный оборот;

- формирование системы венчурного и лизингового финансирования научных разработок;

- формирование рынка научно-технической продукции и защита интеллектуального продукта;

- формирование фонда научно-технического и технологического развития;

- привлечение финансов из негосударственных источников для разработки коммерчески ценных технологий.

Информационное обеспечение:

- формирование государственных ресурсов научно-технической информации;

- формирование информационно-аналитического банка по всем направлениям научно-исследовательских работ;

- государственная поддержка выпуска научной литературы и периодических изданий;

- расширение издательско-полиграфической деятельности по выпуску материалов научно-исследовательского характера;

- содействие доступу молодежи к научной периодике и литературе, к современным средствам коммуникаций;

- широкое внедрение современных информационных технологий;

- развитие высоких информационных технологий и электронной коммерции;

- создание ведомственных информационных сетей.

Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере:

- организация подготовки, переподготовки и повышение квалификации руководителей высшего и среднего звена для работы в научных учреждениях и наукоемком производстве;

- организация стажировок ученых, педагогов, специалистов на предприятиях и в научно-исследовательских центрах России и за рубежом;

- поиск и отбор талантливой молодежи в учебных заведениях, целенаправленная подготовка их к научной и научно-педагогической работе;

- отбор одаренной молодежи на конкурсной основе с последующим направлением в высшие учебные заведения страны с последующим трудоустройством в научных учреждениях и наукоемком производстве республики;

- разработка системы социальных льгот для работников науки;

- предоставление возможности получения льготных кредитов, в том числе и беспроцентных, аспирантам и докторантам, обеспечение роста их реальных доходов за счет дополнительной научной и производственной деятельности.

 

Механизм реализации Программы

 

- выработка общей стратегии развития науки Калмыкии;

- организация Совета по науке, высшей школе, технической и технологической политике при Президенте Республики Калмыкия;

- создание условий для привлечения инвестиций в экономику республики для организации наукоемких производств;

- развитие научно-технического комплекса, создание технологической базы перехода на путь экономического роста и повышения благосостояния населения республики;

- создание необходимых условий для интеграции науки, вузов и производства, обеспечение качественного выполнения программы производственного обучения и практики в соответствии с требованиями государственного стандарта по подготовке специалистов соответствующего профиля;

- совершенствование системы подготовки научных кадров, обеспечивающей народнохозяйственный комплекс республики кадрами по достаточно широкому спектру специальностей;

- усиление взаимодействия фундаментальной науки со сферой прикладных исследований и разработок, внедрение их результатов в производство;

- формирование временных творческих научных коллективов и привлечение ведущих научных центров, научно-производственных объединений, издательств и отдельных ученых по разработке и внедрению научно-технических и технологических проектов.

 

Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения

 

Управление, координация и организационно-методическое обеспечение Программы возлагаются на Министерство образования и науки Республики Калмыкия, которое ежегодно представляет в Правительство Республики Калмыкия согласованный с Министерством экономики Республики Калмыкия и Министерством финансов Республики Калмыкия аналитический доклад о ходе реализации Программы и эффективному использованию финансовых средств, выделяемых на ее осуществление. Результаты выполнения Программы будут учитываться при корректировке плана дальнейших действий по ее реализации.

 

Социально-экономическая эффективность Программы

 

Социальный эффект:

- приобщение молодежи к научно-исследовательской деятельности и закрепление в науке молодых кадров;

- повышение статуса ученых и усиление их социальной защиты;

- кадровое обеспечение народнохозяйственного комплекса республики.

Научный эффект:

- решение ряда задач фундаментальной и прикладной науки, имеющих важное значение для развития культуры и экономики республики;

- совершенствование сотрудничества с российскими и международными научными центрами, вузами в соответствии с республиканскими интересами, ориентация на совместные фундаментальные и прикладные исследования.

Экономический эффект:

- развитие экономического потенциала республики на основе модернизации и смены технологий;

- воздействие процесса модернизации образования и науки на проведение реформирования экономики республики;

- сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья в области научных разработок по рациональному использованию природных ресурсов Калмыкии, созданию высокотехнологической продукции, соответствующей мировым стандартам;

- реализация быстроокупаемых малоресурсных и малоэнергоемких научно-технических и технологических проектов;

- обеспечение продвижения научно-технической продукции на отечественный и мировой рынок.

Образовательный эффект:

- подготовка специалистов-руководителей, научных работников с высоким теоретическим и практическим уровнем профессиональной подготовки для работы в научных учреждениях и наукоемком производстве;

- приобщение преподавателей и студентов к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, конструкторско-изобретательской деятельности;

- реализация концепции многоступенчатой системы непрерывного образования и воспитания на основе комплексного подхода;

- усиление роли научно-исследовательских учреждений в повышении качества обучения студентов, научном росте профессорско-преподавательского состава.

Структурно-организационный эффект:

- создание республиканского научного академического центра с развитой системой отраслевых научно-исследовательских филиалов, опытных лабораторий, экспериментальных площадок;

- активизация интеграционных процессов учебных заведений различного уровня, отраслевых научно-исследовательских учреждений и производственных предприятий и постепенное превращение их в единую социально-экономическую систему;

- усиление взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств, организаций, акционерных обществ и других государственных и частных структур.

 

Основной научный потенциал Республики Калмыкия

 

Сеть научных учреждений республики составляют: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, Калмыцкий институт социальных и правовых исследований, Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Калмыцкий государственный университет, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Институт повышения квалификации кадров АПК и 7 филиалов государственных и негосударственных вузов; функционируют также филиалы ВНИИ гидротехники и мелиорации, Проектный институт "ЮжНИИгипрозем", Калмыцкая лаборатория Каспийского НИИ рыбного хозяйства.

Калмыцкий государственный университет - основной центр образования и науки в республике. Оставаясь верным модели классического университетского образования, Калмыцкий университет постоянно совершенствует свою структуру для обеспечения гибкости в подготовке специалистов, более широкого выбора программ обучения. Только за последние 7 лет открыто более 10 новых специальностей, отвечающих изменяющимся потребностям личности и общества.

Коллектив вуза, в котором трудится 454 преподавателя, в том числе 226 кандидатов и доцентов, 37 профессоров и докторов наук, 12 академиков и членов-корреспондентов различных наук, одной из своих основных задач определил превращение университета в своеобразный культурный и научный мост между великими цивилизациями Востока и Запада, так как калмыки - единственные азиаты и буддисты в Европе, впитавшие в свою культуру непреходящие ценности обеих цивилизаций. Геополитическое положение республики также определило особую роль КГУ в отношениях "Восток-Запад", "Север-Юг".

Калмыцкий университет уверенно входит в международное образовательное пространство. Налаживается обмен студентами с Японией, Германией, Великобританией, Монголией, Китаем. Университет участвует в совместных международных программах со многими вузами и научными центрами Китая, Монголии, Бельгии, Великобритании, Испании, Финляндии. КГУ стал участником проекта "Сеть университетов Евро-Каспий" Международной программы "Темпус-Тасис".

В 1995 г. по инициативе Астраханского технического и Калмыцкого университетов создана Ассоциация университетов Прикаспийских государств, членами которой стали 22 вуза из России, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Ирана. Цель ассоциации - создание общего информационного, культурного, научного и образовательного пространства в регионе. Этот шаг был вызван озабоченностью всех членов этой организации судьбой Каспия. В центре внимания вузов, входящих в ассоциацию, - укрепление взаимопонимания между народами региона на основе лучшего информационного обмена во всех областях жизни, сохранение региона как зоны мира и добрососедского сотрудничества. Особое внимание уделяется также проблемам экологии Каспийского бассейна, сохранения и воспроизводства биоресурсов и рыбных запасов. Проведено несколько международных научных конференций по данной тематике.

Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН является крупнейшим научным центром России в области изучения, воссоздания и сохранения историко-культурного наследия, лингвистических и этнических реалий, художественных ценностей и духовных традиций калмыцкого народа. Институт занимается разработкой ключевых аспектов калмыцкого языка, устного народного творчества, классического и современного литературного процесса, политической, экономической и этнической истории Калмыкии.

В составе института - шесть крупных научных подразделений: отдел истории с тремя секторами - истории Калмыкии, этнографии и археологии; отдел языкознания; отдел литературоведения и фольклористики с двумя секторами - литературоведения и фольклористики; отдел монголоведения, научный центр "Джангар" и Центр этносоциальных исследований. Имеется также ряд научно-вспомогательных структур: научная библиотека, научный архив, рукописный фонд, лаборатория научно-технического и информационного обеспечения. В книгохранилище института собраны, в основном, редкие и особо ценные издания. В 1999 г. создан Музей калмыцкой традиционной культуры им.Зая-Пандиты, включенный в систему музеев Российской академии наук.

В КИГИ РАН открыта аспирантура по трем специальностям: "Отечественная история", "Языки народов Российской Федерации", "Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии". Кроме того, в академических институтах Москвы и Санкт-Петербурга всего в последние два года прошли стажировку более 12 научных сотрудников.

Ученые КИГИ РАН принимают активное участие в работе научных форумов различного масштаба, в том числе Постоянной международной алтаистической конференции (ПИАК), Международного конгресса монголоведов, международных семинаров тибетологов и т.д. Ряд сотрудников являются грантополучателями Российского гуманитарного научного фонда, Фонда Сороса, членами престижных международных научных обществ.

Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН неоднократно выступал инициатором и организатором научных конференций по разным направлениям гуманитарных наук (Международная конференция "Джангар" и проблемы эпического творчества" (1990), Всероссийская конференция "Языки народов России" (1993), Первый организационно-научный съезд российских востоковедов "Отечественное востоковедение на пороге XXI века" (1997), Международный научный симпозиум, посвященный 400-летию со дня рождения основателя ойратской письменности "Тодо бичиг" ("Ясное письмо") Зая-Пандиты и 390-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России" (1999), Международная научная конференция "Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия" (2000 г.).

Институт плодотворно сотрудничает с международными востоковедными учреждениями и учеными Монголии, Китая, Японии, Венгрии, Германии, США, Финляндии, Польши, Чехии и т.д.

За последние два года сотрудники института выпустили 14 книг, в том числе 5 монографий, свыше 150 других научных публикаций по важнейшим проблемам этногенеза монгольских народов, возникновения и развития их государственности, становления национального самосознания, национальных языков и культур, их исторических судеб в средние века, новое и новейшее время.

В институте работают 80 сотрудников, среди них - 50 научных сотрудников, в том числе 38 докторов и кандидатов наук.

Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства осуществляет разработки по многим отраслям сельскохозяйственного профиля, результаты исследований внедряются на предприятиях АПК не только в пределах Калмыкии, но и в других регионах Российской Федерации.

В структуре института следующие научные подразделения: отдел овцеводства и возрождения национального животноводства, отдел земледелия, семеноводства и кормопроизводства, отдел экономики, математических анализов и пропаганды, лаборатория ветеринарии, лаборатория селекции и технологии ведения мясного скотоводства.

Исследования проводятся коллективом ученых, в составе которого 42 научных сотрудника, в том числе 4 доктора и 20 кандидатов наук.

С 1989 г. в тематическом плане института большое внимание уделяется возрождению калмыцких пород животных, имеющих важное народнохозяйственное значение в аридной зоне Юга России.

В результате целенаправленной работы калмыцкая порода лошадей внесена в Государственный реестр пород животных Российской Федерации. Возрождается калмыцкая порода самых крупных двугорбых верблюдов. Продолжаются работы по улучшению продуктивных качеств тонкорунных пород овец и по разведению курдючных овец калмыцкой породы, создается калмыцкий тип ставропольской породы овец. Учеными КНИИСХ создана селекционная группа черных каракульных овец, выход смушек высокого качества в которой достигает 75,9%, что на 10-15% выше, чем у среднеазиатских пород.

Республика обладает уникальной калмыцкой породой крупного рогатого скота, мясо которого не имеет аналогов в мире. В институте постоянно ведутся работы по совершенствованию этих животных. Калмыцкая порода скота нашла распространение не только в нашей республике, но и в Ростовской области, Ставропольском крае, Бурятии и других регионах Российской Федерации.

Ведется пропаганда научных знаний и передового опыта. Издаются методические пособия, технологии, рекомендации, планы селекционно-племенной работы, научные статьи в журналах и газетах республиканского и федерального уровня. За период 1996-2001 гг. сотрудниками института получено 6 авторских свидетельств и 5 патентов.

Институт поддерживает творческие связи с отечественными и зарубежными НИИ и фирмами (Монгольским институтом животноводства, Казахским ветеринарным НИИ и др.).

Калмыцкий институт социально-экономических и правовых исследований (КИСЭиПИ) занимается разработками комплексных социально-экономических и правовых исследований регионального уровня, обеспечения устойчивого развития, политической и социальной стабильности, научных программ освоения и рационального использования природных ресурсов Республики Калмыкия.

Научные исследования ведутся по следующим основным направлениям: экономика, экология, право и социология. Кроме того, в составе института действуют два государственных учреждения: Научно-исследовательский центр комплексного космического мониторинга и Лаборатория охраны и использования памятников историко-культурного и природного наследия. На базе института расположены Южный филиал Государственного научно-производственного центра "Природа" и Северо-Кавказский (Южный) филиал Всероссийского НИИ гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Калмыцкий научный центр биосферных исследований и проблем безопасности Российской академии естественных наук.

Основная задача Научно-исследовательского центра комплексного мониторинга заключается в получении космической информации соответствующими приемными станциями с последующей тематической обработкой и научным обобщением. Природно-ресурсный и эколого-культурный мониторинг ведется на основе материалов дистанционного зондирования территории Российской Федерации и сопредельных-государств. Центр работает под методическим руководством Росавиакосмоса и входит в территориальную распределительную сеть.

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

 

В условиях кардинальных структурных общественных преобразований особо возрастает роль и значение науки. Без опоры на научно-обоснованные результаты многоаспектного социально-экономического анализа невозможно принимать правильные и эффективные управленческие решения на всех уровнях.

На сегодня интеграционные связи ученых со сферой народного хозяйства республики слабые, результаты их научного или научно-технического творчества не всегда находят отражение в производстве. Необходимым условием стабильного развития сферы народного хозяйства республики является развитие фундаментальной и прикладной науки.

Создание в республике единого научного академического центра могло бы способствовать координации и выработке общей научной, научно-технической и технологической политики в Республике Калмыкия и определению стратегии развития науки. Одной из важных задач региональной политики в научной и научно-технической и технологической сфере является формирование и оптимизация, с учетом имеющихся финансовых и кадровых возможностей, сети научных организаций (филиалов), научно-технических центров, научно-производственных объединений, при которых будут функционировать конструкторские бюро, проблемные технологические лаборатории по разработке и внедрению современных высоких технологий.

Высшая школа и вузовская наука также должны активно содействовать формированию инновационного пути развития экономики республики, участвовать в реализации инновационных проектов научно-технического и технологического характера.

Для развития наукоемкого производства понадобится создание системы подготовки и переподготовки специалистов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в республике практически не ведутся или ведутся в незначительной степени необходимые исследования по психолого-педагогическим, культурологическим, медицинским, высокотехнологическим направлениям. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость проведения широкого спектра исследований в области прикладной биотехнологии и техники, химии пищи, биологической безопасности и ветеринарно-санитарной экспертизы сырья и продуктов животного и растительного происхождения, производства детского, специального и функционального питания.

Определение приоритетов в развитии науки Калмыкии должно базироваться на современном понимании общенациональных социально-экономических задач развития страны с учетом мировых тенденций, историко-культурных и научных традиций России, при этом необходимо особое внимание уделить согласованности социально-экономической, научной и образовательной политики республики. На текущий момент определены следующие основные направления развития науки республики.

 

1. Исследования в области управленческой деятельности

 

Несмотря на многовековой возраст управленческой деятельности, ее идеология претерпевает постоянные изменения, что свидетельствует об активной роли в ее формировании исторических преобразований, которые происходят в человеческом обществе. По мере наращивания экономических и социальных достижений происходит непрерывное возрастание наукоемкости управленческой деятельности.

Управление - творческий процесс, где важны не только общие знания основ теории управления, но и умение анализировать нестандартные ситуации.

Управление - непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации, планирования и координации их деятельности. В этот процесс включается также мотивация деятельности и контроль, необходимый для того, чтобы определить и достичь целей учреждения или организации. Управленец четко должен знать цели, задачи и технологию производства, уметь создавать условия эффективной работы и прогнозировать ее результат.

В настоящее время увеличивается количество научных сил, работающих на концептуальное обогащение управленческой деятельности; растет стремление многих практиков-управленцев к научному осмыслению своей деятельности, ее теоретическому обоснованию.

Исторически подтверждено, что управленческая деятельность по своему содержанию и характеру играет интеллектуально упорядочивающую роль в жизни общества, прежде всего в экономической сфере. Именно по этой причине управленческая деятельность нуждается в основательном научном оснащении, непрерывной информационной подпитке, научно-теоретическом исследовании. Руководящим кадрам при совершенствовании их профессиональной деятельности нужна такая модель системы подготовки, в которой будут заложены новые функции, структуры и технологии.

 

2. Педагогическая наука и медико-психологические исследования

 

Интенсивные процессы формирования глобальной цивилизации объективно повышают значимость общей педагогики и педагогического образования в целом. На этом фоне особую роль приобретает сравнительная педагогика как отрасль педагогического научного знания. В современной России научное осмысление позитивного зарубежного педагогического опыта и сопоставление его с отечественными реалиями становятся необходимой предпосылкой повышения качества образования.

В исследовательском педагогическом пространстве должны занять существенное место вопросы духовно-нравственного, гражданского, экологического воспитания. Исследования этих вопросов потребуют изучения культуры народа (идеалов, ценностей, верований, обычаев, модуса поведения), народных традиций воспитания, взаимодействия школы с другими социальными институтами, в первую очередь с семьей, которая закладывает первооснову человека.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, появилась в XX веке. Предметом ее является народная педагогика. Народное воспитание представлено укладом жизни данного этноса, бытом, традициями, социальными нормами поведения, духовными ценностями и целями. Опыт воспитания передается из поколения в поколение и сохраняется в обычаях, фольклоре, обрядах.

Сегодня перед российским обществом стоят проблемы модернизации образования согласно Концепции, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2001 году. Предполагается решение трех основных задач: повышение качества, доступности и эффективности современного образования. Успешное решение принципиально новых педагогических задач требует серьезной научной проработки.

Совершенствование процесса обучения в школе, поиск новых методов обучения пробудили живой интерес медиков, педагогов, валеологов к проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся. Фундамент здоровья закладывается в детском возрасте, а именно - в детском саду и в период обучения в школе. Проведение комплексных педагогических и медико-психологических научных исследований должно стать одним из приоритетных направлений современной науки.

Состояние психического здоровья детей вызывает серьезную озабоченность и тревогу у педиатров, психиатров, социальных работников и педагогов. Распространенность у детей нервно-психических нарушений, главным образом пограничных психических состояний, за последнее десятилетие резко увеличилась. Основными причинами ухудшения психического здоровья являются, кроме снижения жизненного уровня населения, конфликты в семье, проблемы занятости и обучения детей и подростков, распространение алкоголизма и наркомании среди детей, изменение морально-нравственных критериев в обществе, ухудшение соматического здоровья, снижение качества медицинского наблюдения.

Увеличение объема учебной нагрузки приводит к тому, что рабочий день школьника часто превышает рабочий день взрослого человека, а 50% детей, обучающихся даже по обычным, не углубленным программам, недосыпают 1-2 часа в сутки, что является одной из причин формирования неврозов.

Проблема одаренности детей является одной из важнейших в теории и практике педагогики и психологии. Для системы образования Республики Калмыкия эта проблема стоит достаточно остро: в республике нет научных исследований по обобщению опыта практической деятельности в этой области, хотя наличие Республиканского центра образования одаренных детей "Элистинский лицей", ряда других инновационных образовательных учебных заведений требует научного подхода к организации деятельности данной категории детей.

Данная подпрограмма в соответствии с приоритетами образовательной политики, провозглашенными Концепцией модернизации российского образования, направлена на развитие исследований как в области общей педагогики, сравнительной и этнопедагогики, так и в области психолого-педагогической поддержки одаренных детей и детей с ограниченными возможностями в целях создания благоприятных условий для их полноценного обучения, воспитания и развития, творческой самореализации, продолжения образования в вузах и ссузах.

 

3. Гуманитарные исследования

 

В исследовательском пространстве существенное место занимает комплексная научно-исследовательская деятельность, направленная на решение вопросов по изучению, воссозданию и сохранению историко-культурного наследия, лингвистических и этнических реалий, художественных ценностей и духовных традиций народа.

Гуманитарным исследованиям принадлежит приоритет в разработке ключевых аспектов языка, устного народного творчества, классического и современного литературного процесса, политической, экономической и этнической истории. В соответствии с Указом Президента Республики Калмыкия от 05.11.1998 года N 203 "О мерах по дальнейшему возрождению и развитию калмыцкого языка" научные сотрудники ведут планомерную работу по исследованию в области языкознания, лексикографии, орфографии и литературоведения, трудятся над составлением новых словарей родного языка.

Одним из направлений гуманитарных исследований является сбор и исследования старописьменных буддийских памятников на классических восточных языках, сохранившихся к настоящему времени в Калмыкии и за ее пределами. Ежегодно издаются исследования и научные публикации по важнейшим фундаментальным проблемам этногенеза монгольских народов, возникновения и развития их государственности, становления национального самосознания, национальных языков и культур, их исторических судеб в средние века, новое и новейшее время. Большая работа проводится научным центром "Джангар" по изучению и исследованию проблем эпического творчества.

Министерством образования и науки Республики Калмыкия подписано соглашение с Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), согласно которому будет осуществляться поддержка гуманитарных научных исследований.

Данная подпрограмма направлена на развитие фундаментальных исследований в области гуманитарных наук в республике путем создания широких интеграционных связей между академическими институтами, российскими и зарубежными университетами, отраслевыми институтами, научными и научно-образовательными учреждениями.

 

4. Экономические исследования

 

В настоящее время экономика как наука становится все более развитой и точной, в ней все большее применение находят современные математические методы. Достоверность той или иной экономической теории сегодня определяется не тем, к какому направлению она принадлежит, а исключительно тем, насколько ее выводы оправдываются в практических приложениях.

Исследования в экономической области становятся настоятельной необходимостью, поскольку объективная оценка состояния экономических, экологических и социальных систем республики, а также глубокий научный прогноз их развития и выработка адекватных ситуаций управленческих решений возможны только на серьезной научной основе.

Одним из ведущих направлений передовой экономической мысли на сегодня является математическое моделирование, основанное на идеях синергетики - науки о самоорганизации сложных нелинейных систем, находящихся в далеких от равновесия состояниях.

Поиск оптимальной экономико-математической модели социально-экономического развития Республики Калмыкия должен объединить творческие усилия Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований и Калмыцкого государственного института, создать базу для новой перспективной междисциплинарной специальности по математической экономике.

Решениями ряда документов ООН последних лет международное сообщество декларировало переход к стратегии устойчивого развития. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Указом Президента Российской Федерации N 440 от 01.04.1996 г.

Выход из экономического кризиса, который в настоящее время переживает Россия, невозможен без восстановления и развития промышленного производства. Обладая запасами природного сырья: газа, нефти и разнообразных минеральных месторождений - республика может иметь промышленный потенциал в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности. Именно производство продуктов высокой степени переработки, другими словами - наукоемкой продукции, является основой экономической стабильности индустриально развитых стран.

Повышение эффективности современной экономики, которая все больше становится наукоемкой экономикой, возможно только лишь на базе получения, распространения и использования новых знаний и информации. При этом речь идет как о знаниях, сосредоточенных в кадровом потенциале ("человеческий капитал"), так и в самых различных технологиях. Следовательно, современная экономика должна быть наукоемкой и технологически направленной.

 

5. Правовые и социальные исследования

 

В условиях становления правового государства проблема формирования правовой культуры населения республики является особенно актуальной.

Полиэтническое общество не может существовать без некоторых общепринятых надэтнических ценностей и должно стремиться к интегрированию. Этносоциальная, в частности национально-политическая, национально-экономическая интеграция формируется на основе согласия большинства людей различного этнического происхождения следовать единой системе общечеловеческих ценностей, признавая ее или соотносясь с ней.

Главная задача, особенно в таких полиэтнических регионах, как Калмыкия, - найти те внеэтнические характеристики социального бытия, которые позволят осуществлять политику и экономику на основе участия общественности в законодательном процессе.

Нормативно-правовой основой деятельности такой сферы, как межнациональные отношения и межнациональные процессы, являются Конституция Российской Федерации, Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия, федеральные и республиканские нормативные правовые акты, а также такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах и другие законодательные акты, гарантирующие лицам, принадлежащим к различным этническим общностям, национальным меньшинствам, право (индивидуально или совместно) беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность.

В Калмыкии, по данным переписи 1989 года, половину жителей - 45,5% составляют калмыки, русские и русскоязычные - 39,4%, остальные - 15,2% приходятся на диаспоры казахов, корейцев, народов Северного Кавказа. В Калмыкии мирно уживаются конфессии буддизма, христианства и ислама.

Роль образования в решении острейших социально-политических, межэтнических, межконфессиональных проблем в России долгое время традиционно недооценивалась, хотя именно образование является одним из основных каналов передачи культуры от поколения к поколению, передачи моделей поведения, способов коммуникации, форм межэтнических контактов и взаимодействий. Взаимодействие светского (общегосударственного), религиозного и семейного образования, воспитания играет особую роль в полиэтнических регионах, к которым относится Калмыкия, оказывается важнейшим фактором сохранения этнической идентичности языка, обычаев, традиций, формирования толерантности и культуры межэтнических отношений.

Знание истории создания системы органов юстиции в Республике Калмыкия и проблемы сегодняшнего дня помогут качественно провести судебно-правовую реформу и найти оптимальные пути их дальнейшего развития. Правовому просвещению молодежи и качеству подготовки кадров будет способствовать создание студенческого центра по оказанию юридических услуг. Научные данные, полученные во время работы в центре, могут быть полезны в практической реализации законотворческой деятельности Парламента, в совершенствовании работы суда, прокуратуры, ОВД, налоговой полиции.

При этом очень важно учесть необходимость интеграции идей культуры мира во все предметы гуманитарного цикла, привить будущим специалистам навыки бесконфликтной межличностной коммуникации, толерантности, сочувствия к тем, кто сегодня попал в трудное положение, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его в ненавистного врага. Потребность общества в духовно-нравственной и профессиональной подготовке будущего специалиста актуализирует проблему.

Настоящая подпрограмма направлена на развитие юридического образования и широкого круга социально-правовых исследований в Республике Калмыкия.

 

6. Культурологические и искусствоведческие исследования

 

Культурология - это новая научная и учебная дисциплина, которая может связать воедино разрозненные предметы гуманитарного цикла и объединить их в одну общую структуру, способствовать выработке системы жизненно важных ценностей будущих специалистов.

В качестве основной тенденции обновления и развития системы образования Калмыкии все заметнее проявляется ориентация на образование как на человекообразующий и культуросозидающий процесс. Воспитание человека культуры, т.е. человека нового типа мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном плане - это задача, которую должно решить сегодня образование.

Культуру невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народов России, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, хореография, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения именно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Процесс воспитания культурой должен стать на современном этапе вузовского и школьного образования одним из важнейших факторов.

Культурологическая наука предполагает свою методику и методологию в изучении проблем воспитания и обучения.

В последнее время возрос интерес к целостному культурно-историческому изучению роли и места кочевых народов в мировом общекультурном пространстве.

Калмыцкий народ - один из немногих народов планеты, имевший и сохранивший свою письменность. Калмыцкие сказки, пословицы, поговорки можно расценивать как формулы бытия, как формулы философских мыслей калмыков, закрепляющие традиции и обычаи. В сокровищнице устного народного творчества калмыков - героическом эпосе "Джангар", в фольклоре хранится этническая мудрость калмыков.

Реализация данной подпрограммы позволит лучше освоить богатое культурно-историческое наследие, усвоить духовные и трудовые традиции народов, осознать глубинные связи поколений, определить каждому свое место в деле возрождения национальных основ культуры.

 

7. Медико-биологические исследования

 

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ предусматривает основные направления развития системы здравоохранения Калмыкии:

- повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья;

- совершенствование системы профилактической и реабилитационной помощи;

- разработка новых медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановление утраченного здоровья, увеличение продолжительности активного периода жизни человека.

Социальные программы охраны здоровья могут опираться не только на достижения современной медицины, но и на данные историко-медицинской науки, использовать опыт традиционной восточной медицины. Актуальность и перспективность изучения традиционных медицинских систем признана Всемирной организацией здравоохранения.

Одна из главных целей подпрограммы - решение социальных проблем, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение заболевания населения Калмыкии на основе медико-биологического прогнозирования, развития и внедрения конкурентоспособных наукоемких техник и технологий, создания современных технологий диагностики, прогноза и коррекции, научного обоснования высококачественных экологически и биологически безопасных пищевых продуктов с учетом генетических, анатомических, физиологических, психофизиологических особенностей организма человека и чистой питьевой воды, которая является компонентом всех пищевых продуктов.

Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление дефицита фтора, йода и др.

В Республике Калмыкия сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха населенных мест. Концентрация вредных веществ в воздухе (диоксид азота, бензпирен, формальдегид и др. вредные вещества) в ряде случаев в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации.

Анализ заболеваемости, злокачественными новообразованиями в Калмыкии показывает определенный рост, при этом на высоких цифрах остается запущенность заболевания. Рост числа заболевших свидетельствует об обострении онкологической ситуации, а рост некоторых нозологических форм опухолей, таких как печени и мочевого пузыря, носит зональный характер. Несмотря на отсутствие промышленности, в Республике наблюдается ежегодный рост онкозаболеваний легких.

В задачу изучения проблемы данного состояния включается исследование влияния окружающей среды, социально-экономических условий на рост онкопатологии в республике, изучение геохимического состава почвы в зонах республики, изучение загазованности, запыленности воздуха, проведение радиационно-экологического мониторинга.

Остро стоит в республике проблема туберкулеза. Для ее решения необходимо, в частности, дать научное обоснование норм и нормативов питания населения для профилактики туберкулеза биологически активными веществами на основе сублимированных продуктов питания долговременного хранения, воссоздать на современном технологическом уровне традиционные (опыт народной медицины) калмыцкие настойки, бальзамы на основе кумыса с использованием местных лекарственных растений и провести медико-социологические исследования.

Проблема ухудшения здоровья детей является одной из актуальных задач детского здравоохранения республики. За последнее десятилетие заболеваемость детей увеличилась как в целом по России, так и по Калмыкии. В структуре заболеваемости превалируют болезни эндокринной системы, психические расстройства, болезни костно-мышечной системы, врожденные аномалии, инфекционные болезни. В этой связи актуальны научные исследования по особенностям иммунного статуса новорожденных, проведение иммунологического мониторинга, разработка "иммунологического паспорта" у детей в различные возрастные периоды.

Социальные программы охраны здоровья могут опираться не только на достижения современной медицины, но и на данные историко-медицинской науки, на опыт традиционной медицины. Применение синтетических химических препаратов привело к появлению лекарственной патологии, массовой аллергизации населения и другим неблагоприятным последствиям. В связи с указанными обстоятельствами резко возросла потребность в лекарственных средствах природного происхождения.

В силу ряда причин эффективным методом борьбы за здоровье детей является фитотерапия. Изучение флоры Калмыкии позволило установить в ее составе наличие малоизвестных в фитотерапии растений, которые могут быть применены для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, почек и печени, повышения устойчивости организма. Настоящая подпрограмма предусматривает получение биологически активных соединений из лекарственных растений флоры Калмыкии и создание препаратов из рогов полорогих животных.

На территории Калмыкии повсеместно распространены минеральные, лечебные, и лечебно-столовые воды, минерализация которых от 1 до 15 г/куб.дм. Установлено бишофитовое сырье, насыщенные солями илово-сульфидные грязи, которые позволяют организовать бальнеологический центр на территории республики. В этой связи актуальность комплексного научного исследования озера Маныч с перспективой строительства биологического центра очевидна. Соленость озера Маныч аналогична солености Мертвого моря (150-300 г/л), его запасы практически неисчерпаемы. Политическая стабильность, близость к промышленным центрам, достаточная обеспеченность транспортными артериями позволяют считать этот проект экономически выгодным.

 

8. Аграрные исследования

 

Природно-климатический потенциал Калмыкии в целом благоприятен для развития конкурентоспособного, высокоэффективного животноводства. Важнейшими проблемами предстоящего десятилетия будут являться оптимизация структуры животноводства, его четкая специализация в строгом соответствии с природно-климатическими и хозяйственными условиями нашего региона. Прогресс в животноводстве должен базироваться на основе крупномасштабной селекции в сочетании использования отечественного и мирового генетического фонда, генной инженерии.

Отрасль животноводства Калмыкии производит, в основном, экологически чистую и довольно ценную, но неконкурентоспособную продукцию. Причинами этого являются: отсутствие разработанных под конкретные условия технологий, использование устаревших методов селекции, нарушение технологической и селекционной дисциплины, слабое внедрение научных достижений, неравномерное кормление животных по сезонам, их дискомфортное содержание. Не разработаны системы сертификации продуктов и сырья, цивилизованной торговли, подготовки продукции к реализации, ее маркетинг и реклама. Ценнейшая мраморная говядина реализуется целыми тушами, тонкая мериносовая шерсть без разбивки по качествам тонины волокна, молодая баранина, разная по массе и категории туш, - без привлекательной упаковки, без надлежащей обработки и переработки, не исследуется внешний сельскохозяйственный рынок. Для решения всех этих проблем требуется рациональный научный подход, активное внедрение новых технологий.

Одна из причин ухудшения экологической обстановки в республике - отсутствие комплексной оценки проблемных и критических ситуаций, которые возникают в результате землепользования и сельскохозяйственной деятельности.

Это задачи единого экологического мониторинга, в рамках которого создаются единые геоинформационные системы - универсальные средства сбора, обработки, хранения, систематизации, научного анализа и представления информации, что должно решаться в комплексе различными учреждениями. В интенсивном земледелии важная роль принадлежит агроэкологическому мониторингу.

Стабилизация и дальнейшее развитие земледелия в республике, усиление урожаеобразующей, ресурсосберегающей и природоохранной направленности в решающей мере зависит от научно обоснованных севооборотов. Севообороты продолжают оставаться наиболее эффективным и доступным средством повышения уровня влагообеспеченности и минерального питания растений, биологическим фактором восстановления плодородия, улучшения физических свойств, снижения засоренности посевов, организационно-экономической основой систем земледелия.

Важнейшими направлениями аграрной науки Республики Калмыкия должны стать:

- оптимизация численности и видовой структуры сельскохозяйственных животных дифференцированно по каждой зоне республики, с учетом продуктивности и ботанического состава пастбищ и кормовой базы;

- возрождение курдючного мясосального овцеводства аборигенной калмыцкой породы овец научно-обоснованными методами с изучением ее акклиматизации, экономической целесообразности, оптимальной численности и зоны распространения;

- возрождение табунного коневодства;

- развитие мериносового овцеводства и мясного скотоводства Калмыкии;

- внедрение современной технологии переработки сельскохозяйственной продукции, ее хранение и реклама;

- агроэкологический мониторинг;

- исследования в области прикладной биотехнологии.

 

9. Гидротехнические и мелиоративные исследования

 

В сложных природно-климатических условиях Калмыкии, связанных с аридностью климата (дефицит атмосферных осадков, повышенный тепловой режим, комплексность почвенного покрова с преобладанием солонцовых и засоленных земель, наличие высокоминерализованных грунтовых вод), устойчивое развитие сельскохозяйственного производства возможно только на базе мелиорации и орошаемого земледелия, поэтому с конца 60-х годов в республике развернулось крупномасштабное водохозяйственное строительство, и сейчас в Калмыкии эксплуатируется 5 оросительно-обводнительных систем - Черноземельская, Сарпинская, Калмыцко-Астраханская, Каспийская и Право-Егорлыкская с общим мелиоративным фондом почти 130 тысяч га.

Орошение обеспечивает получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур. На поливе возделываются рис, овощи, бахчевые и большая часть кормов.

Однако проводившаяся на протяжении десятилетий нерациональная хозяйственная деятельность привела к массовому проявлению процессов антропогенной деградации окружающей среды, охвативших 90% территории республики, чему частично способствовала и мелиоративная деятельность, осуществляющаяся без учета почвенно-гидрологических и ландшафтных условий и при низком конструкторском, техническом и технологическом уровне исполнения и эксплуатации. Поэтому на фоне финансовых трудностей последнего периода и без должной научной поддержки мелиорация не дает необходимого эффекта. В настоящее время используется менее 50% площадей орошаемых земель, а средняя их продуктивность не превышает 0,8-1,0 тыс. кормовых единиц/га, что в 3,5-4,0 раза ниже уровня 1980-1990 гг.

Серьезной проблемой является также организация рациональной системы использования водных ресурсов и их экономии, так как свыше 80% объемов воды, требуемой на нужды народного хозяйства Калмыкии, поступает из-за ее пределов.

Для преодоления кризисной ситуации необходимо изменить стратегию и тактику развития мелиорации в республике в сторону экологизации. Требуется осуществление комплексных мелиоративных мероприятий на базе орошения и обводнения с использованием новейших достижений науки и передового опыта, позволяющих на основе адаптивного ландшафтно-экологического подхода формировать устойчивые агроэкосистемы, в которых обеспечивается высокая продуктивность сельскохозяйственных угодий, стабильность экологической обстановки, оздоровление населения и налаживание рационального (экосистемного) водопользования.

Для достижения названных целей предусматривается проведение комплекса научных исследований и разработок по предлагаемым в подпрограмме проектам.

 

10. Архитектурно-строительные исследования

 

Строительная индустрия Калмыкии преодолевает сложный период своего развития. Производственные мощности ведущих предприятий отрасли используются неэффективно. Объемы производства строительных материалов в Республике Калмыкия в последнее время снижены. Себестоимость продукции высока в силу больших энергетических затрат в результате эксплуатации энергоемкого оборудования, использования низких технологий. В целях удовлетворения потребности организаций и нужд населения республики ведутся межреспубликанские поставки из ближайших областей.

На сегодня республика нуждается в научно обоснованной программе по совершенствованию производства предприятий строительной индустрии республики на базе использования местного сырья и отходов производства и новых ресурсосберегающих технологий. Необходимы изыскания резервов производства на базе использования имеющихся потенциалов, научно-технических наработок и новых технологий. С минимальными капитальными затратами нужно провести такие структурные перестройки производства, которые позволят в короткие сроки перейти на более гибкое, малоэнерго- и ресурсоемкое и доступное массовому потребителю, конкурентоспособное производство.

Рыночные условия предъявили свои требования по качеству, разнообразию, нормам энергосбережения. Новые жилые дома наряду с архитектурной выразительностью приобретают повышенный комфорт, улучшенную планировку квартир, дополнительный набор удобств. Резервы традиционных технологий исчерпаны, толщина стен уже не поможет.

Приоритетными направлениями исследования в области архитектуры и строительства в Республике Калмыкия являются поиски национального своеобразия архитектурной среды, новых технологий производства строительных материалов из местных сырьевых ресурсов, разработка и внедрение антикоррозионных и гидроизоляционных покрытий, создание нестандартного технологического оборудования по производству строительного материала, конструирование энергоэффективных инженерных оборудований, которые задействуют оборот теплового воздуха, грунтовое и солнечное тепло.

Новые технологии нужны не только для строительства нового, но и для реконструкции и восстановления старого.

Настоящая подпрограмма предполагает создание на базе Калмыцкого госуниверситета в соучредительстве с предприятиями стройиндустрии студенческого научно-производственного объединения по архитектуре и строительству.

Одной из задач СНПО является разработка и реализация программы "Теплый дом". Опытно-экспериментальные работы по производству сэндвич-панелей, предназначенных для чабанских точек и малокомплектных сельских школ, совмещенных с учительским домом, потребуют привлечения научного потенциала ведущих центров стройиндустрии России.

 

11. Конструкторско-изобретательская деятельность

 

Республика Калмыкия, являясь аграрной республикой, частью сырьевой базы бывшего СССР, не имела возможностей разработать техническую и технологическую стратегию развития, потому на сегодня на территории республики фактически отсутствует наукоемкое производство.

Данная подпрограмма ставит перед собой цель - развить прикладные научные, научно-технические и технологические исследования, создать научно-производственные центры с собственными конструкторскими бюро, отраслевые научно-исследовательские и опытно-экспериментальные лаборатории, мастерские и полигоны.

В республике существует реальная возможность развить на должном уровне предприятия электротехнической и радиоэлектронной промышленности, примером которого может служить ОАО "Завод "Звезда", чьи производственные мощности востребованы недостаточно.

Было бы целесообразно включить завод "Звезда" в число предприятий, нацеленных на обеспечение энергетической безопасности республики, и организовать производство и выпуск гелиоконцентраторов, ветро-, энерго-, теплоустановок малой и средней мощности для чабанских точек, растениеводческих бригад и других социальных объектов села.

Площади завода "ДСК" позволили бы вести опытно-экспериментальные работы по внедрению высоких технологий, организовать производство и выпуск малоресурсных и малоэнергоемких строительных материалов и сэндвич-панелей из местных сырьевых ресурсов. Заводы "Каспмаш" и "Авторемзавод" в перспективе можно перепрофилировать на выпуск машин малой механизации, малой авиации и бытовой техники.

 

12. Экологические и геолого-минералогические исследования

 

Масштабы деградации земель и их опустынивание в настоящее время носят глобальный характер, и в соответствии с Конвенцией ООН по борьбе с этим злом проблему нужно рассматривать не только в социальном, но и в политическом и экономическом аспектах.

Сегодня опустынивание представляет собой экологическую проблему для многих стран мира, оно стало жестокой реальностью и в Российской Федерации, где приобретает невиданные ранее размеры. Более 20 субъектов Российской Федерации, в том числе и Калмыкия, сталкиваются сегодня с проблемами опустынивания и засухи.

Во второй половине XX века в Калмыкии получило развитие орошаемое и богарное земледелие, значительно возросло техногенное воздействие на землю. Экстенсивное использование пастбищ региона, как источника дешевого корма, при наращивании численности скота привело к снижению их продукции. Попытка восполнить дефицит кормов за счет распашки части пастбищ и посевов кормовых культур привела к ветровой эрозии на распаханных угодьях и образованию развеваемых песков.

Экологическое неблагополучие в агропромышленном комплексе республики очевидно. Одной из его причин является отсутствие комплексной оценки и прогнозирования проблемных и критических ситуаций, которые могут возникнуть в результате землепользования и сельскохозяйственной деятельности.

Очевидным следствием опустынивания, кроме процессов, приводящих к деградации и сокращению продуктивности почвенных и растительных ресурсов, является снижение биологического разнообразия животного и растительного мира. По мере наступления песков вытесняются виды, не приспособленные к новым условиям жизни. Например, калмыцкая популяция сайгака резко сократилась и находится на пределе выживания во многом и вследствие опустынивания.

Опустынивание создает также множество социальных и демографических проблем не только в самих очагах, но и на прилегающих территориях. Наблюдаются неблагоприятные для жизни и здоровья людей изменения основных сред жизнеобеспечения, рост уровня заболеваемости населения.

Интенсивная дефляция земель, обеднение земельных и водных ресурсов, деградация растительности, засоление почв - таковы результаты экологического бедствия.

Республика Калмыкия, несмотря на свое расположение в степной зоне, имеет значительный водный фонд, который представлен прилегающими к побережью республики мелководьями северо-западной части Северного Каспия и внутренними водоемами федерального и республиканского назначения. Из-за маловодности и сильной засухи последние 3 года гидрологический, гидрохимический и гидробиологический режимы внутренних водоемов находятся в критическом состоянии: сократились площади зеркала воды, значительно уменьшились глубины, увеличилась площадь, загрязненная высшей водной растительностью, повысилась общая минерализация, некоторые водоемы полностью пересохли. Поэтому актуальны исследования водохозяйственного комплекса Республики.

Актуальны также и исследования по оценке эпизоотологического и санитарно-гигиенического состояния Калмыцкой зоны рыболовства, экспериментальные работы по пастбищному выращиванию рыбы, формированию ремонтно-маточного стада.

Основу минерально-сырьевой базы Республики Калмыкия составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, конденсат), строительные материалы (песок, глина, камень-ракушечник), пресные и минеральные подземные воды, агрохимическое сырье (калийные и каменные соли, доломиты), бишофитное сырье.

Территория Калмыкии является высокоперспективной для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Практический интерес для получения фосфатных удобрений для Калмыкии и других регионов Юга России представляют нетрадиционные фосфоросодержащие руды Ергенинского рудного района, который включает 13 месторождений и ряд проявлений фосфорных редкоземельных урановых руд.

Выгодное географо-экономическое положение республики, близость к крупным индустриальным центрам с нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью, наличие транспортных артерий газо- и нефтепроводов позволяют рассматривать ее как потенциальный район России для создания территориально-производственных комплексов по добыче и переработке газа, нефти и конденсата.

 

13. Астрофизические, космические и ионосферные исследования

 

Республика Калмыкия на протяжении ряда лет вносит важный вклад в развитие теории и практики космических исследований по созданию высокотехнологичных систем дистанционного зондирования Земли.

В целях создания конкурентоспособной национальной экономики, основанной на наукоемком производстве и высоких технологиях, необходима интеграция усилий федеральных и региональных органов власти по проведению единой продуманной стратегии развития космической промышленности и науки. В этой связи представляется особенно важным дополнение Федеральной программы развития космической деятельности активным развертыванием систем дистанционного зондирования Земли по эколого-экономическим и природно-ресурсным направлениям, по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, придание этой программе истинно гуманистической направленности, общественной доступности и прозрачности в интересах конкретного человека, всего народа и государства.

Научно-прикладные исследования Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований и функционирующих при нем центров и филиалов направлены на применение и разработку новых технологий получения, обработки и использования материалов дистанционного зондирования Земли в интересах социально-экономического развития России и Калмыкии; на проведение экологического, природоохранного и сельскохозяйственного мониторинга, мониторинга геологической среды нефтегазоносных территорий, мониторинга чрезвычайных и метеорологических ситуаций, изучение биосферы с проведением биосферной инвентаризации, что позволит установить связь воздействия биосферы и хозяйственной деятельности человека на здоровье человека.

В Калмыцком государственном университете в течение ряда лет ведутся исследования нестационарных процессов в ионосферной плазме (в кооперации с Институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Российской академии наук (ИЗМИРАН), Москва), а также теоретические исследования процессов солнечной активности (совместно с Главной астрономической обсерваторией РАН (Санкт-Петербург), а также Государственным астрономическим институтом им.Штернберга (ГАИШ) при Московском государственным университете). Эти исследования получили широкое научное признание в России и за рубежом, и их поддержка на региональном уровне представляется весьма целесообразной.

 

14. Современные информационные технологии

 

Для Калмыкии - региона России, удаленного от традиционно сложившихся научно-образовательных центров, информатизация жизненно необходима. Угроза остаться на обочине мировой информационной цивилизации требует критического переосмысления сложившегося положения в области развития и внедрения средств современной коммуникации, к которым сегодня относятся, прежде всего, компьютеры и информационные сети. Развитие информационной инфраструктуры, широкое внедрение новых информационных технологий в сфере образования, науки, культуры и управления позволит Калмыкии стать полноправным членом мирового информационного сообщества.

В основе стратегии развития этого направления лежат следующие концепции:

- признание информатизации важнейшим приоритетом, позволяющим интегрировать Калмыкию в мировое информационное сообщество;

- создание региональной системы непрерывного образования по информатике;

- использование интеллектуального и технического потенциала Калмыкии для внедрения компьютерных технологий во все сферы деятельности.

Одним из важнейших показателей уровня развития образовательных учреждений сегодня является наличие современной компьютерной техники и программных средств поддержки учебного процесса, их включение в региональную сетевую инфраструктуру и возможность подключения к глобальным компьютерным сетям. Для Республики Калмыкия эта задача имеет особую актуальность в связи со слабостью технической базы и, как следствие, с неразвитостью образовательных составляющих информационной среды.

Одним из новых ресурсов в образовательной области является дистанционное образование. Дистанционная система обучения позволяет вовлечь в образовательный процесс большее число желающих обучаться, причем в любом возрасте, в любом учебном центре мира, в любом населенном пункте. Она позволяет мобилизовать для каждого обучающегося лучшие образцы предметных знаний и способствовать их передаче. Идеальная модель дистанционного обучения включает в себя интегрированную учебную среду с вариантным определением роли ее различных компонентов: технологических, педагогических, организационно-методических. Важным фактором эффективности дистанционного обучения является совокупность используемых в учебном процессе методов и приемов, основным из которых является индивидуализированное обучение и огромная роль самостоятельной работы обучающихся. Специально подготовленный комплект интерактивных учебных материалов является важнейшей составляющей этой образовательной системы, включающей компьютерные обучающие программы, видео- и аудиокассеты, гипертексты (тетради-учебники).

Основными задачами настоящей подпрограммы являются:

- обеспечение научной, методической, организационной, материальной и информационной поддержки создания и развития республиканской информационной среды;

- развитие системы подготовки и переподготовки кадров в области информационных технологий;

- подключение телекоммуникационной сети Калмыцкого госуниверситета к магистральному каналу оптоволоконной связи; организация подключения к телекоммуникационным сетям и сети Интернет образовательных структур районных центров республики;

- комплексное планирование и разработка электронных учебных материалов для курсов информационных технологий;

- разработка и создание WEB-сайта, предоставляющего доступ к публикациям учебно-методических материалов и электронным учебникам в сети Интернет.

 

Система программных мероприятий

 

N
п/п
Мероприятия Сроки Исполнители

 

  1. Организация Совета   по   науке,   2003    Министерство образования
     высшей школе, технической и тех-   год     и  науки Республики Кал-
     нологической политике при Прези-           мыкия
     денте Республики Калмыкия

 

  2. Разработка и  принятие закона "О   2004    Министерство образования
     науке в Республике Калмыкия"       год     и  науки Республики Кал-
                                                мыкия

 

  3. Проведение съезда ученых  Калмы-   2003    Министерство образования
     кии по теме:  "Разработки ученых   год     и  науки Республики Кал-
     для решения задач социально-эко-           мыкия,  научные учрежде-
     номического  развития Республики           ния
     Калмыкия"

 

  4. Развитие научных исследований  в  посто-   Авторы проектов
     республике   по   представленным   янно
     проектам

 

  5. Совершенствование послевузовско-  посто-   Научные учреждения
     го профессионального образования   янно
     в соответствии  с  приоритетными
     направлениями  науки  и техники,
     расширение образовательных функ-
     ций аспирантуры

 

  6. Заключение соглашения  о сотруд-  посто-   Министерство образования
     ничестве с Российским гуманитар-   янно    и науки Республики  Кал-
     ным  научным  фондом  и  другими           мыкия
     фондами

 

  7. Привлечение дополнительных  вне-  посто-   Научные учреждения
     бюджетных финансовых средств для   янно
     научных исследований

 

  8. Формирование государственных ре-  посто-   Научные учреждения
     сурсов научно-технической инфор-   янно
     мации

 

  9. Создание ведомственных  информа-  2002 -   Отраслевые научные   уч-
     ционных сетей                     2006     реждения
                                        гг.

 

 10. Расширение полиграфической  базы  2002 -   Отраслевые научные   уч-
     по   выпуску   материалов  науч-  2006     реждения
     но-исследовательского характера    гг.

 

 11. Организация творческих  стажиро-  посто-   Министерство образования
     вок ученых,  педагогов и специа-   янно    и науки Республики  Кал-
     листов на предприятиях  и в  на-           мыкия,  научные учрежде-
     учно-исследовательских   центрах           ния
     России, а также и за рубежом

 

 12. Обеспечение участия  заинтересо-  посто-   Министерство образования
     ванных министерств и ведомств  в   янно    и  науки Республики Кал-
     реализации Программы "Наука Кал-           мыкия
     мыкии"

 

 13. Поиск и отбор талантливой  моло-  посто-   Министерство образования
     дежи в учебных заведениях, целе-   янно    и  науки Республики Кал-
     направленная подготовка их к на-           мыкия
     учной   и  научно-педагогической
     работе

 

 14. Создание Центра  педагогического  2003 г.  Министерство образования
     мониторинга                                и науки Республики  Кал-
                                                мыкия

 

 15. Создание Центра развития УДЕ  на  2003 г.  Республиканский институт
     хозрасчетной основе                        повышения   квалификации
                                                работников  образования,
                                                Калмыцкий госуниверситет

 

 16. Создание психологической  службы  2005 г.  Министерство образования
     человековедческой    компетенции           и науки Республики  Кал-
     педагогов                                  мыкия, Калмыцкий госуни-
                                                верситет,  Республиканс-
                                                кий  институт  повышения
                                                квалификации  работников
                                                образования

 

 17. Организация заочной физико-мате-  2003 г.  Калмыцкий госуниверситет
     матической школы

 

 18. Организация студенческого центра  2002 г.  Калмыцкий  государствен-
     консалтинговых услуг при КГУ               ный университет

 

 19. Создание студенческого центра по  2002 г.  Калмыцкий  государствен-
     оказанию  юридических  услуг при           ный университет
     КГУ

 

 20. Создание студенческого конструк-  2002 г.  Калмыцкий  государствен-
     торского бюро на заводе "Звезда"           ный университет

 

 21. Создание      Бальнеологического  2005 г.  Министерство здравоохра-
     центра Калмыкии                            нения  Республики Калмы-
                                                кия, Калмыцкий государс-
                                                твенный университет

 

 22. Создание Регионального    центра  2005 г.  Комитет природных ресур-
     радиационно-экологического мони-           сов Республики Калмыкия
     торинга

 

Таблица N 1

 

Объемы финансирования Программы "Наука Калмыкии"
из республиканского бюджета

 

N
п/п
Направления исследований Объем финансирования (тыс.руб.)
Всего В том числе по годам
2002 2003 2004 2005 2006

 

  1. Исследования  в  области управ-   1150    200    200    250    250    250
     ленческой деятельности

 

  2. Педагогическая наука и  медико-   2700    300    500    550    600    750
     психологические исследования

 

  3. Гуманитарные исследования         9900   1000   1700   2200   2500   2500

 

 

  4. Экономические исследования        7000   1000   1500   1500   1500   1500

 

 

  5. Правовые  и социальные исследо-   3700    500    600    700    900   1000
     вания

 

  6. Культурологические и искусство-   3400    300    500    700    900   1000
     ведческие исследования

 

  7. Медико-биологические исследова-   6600   1000   1000   1200   1400   2000
     ния

 

  8. Аграрные исследования             6800   1000   1200   1200   1400   2000

 

 

  9. Гидротехнические  и мелиоратив-   3800    400    600    800   1000   1000
     ные исследования

 

 10. Архитектурно-строительные   ис-   2700    300    500    600    600    700
     следования

 

 11. Конструкторско-изобретательская   2900    300    500    600    700    800
     деятельность

 

 12. Экологические и геолого-минера-   8300    800   1000   1500   2000   3000
     логические исследования

 

 13. Астрофизические,  космические и  10200   1200   1500   2000   2500   3000
     ионосферные исследования

 

 14. Современные информационные тех-  18900   1400   3500   4000   5000   5000
     нологии

 

 15. Научные  кадры и социальная по-   1950    300    300    400    450    500
     литика в научной сфере

 

     Итого:                           90000  10000  15100  18200  21700  25000

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2002 г. N 186 "Об утверждении республиканской целевой программы "Наука Калмыкии на 2002-2006 годы"


Текст постановления опубликован в газете "Известия Калмыкии" от 3 сентября 2002 г. N 177