Распоряжение Правительства Республики Калмыкия
от 3 июля 2002 г. N 336-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года (далее - Концепция).
2. Министерству труда и социального развития Республики Калмыкия (Бакаев В.Б.), Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (Тачиев Б.А.), Министерству образования и науки Республики Калмыкия (Соловьев А.А.), Министерству по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия (Джимбеев Ш.Н.), Министерству экономики Республики Калмыкия (Сенглеев В.Б.), Министерству внутренних дел Республики Калмыкия (Сасыков Т.П.) утвердить планы мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать мэру г.Элисты Бурулову Р.Н., главам администраций районных муниципальных образований, Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Калмыкия (Лиджиев В.Ц.) принять меры по реализации положений Концепции, разработать и утвердить планы мероприятий по ее выполнению.
4. Министерствам, ведомствам ежегодно к 15 января представлять информацию о выполнении положений Концепции и планов мероприятий по ее реализации в Министерство труда и социального развития Республики Калмыкия.
6. Министерству труда и социального развития Республики Калмыкия (Бакаев В.Б.) ежегодно к 10 февраля представлять информацию об исполнении мероприятий по реализации положений Концепции в Правительство Республики Калмыкия.
7. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Куницыну Н.О.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия |
А.Дорждеев |
Одобрена
Распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 3 июля 2002 г. N 336-р
Концепция
демографического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года
Концепция демографического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года представляет систему принципов, приоритетных направлений в сфере регулирования демографических процессов.
I. Современная демографическая ситуация в Республике Калмыкия
За последние три года в республике отмечается сокращение общей численности населения. Если по переписи населения 1989 года численность населения республики составляла 322,6 тыс.чел., на 01.01.2001 г. - 314,3 тыс.чел., то на 01.01.2002 г. она составила 312,3 тыс.чел.
Естественный прирост населения Республики Калмыкия в 2001 г. составил (+)0,6, в то время как в России - (-)6,4, Южном федеральном округе - (-)3,2. Республика Калмыкия вошла в число 15 субъектов России с положительной динамикой.
Коэффициент рождаемости за последние три года увеличился и составил в 2000 г. - 11,0, в 2001 г. - 11,2, в I кв. 2002 г. - 2,85. Суммарный показатель рождаемости (число родившихся на 1 женщину в течение жизни) по республике в 2000 году составил 1,05 (для простого воспроизводства необходим показатель 2,14-2,15). Уровень городской рождаемости составил: в 2000 г.-12,9, в 2001 г. - 11,5, в I квартале 2002 г. - 3,2, уровень сельской рождаемости: в 2000 г. - 9,7, в 2001 г. - 11,1, в I квартале 2002 г. - 2,8.
Современная ситуация с рождаемостью отражает значительные перемены в репродуктивном поведении населения, она определяется ростом числа малодетных семей (1-2 ребенка), сближением уровня рождаемости в сельской и городской местности, ростом внебрачной рождаемости. За последние три года в Республике Калмыкия на 32% (с 10,5 тыс. в 1999 г. до 7,1 тыс. в 2001 году) уменьшилось число многодетных семей, имеющих 3 и более детей до 18 лет. Количество неполных семей увеличилось на 10,4% (с 13,4 тыс. до 14,8 тыс.). Указанные факторы не способствуют сохранению демографического потенциала Республики Калмыкия.
Коэффициент смертности по республике в 1999 г. составил 10,6, в 2000 г. - 10,9, в 2001 г. - 10,7. Из числа умерших 33,8% приходится на лиц трудоспособного возраста, среди которых большую часть составляют мужчины. Продолжительность жизни мужчин в настоящее время ниже, чем у женщин, на 12 лет. Основными причинами смерти среди умерших людей трудоспособного возраста являются травмы, отравления, несчастные случаи.
Одним из факторов снижения численности населения является превышение миграционного оттока над естественным приростом населения республики. Число прибывших в республику в 2001 году составило 8779 чел., число выбывших - 10961 чел. Растет число трудовых мигрантов, что сказывается на возрастной структуре населения. В последние годы миграционная убыль населения в республике продолжает носить устойчивый характер и составляет более 2 тыс.чел.
Ранее сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения предопределили дальнейшее сокращение его численности и старения.
В республике с 1970 года отмечается рост лиц старше трудоспособного возраста: с 26,9 тыс. человек (10% от общей численности населения в 1970 г. - 268 тыс.чел.) до 46,7 тыс.человек на 01.01.2002 г., что составило 14,8% от общей численности населения. Процент прироста за указанный период лиц старше трудоспособного возраста составил 73,6%, то есть наблюдается неуклонная тенденция старения населения.
Естественная убыль населения республики, деформация его возрастной структуры неизбежно скажутся на жизнедеятельности общества, развитии экономики, социальной сферы и культуры. По прогнозам эта проблема начнет проявляться с 2008-2009 гг., что неизбежно отразится на мобильности трудовых ресурсов.
На демографическую ситуацию в республике большое влияние оказывает состояние здоровья населения. В 2001 г. отмечается общее снижение заболеваемости населения по сравнению с предыдущим годом (1999 г. - 210,7 тыс.чел., 2000 г. - 209,4 тыс.чел., 2001 г. - 201,4 тыс.чел.).
В последние 3 года отмечается улучшение здоровья беременных женщин. За период с 1999 г. по 2001 г. общая заболеваемость беременных снизилась на 7,3%. В то же время возрос показатель заболеваемости болезнями системы кровообращения более, чем на 30%, преимущественно за счет врожденных пороков.
Общая заболеваемость детей до 14 лет в 2001 г. снизилась на 5,8% за счет снижения заболеваемости инфекциями, болезнями эндокринной системы, врожденных аномалий, но у них наблюдается рост болезней костно-мышечной системы в 2,2 раза, болезней органов дыхания - в 1,1 раза, органов пищеварения - в 1,2 раза, психических расстройств - в 1,5 раза.
Таким образом, демографические прогнозы показывают высокую вероятность обострения проблем, связанных с воспроизводством населения Республики Калмыкия. Однако это обострение в отличие от Российской Федерации не будет высоким, что связано со значительным числом населения в относительно молодом возрасте.
Предполагается, что суммарный коэффициент рождаемости в течение 3-5 лет будет варьировать по отдельным годам в сторону понижения и повышения. Подъема рождаемости можно ожидать с 2008 года, когда намечается вступление в репродуктивный возраст женщин 1990 года рождения, что вероятно, определит возникновение новой демографической волны. В ближайшие годы возможно продолжение снижения уровня ожидаемой продолжительности жизни населения из-за роста смертности. Доля лиц старше трудоспособного возраста до 2008 г., по прогнозам, достигнет 20% от общей численности населения.
II. Цели и задачи демографического развития
Целями демографического развития Республики Калмыкия являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографической политики являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
- увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной смертности;
- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
- улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий реализации имеющегося потенциала здоровья;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- создание предпосылок для повышения уровня рождаемости;
- всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее гармоничной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
- создание условий для самореализации молодежи и молодой семьи;
- обеспечение адресной социальной защиты семьи и материальное поощрение ответственного родительства;
- разработка и реализация республиканских целевых программ в области здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, в т.ч. целевых программ, направленных на улучшение положения семьи и детей;
в области миграции и расселения:
- повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития республики;
- обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование толерантного к ним отношения.
III. Приоритеты демографического развития в области укрепления
здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
Политика в области охраны здоровья населения, его укрепления и увеличения продолжительности жизни должна осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Изменение образа жизни людей, т.е. формирование стереотипа здорового образа жизни.
2. Создание условий, способствующих улучшению уровня жизни и укреплению здоровья населения.
3. Улучшение репродуктивного здоровья населения, повышение его репродуктивного потенциала путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, в том числе:
- предупреждение нежелательной беременности, снижение числа абортов, заболеваемости и смертности по причине аборта;
- внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
- внедрение скрининговых мероприятий пренатальной диагностики для своевременной диагностики врожденных и наследственных заболеваний у плода;
- обеспечение ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, в т.ч. развитие гинекологической помощи девочкам и андрологической помощи мальчикам и юношам-подросткам;
- развитие стационарозамещающих технологий с расширением амбулаторной хирургической помощи по коррекции и восстановлению репродуктивной функции;
- развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи;
- внедрение и совершенствование стандартов, протоколов диагностики и лечения в амбулаторных и стационарных условиях;
- создание реабилитационных (восстановительных) отделений, отделений медико-социальной помощи при медицинских учреждениях;
- создание новых подходов к нравственному и гигиеническому воспитанию, формированию целостных ориентиров здоровья, включая профилактику инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, наркомании, токсикомании, алкоголизма.
4. Укрепление здоровья населения трудоспособного возраста можно решать такими доступными методами, как:
- профилактика травматизма и отравлений;
- увеличение объема мероприятий по профилактике нарушений здоровья, выявление на ранних стадиях заболеваний системы кровообращения, новообразований, эндокринной патологии за счет реализации республиканских целевых программ и скрининговых мероприятий;
- сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения эффективных методов диагностики и лечения.
Особое внимание должно быть обращено на социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем, в решении которых значительная роль отводится:
- принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, как за счет контроля качества алкогольной продукции, изменения правил продажи алкогольных напитков, так и изменения ценовой политики;
- проведению разъяснительной работы, особенно среди подростков и молодежи, о вреде курения, употребления наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса, при этом целесообразно взаимодействие заинтересованных министерств, ведомств, включая силовые структуры, с общественными объединениями, религиозными организациями и т.д.;
- возрождению и созданию постоянно действующей системы санитарно-гигиенического просвещения, развитию системы социально-гигиенического мониторинга на основе унифицированной методики, выборочных исследований с учетом местных особенностей жизни населения.
В целях улучшения психического здоровья необходимо принятие мер по профилактике самоубийств и уменьшению уровня психо-социального стресса путем совершенствования медико-психологической помощи, развития сети "телефонов доверия", кризисных центров и т.д.
Основным направлением в совершенствовании организации медицинской помощи населению по охране его здоровья являются оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи на всех уровнях ее оказания с увеличением объемов и качества обследования, с учетом внедрения принципов семейной медицины. Для этого следует:
- развивать консультативно-диагностическую службу;
- развивать дневные стационары с расширением амбулаторной хирургической помощи;
- обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения с четким определением объема помощи и взаимодействия с различными учреждениями на каждом этапе.
В связи с увеличением лиц пожилого возраста рекомендовать использование передовых технологий и методов с целью сохранения и продления их социального функционирования и улучшения качества жизни.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, а также тяжелобольным городским и сельским жителям необходимо:
- развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи;
- развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений, отделений для оказания медико-социальной помощи;
- развитие межрайонных отделений для оказания специализированной медицинской помощи центральными районными больницами, а именно травматологической, кардиологической, гинекологической;
- укрепление материально-технической базы существующих и вновь создаваемых учреждений.
Особо важное значение должно быть уделено укреплению здоровья и профилактике заболеваний у детей и подростков. При этом необходимо сосредоточить внимание на таких профилактических направлениях, как:
- предупреждение инфекций за счет вакцинопрофилактики;
- использование учебных заведений для массового оздоровления и укрепления здоровья детей и подростков за счет внедрения эффективной системы физического воспитания и создания условий, соответствующих гигиеническим стандартам на всех этапах образовательного процесса;
- ранняя диагностика и коррекция врожденных пороков развития;
- предупреждение у детей высокого риска развития хронических болезней, и в этом крайне актуальным является улучшение качества жизни семьи и повышение ее роли в сохранении здоровья ребенка. Если родители, родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний.
В проведении профилактики должны участвовать не только органы и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты, органы по делам молодежи. Необходимы скоординированные действия органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, сотрудничество с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также активное участие самого населения.
Необходимо возродить систему массового санитарно-гигиенического обучения граждан. Средства массовой информации должны пропагандировать здоровый образ жизни, формировать национальную идею через воспитание культа здорового человека с оптимистическим мировоззрением.
IV. Приоритеты демографического развития в области
стимулирования и укрепления семьи
В области стимулирования и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
- ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации семейной политики;
- создание для жизнедеятельности семьи социально-экономических условий, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной к среднедетной семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей, предоставления работы с достойной заработной платой, а также обеспечения семьи соответствующими жилищными условиями;
- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
- повышение воспитательного потенциала семьи, как основного субъекта социализации, путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;
- разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот и детей-инвалидов;
- развитие и укрепление системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Обеспечение условий для улучшения материального положения семей путем принятия мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышения уровня заработной платы.
Необходимо разработать механизмы стимулирования семей к рождению детей: совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение их размеров и обеспечение адресности.
Разрабатывать и реализовывать меры поддержки молодых семей, а именно:
- разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодых семей в целях поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
- формирование целостной инфраструктуры по обеспечению временной занятости молодежи, постоянному трудоустройству, развитию и поддержке молодежного предпринимательства и самозанятости;
- формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности;
- дальнейшее развитие центров планирования семьи и репродукции, центров и клубов молодой семьи, социальных служб для молодежи, системы социальных услуг и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуговой занятости, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди молодежи.
V. Национально-духовное возрождение
В современных условиях демократизации и гуманизации всех сфер жизни общества, национально-духовного возрождения народов России активные поиски преодоления бездуховности, пагубных последствий массовой культуры являются важной задачей демографического развития как страны в целом, так и республики.
Большую роль необходимо отвести развитию традиционных семейных ценностей через приобщение молодого поколения к самобытной национальной культуре, возрождению, сохранению и развитию родного языка, прогрессивных обычав, традиций предков, народной мудрости и духовности, формированию исторической памяти народа, национального самосознания и достоинства.
Традиционное воспитание детей в достойной форме обеспечивает жизнеспособность народа, основными приоритетами которого являются:
- воспитание трудолюбия;
- воспитание патриотизма (любовь к родной земле, народу, языку);
- забота о здоровье (нравственном и физическом);
- забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций.
Опора на традиционную культуру воспитания, регенерирование народных педагогических систем являются спасительным путем преодоления семейной разобщенности, установления более тесной связи младшего и старшего поколений, путем к созданию полноценных семей.
Одна из главных задач семейного и школьного воспитания - воспитание будущего хорошего отца семейства, воспитателя детей и будущей хорошей матери, воспитательницы и хранительницы домашнего очага. Отсюда немаловажная роль должна отводиться пропаганде этики и психологии семейной жизни.
VI. Приоритеты демографического развития в области
миграции и расселения
В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и направления:
- создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока населения и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Республики Калмыкия;
- создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории республики;
- оказание помощи в трудоустройстве;
- создание условий для получения образования;
- с целью формирования толерантного отношения к мигрантам оказание содействия в развитии культур других народностей, проживающих в республике, на основе равноправного межнационального, культурного взаимодействия.
VII. Информационное обеспечение Концепции
Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета населения, данных государственной статистики, итогов предстоящей переписи населения.
Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации.
Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации вопросов здорового образа жизни, активной гражданской позиции, оптимистического мировоззрения, рациональных стереотипов поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, в первую очередь, молодой семьи, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
В целях формирования общественного мнения об укреплении института семьи, перехода к среднедетной семье должна быть разработана нормативно-правовая база для проведения информационно-просветительской работы, направленной на изменение установок семьи на рождение детей.
Необходимо развивать систему информированности населения о возможных опасностях для жизни и здоровья граждан, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека.
VIII. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
- объединение усилий государственных, органов местного самоуправления и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала республики;
- координацию действий законодательных и исполнительных органов на всех уровнях, направленных на оздоровление демографической ситуации;
- разработку республиканских, муниципальных планов действий и программ по достижению основных задач настоящей Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 3 июля 2002 г. N 336-р
Текст распоряжения опубликован в газете "Известия Калмыкии" от 11 сентября 2002 г. N 184