Указ Президента Республики Калмыкия
от 27 августа 2002 г. N 168
"О Стратегии экономической безопасности Республики Калмыкия"
20 марта 2006 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 10 января 2000 года), в целях активизации ресурсно-экономического потенциала, обеспечения безопасного и устойчивого развития Республики Калмыкия на среднесрочную и долгосрочную перспективу постановляю:
1. Утвердить Стратегию экономической безопасности Республики Калмыкия.
2. Правительству Республики Калмыкия разработать и представить на утверждение республиканскую целевую программу, направленную на реализацию Стратегии экономической безопасности Республики Калмыкия. Разработку республиканской целевой программы осуществлять совместно с соответствующими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Калмыкия и научными учреждениями.
Указом Главы Республики Калмыкия от 20 марта 2006 г. N 48 в пункт 3 настоящего Указа внесены изменения
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Калмыкия Козачко А.В.
Президент Республики Калмыкия |
К.Илюмжинов |
г.Элиста,
27 августа 2002 г.
N 168
Указом Главы Республики Калмыкия от 20 марта 2006 г. N 48 в настоящую Стратегию внесены изменения
Стратегия
экономической безопасности Республики Калмыкия
(утв. указом Президента Республики Калмыкия
от 27 августа 2002 г. N 168)
20 марта 2006 г.
Стратегия экономической безопасности Республики Калмыкия (далее именуется - Стратегия) представляет собой совокупность целей, задач, принципов, основных направлений, а также систему управленческих решений законодательных и исполнительных органов власти республики, хозяйствующих субъектов по обеспечению защиты экономических интересов личности, общества и республики в целом. При этом она должна быть нацелена на формирование цивилизованного, социально ориентированного рыночного хозяйства, обеспечивающего гармонизацию интересов республики и хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
Стратегия является основой для:
- формирования социально-экономической политики республики, ориентированной на обеспечение ее экономической безопасности;
- разработки целевых программ, повышающих уровень экономической безопасности республики как по отдельным сферам экономики, так и по хозяйствующим субъектам, имеющим федеральное и республиканское значение;
- создания благоприятных условий для вхождения в систему рыночных отношений и гармоничной интеграции как в общероссийские, так и международные экономические институты.
Данный проект базируется на Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и учитывает специфику республиканской экономики.
Необходимость разработки Стратегии обусловлена тем, что Республика Калмыкия относится к регионам страны, которые, в силу ряда объективных причин, хронически отстают от среднего российского уровня. На экономическое развитие республики оказывают существенное влияние сложившаяся структура производства, его технический уровень. Для социальной сферы республики характерен традиционный своеобразный национальный уклад жизни населения, требующий учета при формировании социально-экономической политики. Все эти особенности должны быть отражены при решении проблем экономической безопасности Республики Калмыкия.
Одним из важнейших факторов, представляющих угрозу экономической безопасности республики, является неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в регионе и выражающаяся в опустынивании земель, негативном влиянии подтопления и др. Угроза ухудшения экологической ситуации в республике и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для Калмыкии эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития сельскохозяйственного производства, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.
Важным фактором, оказывающим влияние на экономическую безопасность республики, являются вынужденные слаборегулируемые миграционные процессы, обусловленные экономической и политической ситуацией в регионах России и в мире.
Потенциальную угрозу экономической безопасности представляют собой неурегулированность внешних территориально-административных границ Республики Калмыкия, нерешенность вопросов политической и экономической реабилитации калмыцкого народа.
Стратегия содержит:
- категорийно-содержательный аппарат экономической безопасности Республики Калмыкия;
- формулирование экономических интересов республики во взаимосвязи с общероссийскими, включая определение критериев количественных параметров пороговых значений, индикаторов экономической безопасности, характеризующих эти интересы;
- характеристику угроз экономическим интересам республики и вызывающих эти угрозы факторов;
- систему организационно-экономического, научно-практического, правового, финансового и информационного обеспечения деятельности органов законодательной и исполнительной власти республики по обеспечению ее экономической безопасности.
Стратегия направлена на создание в Республике Калмыкия необходимых условий для:
- достижения относительной экономической неуязвимости от внешних воздействий в условиях экономико-политической зависимости региона от федерального центра и взаимосвязанности экономик субъектов Федерации. В этих условиях экономическая неуязвимость означает возможность контроля региональной власти региональных ресурсов (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий). Достижение такого уровня эффективности производства и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность и позволяют на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и взаимовыгодном обмене научно-техническими достижениями;
- обеспечения стабильности и устойчивости региональной экономики, базирующихся на защите собственности во всех ее формах, создания надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживания факторов, способных дестабилизировать ситуацию;
- обеспечения способности к саморазвитию и прогрессу, создания благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянной модернизации производства, повышения профессионального, научно-образовательного и культурного уровня работников;
- формирования компенсационного потенциала и резервов, которые обеспечивают способность экономики региона реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного и экономического развития в случае их нарушения в том или ином секторе хозяйства, в том или ином районе. Компенсационный потенциал включает в себя все необходимые средства (трудовые, материальные и финансовые ресурсы), наличие которых обеспечивает возможность проведения в кратчайшие сроки крупных восстановительных работ, оказания социальной и медицинской помощи населению после возникновения дестабилизующих ситуаций регионального масштаба.
I. Экономическая безопасность Республики Калмыкия
Экономическая безопасность является одной из ключевых составляющих национальной безопасности и формируемой социально-экономической политики.
Экономическая безопасность выступает базисом для обеспечения сопряженных сфер национальной безопасности, таких как энергетическая, продовольственная, технологическая, оборонно-промышленная, экологическая, финансовая, демографическая, социальная, информационная и др.
В системе всей совокупности производственных отношений экономическая безопасность представляет собой важнейшую экономическую категорию, определяющую состояние экономики, условия расширенного воспроизводства и являющуюся одним из важнейших направлений государственного регулирования социально-экономических процессов. Достижение экономической безопасностью Республики Калмыкия требуемого уровня должно означать такое развитие ее экономики, результаты функционирования которой обеспечивают повышение уровня жизни населения, социально-экономической и политической стабильности общества, препятствующих возникновению угроз экономической безопасности республики.
Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности и роста численности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами развитие экономики и последовательно реализовывать национальные государственные интересы.
Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих встроенность экономики республики в общероссийское экономическое пространство, ее стабильность и устойчивость, способность к конкурентоспособному расширенному воспроизводству и модернизации. На региональном уровне это понятие должно в полной мере учитывать специфические черты экономики региона. Региональные особенности предопределяют всю совокупность экономических интересов региона, угроз и опасностей.
Экономическая безопасность Республики Калмыкия с учетом этих особенностей представляет собой состояние ее экономики, характеризующееся достаточными для повышения уровня жизни населения темпами социально-экономического развития, разумной диверсификацией производства и повышением его технического уровня при неуклонном снижении зависимости от внешних негативных воздействий для достижения в достаточно короткие сроки более высоких уровня и условий жизни населения республики, соответствующих средним по России, при сохранении национального традиционного его уклада.
Для достижения уровня экономической безопасности Республики Калмыкия, предусмотренного в Стратегии, должны быть задействованы все возможности: сформированные и укрепляющиеся рыночные механизмы и институты, активная государственная экономическая деятельность, в том числе и законотворческая; квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих; созданный и наращиваемый научно-технический, производственный потенциал, минерально-сырьевые и природные ресурсы. В обозримой перспективе природные ресурсы Республики Калмыкия будут играть особо значимую роль в региональной и национальной экономике, защите ее безопасности.
Объектами экономической безопасности Республики Калмыкия являются личность, общество и государство, а субъектами ее обеспечения - основные элементы экономической системы, включая рыночные институты и механизмы, при государственном регулировании их функционирования.
Основное содержание экономической безопасности Республики Калмыкия конкретизируется при характеристике экономических интересов по отдельным сферам экономики.
II. Экономические интересы Республики Калмыкия и их критерии
Экономические интересы Республики Калмыкия охватывают все сферы ее народного хозяйства при всей специфичности этих интересов в каждой сфере. В комплексе все они определяют облик и основные параметры экономики региона, отвечающие требованиям экономической безопасности республики. Важнейшим звеном в формулировании экономических интересов Республики Калмыкия являются задачи в области социальной сферы.
1. В социальной сфере главным национальным интересом Республики Калмыкия является максимальное приближение уровня жизни населения к среднероссийскому уровню при сохранении национального, традиционного его уклада. Обеспечение этого интереса потребует:
- доведения фактических показателей уровня жизни населения до количественных параметров пороговых значений по следующим индикаторам: соотношению среднедушевых денежных доходов в Республике Калмыкия до 65% от средних по России, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 20% от всего населения, соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного (фондовый коэффициент) - до 6 раз, соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума - до 2,3 раза, уровня безработицы - до 10% от экономически активного населения;
- увеличения доли доходов от предпринимательства путем его развития и вывода из теневого сектора экономики, а также доходов от собственности;
- сохранения на ближайший период достаточно высокой доли во всех доходах населения натуральных поступлений продуктов питания с приусадебных и других участков, снижения этой доли в меру замещения ее растущими денежными доходами;
- формирования в дополнение к эффективной федеральной социальной помощи, обеспечивающей достойный уровень жизни и равные социальные возможности малоимущему населению (прежде всего пенсионерам и детям);
- обеспечения эффективной занятости населения с учетом профессионального образования граждан и потребностей экономики при достойной оплате квалифицированного и добросовестного труда, достижения баланса спроса и предложения на рынке труда, создания условий для мобильности трудовых ресурсов, поддержки молодежи, достигшей трудоспособного возраста;
- развития системы профессионального образования и переподготовки кадров;
- обеспечения доступности для населения высококачественных услуг образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы, недопущения неоправданного роста оплаты этих услуг для большинства населения, увязки этапов проведения реформы в этих отраслях с мерами по повышению денежных доходов населения.
2. В области демографии важнейшими направлениями обеспечения национальных интересов, отвечающих требованиям экономической безопасности, являются:
- увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой, смертности, в первую очередь в младенческих возрастах;
- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, сокращение заболеваемости, травматизма и инвалидности;
- улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, предоставление им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- создание предпосылок для повышения уровня рождаемости за счет постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
- всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
- создание условий для самореализации молодежи;
- социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;
- регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения региона;
- повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации в целом и Республики Калмыкия;
- обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.
Демографическая ситуация и демографические перспективы Республики Калмыкия - важнейшая составляющая республиканских и федеральных интересов.
3. В производстве, инвестициях, инновациях, использовании природных ресурсов и экологии.
На современном этапе главной задачей региональной экономической политики, отвечающей Государственной стратегии экономической безопасности, становится обеспечение самодостаточности и конкурентоспособности реального сектора экономики Республики Калмыкия. Это возможно при создании благоприятных и равных условий всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от форм собственности и масштабности, позволяющих проводить активное обновление производственного аппарата с учетом современных требований внешнего и внутреннего рынка, улучшение использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Достижение этих целей может быть обеспечено путем реализации комплекса организационно-экономических, научно-технических, нормативно-законодательных и других мер в реальном секторе экономики. К ним в первую очередь относятся:
- инвентаризация основных производственных фондов и реструктуризация предприятий реального сектора экономики, обеспечивающие повышение экономической эффективности производства и его прибыльности, структурную сбалансированность хозяйствующих субъектов с использованием современных финансовых инструментов для обновления основных производственных фондов товаропроизводителей и выпуска конкурентоспособной продукции в объемах, соответствующих платежеспособному спросу как на внутреннем, так и на внешних рынках;
- ведение постоянно действующего мониторинга по банку данных вакансий имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест, активизация исполнительных органов власти республики в части создания дополнительных рабочих мест с разработкой мер по государственной поддержке товаропроизводителей, не нарушающих правил ВТО и обеспечивающих мобильность рабочей силы как на территории республики, так и за ее пределами;
- внедрение финансово-экономических инструментов по формированию в республике современных промышленных, агропромышленных, производственно-финансовых, производственно-торговых и других корпоративных образований в сочетании с малым и средним бизнесом, обеспечивающих конкурентоспособность товаропроизводителей и республики в целом как на внутреннем, так и на внешних рынках;
- активизация исполнительных органов власти республики в части создания современных финансовых инструментов, обеспечивающих улучшение состояния ее земельных, лесных и водных ресурсов;
- стимулирование развития собственных налогоемких, подакцизных и экспортно-ориентированных производств, государственная поддержка наиболее быстроокупаемых и высокоэффективных инвестиционных проектов, направленных на наиболее полное использование имеющегося собственного потенциала и ресурсов;
- меры по созданию благоприятного инвестиционного климата для притока иностранных инвестиций, по прекращению утечки капитала и на этой основе увеличению инвестиций в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли республики;
- процедуры вывода из состава предприятий и передача новым собственникам неиспользуемых и устаревших производственных мощностей, включая незавершенное капитальное строительство, а также объектов социальной сферы, вспомогательных и иных служб, находящихся на балансе предприятий, в целях снижения себестоимости продукции и облегчения налоговой нагрузки;
- гармонизация цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию товаропроизводителей, а также на оказываемые ими услуги, обеспечивающая получение дохода в объемах, необходимых как для расширенного воспроизводства, повышения продуктивности животноводства и растениеводства, так и для решения социальных программ;
- применение современных экономических инструментов, обеспечивающих гармонизацию превращения материального производства в наукоемкую сферу деятельности, а науки - в производительную силу реального сектора экономики, позволяющих достигнуть высоких темпов развития ресурсосберегающих и так называемых высоких технологий за счет компьютеризации и информатизации экономики и других сфер жизни общества Республики Калмыкия.
В области развития агропромышленного комплекса необходимо осуществить активную политику стимулирования развития следующих приоритетных отраслей сельскохозяйственного производства:
- овцеводства, овощеводства, садоводства, а также элитного семеноводства и племенного скотоводства;
- наладить глубокую переработку сельскохозяйственного сырья с выпуском конкурентоспособной конечной продукции в современной тароупаковке;
- продолжить работу по мелиорации земель, внедрению капельного орошения, фитомелиорации, используя в этих целях созданные мощности промышленного производства.
Необходимо существенно изменить аграрную политику, земельные отношения, оказать содействие в создании предприятий для комплексного обслуживания сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности. Обеспечить реализацию мер по постепенному переходу от непосредственной поддержки товаропроизводителей к оказанию помощи в расширении рынков сбыта их продукции.
4. В финансовой и денежно-кредитной сфере должны быть предусмотрены меры, направленные на:
- финансовое оздоровление предприятий реального сектора, осуществляющих свою деятельность на территории республики, прежде всего за счет выявления и использования внутрихозяйственных резервов;
- преодоление дезинтеграции финансовой и кредитно-денежной систем, достижение согласованных, направленных на увеличение финансовых ресурсов сферы материального производства действий всех основных звеньев финансовой инфраструктуры: бюджетной, налоговой и кредитной систем, фондового рынка, системы страхования и внебюджетных фондов;
- повышение монетизации экономики республики на основе установления большего соответствия между денежной массой ВРП, деловой активностью, инвестициями и динамикой среднего уровня цен;
- формирование и целевое использование инвестиционного потенциала производства, активизация инвестиционного процесса в целом на основе обеспечения благоприятных финансовых условий для осуществления инвестиционной и инновационной деятельности;
- достижение бюджетной самодостаточности, наращивание собственного бюджетно-налогового потенциала на основе сохранения и наращивания финансового потенциала республики;
- расширение доходной базы республиканского бюджета и бюджетов органов местного самоуправления;
- обеспечение устойчивости бюджетов всех уровней;
- снижение финансовой зависимости от федерального бюджета;
- нормализацию бюджетных потоков между республиканским бюджетом и бюджетами органов местного самоуправления;
- оптимизацию уровней внутреннего и внешнего долга, дефицитов республиканского и местных бюджетов;
- обеспечение на всей территории республики социальных бюджетных гарантий предоставления государственных услуг в социальной сфере в соответствии с законодательно установленными нормативами бюджетных расходов.
Необходимо продолжить работу по изысканию источников оптимизации бюджетных средств, прежде всего за счет сокращения избыточных, в большинстве случаев нефинансируемых обязательств, а также оптимизации расходов на государственное управление, которое может быть достигнуто в результате реформирования и совершенствования правового обеспечения государственной службы. Проведение данных мероприятий позволит повысить эффективность работы органов исполнительной власти, усовершенствовать их структуру, условия функционирования и оптимизировать численность государственных служащих. Необходимо отказаться от кредитования и предоставления гарантий деятельности предприятиям из государственного бюджета и передать эти функции специализированным агентствам и банкам с государственным участием.
5. В сфере кооперации, экономических взаимоотношений с другими субъектами Федерации и самообеспеченности.
Возможность решения современных проблем межбюджетных отношений практически определяется правильной постановкой целей и ориентиров регионального реформирования. Построение схемы межбюджетных отношений должно начинаться с анализа, прогнозирования и управления доходным потенциалом республики, на основе чего формируются расходные полномочия регионов. При этом должны создаваться условия для собственной "бюджетообразующей" (доходообразующей) базы, ориентированной в перспективе на самодостаточное развитие республики. В качестве одной из мер в этой области можно выделить разработку в республике (согласованной с Минфином РФ) программы расширения собственной финансово-экономической (налоговой) базы, комплекс мер по увеличению собираемости доходов и последовательному сокращению получаемых трансфертов.
6. В сфере управления экономическими интересами Республики Калмыкия - возможность воздействия на экономические процессы со стороны органов исполнительной власти Республики Калмыкия с целью гарантирования нормального развития экономики и обеспечения экономической безопасности региона. Стратегия исходит из того, что экономика должна функционировать в полноправной рыночной среде и регулироваться рыночными механизмами. При этом реформирование экономики республики должно предусматривать повышение эффективности управления государственной собственностью, совершенствование приватизационного процесса, реформирование сельского хозяйства и жилищно-коммунальной сферы, жесткое подавление коррупции в государственном аппарате.
Вместе с тем региональные экономические интересы требуют в ряде случаев активной защиты, что определяет необходимость формирования определенных административных рычагов воздействия на экономические процессы.
III. Угрозы экономической безопасности Республики Калмыкия
Ключевая тенденция, угрожающая экономике Республики Калмыкия, связана с уязвимостью сложившейся структуры экономики, которая не обеспечивает финансовой самодостаточности в силу слабости доходной базы, необходимую занятость населения и рачительное использование природных ресурсов.
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Республики Калмыкия, на предупреждение или локализацию которых должна быть направлена деятельность органов государственной власти РК, являются следующие:
1. В социальной сфере главными угрозами экономической безопасности Республики Калмыкия являются сохранение или недостаточные масштабы борьбы с бедностью, а также безработица и низкое качество услуг отраслей социальной сферы. Факторами, определяющими эти угрозы экономической безопасности, могут стать:
- низкие темпы роста денежных доходов населения, их отставание от темпов роста денежных доходов в целом по России, от темпов роста инфляции и прожиточного минимума;
- сохранение высокой доли во всех доходах населения социальных трансфертов, что усиливает зависимость уровня жизни населения республики от общей финансовой ситуации в стране;
- неоправданно высокие темпы урбанизации, опережающие темпы роста денежных доходов населения, отрыв городского населения от традиционной связи с сельским укладом и уменьшение во всем потреблении доли продуктов, получаемых с приусадебных участков;
- увеличение имущественной дифференциации населения;
- недостаточные темпы роста количества рабочих мест, что вызывает повышенный уровень безработицы;
- рост оплаты жилищно-коммунальных услуг, опережающий повышение денежных доходов населения, ускоренная коммерциализация здравоохранения и образования, усиление разрыва в качестве элитных платных и массовых бесплатных услуг этих отраслей.
2. В области демографии угрозами экономической безопасности являются:
- сокращение численности населения, которое приобрело устойчивый характер;
- сокращение средней продолжительности жизни населения;
- уменьшение в половозрастной структуре населения Республики детей и подростков в возрасте до 15 лет при отрицательном соотношении девочек и мальчиков, при одновременном увеличении в общей численности доли населения старше трудоспособного возраста;
- высокая детская смертность и общая смертность по отношению к уровню рождаемости, ухудшение состояния воспроизводства населения;
- сокращение численности постоянного населения в возрасте моложе трудоспособного;
- сокращение ожидаемой продолжительности жизни, особенно у мужчин в трудоспособном возрасте;
- деформирование сознания значительной части населения в определении роли и значения семьи как важнейшей первичной ячейки любого сообщества в деле становления нравственно-психологических основ воспитания и формирования поколений населения XXI века. Количество браков за последние десять лет сократилось на одну треть, а количество разводов оставалось высоким;
- в отрицательно изменяющейся демографической ситуации все большую роль оказывают социально-экономические факторы, ведущие к резкому сокращению занятости в экономике населения в трудоспособном возрасте, отсутствию социальных и правовых гарантий на эквивалентную оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, снижению уровня жизни большинства населения.
3. В производстве, инвестициях, инновациях, использовании природных ресурсов и экологии.
Исходя из анализа состояния реального сектора экономики Республики Калмыкия и прогноза его развития на период до 2010 года, можно сформулировать следующие интересы республики как в части возможности возникновения угроз экономической безопасности в реальном секторе экономики, так и мерах, направленных на предотвращение этих угроз.
Угрозы экономической безопасности в реальном секторе экономики:
- недостаточный объем валового регионального продукта, соответственно бюджета республики, что сдерживает возможности повышения жизненного уровня населения;
- активное физическое и моральное старение основных производственных фондов;
- существенное отставание в технической обеспеченности реального сектора экономики, прежде всего сельскохозяйственного производства, по сравнению с нормативными показателями, обеспечивающими достижение современного уровня производительности труда, ресурсоемкости;
- низкий уровень инновационной продукции и недостаточная конкурентоспособность промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- отсутствие необходимого количества рабочих мест в сельскохозяйственной сфере и высокий уровень безработицы;
- чрезмерная раздробленность промышленных предприятий и низкая их экономическая эффективность;
- дефицит финансовых ресурсов;
- критическое состояние земельных ресурсов, обусловленное эрозионными процессами, ухудшением водно-физических свойств почвы, опустыниванием и наступлением песков;
- неудовлетворительное мелиоративное состояние орошаемых земель;
- диспаритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, неоправданный рост тарифов на услуги;
- низкая продуктивность сельскохозяйственных животных, обусловленная недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение обеспеченности сбалансированными по протеину кормами, приобретение элитных пород племенного поголовья животноводческой подотрасли и ветмедикаментов.
4. В финансовой и денежно-кредитной сфере:
- сохраняющаяся в течение длительного времени тенденция разрушения финансового потенциала и, соответственно, критическое состояние финансовой базы предприятий, расположенных на территории республики;
- критически низкий уровень бюджетно-налогового потенциала, не позволяющий органам государственной власти полноценно выполнять свои функции в регулировании социально-экономического развития республики, и, как следствие этого:
- острый дефицит собственных доходных источников консолидированного бюджета республики и высокая зависимость от федерального бюджета;
- снижение роли бюджета в решении задач восстановления производства, модернизации его материально-технической базы, развития производственной и социальной инфраструктуры;
- низкий уровень бюджетных расходов, направляемых на финансирование социальной сферы, обострение проблемы бюджетной защищенности наименее обеспеченных социальных групп населения;
- отсутствие на федеральном и региональном уровнях объективных критериев в сфере межбюджетных отношений, создающее угрозу для возникновения противоречий и конфликтов между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления;
- наличие каналов и сфер неэффективного и "непрозрачного" использования бюджетных средств и их расхищения;
- отсутствие эффективных механизмов осуществления государственного контроля, препятствующих выводу финансовых ресурсов из производственной сферы, их расхищению, неконтролируемому оттоку в другие регионы Российской Федерации и вывозу за рубеж;
- низкая эффективность системы бюджетного администрирования, особенно механизма ответственности за нарушение бюджетно-налогового законодательства, провоцирующая его массовые нарушения.
IV. Организационно-экономический механизм обеспечения
экономической безопасности Республики Калмыкия
Принципиальными направлениями государственной деятельности по защите экономических интересов Республики Калмыкия являются: учет проблем экономической безопасности при формировании долгосрочной социально-экономической политики и в процессе прогнозирования, постоянный мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, с использованием количественных параметров пороговых значений, разработка мер по защите экономических интересов республики.
1. Главным элементом постоянно действующего механизма защиты экономических интересов Республики Калмыкия является учет проблем экономической безопасности при разработке:
- основных направлений социально-экономического развития Республики Калмыкия на долгосрочный период;
- краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Республики Калмыкия федерального и регионального бюджетов;
- законодательных и иных нормативных правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам.
2. Важнейшими этапами учета проблем экономической безопасности Республики Калмыкия в прогнозах и основных направлениях социально-экономического развития страны в целом и субъектов Федерации являются:
- мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, для чего необходима организация с использованием системы соответствующих индикаторов анализа наиболее вероятных макроэкономических, социальных и межотраслевых диспропорций, угрожающих экономическим интересам Республики Калмыкия. Необходимо создать комплексный и глубокий статистический учет и постоянное наблюдение индикаторов, отражающих уровень угроз экономической безопасности Республики Калмыкия;
- выявление случаев, когда фактические или прогнозные значения параметров социально-экономического развития страны существенно отклоняются от принятых для республики параметров пороговых значений экономической безопасности, уровень которых препятствует нормальному функционированию экономики в режиме расширенного воспроизводства и приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономики. Указанные количественные параметры пороговых значений экономической безопасности должны охватывать важнейшие макроэкономические, социальные и межотраслевые пропорции и характеризовать состояние реальной сферы экономики, уровень и качество жизни населения, состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны, финансово-бюджетной и кредитной систем, внешнеэкономической сферы;
- разработка мер по предотвращению вероятных угроз экономической безопасности Республики Калмыкия. Эти меры должны быть разработаны по всем тем сферам и отраслям экономики, где выявлены отклонения фактических или прогнозных параметров социально-экономического развития страны от количественных параметров пороговых значений экономической безопасности;
- учет проблем экономической безопасности Республики Калмыкия в законодательных и иных нормативных и правовых актах по финансовым и хозяйственным вопросам осуществляется путем экспертизы проектов этих актов с позиции степени защищенности от угроз экономическим интересам республики. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Глава Республики Калмыкия.
3. Система обеспечения экономической безопасности РК строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти РК.
Основными элементами организационной основы системы обеспечения экономической безопасности РК являются: Глава РК, Народный Хурал РК, Правительство РК, Совет экономической безопасности РК, органы исполнительной власти РК, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Главой РК и Правительством РК, органы местного самоуправления, органы судебной власти, юридические лица, граждане, принимающие в соответствии с законодательством РФ и РК участие в решении задач обеспечения экономической безопасности РК.
Компетенция органов государственной власти Республики Калмыкия, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения экономической безопасности Республики Калмыкия и Российской Федерации и ее подсистем, определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательством Республики Калмыкия.
Функции служб, координирующих деятельность органов государственной власти Республики Калмыкия, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения экономической безопасности Республики Калмыкия и Российской Федерации и ее подсистем, определяются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия.
4. Глава РК руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами по обеспечению экономической безопасности РК; санкционирует действие по обеспечению экономической безопасности РК; в соответствии с законодательством РФ и РК формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению экономической безопасности РК; определяет приоритетные направления государственной политики РК в области обеспечения экономической безопасности РК, а также меры по реализации настоящей Стратегии.
5. Народный Хурал РК в соответствии с законодательством РФ и РК по представлению Главы РК и Правительства РК формирует законодательную базу в области обеспечения экономической безопасности РК.
6. В целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности Республики Калмыкия Правительство РК:
- определяет функции органов исполнительной власти РК по обеспечению экономической безопасности Республики Калмыкия с обязательным отражением их в положениях соответствующих министерств и ведомств РК;
- разрабатывает нормативную правовую базу в области обеспечения экономической безопасности Республики Калмыкия;
- организует оценку и мониторинг состояния экономической безопасности Республики Калмыкия, выявление источников внутренних и внешних угроз экономической безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;
- координирует деятельность органов государственной власти РК и других государственных органов, решающих задачи обеспечения экономической безопасности Республики Калмыкия и Российской Федерации в целом;
- контролирует деятельность органов государственной власти Республики Калмыкия, государственных и межведомственных комиссий, участвующих в решении задач обеспечения экономической безопасности республики;
- организует разработку региональной программы обеспечения экономической безопасности Республики Калмыкия и координацию деятельности по ее реализации;
- организует фундаментальные и прикладные научные исследования в области обеспечения экономической безопасности Республики Калмыкия;
- осуществляет международное сотрудничество в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Калмыкия, представляет интересы Республики Калмыкия и Российской Федерации в целом в соответствующих международных организациях.
7. Аппарат Совета экономической безопасности Республики Калмыкия:
- подготавливает заключения с позиции экономической безопасности на концепцию и проект республиканского бюджета, краткосрочный и среднесрочный прогноз и основные направления социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу;
- организует в соответствии с порядком, установленным Главой Республики Калмыкия, экспертизу с позиции экономической безопасности законодательных и иных нормативных правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам;
- заслушивает доклады Правительства о мониторинге, прогнозных оценках и возможных кризисных ситуациях, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности;
- ежегодно докладывает Главе Республики Калмыкия о ходе реализации Стратегии, об изменении уровня угроз экономическим интересам республики, о работе, проводимой федеральными и региональными органами исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности, и, в случае необходимости, вносит соответствующие предложения;
- отслеживает с позиции экономической безопасности важнейшие процессы, происходящие в экономике и социальной сфере, и при выявлении факторов, угрожающих экономическим интересам республики, оперативно информирует об этом Правительство Республики Калмыкия или докладывает Главе Республики Калмыкия.
8. Органы исполнительной власти РК обеспечивают исполнение законодательства РК в области обеспечения экономической безопасности республики; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их в установленном порядке Главе РК и в Правительство РК.
9. Межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Главой РК и Правительством РК, решают в соответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспечения экономической безопасности РК.
10. Органы мастного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РК в области обеспечения экономической безопасности РК.
11. Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в экономической сфере, и обеспечивают судебную защиту граждан и юридических лиц, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению экономической безопасности Республики Калмыкия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Калмыкия от 27 августа 2002 г. N 168 "О Стратегии экономической безопасности Республики Калмыкия"
Текст Указа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Калмыкия от 20 марта 2006 г. N 48