Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 30 августа 2002 г. N 244
Основные макроэкономические параметры
прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия
на 2003 год и на период до 2005 года
Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2003 год и на период до 2005 года разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 апреля 2002 года N 86 "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2003 год и Закона Республики Калмыкия "О бюджетном процессе Республики Калмыкия", с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года на основе предложений министерств, ведомств, предприятий и районов республики и с учетом мер, принимаемых Правительством Республики Калмыкия по государственной поддержке развития экономики в целом, тенденций и перспектив развития отраслей и предприятий, а также мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой "Юг России", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 581 от 8 августа 2001 года.
В макроэкономических параметрах прогноза учтены сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, анализ тенденций развития экономики Республики Калмыкия, применены индексы-дефляторы цен, рекомендованные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2003 год и на период до 2005 года разработаны в двух вариантах в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
Первый вариант (консервативно-пассивный) исходит из принципа консервативного прогноза, включающего в себя менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий и учитывающего возможность незначительных изменений сложившейся конъюнктуры на рынках сырьевых, энергетических, продовольственных ресурсов и других позитивных факторов среднесрочного и долгосрочного характера.
К числу факторов, сдерживающих возможности экономического роста в отраслях экономики в 2003 году и на среднесрочную перспективу, относятся низкий уровень денежных доходов населения, рост цен и тарифов в отраслях естественных монополий, низкая инновационная активность, что реально отразится на снижении темпов прироста и будет соответствовать параметрам первого варианта.
Второй вариант (инвестиционно-активный) разработан с учетом прогнозируемых в целом благоприятных внешних и внутренних факторов развития экономики республики при условии привлечения дополнительных инвестиций для реализации приоритетных для республики проектов.
Второй вариант предусматривает активное привлечение инвестиций из дополнительных источников в реализацию проектов, предусмотренных Программой экономического и социального развития Республики Калмыкия на период 2001-2008 гг., утвержденной Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК от 29 июня 2001 г. N 425-II. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики республики решит наболевшие проблемы - это и развитие производственного сектора экономики, увеличение налоговых отчислений в бюджет республики, создание дополнительных рабочих мест, увеличение реальных доходов населения, развитие потребительского рынка, решение социальных проблем за счет пополнения бюджета республики.
Прогнозирование социально-экономического развития республики в 2003 году и на период до 2005 года базируется на реальной оценке итогов 2000, 2001 годов и первого полугодия 2002 года.
По данным Госкомстата за 2000 год объем валового регионального продукта по республике составил 8845 млн.руб. Реальный объем ВРП в сопоставимых ценах возрос к 1999 году и составил 180%, значительный рост в 12 раз произошел по отрасли "строительство" за счет объемов по строительству нефтепровода Тенгиз - Новороссийск и в 2,3 раза - по поступлениям чистых налогов на продукты. По прогнозу на 2003 год в первом варианте, при котором не предусматривается поступления налоговых и других платежей от реализации приоритетных инвестиционных проектов, объем валового регионального продукта составляет 8407,3 млн.руб., что на 25,4% меньше оценки 2002 года. Во 2 варианте с учетом этих поступлений расчет ВРП составит 11915,0 млн.рублей, или 108,2% к оценке 2002 года. При условии реализации приоритетных инвестиционных проектов значительно увеличится объем ВРП на душу населения и к 2005 году (по 2 варианту) составит 53714 рублей, что в 1,9 раза больше уровня 2001 года.
Анализ тенденции изменения структуры промышленности показывает, что одной из приоритетных в структуре промышленного производства по-прежнему остается нефтедобывающая отрасль, удельный вес которой составит в 2002 году 46,9%.
По первому варианту, спрогнозированному исходя из достигнутой в предыдущие годы базы с учетом складывающейся тенденции и влияния внешних факторов, объем промышленной продукции прогнозируется на 2003 год в сумме 2597 млн.рублей, или 109 процентов к уровню 2001 года.
Второй вариант прогноза промышленного производства формировался с учетом реализации федеральных и республиканских целевых программ развития Республики Калмыкия, планов мероприятий по увеличению доходной части бюджетов, реализуемых в республике, тенденций развития производства, анализа положения на внутреннем и внешних рынках.
Таким образом, учитывая отраслевые аспекты кризисной ситуации экономики промышленности, общий объем производства промышленной продукции прогнозируется в 2003 и 2005 годах в объеме 4520 млн.рублей и 10237 млн.рублей соответственно, что в 2,1 и 4,8 раза больше уровня производства 2002 года соответственно.
Основные задачи и параметры социально-экономического развития отраслей сельского хозяйства Республики Калмыкия до 2003-2005 гг. определены с учетом экономического потенциала, характера и динамики происходящих социально-экономических процессов.
В отрасли животноводства в 2005 году прогнозируется произвести во всех категориях хозяйств мяса скота и птицы в живом весе - 30,1 тыс.тонн, молока - 54,2 тыс.тонн, яиц - 53,1 млн. штук, шерсти в физическом весе - 4216 тонн, что больше оценки 2002 года соответственно на 35,6%, 7,9%, 5,4%, 36,6%.
Выходное поголовье во всех категориях хозяйств составит: крупного рогатого скота - 195,6 тыс. голов, или 114,6% к оценке 2002 года, овец - 1104,6 тыс. голов (108,4%), свиней - 47 тыс. голов (109,1%), лошадей - 12,5 тыс. голов (121,3%).
В отрасли растениеводства: за 2003-2005 гг. производство зерновых во всех категориях хозяйств увеличится до 480 тыс.тонн (106,2% к ожидаемому уровню 2002 года), овощей - 17,1 тыс.тонн (104,9%), бахчевых - 12,4 тыс.тонн (121,6%), грубых кормов - 289,6 тыс.тонн (121,6%). Рост производства продукции растениеводства намечается как за счет незначительного расширения посевных площадей, так и роста урожайности.
По прогнозу 2005 года на подворьях населения будет произведено: 65,7% мяса скота и птицы, 84,8% молока, 54,4% яиц, 98.5% картофеля и 41,9% овощей от общих объемов производства во всех категориях хозяйств.
В первом варианте прогноза общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2002-2005 годах ожидается на уровне предшествующего года в сопоставимых ценах с уменьшением в 2004 году за счет сокращения объемов капитальных вложений на строительстве нефтепровода Тенгиз - Новороссийск. Уменьшение инвестиций в транспортную отрасль сопровождается увеличением капитальных вложений в жилищно-коммунальное хозяйство.
По данному варианту в 2003 году и в 2005 году инвестиции прогнозируются соответственно в объеме 7045,98 и 6758,19 млн.рублей, что составит 80 и 100 процентов к уровню оценки 2002 года (в сопоставимых ценах).
Во втором варианте предполагается резкое увеличение общего объема капитальных вложений в основном за счет привлечения внебюджетных источников (кредиты коммерческих организаций и банков, собственные средства предприятий). Рост инвестиций обусловлен реализацией Федеральной целевой программы "Юг России".
В период до 2005 года на территории Республики Калмыкия предполагается реализация около 40 федеральных целевых программ, направленных на решение социальных и экономических проблем. Реализация программы "Юг России" позволит сократить отставание регионов Юга России в основных макроэкономических показателях от среднероссийского уровня, повысить финансовую самообеспеченность ряда регионов, уровень жизни населения и снизить социальную напряженность на Северном Кавказе.
Бюджетная политика на 2003 год построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на среднесрочную перспективу.
Доля консолидированного и республиканского бюджетов в ВРП составит по второму варианту в 2003 году 27% и 15,9%, к 2005 году 24,1% и 14,3% соответственно.
Проект консолидированного бюджета на 2003 год планируется по доходам в сумме по 1 варианту - 2848,88 млн.рублей, по 2 варианту - 3069,05 млн.рублей, или 34,8% и 27% к ВРП соответственно.
Прогноз производства потребительских товаров в 2003 году и на период до 2005 года учитывает оценку увеличения доходов населения и местных продовольственных ресурсов. Особое внимание будет уделяться комплексному использованию сырьевых ресурсов республики, сокращению потерь, внедрению безотходных технологий.
По второму варианту оборот розничной торговли в 2003 году увеличится в физическом объеме на 4% и составит 2435,2 млн.руб. В 2004 году данный показатель с учетом инфляции достигнет 2735,3 млн.руб., а в 2005 году - 3101,8 млн.руб. Индекс физического объема составит 104% и 105% соответственно.
На формирование объема услуг в прогнозируемом периоде существенное влияние по-прежнему будет оказывать изменение цен и тарифов на отдельные виды услуг. Реализация платных услуг в 2003 году прогнозируется в объеме 623,5 млн.руб., что в физическом объеме к аналогичному периоду предыдущего года составит 100,1%. Тенденция увеличения объема реализации платных услуг сохранится до 2005 года. В 2004 и 2005 годах объем платных услуг составит 792,2 млн.руб. и 973,2 млн.руб. соответственно.
Занятость трудовых ресурсов. Численность занятых прогнозируется по первому и второму вариантам в 2003 году - 118,7 тыс. человек и 119,5 тыс. чел., в 2005 году - 119,8 тыс. человек и 127,7 тыс. человек.
Увеличение численности занятых по второму варианту обусловлено реализацией инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, а также в рамках Федеральной целевой программы "Юг России". Реализация данных проектов позволит ввести дополнительно 832 рабочих места в 2003 году, в 2005 году - 7,874 тыс. рабочих мест. В результате реализации проектов позволит в 2 раза снизить численность безработных.
В 2003 году общая численность безработных прогнозируется на уровне по вариантам 25,1 тыс. человек и 24,27 тыс. человек, в 2005 году - соответственно 22,25 тыс. человек и 14,38 тыс. человек. Сократится также численность зарегистрированных безработных.
В Республике Калмыкия отмечается ежегодное сокращение численности населения, которое обусловлено тем, что снижающийся естественный прирост не перекрывает миграционную убыль населения. В дальнейшем тенденция сокращения численности населения сохранится и, согласно оценке, в 2002 году составит в среднегодовом исчислении 308,8 тыс. человек, а в 2005 - 305 тыс. чел.
Основные макроэкономические параметры прогноза
социально-экономического развития Республики Калмыкия
на 2003 и на период до 2005 года
Показатели | Единица измерения |
Отчет 2001 |
Оценка 2002 |
Прогноз | 2005 к 2001, в % | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | |||||||||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 1 | вариант 2 | вариант 1 | вариант 2 | вариант 1 | вариант 2 |
Численность постоянного тыс. человек 310 308,76 307,52 307,52 306,28 306,28 305 305 98,4 98,4
населения (среднегодовая)
- всего
Индекс потребительских в % к предыдущему 116,9 115 113,0 111,0 111,0 109,0 109,0 107,9 93,2 92,3
цен году,
среднегодовой
декабрь к декабрю 119,8 114 112 112 110 110 100 100 83,5 83,5
предыдущего
года, %
Валовой региональный про- млн.руб. в ценах 8847,5 9822 8407,34 11915 9066,93 13974,3 10074,4 16383 113,9 185,2
дукт - всего соответствующих
лет
в % к предыдущему 84,8 96,3 75,7 108,2 96,4 105,4 100,5 106,6 118,5 125,7
году в
сопоставимых
ценах
индекс-дефлятор, 117,9 115,3 113,1 112,1 111,9 111,3 110,6 110 93,8 93,3
в % к пред. году
ВРП на душу населения руб. 28540,3 31811,1 27339,2 38745,4 29603,4 45625,9 33030,8 53714,8 115,7 188,2
Объем произведенной про- млн.руб. в ценах 1612 2134 2597 4520 3118 7180 3600 10237 223,3 635,0
мышленной продукции (ус- соответствующих
луг) в действующих ценах лет
организаций
Индекс промышленного про- в % к предыдущему 121 113 108,7 185,8 108,2 140,6 105,0 127,3 86,7 105,2
изводства году
индекс-дефлятор, 115,1 117,5 112 114 111 113 110 112 95,6 97,3
в % к пред. году
Продукция сельского хо- млн.руб. в ценах 1660,8 1918 2397,4 2266 2656,1 2629,6 2945,7 2916 177,4 175,6
зяйства в хозяйствах всех соответствующих
категорий лет
в % к предыдущему 118 102,2 110,6 105,5 101,6 107,4 102,4 102,7 87,0
году
индекс-дефлятор, 111,6 113,2 113 112 109 108 108,3 108 97,0 96,8
в % к пред. году
Объем инвестиций (в ос- млн.руб. в ценах 5470,3 6291 7046 16099,0 6200 15916,0 6758 17724,0 123,5 324,0
новной капитал) за счет соответствующих
всех источников финанси- лет
рования - всего
в % к предыдущему 69,6 100 100,0 228,5 80,0 91,5 100,0 104,1 143,7 149,5
году в
сопоставимых
ценах
индекс-дефлятор, 117,5 115 112 112 110 108,0 109 107,0 92,8 91,1
в % к пред. году
Оборот розничной торговли млн.руб. в ценах 2069,2 2128,7 2341,6 2435,2 2552,3 2735,3 2894,3 3101,8 139,9 149,9
соответствующих
лет
в % к предыдущему 118,5 91,9 100,0 104,0 100,0 104,0 105,0 105,0 88,6 88,6
году в
сопоставимых
ценах
индекс цен 117,1 112 110 110 109 108 108 108 92,2 92,2
на товары в %
к пред. году
Объем платных услуг насе- млн.руб. в ценах 408,59 484,39 579,9 623,54 715,7 792,21 879,3 973,23 215,2 238,2
лению соответствующих
лет
в % к предыдущему 90,3 96,3 100,0 104,7 102,0 105,0 105,0 105,0 116,3 116,3
году в
сопоставимых
ценах
индекс цен и 125,3 129 119,7 123 121 121 117 117 93,4 93,4
тарифов на услуги
в % пред. году
Прибыль (убыток) - сальдо млн.руб. 95,74 122,55 131,13 920 238,99 1850 245,94 2740 256,9 2861,9
Амортизационные отчисления млн.руб. 228 306,79 328,27 447 348 563,9 365,36 692,8 160,2 303,9
Фонд заработной платы млн.руб. 1767,18 2213,45 2652,6 2655,7 3162,4 3243,7 3683,1 3848,1 208,4 217,8
в том числе:
в материальном произ- млн.руб. 789,54 1040,32 1313,0 1330,3 1597,5 1729,2 1933,6 2170,5 244,9 274,9
водстве
в непроизводственной млн.руб. 977,64 1173,13 1339,5 1325,4 1565,9 1514,5 1749,5 1677,6 179,0 171,6
сфере
Номинальная начисленная руб. 1759,1 2190,15 2630,9 2634,0 3180,7 3261,4 3705,0 3871,0 210,6 220,1
среднемесячная заработная
плата на одного работника
Реальные располагаемые в % к предыдущему 112,4 104,8 102,4 102,5 103,4 103,5 101,5 102,0 90,3 90,7
денежные доходы населения году
Величина прожиточного ми- руб. 1399,2 1609,08 1818,26 1818,26 2018,27 2018,27 2199,91 2199,91 157,2 157,2
нимума в среднем на душу
населения в месяц (на ос-
нове Методики исчисления
величины прожиточного ми-
нимума в целом по Россий-
ской Федерации, утверж-
денной Постановлением
Минтруда России и Госком-
стата России от 28 апреля
2000 г. N 36/34)
Численность населения с % 61,3 55,0 58,8 45,0 57,7 40,0 57,1 30,0 93,1 48,9
денежными доходами ниже
прожиточного минимума, в
% ко всему населению
Численность занятых в тыс. человек 118,1 119,17 118,7 119,5 119,3 123,9 119,8 127,7 101,4 108,1
экономике (среднегодовая)
- всего
Общая численность безра- тыс. человек 27,1 26,7 25,1 24,3 23,7 16,1 22,3 14,4 82,3 53,1
ботных (в среднем период)
Численность безработных,
зарегистрированных в тыс. человек 3,45 4,3 4,6 4,3 4,7 3,6 4,7 2,7 136,2 78,3
службах занятости
Уровень безработицы в ЭАН тыс. человек 18,7 18,3 17,5 16,9 16,5 13,3 14,7 10,1 78,8 54,1
общей
Зарегистрированной тыс. человек 2,4 3,0 3,2 3,0 3,3 2,5 3,3 1,9 138,7 79,8
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 августа 2002 г. N 244 "Об основных макроэкономических параметрах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.