Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Республиканская программа
"Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства
в Республике Калмыкия на 2003-2004 годы"
(утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия
от 16 июня 2003 г. N 163)
6 декабря 2004 г.
Паспорт Программы
Наименование - Республиканская программа "Государственная поддержка
Программы малого предпринимательства в Республике Калмыкия на
2003-2004 годы"
Основание для - Федеральный закон "О государственной поддержке малого
разработки предпринимательства Российской Федерации" от
Программы 14.06.1995 года N 88-ФЗ;
- Федеральная программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на
2003-2004 годы;
- указы Президента Республики Калмыкия от 29.08.2002 г.
NN 176, 178
Государствен- - Министерство экономики Республики Калмыкия
ный заказчик
Программы
Основные - Министерство экономики Республики Калмыкия;
разработчики - Фонд поддержки малого предпринимательства и развития
Программы конкуренции при Правительстве Республики Калмыкия
Цель Программы - обеспечение благоприятных условий для развития малого
предпринимательства на основе повышения качества и
эффективности мер государственной поддержки
Задачи - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирую-
Программы щей государственную поддержку и развитие предпринима-
тельской деятельности;
- устранение излишних административных барьеров, препят-
ствующих эффективному развитию и функционированию ма-
лого бизнеса;
- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринима-
тельства, обеспечивающей предоставление доступных и
качественных информационных, консалтинговых и учеб-
но-методических услуг, подготовка квалифицированных
кадров для малого бизнеса;
- расширение доступа субъектов малого предпринимательст-
ва к финансовым ресурсам из бюджетных источников;
- привлечение в развитие малого предпринимательства Рес-
публики Калмыкия внебюджетных средств через финансо-
во-имущественную и административно-правовую поддержку
внедрения финансовых технологий;
- реализация пилотных проектов малого предпринимательст-
ва, имеющих особое социально-экономическое значение
для Калмыкии;
- повышение престижа и социального статуса предпринима-
теля, взаимодействие со средствами массовой информации
в области пропаганды положительного опыта предпринима-
тельской деятельности
Основные - совершенствование нормативно-правовой базы развития
направления малого предпринимательства;
Программы - развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки
субъектов малого предпринимательства;
- развитие бизнеса и повышение эффективности функциони-
рования инфраструктуры поддержки малого предпринима-
тельства;
- развитие финансовых технологий поддержки малого пред-
принимательства;
- повышение престижа и социального статуса предпринима-
теля, взаимодействие со средствами массовой информации
в области пропаганды положительного опыта предпринима-
тельской деятельности
Основные - Фонд поддержки малого предпринимательства и развития
исполнители конкуренции при Правительстве Республики Калмыкия;
Программы - Торгово-промышленная палата Республики Калмыкия;
- Министерство имущественных отношений Республики Калмы-
кия;
- Министерство инвестиционной политики Республики Калмы-
кия;
- Министерство финансов Республики Калмыкия
Срок реализации - 2003-2004 годы
Программы
Объемы - общий объем - 121,4 млн.руб., в том числе:
и источники - республиканский бюджет - 26,8* млн.руб.;
финансирования - собственные средства фонда поддержки малого предприни-
Программы мательства и развития конкуренции при Правительстве РК
- 2,9 млн.руб.;
- средства Федерального фонда поддержки малого предпри-
нимательства РФ - 31,0 млн.руб.;
- внебюджетные источники - 60,7 млн.руб. (прилож. N 2)
Ожидаемые - в результате осуществления Программы вклад малого
результаты предпринимательства в производство внутреннего валово-
реализации го продукта возрастет до 20%;
Программы - удельный вес занятых на малых предприятиях индивиду-
альных предпринимателей, действующих без образования
юридического лица, достигнет 20% экономически активно-
го населения;
- увеличится объем поступлений налогов и платежей в бюд-
жеты различных уровней от субъектов МП
Система Основные исполнители программных мероприятий ежеквар-
организации тально представляют государственному заказчику отчеты
контроля за о ходе реализации Программы. Государственный заказчик
исполнением обобщает указанные отчеты и информирует Правительство
Программы РК по итогам года с внесением предложений по совершен-
ствованию Программы
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Достигнутый в Республике Калмыкия уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствие этого не используются большие потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.
По данным Госкомстата РК, на начало 2001 года в Республике Калмыкия действовало 7883 малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения республики приходится в среднем 25 малых предприятий, тогда как в среднем по стране всего лишь 6, но в то же время в государствах Европейского Союза - не менее 30.
Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2000 года, составила около 16 тыс. человек. В общем количестве экономически активного населения это составляет около 11,5%, что практически в 5-6 раз ниже уровня западноевропейских стран, и даже ниже, чем в среднем по России.
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт республики не превышает 12%.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.
Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства как в городской, но особенно в сельской среде.
Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. На сегодняшний день в республике из структур, занимающихся проблемами малого бизнеса, действует только Фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при Правительстве РК. Необходимо создать, как минимум, бизнес-центр, в рамках которого восстановить деятельность межрегионального маркетингового центра "Элиста-Москва".
Основным документом по реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства должна являться Республиканская программа "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Республике Калмыкия на 2003-2004 годы" (далее - Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на республиканском уровне на среднесрочную перспективу.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение условий для увеличения объемов производства качественной продукции и услуг через реализацию комплексной государственной политики по системному развитию малого предпринимательства в Республике Калмыкия.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения. Основные задачи включают:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей государственную поддержку и развитие предпринимательской деятельности;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
- распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства;
- расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
- подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;
- продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;
- проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в Республике Калмыкия и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;
- создание условий для реализации в республике зарубежных программ развития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.
Приоритетной задачей Программы является создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции. В число основных задач социально-экономической политики на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. В этой связи основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по созданию разумных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого предпринимательства.
Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства станут: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка и реализация законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В этом комплексе предусматривается также развитие саморегулирования предпринимательской деятельности на основе общественных объединений; разработка и внедрение нормативно-правовых механизмов, определяющих взаимную ответственность сторон в различных возникающих правоотношениях; проведение эффективной конкурентной политики.
С целью укрепления правовых начал участия малых предприятий в системе государственных заказов намечается отработка эффективных механизмов расширения участия малых предприятий в сфере государственных закупок товаров. Для этого необходимо создание информационной системы, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства информации об объявляемых государственных закупках товаров и услуг.
Необходимо дальнейшее продолжение отработки практических механизмов финансирования малых предприятий. Для реализации этого направления необходимо развитие институтов и технологий микрокредитования, гарантирования кредитов, страхования, участие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в создании гарантийных фондов.
Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо: качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей госпредприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого предпринимательства.
Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения через развитие малого предпринимательства. Речь может идти также о субсидированном создании и развитии малых предприятий в рамках соответственной государственной политики занятости. В этих случаях необходима разработка методов оценки жизнеспособности новых предприятий в средне- или долгосрочной перспективе. Развитие малого предпринимательства является также важной задачей для снижения уровня безработицы в проблемных муниципальных образованиях, особенно остро переживающих последствия экономической трансформации.
Для подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства необходимы: разработка системы преподавания основ предпринимательской деятельности в учебных заведениях разных уровней; создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; разработка методических основ для обучения предпринимательской деятельности.
Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание бизнес-центра, который будет охватывать следующие основные направления информационного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, юридическая поддержка, техническая информация, нормативно-справочная информация.
Деятельность основной части субъектов малого предпринимательства ориентирована преимущественно на локальные территориальные рынки. Государственная поддержка по содействию выходу предприятий на рынки других регионов России должна сочетать в себе информационное содействие (включая предоставление маркетинговой и нормативно-правовой информации, организацию выставочно-ярмарочной деятельности).
Разработка различных инструментов государственной политики поддержки предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. В этой связи необходимо проведение исследований общих проблем малого предпринимательства, ориентированных на задачи разработки политики поддержки предпринимательства; совершенствование инфраструктуры его поддержки, обеспечивающей нормальные условия путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых, имущественных и других деловых услуг. Важное место будет отведено проведению исследований и созданию информационно-аналитической базы, которая позволила бы принимать обоснованные конкретные решения о целесообразности той или иной государственной политики с точки зрения долго- и среднесрочного стимулирования экономического развития.
В России действует значительное количество международных и иностранных донорских организаций, большинство из которых в рамках своих программ оказывают поддержку малому предпринимательству. Объем средств, выделяемых под такие программы, в ряде случаев превышает ресурсы, направляемые на российские государственные программы поддержки малого предпринимательства. Информации о таких программах в республике крайне недостаточно. В целях повышения информированности необходимо создать доступную базу данных иностранных проектов поддержки предпринимательства, осуществляемых в России. Необходимо также создать организационный механизм, который бы обеспечивал поддержку иностранных программ, включая взаимодействие с органами власти, ассоциациями предпринимателей и отдельными предприятиями.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2003-2004 гг. и предполагает два этапа. В 2003 году основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов и имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, создание и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и развитие информационных технологий, а также на доработку мероприятий предшествующей программы. Особое внимание на первом этапе реализации Программы будет уделено аналитическому обеспечению поддержки малого предпринимательства, чтобы на втором этапе Программы, рассчитанном на 2004 год, перейти к новым методам проведения государственной политики поддержки малого предпринимательства.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена шестью направлениями (разделами). Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи (приложение N 1).
Раздел 1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства
Данный раздел направлен на совершенствование нормативно-правовой и административно-организационной базы эффективного развития и функционирования малого предпринимательства, предусматривающей:
- реализацию основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства;
- сохранение преемственности с ранее изданными федеральными и республиканскими правовыми актами и недопущение положений, потенциально усложняющих и ухудшающих ситуацию для малого предпринимательства;
- минимизацию разрешительных процедур, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства;
- устранение практики необоснованных проверок субъектов малого предпринимательства со стороны контролирующих организаций и ведомств;
- разработка механизмов и осуществление мер по устранению административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
- повышение статуса и полномочий государственных и общественных структур, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства;
- обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к получению государственных заказов на производство или поставку продукции и товаров, и оказания услуг.
Раздел 2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства
В рамках данного раздела будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов, включающие: создание гарантийного фонда, развитие финансового лизинга, обществ взаимного кредитования.
Первоочередной задачей Программы в данной области является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам.
Будет осуществлена разработка документов по созданию механизмов и структур микрокредитования.
В рамках данного раздела в комплексе с другими мерами поддержки будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества государственных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий, незавершенных объектов производственного назначения.
Во исполнение данного раздела будут решаться следующие задачи:
- определение финансовых ресурсов из внебюджетных источников, которые будут направлены на конкурсной основе в развитие малого предпринимательства;
- формирование фонда неиспользуемых производственных (нежилых) помещений для размещения субъектов малого предпринимательства;
- кредитование субъектов малого предпринимательства в соответствии с приоритетными направлениями.
Раздел 3. Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Данный раздел представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства; обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В рамках направления будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно: будет оказана поддержка Фонду поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при Правительстве РК, Международному образовательному центру "Медрл" и другим организациям, формирующим условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающим условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг.
Будет организовано проведение семинаров для работников малых предприятий и структур поддержки малого бизнеса со специалистами соответствующего профиля, а также издание и распространение ежегодно 4 бесплатных печатных изданий тиражом не менее 500 экземпляров по вопросам использования информационных технологий в предпринимательской деятельности.
Для продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на региональный и межрегиональный рынки будет оказываться содействие выставочно-ярмарочной деятельности. Для этого также предусматривается создание функциональных систем поиска партнеров для малых предприятий, информации о новых товарах и услугах; предоставление дополнительных возможностей малым предприятиям для заключения сделок.
В целях развития системы дополнительного профессионального образования будут реализовываться мероприятия по поддержке объектов инфраструктуры, специализирующихся на образовательном и консалтинговом обслуживании предпринимательской деятельности в республике.
Данный раздел определяет формирование комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая включает в себя систему государственных, общественных и коммерческих организаций, оказывающих субъектам малого бизнеса услуги в сфере консалтинга, маркетинга, деловой информации, а также учебно-методическом и кадровом обеспечении их эффективной деятельности.
Раздел 4. Развитие финансовых технологий поддержки малого предпринимательства
Данный раздел предусматривает внедрение новых и совершенствование существующих механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
В рамках данного раздела предусматривается осуществление следующих комплексных мер:
- разработка механизмов осуществления и формирования структур микрокредитования малых предприятий, включающих в себя кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и страхования малых предприятий, кредитные союзы. Реализация программ микрокредитования;
- проведение республиканского конкурса для начинающих предпринимателей "Открой свое дело!".
Раздел 5. Повышение престижа и социального статуса предпринимателя, взаимодействие со средствами массовой информации в области пропаганды положительного опыта предпринимательской деятельности
Данный раздел направлен на укрепление социального статуса и престижа предпринимателя, создание благоприятного общественного мнения, и как следствие, привлечение более широких слоев населения в малый бизнес.
Для решения поставленных задач предусматривается:
- изучение и мониторинг социально-экономических процессов и социально-психологического климата в малом предпринимательстве;
- проведение общереспубликанского конкурса на "Лучшего предпринимателя Республики Калмыкия "Алтн пайцза" по соответствующим приоритетным сферам деятельности малого предпринимательства;
- организация теле- и радиопередач, а также статей в республиканских периодических печатных изданиях о положительном опыте предпринимательской деятельности;
- проведение ежегодной конференции "Государство и бизнес" в целях проведения анализа и подведения итогов эффективности взаимодействия государственных структур и предпринимателей республики по реализации настоящей Программы;
- проведение республиканского праздника "День предпринимателя";
- организация ежегодных ярмарок-выставок продукции предприятий малого бизнеса.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 декабря 2004 г. N 361 глава IV настоящей Программы дополнена разделом 6
Раздел 6. Реализация "пилотных" проектов и программ объектов инфраструктуры и малых предприятий, имеющих высокую социально-экономическую значимость для развития экономики республики
Данным разделом предусматривается поддержка проектов и программ объектов инфраструктуры и малых предприятий, влияющих на социально-экономическое развитие экономики республики в области:
- переработки мяса;
- производства и переработки нетрадиционных и перспективных видов продукции;
- растениеводства (хлопка);
- предоставления бытовых услуг населению;
- поддержки молодежного движения в малом агробизнесе.
В рамках поддержки проектов и программ, указанным# в данном разделе, предусматривается определение объема субсидий из средств республиканского бюджета для адресной поддержки проектов и программ объектов инфраструктуры и малых предприятий, в виде финансирования, предоставляемого Фондом поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при Правительстве Республики Калмыкия на конкурсной целевой основе.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий настоящей Программы планируется в объеме 121,4 млн.рублей (приложение N 1), в том числе:
2003 год - 40,6 млн.рублей;
2004 год - 80,8 млн.рублей.
Указанные суммы формируются из нескольких источников.
Прежде всего это средства республиканского бюджета Республики Калмыкия и Федерального фонда поддержки малого предпринимательства РФ, а также средства Фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при Правительстве Республики Калмыкия и внебюджетные средства.
Реализация Программы может осуществляться на основе целевого финансирования из других внебюджетных источников, средств субъектов малого предпринимательства. Привлечение этих средств будет осуществляться на основе отдельных соглашений, договоров.
VI. Организация управления Программой и механизм ее реализации
Государственный заказчик Программы - Министерство экономики Республики Калмыкии.
Основной исполнитель Программы - Фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при Правительстве Республики Калмыкии.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях Попечительского совета Фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при Правительстве Республики Калмыкия.
Основные исполнители программных мероприятий ежеквартально представляют государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы. Государственный заказчик обобщает указанные отчеты и информирует Правительство РК по итогам года с внесением предложений по совершенствованию Программы.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
и критерии оценки ее эффективности
В результате осуществления Программы вклад малого предпринимательства в производство внутреннего валового продукта возрастет до 20%;
- удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения, или около 20 тыс. человек в абсолютном выражении;
- увеличится объем поступлений налогов и платежей в бюджеты различных уровней от субъектов МП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.