Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Республиканская целевая программа "Жилище" на 2003-2010 годы
(утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2003 г. N 185)
12 ноября 2008 г.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12 ноября 2008 г. N 392 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
республиканской целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы
Наименование - Республиканская целевая программа "Жилище" на
Программы 2003-2010 годы
Дата принятия - Постановление Правительства Республики Калмыкия от
решения о 20 января 2003 г. N 1
разработке
Программы
Государственный - Министерство территориального развития Республики
заказчик - Калмыкия
координатор
Программы
Основные - Министерство территориального развития Республики
разработчики Калмыкия, Министерство экономического развития и
Программы внешнеэкономических связей Республики Калмыкия,
Министерство финансов Республики Калмыкия,
Министерство сельского хозяйства и развития
земельных отношений Республики Калмыкия
Цели и задачи - Основная цель Программы - комплексное решение проб-
Программы лемы перехода к устойчивому функционированию и раз-
витию жилищной сферы, обеспечивающим доступность
жилья для граждан, безопасные и комфортные условия
проживания в нем.
Основными задачами являются:
- развитие эффективного рынка жилья и финансовых меха-
низмов, обеспечивающих доступность приобретения
жилья для граждан с достаточной платежеспособностью,
а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жи-
лищных условий за счет средств федерального, респуб-
ликанского и местных бюджетов в пределах установлен-
ных социальных стандартов;
- обеспечение роста темпов жилищного строительства и
реконструкции жилья, приведение структуры и техни-
ческих характеристик жилья в соответствие со спросом
и потребностями населения, повышение качества и эф-
фективности жилищного строительства;
- обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за
счет средств федерального бюджета отдельных катего-
рий граждан, определенных законодательством Российс-
кой Федерации, в соответствии с объемом государс-
твенных обязательств;
- обеспечение устойчивого и эффективного функциониро-
вания и развития жилищно-коммунального хозяйства
Республики Калмыкия и усиление адресной социальной
поддержки населения, связанной с оплатой жилья и
коммунальных услуг
Сроки реализации - 2003-2010 годы:
Программы 1-й этап - 2003-2004 годы;
2-й этап - 2005-2010 годы
Перечень - Мероприятия федеральной целевой программы "Государс-
программ твенные жилищные сертификаты", утвержденной Поста-
и основных новлением Правительства Российской Федерации от 20
мероприятий, января 1998 года N 71, по Республике Калмыкия (за-
государственные казчик - Министерство территориального развития
заказчики Республики Калмыкия);
- республиканская целевая программа "Переселение граж-
дан из ветхого и аварийного жилищного фонда на
2003-2010 годы", утвержденная Постановлением Прави-
тельства Республики Калмыкия от 30 сентября 2002 го-
да N 277 (государственный заказчик - Министерство
территориального развития Республики Калмыкия);
- мероприятия федеральной целевой подпрограммы "Обес-
печение жильем участников ликвидации последствий ра-
диационных аварий и катастроф", утвержденной Поста-
новлением Правительства Российской Федерации от 16
октября 2002 года N 760, по Республике Калмыкия (за-
казчик - Министерство территориального развития
Республики Калмыкия);
- мероприятия по реализации Федерального закона "О жи-
лищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от
25 октября 2002 года N 125-ФЗ по Республике Калмыкия
(заказчик - Министерство территориального развития
Республики Калмыкия);
- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, оп-
ределенных законодательством Российской Федерации и
Республики Калмыкия:
- мероприятия по обеспечению жильем отдельных кате-
горий граждан, в том числе по обеспечению жильем
молодых ученых, в соответствии с постановлениями
Правительства Российской Федерации, по Республике
Калмыкия (заказчик - Министерство территориального
развития Республики Калмыкия);
- мероприятия по обеспечению жильем работников бюд-
жетной сферы в соответствии с Постановлением Пра-
вительства Республики Калмыкия от 24.07.2002 го-
да N 209 (государственный заказчик - Министерство
территориального развития Республики Калмыкия);
- мероприятия по обеспечению жильем социально неза-
щищенных слоев населения в соответствии Постанов-
лением Правительства Республики Калмыкия от
22.03.2000 года N 82 "О социальном жилье" (госу-
дарственный заказчик - Министерство
территориального развития Республики Калмыкия);
- республиканская программа "Развитие ипотечного жи-
лищного кредитования в Республике Калмыкия", утверж-
дена Постановлением Правительства Республики Калмы-
кия от 16 сентября 2002 года N 263 (государственный
заказчик - Министерство территориального развития
Республики Калмыкия);
- мероприятия федеральной целевой программы "Юг Рос-
сии" по отселению жителей прибрежных территорий, за-
топляемых водами Каспийского моря (проект
5.3.3.1.47*), утвержденной Постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 08.08.2001 года N 581
(заказчик - Министерство территориального развития
Республики Калмыкия);
- республиканская программа "Реформирование и модерни-
зация жилищно-коммунального комплекса Республики
Калмыкия на 2003-2010 годы". утверждена Постановле-
нием Правительства Республики Калмыкия от 31 декабря
2002 года N 374 (государственный заказчик - Минис-
терство территориального развития Республики
Калмыкия);
- мероприятия федеральной целевой программы "Социаль-
ное развитие села до 2010 года" по Республике Калмы-
кия, утвержденной Постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 по
Республике Калмыкия (заказчик - Министерство сель-
ского хозяйства и социального развития села Респуб-
лики Калмыкия);
- строительство жилья министерствами, ведомствами, а
также предприятиями и организациями
Объемы финансирования Программы
за счет средств всех источников финансирования
(млн.рублей, в ценах соответствующих лет)
Источники финансирования | Объем финансирования* | ||
2003-2010 годы всего |
в том числе по этапам | ||
I этап 2003-2004 годы |
II этап 2005-2010 годы |
Всего, 3147,6 874,19 2273,41
в том числе:
- мероприятия федеральной целевой 21,1 4,1 17,0
программы "Государственные жилищные
сертификаты" по Республике Калмыкия;
- республиканская целевая программа 195,75 46,8 148,95
"Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда на
2003-2010 годы";
- мероприятия Федеральной целевой 19,48 2,56 16,92
подпрограммы "Обеспечение жильем
участников ликвидации последствий
радиационных аварий и катастроф" по
Республике Калмыкия;
- мероприятия по реализации Федераль- 10,94 1,16 9,78
ного закона "О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей" по Республике Калмыкия;
- обеспечение жильем отдельных катего-
рий граждан, определенных законода-
тельством Российской Федерации и
Республики Калмыкия:
- мероприятия по обеспечению жильем 134,8 39,0 95,8
отдельных категорий граждан, в том
числе молодых ученых, по Республи-
ке Калмыкия;
- мероприятия по обеспечению жильем 146,9 22,5 124,4
работников бюджетной сферы;
81,1 10,5 70,6
- мероприятия по обеспечению жильем
социально незащищенных слоев насе-
ления;
- республиканская программа "Развитие 422,0 26,1 395,9
ипотечного жилищного кредитования в
Республике Калмыкия";
- мероприятия федеральной целевой 110,0 40,0 70,0
программы "Юг России" по отселению
жителей прибрежных территорий, за-
топляемых водами Каспийского моря
(проект 5.3.3.1.47*);
- республиканская программа "Реформи- 1511,53 527,61 983,92
рование и модернизация жилищно-ком-
мунального комплекса Республики Кал-
мыкия на 2003-2010 годы";
- мероприятия федеральной целевой 202,4 44,16 158,24
программы "Социальное развитие села
до 2010 года" по Республике Калмы-
кия;
291,6 109,7 181,9
- строительство жилья министерствами и
ведомствами, а также предприятиями и
организациями
Объемы и источники финансирования жилищных субсидий на оплату
населением жилищно-коммунальных услуг по республиканской программе
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Республики Калмыкия на 2003-2010 годы"
(млн.рублей)
Источники финансирования |
Объем финансирования* | ||
2003-2010 годы всего |
в том числе по этапам | ||
I этап 2003-2004 годы |
II этап 2005-2010 годы |
Всего, 1051,9 232,9 819,0
в том числе:
- из федерального бюджета; 315,6 69,9 245,7
- из бюджета Республики Калмыкия; - - -
- из местных бюджетов 736,3 163,0 573,3
Ожидаемые - Реализация Программы должна обеспечить:
конечные улучшение жилищных условий населения республики;
результаты доступность приобретения жилья;
реализации рост объемов вновь вводимого и реконструируемого
Программы жилья не менее, чем на 5 процентов в год;
обеспечение жильем за счет средств федерального,
республиканского, местных бюджетов и внебюджетных
источников более 7800 семей граждан, в том числе от-
дельных категорий граждан, определенных законода-
тельством Российской Федерации и Республики Калмыкия
- более 1200 семей;
адресность поддержки населения, связанной с оплатой
жилья и коммунальных услуг;
повышение качества коммунальных услуг, безопасности
и комфортности проживания в жилищах, социальная за-
щита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование жилищного законодательства Респуб-
лики Калмыкия;
создание условий для улучшения демографической ситу-
ации в республике, снижения социальной напряженнос-
ти в обществе, устойчивого и самостоятельного разви-
тия всех муниципальных образований
Исполнители - Органы исполнительной власти Республики Калмыкия и
Программы органы местного самоуправления, участвующие в реали-
зации мероприятий Программы, а также предприятия и
организации
Система - Государственные заказчики республиканских программ и
организации заказчики мероприятий в составе Программы, органы
контроля за исполнительной власти Республики Калмыкия, органы
исполнением местного самоуправления, участвующие в ее реализа-
Программы ции, представляют ежеквартально в Министерство тер-
риториального развития Республики Калмыкия отчеты о
ходе реализации Программы.
Министерство территориального развития Республики
Калмыкия обобщает указанные отчеты и информирует
Правительство Республики Калмыкия ежеквартально и по
итогам года с внесением предложений по совершенство-
ванию реализации Программы.
Введение
Республиканская целевая программа "Жилище" на 2003-2010 годы (далее именуется - Программа) направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации республиканской президентской целевой программы "Жилище-2001", одобренной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2000 г. N 329, утвержденной Указом Президента Республики Калмыкия от 03.01.01 г. N 1, в соответствии с которым ей придан статус президентской.
В результате осуществления намеченных мероприятий 2001 год - первый год реализации президентской программы "Жилище-2001" завершился увеличением в 2,1 раза темпов строительства и ввода в эксплуатацию жилья в республике по сравнению с 2000 годом. Возросла доля жилья, построенного в районах республики, на 26,5% к уровню 2000 года и составила 37,6% от общего ввода жилья в 2001 году. В результате реализации республиканской президентской программы "Жилище 2001" в 2001 году в Республике Калмыкия введено в эксплуатацию 810 квартир общей площадью 76,99 тыс.м2, в том числе в районах республики - 347 квартир общей площадью 28,88 тыс.м2; в 2002 году в республике введено в эксплуатацию 683 квартиры общей площадью 64,026 тыс.м2, в том числе в районах республики - 135 квартир общей площадью 12,146 тыс.м2.
Проведенные в последние годы реформы в Российской Федерации и Республике Калмыкия обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в данной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Республики Калмыкия по формам собственности, сформирован новый слой собственников как социальная база жилищной реформы.
В результате принятия Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" доля частного жилищного фонда в 2001 году в Республике Калмыкия составила 81,7 процентов по сравнению с 31,8 процентами в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 68,2 до 17,3 процента.
В Республике Калмыкия ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечены квартиры, находящиеся в частной собственности, что является существенным показателем для начального этапа функционирования рынка жилья.
Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья индивидуального жилищного строительства в общем вводе жилья возросла с 8,97 процентов в 1990 году до 71,5 процентов в 2002 году.
Приоритетной формой участия федерального и республиканского бюджетов в обеспечении жильем населения была признана поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им субсидий на приобретение жилья. В 2002 году в г.Элисте для отдельных категорий граждан начато строительство многоквартирного жилого дома (I очередь). Освоено 2,0 млн.рублей за счет средств федерального бюджета.
С использованием бюджетных источников продолжалось строительство и предоставление на льготных условиях жилья наиболее нуждающимся категориям населения и работникам бюджетной сферы, хотя и более медленными темпами.
За время реализации Договора между ЗАО "КТК-Р" и Правительством Республики Калмыкия "О благотворительной помощи КТК в реализации Программы жилищного строительства для малообеспеченных, остронуждающимся слоям населения и многодетным семьям" в г.Элисте было построено 52 квартиры общей площадью 4150,93 м2, которые распределены в соответствии с Порядком предоставления и распределения жилья для малообеспеченных, остронуждающимся слоям населения и многодетным семьям, утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22.03.2000 года N 82 "О социальном жилье".
По проекту 5.3.3.1.47* "Отселение жителей прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря", входящему в состав федеральной целевой программы "Юг России", осуществлялось строительство 30-квартирного и 14-квартирного жилых домов в г.Лагани. В 2002 году профинансировано из федерального бюджета 9,712 млн.рублей. В апреле 2003 года введен 30-квартирный жилой дом в г.Лагани.
Численность семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, уменьшилась в 1991-2001 годах с 9993 семей до 6541 семьи, при этом средняя обеспеченность жильем увеличилась на 3,0 кв.метра общей площади и составила 18,2 кв.метра на человека.
В Республике Калмыкия принят ряд законодательных актов и документов, направленных на становление и развитие ипотечного жилищного кредитования.
В целях формирования рыночной системы долгосрочного ипотечного кредитования Распоряжением Президента Республики Калмыкия от 17.02.2003 года N 49-рп создано открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия", 100% акций которого находятся в собственности Республики Калмыкия. На первом этапе потребуется государственная поддержка акционерного общества, но в конечном итоге, новая структура должна стать самостоятельным рыночным механизмом для вовлечения внебюджетных источников, в первую очередь, средств населения в реальный сектор экономики, каковым является строительство.
Осуществляется реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления отраслью и снижение издержек по предоставлению услуг.
Повышение эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь, связано с постепенным переводом отрасли на режим безубыточного функционирования, переходом к полной оплате потребителями услуг, ликвидацией перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги. Доля платежей населения в покрытии затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг возросла более, чем в 4,5 раза, и достигла 90 процентов.
Реализуется программа адресной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищных субсидий) гражданам с низкими доходами. В настоящее время в пределах 6 процентов семей от общего количества семей, проживающих в муниципальном жилье, получают такие субсидии.
Введение системы федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве позволило снизить долю дотаций на него в расходах консолидированного бюджета Республики Калмыкия.
Вместе с тем, наряду с указанными положительными результатами преобразований в жилищной сфере, ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объеме. Кроме того, в ходе проведения государственной жилищной политики выявились новые проблемы, требующие их обязательного решения.
Темпы решения жилищных проблем в Республике Калмыкия резко увеличены, но они не исключают в полной мере обострение социальной ситуации в Республике Калмыкия и, в основном, в Лаганском районе. В связи с чем Президентом Республики Калмыкия было принято решение республиканскую президентскую программу "Жилище-2001" считать долгосрочной.
Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 января 2003 г. N 1 и является основополагающим программным документом по дальнейшим преобразованиям в жилищной сфере на 2003-2010 годы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного привлечения значительных объемов бюджетных средств.
Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального и республиканского бюджетов будут использоваться исключительно на цели обеспечения жильем определенных категорий граждан и социальную защиту населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Органы местного самоуправления должны отвечать за содержание и использование муниципального жилищного фонда, функционирование и развитие муниципальных объектов коммунального хозяйства, создавать условия для жилищного строительства.
Средства местных бюджетов, в первую очередь, будут направляться на обеспечение социальным жильем малоимущих граждан и развитие коммунальной инфраструктуры.
Проблемы переходного периода требуют участия государства как через совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в жилищной сфере и стимулирование проведения на местах ряда организационных мероприятий, так и через непосредственное использование средств федерального, республиканского и местного бюджетов для решения некоторых основных задач.
Безотлагательного решения требует проблема кризисного состояния объектов и сетей.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
В Республике Калмыкия износ основных фондов по участкам составляет:
- объекты теплоснабжения в целом составляют 40%, из них тепловые сети около 60%;
- водопроводное хозяйство - 67%;
- канализационные сети - 83%;
- электрические сети - 71%.
Ежегодно регистрируется более 2 тыс. аварий и неисправностей. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 90,1 тыс.кв. метров.
Сохраняется высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, возмещение затрат предприятий ЖКХ недостаточны и не решают проблему их убыточности и платежеспособности.
Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на 01.01.2003 года 540,5 млн.рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности составил 621,6 млн.рублей.
Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода.
Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья и соответственно уменьшение количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами.
Хотя в законодательном порядке введено понятие "государственный и муниципальный фонд социального использования", в реальной практике не удалось сформировать принципы предоставления и использования жилищного фонда.
Права квартиросъемщиков остаются практически равнозначными существующим правам собственников, что подтверждается резким замедлением темпов приватизации жилья в последние годы. Отсутствие реальных договорных отношений препятствует реализации прав как нанимателей, так и наймодателей.
Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды), отсутствуют механизмы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для целей приобретения жилья, что в перспективе может серьезно ограничить миграционные процессы и развитие рынка рабочей силы.
В жилищной сфере до сих пор величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья, а процедура их оформления занимает длительное время.
Решение этой проблемы требует участия государства для законодательного определения жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая права собственности, найма, аренды, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение бесплатно или за доступную плату жильем по договору социального найма, прав на получение бюджетных жилищных субсидий, для определения правовых условий развития инфраструктуры рынка жилья и кредитно-финансовых механизмов приобретения гражданами жилья.
Необходимо также решить проблему несоответствия стоимости жилья платежеспособному спросу населения.
В 1990 году на территории Республики Калмыкия был обеспечен ввод в эксплуатацию 155,3 тыс.м2 общей площади жилья. Объем жилищного строительства за 1995-1998 годы составил ежегодно 40-50 тыс.м2. В 1999 году в связи со строительством Сити-Чесс ввод жилья увеличился до 69,7 тыс.м2. В 2000 году произошел спад до 36,8 тыс.м2. В 2001 году в связи с реализацией республиканской президентской программы "Жилище-2001" ввод жилья увеличился до 76,9 тыс.м2. Основной причиной снижения объемов ввода в эксплуатацию жилья являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций и недоступность кредитных ресурсов.
Не решена поставленная в республиканской и федеральной целевых программах "Свой дом", утвержденных Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.96 г. N 237 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753, задача снизить за счет использования более эффективных строительных технологий и материалов стоимость 1 кв.метра общей площади жилья, которая не должна превышать 2-месячного среднего денежного дохода на душу населения. Сегодня в среднем по России стоимость 1 кв.метра жилья на первичном рынке в 2-3 раза выше установленного показателя.
Существующая в настоящее время в большинстве регионов страны, в том числе и в Республике Калмыкия, система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Возможности рационального перераспределения жилищного фонда и объемы нового жилищного строительства в целом не соответствуют платежеспособному спросу населения.
Решение этой проблемы требует участия федерального центра в формировании необходимой законодательной и нормативно-правовой базы с целью упрощения процедур предоставления земельных участков под застройку и получения разрешения на строительство и создания иных благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство.
Остро стоит проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
Законодательством Российской Федерации определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство.
Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход реализован в федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71.
См. Положение о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий на оплату первого взноса при ипотечном кредитовании определенным категориям граждан, состоящим на учете по улучшению жилищных условий и приобретающим жилье в рамках республиканской программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия в домах, строящихся по республиканской целевой программе "Жилище" на 2003-2010 годы, утвержденное Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 14 октября 2003 г. N 257
В результате реализации Программы должен быть завершен переход от начальной стадии реформ в жилищной сфере, определившей принципиальные направления ее развития, к стадии последовательной реализации намеченных мероприятий и расширения масштабов преобразований, апробированных на практике и направленных на развитие и совершенствование рыночных финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиту имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, а также на улучшение жилищных условий граждан с разным уровнем доходов.
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
жилищно-коммунальное хозяйство;
обеспечение доступности жилья;
жилищное строительство;
текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающим доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
в области жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
в области жилищного строительства - обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем граждан - обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета, республиканского и местных бюджетов отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия, в соответствии с объемом государственных, республиканских и муниципальных обязательств.
Для решения основной задачи в области развития жилищно-коммунального хозяйства необходимо осуществить:
повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня ликвидации перекрестного субсидирования;
снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг;
обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям;
внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Для решения основной задачи в области обеспечения доступности жилья необходимо осуществить:
совершенствование механизмов защиты прав потребителей услуг в жилищной сфере;
разработку законодательной и нормативно-правовой базы в Республике Калмыкия, необходимой для развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения;
создание условий для долгосрочных жилищных накоплений граждан и установление государственного контроля за различными формами привлечения средств населения для финансирования жилищного строительства и приобретения жилья (строительно-сберегательные кассы, кредитные союзы, товарищества и другие организации, не имеющие лицензий кредитных организаций, но выполняющие их функции);
развитие инфраструктуры, обеспечивающей наличие четкого и надежного механизма долгосрочного ипотечного жилищного кредитования различных слоев населения;
совершенствование функционирования системы административных (государственных и муниципальных) органов и развитие частных профессиональных институтов по обслуживанию рынка недвижимости в жилищной сфере.
Для решения основной задачи в области развития жилищного строительства необходимо осуществить:
создание эффективных экономических механизмов притока частных инвестиций в жилищное строительство;
обеспечение потребности жилищного строительства в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции и материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами;
переход к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам;
реформирование и перепрофилирование предприятий строительной индустрии, включая модернизацию предприятий крупнопанельного домостроения и домостроительных комбинатов;
развитие промышленности местных строительных материалов;
формирование последовательной налоговой политики, стимулирующей финансирование строительства жилья за счет кредитов банков и других кредитных организаций, но исключающей предоставление необоснованных налоговых льгот и освобождений для отдельных участников рынка жилья (граждан, застройщиков, инвесторов, кредиторов и т.д.);
создание правовых условий для снижения рисков коммерческих банков при кредитовании строительства и реконструкции жилья;
создание условий для формирования эффективных рынков земельных участков под застройку, рынков подрядных работ и стройматериалов;
внедрение экономических рычагов, обеспечивающих своевременность завершения и сдачи в эксплуатацию строящихся объектов, передачу не завершенных строительством объектов эффективным застройщикам;
упрощение административных процедур согласования новых строительных проектов, получения разрешительной документации и контроля за осуществлением строительства жилых домов;
привлечение инвесторов путем усиления правовых гарантий землепользования и застройки, переход от административного целевого предоставления участков к регулированию землепользования и застройки на принципах правового зонирования за счет установления градостроительных регламентов по видам и параметрам застройки;
реализацию эффективной антимонопольной политики на рынках стройиндустрии, перепрофилирование или закрытие нерентабельных бесперспективных производств с учетом социальных последствий.
Для решения основной задачи в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан необходимо осуществить:
обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами федерального уровня и Республики Калмыкия;
совершенствование форм государственной поддержки населения в целях улучшения жилищных условий.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы будут выполняться поэтапно в 2003-2010 годах.
На первом этапе (2003-2004 годы) будет осуществляться:
- нормативно-правовое обеспечение мероприятий Программы по всем направлениям ее реализации;
- проведение организационных мероприятий по внедрению механизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы в Республике Калмыкия;
- реализация республиканских программ, мероприятий федеральных и республиканских программ и подпрограмм по Республике Калмыкия, включенных в состав Программы.
На втором этапе (2005-2010 годы) намечается:
- применение и совершенствование созданной на первом этапе нормативно-правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации Программы на практике в Республике Калмыкия;
- внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям;
- продолжение реализации программ и мероприятий Программы.
4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и других расходов за счет средств всех уровней.
Основные мероприятия будут реализованы в соответствии с утвержденными программами и мероприятиями, входящими в состав республиканской целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы.
Обеспечение жильем сельского населения Республики Калмыкия будет осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным в федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года".
Перечень объектов жилищного строительства, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, утверждается Правительством Республики Калмыкия на 2003-2004 годы (I этап реализации Программы) с учетом возможностей республиканского бюджета.
По итогам реализации Программы I этапа Правительство Республики Калмыкия утверждает перечень объектов жилищного строительства, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, на последующие годы II этапа.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы наиболее важным является внесение изменений в Федеральный закон "О товариществах собственников жилья". Необходимо также внести изменения в законодательные и иные нормативные акты с целью упорядочения предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и перехода к механизму адресной поддержки граждан по принципу жилищных субсидий, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги для различных групп потребителей, упорядочения отнесения затрат на себестоимость продукции и услуг предприятий коммунального хозяйства.
Организационные мероприятия будут направлены на реформирование экономических отношений в отрасли с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на республиканском уровне и муниципальном уровне при поддержке из федерального бюджета.
Переход к целевой адресной помощи гражданам через механизм жилищных субсидий и существенное возрастание потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий при переходе к бездотационному функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства потребует совершенствования механизма учета этих потребностей в рамках реформирования межбюджетных отношений, создания информационной системы платежей и субсидий.
Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений.
Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает существующую форму правоотношений. Для того, чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены.
Необходимо прекратить практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом. Необходимо также внести ясность в балансовую принадлежность жилищного фонда, который сегодня, как правило, находится на балансе муниципальных организаций, в том числе и его приватизированная часть. Основная часть жилищного фонда будет передаваться на баланс товариществ собственников жилья. Будет реализован комплекс мер по повышению привлекательности создания товариществ собственников жилья и иных объединений собственников (например, товариществ собственников молодежных жилищных комплексов).
Рост числа товариществ собственников жилья будет способствовать развитию рынка услуг по профессиональному управлению жилищным фондом. Управляющие компании должны получить все полномочия по финансовому планированию развития недвижимости, находящейся в их управлении, при условии соблюдения установленных норм и правил, осуществлять поиск и привлечение частных инвестиций.
В сфере организации предоставления коммунальных услуг необходимо создать систему тарифного регулирования.
Существующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства.
Необходимо продолжить работу по развитию практики экспертизы и аудита тарифов коммунальных предприятий, что должно стать составной частью процедур тарифного регулирования. Необходимо сформулировать основные требования, которым должны соответствовать проводимая работа, определить условия их финансирования за счет внешних для предприятия источников в целях обеспечения объективности результатов экспертизы и аудита.
В рамках организационных мероприятий на федеральном уровне будет оказана методическая и техническая помощь в работе органов тарифного регулирования на региональном и муниципальном уровне.
Механизм проведения преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и механизм финансирования программных мероприятий по его модернизации будет реализовываться в рамках подпрограмм "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Целью подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" является повышение устойчивости и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению), усиление адресности социальной защиты населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг на основе перехода к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса.
Неотъемлемой частью подпрограммы будет являться система мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли на основе развития рыночных механизмов ее функционирования, а также мероприятия по финансовой стабилизации отрасли, включая решение проблемы накопленной задолженности. Бюджетные средства будут использоваться не только как источник капитальных вложений, но и как инструмент, позволяющий отработать и запустить рыночные механизмы финансирования отрасли, которые в будущем будут осуществляться в основном на основе частных прямых и заемных инвестиций.
Целью республиканской целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы" является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных не пригодными для постоянного проживания. При этом намечается осуществить до 2010 года ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым на начало 2000 года в объеме 25,6 тыс.кв.метров.
Обеспечение доступности жилья
Среди программных мероприятий Госстроя Российской Федерации по совершенствованию нормативно-правовой базы наиболее важными являются принятие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и разработка нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию его положений (типовой договор социального найма, правила признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и т.п.). В Республике Калмыкия будут подготовлены необходимые нормативные документы после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации и внесения изменений и дополнений в Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, в федеральные законы "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации", "Об ипотеке (залоге) недвижимости" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Будет осуществляться создание финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения, привлечения долгосрочных ресурсов в жилищную сферу и развитие соответствующей инфраструктуры.
Предусматривается оказание содействия в профессиональной подготовке участников рынка жилья.
Жилищное строительство
В целях выполнения Программы на федеральном уровне необходима реализация мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы, наиболее важными являются внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, направленные на упорядочение и упрощение порядка согласования и реализации инвестиционных проектов, обеспечение условий для формирования и комплексной подготовки земельных участков под жилую застройку, а также разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы межевания и землеустройства, предоставления долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования или строительства, в том числе с использованием конкурсных процедур.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Организационные мероприятия будут направлены на:
использование в жилищном строительстве прогрессивных технологий, современных архитектурно-строительных и градостроительных решений;
дебюрократизацию процедур контроля и надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, а также лицензирования определенных законодательством видов деятельности;
совершенствование процедур регистрации залога земельных участков под застройку и объектов, не завершенных строительством;
принятие на республиканском и местном уровне нормативных правовых актов по вопросам градостроительной деятельности и введения правил землепользования и застройки, проведения межевания, а также взаимодействия органов местного самоуправления с населением в процессе принятия градостроительных решений;
методическое содействие при подготовке необходимой документации для продажи на торгах прав на земельные участки как объекты недвижимости и их использования в качестве залога при получении кредита на жилищное строительство.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Текущие обязательства государства по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан
На федеральном уровне будут осуществляться мероприятия, связанные с совершенствованием нормативно-правовой базы, наиболее важным является разработка документов, позволяющих унифицировать механизмы содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий на приобретение жилья в виде государственных жилищных сертификатов.
На республиканском уровне будут рассмотрены механизмы по привлечению инвестиций для обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Целью осуществления мероприятий федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" по Республике Калмыкия, включенных в состав Программы, является обеспечение постоянным жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, путем предоставления им субсидий из федерального бюджета в виде государственных жилищных сертификатов.
В рамках Программы будет осуществляться реализация мероприятий Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по Республике Калмыкия, на что предусматривается выделение средств федерального бюджета.
В развитие действовавшей до конца 2001 года федеральной целевой программы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" разработана подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", целью которой является обеспечение жильем граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк" и ветеранов подразделений особого риска.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24.07.2002 года N 209 будет осуществляться обеспечение жильем работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете по предоставлению жилой площади в городской очереди.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22.03.2000 N 82 предусматривается предоставление и распределение социального жилья для малообеспеченных семей, остро нуждающихся слоев населения и многодетных семей.
5. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления, предприятий и организаций Республики Калмыкия.
На федеральном уровне осуществляется:
формирование нормативно-правовой и методологической базы проведения государственной жилищной политики и преобразований в жилищной сфере;
обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством;
разработка эффективных механизмов использования средств федерального бюджета для достижения основной цели и задач федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
На уровне органов исполнительной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления осуществляется:
развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанное с реализацией федерального законодательства на территории Республики Калмыкия;
проведение предусмотренных Программой преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта;
обеспечение жильем за счет средств соответствующих бюджетов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке;
организация и проведение информационной работы среди населения;
координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств всех источников финансирования составит 3147,6 млн.рублей и будет направлен на финансирование государственных капитальных вложений.
Предусматривается предоставление средств из республиканского бюджета на погашение 11% процентов по ипотечному кредиту через открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия" в размере до 84,3 млн.рублей, а также финансирование за счет средств бюджетов всех уровней жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Сводные данные по источникам и направлениям финансирования Программы приведены в приложении N 2.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов будут уточняться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
7. Организационное и информационное обеспечение реализации Программы
Координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей Программы осуществляется межведомственной комиссией по вопросам реализации республиканской целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы (далее именуется - Комиссия), состав и положение которой утверждаются Правительством Республики Калмыкия.
Формы и методы организации управления и контроля за реализацией Программы в целом определяются государственным заказчиком-координатором по согласованию с государственными заказчиками программ и мероприятий, утверждаются Комиссией.
Текущее управление и оперативный контроль за выполнением мероприятий федеральных целевых программ и подпрограмм по Республике Калмыкия и республиканских целевых программ, входящих в состав республиканской целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы, осуществляются соответствующими государственными заказчиками.
Ход выполнения мероприятий Программы анализируется государственными заказчиками с участием других заинтересованных республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. О выполнении указанных мероприятий государственные заказчики ежемесячно подготавливают и представляют государственному заказчику-координатору соответствующие сводные отчеты. Государственный заказчик-координатор, обобщив и проанализировав указанные отчеты, представляет по итогам квартала и года в Комиссию и Правительство Республики Калмыкия доклад о ходе реализации Программы с внесением предложений по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.
Информационно-разъяснительная работа организуется государственным заказчиком-координатором с участием государственных заказчиков через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12 ноября 2008 г. N 392 в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Оценка эффективности реализации Программы
Оценку реализации Программы предлагается производить ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику-координатору до 10 января года, следующего за отчетным.
Ответственность за предоставление информации возлагается на руководителей органов исполнительной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления, предприятия, курирующие вопросы реализации жилищной политики.
Реализация государственной жилищной политики в рамках Программы потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде.
Успешная реализация Программы позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий населения Республики Калмыкия;
доступность приобретения жилья;
рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее, чем на 5% в год;
обеспечение жильем за счет средств федерального, республиканского, местных бюджетов и внебюджетных источников более 7800 семей граждан, в том числе отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия - более 1200 семей;
адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах, социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование жилищного законодательства Республики Калмыкия;
создание условий для улучшения демографической ситуации в стране и республике, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Ожидаемые результаты |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2003 г. N 185 "О республиканской целевой программе "Жилище"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.