Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 44. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями
1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования на местном референдуме последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
2. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 26 настоящего Закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене под словами "да" и "нет"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней для голосования, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму, находящуюся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
3. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
б) число бюллетеней для голосования, выданных участникам референдума на участке местного референдума в день голосования (устанавливается по числу их подписей в списке участников референдума);
в) число бюллетеней для голосования, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума и проверяется по списку досрочно проголосовавших участников референдума).
4. После внесения указанных в пункте 3 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии.
5. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
а) в строку 1 - число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
б) в строки 3 и 4 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно;
в) в строку 5 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
г) в строку 6 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;#
После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 26 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
6. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол о результатах референдума в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
7. Непосредственный подсчет голосов участников референдума осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням для голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
8. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 26 настоящего Закона.
9. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями за исключением случаев, предусмотренных пунктами 14-16 настоящей статьи. При этом должен быть обеспечен обзор действий членов участковой комиссии для всех присутствующих при подсчете.
10. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия отделяет бюллетени для голосования неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
11. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования установленной формы, чем число заявлений участников референдума, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней для голосования, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа на квадратах, относящихся к позициям "да" и "нет", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
12. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
13. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени для голосования, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за позиции "да" и "нет", содержащиеся в бюллетене для голосования, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени для голосования. При сортировке члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене для голосования отметки участника референдума и представляют бюллетени для голосования для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования не допускается.
14. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещении комиссии по проведению местного референдума и участковой комиссии будет составлять более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список - на участке местного референдума (но не менее 10 участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена участковой комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет бюллетеней для голосования, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом бюллетени для голосования, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума, упаковываются отдельно и опечатываются.
15. Затем производится подсчет голосов участников референдума по бюллетеням для голосования установленной формы. Не менее чем два члена участковой комиссии подсчитывают бюллетени для голосования отдельно по позициям "да" и "нет". Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "да" и "нет", или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума# этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи и пунктом 5 статьи 40 настоящего Закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы.
После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "да" и "нет". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования на местном референдуме, а также его увеличенной формы.
17. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и заносят в строку 11 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней для голосования.
18. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму количество бюллетеней для голосования установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
19. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
20. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования на местном референдуме, и вносит данные о расхождении в специальные строки указанного протокола.
После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка местного референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пунктах 1 и 2 статьи 26 настоящего Закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
Полномочия участковой комиссии при использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком участников референдума в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 27 настоящего Закона, регулируются пунктом 24 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования на местном референдуме. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и последующих строк - протокола участковой комиссии об итогах голосования на местном референдуме, по результатам ручного подсчета составляется соответствующий протокол. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования на местном референдуме направляется в вышестоящую комиссию.
21. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования на местном референдуме и выдаются копии протокола лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 26 настоящего Закона. Протокол заполняется в 2-х экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования на местном референдуме, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе об этом делается запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования на местном референдуме имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
22. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
23. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 26 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию указанного протокола, а также заверить ее. Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования на местном референдуме, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных.
24. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в комиссию по проведению местного референдума и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в участковую комиссию жалобы (заявления) на нарушения соответствующего закона, устава муниципального образования, на основании которых проводится местный референдум, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Первый экземпляр протокола об итогах голосования на местном референдуме с приложенными к нему документами доставляется в комиссию по проведению местного референдума председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии, при передаче указанного протокола вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.
25. Второй экземпляр протокола об итогах голосования на местном референдуме предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 26 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом документацией местного референдума, включая бюллетени, а также печать участковой комиссии# передается в вышестоящую комиссию для хранения.
26. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и направления первого экземпляра в комиссию по проведению местного референдума участковая комиссия, направившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку, либо ошибку в сложении данных протокола), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. О принятом решении участковая комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в комиссию по проведению местного референдума. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
27. Данные протокола об итогах голосования на местном референдуме, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, передаются в комиссию по проведению местного референдума по техническим каналам связи в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр указанного протокола и вся документация местного референдума, включая бюллетени, при первой же возможности представляются в комиссию по проведению местного референдума либо непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность документации местного референдума и доставку ее по назначению.
28. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом, участковые комиссии вправе использовать при голосовании на местном референдуме технические средства подсчета голосов. Итоги голосования, полученные с помощью технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено законами.
29. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке местного референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников референдума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.