2. Определить государственным заказчиком:
- Программы - министерство по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия;
- подпрограммы "Республиканский учебно-воспитательный комплекс для одаренных детей "Элистинский лицей" - министерство образования Республики Калмыкия;
- подпрограммы развития дополнительного профессионального образования кадров управления в Республике Калмыкия - Межотраслевой республиканский центр повышения квалификации и переподготовки кадров народного хозяйства при Калмыцком государственном университете.
3. Министерству экономики Республики Калмыкия и министерству финансов Республики Калмыкия:
- включить Программу в перечень республиканских целевых программ;
- при формировании проектов республиканского бюджета на 1998 год и последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации мероприятий Программы.
Президент Республики Калмыкия |
К.Илюмжинов |
г.Элиста,
20 октября 1997 г.
N 174
Республиканская целевая программа
"Молодые кадры (Дайте, дайте первую удачу!)"
(утв. Указом Президента Республики Калмыкия
от 20 октября 1997 г. N 174)
Паспорт целевой программы
Наименование "Молодые кадры (Дайте, дайте первую удачу)"
программы
Наименование Указ Президента Республики Калмыкия от 19 мая 1997 г.
и номер норма- N 72
тивного акта
об разработки
программы#
Государственный министерство по делам молодежи, туризму и спорту РК
заказчик
Основные минэкономики Республики Калмыкия министерство по делам
разработчики молодежи, туризму и спорту РК
программы
Цели и задачи Последовательная и целенаправленная работа по подго-
программы, товке и переподготовке управленческих кадров с новым
важные целевые экономическим мышлением в соответствии с требованиями
показатели реформы;
- разработка нового содержания подготовки и повышения
квалификации управленческих кадров;
- разработка и применение новых технологий подготовки
молодых кадров в соответствии с достижениями совре-
менных фундаментальных и прикладных наук, передового
и новаторского опыта
Сроки реализации 1997-2002 гг.
программы
Перечень
основных
мероприятий
Исполнители министерства, ведомства Республики Калмыкия, предста-
основновых# вители Президента в районах и г.Элисте
мероприятий
Объемы и источники финансирования
(млн.руб.)
На период реализации |
Годы | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Всего: 13122 1000 2538,6 2474,6 2367,6 2359,6 2381,6
в том числе:
фед. бюджет 3118 - 621,6 621,6 621,6 621,6 631,6
респ. бюджет 2724 - 605 605 500 500 514
местный бюджет 4977 - 995 996 995 996 995
Фонда# программ Президента РК 1803 1000 217 152 151 142 141
Фонд занятости РК 500 - 100 100 100 100 100
Капитальные вложения - - - - - - -
НИОКР - - - - - - -
Прочие текущие расходы - - - - - - -
Всего:
в том числе: 13122 1000 2538,6 2474,6 2367,6 2359,6 2381,6
фед. бюджет 3118 - 621,6 621,6 621,6 621,6 631,6
респ. бюджет 2724 - 605 605 500 500 514
местный бюджет 4977 - 995 996 995 996 995
Фонда# программ Президента РК 1803 1000 217 152 151 142 141
Фонд занятости РК 500 - 100 100 100 100 100
Ожидаемые формирование управленческих кадров новой формации,
результаты адекватной требованиям рыночной экономики
Система контроля Рассмотрение итогов реализации программы:
за исполнением - на заседаниях Совета по государственной молодежной
программы и его кадровой политике при Президенте РК - ежегодно;
периодичность - на заседаниях правительства РК - 2 раза в год
Содержание Программы
Состояние проблемы
Сложившаяся профессионально-квалификационная структура управленческого персонала республики маловосприимчива к изменившимся отношениям в социально-экономической сфере. Несмотря на то, что качественный уровень работников существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда, большинство руководителей не заинтересовано в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства.
В 1996 году в республике была проведена аттестация руководителей предприятий, министерств, ведомств. Итоги аттестации свидетельствуют о низком уровне руководящего звена.
Необходимость решения проблемы организации новой системы подготовки кадров программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1) Развивающейся рыночной экономике республики необходима мощная банковско-финансовая инфраструктура, которая будет испытывать постоянную потребность в высококвалифицированных специалистах банковского дела, финансов, страхования, фондового рынка, бухгалтерского учета и налогообложения.
2) Дальнейшая интеграция России, а также и Калмыкии, в мировую экономику будет поддерживать потребность в специалистах по внешнеэкономической деятельности, а также во владеющих иностранными языками специалистах для предприятий с участием иностранного капитала.
3) Переход экономики от всеобщего дефицита к серьезным проблемам со сбытом продукции усиливает потребность в новых специалистах по маркетингу и сбыту.
4) Дифференциация общества по уровню доходов на "богатых" и "бедных" будет сопровождаться развитием сферы услуг для удовлетворения потребностей "богатых" и потребностью для этих целей высококвалифицированных услуг#.
5) Анализ ситуации подсказывает, что методы работы, знания, умения и навыки, сформировавшиеся у большинства руководителей в прежних условиях управления хозяйствования, становятся недостаточными для выполнения изменившихся управленческих функций и тормозят процесс регулирования экономики. Итоги республиканской аттестации подтверждают об этом, что создает необходимые предпосылки для начала работы по формированию кадров "новой формации".#
Основная ставка делается на молодежь Калмыкии. Профотбор будущих руководителей следует начинать со школьной скамьи и продолжать, где необходимо отслеживать перспективных студентов, наделенных способностями к лидерству, в дальнейшем.
Основная цель программы - решение проблемы подготовки кадров для рыночной экономики - специалистов с новым экономическим мышлением - и направление государственной молодежной кадровой политики на рационализацию использования кадров и повышение качества управления.
Для преодоления негативных явлений в сфере управления и омоложения управленческого персонала на республиканском, районном и местном уровнях предполагается осуществить задачи:
- по проведению сбалансированной государственной кадровой политики по постепенному омоложению органов управления в отраслевом и территориальном разрезах;
- по определению приоритетных направлений кадровой политики на основе прогнозов социально-экономического развития республики;
- по оптимизации соотношения подготовки кадров инновационного и административного типа и возможности альтернативного продвижения по службе.
В области усиления механизмов государственного воздействия на структуру и качество кадров будут осуществляться следующие мероприятия:
- введение в соответствии в российскими государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников;
- организация национальной системы профессиональной ориентации населения и, в первую очередь, молодежи, планирования трудовой карьеры;
- разработка и координация общереспубликанской, районных и отраслевых программ человеческих ресурсов, подготовки и переподготовки кадров;
- формирование и обеспечение государственного заказа на подготовку и переподготовку молодых кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также госучреждений.
Реализация программы будет проводиться по 5 основным направлениям:
I. Подготовка нормативных документов, регламентирующих деятельность исполнителей программы.
II. Целенаправленная подготовка управленческих кадров в системе среднего общего и высшего профессионального образования.
1. Школа:
- отбор на конкурсной основе наиболее талантливых детей для обучения с углубленным изучением специальностей по направлениям (лицей, гимназия и т.п.);
- участие талантливых детей республики на конкурсной основе в международных проектах по обмену студентами, международных, российских олимпиад#, конкурсах по предметным специальностям.
2. ВУЗ:
- отбор на конкурсной основе абитуриентов в престижные ВУЗы страны, содействие в переводе студентов-стипендиатов Калмыцкого государственного университета в ведущие ВУЗы страны по актуальным профессиям: менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление в социальной сфере, маркетинг.
III. Выдвижение специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и проявивших в ходе своей деятельности организаторские способности в соответствии с возрастным цензом (до 30 лет);
- формирование республиканского банка данных о специалистах престижных профессий (менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление социальной сферой, маркетинг) для выдвижения их на руководящие должности;
- определение квоты рабочих мест для молодых специалистов в системе органов исполнительной власти Республики Калмыкия на 3 года;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров на базе ведущих ВУЗов, федеральных министерств, ведомств, негосударственных производственных структур.
Отбор кандидатов на замещение вакантных должностей, на обучение в иностранных престижных заведениях будет осуществляться правительством республики по предоставлению минмолодежи РК только на конкурсной основе.
IV. Организация работы по профессиональной ориентации молодых кадров, оказание консультативных услуг, проведение обучающих семинаров для молодежи.
V. Формирование республиканской информационной кадровой базы в банке данных "Надежда Калмыкии" по молодым кадрам на базе Информационного центра минмолодежи РК.
VI. Проведение ежегодных (мониторингов) опросов на базе Госкомстата Республики Калмыкия с целью определения структуры потребности в специалистах и внесения в программу.
VII. Формирование прогнозов потребности по подготовке, переподготовке специалистов на среднесрочную перспективу в целом по Республике Калмыкия (Госкомтруд Республики Калмыкия, минэкономики Республики Калмыкия, другие заинтересованные ведомства).
Механизм реализации программы
Общее руководство программой осуществляет госзаказчик программы - министерство по делам молодежи, туризму и спорту РК.
В реализации программы участвуют республиканские министерства, ведомства, органы исполнительной власти в районах и г.Элисте. Участники программы подотчетны госзаказчику и имеют право на согласование мероприятий при выборе приоритетных направлений молодежной кадровой политики и определению# необходимых финансовых средств.
Госзаказчик подготавливает и представляет бюджетную заявку на следующий финансовый год в минэкономики Республики Калмыкия и минфин Республики Калмыкия.
Финансовое обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы при ограниченности ресурсных возможностей экономики республики будет определяться в счет текущего финансирования на указанные мероприятия из федерального, республиканского, районных и городского бюджетов, Фонда занятости Республики Калмыкия, а также по решению Совета по государственной молодежной кадровой политике при Президенте Республики Калмыкия за счет средств фонда программ Президента Республики Калмыкия.
План
мероприятий по реализации президентской республиканской целевой
программы "Молодые кадры (Дайте, дайте первую удачу!)"
на 1997-2002 годы
Наименование мероприятий | Сроки реализации |
Ответственный исполнитель |
Объемы и источники финансирования | |||||
Всего | фед. бюджет |
респ. бюджет |
местный бюджет |
Фонд программы Прези- дента |
Фонд занятости РК |
I. Подготовка проектов законодательных или иных правовых актов
- разработать Положение об июнь-июль минмолодежи РК, текущее финансирование
информационном центре при 1997 г. Минюст РК
минмолодежи РК;
- разработать Положение об июль минмолодежи РК, текущее финансирование
уполномоченном Президента 1997 г. Минюст РК
РК на государственных
предприятиях, в акционерных
обществах;
- разработать Порядок форми- июль минмолодежи РК, текущее финансирование
рования квоты рабочих мест 1997 г. Госкомтруд РК
для молодых специалистов в
системе госвласти при пра-
вительстве РК;
- разработать Порядок форми- 1998 г. Госкомтруд РК, текущее финансирование
рования системы государ- минэкономики
ственного заказа на подго- РК, минмолодежи
товку и переподготовку кад- РК
ров для приоритетных и ин-
новационных сфер деятель-
ности, а также государ-
ственных учреждений;
- разработать Положение об 1997 г., минмолодежи РК текущее финансирование
институте дублеров и стаже- 1998 г.
ров
II. Целенаправленная подготовка управленческих кадров в системе среднего общего и высшего
профессионального образования
- подготовка управленческих
кадров в системе общего и
начального профессионально-
го, высшего образования
- создание республиканского 1997 г. минобразования Разработана подпрограмма в составе программы "Моло-
учебно-воспитательного ком- РК дые кадры"
плекса "Элистинский лицей";
- пересмотр и обновление пе- весь минобразования
речня специальностей педа- период РК
гогического профиля, введе-
ние новых направлений под-
готовки педагогических кад-
ров;
- приведение учебных планов и весь минобразования 1080 540 - 540 - -
программ Элистинского педа- период РК, КГУ
гогического колледжа
им.X.Б.Канукова и Калмыцко-
го государственного универ-
ситета в соответствие с
потребностями современной
школы. Подготовка педагогов
по новым учебным планам для
работы в условиях вариатив-
ного обучения, специалистов
новых направлений (психоло-
гов, социологов, физиоло-
гов, валеологов, преподава-
телей права, основ экономи-
ки и др.);
- подготовка педагогических, весь минобразования 2296 - 2296 - - -
научных и управленческих период РК, КГУ
кадров для калмыцкой нацио-
нальной системы образова-
ния;
- организация научных иссле- весь минобразования 1399 1399 - - - -
дований по проблемам разви- период РК, КГУ
тия калмыцкой национальной
системы образования (в рам-
ках федеральной целевой
программы по постановлению
правительства РФ N 303);
- создание психологических, весь минобразования 5497 1060 - 4437 - -
социологических служб при период РК, представи-
органах управления образо- тели Президента
ванием и образовательных РК в районах и
учреждениях; г.Элисте
- повышение квалификации спе- весь минобразования текущее финансирование
циалистов МО РК и науч- период РК
но-педагогических работни-
ков РИПКРО для эффективного
управления системой образо-
вания, оказания педагогам и
руководителям профессио-
нальной помощи - введение в
учебные планы образователь-
ных учреждений элективных
курсов "Психология обще-
ния", "Введение в экономи-
ку", "Экономика и право",
"Статистика", "Основы биз-
неса";
- формирование резерва кадров весь минобразования - - - -
руководителей в системе об- период РК, КГУ
щего и начального професси-
онального образования
- введение в образовательных весь минобразования текущее финансирование
учреждениях республики ди- период РК, минздрав
агностики лидерских ка- РК, минкультуры
честв, системы развития и РК
отслеживания лидерских ка-
честв
- создание условий для форми- весь минмолодежи РК, 20 - 20 - - -
рования лидерства с широким период минобразования
спектром выбора и содейс- РК, представи-
твие развитию лидерского тели Президента
движения, детских и моло- РК в районах и
дежных общественных органи- г.Элисте, КГУ
заций, органов само- и со-
управления, проведение тре-
нинг-курсов, семинаров с
лидерами
- введение дополнительных весь минобразования 31 9 22 - - -
спецкурсов для студентов, период РК, минмолодежи
способных к организаторской РК, КГУ
деятельности, с целью пла-
номерной подготовки резерва
руководящих кадров;
- отбор на конкурсной основе весь минобразования текущее финансирование в рамках реализации подпрог-
наиболее талантливых детей период РК, КГУ раммы "Элистинский учебно-воспитательный комплекс"
с углубленным изучением
специальностей по направле-
ниям в элитарных общеобра-
зовательных учебных заведе-
ниях республики (лицей,
гимназия);
- участие талантливых детей в весь минобразования 767 - в рамках 767 -
международных проектах по период РК, минмолодежи реализа-
обмену школьниками, студен- РК, КГУ ции рес-
тами международных, рос- публи-
сийских олимпиадах, конкур- канской
сах по предметным специаль- програм-
ностям; мы "Ода-
ренные
дети"
- проведение ежегодных социо- весь минмолодежи РК, 75 - 75 - - -
логических опросов (иссле- период КГУ
дований) среди старшекласс-
ников с целью выявления
способных к творческому са-
мовыражению личностей;
- подготовка управленческих
кадров в системе высшего
профессионального образова-
ния;
- освоение углубленного курса весь КГУ 100 100 - - - -
основополагающих дисциплин; период
- усиленная языковая подго- весь минмолодежи РК, 36 - - - 36 -
товка с освоением в совер- период КГУ
шенстве 1-2 иностранных
языков;
- содействие в переводе сту- весь КГУ, минмолоде- текущее финансирование
дентов-лидеров старших кур- период жи РК
сов в элитарные высшие
учебные заведения России и
зарубежных стран для про-
должения обучения по профи-
лю выбранной специальности;
- содействие в направлении весь КГУ, минмолоде- текущее финансирование
студентов-лидеров для про- период жи РК
хождения производственной
практики на предприятиях,
учреждениях и организациях,
оснащенных современным тех-
нологическим оборудованием,
высокими технологиями, раз-
витым рынком сбыта продук-
ции в Республике Калмыкия и
за ее пределами;
- привлечение в качестве лек- весь КГУ текущее финансирование
торов и преподавателей в период
процесс обучения по приори-
тетным специальностям ра-
ботников престижных компа-
ний, акционерных обществ,
государственных учреждений;
- формирование банка данных о весь КГУ, министерс- текущее финансирование
вакансиях и проведение еже- период тва, ведомства,
годного "Дня открытых две- представители
рей" на базе КГУ; Президента РК в
районах и
г.Элисте
- оказание содействия в при- весь КГУ текущее финансирование
обретении навыков по освое- период,
нию современных компьютер- начиная
ных средств и программного с 1997 г.
обеспечения;
- проведение ежегодных социо- весь минмолодежи РК, 10 10 - - - -
логических опросов (анкети- период КГУ
рования) среди студентов о
процессе обучения на фа-
культетах "престижных" про-
фессий и по профессиональ-
ным намерениям молодежи
III. Выдвижение специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и проявивших
в ходе своей деятельности организаторские способности с возрастным цензом (до 30 лет)
- создание Республиканского весь КГУ, министерс- разработана подпрограмма программы "Молодые кадры в
межотраслевого центра под- период, тва, ведомства, составе (Дайте, дайте первую удачу)"
готовки и переподготовки начиная представители
специалистов при КГУ; с 1997 г. Президента РК в
районах и
г.Элисте
- составление ежегодного пла- весь министерства, текущее финансирование
на повышения квалификации период, ведомства,
кадров в отраслевом и тер- начиная представители
риториальных разрезах; с 1998 г. Президента РК
- установление деловых парт- весь минмолодежи РК, текущее финансирование
нерских связей с кадровыми период, министерства,
центрами других регионов с начиная ведомства,
заключением договора о сот- с 1998 г. представители
рудничестве; Президента РК в
районах и
г.Элисте
- поддержка развития "Моло- весь минмолодежи РК 1000 1000
дежного парламента"; период,
начиная
с 1997 г.
- лицензирование деятельности весь минобразования текущее финансирование
базовых учебных заведений, период РК, КГУ
ведущих подготовку и пере-
подготовку кадров;
- создание системы подготовки весь минмолодежи РК, текущее финансирование
и переподготовки кадров на период КГУ, министерс-
базе ведущих ВУЗов, феде- тва, ведомства,
ральных министерств, ве- представители
домств, негосударственных Президента РК в
производственных структур - районах и
для молодых руководителей г.Элисте
высшего звена, на базе рес-
публиканских органов повы-
шения квалификации для ру-
ководителей среднего звена;
- отбор кандидатов на вакант- весь правительство текущее финансирование
ную должность на конкурсной период РК, минмолодежи
основе с представлением РК, представи-
программы оздоровления тер- тели Президента
ритории, отрасли, предприя- РК в районах и
тия на среднесрочную перс- г.Элисте
пективу;
- отбор кандидатов на кон- весь правительство - - - - - -
курсной основе для обучения период РК
в иностранных престижных минмолодежи РК
учебных заведениях, корпо-
рациях;
- проведение ежегодных рес- весь министерства, текущее финансирование
публиканских "круглых сто- период ведомства,
лов", совещаний-семинаров представители
молодых кадров по горизон- Президента РК в
тальному и вертикальному районах и
принципам г.Элисте
IV. Организация работы по реализации мероприятий Программы
- проведение организационных весь минмолодежи РК 93 93
мероприятий по профессио- период
нальной ориентации молодежи
V. Создание республиканской информационной кадровой базы в банке данных "Надежда Калмыкии"
- проведение организационных весь минмолодежи РК текущее финансирование
мероприятий по созданию ин- период
формационной кадровой базы;
- формирование республиканс- весь минмолодежи РК, 58 - 58 - - -
кого банка данных "Надежда период, Информационный
Калмыкии" и представление в начиная центр, минис-
правительство Республики с 1998 г. терства, ведом-
Калмыкия данных на следую- ства, предста-
щий год по молодым кадрам вители Президе-
по возрастам: нта РК в райо-
- школьники, нах и в г.Элис-
- студенты, те, КГУ
- молодые специалисты
VI. Проведение ежегодных опросов (мониторингов) рынка труда
- сбор и обобщение статисти- весь Служба занятос- 500 - - - - 500
ческой информации о потреб- период, ти РК, Госком-
ности республиканских ми- начиная стат РК, минис-
нистерств, ведомств, райо- с 1998 г. терства, ведом-
нов и г.Элисты негосудар- ства, предста-
ственных структур в рабочих вители Президе-
местах по специальностям за нта РК в райо-
истекший год и представле- нах и Элисте
ние обобщенных данных в
правительство РК, Госком-
труд РК и Минэкономику РК;
- формирование доклада о кон- весь Госкомтруд РК, текущее финансирование
цепции государственной кад- период минэкономики РК
ровой политики на будущий
год по республике в соот-
ветствии с примерной струк-
турой потребности в специа-
листах
VII. Формирование прогнозов потребности по подготовке, переподготовке специалистов
- подготовка прогнозных дан- весь Госкомтруд РК, текущее финансирование
ных по потребности в специ- период минэкономики РК
алистах на среднесрочную
перспективу по Республике
Калмыкия;
- поэтапное введение системы весь министерства, по мере введения системы
подготовки молодых кадров период ведомства,
на основе целевой контракт- представители
ной подготовки специалис- Президента РК в
тов; районах и
г.Элисте, КГУ
- разработка порядка ежегод- весь минмолодежи РК, текущее финансирование
ного квотирования рабочих период Госкомтруд РК
мест для молодых специалис-
тов в территориальном и от-
раслевом разрезах;
- формирование государствен- 1997 - правительство 160 - 160 - - -
ного плана на подготовку и 1998 гг. РК, Минэкономи-
переподготовку управленчес- ки РК, минмоло-
ких кадров для приоритетных дежи РК, Гос-
и инновационных сфер дея- комтруд РК
тельности, а также госуч-
реждений согласно основного
задания Федерального госу-
дарственного плана подго-
товки управленческих кадров
для организаций народного
хозяйства РФ в 1998-1999
учебном году#
Итого финансовых затрат х х 13122 3118 2724 4977 1803 500
млн.руб.
Всего | в т.ч. по годам: | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Всего 17724 1000 3490,6 3424,6 3316,6 3324,6 3317,6
в том числе:
Программа "Молодые кадры" 13122 1000 2538,6 2474,6 2367,6 2359,6 2381,6
УВК "Лицей" 1947 392 390 389 405 371
МРЦППК при КГУ 2655 570 570 570 570 575
из них:
за счет федерального бюджета 4292,5 855,6 855,6 855,6 855,6 870,1
Программа "Молодые кадры" 3118 621,6 621,6 621,6 621,6 631,6
УВК "Лицей"
МРЦППК при КГУ 1174,5 234 234 234 234 238,5
за счет республиканского бюджета 4314 925 923 818 834 814
Программа "Молодые кадры" 2724 - 605 605 500 500 514
УВК "Лицей" 1590 - 320 318 318 334 300
МРЦППК при КГУ
за счет местного бюджета 6814,5 1393 1394 1392 1393 1392,5
Программа "Молодые кадры" 4977 - 995 996 995 996 995
УВК "Лицей" 357 72 72 71 71 71
МРЦППК при КГУ 1480,5 296 296 296 296 296,5
за счет Фонда программ Президента 1803 1000 217 152 151 142 141
РК
Программа "Молодые кадры" 1803 1000 217 152 151 142 141
за счет Фонда занятости РК 500 100 100 100 100 100
Программа "Молодые кадры" 500 100 100 100 100 100
1. Общие положения
1.1. Учебно-воспитательный комплекс предусматривает создание условий для полноценного развития и образования наиболее талантливых детей республики, отвечающих мировым стандартам. Цель комплекса - подготовка интеллектуальной, государственно-общественной и духовной элиты Калмыкии.
1.2. Учебно-воспитательный комплекс создается на базе Элистинского лицея - государственного образовательного учреждения, созданного распоряжением СМ КАССР от 18.09.90 г. для целенаправленной подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы РФ.
2. Ресурсы лицея
2.1. За семь лет работы лицей закончило 310 человек. Ежегодно в ВУЗы РФ и КГУ поступают все выпускники. Большая часть лицеистов успешно сдает вступительные экзамены в самые престижные ВУЗы страны - МГУ, МФА, РУДН и др. Лицеисты успешно участвуют в олимпиадах и конференциях школьников.
Итоги олимпиад за 1995-97 гг.
Годы Городские Республиканские Российские Международные
1995-96 1 м - 16 1 м - 16 3 м - 2 3 м - 1
2 м - 11 2 м - 10 4 м - 2
3 м - 3 3 м - 4
1996-97 1 м - 13 1 м - 16 3 м - 1
2 м - 11 2 м - 12 4 м - 1
3 м - 4 3 м - 3
2.2. Коллектив учителей составляет 30 человек. Из них 19 - учителя высшей категории, 2 учителя - аспиранты МГПУ, МГУ.
2.3. Лицей финансируется из городского бюджета по статьям: заработная плата и питание учащихся. Собственные доходы от хозрасчетной деятельности (сдача в аренду помещения и автомобиля) составляет примерно 1 млн.руб. в месяц.
Лицей расположен в трех зданиях. Имеются 13 учебных кабинетов, спортивный зал, библиотека, актовый зал, столовая на 70 мест, хореографический зал. В целом учебно-наглядными и техническими средствами обучения лицей обеспечен не более, чем на 50%.
В аварийном состоянии находится второе учебное здание, протекает крыша спортзала.
3. Структура лицея
3.1. УВК включает в себя лицейские 9, 10, 11 классы (очно-дистанционная форма обучения) и подготовительного звена (очно-дистантная форма). Для детей из отдаленных районов республики при лицее создается интернат.
3.2. В построении системы работы с одаренными детьми лежит вытекающий из концепции личностно-ориентированного образования принцип создания условий для комплексного и полноценного развития личности учащегося.
3.3. УВК проектируется как школа полного дня, в которой ученик будет находиться большую часть своего времени (учебного и внеучебного), поэтому структура школьного комплекса включает в себя необходимые модули для труда и отдыха ребенка и организации жизни современного образовательного заведения:
- учебные помещения лаборатории и кабинеты для учебных занятий;
- мастерские, студии и хореографические классы;
- библиотечный центр с компьютерной базой данных и выходом в сеть (Интернет), аудио- и видеотекой;
- центр калмыцкой культуры, включающий в себя музей и выставочный зал;
- валеологическйй центр с современным диагностическим оборудованием;
- школьная столовая, обеспечивающая трехразовое питание;
- спортивный комплекс с тренажерным, игровым залами и бассейном;
- оранжерея и опытный участок для агробиологических опытов;
- интернат для проживания школьников из отдаленных районов в течение учебного года.
(*См. приложение "Проект школьного комплекса".)
3.4. Кроме собственно лицея, располагающегося в городе, в УВК входят также лицейские классы, созданные на базе районных школ Калмыкии.
3.5. Для организации учебно-воспитательного процесса в УВК используется техническая и материальная база:
- компьютерных кабинетов КГУ, АООТ "Электросвязь";
- лабораторий химии, биологии, физики КГУ;
- Республиканского театра русской драмы и комедии.
3.6. Структура УВК предполагает органичное взаимосвязанное по форме и содержанию деятельность учреждений образования, существующих ныне самостоятельно: Центр работы с одаренными детьми при МО РК, Республиканский дворец детского творчества.#
4. Направление деятельности УВК "Элистинский лицей" включает в себя учебный, внеучебный и инфраструктурный (обеспечивающий) блоки.
4.1. Учебная деятельность УВК направлена на:
- подготовку широко образованного, эрудированного выпускника, хорошо представляющего картину современной жизни и ориентированного на глубокое и качественное освоение избираемой профессии;
- смещение акцента с репродуктивных способов освоения учебного материала учащимися в сторону ориентации их на самостоятельный, творческий стиль мышления и деятельности, обучения# их современным средствам информационного поиска.
4.1.1. В содержательном плане УВК ориентирован на профильную подготовку учащихся по основным направлениям деятельности:
- научную (математический, исторический, лингвистический профили);
- художественную (культурологический, литературный профили);
- экономическую;
- экологическую (химико-биологический профиль);
- управленческую (менеджмент);
- педагогическую;
- медицинскую;
- физкультурно-спортивную.
* Приложение "Учебный План УВК".
4.1.2. В процессуальном плане учительский коллектив нацелен на работу по направлению "Личностно-ориентированное образование одаренных учащихся", ведущуюся под руководством НИИ личностно-ориентированного образования (директор чл.-кор. РАО проф. Сериков В.В.).
4.1.3. Индивидуальная работа с одаренными детьми включает в себя:
- участие талантливых школьников Калмыкии в международных программах;
- расширение практики участия школьников во Всероссийских конференциях одаренных школьников, летних лагерях при МГУ, МФТИ ;
- обучение школьников на базе научных центров, лабораторий РФ и РК;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми ученых КГУ и других ВУЗов;
- создание на базе лицея для организации исследовательской работы Малой Академии школьников Калмыкии;
- создание в районах республики сети профильных классов.
4.2. Внеучебная деятельность УВК направлена на:
- развитие у учащегося навыков демократического образа жизни, воспитание у него способности решения социальных проблем на личном, общественном, национальном уровнях;
- формирование у него широкого круга интересов в различных областях социальной и культурной жизни своего народа, страны и всей планеты.
4.2.1. В УВК предусматривается широкий спектр различных форм внеклассной и внеурочной деятельности.
1. "Мудрость поколения - в сохранении и бережном отношении к своему прошлому и настоящему". Блок включает в себя работу музея (направления - краеведение, исследовательская работа, защита школьных курсовых работ, патриотическое воспитание), выставочного зала (организация экспозиций, работа изостудии) и библиотеки (организация тематических выставок, встреч с интересными людьми, проведение литературных вечеров).
2. "Джангариада. Мудрый лидер - великий Джангр". Блок включает в себя этно-педагогические разделы, семейное воспитание, физическое развитие и здоровый образ жизни (соревнования по национальным видам спорта, изучение мировых видов спорта, развивающая физкультура, шахматы).
3. Занятия по интересам. Работа клубов и студий: литературная гостиная, музыкальный салон, клуб естественных наук, физико-математический клуб, дискуссионный клуб, хореографическая, театральная и изостудии, кружок музееведение#, лицейская газета.
4. "Я - лидер". Создание школы лидера, президентское управление лицеем.
4.3. В области инфраструктурного обеспечения перед коллективом лицея стоит задача создания современного, комфортабельного образовательного пространства, отвечающего всем существующим научным и техническим требованиям мирового уровня.
4.3.1. Научное обеспечение: в УВК планируется развертывание системы научно-исследовательской работы под руководством НИИ проблем личностно-ориентированного образования (директор чл.-корр. проф. Сериков В.В.) и межвузовской кафедры личностно-ориентированного образования (ВГПУ, КГУ) с целью отслеживания проводимого эксперимента. В перспективе планируется открытие при УВК научно-педагогической лаборатории.
4.3.2. Качественное информационное обеспечение производится в рамках системы школьного мониторинга. Это предполагает создание современного компьютерного парка для обеспечения задач административного и учебного характера.
4.3.3. Для решения задач психологического и социально-педагогического характера при лицее УВК создается психологическая служба, целями которой являются психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса лицея, а также отслеживание экспериментальных направлений деятельности.
4.3.4. Для обеспечения профессионального роста преподавателей лицея, участия их в стажировках, курсах, стимулирования их творческого, высококачественного труда при лицее создается фонд развития, из которого происходит оплата командировочных расходов и создается премиальный фонд.
4.3.5. Из фонда развития происходит оплата труда профессорско-преподавательского состава ВУЗов, приглашаемых# для индивидуальной работы с одаренными детьми и чтения лекционных курсов.
4.3.6. Для организации консультационной помощи, качественного отбора талантливых учащихся из сельских школ республики создается специальный консультационный фонд дистанционного обучения.
4.3.7. Для комплексного подхода к здоровью учащихся при УВК создается валеологический центр, занимающийся вопросами диагностики, профилактики и коррекции здоровья и располагающий необходимым диагностическим оборудованием и физиокабинетом.
4.3.8. Существенно реорганизуется работа столовой. Она становится структурным подразделением УВК и в составлении рациона питания руководствуется рекомендациями валеологического центра УВК.
4.3.9. В структуре УВК создается# заочное и подготовительное отделения, в рамках которых осуществляется обучение лицеистов, проживающих в отдаленных районах республики, подготовка учащихся среднего звена к обучению в лицее.
4.3.10. Для обеспечения заочного (дистантного) образования необходимо создание редакционно-издательского центра с современной полиграфической базой.
4.3.11. Для создания комфортного и насыщенного образовательного пространства комплекса создается программа экологизации и эстетизации среды лицея, которая будет включать в себя оформление интерьера, отделку помещений, декорирование пришкольного участка и т.д.
4.3.12. Интеграция лицея в мировое образовательное пространство предполагает широкие международные связи с ведущими мировыми образовательными учреждениями, поездки, экскурсии, стажировки лицеистов и преподавателей и т.д.
Основные мероприятия по реализации подпрограммы
"Республиканский учебно-воспитательный комплекс "Элистинский лицей"
Наименование мероприятий | Предпола- гаемая сумма затрат |
Сроки реали- зации |
Ответст- венный исполни- тель |
Объемы и источники финансирования | |||
Всего | респ. бюджет |
местный бюджет |
фонд программы Прези- дента |
Всего: 1947,0 1947,0 1590,0 357,0
I. Ремонтные работы в пустующем зда- 700,0 700,0 700,0
нии по ул.Губаревича под интернат
и учебные кабинеты
II. Создание интерьера школьных поме- 10,0 10,0 10,0
щений и декорирование пришколь-
ного участка по программам эсте-
тизации и экологизации среды ли-
цея
III. Материальная база 503,0 503,0 369,0 134,0
Создание административной компь- 70,0 70,0 70,0
ютерной сети на 10 компьютеров
Приобретение двух компьютерных 168,0 168,0 84,0 84,0
классов (по 12 машин)
Приобретение оборудования для ре- 15,0 15,0 15,0
дакционно-издательского центра
Приобретение диагностического 100,0 100,0 50,0 50,0
оборудования для валеологического
центра
Приобретение транспортных 150,0 150,0 150,0
средств: (грузового автомобиля,
автобуса, легковой автомашины)
для обеспечения столовой продук-
тами и организации экскурсионных
поездок, командировок
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
VI. ТСО: 51,5 51,5 51,5
1. Магнитофоны - 15 шт. 7,5 7,5 7,5
2. Видеокамера - 2 шт. 14,0 14,0 14,0
3. Видеоплейер, магнитофон - 10 шт. 10,0 10,0 10,0
4. Телевизоры - 10 шт. 15,0 15,0 15,0
5. Кодоскоп - 10 шт. 5,0 5,0 5,0
V. Оборудование 386,5 386,5 293,5 93,0
1. Комплект мебели для лаборатории 8,5 8,5 8,5
химии - 1 шт.
2. Комплект мебели для лаборатории 8,0 8,0 8,0
физики - 1 шт.
3. Комплект мебели для лаборатории 8,0 8,0 8,0
биологии - 1 шт.
4. Комплект мебели для кабинетов ин- 8,0 8,0 8,0
форматики - 2 шт.
5. Лингафонный кабинет - 4 шт. 40,0 40,0 40,0
6. Мебель для читального зала на 30 7,5 7,5 7,5
человек
7. Комплект мебели для музея - 1 шт. 4,0 4,0 4,0
8. Комплект оборудования для актово- 90,0 90,0 90,0 8,0
го зала - 1 шт.
9. Мебель для столовой на 100 чело- 17,5 17,5 9,5 8,0
век
10. Аудиоаппаратура - 1 шт. 5,0 5,0 5,0
11. Оборудование для столовой 30,0 30,0 15,0 15,0
12. Ксерокс промышленный 15,0 15,0 15,0
13. Комплекты для туристических поез- 140,0 140,0 70,0 70,0
док (палатки, лодки, спальные
мешки)
14. Спортинвентарь 5,0 5,0 5,0
VII. Модернизирование 60,0 60,0 60,0
Учебно-наглядные пособия для ка-
бинетов:
физики - 1 шт. 10,0 10,0 10,0
химии - 1 шт. 10,0 10,0 10,0
биологии - 1 шт. 10,0 10,0 10,0
математики - 1 шт. 10,0 10,0 10,0
географии - 1 шт. 10,0 10,0 10,0
информатики - 1 шт. 10,0 10,0 10,0
VII. Литература - 50 млн. 50,0 50,0 50,0
VIII. Дидактический материал - 10 млн. 10,0 10,0 10,0
IX. Создание фонда развития лицея 50,0 50,0 50,0
(стимулирование экспериментальной
работы, оплата лекций профессор-
ско-преподавательского состава
ВУЗов)
X. Командировочные расходы: 126,0 126,0 126,0
- участие лицеистов в российских 60,5 60,5 60,5
и международных олимпиадах
- стажировки и курсовая подготов- 60,5 60,5 60,5
ка преподавателей:
- выезд в районы республики для 5,0 5,0 5,0
диагностирования и отбора уча-
щихся; консультационные занятия
для сельских учителей, работаю-
щих в профильных классах
Подпрограмма развития дополнительного профессионального образования
кадров управления в Республике Калмыкия (в рамках республиканской
целевой программы "Молодые кадры (Дайте, дайте первую удачу!)"
(утв. Указом Президента Республики Калмыкия
от 20 октября 1997 г. N 174)
Паспорт целевой подпрограммы
Наименование "Подпрограмма развития дополнительного профессиональ-
подпрограммы ного образования кадров управления в Республике Калмы-
кия"
Наименование и Указ Президента Республики Калмыкия от 19 мая 1997 г.
номер норматив- N 72
ного акта об ут-
верждении под-
программы
Государственный Межотраслевой республиканский центр повышения квалифи-
заказчик кации и переподготовки кадров народного хозяйства при
Калмыцком государственном университете (далее -
МРЦППК)
Основные МРЦППК
разработчики
программы
Цели и задачи Последовательная и целенаправленная работа по подго-
программы, важ- товке и переподготовке управленческих кадров с новым
ные целевые по- экономическим мышлением в соответствии с требованиями
казатели реформы
Сроки реализации 1997-2002 гг.
программы
Исполнители Министерства, ведомства Республики Калмыкия, предста-
основных вители Президента в районах и г.Элисте
мероприятий
Объемы и источники финансирования
(млн.руб.)
На период реализации |
Годы | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Всего: 2655 - 530 530 530 530 530
в том числе:
фед. бюджет 1174,5 - 234 234 234 234 238,5
респ. бюджет - - - - - - -
местный бюджет 1480,5 - 296 296 296 296 296,5
Капитальные вложения - - - - - - -
НИОКР - - - - - - -
Прочие текущие расходы
Всего: 2655 - 530 530 530 530 530
в том числе: - - - - - - -
фед. бюджет 1174,5 - 234 234 234 234 238,5
респ. бюджет - - - - - - -
местный бюджет 1480,5 - 296 296 296 296 296,5
Ожидаемые формирование современных управленческих кадров
результаты
Система контроля по системе контроля программы "Молодые кадры"
за исполнением
программы и его
периодичность
Калмгосуниверситет
Содержание проблемы
Реализация государственной политики в области высшего и дополнительного профессионального образования на региональном уровне требует выработки качественно новых подходов и средств для достижения поставленной главной цели и решения программных задач.
Система подготовки и переподготовки, функционирующая в конкретном регионе, должна ориентироваться на ее реальные условия и специфические требования: Калмыкия относится к числу слаборазвитых регионов аграрного типа, финансово-дефицитный, национально-стабильный. Диспропорции в развитии народнохозяйственного комплекса и низкий уровень стартовых возможностей проявились в республике в полной мере при переходе к рыночным отношениям. Процессы, происходящие в социально-экономической и других сферах Калмыкии, требуют соответствующих структурных преобразований, включающих систему подготовки и переподготовки кадров, межотраслевого республиканского центра повышения квалификации и переподготовки кадров народного хозяйства при Калмыцком государственном университете, как единственного государственного учреждения дополнительного профессионального образования, прямых связей с потребителями и создания системы маркетинговых услуг населению.#
Структура и состав предлагаемых МРЦППК населению и предприятиям образовательных программ дополнительного профессионального образования в регионе определяется следующими факторами:
- усиливающейся потребностью населения в образовательных услугах (гибкие, разнообразные, многоуровневые профессионально-образовательные программы);
- необходимостью в интеграции МРЦППК с республиканскими учреждениями профессионального образования разного уровня для обеспечения многоуровневой системы подготовки специалистов и оптимизации цепи непрерывного профессионального образования республики;
- потребностью в обновлении и расширении набора специальностей для всех отраслей народного хозяйства республики;
- потребностью в подготовке кадров для рыночной инфраструктуры республики, развития предпринимательской деятельности;
- необходимостью переподготовки кадров для учреждений науки, культуры, социальной сферы, а также кадрового и научного сопровождения ряда федеральных, региональных и республиканских научных и научно-технических программ;
- потребностью в подготовке и переподготовке специалистов государственной и муниципальной службы;
- развитием внешнеэкономической, торгово-промышленной и коммерческой деятельности и связей Калмыкии, создании# совместных предприятий, банков, инвестиционных фондов и т.п.
Мероприятия программы должны быть направлены как на повышение роли МРЦППК в решении проблем развития республики, так и на создание регионального механизма поддержки дополнительного профессионального образования со стороны местных органов власти.
Анализ состояния и задачи дополнительного
профессионального образования
В 1991 году при Калмыцком госуниверситете был создан факультет повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, осуществляющий свою деятельность на полном хозрасчете, с целью решения вопроса с кадровым обеспечением сельских малокомплектных школ. Работали в тесном сотрудничестве с министерством народного образования РК. Были определены направления переподготовки учителей, в которых нуждались сельские школы - это география, информатика, психология. Кроме того выявилась нехватка учителей калмыцкого языка, истории, физической культуры с высшим образованием. Было подготовлено 68 учителей географии и информатики, 22 учителя истории, английского и калмыцкого языков, 35 практических психологов. Причем, это местные кадры, много лет проработавшие в одной школе, устроенные в социальном плане.
В 1992 году ФППК преобразован в Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров народного хозяйства приказом N 102 от 17 мая 1992 года Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. Были определены 4 основные задачи Центра:
Организация повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства республики (в том числе высвобождаемых) независимо от форм собственности и хозяйствования.
Эту основную задачу и решает Центр. Повышение квалификации руководящих работников осуществлялось центром в первые годы его существования (1992 г.) по программе "Социально-экономические основы рыночной экономики". Повышение квалификации прошли руководители различных подразделений городской и районных администраций. Всего повысили квалификацию 49 руководителей.
В 1993 году, когда широкое распространение получило предпринимательство, Центр организовал курсы повышения квалификации "Бухгалтер малого бизнеса", "Дилер", где обучились 60 человек.
Кроме того в 1993 году Центр совместно с таким же Центром Саранского государственного университета провели курсы для руководящих работников районных отделов народного образования республики "Управление народным образованием". Прошли курсы 16 человек.
С 1994 года повышение квалификации руководящих работников не проводилось. Это связано как с ухудшением финансирования данной статьи, так и с желанием руководителей отправить сотрудников на обучение за пределы республики. Хотя при этом они несут очень большие затраты. При этом Центр готов организовать курсы повышения квалификации по актуальным направлениям, опираясь прежде всего на высококвалифицированные кадры КГУ и республики, а также может пригласить специалистов из других ВУЗов и ведомств региона. Причем программы будут составляться с учетом предложений и пожеланий руководителей ведомств, учреждений, организаций.
Приказом ректора Калмыцкого госуниверситета профессора Борликова Г.М. N 97 от 05.07.94 г. Центру было разрешено вести подготовку на базе среднего специального образования по сокращенной программе (3,5 года обучения) по договорам с заинтересованными предприятиями и учреждениями.
В 1994 году Центр получил лицензию Государственного Комитета Российской Федерации N 16-119 от 06.03.1994 г. на осуществление деятельности в области высшего, дополнительного образования по 11 направлениям подготовки и переподготовки и 5 направлениям повышения квалификации.
В настоящее время востребованными оказались только экономические направления - "Бухгалтерский учет и аудит", "Менеджмент", "Государственное и муниципальное управление".
В учебном процессе Центр опирается на научно-педагогический потенциал Калмыцкого госуниверситете#, а это более 370 преподавателей (30 докторов, профессоров, включая 10 академиков и член-корреспондентов различных академий России, 170 доцентов, кандидатов наук). Все преподаватели, занятые в учебном процессе рекомендованы деканами, зав. кафедрами университета. В условиях формирования рыночных отношений в образовании, роста новых форм, учебных учреждений сложившаяся система подготовки и переподготовки кадров в МРЦППК при КГУ требует постоянного совершенствования, развития, поиска новых направлений в организационном, материально-техническом оснащении, введение# новых научных технологий в учебный процесс. В свою очередь эти проблемы требуют пристального внимания, изучения реального положения дел с учетом оценок, мнений, взглядов и претензий преподавателей, слушателей, организаций и учреждений, направляющих своих сотрудников на обучение.
Растет доля безработных среди поступающих на обучение в Центр. Т.е. в настоящее тяжелое время Центр дает шанс специалистам найти себя в новых социально-экономических условиях.
За годы существования Центра получили дополнительное профессиональное образование 332 специалиста, из них 64% являются выпускниками Калмыцкого госуниверситета. Т.е. на деле осуществляется концепция непрерывного образования:
/--- послевузовское образование
школа --- ВУЗ ----|
\--- дополнительное профессиональное обр-е
Но, к сожалению, переподготовка кадров и повышение квалификации идет без участия республиканской службы занятости.
Стабильно в Центре функционируют курсы "Оператор ЭВМ", "Бухгалтер-оператор ЭВМ", на которых обучилось более 250 человек. Если в предыдущие годы эта служба присылала безработных на краткосрочные курсы "Оператор ЭВМ", то в этом году не посылает или обучает в других учебных заведениях (ПТУ, техникумы). Это связано с тем, что оплату за обучение производят векселями. При этом служба занятости, учитывая только финансовые затраты, не обращает внимание на уровень подготовки и материальной базы. Компьютерный класс Центр постоянно пополняет и модернизирует. Нет смысла вести обучение на компьютерах низкого класса, т.к. курсанты снова окажутся невостребованными, поскольку предприятия сейчас оснащаются самыми современными компьютерами и новейшими компьютерными программами.
Второй задачей Центра является: координация, планирование, информационное и оперативное научно-методическое обеспечение учебных заведений (подразделений) повышения квалификации и переподготовки кадров региона независимо от их ведомственной подчиненности.
Эта задача Центром не выполняется по ряду причин: разнообразные учебные заведения, организованные в последние годы, не желают сотрудничать, видя в этом ущемление своей самостоятельности и своих ведомственных интересов. Хотя координация действий исключила бы дублирование и расширила бы круг возможностей для жителей республики повысить квалификацию, пройти переподготовку, получить высокопрофессиональную консультацию по актуальным проблемам сегодняшней жизни.
Поэтому целесообразно создать на базе Центра при КГУ Координационный Совет, в состав которого вошли бы руководители учебных заведений повышения квалификации и переподготовки кадров, специалисты заинтересованных министерств и ведомств, представители Администрации Президента.
Третьей задачей Центра является: разработка и издание учебно-методической документации (методических разработок, учебных пособий, конспектов лекций).
Эта задача находится в стадии решения. Центр пользовался методическим материалом университета. Совместно с факультетом экономики и управления разработаны учебные планы, соответствующие государственному стандарту по всем направлениям подготовки и переподготовки кадров, преподавателей, занятых в учебном процессе Центра, накопился хороший методический материал, который перерабатывается с учетом специфики Центра и выпущен в виде различных методических пособий.
Четвертой задачей Центра является: согласование с предприятиями и ведомствами ежегодных и перспективных планов и договоров о повышении квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.
В первые годы существования Центра существовала практика заключения договоров с предприятиями и организациями по переподготовке и повышению квалификации с республиканской налоговой инспекцией, министерством народного образования, службой занятости населения. К сожалению, не получился разговор с республиканской службой социальной защиты населения, к руководству которой Центр обращался неоднократно. Были подготовлены учебные программы по переподготовке и повышению квалификации социальных работников. В результате в республике осталось невостребованным такое перспективное и нужное направление, как социальная работа.
В перспективе Центр готов участвовать в реализации различных федеральных программ: совместно с кафедрой экономики и управления, службой занятости и банками организовать консультации для начинающих предпринимателей по составлению бизнес-плана, проводить курсы по развитию малого бизнеса в рамках федеральной программы "Государственная поддержка малого предпринимательства".
В рамках федеральной программы "Молодежь России" Центр заключил договор с министерством по делам молодежи, туризму и спорту на подготовку, переподготовку, повышение квалификации для различных категорий молодежи. К сожалению, финансирование этого проекта еще не начато.
Центр вышел с предложениями в Администрацию Президента РК в рамках федеральной программы "Государственная поддержка местного самоуправления" в разделе "Переподготовка и повышение квалификации".
Очень перспективно такое направление переподготовки, как психология. Задача сегодняшнего дня - обеспечение квалифицированными практическими психологами не только городских, но и сельских школ, детских садов и т.д. Подготовка таких кадров вполне осуществима на базе кафедры педагогики и психологии. Ведь можно на последнем курсе обучения пройти в МРЦППК годичную специализацию. Кроме того во многих школах вводится такой предмет как экономика. Переподготовка учителей по экономическому профилю также вполне осуществима на базе Центра.
Перспективно оказание консультационных услуг учителям различных направлений.
К сожалению, набора на педагогические специальности нет уже в течение последних трех лет, хотя материальная база университета, Центра, высококвалифицированные кадры позволяют на хорошем качественном уровне решать эти задачи. Молодые специалисты, как правило, не закрепляются, местные учительские кадры вынуждены вести по 2-3 предмета, которые юридически они вести не имеют права без соответствующего образования. В ответ на наше обращение Министерство образования РК прислало письмо с благодарностью за подготовку специалистов и невозможностью# вести централизованную переподготовку в связи с отсутствием финансовых средств, а в селах по-прежнему не хватает учителей.
Главные задачи программы
- сохранение и развитие потенциала Центра, расширение возможностей получения желаемого уровня образования, квалификации в соответствии с индивидуальными намерениями граждан, интересами общества, потребностями развития культуры, науки и производства в республике;
- формирование и проведение политики устойчивой финансово-материальной поддержки дополнительного профессионального образования со стороны республиканских и местных органов власти и общества;
- укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы МРЦППК.
Выполнение поставленных задач позволит решить проблемы сохранения и дальнейшего развития потенциала Центра, создать нормативно-правовую базу реформирования системы дополнительного профессионального образования республики.
Предполагается продолжение программы в 2001-2005 гг., которое будет характеризоваться системным развитием структуры дополнительного профессионального образования на оформленной законодательной базе, накопленном опыте, на основе федеральных и региональных программ.
Приоритетные направления развития МРЦППК
1. Удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах и обеспечение отраслей народного хозяйства республики специалистами, необходимыми в современных условиях. Развитие этого направления предполагает:
а) обеспечить совместную деятельность Центра с Институтом повышения квалификации педагогических кадров министерства образования Республики Калмыкия по расширению подготовки, переподготовки и повышения# квалификации педагогических кадров по новым программам и методикам;
б) на основе базового высшего педагогического образования осуществлять переподготовку по следующим специальностям:
- психология
- физическая культура и спорт;
в) в соответствии с решением Правительства РФ и по постановлению правительства республики осуществлять переподготовку (после года работы) и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих республики по специальностям:
- государственное и муниципальное управление
- социальная работа
- экономическая и социальная политика
- управление государственной собственностью
- управление персоналом
- информационные технологии в управлении
- охрана природы и экологическая безопасность;
г) по договорам с заинтересованными предприятиями и учреждениями осуществлять подготовку специалистов (на базе среднего специального образования) по специальностям:
- бухгалтерский учет и аудит
- менеджмент
- физическая культура и спорт;
д) по договорам с Комитетом по занятости населения республики осуществлять переподготовку безработных;
е) открыть подготовку и переподготовку специалистов по новым специальностям и направлениям:
- юриспруденция
- финансы и кредит
- банковское дело;
ж) осуществлять прогнозирование потребностей специалистов для народнохозяйственного комплекса на перспективу с учетом основных направлений социально-экономического развития республики, занятости населения и социально-демографических факторов.
Подпрограмма республиканского учебно-воспитательного комплекса
для одаренных детей "Элистинский лицей" (в рамках республиканской
целевой программы "Молодые кадры (Дайте, дайте первую удачу!)"
(утв. указом Президента Республики Калмыкия
от 20 октября 1997 г. N 174)
Паспорт целевой подпрограммы "Учебно-воспитательный комплекс
"Элистинский лицей"
Наименование "Учебно-воспитательный комплекс "Элистинский лицей"
подпрограммы
Наименование и Распоряжение Президента Республики Калмыкия N 87-рп от
номер норматив- 10 июня 1997 г. "О республиканском учебно-воспитатель-
ного акта об ут- ном комплексе "Элистинский лицей"
верждении под-
программы
Государственный Министерство образования Республики Калмыкия, Элис-
заказчик тинский лицей
Основные Министерство образования Республики Калмыкия, Элис-
разработчики тинский лицей
подпрограммы
Цели - Создание республиканского учебно-воспитательного
подпрограммы комплекса "Элистинский лицей"
- Совершенствование учебно-воспитательного процесса в
УВК "Элистинский лицей"
- Укрепление материально-технической базы УВК "Элис-
тинский лицей"
Сроки реализации 1997-2002 гг.
подпрограммы
Исполнители Правительство Республики Калмыкия.
основных Министерство образования Республики Калмыкия.
мероприятий Представитель Президента Республики Калмыкия в г.Элис-
те
Объемы и
источники
финансирования
(млн.руб.)
На период реализации |
Годы | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Всего: 1947,0 392,0 390,0 389,0 405,0 371,0
в том числе:
республ. бюджет 1590,0 320,0 318,0 318,0 334,0 300,0
местный бюджет 357,0 72,0 72,0 71,0 71,0 71,0
Фонд программ Президента РК
Капитальные вложения
НИОКР
Прочие тек. расходы
Ожидаемые - совершенствование системы отбора, работы с одаренны-
результаты ми детьми, ранней профильной подготовки
Система контроля Рассмотрение итогов реализации подпрограммы:
за исполнением - на заседаниях Совета по государственной молодежной
подпрограммы кадровой политике при Президенте РК - ежегодно;
- на заседаниях правительства РК - 2 раза в год;
- на заседаниях при представителе Президента РК в
г.Элисте
Основные мероприятия подпрограммы развития дополнительного
профессионального образования в Республике Калмыкия
Мероприятия | Сроки | Исполни- тели |
Источники финансирования на период с 1997-2002 гг. | ||||
Всего затрат |
Фед-й бюджет |
местный бюджет |
Фонд программ Президента |
Фонд занятости |
Создание Координационного
Совета
Переподготовка специалистов ежег. МРЦППК текущее финансирование
на базе высшего образования
по следующим направлениям
(по 25 чел.):
всего затрат 800 352 448
государственное и муници- 100 44 56
пальное управление
социальная работа 100 44 56
менеджмент 100 44 56
бухгалтерский учет и аудит 100 44 56
юриспруденция 100 44 56
финансы и кредит 100 44 56
банковское дело 100 44 56
психология 100 44 56
Подготовка специалистов на ежег. МРЦППК
базе среднего специального
образования по следующим
направлениям: (по 25 чел.)
всего затрат: 1750 770 980
бухгалтерский учет и аудит 350 154 196
менеджмент 350 154 196
юриспруденция 350 154 196
финансы и кредит 350 154 196
банковское дело 350 154 196
Повышение квалификации го- по- МРЦППК
сударственных и муниципаль- кварт.
ных служащих по следующим
направлениям (по 15 чел.)
всего затрат: 105 52,5 52,5
государственное и муници- 15 7,5 7,5
пальное управление
социальная работа 15 7,5 7,5
экономическая и социальная 15 7,5 7,5
политика
управление государственной 15 7,5 7,5
собственностью
управление персоналом 15 7,5 7,5
информационные технологии в 15 7,5 7,5
управлении
охрана природы и экологи- 15 7,5 7,5
ческая безопасность
Заключение договоров с ми- ежег. МРЦППК
нистерствами, ведомствами,
городской и районными адми-
нистрациями на переподго-
товку, подготовку и повыше-
ние квалификации государ-
ственных и муниципальных
служащих
Прогнозирование потребнос- ежег. МРЦППК текущее финансирование
тей в специалистах для на- Гос. ком-т
родно-хозяйственного комп- статистики
лекса республики
Обучение всех категорий весь
госслужащих на компьютерах период
высокого класса с обеспече-
нием современными компь-
ютерными программами
Итого затрат: 2655 1174,5 1480,5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Калмыкия от 20 октября 1997 г. N 174 "О программе Президента Республики Калмыкия "Молодые кадры (Дайте, дайте первую удачу!)"
Текст Указа опубликован в газете "Хальмг Унн" от 23 апреля 2004 г. N 87-88